Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 7 апреля 2017 г. N 130-п в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
См. текст раздела в предыдущей редакции
Раздел 1. Краткая характеристика текущего состояния сферы труда и занятости в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
Ситуация на рынке труда автономного округа
На развитие ситуации в сфере занятости населения оказывают влияние процессы, происходящие в экономике.
В целом ситуация на рынке труда автономного округа в 2015 году оставалась стабильной и контролируемой.
По данным Росстата, численность экономически активного населения автономного округа в среднем за 2015 год составила 917,5 тыс. человек, что на 1,1 тыс. человек больше, чем в 2014 году (916,4 тыс. человек). В их числе 877 тыс. человек были заняты в экономике и 40,5 тыс. человек - безработные в соответствии с методологией Международной организации труда (далее - МОТ) (в 2014 году - 874,3 тыс. человек и 42,1 тыс. человек соответственно).
Уровень безработицы по МОТ в среднем за 2015 год составил 4,4% от численности экономически активного населения, что на 0,2 процентных пункта ниже, чем в 2014 году (4,6%).
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, на 1 января 2016 года составила 4975 человек (на 1 января 2015 года - 4000 чел.).
В 2015 году Югра стабильно входила в число субъектов с низким уровнем регистрируемой безработицы, его значение было ниже среднероссийского.
На 1 января 2016 года уровень регистрируемой безработицы составил 0,54% от численности экономически активного населения против 0,45% на 1 января 2015 года.
Спрос работодателей на рабочую силу снизился на 28,9% и составил 10,1 тыс. единиц на 1 января 2016 года против 14,2 тыс. единиц на 1 января 2015 года.
Коэффициент напряженности составил 0,8 человек на 1 рабочее место против 0,5 на 1 января 2015 года, на увеличение показателя повлияло увеличение численности граждан, обратившихся в органы службы занятости населения по вопросу трудоустройства и снижение количества вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения.
Сравнительная характеристика рынка труда автономного округа приведена в таблице.
Наименование показателей |
Значение показателя |
||
01.01.2014 |
01.01.2015 |
01.01.2016 |
|
Численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости населения, человек |
4229 |
4000 |
4975 |
Уровень регистрируемой безработицы, % |
0,46 |
0,45 |
0,54 |
Потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости населения, единиц |
13439 |
14155 |
10060 |
Коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых человек на 1 рабочее место), единиц |
0,5 |
0,5 |
0,8 |
В 2015 году в органы службы занятости населения Югры за содействием в трудоустройстве обратились 51222 человека, что на 20,2% больше, чем в 2014 году (42603 человека). За этот же период при содействии органов службы занятости населения трудоустроены 28171 человек или 55% от численности граждан, обратившихся по вопросу трудоустройства (в 2014 году - 68%).
Снижение количества трудоустроенных обусловлено уменьшением количества вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения (в 1,6 раза), и увеличением численности граждан, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы.
Потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости в течение 2015 года, составила 64579 единиц. По сравнению с прошлым годом спрос на рабочую силу сократился в 1,6 раза или на 35775 единиц (в 2014 году - 100354 единиц). Снижение вакансий произошло по всем видам экономической деятельности, значительное снижение отмечено в строительстве (на 74%), финансовой деятельности (на 73,5%), торговле (на 49%). Снижение вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения, стало одной из тенденций 2015 года.
По данным еженедельного мониторинга увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников, численность работников, предполагаемых к увольнению, по состоянию на 31 декабря 2015 года составила 2425 человек, по сравнению с аналогичной датой прошлого года численность работников снизилась на 17,2% (на 31 декабря 2014 - 2927 человек).
Уволены 4475 человек (из 719 организаций), из них 88 человек (2% от уволенных) трудоустроены, 465 гражданам (10,4%) назначена пенсия по старости, 1621 человек (36,2%) обратился в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы.
На 31 декабря 2015 года в режимах неполной занятости находились 897 человек в 24 организациях, в сравнении с аналогичной датой прошлого года их численность увеличилась в 2,5 раза или на 542 человека (на 31 декабря 2014 года - 355 человек).
