Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5 изменено. - Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 30 сентября 2019 г. N 344-п
Приложение 5
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 5 октября 2018 года N 352-п
План мероприятий
("дорожная карта") управления экологически обусловленным риском для здоровья населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югры до 2024 года
(далее - План мероприятий)
30 сентября 2019 г.
Текущее состояние экологической ситуации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (далее также - автономный округ, Югра) относится к числу субъектов Российской Федерации со сравнительно благоприятной демографической ситуацией. Основные особенности экологической ситуации в автономном округе определяются промышленной специализацией на добыче углеводородного сырья, ростом городов и развитием жилищно-коммунального комплекса.
Необходимыми условиями обеспечения экологической безопасности и снижения негативного воздействия факторов среды обитания на здоровье населения являются:
эффективное управление качеством атмосферного воздуха и питьевой воды;
регулирование системы обращения с твердыми коммунальными отходами,
минимизация экологического ущерба текущей экономической деятельности и сокращение экологического ущерба, накопленного за предыдущие периоды хозяйственной деятельности.
Состояние воздушного бассейна Югры определяется выбросами загрязняющих веществ от объектов нефтегазодобывающего комплекса (факелов для сжигания попутного нефтяного газа, газотурбинных и газопоршневых станций, труб печей), расположенных на лицензионных участках недр за пределами населенных пунктов. На долю указанных источников приходится 90,5% от общего объема выбросов стационарными источниками.
Реализация нефтегазодобывающими компаниями программ по повышению уровня утилизации попутного нефтяного газа позволила сократить объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по отношению к 2010 году на 35,5% (с 2 129 тыс. тонн до 1 373 тыс. тонн). Объемы сжигания газа на факелах сократились в 2,7 раза (с 4 226 млн. куб.м в 2010 году до 1539 млн. куб.м в 2018 году), средний уровень утилизации попутного нефтяного газа достиг 95,6%, выбросы парниковых газов снижены на 11,381 млн. тонн СО2 экв и достигли 89% от базового уровня 1990 года.
В автономном округе уделяется большое внимание вопросам качества атмосферного воздуха в населенных пунктах.
Значительная доля в загрязнении атмосферного воздуха в населённых пунктах приходится на автомобильный транспорт, количество единиц которого ежегодно растёт.
Существенный эффект снижения негативного воздействия на атмосферный воздух от автомобильного транспорта достигается за счет использования природного газа в качестве моторного топлива.
С ООО "Газпром газомоторное топливо" - единым оператором по развитию рынка газомоторного топлива Правительство автономного округа заключило Соглашение о сотрудничестве, направленное на синхронизацию процессов строительства объектов инфраструктуры и увеличение количества автомобильной техники, использующей газ в качестве моторного топлива.
Согласно ежегодному обзору Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды за последние 9 лет уровень загрязнения атмосферного воздуха в городах Югры снизился с "высокого" и "очень высокого" до "низкого".
Повышенные значения загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах Югры носят разовый характер и отмечаются в периоды неблагоприятных метеорологических условий (зимой в морозную, безветренную погоду) или при усилении фотохимических процессов (летом в солнечную, жаркую погоду), способствующих накоплению вредных примесей в приземном слое атмосферы.
По результатам социально-гигиенического мониторинга Югра отнесена к субъектам Российской Федерации, где отмечены наиболее устойчивые тенденции улучшения качества воздуха поселений, а также снижение смертности и заболеваемости населения, ассоциированных с химическими факторами ингаляционного риска здоровью: окислами азота, бенз(а)пиреном, формальдегидом, гидроксибензолом и его производными, аммиаком, хлором, дигидросульфидом, взвешенными веществами, ароматическими углеводородами и пр.
Одной из актуальных проблем автономного округа является обеспечение населения качественной питьевой водой. Основным источником питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населенных пунктов автономного округа являются подземные воды (76%). Поверхностные источники используются на территории городов Нижневартовск (река Вах), Нефтеюганск (река Юганская Обь) и в отдельных поселениях Белоярского (река Казым), Советского (река Акрышъеган), Березовского районов (река Толья).
Централизованное водоснабжение на территории автономного округа имеется в 107 населенных пунктах. Им обеспечено 95,8% населения региона.
Наиболее сложная ситуация по предоставлению населению качественной питьевой воды сложилась в городах Нефтеюганске, Нягани, Пыть-Яхе, а также Октябрьском, Нефтеюганском и Сургутском районах.
По результатам социально-гигиенического мониторинга Югра отнесена к приоритетным территориям Российской Федерации, где выявлена ассоциированная заболеваемость (болезни органов пищеварения, мочеполовой системы, заболевания костно-мышечной системы и соединительной ткани, системы кровообращения), связанная с неудовлетворительным качеством питьевой воды (в 1,5 раза и более превышает среднероссийский показатель).
