Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации г. Когалыма
от 15 октября 2013 г. N 2932
Муниципальная программа
"Развитие культуры в городе Когалыме"
15 ноября 2013 г., 3 марта, 18 апреля, 24 июля, 17 октября, 17 ноября 2014 г., 20 января, 14 апреля, 16 июня, 18 августа, 30 сентября, 30 ноября 2015 г., 29 января, 17 февраля, 31 марта, 6 июня, 26 июля, 26 августа, 21 октября, 8 ноября 2016 г., 26 января 2017 г.
Постановлением администрации г. Когалыма от 26 января 2017 г. N 147 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт муниципальной программы
Наименование муниципальной программы |
"Развитие культуры в городе Когалыме" (далее - муниципальная программа) |
Дата принятия решения о разработке муниципальной программы |
Распоряжение Администрации города Когалыма от 25.06.2013 N 237-р "О разработке муниципальных программ в сфере культуры и спорта города Когалыма" |
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Управление культуры, спорта и молодёжной политики Администрации города Когалыма (далее - Управление) |
Соисполнители муниципальной программы |
Муниципальное бюджетное учреждение "Централизованная библиотечная система" (далее - МБУ "ЦБС"), архивный отдел Администрации города Когалыма, Муниципальное бюджетное учреждение "Музейно-выставочный центр" (далее - МБУ "МВЦ"), муниципальное автономное учреждение "Культурно-досуговый комплекс "АРТ-Праздник" (далее - МАУ "КДК "АРТ-Праздник"), муниципальное казённое учреждение "Обеспечение эксплуатационно-хозяйственной деятельности" (далее - МКУ "ОЭХД"), Муниципальное казённое учреждение "Управление капитального строительства города Когалыма" (далее - МУ "УКС г. Когалыма") |
Цели и задачи муниципальной программы |
Цель муниципальной программы: Реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности, фактора обеспечения социальной стабильности и консолидации общества Задачи муниципальной программы: 1. Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации 2. Поддержка профессиональной творческой деятельности в процессе создания и представления произведений всех видов и форм культуры и искусства в городе Когалыме 3. Организационное, материально-техническое и информационное обеспечение реализации государственной культурной политики в городе Когалыме |
Перечень подпрограмм или основных мероприятий |
Подпрограмма 1. Повышение качества культурных услуг, предоставляемых в области библиотечного, музейного, архивного дела Подпрограмма 2. Реализация творческого потенциала жителей города Когалыма Подпрограмма 3. Обеспечение исполнения мероприятий муниципальной программы Подпрограмма 4. Развитие отраслевой инфраструктуры города Когалыма |
Целевые показатели муниципальной программы |
1. Библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание пользователей библиотеки (посещений). 2. Предоставление библиографической информации из муниципальных библиотечных фондов и информации из муниципальных библиотечных фондов в части, не касающейся авторских прав (обращений). 3. Формирование, учет, изучение, обеспечение физического сохранения и безопасности фондов библиотеки (документов). 4. Библиографическая обработка документов и создание каталогов (библиографических записей). 5. Публичный показ музейных предметов, музейных коллекций (посетителей). 6. Создание экспозиций (выставок) музеев, организация выездных выставок (экспозиций). 7. Увеличение доли представленных зрителю музейных предметов в общем количестве предметов музейного фонда города Когалыма (процентов). 8. Доля оцифрованных музейных предметов и музейных коллекций города Когалыма, представленных в сети Интернет (процентов). 9. Формирование, учет, изучение, обеспечение физического сохранения и безопасности музейных предметов, музейных коллекций (предметов). 10. Оказание информационных услуг на основе архивных документов (архивных дел). 11. Организация культурно-массовых мероприятий учреждениями культуры города Когалыма (количество мероприятий, количество посетителей мероприятий). 12. Организация деятельности клубных формирований и формирований самодеятельного народного творчества в учреждениях культуры города Когалыма (количество клубных формирований, количество участников клубных формирований). 13. Повышение уровня удовлетворенности жителей города Когалыма качеством услуг, предоставляемых учреждениями культуры города Когалыма (процентов). 14. Отношение среднемесячной заработной платы работников учреждений культуры города Когалыма к средней заработной плате в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (процентов). 15. Увеличение количества премий (грантов, стипендий) в сфере культуры города Когалыма. 16. Реконструкция объектов культуры в городе Когалыме, в том числе выполнение проектно-изыскательских работ (объектов). |
Сроки реализации муниципальной программы |
2016 - 2018 годы |
Финансовое обеспечение муниципальной программы |
Общий объём финансирования муниципальной программы на 2016 - 2018 годы составляет 1 128 392,20 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 695 614,92 тыс. рублей; 2017 год - 215 876,29 тыс. рублей; 2018 год - 216 900,99 тыс. рублей. Источники финансирования: - федеральный бюджет; - бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; - бюджет города Когалыма; - иные внебюджетные источники. |
1. Краткая характеристика текущего состояния сферы культуры города Когалыма
Реализация муниципальной программы "Развитие культуры в городе Когалыме" (далее - муниципальная программа) осуществляется в значимых сферах социально-экономического развития города Когалыма: культура, архивное дело.
Постановлением администрации г. Когалыма от 8 ноября 2016 г. N 2692 пункт 1.1 настоящего приложения изложен в новой редакции
1.1. Культура.
Город Когалым обладает культурным потенциалом, способным оказать особое влияние на развитие библиотечного и музейного дела, кинематографии, художественно-творческой деятельности.
В течение последних лет приняты меры по обеспечению финансовых, правовых и организационных условий для развития культурной среды и внедрения информационных технологий. Потребность населения города Когалыма в культурных услугах остается стабильной на протяжении последних трёх лет, одновременно повышаются требования к качеству их предоставления.