Одним из инструментов, влияющих на сдерживание напряженности на рынке труда автономного округа, стабилизацию ситуации на рынке труда муниципальных образований автономного округа, является реализация мероприятий программы содействия занятости населения.
В автономном округе программа содействия занятости населения разрабатывается с 1995 года.
Организация временных работ для категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и организация общественных работ позволяют в течение года создавать условия для временной занятости в муниципальных образованиях автономного округа для отдельных категорий граждан, не имеющих определенного уровня профессиональной подготовки.
В целях стимулирования работодателей организовывать временные рабочие места Правительством автономного округа предусмотрена компенсация расходов работодателя по оплате труда работников с учетом страховых взносов.
Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет способствует организации детского досуга, получению подростками первоначальных трудовых навыков, а также профилактике безнадзорности и правонарушений в среде подростков.
Еще одна проблема - трудоустройство выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
Наличие опыта работы по специальности является в настоящее время практически обязательным требованием работодателей к претендентам на рабочие места. Его отсутствие зачастую затрудняет трудоустройство выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.
В органы службы занятости населения автономного округа ежегодно за содействием в поиске работы обращаются порядка 1,5 тысяч выпускников, среди которых риск быть нетрудоустроенными ежегодно имеют порядка 10 - 11% или 170 - 200 человек. Стимулирование работодателя к созданию рабочего места для выпускника является взаимовыгодным сотрудничеством: с одной стороны, получение необходимого для профессиональной деятельности опыта, с другой стороны возможность получить специалиста с минимальным количеством затрат.
В целях повышения качества жизни людей с ограниченными физическими возможностями в Югре реализуется комплекс мер, направленный на повышение занятости инвалидов, который предусматривает создание оборудованных (оснащенных) рабочих мест для них, проведение специализированных ярмарок вакансий, организацию временного трудоустройства, самозанятости инвалидов.
Количество трудоустроенных инвалидов из числа обратившихся (2030 человек) в органы службы занятости населения в январе - декабре 2015 года составило 975 человек (из них 580 безработных). Количество инвалидов, нашедших работу в 2015 году, возросло на 35 человек по сравнению с 2014 годом.
Уровень трудоустройства инвалидов при содействии органов службы занятости населения в 2015 году составил 48%.
Программой предоставлена возможность трудоустройства одиноким и многодетным родителям, родителям, воспитывающим детей-инвалидов, родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, посредством участия в мероприятиях, направленных на содействие трудоустройству данной категории граждан как на временные, так и на постоянные рабочие места.
Благодаря увеличению охвата безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости населения, услугами профессионального обучения и дополнительного профессионального образования за последние 3 года доля безработных граждан, не имеющих профессионального образования, сохраняется на одном уровне и составляет 43,4%. Вместе с тем доля безработных граждан, состоящих на учете, без профессионального образования значительна, особенно в сельской местности и районах автономного округа.
Немаловажной задачей является трудоустройство лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и лиц, осужденных к исполнению наказания в виде лишения свободы. За время отбывания наказания осужденные утрачивают социально полезные связи, не готовы решать проблемы в изменившемся обществе.
Обозначенные проблемы и направления для их решения являются частью мероприятий, включенных в Государственную программу.
Характеристика текущего состояния условий и охраны труда, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз развития
Неблагоприятные условия труда являются причиной высокого уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Ежегодно в автономном округе получают травмы на производстве более 700 человек, регистрируется более 160 случаев профессиональных заболеваний.
Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в автономном округе имеют следующую динамику:
Наименование показателя |
Годы |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (по данным Государственной инспекции труда в автономном округе) |
47 |
67 |
42 |
32 |
40 |
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более (по данным Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по автономному округу) |
902 |
836 |
775 |
729 |
720 |
Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего (по данным Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по автономному округу) |
82,1 |
74,2 |
83,9 |
81,9 |
55 |
Численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров (по данным Департамента здравоохранения автономного округа) |
211 |
221 |
253 |
199 |
166 |
Анализ факторов и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в автономном округе показывает, что основной причиной их возникновения является неудовлетворительная организация производства работ.
К другим причинам относятся: нарушение технологического процесса, нарушение работниками трудового распорядка и дисциплины труда, неприменение работником средств индивидуальной защиты, нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортного средства, недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда и другие.
