Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 2 июня 2017 г. N 221-п в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
Раздел 1. Краткая характеристика текущего состояния охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Преобладающую роль в экономике Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ) занимает нефтегазодобывающий комплекс, являющийся одним из основных загрязнителей окружающей среды. Наравне с производственным фактором загрязнения природы обозначился и другой фактор, а именно: негативное воздействие на окружающую среду объектов жилищно-коммунального комплекса. Указанные воздействия приводят к загрязнению водных объектов автономного округа, несанкционированному размещению отходов производства и потребления, обусловленному недостаточными мощностями объектов размещения отходов, несоответствием их обустройства требованиям природоохранного законодательства, низкой экологической культурой населения.
Техногенное воздействие на компоненты природной среды, наряду с прямым ухудшением их качества, также приводит к изменениям климата на территории автономного округа. Последствия изменения неизбежно отражаются на жизни и здоровье людей, состоянии животного и растительного мира, становятся ощутимой угрозой для безопасности населения (разрушение инфраструктуры и возникновение ЧС) и устойчивого развития региона.
Вышеуказанные факторы оказывают существенную негативную нагрузку на окружающую среду, являются постоянной угрозой причинения вреда окружающей среде и жизненно важным интересам населения.
Государственная программа реализуется в соответствии с направлениями государственной политики, с учетом результатов социологических исследований и общественных обсуждений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности автономного округа.
Атмосферный воздух
Состояние воздушного бассейна - один из основных факторов, определяющих экологическую ситуацию в населенных пунктах автономного округа. Качество атмосферного воздуха влияет на состояние здоровья населения и является ведущим фактором развития заболеваний в первую очередь детей, людей пожилого возраста, а также лиц, страдающих хроническими заболеваниями. В автономном округе основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются организации нефтегазодобывающей промышленности, энергетики, автотранспорт, котельные и коммунальное хозяйство.
По данным государственной статистической отчетности 2-ТП (воздух), за период 2012 - 2015 годов наблюдается тенденция снижения объемов выбросов от стационарных источников. Так, годовой объем выбросов уменьшился с 2 432,36 тыс. т до 1 388,14 тыс. т.
Основную массу валового выброса загрязняющих веществ от стационарных источников составили выбросы организаций нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности (76 - 80%) за счет сжигания нефтяного попутного газа. В целом по автономному округу за 2015 год объем извлеченных ресурсов попутного нефтяного газа (ПНГ) составил 33,8 млрд. м3 (включая газ, сожженный на факелах). Объем добычи (использования) составил 314 млрд. м3, процент использования попутного нефтяного газа - 95%. Сожжено на факелах попутного нефтяного газа - 6% или 2 029 млн. м3, что на 265 млн. м3 меньше, чем за 2014 год. Интенсивное негативное воздействие на окружающую среду оказывают выбросы продуктов сгорания НПГ - оксид углерода (37,2%), углеводороды (36%), летучие органические соединения (14,2%) и оксид азота (8,4%). Происходит загрязнение почвы, растительности, водоемов, увеличивается потребление кислорода и тепловое излучение, усиливается парниковый эффект.
За последние 5 лет наблюдается тенденция роста выбросов от автотранспорта. На территории автономного округа по состоянию на 1 января 2016 года зарегистрировано более 760 тыс. ед. автотранспорта. Автомобильный транспорт, с одной стороны, потребляет из атмосферы кислород, а с другой - выбрасывает в атмосферу отработанный газ, углеводороды, оказывает воздействие на все составляющие биосферы: атмосферу, водные и земельные ресурсы, литосферу и человека. Наиболее остро стоит проблема загрязнения воздушного бассейна вредными выбросами с отработавшими газами автомобильных двигателей, основу которых составляют оксид углерода (CO), углеводороды (CH), оксиды азота (NO), твердые частицы (ТЧ), соединения свинца (Pb) и серы (SO2), альдегиды, а также канцерогенные вещества.
Источником загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах автономного округа также являются котельные, по состоянию на 1 января 2016 года производственный потенциал автономного округа составляет 505 котельных, из которых газифицировано 78,6%. Потребляя немалое количество топлива и воздуха, котельная установка выбрасывает в атмосферу через дымовую трубу продукты сгорания, содержащие окись углерода CO, сернистый ангидрид SO2, окислы азота NO и др.
Наблюдения за состоянием атмосферного воздуха на территории населенных пунктов автономного округа осуществляется на 8 постах территориальной системы мониторинга окружающей среды в 7 населенных пунктах по 8 загрязняющим веществам в процессе ведения локального экологического мониторинга в границах 278 (на 1 января 2016 года) лицензионных участков недр.