По данным социологического исследования, проведённого по итогам 2015 года, уровень удовлетворённости жителей города Когалыма деятельностью учреждений культуры и качеством предоставляемых услуг в сфере культуры составляет 88%.
По состоянию на 1 января 2016 года культура города Когалыма представлена сетью учреждений культуры, в том числе:
- 1 централизованная библиотечная система (МБУ "ЦБС", в состав которой входит 3 общедоступные библиотеки);
- 1 музей (МБУ "МВЦ");
- 1 учреждение культурно-досугового типа (МАУ "КДК "АРТ-Праздник");
- парк аттракционов (в составе МАУ "КДК "АРТ-Праздник").
Максимальная доступность к культурным ценностям и информации, развитие единого культурного пространства в городе Когалыме являются основными показателями повышения качества жизни населения.
За последние годы сфера культуры города Когалыма значительно изменилась под воздействием различных факторов, среди которых немалую роль играют новые технологии и телекоммуникации. Сегодня на первый план выходят вопросы просвещения граждан, особенно детей и молодёжи. Повышенное внимание уделяется творческому развитию и созданию в городе Когалыме культурной среды, доступных культурных благ, равных условий для творческой деятельности.
Наиболее радикальным изменениям подверглась деятельность музеев и библиотек, которые первыми освоили виртуальное пространство и технологические достижения.
Муниципальное бюджетное учреждение "Централизованная библиотечная система" (далее - библиотека) является востребованным социальным институтом, услугами которой пользуется 28,2% жителей города Когалыма (или 17 287 человек).
Основная задача библиотеки - предоставление равного доступа к информационным ресурсам. Решению данной задачи способствует развитие информатизации библиотеки. Оснащение библиотеки персональными компьютерами, составляет 100%. На базе библиотеки действует Центр общественного доступа, оснащённый 7 компьютерами, из них 2 компьютера со специализированным оборудованием для инвалидов - русифицированной программой экранного доступа и синтезом речи на русском и английском языках.
Библиотечные процессы автоматизированы (абонемент, каталогизация, поиск литературы по электронному каталогу). В электронном виде предоставляется услуга доступа к справочно-поисковому аппарату и базам данных библиотеки. В библиотеке создан собственный сайт (www.kogalymlib.ru), обеспечивается доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 07.02.2008 N Пр-212 ставит задачу достижения контрольного значения показателя "доля библиотечных фондов, переведённых в электронную форму" к 2015 году - не менее 50%. В 2015 году показатель составил 100%.
Муниципальное бюджетное учреждение "Музейно-выставочный центр" (далее - музей) занимает особое место в общественной жизни города Когалыма и совмещает в себе многообразные функции: научного и просветительского центра, образовательного учреждения, центра организации досуга и места проведения различного рода общественных мероприятий.
Объём музейного фонда города Когалыма на 01.01.2015 года составляет 9 107 единиц хранения. Из них имеют цифровые изображения 4 605 единиц, доступны в сети "Интернет" - 3 254 единицы. Музей города Когалыма оснащён компьютерным оборудованием (18 компьютеров, подключенных к сети Интернет). В 2012 году в музее создан собственный сайт (www.muzeumkogalym.ru).
В 2013 году в городе Когалыме открылся первый в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре информационно-образовательный центр "Русский музей: виртуальный филиал" на базе музея. Создание информационно-образовательного центра "Русский музей" вносит огромный вклад в развитие культуры в городе Когалыме, значительно расширяет возможности приобщения посетителей к культурному богатству страны и знакомит с электронными материалами по коллекции, как Русского музея, так и других художественных музеев, а также виртуальными экскурсиями по дворцам Русского музея и мультимедийными программами по коллекциям Русского музея и музеев России.
Музейная модернизация непосредственно связана с трансформацией и формированием новой роли музея в обществе и культуре. Музей становится центром образования, коммуникации, культурной информации и творческих инноваций. Информационные технологии плотно интегрируются с экспозиционно-выставочной работой.
В музейной отрасли изменилась к лучшему ситуация с предоставлением населению музейных предметов и коллекций за счет роста объемов электронных ресурсов (электронных каталогов) и увеличения количества выставок как традиционной формы предоставления доступа к музейным собраниям.
По итогам 2015 года:
- доля представленных зрителю музейных предметов в общем количестве предметов основного фонда составляет 100%;
- доля оцифрованных музейных предметов и музейных коллекций, представленных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", от общего объёма музейного фонда составляет 57,6% (при плановом показателе в 2016 году - не менее 23%);
- количество выставочных проектов в 2015 году составило 30 единиц, что на 3,45% больше, чем в 2014 году.
В последние годы большой интерес общества обращён к истокам традиционной народной культуры и любительскому искусству как фактору сохранения единого культурного пространства в многонациональном городе Когалыме.
МАУ "КДК "АРТ-Праздник" удовлетворяет широкий диапазон запросов и нужд населения в сфере культуры, способствует полноценной реализации конституционных прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, вносит значительный вклад в сохранение, развитие и популяризацию культуры города Когалыма, способствуют развитию творческого потенциала населения.
Востребованность населения города Когалыма услугами культурно-досугового учреждения стабильна.
По итогам 2015 года:
- количество участников клубных формирований составляет 1 423 человека, что на 8,7% больше, чем в 2014 году;
- количество мероприятий, организованных учреждением культурно-досугового типа составляет 3 495 единиц, что в процентном соотношении так же, как и в 2014 году;
- охват населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, составляет 472 347 человек, что на 17% меньше, чем в 2014 году, по причине закрытия культурно-досугового комплекса "Янтарь" на реконструкцию и переноса всех мероприятий на другие объекты сферы культуры с меньшей вместимостью.
По состоянию на 01 января 2016 года штатная численность работников учреждений культуры в городе Когалыме составила 173 человека.