Важным механизмом стимулирования работодателей к контролю и улучшению условий труда на рабочих местах, а также созданию эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда является оценка условий труда на рабочих местах.
Анализ проведения аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда в 2011 - 2015 годах характеризуется показателями, приведенными в таблице.
Динамика показателей оценки условий труда в автономном округе
Наименование показателя |
Годы |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Количество рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест и специальная оценка условий труда (по данным Государственной инспекции труда в автономном округе) |
25306 |
34399 |
101386 |
5604 |
66000 |
Удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест (по данным Государственной инспекции труда в автономном округе) |
- |
- |
- |
10 |
30 |
Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (по данным территориальных органов Росстата) |
111720 |
114081 |
116628 |
147735 |
143032 |
Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников |
29,4 |
29,8 |
30,2 |
38,6 |
17,2 |
Суммарно за последние 5 лет аттестацию рабочих мест или специальную оценку условий труда провели 5032 организации на 279859 рабочих местах, на которых заняты 442176 работающих, что составляет 57,4% от общего количества занятых в автономном округе по полному кругу предприятий.
Фактические расходы на компенсации и средства индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в 2015 году составили 9174 млн. рублей.
В результате контрольно-надзорной деятельности за соблюдением требований трудового законодательства в сфере охраны труда установлено, что наибольшее количество составляют нарушения, связанные с эксплуатацией оборудования с нарушением требований безопасности, применением труда работников без надлежащих средств защиты, неудовлетворительной организацией по ведению работ повышенной опасности и эксплуатации технологического оборудования, недостатками в содержании производственной территории, помещений, рабочих мест.
При реализации полномочий по государственному управлению охраной труда проводится работа по совершенствованию нормативной правовой базы.
В автономном округе приняты следующие нормативные правовые акты:
Закон автономного округа от 10 февраля 1998 года N 2-оз "Об охране труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";
Закон автономного округа от 27 мая 2011 года N 57-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере трудовых отношений и государственного управления охраной труда";
постановление Правительства автономного округа от 6 февраля 2004 года N 20-п "Об образовании Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры";
постановление Правительства автономного округа от 6 июня 2014 года N 204-п "О Концепции улучшения условий и охраны труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2030 года";
постановление Правительства автономного округа от 13 мая 2016 года N 144-п "О системе управления охраной труда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Главная задача охраны труда - это поиск экономических инструментов и моделей, которые, с одной стороны будут заставлять, с другой стороны - стимулировать работодателя и работника двигаться к улучшению условий труда, обеспечивать безопасный труд и безопасное производство.
В целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области охраны труда Минтрудом России принят ряд нормативных правовых документов, правил по охране труда, способствующих снижению производственного травматизма.
Экономический механизм стимулирования деятельности работодателя в области охраны труда предусмотрен Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в виде скидок и надбавок к страховому тарифу.
Размер скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы работодателя за 3 года и устанавливается с учетом состояния охраны труда (включая результаты специальной оценки условий труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию, но не превышает 40% установленного страхового тарифа.
Не менее важным механизмом стимулирования работодателя по улучшению условий труда на основании приказа Минтруда России N 580н от 10 декабря 2012 года региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по автономному округу является снижение на 20% объёма страховых взносов по обязательному социальному страхованию на реализацию предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.
В вышеуказанный объем снижения страховых взносов включаются расходы работодателя по оплате следующих мероприятий: обучение по охране труда, санаторно-курортное лечение работников, проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников, специальной оценки условий труда, обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием, приобретение алкотестеров или алкометров, специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты, аптечек для оказания первой помощи.
Анализ состояния производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, условий труда, с учетом данных прогноза потребности трудовых ресурсов, позволяет ожидать к концу 2020 года незначительные изменения по показателям производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Вместе с тем прогнозируется значительное снижение количества занятых во вредных условиях труда в связи с изменениями законодательства, регулирующего процедуру проведения специальной оценки условий труда.
Ключевым направлением на ближайшую перспективу развития охраны труда в Российской Федерации, в том числе в автономном округе, является переход к нулевому травматизму, фиксация микротравм, профилактика травматизма и профессиональных заболеваний.
