Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. "Краткая характеристика текущего состояния сферы культуры, государственной охраны объектов культурного наследия, архивного дела и туризма Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Реализация государственной программы осуществляется в значимых сферах социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономного округа, Югры): культура, государственная охрана объектов культурного наследия, архивное дело, туризм.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 11 августа 2017 г. N 311-п в пункт 1.1 раздела 1 настоящего приложения внесены изменения
1.1. Культура.
Культура Югры обладает огромным потенциалом. В течение последних лет приняты меры по обеспечению финансовых, правовых и организационных условий для развития культурной среды и внедрения информационных технологий. Потребность населения Югры в культурных услугах остается стабильной на протяжении последних 3 лет, одновременно повышаются требования к качеству их предоставления.
По данным социологического исследования, проведенного по итогам 2015 года, уровень удовлетворенности жителей Югры деятельностью учреждений культуры и качеством предоставляемых услуг в сфере культуры составляет 78%.
По состоянию на 1 января 2016 года государственный и муниципальный сектор культуры Югры представлен обширной многопрофильной сетью из 463 учреждений по всем видам деятельности, в том числе 18 государственных учреждений культуры, кинематографии и образовательных организаций в сфере культуры, по отношению к которым Депкультуры Югры выступает главным распорядителем бюджетных средств, из них 5 автономных учреждений.
В собственности государственных учреждений (оперативном управлении, хозяйственном ведении, на иных правах) находится 31 здание (строение, помещение). Общая площадь зданий (помещений) составляет 75763,84 кв. м., средний физический износ составляет 20 - 25%.
Показатель доступности объектов, находящихся в собственности автономного округа, и услуг в сфере культуры для маломобильных групп населения по итогам 2015 года достиг 92%, в том числе с показателем "полностью доступны" - 13%.
Снижение энергоемкости экономики за счет внедрения инновационных технологий в государственных учреждениях остается на среднем уровне.
Оснащение организаций бюджетной сферы приборами учета и регулирования привело к значительной экономии оплаты коммунальных услуг.
За последние годы сфера культуры автономного округа значительно изменилась под воздействием различных факторов, среди которых немалую роль играют новые технологии и телекоммуникации. Сегодня на первый план выходят вопросы просвещения граждан, особенно детей и молодежи. Повышенное внимание уделяется творческому развитию и созданию на всей территории Югры культурной среды, доступных культурных благ, равных условий для творческой деятельности.
Наиболее радикальным изменениям подверглась деятельность музеев и библиотек, которые первыми освоили виртуальное пространство и технологические достижения. В плане технического оснащения показатели библиотек и музеев Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в значительной степени опережают среднероссийские характеристики, благодаря выделенной субсидии на модернизацию программно-аппаратных комплексов общедоступных библиотек, музеев Югры:
100% музеев оснащены автоматизированной учетной базой данных КАМИС и оборудованием для оцифровки музейных фондов;
100% библиотек - автоматизированными библиотечно-информационными системами;
100% музеев и библиотек подключены к сети Интернет и оснащены IT-оборудованием.
На этой технологической основе осуществляется формирование, предоставление и использование информационных электронных ресурсов и услуг библиотек, музеев.
Доля библиотечных фондов общедоступных библиотек, отраженных в электронных каталогах, составила свыше 90%.
В 2014 году начат масштабный проект по созданию Сводного электронного каталога общедоступных библиотек Югры с целью интеграции общедоступных библиотек к единому Порталу государственных и муниципальных услуг. На начало 2016 года участвуют в реализации проекта 20 учреждений, сводный каталог содержит более 300 тыс. библиографических записей.
В 2015 году была продолжена работа по созданию окружного корпоративного ресурса "Ханты-Мансийский автономный округ - Югра в периодической печати" (база данных пополнилась на 6573 библиографических записи).