По результатам мониторинга средней заработной платы работников учреждений культуры города Когалыма в рамках реализации мероприятий по повышению оплаты труда работников учреждений культуры, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", средняя заработная плата на одного работника отрасли "Культура" в 2015 году составила 46 567,53 рубля, что составляет 86,3% от средней заработной платы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
В целях обеспечения стимулирования повышения качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры города Когалыма, усиления зависимости качества услуг от оплаты труда и введения новых механизмов оплаты труда работников культуры в течение 2010-2011 годов проведён переход на отраслевую систему оплаты труда, формирование муниципальных заданий на оказание услуг, в 2013-2014 и по настоящее время осуществляется переход на контрактную систему оплаты труда.
Проведена оптимизация учреждений культуры города Когалыма:
- в 2010 году муниципальное учреждение "Парк аттракционов" было присоединено к муниципальному автономному учреждению "Культурно-досуговый центр "Метро";
- в 2011 году Муниципальные учреждения "Краеведческий музей", "Музей изобразительных искусств" реорганизованы в порядке присоединения к созданному в этом же году МБУ "МВЦ";
- с 01 января 2014 года создано новое учреждение - МКУ "ОЭХД" путём вывода штатных единиц младшего обслуживающего персонала из учреждений культуры города Когалыма;
- с 01 января 2015 года Муниципальное бюджетное учреждение "Культурно-методический центр "АРТ-Праздник" и Муниципальное автономное учреждение "Культурно-досуговый комплекс "Янтарь" реорганизованы путем присоединения их к МАУ "КДК "Метро";
- с 18 марта 2016 года МАУ "КДК "Метро" переименовано в Муниципальное автономное учреждение "Культурно-досуговый комплекс "АРТ-Праздник" (постановление Администрации города Когалыма от 09.03.2016 N 603 "Об изменении наименования муниципального автономного учреждения "Культурно-досуговый комплекс "АРТ-Праздник").
Несмотря на отмеченные успехи и темпы модернизационных и инновационных преобразований в сфере культуры города Когалыма существует ряд сдерживающих факторов.
В настоящее время остро стоит вопрос увеличения объёмов финансирования на комплектование библиотечных фондов. Согласно норматива, установленного распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-р "О социальных нормативах и нормах", объём поступлений новых изданий в публичные библиотеки должен составлять 250 изданий в год на 1 000 жителей (15 250 новых экземпляров ежегодно). В настоящее время объём новых поступлений изданий в год составляет 104 издания на 1 000 жителей (6 363 новых экземпляра, что составляет 41,6% от норматива). Книгообеспеченность в городе Когалыме составляет 2,3 экземпляра на одного жителя (нормативно этот показатель составляет 7 книг на одного жителя).
Предоставление услуг в сфере культуры осуществляется в условиях недостаточной инфраструктурной обеспеченности.
В настоящее время обеспеченность в городе Когалыме составляет:
- музеями - 50% от норматива, установленного распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-р "О социальных нормативах и нормах" (далее - норматив);
- библиотеками - 50% от норматива;
- учреждениями культурно-досугового типа - 73%.".
С 06 августа 2015 года приостановлена деятельность культурно-досугового комплекса "Янтарь" МАУ "КДК "АРТ-Праздник" (постановление Администрации города Когалыма от 25.09.2015 N 2882). В рамках Соглашения о сотрудничестве между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Публичным Акционерным Обществом "ЛУКОЙЛ" проводится реконструкция объекта.
Реконструируемое здание кино-концертного комплекса "Янтарь" предназначено для размещения Филиала Государственного академического Малого театра России для проведения театральных выступлений местных и приезжих трупп.
1.2. Архивное дело.
Современное общество рассматривает архивы как крупные информационные центры, обеспечивающие общество ретроспективной документной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, для обеспечения законных интересов граждан, посредством исполнения запросов социально-правового характера, для изучения историко-культурного наследия Российской Федерации.
Документы, хранящиеся в архивном отделе Администрации города Когалыма (далее - архив), являются неотъемлемой частью историко-культурного наследия, информационного и интеллектуального достояния жителей города Когалыма. Выполняя социально-правовые запросы граждан, архив обеспечивает функционирование системы социальной защиты населения. Аутентичность хранящихся в архиве документов, их неприкосновенность означают, что они носят доказательный характер. Организуя использование ретроспективной документной информации в научно-исследовательских целях, архив имеет признаки научной организации. Популяризируя историю родного края в частности и страны в целом, архив выступает в качестве культурно-просветительского учреждения.
По состоянию на 15.10.2015 объем архивных документов, хранящихся в архиве, за период с 1978 года по настоящее время, насчитывает 15 531 единиц хранения.
Государственная политика по обеспечению сохранности, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации предполагает реализацию следующих мероприятий:
- модернизацию материально-технической базы архивов, создание нормативных условий, обеспечение нормативных режимов и надлежащей организации хранения документов Архивного фонда Российской Федерации, исключающих их хищение и утрату и обеспечивающих поддержание их в нормальном физическом состоянии;
- целенаправленное пополнение Архивного фонда Российской Федерации документами, имеющими историческое, научное, социально-экономическое значение;
- приоритетную реализацию социальной функции архивов, всестороннее удовлетворение пользователей архивной информации, в том числе в целях обеспечения законных прав и интересов граждан и организаций, а также реализации органами государственной власти и местного самоуправления своих функций и полномочий;
- создание открытой и гибкой информационно-технологической инфраструктуры, обеспечивающей эффективное взаимодействие архивных учреждений, популяризацию архивных документов, расширение доступа граждан и организаций к архивной информации на основе внедрения современных информационно-коммуникационных технологий.