Отсутствие механизмов правовой защиты здоровья работников на производстве и эффективных методов контроля и надзора привело не только к усилению тенденции сокрытия информации о неблагоприятных условиях труда и риске повреждений их здоровья, но и к допуску работников к профессиональной деятельности без учета, а порой и вопреки медицинским показаниям. Так, ежегодно в автономном округе более 100 человек погибают на производстве по причине общего заболевания, напрямую не связанного с производственной деятельностью.
Игнорирование работодателями требований охраны труда во многом связано с декларативным характером большинства норм трудового права. Так, законодательством Российской Федерации установлены права работников на безопасные условия труда и обязанность работодателя их обеспечивать, а также предусмотрена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность работодателя за нарушение требований охраны труда. Вместе с тем административный ресурс контроля и надзора за исполнением указанных норм трудового права практически исчерпан: численность государственных инспекторов по охране труда позволяет обеспечить проведение плановых профилактических мероприятий по предупреждению страховых случаев в расчете на организацию не чаще чем 1 раз в 32 года. При этом, даже несмотря на это, в результате проверок выявляется порядка 28 тыс. правонарушений в сфере охраны труда в организациях автономного округа. Средний размер штрафа, налагаемого на работодателей за нарушения законодательства об охране труда, составляет 4 - 5 тыс. руб., что не является стимулом для совершенствования работы в этой сфере.
На федеральном уровне разрушена отраслевая система управления охраной труда, то есть система, при которой за каждым отраслевым министерством были закреплены полномочия по управлению охраной труда в соответствующей отрасли.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не до конца урегулированным остался вопрос исполнения полномочий в области охраны труда, предусмотренных отраслевым законодательством, органами местного самоуправления муниципальных образований.
Между тем эффективно управлять вопросами улучшения условий и охраны труда возможно лишь при условии создания единой системы управления на основе взаимодействия.
Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 мая 2011 года N 57-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере трудовых отношений и государственного управления охраной труда" предусмотрено включение органов местного самоуправления в системную работу по улучшению условий и охраны труда.
Неудовлетворительное состояние и опасные тенденции развития "человеческой составляющей" в системе производительных сил Российской Федерации стали проблемами национальной безопасности, так как представляют серьезную угрозу самостоятельности страны. Здоровье работающего населения непосредственно связано с условиями труда, а также с эффективностью функционирования социально-трудовых отношений и социальных институтов, в первую очередь систем здравоохранения в сфере труда и социального страхования.
Более того, до тех пор, пока ситуация в этой области не изменится, нельзя говорить всерьез не только о решении наших демографических и гуманитарных проблем, но и о дальнейших возможностях экономического роста и увеличении валового внутреннего продукта.
Программно-целевой метод наиболее эффективен в осуществлении государственной политики в области охраны труда, увеличения продолжительности жизни и улучшения здоровья работающего населения, проживающего в автономном округе.
Реализация мероприятий подпрограммы II "Улучшение условий и охраны труда в автономном округе" направлена на достижение основных показателей обеспечения качества жизни населения автономного округа, а именно: на сохранение народонаселения и здоровья самой активной, репродуктивной части общества и, как следствие, увеличение показателей продолжительности жизни, увеличение валового регионального продукта на душу населения, снижение доли государственных расходов на социальную деятельность, снижение количества инвалидов.
Характеристика состояния трудовых ресурсов автономного округа
В среднем за 2015 год численность экономически активного населения автономного округа составила 917,5 тыс. человек или 56,7% от общей численности населения (в среднем за 2015 год - 1619,4 тыс. человек), из них 877,0 тыс. человек или 95,6% от экономически активного населения были заняты в экономике.
Среднесписочная численность работников (по полному кругу организаций) в 2015 году - 757,6 тыс. человек. Преобладающая часть занятого населения (659,3 тыс. человек) сосредоточена на крупных и средних предприятиях и организациях.
В автономном округе преобладают специалисты, имеющие высшее профессиональное образование, доля которых в общей численности занятого населения составляет 37,5%.