Библиотеки предоставляют доступ к ресурсам и информации на 34 собственных web-сайтах (2012 год - 25 web-сайтов); все библиотеки округа имеют представительство в сети Интернет посредством портала "Библиотеки Югры".
В целях реализации Соглашения о сотрудничестве между Федеральным государственным бюджетным учреждением "Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина" и Правительством автономного округа 4 марта 2014 года состоялось открытие точки доступа к информационным ресурсам Президентской библиотеки.
Изменилась к лучшему ситуация с предоставлением населению музейных предметов за счет роста объемов электронных ресурсов (электронных каталогов) и увеличения количества выставок как традиционной формы предоставления доступа к музейным собраниям.
Среднее число посещений государственных музеев автономного округа на 1000 жителей оставило 2,6 тыс. человек.
Доля музейных предметов и музейных коллекций, отраженных в электронных каталогах, составила 80,5%, доля оцифрованных музейных предметов, представленных в сети Интернет, составила 23,3%.
По итогам 2015 года количество выставочных проектов по отношению к 2012 году увеличилось на 25%. Сохранение количества посещений (0,43 на 1 жителя в год) на фоне роста численности населения автономного округа говорит о сохранении музеями своих позиций в привлечении граждан к потреблению культурного продукта.
Реализация социально-культурной деятельности в автономном округе осуществляется в различных учреждениях культурно-досугового типа (дворцах и домах культуры, клубах, центрах творчества, искусства и досуга).
Клубными учреждениями в 2015 году проведено 56 872 мероприятия разных форм, что в сравнении с 2014 годом больше на 1,8%, рост зрительской аудитории составил в данном отчетном периоде 799 208 человек.
В сфере профессионального сценического искусства Югры наряду с решением главной задачи - предоставление качественных концертных и театрально-зрелищных услуг населению - ведется поиск оптимального управленческого решения по консолидации и взаимодействию организаций культуры в указанной сфере.
В 2015 году в 8 государственных и муниципальных театрах автономного округа состоялось 20 премьер по произведениям современной драматургии, 2 премьеры по произведениям русской и мировой классики, 273 показа этих премьер посетили более 29,5 тыс. зрителей.
Началась разработка централизованной системы полномасштабных театральных и концертных гастролей в автономном округе, которая предусмотрена Концепцией развития театрального дела в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 февраля 2015 года N 20-п.
Сохранение национальных видов народного творчества неразрывно связано с развитием народных художественных промыслов и традиционной культуры. Художественное творчество и ремесло представлены в Югре 26 направлениями и существуют в форме домашних ремесел.
В 2015 году в этой сфере задействовано было более 4000 человек. Всего в автономном округе работают 889 мастеров, из них 51 мастер имеет высшую квалификацию "Народный мастер России".
В образовательно-культурную деятельность вовлечено более 50 тысяч детей округа, в числе которых 19 741 ребенок занят в учреждениях дополнительного образования, 1527 детей обучаются в профессиональных образовательных организациях.
В Югре система художественного образования представлена 55 школами искусств, из них 14 находятся в сельской местности, и 3 профессиональными образовательными организациями: Сургутским профессиональным колледжем русской культуры им. А.С. Знаменского, Сургутским музыкальным колледжем, колледжем-интернатом "Центр искусств для одаренных детей Севера".
Охват дополнительным художественным образованием в автономном округе остается стабильным на протяжении 3 лет и составляет 12,76 % (по Российской Федерации - 12 %), в отдельных муниципальных образованиях этот показатель находится в пределах от 3,9% до 23%.
В 2015 году в сравнении с 2014 годом контингент обучающихся в учреждениях дополнительного образования увеличился на 125 детей.
Повышению качества образовательных услуг способствует формирование в автономном округе конкурентной среды в сфере художественного образования. Ежегодно школы искусств Югры входят в топ-лист 50 лучших детских школ искусств Российской Федерации.
