Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы социально-экономического развития Кондинского района
Реализация муниципальной Программы осуществляется в значимых сферах социально-экономического развития Кондинского района (далее также - района): культура, архивное дело.
1.1. Культура:
В стратегии социально-экономического развития Кондинского района до 2030 года отмечается, что "объекты социальной сферы становятся "точками роста", концентрируя одновременно активную часть населения и распространение инновационных знаний".
Культура Кондинского района имеет четкие осязаемые черты и обладает огромным культурным потенциалом. В течение последних лет приняты меры по обеспечению финансовых, правовых и организационных условий для развития культурной среды и внедрения информационных технологий. Потребность населения района в культурных услугах остается стабильной на протяжении последних 3 лет, одновременно повышаются требования к качеству их предоставления.
Проведение мониторинга оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в части удовлетворенности населения качеством услуг в сфере культуры, проведенного в 2014 году, показало, что жители Кондинского района удовлетворены деятельностью учреждений культуры и качеством предоставляемых культурных услуг, уровень удовлетворенности составляет 72,5%, что соответствует среднему показателю среди муниципальных районов округа.
По состоянию на 1 сентября 2016 года сектор культуры района представлен профильной сетью учреждений культуры, в том числе муниципальное учреждение культуры "Кондинская межпоселенческая централизованная библиотечная система" с 22 общедоступными библиотеками-филиалами, 11 организаций культурно-досугового типа, являющихся юридическими лицами с 8 филиалами, 2 музея, 1 детская музыкальная школа и 1 школа искусств.
Из общего числа учреждений культуры - 6 муниципальных учреждений, по отношению к которым управление культуры администрации Кондинского района выступает главным распорядителем бюджетных средств, из них 1 казенное учреждение (22 филиала), 5 бюджетных учреждений.
10 организаций культурно-досугового типа, являющихся юридическими лицами с 8 филиалами находятся в ведении администраций городских и сельских поселений района.
В собственности (оперативном управлении, хозяйственном ведении, на иных правах) находится 27 зданий, 21 помещение. Общая площадь зданий (помещений) составляет 29832,57 кв. м.
Физический износ зданий составляет от 7 до 100%:
МУК "РДКИ "Конда" - 7%;
МУДО "ДМШ пгт Кондинское" - 61%;
МУК "РКМ" - 50%;
МУДО "ДШИ" - 7%;
МУК "РУИЭМ" - 100%;
МУДО "ДМШ пгт Мортка" - 24%;
МУК "КМЦБС" - 3 отдельно стоящего здания - 100%;
(19 кду, 2+1 зданий музея, 2 доп, 3 библ=27).
Показатель доступности объектов и услуг в сфере культуры для маломобильных групп населения, по итогам 2015 года, составляет 17%.
Согласно нормативам (социальные нормативы и нормы утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 июля 1996 года N 1063-р "О социальных нормативах и нормах"), в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 года N 1767-р, обеспеченность по состоянию на 01 января 2015 года учреждениями культуры и искусства составляет 50,6%, в том числе: библиотеками - 78,5%, учреждениями клубного типа - 90%, музеями - 100%, киноустановками - 35%. Отсутствуют, согласно нормативам: картинная галерея, парки культуры и отдыха.
Бюджетное финансирование сферы культуры составляет 6,4% от консолидированного бюджета района, что на 1,4% больше, чем в 2014 году. Эти вложения покрывают затраты на основную деятельность (включая коммунальные расходы и оплату труда) и лишь в ограниченной степени предполагают вложения в развитие сферы культуры (включая материально-техническое оснащение учреждений культуры).
Расходы бюджета по отрасли "Культура и кинематография" в 2015 году на 1 человека выросли на 16% к показателям 2014 года.
Объем платных услуг, оказанных учреждениями культуры, кинематографии и образования в сфере культуры в 2015 году в расчете на 1 жителя увеличился на 34% к показателю 2014 года.
В рамках заключенных Соглашений о сотрудничестве в сфере реализации государственных программ автономного округа между Департаментом культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и муниципальным образованием Кондинский район в 2014 - 2016 годах направлено 5027,9 тыс. рублей окружного бюджета и 887,2 тыс. рублей бюджета района на улучшение материально-технической базы школ искусств, что позволило обновить парк музыкальных инструментов, пополнить библиотечный фонд учреждений дополнительного образования специальной литературой, приобрести учебное оборудование и программное обеспечение. На модернизацию муниципальных библиотек за 3 года привлечено 3427,3 тыс. рублей окружного бюджета и 604,8 тыс. рублей местного бюджета.
Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01 июля 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" разработан перечень из 11 целевых показателей, характеризующих реализацию политики в сфере культуры муниципального образования. Из 11 показателей "дорожной карты" в 2015 году перевыполнено 3 показателя, выполнены на 100% 8 показателей. Среднемесячная заработная плата работников учреждений культуры по итогам 2015 года составила 32113,8 тыс. рублей (2014 год - 30 013 рублей), что соответствует дорожной карте по повышению оплаты труда работников культуры (распоряжение администрации Кондинского района от 30 июня 2014 года N 268-р "О плане мероприятий ("дорожной карте") "Изменения в учреждениях культуры, направленные на повышение эффективности сферы культуры, соотнесенные с этапами перехода на эффективный контракт в учреждениях культуры и молодежной политики Кондинского района".
По-видимому, в предыдущем абзаце имеется в виду Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761
В Реестр объектов возможных террористических посягательств, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, включены 9 объектов культуры района, из них 3 объекта подведомственные управлению культуры. На данные объекты разработаны паспорта антитеррористической защищенности и 3D-модели.
Инженерно-техническая оснащенность средствами противопожарной защиты учреждений культуры, подведомственных управлению культуры, по установке автоматической пожарной сигнализации и аварийному освещению зданий - 100%, системами голосового оповещения о пожаре - ,3%, системами дымоудаления - 33,3%. Наружным пожарным водоснабжением обеспечены 100% учреждений, внутренним - 33,3%.
Инженерно-техническая оснащенность учреждений культуры, подведомственных управлению культуры, средствами антитеррористической защищенности в части обеспеченности прямой связью с органами МВД - 100% учреждений, системами видеонаблюдения - 66,6%.
В последние годы облик культуры района значительно изменился под воздействием как общественных перемен, так и других факторов, среди которых немалую роль играют новые технологии и телекоммуникации. Сегодня на первый план выходят процессы просвещения граждан, особенно детей и молодежи. Повышенное внимание уделяется творческому развитию и созданию качественной культурной среды, доступных культурных благ, равных условий для творческой деятельности.
Наиболее радикальным изменениям подверглась деятельность музеев и библиотек, которые первыми освоили виртуальное пространство и технологические достижения.
Системная политика автономного округа по модернизации библиотек и музеев позволила к концу 2015 года достигнуть значимых результатов по созданию информационной системы музейных и библиотечных электронных ресурсов учреждений культуры района. 100% музеев оснащены автоматизированной учетной базой данных КАМИС и оборудованием для оцифровки музейных фондов, 100% библиотек - автоматизированными библиотечно-информационными системами, 100% музеев и библиотек района подключены к сети Интернет и оснащены IT-оборудованием. Центры общественного доступа открыты в 19 библиотеках района. Доля библиотечных фондов общедоступных библиотек, отраженных в электронных каталогах составляет 100%. Открыто 7 новых пунктов выдачи литературы в населенных пунктах, не имеющих стационарных библиотек.
Общий объем библиотечных фондов по итогам 2015 года увеличился на 3585 экземпляров (2014 год - 1913 экземпляров), обновление книгофонда составило 1,4% (2014 год - 2,9%), что позволило улучшить книгообеспеченность жителей (библиотечный фонд на 1000 жителей на 01 января 2016 года составил 7749 экземпляров (на 01 января 2015 года - 7514 экз.). Охват населения библиотечными услугами на 01 января 2016 года составил 55% (на 01 января 2015 года - 53,2%). В среднем по автономному округу охват населения библиотечными услугами составляет 27,7%, по Российской Федерации - 38,7%.
Библиотеки предоставляют доступ к ресурсам и информации на собственном web-сайте и имеют представительство в сети Интернет посредством портала "Библиотеки Югры".
В музейной отрасли в последние годы изменилась к лучшему ситуация с представлением населению музейных предметов за счет роста объемов электронных ресурсов (электронных каталогов) и увеличения количества выставок, как традиционной формы представления доступа к музейным собраниям.
По итогам 2015 года показатель доли оцифрованных музейных предметов, представленных в сети Интернет, составила 22% (2014 год - 18,7%) от общего объема музейного фонда, количество выставочных проектов, организованных на базе муниципальных музеев составило 55 единиц. Поддержка и развитие этих направлений работы музеев привело к сохранению количества посещений музеев района. Количество посещений музейных учреждений на 1 жителя в год - 0,57 посещений.
