Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 30 июня 2017 г. N 249-п в раздел I настоящего приложения внесены изменения
См. текст раздела в предыдущей редакции
Раздел I. Краткая характеристика текущего состояния агропромышленного комплекса и мероприятий в сфере ветеринарии автономного округа
Агропромышленный комплекс автономного округа, являясь многоотраслевым сектором экономики, объединяет целый ряд жизнеобеспечивающих функций государства: экономических, социальных, экологических и политических. Современный уровень сельского хозяйства выдвигает на первый план задачу эффективного использования имеющегося экономического потенциала и мобилизации внутренних ресурсов.
Государственная программа определяет цели, задачи и основные направления развития аграрного сектора экономики, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых программных мероприятий, показатели их результативности.
Финансирование задач, предусмотренных Программой, осуществляется за счет соответствующих бюджетных средств, с привлечением по ряду направлений, включая развитие материально-технической базы малых форм хозяйствования, внебюджетных средств. Характеристика текущего состояния социально-экономического развития автономного округа в установленных сферах деятельности представлена на основании аналитических данных, полученных в результате социологических исследований, статистических данных, сбора и анализа данных в динамике.
Глава I. Сельское хозяйство
Незначительность экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села.
Уровень заработной платы в агропромышленном комплексе на протяжении многих лет остается одним из самых низких среди отраслей экономики автономного округа.
В целом низкие темпы развития и финансовая неустойчивость отрасли обусловлены диспаритетом цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, нестабильностью агропродовольственного рынка, ограниченным доступом сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, слабым развитием страхования рисков в сельском хозяйстве, дефицитом квалифицированных кадров как менеджеров, так и работников массовых профессий.
В данной ситуации государственная поддержка должна быть направлена на создание общих благоприятных условий функционирования субъектов отрасли, повышение эффективности использования имеющихся ресурсов.
Глава II. Рыбохозяйственный комплекс
Рыбное хозяйство в экономике страны играет важную роль в качестве поставщика пищевой, кормовой и технической продукции, сырья и полуфабрикатов для медицинской, пищевой, легкой промышленности и других отраслей. При этом, прежде всего, рыбная отрасль рассматривается как источник обеспечения населения страны продуктами питания.
Автономный округ обладает значительным рыбохозяйственным фондом водоемов. На его территории имеется более 20,5 тыс. рек общей протяженностью 164032 км и более 25,3 тыс. озер общей площадью 1725,5 тыс. га.
В настоящее время рыбохозяйственный фонд водоемов автономного округа осваивается ориентировочно лишь на 4,91% по рекам и 3,25% по озерам.
Таким образом, в целом по автономному округу имеется значительный резерв по освоению рыбохозяйственного фонда водоемов, следовательно, и по изъятию существенной части рыбных ресурсов.
Глава III. Устойчивое развитие сельских территорий
Сельская местность автономного округа состоит из 165 сельских населенных пунктов, расположенных на территории 57 сельских и 7 городских поселений.
Численность сельского населения автономного округа на 1 января 2016 года составила 126,4 тыс. человек (7,8 % общей численности постоянного населения). Это одна из особенностей социально-экономического развития сельской местности автономного округа, которая обусловлена устойчивым снижением доли сельского населения в связи с ростом городов и промышленных зон с начала активного промышленного освоения топливно-энергетического комплекса автономного округа.
Основными проблемами социально-экономического развития сельских населенных пунктов, характерными для большинства поселений в среднесрочной перспективе, являются:
1) сокращение численности и старение населения, отток молодежи из села;
2) низкий уровень жизни в сельских населенных пунктах при значительной социальной и экономической дифференциации - уровень среднедушевых доходов сельского населения значительно ниже среднеокружного;
3) высокий уровень официально зарегистрированной безработицы в связи с отсутствием развитой системы рабочих мест на территории сельских поселений. Усиливается дефицит квалифицированных рабочих кадров;
4) низкий уровень состояния материально-технической базы социальной сферы, который обеспечивает минимальные потребности сельского населения в получении социальных услуг. Качество общедоступной социальной инфраструктуры недостаточное;
5) недостаточный уровень инвестирования, что приводит к высокому износу основных производственных фондов (более 60 %);
6) сложное финансовое положение организаций агропромышленного комплекса, что обусловлено диспаритетом цен на производимую продукцию и материально-технические ресурсы, низкой концентрацией сельскохозяйственного производства, отсутствием прочной кормовой базы (завоз 100 % концентрированных кормов из-за пределов автономного округа), недостатком оборотных средств, отсутствием источников инвестиций, значительной кредиторской задолженностью, недостатком квалифицированных кадров руководителей и специалистов;
7) недостаточно развита деятельность по заготовке и переработке дикорастущей продукции;
8) ограниченный доступ малого бизнеса к материальным ресурсам, отсутствие необходимой рыночной инфраструктуры, затруднен сбыт продукции;
9) утрачены позиции потребительской кооперации в обеспечении сельского населения товарами повседневного спроса;
10) отсутствие транспортной доступности некоторых сельских населенных пунктов с административными центрами;
11) отсутствие удовлетворенности сельского населения в услугах телефонной и телекоммуникационной связи;
12) усиление дифференциации в социально-экономическом развитии сельских поселений и городов - все сельские поселения автономного округа являются дотационными.