Оснащение детских школ искусств современным технологическим оборудованием, музыкальными инструментами высокого качества, нотной и методической литературой на условиях софинансирования привело к повышению качества образовательных услуг.
Кинематограф Югры остается одной из динамично развивающихся, доступных, социально ориентированных и востребованных жителями отраслей культуры. В автономном округе осуществляет деятельность 143 публичных кинозала с общим количеством посадочных мест 25123. Позитивным фактором в развитии кинематографической отрасли Югры является ежегодно положительная динамика роста основных показателей:
публичных киносеансов в среднем от 10% до 13%, в том числе с показом российских фильмов до 22,8% по итогам 2014 года;
количество кинозрителей от 10% до 12,9% тыс. человек;
количество детских кинозрителей составило 3%;
кассовые сборы кинотеатров - ежегодный рост до 9%;
обеспеченность населения сельских поселений автономного округа услугами кинопоказа - 91%.
По данным государственного учета, на территории региона находится 5369 объектов культурного наследия. Специфика Югры заключается в абсолютном преобладании объектов археологического наследия в общем количестве памятников - 5251 или 98% от общего количества объектов.
Среди них 983 объекта федерального значения (объекты археологического наследия), 110 объектов регионального значения, 5 объектов местного (муниципального) значения, 4271 выявленный объект культурного наследия.
Включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и вовлечены в региональное социокультурное пространство 25% объектов культурного наследия автономного округа.
С 2011 года ведется работа по сохранению и популяризации объектов культурного наследия путем проведения ремонтно-реставрационных работ на объектах культуры и градостроительства муниципальной собственности и формированию системы достопримечательных мест, призванных обеспечивать сохранность уникальных археологических объектов в естественных историко-культурных и природных условиях.
Ремонтно-реставрационные работы велись на 4 памятниках архитектуры и градостроительства, находящихся в муниципальной собственности: Усадьба П.А.Кайдалова (Нижневартовский район), Дом купца Добровольского К.И (Березовский район), Свято-Троицкая церковь (Октябрьский район), Церковь Вознесения Господня (Ханты-Мансийский район). Итогом 3-х летней работы стало завершение ремонтно-реставрационной работы церкви Вознесения Господня в п. Горноправдинск.
Определение параметров потребности в трудовых ресурсах, необходимых для реализации мероприятий государственных программ, - это многоаспектная задача, решение которой в значительной степени зависит от эффективности реализации кадровой политики. Выявление потребности в трудовых ресурсах включает в себя не только общесистемные мероприятия, но и отраслевое направление работы.
Основными параметрами потребности в трудовых ресурсах, необходимых для реализации мероприятий государственных программ, определены формальный и содержательный подходы.
Формальный подход строится на основе системы базовых принципов, определяющих основные параметры государственной программы: бюджетные ассигнования, выделенные на реализацию программных мероприятий; количество мероприятий, планируемых к реализации в сравнении с текущим годом.
Содержательный подход строится на основе статистических данных о наличии в отрасли кадровых ресурсов; о динамике уменьшения численности работников учреждений культуры в соответствии со значениями показателей отраслевой дорожной карты.
По состоянию на 1 января 2016 года штатная численность работников отрасли культуры в автономном округе составляет 12 228,4 человек, из них 7 347,9 человек - работники учреждений культуры, 4880,5 человек - работники образовательных учреждений сферы культуры.
Динамика на уменьшение численности работников учреждений культуры в период до 2018 года направлена на повышение эффективности управления кадровым потенциалом отрасли и улучшения качества услуг в сфере культуры.
По состоянию на 1 октября 2015 года в учреждениях культуры автономного округа имеется в наличии 161 вакантное место отраслевой направленности. Средний возраст работников культуры автономного округа составляет 48 лет. В плановый период реализации государственной программы возраст отраслевых квалифицированных сотрудников учреждений культуры достигнет предела пенсионного возраста.