Одной из основных проблем архива является размещение его в специализированном отдельном помещении для сохранности и использования документов постоянного хранения, по личному составу (содержащих многоаспектную информацию о трудовой деятельности и воинской службе, здоровье, официальных заслугах граждан, необходимую для реализации их социальных прав) и др.
Архив нуждается в приобретении оборудования (системы пожарно-охранной сигнализации, современной системы автоматического пожаротушения, системы кондиционирования воздуха), в целях создания нормативных условий для хранения архивных документов и проведение ремонтных работ в архивохранилищах для улучшения условий хранения архивных документов, хранящихся в архиве.
На сегодняшний день недостаточная обеспеченность архива оборудованием усугубляется отсутствием капитального и косметического ремонтов.
С каждым годом увеличивается в архиве количество фондов и дел, соответственно увеличивается и количество исследователей, пользователей архивной информации. За годы деятельности архива собраны интересные документы выдающихся людей города, уникальные документы о становлении и развитии города, фотодокументы. Архивные документы активно используются в средствах массовой информации, экспонируются на выставках, используются при подготовке школьных уроков, лекций, докладов, дипломных работ студентов, в работе исследователей, краеведов и т.д. Острым остается вопрос, обусловленный нарушением температурно-влажностного и санитарно-гигиенического режимов хранения исторически ценных документов.
Вторая проблема в деятельности архивного отдела - это несоответствие между ростом объёмов, видами, выполняемых отделом, работ и неизменным количеством работников в нём. В условиях возросшего интереса к истории и востребованности архивных документов растет количество запросов социально-правового и тематического характера. Так, по итогам 2013 - 2014 годов архивом выдано 8 594 архивных справок, выписок и копий архивных документов, подтверждающих законные права и интересы граждан, что значительно больше, чем в предыдущие годы. Документы по личному составу были и еще длительное время будут востребованы в повседневной жизни человека, определяя его гражданский статус, правовую защиту и социальное обеспечение. Архив нуждается в введении в штатное расписание: 1 единицы - архивариуса (технический специалист) и 3 единиц - главных специалистов (с исключением из штатного расписания 3 единиц - ведущих специалистов). В обязанности архивариуса входит следить за тем, чтобы документы, находящиеся на хранении в архиве, как можно дольше сохраняли свой первоначальный вид, шифровать единицы хранения, систематизировать и размещать их, следить за своевременностью их восстановления, создавать справочный аппарат по документам, обеспечивать удобный и быстрый их поиск, обеспечивать соблюдение в помещениях архива условий, необходимых для обеспечения их сохранности. Старение документов - процесс естественный и непрерывный, и задача архивистов замедлить этот процесс.
Третья проблема обусловлена стремительным развитием информационного общества, распространением новых технологий в сфере документационного обеспечения управления, все большим распространением электронного документооборота, что неизбежно ставит вопрос об адаптации архивного отдела к реалиям информационного общества. Приоритетные направления информатизации общества влекут за собой необходимость формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры архивного отдела. Для создания информационного ресурса и функционирования электронного научно-справочного аппарата требуется соответствующее техническое оснащение архивов. Архивному отделу необходимы: перевод архивных дел и научно-справочного аппарата к ним в электронный вид, проведение работ по их загрузке в программный комплекс "Архивный фонд", с последующей передачей данных в Службу по делам архивов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, приобретение единых региональных программных продуктов в области архивного дела, их техническое обслуживание, создание страхового фонда на особо ценные документы путем перевода на микрофиши или аналоговые носители. В целях расширения доступа к архивным документам и их популяризации необходимы площади и оборудование для проведения выставок по документам фондов архивного отдела на территории города Когалыма. Необходимо финансирование подготовки и издания общественно-значимых сборников архивных документов, реализации интернет проектов, проведения научных конференций.
Решение обозначенных проблем требует государственной поддержки.
Задачей на будущий (плановый) период ставится поступательное развитие архивной отрасли, на пути приведения архива в соответствие с современными мировыми стандартами в области архивного дела.
Инвестиции в сферу архивного дела, как правило, не имеют прямого экономического эффекта. Результат такого инвестирования направлен на формирование "человеческого капитала" ныне живущих и будущих поколений граждан. Архивная отрасль является традиционно одной из самых консервативных отраслей, наименее адаптированной к рыночным отношениям.
Постановлением администрации г. Когалыма от 8 ноября 2016 г. N 2692 раздел 2 настоящего приложения изложен в новой редакции
2. Цели, задачи и показатели их достижения
Цели, задачи и показатели их достижения муниципальной программы определены в соответствии с положениями:
- Указа Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики",
- Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики",
- Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р,
- Стратегии социально - экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период 2030 года, утверждённой распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.03.2013 N 101-рп,
- Стратегии развития культуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года и на период до 2030 года, утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.05.2013 N 185-п,
- Стратегии социально-экономического развития города Когалыма до 2020 года и на период до 2030 года, утверждённой решением Думой города Когалыма от 23.12.2014 N 494-ГД и другими правовыми актами Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и города Когалыма.
Действующие концептуальные правовые акты определили цель и стратегические задачи реализации государственной культурной политики, которая призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие общества, как основу инновационного общественного развития.
В целях формирования новой модели культурной политики предполагается в том числе:
обеспечение межведомственного, межуровневого взаимодействия в реализации государственной культурной политики;
реализация государственной политики в сфере культуры, предусматривающей распространение традиционных для российского общества ценностей;
стимулирование создания институтов развития в сфере культуры;
гармоничное сочетание интересов национальной безопасности, единства культурного пространства и этнокультурного многообразия автономного округа;
создание системы мониторинга и системы качественных и количественных показателей.
Цель муниципальной программы: реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности, фактора обеспечения социальной стабильности и консолидации общества.
Задачи муниципальной программы:
1. Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации.
2. Поддержка профессиональной творческой деятельности в процессе создания и представления произведений всех видов и форм культуры и искусства в городе Когалыме.
