Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности, развитие конкуренции и негосударственного сектора экономики
2.1. Развитие материально-технической базы в отрасли
Строительство объектов, в том числе создаваемых на условиях государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства, концессионных соглашений, Государственной программой не предусмотрено.
В структуре Департамента труда и занятости населения автономного округа функционируют 18 казенных учреждений автономного округа (далее - центры занятости населения), которые занимают 27 единиц административных зданий и помещений.
Развитие отрасли на ближайшую перспективу связано с приведением помещений, занимаемых учреждениями, в которых осуществляется предоставление государственных услуг в области содействия занятости (далее - государственные услуги), в соответствии с требованиями доступности для всех категорий граждан.
Во исполнение Перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации в отношении устранения барьеров на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений проведены мероприятия по выявлению объектов, не соответствующих установленным рекомендациям и требованиям.
В этих целях будет осуществляться приобретение, монтаж и установка специального оборудования, технических приспособлений (визуальных, акустических, тактильных и иных), предметов, а также оборудования климат-контроля для создания благоприятных климатических условий работы, приобретение специальных аудиопрограмм для слабовидящих и слепых людей, специального программного обеспечения, позволяющего увеличивать шрифт или картинки на экране компьютера, для слабослышащих граждан приобретение специального оборудования, усиливающего звук, и другое вспомогательное оснащение.
Целью проводимых мероприятий является обеспечение доступности в 2017 году всех мест оказания государственных услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения.
Для достижения поставленной цели в полной мере необходимо приобретение помещений для 4 центров занятости населения (Покачевского, Югорского, Октябрьского, Березовского центров занятости населения), которые размещаются в зданиях, где капитальный ремонт нецелесообразен ввиду использования данных зданий несколькими собственниками и арендаторами.
Развитие отрасли также неразрывно связано с информатизацией органов службы занятости населения и перевода государственных услуг в электронный вид. Для реализации положений указов Президента Российской Федерации в части увеличения количества граждан, направляющих заявления о предоставлении государственных услуг в электронном виде, запланирована модернизация информационного портала органов службы занятости населения автономного округа.
Кроме того, в местах оказания государственных услуг гражданам будет предоставлена возможность регистрации на портале государственных услуг Российской Федерации.
Следующим и одним из главных этапов развития отрасли является паспортизация информационных систем, обеспечивающих предоставление государственных услуг гражданам, приведению их защищенности от несанкционированных вмешательств, обеспечения защиты данных.
Развитие отрасли также связано с обеспечением энергосбережения и повышением энергетической эффективности зданий и помещений, в которых располагаются центры занятости населения. Для достижения нормативного снижения потребления энергетических ресурсов поставлена задача по внедрению систем всепогодного регулирования подачи тепловой энергии.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 7 апреля 2017 г. N 130-п в пункт 2.2 раздела 2 настоящего приложения внесены изменения
2.2. Формирование благоприятной деловой среды
Мероприятия государственной программы способствуют созданию благоприятных условий для деловой среды, обеспечение доступа негосударственного сектора в сферу регулирования по следующим направлениям:
предоставление информационных, консультационных и образовательных услуг при организации безработным гражданином предпринимательской деятельности;
оказание государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - субсидия на открытие собственного дела), а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
предоставление единовременной финансовой помощи на создание дополнительных рабочих мест (далее - субсидия на создание дополнительных рабочих мест) для трудоустройства безработных граждан.
Данные меры способствуют обеспечению защиты от безработицы граждан, признанных в установленном порядке безработными, смягчению социальной напряженности на рынке труда, снижению уровня безработицы.
Порядок, размер и условия предоставления вышеуказанных мер государственной поддержки определены приложениями 2, 3, 10 к Государственной программе.
Значительная доля начинающих предпринимателей из числа бывших безработных открывает собственное дело в сферах оптовой и розничной торговли, ремонте автотранспортных средств, бытовых изделий (24%), предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг (14%), сельскохозяйственном производстве (13%), обрабатывающем производстве (12,8%), операциях с недвижимым имуществом, предоставлении услуг (12,2%).
Весьма актуальной проблемой на сегодняшний день является развитие малого предпринимательства в социальной сфере на уровне региона, так как это один из способов решения проблемы безработицы.
Социальное предпринимательство - деятельность субъектов малого предпринимательства, направленная на решение социальных проблем, в том числе связанных с:
обеспечением занятости инвалидов, матерей, имеющих детей в возрасте до 3 лет, выпускников детских домов, лиц, освобожденных в течение 2 лет из мест принудительного заключения;
оказание услуг образования, здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведением занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях и др.