В целях эффективного управления кадровым составом отрасли, предусматривающего сохранение и привлечение в отрасль высокопрофессиональных работников, предполагается обязательное проведение аттестаций (конкурсов) и направление специалистов на профессиональную переподготовку и повышение квалификации. Образовательными организациями среднего профессионального образования в сфере культуры в прогнозный период будет обеспечен выпуск молодых квалифицированных специалистов в объеме, достаточном для покрытия потребности в кадрах.
Сургутский музыкальный колледж реализует образовательные программы дополнительного профессионального образования по специальностям: "Инструментальное исполнительство" (фортепиано, оркестровые струнные инструменты, оркестровые духовые и ударные инструменты, оркестровые народные инструменты, камерный ансамбль и концертмейстерский класс); "Теория музыки"; "Музыкальное искусство эстрады (Эстрадное пение)"; "Хоровое дирижирование". В 2014 - 2015 учебном году обучение по программам дополнительного профессионального образования получили 116 человек.
Государственная библиотека Югры и Музей Природы и Человека проводят повышение квалификации с привлечением сторонних организаций по темам: "Биологические коллекции Югры: сбор, фиксация, хранение, введение в научный оборот", "Обеспечение сохранности, хранение и консервация фотодокументов", "Обучение сотрудников работе с автоматизированной системой TicketNet", семинары для сотрудников реставрационной мастерской Музея Природы и Человека по работе с системой КАМИС, семинары по темам: "АРМ "Каталогизатор" системы ИРБИС и формат RUSMARC в машиночитаемой каталогизации", "Современные технологии организации культурно-массовых мероприятий". В 2015 году семинары и курсы повышения квалификации посетили 108 человек.
Для реализации мероприятий государственной программы в прогнозный период не потребуется дополнительных трудовых ресурсов, в т.ч. инженерно-технических кадров.
В современном состоянии культуры Югры продолжает существовать ряд проблемных факторов, сдерживающих общее культурное развитие региона:
а) бюджетное финансирование сферы культуры стабильно держится в пределах показателя около 2,7% от консолидированного бюджета автономного округа. Эти вложения покрывают затраты на основную деятельность (включая коммунальные расходы и оплату труда);
б) предоставление услуг в сфере культуры осуществляется с учетом современных требований и возможностей использования виртуальных, дистанционных и технических средств и обеспечения доступности учреждений культуры для населения. Структура сети сформирована в соответствии с установленными полномочиями органов государственной власти и местного самоуправления.
Абзацы шестьдесят третий - шестьдесят седьмой утратили силу с 1 января 2017 г.
в) Значительное число зданий учреждений культуры находятся в ветхом состоянии и нуждаются в ремонте, а их техническое оснащение требует существенного обновления с учетом современных требований. Износ основных материальных активов по различным оценкам превышает 50 - 90%:
износ от 70% до 90% имеет парк музыкальных инструментов детских школ искусств;
22% объектов учреждений культуры капитальный ремонт проводился более 10 лет назад;
лишь 5% общей площади музеев (в 2010 г. - 7%, 2009 г. - 7,5%) отведено под хранение фондов, дефицит площадей под фондохранилища ведет к ухудшению условий содержания историко-культурного наследия и, как следствие, к его постепенной физической утрате и увеличению расходов на реставрацию;
г) сохранение единого культурного пространства Югры - одна из стратегических задач развития сферы культуры.
В настоящее время назрела необходимость в реализации проектов, носящих стратегический долгосрочный характер, в том числе на условиях концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве. Партнерство органов государственной власти, органов местного самоуправления и бизнеса способно содействовать решению многих социальных задач, являясь результатом развития традиционных механизмов взаимодействия в целях разработки, планирования, финансирования, строительства и эксплуатации объектов инфраструктуры.
При этом государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство рассматривается не только как инвестиционный механизм, но и как эффективная модель управления, которая, с одной стороны, позволяет сократить и оптимизировать расходы бюджета, с другой - повысить качество исполнения проектов и предоставления впоследствии на их базе общественных услуг.