Структура занятости населения по уровню образования в 2015 году
|
Всего |
в том числе имеют образование |
|||||
высшее, % |
среднее профессиональное |
среднее общее, % |
основное общее, % |
не имеют основного общего, % |
|||
по программе подготовки специалистов среднего звена, % |
по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих), % |
||||||
Российская Федерация |
100 |
33,0 |
25,8 |
19,2 |
18,4 |
3,4 |
0,2 |
Уральский федеральный округ |
100 |
31,2 |
27,4 |
20,4 |
16,6 |
4,1 |
0,3 |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
100 |
37,5 |
25,4 |
13,8 |
20,3 |
2,9 |
0,0 |
В 2015 году на фоне процессов, происходящих в экономике, наблюдалось снижение количества заявленных в органы службы занятости населения вакансий. Заявленная работодателями в течение года потребность в работниках снизилась в 1,6 раза (2015 год - 64579 единиц, 2014 год - 100354 единиц).
В структуре вакансий преобладали вакансии временного и сезонного характера работы, их доля составила 52,1% в общем числе вакансий, доля вакансии с постоянным характером - 47,6%, доля вакансий по совместительству- 0,3%.
Потребность работодателей в рабочих по-прежнему составляет основную часть заявочного спроса. Доля рабочих профессий в общем банке вакансий составила 77,3%, при этом их доля снизилась относительно показателя 2014 года (80,6%).
Сохраняется дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, который выражается в территориальном и профессионально-квалификационном несоответствии. Дисбаланс спроса и предложения рабочей силы приводит к тому, что ряд вакансий остается незаполненным, а безработные граждане продолжают состоять в органах службы занятости населения.
Территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы выражается в нехватке рабочих мест в одних территориях и переизбытке в других территориях.
На конец 2015 года дефицит рабочих мест ощущался в Советском районе, в котором количество претендентов из числа незанятых граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, превышало заявленную работодателями потребность в 12,1 раза, Ханты-Мансийском районе - в 11,1 раза, Кондинском районе - в 4,4 раза, Березовском районе - в 2,7 раза, Белоярском районе - в 1,7 раза, г. Покачи - в 1,4 раза.
Превышение количества заявленных вакансий над числом незанятых граждан наблюдалось в промышленно развитых городах и районах: Нефтеюганский район (в 6,7 раза), г. Нижневартовск (в 6,2 раза), г. Нефтеюганск (в 4,1 раза), г. Сургут (в 2,1 раза), г. Лангепас (в 2,1 раза).
Профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы выражается в несоответствии профессионально-квалификационных характеристик претендентов требованиям работодателей, с одной стороны, и неудовлетворенности самих претендентов условиям и оплаты труда, предлагаемым работодателями, с другой стороны.
Соотношение спроса и предложения рабочей силы в 2015 году
Укрупненные группы ОКЗ |
Безработные |
Вакансии |
||
человек |
% |
единиц |
% |
|
Руководители (представители) органов власти и управления всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций, предприятий |
1101 |
8,2 |
2131 |
3,3 |
Специалисты высшего уровня квалификации |
1979 |
14,8 |
6797 |
10,5 |
Специалисты среднего уровня квалификации |
880 |
6,6 |
3794 |
5,9 |
Служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием |
564 |
4,2 |
1448 |
2,2 |
Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности |
1368 |
10,2 |
5397 |
8,3 |
Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства |
56 |
0,4 |
371 |
0,6 |
Квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр |
1087 |
8,1 |
9192 |
14,2 |
Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин и слесари-сборщики |
1371 |
10,3 |
9290 |
14,4 |
Неквалифицированные рабочие |
3180 |
23,8 |
26250 |
40,6 |
В 2015/2016 учебном году в профессиональных образовательных организациях обучались 14,3 тыс. человек (2014/2015 учебному году - 10,7 человек).
В 2016 году выпуск профессиональных образовательных организаций составил 3924 человека (2015 год - 3441 человек), выпуск образовательных организаций высшего образования составил 2889 человек (2015 год - 2734 человека).
В вузах автономного округа подготовка осуществляется по 26 укрупнённым направлениям (специальностям) подготовки по программам бакалавриата. Наиболее востребованными экономикой автономного округа являются такие направления подготовки как электроэнергетика; электроника, радиотехника и системы связи; техника и технологии строительства; клиническая медицина; архитектура; образование и педагогические науки.