Глава IV. Ветеринарные мероприятия
Проблема возникновения на территории Российской Федерации очагов заразных болезней животных остается актуальной.
Периодически как на территории Российской Федерации, так и на территории автономного округа возникают очаги заразных болезней животных.
Одним из приоритетных направлений государственной политики является повышение качества жизни граждан, что не может быть реализовано без достижения высокого уровня продовольственной безопасности.
Предупреждение и ликвидация болезней животных, защита населения автономного округа от болезней, общих для человека и животных, является одним из важных направлений социально-экономического развития автономного округа.
Государственная программа охватывает проведение противоэпизоотических мероприятий на территории автономного округа, обеспечивающих эпизоотическое благополучие автономного округа от заразных и иных болезней животных.
Несмотря на широкое распространение и длительное проявление заразных и особо опасных заболеваний в Российской Федерации, в автономном округе удалось свести их к нулю и стабилизировать эпизоотическую обстановку. В настоящее время территория автономного округа стабильно благополучна по инфекционным заболеваниям животных, а также по заболеваниям общим для животных и человека.
Эпизоотическая обстановка на территории автономного округа усугубляется миграцией населения и животных из других регионов страны и зарубежья с различной эпизоотической обстановкой, большим объемом импорта животных, продуктов и сырья животного происхождения, что способствует возрастанию опасности заноса целого ряда инфекционных заболеваний.
Профилактика всех инфекционных и инвазионных заболеваний должна основываться на своевременном и качественном проведении дезинфекции, дезинсекции и дератизации животноводческих объектов, наличии объектов для захоронения трупов павших животных и утилизации отходов.
Очень важным и необходимым в области ветеринарии является государственный ветеринарный контроль и надзор, направленный в основном на обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении. Ветеринарная служба осуществляет контроль за качеством и безопасностью таких продуктов на всех стадиях их оборота - от получения до реализации населению.
Глава V. Приоритетные направления развития агропромышленного комплекса автономного округа
Исходя из наличия ресурсного потенциала территорий автономного округа, предполагается развивать агропромышленный комплекс автономного округа по следующим приоритетным направлениям:
растениеводство закрытого (защищенного) грунта - в пригородных зонах с наличием природного газа или отходящего тепла организаций, например, газокомпрессорных станций (энергетический ресурс). Экономическая составляющая данного направления: низкий уровень затрат на транспортировку и высокая конкурентоспособность продукции, более высокая вероятность обеспечения квалифицированным обслуживающим персоналом, наличие централизованного электроснабжения с высоким качеством потребляемой электроэнергии, обеспечивающей бесперебойную работу систем программного управления (города: Ханты-Мансийск, Радужный, Белоярский, Сургут, Урай, Нижневартовск, Нягань);
растениеводство открытого грунта - это выращивание востребованной на местных рынках экологически чистой продукции овощей, в том числе раннего и среднераннего картофеля. Для максимального удовлетворения потребности населения в таких продуктах питания предлагается развивать данное направление во всех муниципальных образованиях автономного округа;
молочное животноводство - учитывая ценность свежего молока и потребность в нем для детского питания, потери его качества при транспортировке, предполагается развивать товарное молочное производство вблизи городов, крупных населенных пунктов, с возможностью ежегодной заготовки грубых и сочных кормов в необходимом объеме (Нефтеюганский, Кондинский, Октябрьский, Ханты-Мансийский районы) и вблизи промышленных городов на завозных кормах (города: Белоярский, Урай, Сургут, Нижневартовск, Нягань, Югорск);
мясное животноводство - в связи с возможностью реализации данного направления в различных формах (свиноводство, разведение специализированных пород скота, птицы) предлагается развивать его во всех муниципальных образованиях автономного округа. Свиноводство, производство мяса птицы базируются на 100 % ввозимых на территорию автономного округа кормах;
оленеводство - на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера автономного округа (Березовский, Белоярский, Нижневартовский, Сургутский, Ханты-Мансийский районы);
звероводство - ведение данного направления в местах, максимально связанных и приближенных к местам вылова и переработки рыбы, как источниках кормовой базы (Белоярский район - с. Казым, Кондинский район, Нижневартовский район - с. Охтеурье, Ханты-Мансийский район - с. Шапша);