В соответствии с федеральными законами от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" объекты культуры планируется создавать на основании концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о муниципально-частном партнерстве.
Необходимость сохранения и развития единого культурного и информационного пространства округа обусловлена неоднородностью обеспечения населения услугами организаций культуры в силу географических особенностей и ряда факторов экономического характера. Конечно, качество и спектр предоставляемых в городах и поселках автономного округа культурных услуг существенно отличаются по определению. Но спектр культурных услуг, предоставляемых в городах округа, также существенно отличается друг от друга, наблюдаются диспропорции в размещении объектов культуры автономного округа.
Одна из наиболее острых проблем - концерты классической музыки профессиональных коллективов. Несмотря на большое количество культурных мероприятий, проводимых в округе, концерты профессиональных коллективов классической музыки для большинства населения автономного округа, кроме жителей городов Сургута и Ханты-Мансийска, являются практически недоступными.
Решение обозначенных проблем требует обеспечения межведомственного, межуровневого взаимодействия в реализации государственной культурной политики, увеличения участия внебюджетного сектора в реализации государственной политики, внедрению механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры, в том числе привлечение инвесторов к работам по реконструкции объектов историко-культурного наследия Югры, создание централизованной системы полномасштабных театральных и концертных гастролей на территории автономного округа.
1.2. Государственная охрана объектов культурного наследия.
С 2010 по 2014 годы в результате проведенных историко-культурных исследований на территории Югры выявлено и поставлено на государственную охрану - 834 объекта культурного наследия. Более 200 ежегодно.
Основной стратегической задачей Госкультохраны Югры является формирование эффективной системы охраны каждого объекта культурного наследия, обеспеченной нормативными и организационно-распорядительными документами.
Установление границ территорий объектов культурного наследия является важнейшим звеном в обеспечении их государственной охраны и предотвращения уничтожения в процессе осуществления масштабной хозяйственной деятельности в Югре. Работа по установлению границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия в автономном округе активно ведется с 2010 года. Выбранный вектор работы и его актуальность были подтверждены Поручением Президента Российской Федерации от 24 августа 2012 года N Пр-2217, обратившим особое внимание именно на установление границ территорий памятников истории и культуры. По состоянию на сентябрь 2015 года нормативными правовыми актами Госкультохраны Югры границы территорий установлены для 831 объекта культурного наследия.
Начиная с 2012 года в автономном округе ведется активная работа по формированию системы достопримечательных мест, как базы для создания на их территориях историко-культурных заповедников. Достопримечательные места позволят наиболее рационально обеспечить сохранность уникальных археологических объектов и наследия коренных малочисленных народов Севера в естественных историко-культурных и природных условиях. Создание системы достопримечательных мест как эффективного инструмента сохранения культурного наследия является сегодня важнейшей общественной задачей. Для Югры эта деятельность актуализируется активным по темпам и масштабным по территории промышленным освоением.
В настоящее время в автономном округе постановлениями Правительства автономного округа в единый государственный реестр объектов культурного наследия Российской Федерации включены 6 достопримечательных мест - 5 регионального значения и 1 местного (муниципального) значения. В их составе 506 объектов археологического наследия и 15 памятников истории (культовые места коренных малочисленных народов Севера). На все достопримечательные места нормативными правовыми приказами Госкультохраны Югры утверждены границы и режим использования территорий.