Реализация социально-культурной деятельности в районе осуществляется в различных учреждениях культурно-досугового типа (дворцах и домах культуры, клубах, культурно-досуговых центрах). Учреждения культурно-досугового типа района удовлетворяют широкий диапазон запросов и нужд населения в сфере культуры, способствуют полноценной реализации конституционных прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, вносят значительный вклад в сохранение, развитие и популяризацию культуры, способствуют развитию творческого потенциала населения.
По итогам 2015 года клубными учреждениями проведено 5731 мероприятие разных форм работы, что в сравнении с 2014 годом больше на 3%, число зрительской аудитории составило в данном отчетном периоде 278204 человек, что на 6,8% больше показателя 2014 года.
Увеличилось число коллективов, имеющих звание "Образцовый" и "Народный". В 2012 году - 8 коллективов, 2013 году - 10 коллективов, 2014 году - 11 коллективов. В 2015 - 2016 годах коллективы подтвердили звание, и их количество остается стабильным.
Крайне неудовлетворительными остаются состояние зданий и материально-техническая оснащенность (низкое фондовооружение и устаревшее оборудование) большинства учреждений культуры, находящихся в ведении городских и сельских поселений района. Значительное число зданий учреждений культуры находятся в ветхом состоянии и нуждаются в ремонте, а их техническое оснащение требует существенного обновления с учетом современных требований к технике и технологиям. Износ основных материальных активов по различным оценкам превышает от 50 до 90%.
Образование в сфере культуры является важнейшей составляющей образовательного пространства района. Охват дополнительным художественным образованием по району на 01 сентября 2015 года составляет 678 человек (2014 год - 639 человек) или 12,6% от детского населения района (по Российской Федерации - 12%). На начало 2015/2016 учебного года количество преподавателей детских музыкальных школ и школы искусств района составило 47 человека, из них с высшим образованием - 82,9% педагогических работников.
Детская музыкальная школа и школа искусств ориентированы на активную просветительскую и концертную деятельность. В 2015 году 17,0% обучающихся принял участие в творческих мероприятиях различной направленности.
В 2014 году модернизировано материально-техническое оснащение учреждений дополнительного образования, приобретены музыкальные инструменты, оборудование и библиотечный фонд, процент обновления материально-технической базы составил 12%, в 2015 году - 3,7%.
Оснащение детских школ искусств современным технологическим оборудованием, музыкальными инструментами высокого качества, нотной и методической литературой на условиях софинансирования привело к повышению качества образовательных услуг.
Определение параметров потребности в трудовых ресурсах, необходимых для реализации мероприятий муниципальной программы, - это многоаспектная задача, решение которой в значительной степени зависит от эффективности реализации кадровой политики.
По состоянию на 1 января 2016 года среднесписочная численность работников отрасли культуры без учета внешних совместителей составляет 450 человек (на 01 января 2015 года - 482 человек), из них 373 человека - работники учреждений культуры (на 01 января 2015 года - 403 человека), 77 человек - работники образовательных учреждений сферы культуры (на 01 января 2015 года - 79 человек).
Необходим этапный подход к проведению работ по определению параметров потребности в трудовых ресурсах, который проявляется в виде последовательного развития, уточнения и конкретизации мероприятий, с формированием ее обновленной "версии" 1 раз в 3 года. Основными параметрами потребности в трудовых ресурсах, необходимых для реализации мероприятий программы, определены формальный и содержательный подходы.
Формальный подход строится на основе системы базовых принципов, определяющих основные параметры программы: бюджетные ассигнования, выделенные на реализацию программных мероприятий; количество мероприятий, планируемых к реализации в сравнении с текущим годом.
Содержательный подход строится на основе статистических данных о наличии в отрасли кадровых ресурсов; о динамике уменьшения численности работников учреждений культуры в соответствии со значениями показателей отраслевой дорожной карты.
По данным ведомственной статистики движение кадрового состава отрасли за 7 месяцев 2016 года изменилось следующим образом - среднесписочная численность работников учреждений культуры уменьшилась на 6 человек и составляет 444 человек, из них 374 человека - работники учреждений культуры (+1 человек), 70 человек - работники образовательных учреждений сферы культуры (- 7 человек).
Динамика на уменьшение численности работников учреждений культуры в период до 2018 года направлена на повышение эффективности управления кадровым потенциалом отрасли и улучшения качества услуг в сфере культуры.
Более 58% работников культуры района имеют возраст более 40 лет. В плановый период реализации программы возраст отраслевых квалифицированных сотрудников учреждений культуры приблизится к пределу пенсионного возраста.