За период с 2011 по 2015 годы в городах автономного округа отмечено улучшение состояния атмосферного воздуха. Учитывая результаты наблюдения, в населенных пунктах автономного округа снизился уровень загрязнения с "высокого" и "очень высокого" до "повышенного" (г.г. Белоярский и Радужный) и "низкого" (в пгт. Березово, г.г. Нефтеюганске, Нижневартовске, Ханты-Мансийске и Сургуте).
Водные ресурсы
Автономный округ - один из самых водообеспеченных регионов. На территории автономного округа протекает более 2 тысяч больших и малых рек общей протяженностью свыше 172 тыс. км, насчитывается более 300 тыс. озер. Территория характеризуется уникальным по своим масштабам развитием болотообразовательных процессов. Состояние водохозяйственного комплекса имеет определяющее значение для устойчивого экономического развития автономного округа и повышения качества проживающего в нем населения. Водные ресурсы служат не только основным источником водоснабжения, но и являются основой успешного развития многих отраслей промышленного и сельского производства.
Активная разработка нефтяных месторождений и сопутствующее этому процессу строительство мостовых переходов, трубопроводов и прочих коммуникаций оказывает интенсивное воздействие на береговую линию водных объектов, что приводит к разрушению берегов, деформации дна, поступлению наносов. В настоящее время состояние водных объектов автономного округа характеризуется захламлением древостоем, заиливанием и зарастанием древесно-кустарниковой растительностью русел средних и малых рек.
Это приводит к деградации водных ресурсов и невозможности их использования в качестве источников водоснабжения, снижает рыбохозяйственную значимость водоемов и т.д. Кроме того, в большинстве случаев заиление и зарастание русел водотоков не позволяет обеспечить безаварийный пропуск повышенных расходов паводковых вод и, как следствие, может привести к затоплению и подтоплению территорий.
Также для автономного округа характерны высокая степень паводконосных ситуаций на реках, недостаточное количество водозащитных сооружений вблизи населенных пунктов, что в свою очередь приводит к попаданию в водные объекты загрязняющих веществ в период половодья, а также причинению материального ущерба населению и предприятиям.
В автономном округе подтапливается более 80 населенных пунктов. Ежегодный ущерб в зависимости от интенсивности половодья составляет 200 - 500 млн. рублей.
В процессе реализации целевой программы автономного округа "Обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011 - 2013 годах и на период до 2015 года" в 2011 году выполнена комплексная оценка состояния защиты 98 населенных пунктов автономного округа, подверженных негативному воздействию вод. Общая потребность в строительстве сооружений инженерной защиты населенных пунктов от затопления, подтопления и разрушения берегов, по результатам обследования, на начало 2012 года составляет 56 сооружений.
Наиболее опасными процессами, влияющими на качество поверхностных вод автономного округа, являются нефтяное и солевое загрязнение, а также сброс сточных вод ненормативного качества. На территории автономного округа качество поверхностных вод изменяется от "загрязненная" до "очень грязная". Решение проблемы очистки сточных вод путем реконструкции, расширения, модернизации, строительства объектов водоотведения осуществляется в государственной программе автономного округа "Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы".
Земельные ресурсы
Земельный фонд автономного округа на 1 января 2016 года составляет 53 480,1 тыс. га. Большая часть территории автономного округа - 91,0% или 48 662,6 тыс. га занята землями лесного фонда. Остальные категории земель составляют: земли сельскохозяйственного назначения - 1,1%; земли населенных пунктов - 0,9%; земли промышленности - 0,6%; земли особо охраняемых территорий - 1,6%; земли водного фонда - 0,9%; земли запаса - 3,8%.
Основным источником загрязнения почв и земель в автономном округе являются разливы загрязняющих веществ при авариях на трубопроводном транспорте. За 2015 год на территории автономного округа допущено 2 923 аварийных отказов (инцидентов), площадь загрязнения составила 249,46 га. Все загрязнённые участки с координатной привязкой внесены в Реестр загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. На 1 января 2016 года в Реестре загрязненных земель содержится информация о 19 670 участках общей площадью 4 404 га, из которых около 4 000 га приходится на "историческое наследие". Наибольшие площади загрязнённых земель приходятся на долю общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (открытого акционерного общества "НК "Роснефть") - 2 055 га (46,7% от общей площади загрязнённых земель) и открытого акционерного общества "Самотлорнефтегаз" (открытого акционерного общества "НК "Роснефть") - 1 360 га (30,8% от общей площади).
В целях восстановления нарушенного состояния земель автономного округа государственной программой предусмотрена рекультивация нефтезагрязненных земель организациями-природопользователями в рамках долгосрочных программ, включение указанных мероприятий в соглашения о сотрудничестве между Правительством автономного округа и крупными нефтяными организациями, ведение реестра нефтезагрязненных земель.