В целях выявления, предупреждения, пресечения и профилактики правонарушений в сфере охраны объектов культурного наследия, для оперативного реагирования, Госкультохраной Югры с 2011 года внедрен риск - ориентированный подход при реализации контрольных полномочий. Все контрольные мероприятия направлены исключительно на проверку состояния объектов культурного наследия. К проверкам активно привлекаются общественные инспекторы и аккредитованные Госкультохраной Югры эксперты и экспертные организации в сфере историко-культурного наследия. С 2011 по 2014 годы аккредитованы 20 экспертов и 5 экспертных организаций. Выявленные в ходе контрольных мероприятий правонарушения, как правило, пресекаются без организации проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Первым этапом является определение проверяемых объектов археологического наследия, находящихся под угрозой повреждения, разрушения в результате хозяйственной деятельности. Как правило, это объекты, расположенные на территории нефтяных месторождений в непосредственной близости от объектов нефтепромысла. Работа осуществляется на основании внутреннего плана Госкультохраны Югры по проведению контрольных мероприятий на данных объектах в течение летнего полевого сезона (май-октябрь).
В проверках по выявленным нарушениям в подавляющем большинстве случаев участвуют аккредитованные Госкультохраной Югры эксперты. Более 80% случаев повреждения объектов культурного наследия (нарушения требований законодательства) выявляют именно аккредитованные эксперты и археологи, осуществляющие деятельность на территории Югры.
За период 2010-2015 годов проверено состояние 1261 объекта археологического наследия. На каждый составлен акт технического состояния. За данный период проведено 17 проверок в отношении юридических лиц. Зафиксировано нарушение действующего законодательства в отношении 31 объекта археологического наследия. По всем фактам возбуждены административные производства.
1.3. Архивное дело.
Документы, хранящиеся в архивах автономного округа, являются неотъемлемой частью историко-культурного наследия, информационного и интеллектуального достояния жителей автономного округа. Место архивов в современном мире определяется той ролью, которую играет в нем документ как оперативный регулятор различных сфер деятельности человека, общества и государства. Востребованность в ретроспективной документной информации для решения задач социально-экономического развития региона, государственного и муниципального управления делает архив надежным, адресным, оперативным информационным звеном управленческой деятельности человека, общества и государства. Аутентичность хранящихся в архиве документов, их неприкосновенность означают, что они носят доказательный характер. Выполняя социально-правовые запросы граждан, архив обеспечивает функционирование системы социальной защиты населения. Организуя использование ретроспективной документной информации в научно-исследовательских целях, архив имеет признаки научной организации. Популяризируя историю родного края в частности и страны в целом, архив выступает в качестве культурно-просветительского учреждения.
Информационный ресурс автономного округа состоит из 2 принципиально различных типов: текущей информации и ретроспективной информации. По состоянию на 1 января 2015 года объем архивных документов, хранящихся в архивах автономного округа насчитывает 844645 единиц хранения за период с 1930 года по настоящее время. Преимущественная часть уникального регионального ресурса ретроспективной информации сосредоточена в Государственном архиве Югры и 22 архивных отделах администраций городов и районов автономного округа.
Основные проблемы в архивном деле.
В настоящее время одной из основных проблем в развитии архивного дела в автономном округе является обеспечение сохранности и использование документов по личному составу, содержащих многоаспектную информацию о трудовой деятельности и воинской службе, здоровье, официальных заслугах граждан, необходимую для реализации их социальных прав. Документы по личному составу были и еще длительное время будут востребованы в повседневной жизни человека, определяя его гражданский статус, правовую защиту и социальное обеспечение.
Вторая проблема обусловлена стремительным развитием информационного общества, распространением новых технологий в сфере документационного обеспечения управления, все большим распространением электронного документооборота, что неизбежно ставит вопрос об адаптации архивов к реалиям информационного общества.
Решение обозначенных проблем требует государственной поддержки.
Задачей на плановый период ставится поступательное развитие архивной отрасли региона, на пути приведения архивов автономного округа в соответствие с современными мировыми стандартами в области архивного дела.
Инвестиции в сферу архивного дела, как правило, не имеют прямого экономического эффекта. Результат такого инвестирования направлен на формирование "человеческого капитала" ныне живущих и будущих поколений югорчан. Архивная отрасль является традиционно одной из самых консервативных отраслей, наименее адаптированной к рыночным отношениям.