3. Организационное, материально-техническое и информационное обеспечение реализации государственной культурной политики в городе Когалыме.
Муниципальная программа реализуется в течение 2016 - 2018 годов.
Система показателей, характеризующих результаты реализации муниципальной программы, представлена в приложении 1 к настоящей муниципальной программе:
1. Библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание пользователей библиотеки (посещений).
Показатель характеризует количество посещений общедоступных библиотек города Когалыма.
Источником информации является форма федерального статистического наблюдения 6-НК (свод).
Информация о достижении показателя: 1 раз в год.
2. Предоставление библиографической информации из муниципальных библиотечных фондов и информации из муниципальных библиотечных фондов в части, не касающейся авторских прав (обращений).
Показатель характеризует количество обращений к электронному каталогу и полнотекстовым документам общедоступных библиотек города Когалыма.
Источником информации является форма федерального статистического наблюдения 6-НК (свод).
Информация о достижении показателя: 1 раз в год.
3. Формирование, учет, изучение, обеспечение физического сохранения и безопасности фондов библиотеки (документов).
Показатель характеризует общий объём библиотечных фондов общедоступных библиотек города Когалыма.
Источником информации является форма федерального статистического наблюдения 6-НК (свод).
Информация о достижении показателя: 1 раз в год.
4. Библиографическая обработка документов и создание каталогов (библиографических записей);
Показатель характеризует количество библиотечных записей в электронном каталоге МБУ "ЦБС" города Когалыма.
Источником информации является форма федерального статистического наблюдения 6-НК (свод).
Информация о достижении показателя: 1 раз в год.
5. Публичный показ музейных предметов, музейных коллекций (посетителей).
Показатель позволяет определить исполнение Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры", утвержденного распоряжением Правительства автономного округа от 9 февраля 2013 года N 46-рп и постановлением Администрации города Когалыма от 04.07.2013 N 2016.
Источниками информации являются данные формы федерального статистического наблюдения 8-НК (свод), ежегодного мониторинга и официальные данные о численности населения города Когалыма.
Информация о достижении показателя: ежегодно.
6. Создание экспозиций (выставок) музеев, организация выездных выставок (экспозиций).
Рост количества выставочных проектов, организованных в МБУ "МВЦ" города Когалыма, по отношению к 2011 году до 100%.
Показатель позволяет определить исполнение в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 597 от 7 мая 2012 года "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ) увеличения количества выставочных проектов вдвое к 2018 году и определяется на основании данных формы федерального статистического наблюдения 8-НК (годовая) и мониторинга выставочной деятельности МБУ "МВЦ". В 2011 году общее количество организованных и проведенных выставок составило 2 единицы в связи с реорганизацией муниципальных учреждений "Краеведческий музей", "Музей изобразительных искусств" в порядке присоединения к созданному в этом же году МБУ "МВЦ". Данный показатель в настоящее время достигнут 100%.
Информация о достижении показателя: ежемесячно.
7. Доля оцифрованных музейных предметов и музейных коллекций города Когалыма, представленных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Показатель определяет динамику оцифрованных музейных предметов и музейных коллекций, представленных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", от общего объёма музейного фонда МБУ "МВЦ".
Показатель позволяет определить исполнение Указа, Плана мероприятий ("дорожной карте") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры", утвержденного распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 февраля 2013 года N 46-рп и постановлением Администрации города Когалыма от 04.07.2013 N 2016.
Информация о достижении показателя: ежемесячно.
8. Увеличение доли представленных зрителю музейных предметов в общем количестве предметов музейного фонда города Когалыма.
Показатель определяет динамику представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда МБУ "МВЦ".
Показатель позволяет определить исполнение Плана мероприятий ("дорожной карте") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры", утвержденного распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 февраля 2013 года N 46-рп и постановлением Администрации города Когалыма от 04.07.2013 N 2016.
Информация о достижении показателя: один раз в год.
9. Формирование, учет, изучение, обеспечение физического сохранения и безопасности музейных предметов, музейных коллекций (предметов).
Показатель характеризует объём музейного фонда МБУ "МВЦ" города Когалыма.
Источником информации является форма федерального статистического наблюдения 8-НК (свод).
Информация о достижении показателя: 1 раз в год.
10. Оказание информационных услуг на основе архивных документов (архивных дел).
Показатель характеризует условия сохранности архивных документов, хранящихся в архиве города Когалыма.
Значение показателя определяется фактическим объемом архивных дел, находящихся в архиве, в удовлетворительном физическом состоянии, в нормативных условиях, по данным федеральной статистической формы планово-отчетной документации архивных учреждений "Показатели основных направлений и результатов деятельности на/за 20 _ год".
Информация о достижении показателя: ежегодно.
11. Организация культурно-массовых мероприятий учреждениями культуры города Когалыма (количество мероприятий, количество посетителей мероприятий).
Показатель позволяет определить исполнение Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры", утвержденного распоряжением Правительства автономного округа от 9 февраля 2013 г. N 46-рп и постановлением Администрации города Когалыма от 04.07.2013 N 2016.
Источниками информации являются данные формы федерального статистического наблюдения 7-НК (свод), ежегодного мониторинга и официальные данные о численности населения города Когалыма.
Информация о достижении показателя: ежегодно.
12. Организация деятельности клубных формирований и формирований самодеятельного народного творчества в учреждениях культуры города Когалыма (количество клубных формирований, количество участников клубных формирований).
Показатель позволяет определить исполнение Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры", утвержденного распоряжением Правительства автономного округа от 9 февраля 2013 г. N 46-рп и постановлением Администрации города Когалыма от 04.07.2013 N 2016.
Источниками информации являются данные формы федерального статистического наблюдения 7-НК (свод), ежегодного мониторинга и официальные данные о численности населения города Когалыма.
