Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Характеристика основных мероприятий программы
Сформированные в государственную программу мероприятия направлены на достижение цели и решение задач, находящих свое отражение в показателях государственной программы, характеризующих развитие и эффективное использование минерально-сырьевой базы автономного округа.
4.1. С целью совершенствования организационно-экономических механизмов регулирования в сфере недропользования предполагается проведение следующих мероприятий:
4.1.1. Организация предоставления и повышение качества государственных услуг.
В рамках данных работ обеспечивается информационно-аналитическое сопровождение предоставления государственных услуг по лицензированию участков недр, выполнению экспертизы запасов, согласованию проектной документации и нормативов потерь при добыче общераспространенных полезных ископаемых.
С целью учета минерально-сырьевой базы ОПИ автономного округа составляются баланс запасов и кадастр месторождений и проявлений ОПИ. Проводится анализ выполнения недропользователями лицензионных условий, проектных документов, требований законодательства о недрах.
Стратегией в автономном округе прогнозируется суммарное потребление основных материалов, необходимых для строительства:
щебня и гравия - около 400 млн. м3,
камня бутового - более 6,1 млн. м3,
строительного песка - около 340 млн. м3,
извести - более 1,5 млн. т.
Разведанные в автономном округе месторождения строительных и планировочных песков способны обеспечить строительную отрасль в этом виде сырья как на среднесрочный, так и на долгосрочный период. Потребность же в щебне и гравии из природного камня и песчано-гравийных смесей превышает возможности разведанных месторождений этих видов сырья на 55 - 60 млн. м3. Поэтому необходимо проведение ГРР на эти виды ОПИ.
4.1.2. Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность в сфере поиска, разведки и добычи полезных ископаемых.
Стабилизации добычи нефти в автономном округе можно добиться, в том числе, за счет ввода в разработку объектов с трудноизвлекаемыми запасами (ТрИЗ) нефти.
В соответствии с современными представлениями трудноизвлекаемые запасы нефти содержатся в залежах или частях залежей, отличающихся сравнительно неблагоприятными для извлечения углеводородов геологическими условиями залегания нефти и (или) аномальными физическими её свойствами. В пластах с трудноизвлекаемыми запасами наблюдается чрезвычайно сложный механизм вытеснения нефти, связанный с одновременным влиянием множества факторов, таких как капиллярные явления, вязкостные силы, фазовые переходы в сочетании со слоистой неоднородностью. Разработка таких объектов сказывается на технико-экономических показателях из-за необходимости применения нетрадиционных технологий и специального несерийного оборудования.
Для полномасштабного вовлечения в промышленный оборот трудноизвлекаемых запасов необходимо определить следующие направления государственной политики:
технологическое, определяющее внедрение новых технологий, позволяющих эффективно разрабатывать ТрИЗ;
научно-конструкторское - необходимо как господдержка научных исследований, направленных на детальное изучение геологического строения и закономерностей нефтегазоносности отложений, содержащих ТрИЗ;
экономическое - для многих ТрИЗ технологии уже разработаны: это и горизонтальное бурение, и множественный гидроразрыв пласта, но при существующей налоговой системе, даже в условиях высоких цен на нефть, они не рентабельны.
4.1.3. Оценка эколого-ресурсных показателей состояния окружающей среды региона в результате техногенного воздействия предприятий топливно-энергетического комплекса.
Экологические проблемы автономного округа возникли, в первую очередь в связи с освоением нефтегазовых месторождений, осуществляемых на фоне низкой устойчивости и длительности восстановления природных комплексов.
К региональным экологическим проблемам относятся: загрязнение атмосферного воздуха, загрязнение и истощение водных ресурсов, недостаточное количество и отсутствие полигонов твердых бытовых и промышленных отходов, загрязнение и нарушение земель и почвенного покрова, нарушение экосистем лесов.
Эти проблемы являются следствием несовершенства промышленных технологий, нарушений экологического законодательства, недостаточной информированности, а также низкого уровня экологической культуры.
С целью снижения техногенного воздействия на окружающую природную среду осуществляется:
мониторинг природоохранных, природовосстановительных программ нефтяных компаний;
мониторинг программ работ по строительству и реконструкции трубопроводов нефтяных компаний.
4.2. Основные мероприятия, направленные на стимулирование эффективного воспроизводства ресурсной базы и добычи полезных ископаемых.
4.2.1. Оценка развития минерально-сырьевой базы автономного округа и формирование перечней перспективных объектов для включения в Программу лицензирования недр.
Ежегодно Правительством автономного округа в соответствии с Законом автономного округа от 18 апреля 1996 года N 15-оз "О недропользовании" направляются в Федеральное агентство по недропользованию предложения по формированию программы лицензирования пользования участками недр на территории автономного округа.
Федеральное агентство по недропользованию формирует и утверждает приказом Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации перечень объектов, предлагаемых для предоставления в пользование, включающий наиболее перспективные для освоения участки недр. За период реализации государственной программы планируется увеличение количества участков недр, переданных в пользование, с 80 до 88 штук.