Ежегодно в автономном округе образуется порядка 7 млн. тонн отходов, из которых 97% составляют отходы производства (преимущественно отходы бурения).
Основу обращения с отходами производства составляет их обезвреживание и утилизация. По итогам 2018 года доля обезвреженных и утилизированных отходов в общем объеме образовавшихся отходов составила 101% (с учетом накопленных в предыдущие годы).
Твердые коммунальные отходы преимущественно захораниваются на 59 полигонах, в том числе 40 полигонов для размещения твердых коммунальных отходов и 19 смешанных полигонов для размещения твердых коммунальных и производственных отходов.
Для увеличения доли утилизированных и обезвреженных твердых коммунальных отходов Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в автономном округе предусмотрено:
создание 5 комплексных межмуниципальных полигонов в Нефтеюганском, Нижневартовском, Октябрьском, Ханты-Мансийском, и Сургутском районах;
4 мусоросортировочных комплекса в составе полигонов твердых коммунальных отходов в городах Лангепас, Радужный, Лянтор и Ханты-Мансийск;
4 локальных объекта для размещения и переработки твердых коммунальных отходов в пгт Игрим для поселений Березовского и Октябрьского районов, в городе Белоярский, в п. Красноленинский и п. Большие Леуши.
В составе комплексных межмуниципальных полигонов будут предусмотрены перспективные площадки для осуществления деятельности по обработке автомобильных шин, ПЭТ-отходов, макулатуры и других видов отходов с последующим производством продукции. Проекты будут реализованы на условиях государственно-частного партнерства путем проведения открытого конкурса на заключение концессионного соглашения.
Большое внимание уделяется организации работ по ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде - несанкционированных свалок в границах городов, шламовых амбаров и нефтезагрязненных земель.
По сведениям регионального кадастра отходов, на территории автономного округа числятся 5 объектов несанкционированного размещения отходов:
полигон утилизации твердых бытовых отходов в пгт. Федоровский Сургутского района;
свалка твердых бытовых отходов на восьмом километре автодороги Нефтеюганск-Сургут;
полигон по утилизации и захоронению отходов производства и потребления в г. Нижневартовск;
городская свалка на втором километре автодороги Нягань-Талинка;
санкционированная свалка ТБО в г. Когалым.
В 2020 году запланирована рекультивация 2 объектов:
полигон утилизации твердых бытовых отходов в пгт. Федоровский Сургутского района (площадь рекультивируемого участка - 7,2015 га, объем накопленных отходов - 110193 куб. м);
свалка твердых бытовых отходов на восьмом километре автодороги Нефтеюганск-Сургут.
Несанкционированные свалки в городах Нягань и Когалым, полигон в городе Нижневартовск являются действующими, их рекультивация возможна после ввода в эксплуатацию комплексных межмуниципальных полигонов (2022 - 2023 годы).
Ведется работа по предотвращению, выявлению и пресечению фактов несанкционированного размещения отходов производства и потребления. Обеспечено взаимодействие с региональным отделением Общероссийского народного фронта "За Россию" в части исполнения поручения Президента Российской Федерации о реализации проекта "Генеральная уборка" (интерактивная "карта свалок"). Осуществлена синхронизация природоохранных мероприятий с данными интерактивной карты свалок. На системной основе проводится мониторинг своевременного реагирования органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа на размещенные в информационном ресурсе сведения, обеспечен контроль за ликвидацией несанкционированных свалок в автономном округе.
Ликвидация опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде - шламовых амбаров и нефтезагрязненных земель, осуществляется в рамках природоохранных и природовосстановительных программ предприятиями - природопользователями.
Автономный округ одним из первых в Российской Федерации приступил к работе по формированию Реестра загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой земель и водных объектов (далее - Реестр). На 1 января 2019 года в Реестре с координатной привязкой числится 16 810 загрязненных участков общей площадью 3 310 га.
Площади нефтезагрязненных земель на территории автономного округа сократились на 40,9% (с 5 606,1 га в 2010 году до 3 310 га по итогам 2018 года). Более того, по сравнению с историческим максимумом 7 045 га в 2006 году площади нефтезагрязненных земель по итогам 2018 года сокращены в 2 раза.
По данным регионального кадастра отходов, на 1 января 2019 года неликвидированными числится 147 шламовых амбаров у 8 предприятий. Количество неликвидированных шламовых амбаров по сравнению с 2010 годом сократилось в 11,6 раза, нефтегазодобывающие компании избавились от исторического наследия. С целью уменьшения загрязнения окружающей среды нефтяными компаниями внедряются новые природосберегающие технологии, одной из которых является безамбарное бурение, позволяющее значительно снизить объемы производственных отходов.