Информация о достижении показателя: ежегодно.
13. Повышение уровня удовлетворенности жителей города Когалыма качеством услуг, предоставляемых учреждениями культуры города Когалыма.
Показатель определяет процент удовлетворенности жителей качеством услуг, предоставляемых учреждениями культуры города Когалыма.
Показатель позволяет определить исполнение Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры", утвержденного распоряжением Правительства автономного округа от 9 февраля 2013 г. N 46-рп и постановлением Администрации города Когалыма от 04.07.2013 N 2016.
Расчет значения показателя определяется по формуле:
Удовл. = Куд / Куч x 100, где:
Куд - количество человек, удовлетворенных качеством услуг, предоставляемых учреждениями культуры города Когалыма, из числа лиц, принявших участие в социологических опросах;
Куч - количество человек, принявших участие в социологических опросах.
Источниками информации являются данные мониторинга и социологического опроса, проводимых Управлением и учреждениями культуры города Когалыма один раз в год.
Информация о достижении показателя: один раз в год.
14. Отношение среднемесячной заработной платы работников учреждений культуры города Когалыма к средней заработной плате в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре к 2018 году до 94,9%.
Данный показатель характеризует престижность труда в сфере культуры, его привлекательность для высококвалифицированных специалистов. Высокая заработная плата в сфере культуры является одним из необходимых условий для качественного обновления состава работников учреждений культуры.
Определяется отношением среднемесячных заработных плат работников учреждений культуры города Когалыма и среднемесячной заработной платы работников учреждений культуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
Информация о достижении показателя: один раз в год.
15. Увеличение количества премий (грантов, стипендий) в сфере культуры города Когалыма.
Абсолютный показатель, который позволяет определить исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части поддержки отдельных категорий творческих работников культуры и искусства города Когалыма, внесших значительный вклад в развитие отрасли, и в целях стимулирования их творческой активности.
Количественный состав и сумма премиального фонда каждой категории утверждены постановлением главы Администрации города Когалыма N 2314 "О премии главы Администрации города Когалыма в сфере культуры и искусства в городе Когалыме"
Источником информации являются данные ежегодного мониторинга Управления культуры, спорта и молодёжной политики Администрации города Когалыма по факту выплаченных премий Администрацией города Когалыма.
16. Реконструкция объектов культуры в городе Когалыме, в том числе выполнение проектно-изыскательских работ (объектов).
Показатель характеризует количество введенных в эксплуатацию объектов, реконструкция которых осуществляется в рамках Соглашения между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Публичным акционерным обществом "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ".
Информация о достижении показателя: ежегодно.
3. Характеристика основных мероприятий
Перечень основных мероприятий муниципальной программы представляет собой список мероприятий, сгруппированных по задачам и подпрограммам, согласно приложению 2 к настоящей муниципальной программе.
Постановлением администрации г. Когалыма от 8 ноября 2016 г. N 2692 в пункт 3.1 настоящего приложения внесены изменения
3.1. Решение задачи 1 "Обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации" планируется посредством реализации подпрограммы "Повышение качества культурных услуг, предоставляемых в области библиотечного, музейного, архивного дела".
3.1.1. Подпрограмма 1 "Повышение качества культурных услуг, предоставляемых в области библиотечного, музейного, архивного дела" (далее - подпрограмма 1).
3.1.1.1. Развитие библиотечного дела:
- подключение общедоступных библиотек города Когалыма к информационно-телекоммуникационной сети Интернет и развитие системы библиотечного дела с учетом задачи расширения информационных технологий и оцифровки (в том числе перевод документов в электронную форму, поставка (обновление) автоматизированных библиотечно-информационных систем для осуществления электронной каталогизации, создание сводных библиотечно-информационных ресурсов, модернизация программно-аппаратных комплексов);
- реализация мероприятий федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы);
- комплектование книжного фонда города Когалыма (в том числе подписка на периодические издания, приобретение электронных баз данных);
- модернизация общедоступных библиотек города Когалыма;
- проведение библиотечных мероприятий, направленных на повышение читательского интереса;
- расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) общедоступных библиотек города Когалыма (содержание МБУ "ЦБС").
3.1.1.2. Развитие музейного дела:
- пополнение фонда музея города Когалыма;
- информатизация музея города Когалыма;
- поддержка выставочных проектов на базе Муниципального бюджетного учреждения "Музейно-выставочный центр";
- расходы на обеспечение деятельности (оказание музейных услуг) (содержание МБУ "МВЦ").
3.1.1.3. Развитие архивного дела.
- субвенции на осуществление полномочий по хранению, комплектованию, учёту и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
3.2. Решение задачи 2 "Поддержка профессиональной творческой деятельности в процессе создания и представления произведений всех видов и форм культуры и искусства в городе Когалыме" планируется посредством реализации подпрограммы "Реализация творческого потенциала жителей города Когалыма".
3.2.1. Подпрограмма 2 "Реализация творческого потенциала жителей города Когалыма" (далее - подпрограмма 2).
Реализация подпрограммы 2 направлена на исполнение следующих основных мероприятий:
3.2.1.1. Стимулирование культурного разнообразия.
- организация и проведение культурно-массовых мероприятий (в том числе проведение фестивалей, конкурсов, организацию гастролей профессиональных коллективов, поддержку участия творческих коллективов региональных, российских и международных конкурсах и фестивалях);
- поддержка деятелей культуры и искусства (в том числе проведение конкурса на соискание премии Главы города Когалыма в сфере культуры и искусства);
- расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) муниципального культурно-досугового учреждения города Когалыма (содержание МАУ "КДК "АРТ-Праздник").