При этом, осуществляется подготовка основных условий пользования недрами на переданных участках.
Освоенность ресурсной базы нефти автономного округа довольно высока. Доля выявленных запасов в начальных извлекаемых ресурсах нефти составляет 62,8%. Обеспеченность добычи запасами нефти к 2020 году в автономном округе составит 33 года.
В период действия государственной программы планируется довести долю выявленных запасов в начальных извлекаемых ресурсах нефти до 66.8%. Прирост 0.7% в год.
Выбор направлений и успешность этих работ зависит от точности анализа полученной геолого-геофизической информации, от ее правильной интерпретации и верного использования. В оценке перспективности нефтегазоносных комплексов и выборе направлений используется вся новая информация, в том числе и по распределенному фонду недр.
На основе региональных и детальных геолого-геофизических исследований ведётся разработка ежегодных программ геологического изучения недр в региональном плане.
Ежегодно проводится подведение итогов ГРР, выполненных за счет всех источников финансирования на территории автономного округа. На основании полученных данных формируются основные направления ГРР на текущий год в разрезе всех организаций топливно-энергетического комплекса.
По итогам проведённых ГРР проводится анализ геолого-геофизических материалов, оценивается эффективность работ, строятся геологические модели нефтегазоносных комплексов.
Изученность территории перспективных земель автономного округа поисково-разведочным бурением составляет 58 м/км2.
Мониторинг состояния лицензирования в автономном округе, включает в себя: анализ динамики приобретения новых участков, анализ деятельности недропользователей на участках распределенного фонда недр, анализ реализации программ лицензирования.
Одной из важных отраслевых задач является создание механизмов стимулирования ТрИЗ запасов нефти, разработка которых связана с привлечением дополнительных финансовых, материальных, энергетических и других затрат, а также недостаточное научное сопровождение
4.2.2. Мониторинг и информационное сопровождение деятельности субъектов недропользования.
Мероприятие включает мониторинг основных показателей деятельности 56 недропользователей, по 257 месторождениям, включающих более 1100 объектов разработки на 282 лицензионных участках, в пределах которых ведется добыча нефти из более 81 541 скважины.
Проводится ежеквартальный анализ деятельности организаций автономного округа по всем направлениям, включая анализ объемов исследований по контролю за разработкой месторождений.
Ведётся мониторинг разработки и степени выработанности запасов углеводородов на месторождениях автономного округа.
Осуществляется ежеквартальный мониторинг деятельности организаций-недропользователей по всем направлениям, включая анализ объемов исследований по контролю разработки месторождений и результатов применения методов увеличения нефтеотдачи.
Производится обоснование и составление краткосрочных среднесрочных и долгосрочных прогнозов добычи нефти, ПНГ и объемов эксплуатационного бурения в разрезе месторождений, недропользователей, административных районов и в целом по автономному округу.
В период действия государственной программы согласно действующим проектным документам планируется:
обеспечить добычу нефти более 700 млн. тонн;
пробурить эксплуатационным бурением около 40 млн м;
ввести около более 10 тысяч эксплуатационных скважин и довести действующий эксплуатационный фонд скважин до 100 тыс. единиц;
ввести в разработку не менее 16 месторождений (общее число разрабатываемых месторождений (по госбалансу) достигнет 269);
обеспечить возможность роста коэффициента извлечения нефти за счет применения инновационных технологий разработки.
Ведется мониторинг внешних и внутренних экономических показателей системы недропользования (цены, налогов и т.д.), прогнозируются цены на нефть в среднесрочной перспективе, влияние кризисных процессов на экономику автономного округа.
Реализация государственной программы лицензирования участков недр, содержащих запасы и ресурсы углеводородного сырья на территории автономного округа, позволит к 2020 году с учетом увеличения действующего фонда скважин дополнительно создать около 10 тысяч рабочих мест.
Эффективность вложения средств в ГРР за счет всех источников финансирования для бюджета автономного округа прогнозируется на уровне 2,54 руб/руб к 2020 году. Общественная эффективность к 2020 году оценивается на уровне 101,73 руб/руб.
4.2.3. Обоснование направлений развития производственной инфраструктуры в нефтегазодобывающей отрасли региона.
В рамках данного мероприятия осуществляется анализ состояния производственной инфраструктуры обустройства нефтяных месторождений, ведется обзор инвестиционной и производственной деятельности строительства и эксплуатации объектов производственной инфраструктуры нефтяных организаций автономного округа.
Ведется мониторинг по состоянию использования ПНГ в разрезе лицензионных участков по недропользователям автономного округа.
Актуализируется информация по технологии сбора, подготовки и сдачи нефти и нефтяного газа по нефтяным организациям автономного округа.
Анализируется состояние загруженности объектов подготовки нефти, состояние строительства и реконструкции объектов производственной инфраструктуры по недропользователям автономного округа, по фактическим объемам инвестиций в строительство и реконструкцию объектов нефтедобычи по недропользователям в предыдущем году, планам на последующие годы.