С целью подготовки высококвалифицированных кадров, владеющих инновационными технологиями, для основных стратегических отраслей экономики региона (нефтегазовой, строительной, транспортной, энергетической и социальной сферы) в вузах Югры открыта подготовка по 13 укрупненным направлениям подготовки в магистратуре.
Несмотря на все принимаемые меры в Югре анализ профессионально-квалификационного состава выпускников и банка заявленных вакансий подтверждает дефицит в автономном округе квалифицированных специалистов:
инженеров, экономистов, учителей, юристов с высшим профессиональным образованием;
бухгалтеров, электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования, воспитателей дошкольных учреждений, медицинских сестер, фельдшеров, музыкальных работников, продавцов продовольственных и непродовольственных товаров, кассиров, операторов по добыче нефти и газа, операторов по исследованию скважин, операторов электронно-вычислительных машин, слесарей по ремонту автомобилей, слесарей-ремонтников, электросварщиков, электрогазосварщиков ручной сварки, машинистов бульдозера, машинистов компрессорных установок, парикмахеров, официантов-барменов, мастеров сухого строительства, делопроизводителей со средним профессиональным образованием.
По ряду профессий заявлено вакансий больше, чем подготовлено выпускников и состоит на учете в центре занятости населения безработных граждан, в связи с чем за счет имеющихся трудовых ресурсов автономного округа невозможно обеспечить потребность региона в квалифицированных кадрах.
В структуре потребности, заявленной работодателями в органы службы занятости, доля вакансий по рабочим профессиям остается высокой. В 2015 году в органы службы занятости населения автономного округа заявлено 50,0 тыс. вакансий по рабочим профессиям, что составляет 77,3% от заявленных вакансий. По сравнению с 2014 годом доля вакансий по рабочим профессиям в общем объеме заявленных вакансий снизилась на 3,3 п.п. (2014 г. - 80,6%).
Во всех муниципальных образованиях округа спрос на рабочие профессии составляет большую половину заявленной потребности.
Наибольшая доля вакансий по рабочим профессиям в общем количестве вакансий заявлена в районные центры занятости населения Междуреченский (93,7%), Березовский (88,6%), Советский (86,5%), Белоярский (84,9%), Октябрьский (83,2.
Качественные характеристики спроса на рабочие профессии распределились следующим образом: 40,6% от общего объема вакансий составляют вакансии по неквалифицированным рабочим, 29,2% - вакансии по рабочим разного уровня квалификации.
Вакансии по неквалифицированным рабочим составили 26250 единиц или 40,6% от общего объема заявленных вакансий. По сравнению с 2014 годом количество вакансий по неквалифицированным рабочим снизилось на 4831 единицу, а их доля в общем объеме заявленных вакансий наоборот выросла на 9,8 п.п. (2014 г. - 31081 единиц или 30,8%).
Значительный объем вакансий в группе неквалифицированных рабочих приходится на вакансии уборщиков служебных и производственных помещений и территорий - 8058 единиц или 51,4%, грузчиков, подсобных рабочих - 6429 единиц или 41,0%, что обусловлено реализацией мероприятий по организации общественных работ и временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в рамках государственной программы автономного округа по содействию занятости населения.
Вакансии по квалифицированным рабочим разного уровня квалификации составили в целом по округу 18853 единицы или 29,2% от общего объема заявленных вакансий.
В целом по округу сохранялся спрос на слесарей-механиков, слесарей-сборщиков, слесарей-ремонтников промышленного оборудования, строителей, использующих традиционные материалы для возведения зданий и сооружений, сварщиков и газорезчиков, каменщиков, слесарей-сборщиков и слесарей-ремонтников мототранспортных средств, плотников, столяров, кровельщиков, штукатуров.
В категории служащих и специалистов ощущался, как и в прошлые годы, дефицит врачей и медицинского персонала по уходу, инженеров, преподавателей средней школы, специалистов по предпринимательской деятельности и кадрам, персонала дошкольного воспитания и обучения.
При подборе кадров управленческого состава работодатели испытывали недостаток в квалифицированных руководителях специализированных подразделений в промышленности, торговле, строительстве и др.