Климат
Климат автономного округа умеренно континентальный. Характеризуется продолжительной зимой (25-26 недель), длительным залеганием снежного покрова (180-210 и более дней), короткими переходными сезонами (7-9 недель), поздними весенними и ранними осенними заморозками, коротким безморозным периодом и коротким летом. На формирование климата существенное влияние оказывают защищенность территории с запада Уральским хребтом и открытость территории с севера, способствующая проникновению холодных арктических масс.
В климатической доктрине Российской Федерации, утвержденной распоряжением Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 861-рп, необходимость учета изменений климата определена в качестве одного из ключевых долговременных факторов безопасности Российской Федерации.
Одним из проявлений климатических изменений является увеличение изменчивости и экстремальности климата - учащаются опасные явления погоды, а также инициированные ими техногенные чрезвычайные ситуации. Заметное влияние на климат оказывает хозяйственная деятельность человека, связанная прежде всего с выбросами парниковых газов в результате сжигания ископаемого топлива. При этом способность природных систем поглощать парниковые газы ограничена.
Основными парниковыми газами, в порядке их оцениваемого воздействия на тепловой баланс Земли, являются водяной пар (36-72%), углекислый газ (9-26%), метан (4-9%) и озон (3-7%). Ежегодные данные статистической отчетности о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников (2-ТП воздух) содержат информацию только о выбросах метана. Объемы углекислого газа и переводные коэффициенты определяются расчетным путем согласно методическим рекомендациям по проведению добровольной инвентаризации объема выбросов парниковых газов в субъектах Российской Федерации, утвержденных распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации 16 апреля 2015 года N 15-р.
В структуре выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры выбросы метана составляют около 30%. По видам экономической деятельности 68% выбросов метана приходится на добычу сырой нефти и природного газа и 30% на транспортировку газа по трубопроводам.
В 2011 году проведена научно-исследовательская работа по инвентаризации выбросов и стоков парниковых газов на территории автономного округа. Исследования показали, что в Югре за период с 2000 по 2010 год объемы выбросов парниковых газов вплотную приблизились, но не превысили базового уровня 1990 года, установленного Планом мероприятий по обеспечению к 2020 году сокращения объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 процентов объема указанных выбросов в 1990 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2014 года N 504-р. С 2010 года объемы выбросов парниковых газов не рассчитывались. В целях определения (расчета) объемов выбросов и стоков парниковых газов по отраслям экономики автономного округа, оценки потенциала их сокращения будет проведена работа по инвентаризации выбросов парниковых газов на территории автономного округа и дан прогноз по их сокращению до 2030 года.".
Особо охраняемые природные территории и сохранение биологического разнообразия
Развитие нефтедобывающей, лесоперерабатывающей и других отраслей промышленности в автономном округе, увеличение воздействия антропогенного фактора на окружающую среду непосредственно связаны с увеличением негативного воздействия на типичные и уникальные природные комплексы и экосистемы, что приводит:
к уменьшению видового разнообразия аборигенных (местных) видов животных и растений (в Красную книгу автономного округа внесены 265 объектов животного и растительного мира, из которых 48 животных, 150 растений, 29 лишайников, 38 грибов. Из них 35 объектов животного и растительного мира занесены в Красную книгу Российской Федерации);
сокращению численности ценных промысловых животных (численность отдельных видов промысловых животных за последние годы снизилась более чем в 3 раза);
уменьшению продуктивности дикоросов, сокращению площади девственных лесов (объемы изъятия земель лесного фонда с 2000 года, в том числе в лесах 1 группы (защитных лесах), возросли в 3 - 4 раза) и другим негативным факторам.
Наиболее эффективной формой для поддержания экологического баланса и природоохранной деятельности в автономном округе являются особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ), которые предназначены для сохранения типичных и уникальных природных комплексов и ландшафтов, биологического разнообразия животного и растительного мира, охраны объектов природного и культурного наследия, а также для сохранения благоприятной окружающей среды и необходимых условий для жизнедеятельности населения.
По состоянию на 1 января 2016 года в автономном округе насчитывается 24 ООПТ, в том числе 5 - федерального значения, 17 - регионального значения; 2 - местного значения.
Совокупная площадь ООПТ в автономном округе составляет 2 757,8 тыс. га (5,2% площади автономного округа).
Площади действующих ООПТ недостаточно для обеспечения экологической стабильности в автономном округе, особенно в районах интенсивного промышленного развития. Ни одна из ООПТ регионального значения в отдельности не имеет достаточной площади для сохранения жизнеспособных популяций крупных животных, что приводит к неустойчивости этих популяций, и особенно лесного северного оленя.