птицеводство - предлагается приоритетно развивать в пригородных зонах, исходя из следующих критериев: низкий уровень затрат на транспортировку и высокая конкурентоспособность продукции (города: Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Сургут, Белоярский);
рыбодобыча - для удовлетворения потребностей населения и решения вопросов трудозанятости предлагается развивать данное направление во всех муниципальных районах автономного округа. Исходя из общих тенденций динамики численности и состояния запасов водных биоресурсов, а также с учетом объемов общедопустимых уловов потенциально возможный вылов на среднесрочную перспективу определен в пределах до 16 тыс. тонн в год (с учетом аквакультуры);
рыбопереработка - территориальное рассредоточение перерабатывающих организаций в центрах районов наиболее высоких показателей рыбодобычи - Ханты-Мансийский, Кондинский, Березовский, Сургутский, Октябрьский районы;
заготовка дикоросов - с целью максимального вовлечения в процесс сельских жителей предполагается развивать данное направление во всех муниципальных районах автономного округа;
переработка дикоросов - территориальное рассредоточение перерабатывающих организаций в пригородных зонах в непосредственной близости к муниципальным районам.
стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности, развитие конкуренции и негосударственного сектора экономики - участие сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производственную деятельность на территории автономного округа, в мероприятиях, определенных разделом "Инвестиционная стратегия" Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года, в сфере сельского хозяйства;
создание рыбопромышленного кластера - с целью дальнейшего развития рыбохозяйственного комплекса автономного округа запланировано создание и государственная регистрация рыбопромышленного кластера с участием якорного резидента АО "Югорский рыбоводный завод" в городе Ханты-Мансийск.
Глава VI. Обеспечение продовольственной безопасности автономного округа
В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120, стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасными и качественными пищевыми продуктами в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимым для активного и здорового образа жизни.
Главными критериями продовольственной безопасности являются физическая и экономическая доступность продовольствия, качество и безопасность произведенной в автономном округе сельскохозяйственной продукции, а также снижение уровня импортной зависимости продовольственного рынка автономного округа.
Основными направлениями обеспечения продовольственной безопасности автономного округа являются:
производство сельскохозяйственной продукции в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах;
координация действий исполнительных органов государственной власти автономного округа с федеральными исполнительными органами власти, включая органы контроля и надзора за качеством и безопасностью сельскохозяйственной продукции, произведенной на территории автономного округа, а также с производителями и поставщиками сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по вопросам обеспечения продовольственной безопасности, которая обеспечивается путем реализации мер экономического, правового, организационного и иного характера и достигается посредством:
разработки и принятия нормативных правовых актов, направленных на создание условий для обеспечения населения отдаленных и труднодоступных населенных пунктов автономного округа сельскохозяйственной продукцией, произведенной на территории автономного округа;
содействия развитию заготовительной деятельности в сельской местности (мясо, рыба, ягоды, грибы и др.);
создания и размещения на едином официальном сайте государственных органов автономного округа информационного ресурса в сферах обеспечения продовольственной безопасности и управления агропромышленным комплексом;
формирования продовольственного баланса автономного округа и муниципальных образований автономного округа в части сельскохозяйственной продукции, произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями Югры.
Для определения пороговых значений уровня продовольственной безопасности автономного округа необходимо создать систему мониторинга состояния продовольственной безопасности автономного округа посредством организации сбора, обработки и анализа информации об объемах поступления, производства, потребления и остатках основных продовольственных товаров в разрезе муниципальных образований автономного округа, что позволит вовремя реагировать на ход изменения ситуативных процессов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.