Основной формой взаимодействия органов службы занятости населения с предпринимателями социального блока, открывшими собственное дело с использованием программных средств, является стимулирование предпринимателей в виде предоставления субсидий на создание ими дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
В 2014 - 2015 годах органами службы занятости населения было предоставлена субсидия на открытие собственного дела в сфере социального предпринимательства 74 гражданам (7,3% от общей численности - 1009), в том числе 68 индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица и 6 юридическим лицам по сферам деятельности:
16 граждан - в сфере образования;
10 граждан - в сфере здравоохранения;
47 граждан - в сфере физкультурно-оздоровительной деятельности, спорта, проведения занятий в детских и молодежных кружках, секциях, студиях.
Мероприятиями Государственной программы по содействию временному трудоустройству граждан для работодателей из числа юридических лиц, физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве главы крестьянско-фермерского хозяйства, индивидуальных предпринимателей, с которыми гражданин вступает в трудовые отношения, предусмотрена мера поддержки в виде компенсации расходов по оплате труда граждан, трудоустроенных на организованные рабочие места, размер которой установлен в разрезе мероприятий и категорий участников Государственной программы.
Государственная финансовая поддержка предпринимателей позволяет средства экономии, сложившиеся по выплате заработной платы, направить на развитие и модернизацию бизнеса.
Несмотря на все принимаемые меры в автономном округе по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса сохраняются административные, финансовые, информационные и другие барьеры.
В целях устранения административных барьеров осуществляется процедура оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов, включающая анализ его воздействия с точки зрения затрат, выгод и риска, на предмет влияния на развитие предпринимательской деятельности и конкурентную среду.
Совершенствование механизма предоставления мер государственной поддержки, предусмотренных Государственной программой, является результатом анализа эффективности ее реализации.
Системная реализация мероприятий Государственной программы, включающих меры по финансовой, информационно-консультационной видам поддержки, способствует созданию благоприятного предпринимательского климата, что, несомненно, влечет за собой повышение общего уровня доходов населения, пополнение бюджетов всех уровней.
Мероприятием Государственной программы по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию работников, находящихся под угрозой увольнения, и организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и (или) модернизацию производства, субъектам малого и среднего предпринимательства предоставлена возможность обучения своих работников новым профессиям (специальностям), необходимым для развития производства, что является эффективным стимулированием ротации трудовых ресурсов.
Предоставление субсидии негосударственным организациям (коммерческим и некоммерческим) на оказание государственных услуг в области содействия занятости населения Государственной программой не предусмотрено.
Во исполнение Плана мероприятий ("дорожная карта") по поддержке доступа негосударственных организаций (коммерческих, некоммерческих) к предоставлению услуг в социальной сфере в автономном округе на 2016-2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства автономного округа от 22 июля 2016 года N 394-рп, по вопросу внедрения эффективных практик деятельности негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, в области содействия занятости инвалидов и других категорий граждан, в Государственную программу включено мероприятие по организации опроса инвалидов с целью изучения потребности в трудоустройстве, профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании.
Юридическим лицам, в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям, Государственной программой предоставлена возможность получения финансовой поддержки в виде грантов по итогам конкурса проектов, направленных на создание условий для активного участия людей пожилого возраста в экономической жизни автономного округа (далее - Конкурс).
Конкурс включен в программу во исполнение пункта 7 Дорожной карты "Развитие человеческого потенциала" Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года N 101-рп.
Проведение Конкурса осуществляется один раз в три года.
Положение о проведении Конкурса, требования к участникам размещаются на официальном сайте Департамента труда и занятости населения автономного округа http://www.deptrud.admhmao.ru не позднее 30 календарных дней до его начала.
Порядок предоставления грантов в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов из бюджета автономного округа по итогам Конкурса определен приложением 13 к Государственной программе.
Негосударственным организациям, в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям, предоставлена возможность участия в мероприятиях Государственной программы, направленных на организацию временного трудоустройства граждан.
Мероприятия временного трудоустройства предусматривают предоставление работодателям, организующим временное трудоустройство граждан, компенсации расходов по оплате труда работников в размере от 1,4 до 15,9 тыс. рублей с учетом страховых взносов в зависимости от категории участников и мероприятия.