Анализ состояния природы при высоком уровне вложения инвестиций в разработку природно-ресурсного потенциала показывает, что в перспективе развития автономного округа и для повышения экологической безопасности автономного округа, улучшения качества жизни населения необходимо принять меры по развитию сети ООПТ и увеличению их доли в природно-ресурсном комплексе автономного округа.
Отходы производства и потребления
В последние годы автономный округ уделяет пристальное внимание проблеме обращения с отходами, которая приводит не только к неблагоприятным экологическим и экономическим последствиям, но и способствует нарастанию социальной напряженности.
Автономный округ характеризуется недостаточной обеспеченностью населенных пунктов санкционированными объектами размещения отходов. Обеспеченность населенных пунктов автономного округа полигонами твердых бытовых и промышленных отходов в 2015 году составляла 53%. По состоянию на 1 января 2016 года зарегистрировано 138 объектов размещения отходов (общая площадь 766,7 га), в том числе 70 полигонов для размещения промышленных и твердых коммунальных (бытовых) отходов (463,7 га), 68 санкционированных свалок (293 га).
Эксплуатация объектов размещения отходов осуществляется с нарушением требований природоохранного и санитарного законодательства. Около 70% санкционированных объектов размещения отходов не соответствуют природоохранным и санитарным требованиям.
Недостаточно мощностей объектов обезвреживания ртутьсодержащих и других отходов 1 и 2 класса опасности, что порождает практику их захоронения на свалках и полигонах твердых коммунальных (бытовых) отходов, которые не предназначены для этих целей.
В автономном округе отсутствует раздельный сбор отходов и недостаточно мощностей объектов переработки отходов различных категорий, являющихся вторичным сырьем. На объектах размещения отходов производится захоронение несортированных отходов, что ведет к безвозвратной потере полезной продукции - вторичного сырья.
Фиксируется большой объем накопленных отходов бурения (501 шламовых амбаров - на 1 января 2016 года) при недостаточных темпах их рекультивации (порядка 255 шт. в год) и недостаточных мощностях объектов обезвреживания и переработки отходов бурения.
Накопление отходов на санкционированных и несанкционированных местах размещения несет значительный экологический, экономический и социальный ущерб. Захороненные твердые коммунальные отходы содержат значительное количество (до 100 наименований) токсичных соединений. В коммунальных отходах населения содержатся различные красители, краски, лаки, ртуть, растворители, свинец и его соли, лекарства, пластмассы, синтетические материалы, полихлорбифенилы, металлические банки и др. Все эти загрязнители попадают на места размещения отходов в результате отсутствия сортировки отходов и входного контроля на полигонах. К тому же на полигоны попадают и отходы, которые могут быть возвращены в рецикл и после соответствующей обработки использоваться в качестве вторичных материальных ресурсов. По мере складирования отходов накапливаются потенциально опасные загрязняющие вещества, миграция которых продолжается длительное время и после закрытия полигона, так как разложение отходов и вынос веществ из тела полигона не прекращается до устойчивого равновесия с окружающей средой.
Химическое воздействие возможно за счет выделения вредных веществ с эмиссиями фильтрата газовых выбросов и при разносе твердых отходов. При растекании фильтрата происходит загрязнение почв, растительности, подземных вод. Выделение газа в процессе разложения отходов и дыма при горении вызывает загрязнение атмосферного воздуха.
Биогенное действие выражается в привлечении и размножении птиц, насекомых, млекопитающих.
Не менее опасным может оказаться и вторичное загрязнение природных компонентов вследствие разложения органических составляющих тех или иных отходов, в результате чего могут образовываться высокотоксичные соединения.
Формирование экологической культуры
Решение экологических проблем должно осуществляться не только техническими средствами, но и путем переориентации мировоззрения населения по отношению к окружающей среде. Экологическое воспитание и образование становятся одними из основ формирования образа жизни человека, ориентированного на обеспечение устойчивого развития региона.
Улучшение окружающей среды невозможно без активной экологической позиции всех слоев населения, руководителей организаций автономного округа. Поэтому в автономном округе активно внедряются различные формы поддержки гражданских инициатив.
В автономном округе с целью формирования экологической культуры населения уже в течение 10 лет реализуется проект "Международная экологическая акция "Спасти и сохранить" (далее - Акция). Активными участниками эколого-просветительской деятельности, проходящей во время проведения Акции, выступают дети, подростки и молодежь - около 200 тыс. чел., что составляет 60% от общего количества участников.
На постоянной основе ведется информирование населения автономного округа через Экологический портал Югры www.ecougra.ru, журналы и газеты, эколого-просветительскую телепередачу "Эковзгляд" (выходит в эфир на канале "Россия 24"). Ежегодно издается доклад об экологической ситуации в автономном округе.
Тем не менее, уровень экологической культуры населения автономного округа остается низким, что влечет за собой ухудшение состояния окружающей среды.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.