Среди инженерно-технических профессий были востребованы: инженеры-механики, программисты, геологи и геофизики, химики-технологи, разработчики и аналитики компьютерных систем, геодезисты, картографы и топографы; диспетчеры, техники-механики, техники-электрики, техники физических и инженерных направлений.
По-прежнему, при подборе кадров экономистов, бухгалтеров, специалистов по финансам и кредиту, при большой доле заявочного спроса, у работодателей не было недостатка в претендентах.
Решение существующей проблемы профессионально-квалификационного дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда автономного округа (со стороны органов службы занятости) частично решается посредством организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан по востребованным на рынке труда профессиям, а также организации профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии) для формирования престижа рабочих профессий, востребованных на рынке труда (но не престижных у молодежи).
Восполнение дефицита кадров отдельных профессий и квалификаций при повышенном спросе на них со стороны работодателей возможно путем привлечения квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда, извне за счет внутрирегиональной и межрегиональной миграции.
Югра в масштабах России является регионом, который наиболее активно использует труд вахтовых мигрантов из регионов России и зарубежных стран. Вахтовые работники прибывают на разные, как правило короткие, сроки для работы на предприятиях округа с периодическим возвращением к месту постоянного жительства.
Численность работников, привлеченных к работе в автономном округе вахтовым методом, составила в IV квартале 2015 года 119749 человек. По сравнению с IV кварталом 2014 года численность вахтовиков выросла на 14,1% (IV квартал 2014 г. - 104931 человек).
Но даже привлечение вахтовых мигрантов не позволяет Югре обеспечить соответствие спроса и предложения на рынке труда автономного округа.
Неудовлетворенный спрос работодателей на рынке труда, а также невозможность использования российских трудовых ресурсов из-за несоответствия спроса и предложения рабочей силы (несоответствие профессиональной структуры безработных граждан и имеющихся вакансий) побуждают работодателей использовать для работы иностранных граждан.
Утвержденная квота на 2015 год на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и квота на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим из стран с визовым режимом въезда, для автономного округа с учетом корректировки составила 2285 единиц (на 4,9 % больше утвержденной квоты на 2014 год - 2174 приглашения).
Всего на территории автономного округа в 2015 году осуществляли трудовую деятельность 37278 иностранных граждан, из них:
на основании разрешения на работу - 584 зарубежных специалиста, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы;
на основании патента - 36 610 иностранных работников, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.
Одним из главных направлений развития Югры остается диверсификация экономики.
В марте 2013 года был принят основополагающий документ стратегического планирования - Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года (далее - Стратегия - 2030).
Неотъемлемой частью Стратегии - 2030 является Инвестиционная Стратегия автономного округа, определяющая в этой сфере приоритеты региона.
В автономном округе приняты меры по стимулированию инвестиционной активности, действуют механизмы государственной поддержки инвестиционной деятельности в форме предоставления государственных гарантий, специальных налоговых режимов. Кроме этого, в 2014 году предоставлена государственная поддержка 41 инвестиционному проекту в объеме 329,7 млн. рублей.
Сформирован Реестр приоритетных инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В автономном округе реализуются утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации приоритетные инвестиционные проекты в Уральском федеральном округе.
Но существующий территориальный профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда автономного округа не может обеспечить квалифицированными специалистами большинство инвестиционных проектов после ввода в эксплуатацию объектов.
Несмотря на все принимаемые в автономном округе меры по выравниванию спроса и предложения рабочей силы, проблема привлечения дополнительных трудовых ресурсов в автономный округ в настоящее время особенно актуальна.
Эффективное использование собственных трудовых ресурсов осложняется низкой территориальной мобильностью населения автономного округа, но привлечение квалифицированных специалистов из других субъектов Российской Федерации в массовом количестве также затруднительно.
Как показывает практика, основными причинами низкой трудовой мобильности граждан являются:
недостаточная информированность о возможностях трудоустройства и обустройства с членами семьи в других муниципальных образованиях автономного округа и других субъектах Российской Федерации;
отсутствие необходимой инфраструктуры для приема российских мигрантов (жилье, детские сады, медицинские учреждения);
неразвитость механизмов организованного набора граждан для работы при планировании и реализации крупных инвестиционных проектов;
отсутствие гибкости механизма государственной поддержки граждан, желающих либо временно осуществлять трудовую деятельность в других субъектах Российской Федерации, либо переселиться совместно с членами семьи в другой субъект Российской Федерации ввиду отсутствия работы по специальности.