2.3. Реализация инвестиционных проектов
Для удовлетворения инвестиционных потребностей автономного округа в различных сегментах региональной экономики и социальной сферы чрезвычайно важно не только продолжать аккумулировать внутренний инвестиционный потенциал, но и прилагать усилия к расширению масштабов привлечения инвесторов, перспективы прихода которых в значительной степени определяются состоянием инвестиционного климата в регионе, а также зависят от уровня обеспечения в автономном округе общественного порядка, безопасности, межнационального согласия, гражданского единства, достаточности мер, направленных на профилактику экстремизма, незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ, на достижение которых направлена Государственная программа.
Вместе с тем, Государственная программа не содержит инвестиционных проектов, реализуемых, в том числе на принципах проектного управления.
Основным мероприятием 3.2 "Содействие обеспечению работодателей трудовыми ресурсами" подпрограммы "Повышение мобильности трудовых ресурсов в автономном округе" предусмотрено проведение комплекса мероприятий, направленных на привлечение трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации, а также повышение эффективности использования имеющихся трудовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов (далее - комплекс мероприятий).
Более подробная информация о комплексе мероприятий указана в подразделе "Подпрограмма III "Повышение мобильности трудовых ресурсов в автономном округе" раздела 4 "Характеристика основных мероприятий Государственной программы".
Подпрограммой "Повышение мобильности трудовых ресурсов в автономном округе"" предусмотрено определение потребности в трудовых ресурсах, необходимых при вводе объектов инвестиционных проектов, и формирование перечня инвестиционных проектов для включения в подпрограмму с целью подготовки кадрового потенциала для их реализации из числа граждан автономного округа либо за счет привлечения квалифицированных специалистов из других субъектов Российской Федерации.
Перечень инвестиционных проектов, по которым существует потребность в трудовых ресурсах после ввода в эксплуатацию объекта инвестиционного проекта, формирует и включает в Государственную программу путем внесения изменений в установленном порядке ответственный исполнитель Государственной программы.
2.4. Развитие конкуренции в автономном округе
Развитие конкуренции в автономном округе оказывает благоприятное воздействие на макроэкономические показатели социально-экономического развития автономного округа в целом, на достижение которых направлена реализация государственной программы.
Отдельные мероприятия Государственной программы, способствующие развитию конкурентной среды, включены в План мероприятий "дорожную карту" по содействию развитию конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - План по развитию конкуренции), утвержденный распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 июля 2015 года N 387-рп:
мероприятия, направленные на мобильность трудовых ресурсов, способствующую повышению эффективности труда;
мероприятия по содействию самозанятости отдельных категорий граждан и развитию гибких форм занятости и надомного труда.
Мероприятия, направленные на мобильность трудовых ресурсов, способствующую повышению эффективности труда, включают в себя:
проведение научных исследований по выявлению потребностей экономики в трудовых ресурсах;
мониторинг рабочих мест, создаваемых в связи с вводом новых производственных мощностей, модернизацией и реструктуризацией производств, внедрением современных технологий, расширением производства и трудоустройством граждан на указанные рабочие места;
предоставление мер государственной поддержки гражданам, переселяющимся в связи с участием в реализации инвестиционного проекта.
Мероприятия по содействию самозанятости отдельных категорий граждан включают в себя предоставление государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации. Оказание рассматриваемой государственной услуги осуществляется казенными учреждениями автономного округа - центрами занятости населения на бесплатной основе в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги от 25 июля 2012 года N 12-нп.
Кроме того, развитию конкуренции при предоставлении услуг в области содействия занятости населения способствует расширенный перечень участников мероприятий Государственной программы: юридических лиц из числа организаций разных организационно-правовых форм собственности, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, глав крестьянско-фермерских хозяйств.
Реализация отдельных мероприятий Государственной программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Развитие конкуренции связано с публичностью планов размещения заказов на ближайший отчетный период (год) и формированием бюджета путем установления планов закупок и их публикации в единой информационной системе.
План закупок Департамента труда и занятости населения автономного округа на очередной календарный год утверждается на заседаниях Общественного Совета (далее - Совет), созданного при Департаменте труда и занятости населения автономного округа.
Информация о рассматриваемых общественным Советом вопросах размещается на официальном сайте Департамента труда и занятости населения автономного округа http://www.deptrud.admhmao.ru в разделе "Координационные и совещательные органы".
В целях выявления в нормативных правовых актах, утверждающих и изменяющих Государственную программу, положений, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, ответственный исполнитель Государственной программы осуществляет предварительную оценку регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, оценку фактического воздействия принятых ранее нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.