В целях эффективного управления кадровым составом отрасли, предусматривающего сохранение и привлечение в отрасль высокопрофессиональных кадров, предполагает обязательное проведение аттестационных (конкурсных) процедур и направление специалистов на профессиональную переподготовку и повышения квалификации.
Модернизация сферы культуры не произойдет без качественного обновления персонала, что требует привлечения талантливых молодых специалистов в сферу культуры, а так же завершение процесса перехода на эффективный контракт. Основа эффективного контракта - это конкурентоспособный уровень заработной платы работников учреждений сферы культуры. С этой целью необходимо обеспечить доведение к 2018 году средней заработной платы работников учреждений культуры до 98% от средней заработной платы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, и сохранение этого уровня до 2020 года (на основании Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики").
В современном состоянии культуры продолжает существовать ряд проблемных факторов, сдерживающих общее культурное развитие:
а) бюджетное финансирование сферы культуры в пределах показателя около 6,4% от консолидированного бюджета автономного округа. Эти вложения покрывают затраты на основную деятельность (включая коммунальные расходы и оплату труда) и лишь в ограниченной степени предполагают вложения в развитие сферы культуры (включая материально-техническое оснащение учреждений культуры).
б) крайне неудовлетворительными являются состояние зданий и материально-техническая оснащенность (низкое фондовооружение и устаревшее оборудование) большинства учреждений культуры. Значительное число зданий учреждений культуры находятся в ветхом состоянии и нуждаются в ремонте, а их техническое оснащение требует существенного обновления с учетом современных требований. Износ основных материальных активов по различным оценкам превышает 50-90%:
на 50% объектов учреждений культуры капитальный ремонт проводился более 10 лет назад;
лишь 5% общей площади музеев отведено под хранение фондов, дефицит площадей под фондохранилища, что ведет к ухудшению условий содержания историко-культурного наследия и, как следствие, к его постепенной физической утрате и увеличению расходов на реставрацию;
в) сохранение единого культурного пространства - одна из стратегических задач развития сферы культуры.
Необходимость сохранения и развития единого культурного и информационного пространства района обусловлена неоднородностью обеспечения населения услугами организаций культуры в силу географических особенностей и ряда факторов экономического характера.
1.2. Специфика архивной отрасли состоит в многопрофильности применения ее информационных ресурсов, призванных удовлетворять социальные, правовые, научные, культурные и иные потребности граждан, органов власти и организаций. Развитие архивного дела следует рассматривать, прежде всего, как средство пополнения информационного ресурса района - части историко-культурного наследия автономного округа.
Документы, хранящиеся в архивах, являются неотъемлемой частью Архивного фонда Российской Федерации, что определяет особую значимость данного информационного ресурса, необходимость сохранения и развития потенциальных возможностей его применения в интересах общества и государства. Неразрывно с документами постоянного срока хранения связан информационный массив - документы по личному составу ликвидированных организаций, призванный документально обеспечить социальную защищенность граждан, как в России, так и за ее пределами.
Обеспечивая на территории Кондинского района вечное хранение и использование архивных документов, архив выполняет важную функцию по оказанию услуг, пополнению информационного ресурса и сохранению документальной памяти.
По состоянию на 01 января 2016 года источниками комплектования муниципального архива являются 42 организации, в результате деятельности, которых образуются документы, имеющие историческое, научное, социальное, экономическое и культурное значение.
Ежегодно, в исполнении Федерального закона Российской Федерации от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", архивный отдел администрации Кондинского района (далее - архивный отдел) пополняет фонды документами личного происхождения жителей Кондинского района, чьи личные архивы, воспоминания, фотографии могли бы обогатить историческое наследие Кондинского района: почетных граждан района, ветеранов войны и труда, выдающихся личностей.
В целях сохранения фотодокументальной информации, одной из самой востребованной группы исторических источников, архивный отдел администрации Кондинского района обеспечивает пополнение фонда "Фотодокументы" фотографиями, отражающими историю района. Ежегодно по плану архивный отдел осуществляет прием 100 и более фотодокументов.
Одно из основных направлений деятельности муниципального архива - исполнение социально-правовых и тематических запросов. За последние три года (2013 - 2015 годы) в архивный отдел администрации Кондинского района за информацией обратились 7304 заявителя.
Ресурсный потенциал архивной отрасли района складывался в течение длительного времени и к настоящему моменту состоит из следующих основных факторов:
- информационный ресурс архивного отдела администрации Кондинского района включает, на 01 января 2016 года, 54589 единиц хранения, начиная с 1924 года и до наших дней;
- планомерная информатизация;
- система ежеквартального и ежегодного мониторинга архивной деятельности.