3.3. Решение задачи 3 "Организационное, материально-техническое и информационное обеспечение реализации государственной культурной политики в городе Когалыме" планируется посредством реализации следующих подпрограмм "Обеспечение исполнения мероприятий муниципальной программы" и "Развитие отраслевой инфраструктуры города Когалыма".
3.3.1. Подпрограмма 3 "Обеспечение исполнения мероприятий муниципальной программы" (далее - подпрограмма 2).
Реализация подпрограммы 3 направлена на исполнение следующих основных мероприятий:
3.3.1.1. Обеспечение функций исполнительных органов власти.
- расходы на обеспечение функций Управления культуры, спорта и молодёжной политики Администрации города Когалыма (далее - Управление);
- расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) архивного отдела Администрации города Когалыма.
3.3.1.2. Расходы на обеспечение хозяйственной деятельности учреждений культуры города Когалыма (содержание МКУ "ОЭХД").
3.3.2. Подпрограмма 4 "Развитие отраслевой инфраструктуры города Когалыма" (далее - подпрограмма 4).
Реализация подпрограммы 4 направлена на исполнение следующих основных мероприятий:
3.3.2.1. Строительство и реконструкция объектов культуры, предназначенных для размещения муниципальных учреждений культуры (реконструкция культурно-досугового комплекса "Янтарь" МАУ "КДК "АРТ-Праздник" под филиал Государственного академического Малого театра России, реконструкция дома культуры "Сибирь" МАУ "КДК "АРТ-Праздник").
Постановлением администрации г. Когалыма от 26 января 2017 г. N 147 в подпункт 3.3.2.2 раздела 3 настоящего приложения внесены изменения
3.3.2.2. Укрепление материально-технической базы учреждений культуры города Когалыма:
- автоматизация культурно-досугового учреждения города Когалыма (приобретение, обновление компьютерной техники);
- приобретение оборудования для проведения культурно-массовых мероприятий в городе Когалыма;
- приобретение музыкальных инструментов для проведения культурно-массовых мероприятий, развития деятельности творческих формирований;
- поддержка образцовых художественных коллективов, народных самодеятельных коллективов города Когалыма (приобретение сценических костюмов).
- приобретение микрофонов, программного обеспечения в МБУ "МВЦ";
- приобретение планшетов для рисования песком, комода для планшетов, специальной литературы в МБУ "ЦБС".
- приобретение телевизора для МБУ "ЦБС".
- приобретение выставочного оборудования для МБУ "МВЦ".
4. Механизм реализации программы
4.1. Ответственным исполнителем муниципальной программы является Управление культуры, спорта и молодёжной политики Администрации города Когалыма (далее - Управление).
Соисполнителями муниципальной программы являются Муниципальное бюджетное учреждение "Централизованная библиотечная система", Муниципальное бюджетное учреждение "Музейно-выставочный центр", архивный отдел Администрации города Когалыма, муниципальное автономное учреждение "Культурно-досуговый комплекс "АРТ-Праздник", муниципальное казённое учреждение "Обеспечение эксплуатационно-хозяйственной деятельности", муниципальное казённое учреждение "Управление капитального строительства города Когалыма".
4.2. Механизм реализации муниципальной программы включает:
- разработку и принятие нормативных правовых актов города Когалыма, необходимых для выполнения муниципальной программы;
- обеспечение управления муниципальной программой, эффективное использование денежных средств, выделенных на реализацию муниципальной программы;
- уточнение перечня мероприятий муниципальной программы на очередной финансовый год и плановый период, а также затрат по ним в соответствии с мониторингом фактически достигнутых и целевых показателей реализации муниципальной программы;
- информирование общественности о ходе и результатах ее реализации, финансировании мероприятий муниципальной программы;
4.3. Реализация муниципальной программы подведомственными Администрации города Когалыма учреждениями осуществляется в соответствии с муниципальным заданием на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), контрольными показателями по отдельным мероприятиям муниципальной программы путем предоставления субсидий на оказание муниципальных услуг и субсидий на иные цели.
Реализация отдельных мероприятий муниципальной программы осуществляется на основе муниципальных контрактов (договоров) на приобретение товаров (оказание услуг, выполнение работ) для муниципальных нужд, заключаемых муниципальными заказчиками с исполнителями в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Предоставление бюджетных средств на реализацию муниципальной программы осуществляется на основе договоров, соглашений, заключаемых в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа.
Реализация отдельных мероприятий муниципальной программы осуществляется на условиях софинансирования путём заключения Соглашений:
- между Администрацией города Когалыма и Департаментом культуры ХМАО - Югры в сфере реализации государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- между Администрацией города Когалыма и Департаментом культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о предоставлении иных межбюджетных трансфертов на комплектование книжных фондов библиотек муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
- о сотрудничестве по обеспечению достижения в 2014 - 2018 гг. целевых показателей (нормативов) оптимизации сетей муниципальных учреждений в сфере образования и культуры между Департаментом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и муниципальным образованием Ханты-Мансийского автономного округа - Югры городского округа города Когалыма.
4.4. Ответственный исполнитель:
- разрабатывает в пределах своих полномочий проекты нормативных правовых актов, необходимых для выполнения муниципальной программы;
- передает при необходимости часть функций учреждениям культуры города Когалыма для выполнения муниципальной программы;
- осуществляет координацию деятельности по реализации мероприятий муниципальной программы;
- формирует сводный перечень предложений по выделению дополнительных средств на мероприятия муниципальной программы, включению новых мероприятий в муниципальную программу с обоснованием необходимости реализации мероприятий, с указанием предлагаемых направлений, объёмов и источников финансирования муниципальной программы;
- несёт ответственность за своевременную и качественную реализацию муниципальной программы, осуществляет управление, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на её реализацию;
- разрабатывает и утверждает комплексный план (сетевой график) по реализации муниципальной программы;
- организует освещение в средствах массовой информации и на официальном сайте Администрации города Когалыма в сети "Интернет" (www.admkogalym.ru) хода реализации муниципальной программы.