1.4. Туризм.
Богатый историко-культурный, этнографический, туристско-рекреационный потенциал автономного округа определяет роль туристской отрасли в экономике автономного округа в качестве одного из экономических секторов. Успешное развитие туристской отрасли окажет стимулирующее воздействие на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги коллективных средств размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, обеспечит эффективное и устойчивое продвижение на международный, федеральный и региональный рынки продукции традиционных видов деятельности коренных малочисленных народов Севера, а также выступит катализатором социально-экономического развития муниципальных образований автономного округа.
Наличие указанных ресурсов в автономном округе создает предпосылки для развития культурно-познавательного, этнографического (включая событийную составляющую), экологического, религиозного туризма экскурсионно-познавательной направленности, событийного, спортивного, водного, активного (горнолыжный, пешеходный, горный), охотничьего, рыболовного, лечебно-оздоровительного, сельского, делового (конгрессно-выставочный, индивидуальный, инсентив-туры) и автотуризма.
По состоянию на 1 января 2016 года в автономном округе действуют 148 туристских предприятий: 16 туроператоров состоят в федеральном реестре туроператоров, имеют финансовую гарантию, из них: 11 туроператоров специализируются по внутреннему туризму, 5 - по международному и внутреннему. Количество коллективных средств размещения в автономном округе 219 единиц (из них 164 гостиницы, 49 баз отдыха, 6 - санаториев, профилакториев).
Жителям и гостям автономного округа предлагается 286 туристских программ (в том числе экскурсионные маршруты, программы и туры), из которых 37 - экологической и этнографической направленности.
Негосударственное регулирование в сфере туризма осуществляют социально ориентированная некоммерческая организация "Союз турпредприятий Югры" (26 турпредприятий), Молодежная общественная организация "Федерация спортивного туризма Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и "Ассоциация экскурсоводов Югры" (154 члена), объединяющие субъекты предпринимательской деятельности автономного округа в области туристского бизнеса, гидов-переводчиков, экскурсоводов, инструкторов.
Существуют факторы, благоприятствующие развитию туризма в автономном округе:
1. Наличие туристской инфраструктуры и туристского потенциала, в том числе территорий традиционного проживания коренных малочисленных народов.
Абзац сто второй утратил силу с 1 января 2017 г.
См. текст абзаца сто второго раздела 1
3. Рост интереса туристов к самобытному культурному наследию коренных малочисленных народов, их традиционных форм хозяйствования, а так же к природным ресурсам автономного округа в целом.
Указанные предпосылки позволяют рассматривать автономный округ как туристский регион, имеющий определенную перспективу на региональном, внутреннем российском и международном туристских рынках.
Туризм как агрегированная отрасль экономического развития представляет собой социально ориентированный инновационный комплекс направлений, обеспечивающий в режиме экологической безопасности пополнение национальных, региональных и местных бюджетов, рост занятости и самозанятости населения, создание условий для восстановления работоспособности, поддержания и укрепления здоровья людей.
В 2014 году начались структурные изменения российской туриндустрии, происходит активное развитие внутреннего и въездного туризма. В настоящее время основным направлением в развитии туризма в автономном округе является удержание и повышение конкурентоспособности туристского комплекса в условиях возросшей межрегиональной конкуренции за перераспределение туристских потоков.
Проблемами развития туризма в автономном округе являются недостаток инвестиций, направленных на поддержание и развитие туризма и его инфраструктуры и недостаток информации о туристских возможностях автономного округа у российских и иностранных участников туристского рынка (туроператоров, турагентов, потенциальных инвесторов, туристов).
Решение обозначенных проблем требует внедрения в систему государственного регулирования туристской деятельности новых подходов и методик, более эффективно консолидирующих деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере туризма и сервиса. Задачей на будущий (плановый) период ставится возвращение устойчивых поступательных темпов развития отрасли.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.