Динамично развивающаяся экономика автономного округа требует формирования мобильного работника, способного достаточно быстро адаптироваться в новых производственных и социально-психологических условиях, способного и желающего осваивать в течение трудовой жизни несколько профессий, настроенного на непрерывное образование, на постоянное повышение своей квалификации.
Стимулированию трудовой миграции, выравниваю спроса и предложения рабочей силы в автономном округе будет способствовать реализация подпрограммы "Повышение мобильности трудовых ресурсов в автономном округе" (далее - подпрограмма трудовой мобильности), целью которой является повышение профессиональной конкурентоспособности и трудовой мобильности населения на рынке труда автономного округа.
В соответствии с Национальным рейтингом состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации (далее - Национальный рейтинг) за 2015 год значение показателя "Удовлетворенность предпринимателей доступностью трудовых ресурсов необходимой квалификации" по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре составило 3,27%, что соответствует одному из самых низких показателей - 3,26%, относящемуся к группе D (показатель группы В - 4.2).
Подпрограммой трудовой мобильности предусматривается ряд мероприятий, направленных на повышение качества и мобильности трудовых ресурсов автономного округа, а также на привлечение квалифицированных специалистов из других субъектов Российской Федерации, что позволит повысить значение показателя "Удовлетворенность предпринимателей доступностью трудовых ресурсов необходимой квалификации".
Немаловажную роль в повышении мобильности трудовых ресурсов играет комфортная жизненная среда, которая реализуется через создание удобного личного жизненного пространства, включающего обеспечение доступа населения к качественному и доступному жилью, создание и поддержание надежной инженерной инфраструктуры, обеспечение доступности всех современных информационных и коммуникационных возможностей.
Информация о социальной, транспортной инфраструктуре автономного округа размещена на сайте органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры http://www. admhmao.ru (вкладка "Об округе / Общие сведения").
Информация о реализуемых в Югре мерах государственной поддержки на приобретение или строительство жилых помещений размещена на сайте ОАО "Ипотечное агентство Югры" http://www. ipotekaugra.ru (вкладка "Государственная жилищная программа").
Программно-целевой метод наиболее эффективен при решении обозначенных проблем профессионально-квалификационного дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда автономного округа.
Характеристика текущего состояния систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и газоснабжения
Органы службы занятости населения автономного округа размещены в 18 муниципальных образованиях автономного округа, занимая 55 объектов недвижимого имущества, в том числе зданий и сооружений, находящихся как в оперативном управлении, так и в пользовании (аренде).
Все помещения и сооружения оснащены приборами учета энергетических ресурсов, при условии наличия проведенных сетей и коммуникаций.
Общая площадь помещений, занимаемых и используемых органами службы занятости населения автономного округа, составляет 10 033,93 кв.м, которые используются для размещения своих работников и предоставления услуг гражданам и работодателям, а также размещения транспортных средств.
Во исполнение Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) органы службы занятости населения автономного округа обеспечили снижение в сопоставимых условиях объёма потребленных ими воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии не менее чем на 15 % от объёма фактически потребленных ими в 2009 году каждого из указанных ресурсов.
К началу 2015 года экономия энергетических ресурсов, определенная Федеральным законом N 261-ФЗ, по отношению к 2009 году достигнута.
Плановый размер экономии энергетических ресурсов, определенный учреждениям на срок реализации настоящей Программы, составляет не менее 2 % в год в связи с достижением определенного минимального уровня потребления энергетических ресурсов, в расчете от имеющегося потенциала в области энергосбережения с учётом уже реализованных ранее мероприятий.
При анализе энергетических паспортов и энергетических обследований зданий и сооружений было определено, что потенциал по энергосбережению за период с 2014 до 2020 годов составляет:
тепловой энергии до 9-11 %,
электрической энергии до 9-11 %,
воды до 9-11 %.
Соответственно это приводит к:
росту "финансовой нагрузки" на бюджет автономного округа;
ухудшению экологической ситуации в автономном округе.
Абзац четырнадцатый утратил силу с 1 января 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.