- направляет проект муниципальной программы на рассмотрение в Думу города Когалыма.
- обеспечивает проведение оценки регулирующего воздействия проекта муниципальной программы в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами Администрации города Когалыма.
4.5. В процессе реализации муниципальной программы Управление вправе формировать предложения о внесении изменений в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации, а также в объёмы бюджетных ассигнований в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы в целом.
4.6. Предложения вносятся Управлением при условии, что планируемые изменения не оказывают влияния на параметры муниципальной программы, утверждённые постановлением Администрации города Когалыма, и не приведут к ухудшению плановых значений целевых показателей муниципальной программы, а также к увеличению сроков исполнения основных мероприятий муниципальной программы.
4.7. Управление направляет в управление экономики Администрации города Когалыма:
- комплексный план (сетевой график) по реализации муниципальной программы;
- отчёт о ходе реализации муниципальной программы в форме сетевого графика в сроки, предусмотренные Порядком разработки, утверждения и реализации муниципальных программ в городе Когалыме, утверждённым постановлением Администрации города Когалыма от 26.08.2013 N 2514;
- годовой отчет о ходе реализации и эффективности мероприятий муниципальной программы по форме, разработанной управлением экономики Администрации города Когалыма.
4.8. Комплексный план (сетевой график) по реализации муниципальной программы (далее - комплексный план) разрабатывается Управлением с учётом предложений соисполнителей на очередной финансовый год в срок до 20 декабря, по форме, разработанной управлением экономики Администрации города Когалыма.
Соисполнители представляют Управлению предложения по формированию комплексного плана на очередной финансовый год в срок до 10 декабря.
В процессе реализации муниципальной программы Управление вправе по согласованию с соисполнителями осуществлять корректировку комплексного плана, который направляется в адрес управления экономики Администрации города Когалыма:
ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, по итогам анализа реализации муниципальной программы;
не позднее 10 календарных дней после утверждения постановлением Администрации города Когалыма изменений в муниципальную программу.
4.9. Отчёт о ходе реализации муниципальной программы представляется в следующие сроки:
- ежемесячно до 5 числа каждого месяца, следующего за отчётным, на бумажном и электронном носителях, за подписью руководителя;
- ежегодно до 30 числа месяца, следующего за отчётным годом, на бумажном и электронном носителях, за подписью руководителя (далее - годовой отчет).
В адрес ответственного исполнителя муниципальной программы отчёт представляется соисполнителями:
- ежемесячно до 3 числа каждого месяца, следующего за отчётным;
- ежегодно до 25 числа месяца, следующего за отчетным годом.
4.10. Соисполнители муниципальной программы:
- участвуют в разработке муниципальной программы и осуществляют реализацию мероприятий муниципальной программы;
- передают при необходимости часть функций подведомственным учреждениям (организациям) для её выполнения;
- представляют Управлению необходимую для проведения оценки эффективности муниципальной программы и подготовки годового отчёта;
- несут ответственность за реализацию подпрограмм, основных мероприятий, подмероприятий муниципальной программы, достижение целевых показателей муниципальной программы, в отношении которых они являются исполнителями.
4.11. В рамках реализации муниципальной программы могут быть выделены следующие риски ее реализации:
4.11.1. Правовые риски.
Правовые риски связаны с изменением законодательства Российской Федерации и законодательства автономного округа, длительностью формирования нормативно-правовой базы, необходимой для эффективной реализации муниципальной программы. Это может привести к существенному увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации программных мероприятий.
В целях минимизации правовых рисков предполагается:
- на этапе согласования проекта муниципальной программы планируется привлечь для рассмотрения и подготовки предложений структурные подразделения Администрации города Когалыма, население, бизнес-сообщество, общественные организации путем размещения проекта на официальном сайте Администрации города Когалыма в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- проводить мониторинг планируемых изменений в законодательстве Российской Федерации и автономного округа в культуре, архивном деле и смежных областях.
4.11.2. Финансовые риски.
Растущая нестабильность и неопределенность в мировой экономике, развитие второй волны глобального экономического кризиса, замедление темпов роста экономики автономного округа и, как следствие, существенное сокращение объема финансовых средств, направленных на реализацию муниципальной программы, что в свою очередь связано с сокращением или прекращением части программных мероприятий и неполным выполнением целевых показателей муниципальной программы.
Удорожание стоимости товаров (услуг), непрогнозируемые инфляционные процессы, что также может повлиять на сроки, объем и качество выполнения задач по модернизации имущественного комплекса отрасли культуры и улучшение материально-технической базы учреждений культуры.
В целях минимизации финансовых рисков предполагается:
- ежегодное уточнение финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий муниципальной программы, в зависимости от доведенных лимитов, достигнутых результатов и определенных приоритетов для первоочередного финансирования;
- привлечение внебюджетных источников финансирования на реализацию мероприятий муниципальной программы.
4.11.3. Административные риски.
Административные риски связаны с неэффективным управлением реализацией муниципальной программы, нарушением планируемых сроков реализации муниципальной программы, невыполнением ее целей и задач, недостижением плановых значений показателей, снижением эффективности использования ресурсов и качества выполнения программных мероприятий муниципальной программы, дефицитом квалифицированных кадров в культуре для реализации целей и задач муниципальной программы.
В целях минимизации (снижения) административных рисков планируется:
- регулярная публикация отчетов о ходе реализации муниципальной программы;
- повышение эффективности взаимодействия участников реализации муниципальной программы;
- создание системы мониторинга реализации муниципальной программы;
- своевременная корректировка программных мероприятий муниципальной программы;
- рациональное использование имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
- повышение ответственности за использование ресурсов, принятие ключевых решений в определении путей и методов реализации муниципальной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.