За период действия государственной программы предполагается достижение:
уровня использования попутного газа - 96%;
среднего срока службы промысловых трубопроводов - 10 лет;
доли средств, выделяемых на капремонт и реконструкцию объектов производственной инфраструктуры - 30%;
общей протяженности промысловых трубопроводов - 115 тыс. км.
4.3. На решение задачи по повышению геологической изученности территории автономного округа направлен следующий комплекс мероприятий.
4.3.1. Создание и ведение фондов первичной и производной геологической и иной информации, ее актуализация.
Постановлением Правительства автономного округа от 15 февраля 2013 года N 44-п создан фонд геологической информации автономного округа (далее - Фонд), в задачи которого входят сбор, хранение и систематизация геологической и иной информации о недрах, представляемой пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах независимо от источника финансирования ее получения.
Мероприятие включает в себя составление и ведение территориального баланса запасов полезных ископаемых и территориального кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых автономного округа, учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Банк данных, на основе которого формируется Фонд, пополняется информацией по основным направлениям хранения:
научно-исследовательские работы (отчеты по тематическим, научно-исследовательским и опытно-методическим работам, гидрогеологическим и инженерно-геологическим исследованиям, эколого-геологическим исследованиям, геохимическим исследованиям);
твердые полезные ископаемые (отчеты по геологическим исследованиям твердых полезных ископаемых);
материалы исследования скважин (дело скважины, материалы ликвидации и консервации по скважине, ГИС, исследования по скважине, петрофизические исследования скважин);
материалы лицензионных соглашений (лицензионные дела на участки углеводородных ископаемых, участки на общераспространенные полезные ископаемые и участки недр местного значения).
Общий объем керна, собранного в окружном кернохранилище, составляет более 206 000 м, из них задокументировано и уложено на хранение на стеллажи 155 000 м. С целью выполнения лабораторных исследований проводится описание и отбор образцов керна.
4.3.2. Управление государственным фондом поисково-разведочных скважин, построенных за счет средств бюджета автономного округа.
Для предотвращения аварийных ситуаций на скважинах, пробуренных в период действия территориальной программы геологического изучения недр за счет средств бюджета автономного округа, выполняется комплекс работ по профилактике и контролю за их техническим состоянием.
При выявлении аварийных ситуаций на скважинах, а также для обеспечения сохранности месторождений, безопасности жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды в зоне влияния законсервированных и ликвидированных объектов проводится комплекс ремонтно-изоляционных, ликвидационных и восстановительных работ на скважинах.
В процессе ежегодного формирования программ лицензирования на территории автономного округа вышеуказанных скважин становится меньше. Кроме того, часть скважин передается в аренду, часть ставится на контроль.
4.4. Основные мероприятия, направленные на повышение инвестиционной привлекательности топливно-энергетического комплекса региона:
4.4.1. Повышение престижа профессий в нефтегазодобывающей отрасли автономного округа, установка памятных знаков на мемориале.
Проведение окружного ежегодного конкурса "Чёрное золото Югры". Реализация мероприятия осуществляется в целях стимулирования профессионализма, повышения в общественном мнении престижа рабочих профессий и социального статуса работников нефтегазодобывающего комплекса, привлечения молодежи в производственную сферу, стимулирования внедрения современных технологических процессов развития нефтегазового комплекса в условиях соблюдения требований экологии и защиты среды обитания коренных малочисленных народов Севера на территории автономного округа.
Конференция молодых специалистов, работающих в организациях, осуществляющих деятельность, связанную с использованием участков недр на территории автономного округа. Конференция проводится с целью развития инновационного и творческого потенциала молодежи, повышения творческой активности молодых специалистов в сфере геологических, технологических, экономических, правовых, информационных и организационных вопросов разработки нефтяных и нефтегазоконденсатных месторождений в автономном округе, энергоэффективности, рационального использования попутного нефтяного газа, развития нефтегазохимии.
Окружная научно-практическая конференция "Пути реализации нефтегазового потенциала Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" осуществляется в целях рассмотрения различных направлений, обмена мнениями и опытом по развитию минерально-сырьевой базы полезных ископаемых на территории автономного округа, консолидации и анализа информации об исследованиях и опыте внедрения передовых технологий геологического изучения недр, разработки и эксплуатации месторождений полезных ископаемых на территории автономного округа, выработке согласованных подходов к совершенствованию процессов природопользования, сопровождающих использование недр.
Установка памятных знаков на мемориале "Звёзды Югры". Реализация мероприятия осуществляется в целях признания заслуг и увековечения памяти о выдающихся деятелях автономного округа.
4.4.2. Стимулирование инвестиционной и инновационной активности в топливно-энергетическом комплексе.
Мероприятие предусматривает развитие системы полигонов по апробации перспективных технологий геологического изучения, разведки и добычи нефти с целью поиска и испытания инновационных технологий добычи нефти из трудноизвлекаемых запасов, в том числе с привлечением в приоритетном порядке отечественных нефтесер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.