Архивный отдел администрации Кондинского района осуществляет следующие основные общественно необходимые функции:
- удовлетворение потребностей граждан, общества и государства в ретроспективной информации;
- обеспечение сохранности, в том числе предотвращение утраты в результате старения, хищений, пожаров, иных угроз, и учет архивных документов архивного фонда района и других архивных документов.
- включение документов в состав архивного фонда района и комплектование его документами, имеющими историческую и практическую ценность.
Информационные ресурсы архивного отдела администрации Кондинского района являются частью Единой Автоматизированной Информационной системы архивов России. Доля описаний дел, хранящихся в муниципальном архиве, включенных в электронные описи и электронные каталоги, составила 75% от общего числа дел, хранящихся в муниципальном архиве.
Проведена оцифровка архивных документов в архивном отделе. В результате проведения работ по оцифровке доля архивных документов, переведенных в электронную форму, в общем объеме документов архивного отдела составила 3,7% (2033 ед. хранения). Погруженные в базу АИС "Электронный архив Югры" оцифрованные образы документов предназначены для всестороннего использования исследователями информации, содержащихся в архивных документах.
В архивном отделе проводится ежегодная оцифровка архивных фотодокументов в целях создания электронных версий фотодокументов.
Для облегчения поиска информации внедрены 5 специализированных архивных программных продукта (автоматизированных учетных баз данных): "Архивный фонд - 4.3.", "Фотокаталог", "Местонахождение документов по личному составу", "Библиотека СИФ", "Календарь памятных дат".
Доля архивных фондов, информация о которых включена в отраслевую базу данных "Архивный фонд", на протяжении последних лет поддерживается на уровне 100%.
Оснащенность муниципального архива Кондинского района металлическими стеллажами составляет 100%, оснащенность помещений архивного отдела пожарной сигнализацией - 0%.
Степень загруженности муниципального архива Кондинского района архивными документами составляет 72%. Резерв имеющихся площадей оборудованных стеллажами 28%, на которых можно разместить в среднем 20982 единицы хранения.
Из общего объема документов, хранящихся в архивном отделе, 1,8% (8 фондов) составляют документы, отнесенные к государственной собственности.
Архивный отдел размещается в специальном здании в капитальном исполнении, общей площадью 390,55 кв. метров. В здании предусмотрено 5 архивохранилищ общей площадью 163,58 кв. метров. В архивохранилищах установлены огнеупорные двери, вентиляция, кондиционеры и распашные решетки на окнах, соблюдается температурно-влажностный режим.
Здание архива оборудовано автономной системой пожаротушения, но она не функционирует. Существует необходимость в здании архива оборудовать охранно-пожарную сигнализацию, провести косметический ремонт.
В условиях модернизации экономики и социальной сферы, глобальной информатизации общества стабильно высоким остается число обращений граждан за получением информации социально-правового, тематического и биографического характера. В 2013 - 2015 годах архивная информация представлена 9835 пользователям.
Рост данного показателя произошел в 2009 год по причине увеличения числа запросов социально-правового характера (для подтверждения трудового стажа и размера заработной платы, социальных льгот) вследствие изменений пенсионного законодательства и остается стабильно высоким в течение последних лет.
Количество запросов социально-правового характера, исполненных архивом в 2013 - 2015 годах, составило - 7199 запросов.
На сайте архивного отдела администрации Кондинского района размещается актуальная историческая информация. На странице сайта архивного отдела "Новости" размещается текущая информация: о проведении выставок архивных документов, мероприятий. Ведется работа над размещением фотографий в виртуальных фотовыставках "История земли Кондинской", "Ветераны Великой Отечественной войны". Периодически пополняется информация в рубрике "Коллекции документов": о фондообразователях архивного отдела - ветеранах войны и труда, о почетных гражданах района, выдающихся личностях района. Под рубрикой "Цифры и факты" размещается информация из документов архивных фондов, имеющая историческую ценность, так расположен материал в подрубриках: "Народное хозяйство", "Народное образование", "Культура", "Медицина", "Спорт". Количество просмотров сайта архивного отдела за 2014 - 2015 годы - 14134.
В целях осуществления межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг осуществляется обмен электронными документооборот по интернету между государственными и муниципальными архивами и Управлениями Пенсионного фонда Российской Федерации (государственными учреждениями) - в части получения архивных справок, архивных выписок и архивных копий о стаже и заработной плате застрахованных лиц и иных юридически значимых документов в целях пенсионного обеспечения граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.