Комплекс принимаемых мер по управлению экологически обусловленными рисками для здоровья населения автономного округа позволит к 2024 году:
снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников до 1,2 млн. тонн;
обеспечить качественной питьевой водой население автономного округа;
ликвидировать объекты несанкционированного размещения отходов в черте населенных пунктов и опасные объекты накопленного экологического вреда;
осуществить ввод в промышленную эксплуатацию мощностей по утилизации и обработке отходов 305 тыс. тонн.
План мероприятий
N |
Задачи по управлению риском для здоровья населения автономного округа |
Мероприятия, направленные на решение задач по управлению риском для здоровья населения автономного округа |
Наименование регионального проекта паспорта портфеля "Экология", государственной программы, в рамках которых осуществляется реализация мероприятий |
Ответственный исполнитель/ соисполнители |
Срок проведения мероприятий |
Результаты выполнения мероприятия (достижение показателей) к 2024 году |
Снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух | ||||||
1. |
Снижение негативного воздействия на атмосферный воздух от нефтегазодобывающего комплекса |
реализация предприятиями - природопользователями долгосрочных программ по повышению уровня использования попутного нефтяного газа; ввод новых объектов производственной инфраструктуры, повышающих уровень рационального использования попутного нефтяного газа; применение налоговых льгот в целях стимулирования предприятий автономного округа к реализации мер, направленных на оздоровление окружающей среды, внедрению экологически безопасных и малоотходных технологий |
государственная программа автономного округа "Экологическая безопасность", утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 5 октября 2018 года N 352-п (далее - государственная программа "Экологическая безопасность") |
Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений автономного округа (далее - Природнадзор Югры); Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа (далее - Депнедра и природных ресурсов Югры) |
с 1 октября 2019 года по 31 декабря 2024 года |
снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников до 1,2 млн. тонн |
2. |
Снижение негативного воздействия на атмосферный воздух от автомобильного транспорта |
перевод автотранспорта на использование газомоторного топлива |
государственная программа автономного округа "Современная транспортная система", утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 5 октября 2018 года N 354-п |
Департамент дорожного хозяйства и транспорта автономного округа |
с 1 октября 2019 года по 31 декабря 2024 года |
прирост объема потребления природного газа в качестве моторного топлива |
3. |
Управление качеством атмосферного воздуха |
разработка и реализация предприятиями автономного округа планов мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий; обеспечение функционирования территориальной системы экологического мониторинга на территории автономного округа; учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих региональному контролю; контроль за деятельностью предприятий - природопользователей на лицензионных участках путем проведения экологического мониторинга |
государственная программа "Экологическая безопасность" |
Природнадзор Югры; Депнедра и природных ресурсов Югры |
с 1 октября 2019 года по 31 декабря 2024 года |
отсутствие в автономном округе городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха |
Повышение качества водоснабжения автономного округа | ||||||
4. |
Строительство и реконструкция систем водоснабжения и водоподготовки с использованием перспективных технологий |
техническое перевооружение и реконструкция станций водоподготовки в городах Нефтеюганск, Нягань, Пыть-Ях, пгт. Пойковский Нефтеюганского района, гп. Федоровский Сургутского района; реконструкция объектов питьевого водоснабжения в населенных пунктах, жители которых не обеспечены качественной питьевой водой, в городах Пыть-Ях, Лянтор, Белоярский, пгт. Приобье Октябрьского района |
региональный проект "Чистая вода", государственная программа автономного округа "Жилищно-коммунальный комплекс и городская среда", утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 5 октября 2018 года N 347-п; программа автономного округа по повышению качества водоснабжения на период с 2019 по 2024 год, утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 26 июля 2019 года N 239-п |
Департамент жилищно-коммунального комплекса и энергетики автономного округа, органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (по согласованию) |
с 1 октября 2019 года по 31 декабря 2024 года |
обеспечение качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения 88,1% населения автономного округа; обеспечение качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения 99% городского населения автономного округа; техническое перевооружение и реконструкция 5 станций водоподготовки общей производительностью 78 тыс. м3/сут.; реконструкция 4 объектов питьевого водоснабжения в населенных пунктах, жители которых не обеспечены качественной питьевой водой, общей производительностью 29 тыс. м3/сут. |
Снижение негативного воздействия от отходов производства и потребления | ||||||
5 |
Ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных свалок в границах городов |
ликвидация объектов несанкционированного размещения отходов в черте населенных пунктов; разработка и реализация муниципальными образованиями автономного округа программ в области обращения с отходами; контроль за ликвидацией органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа несанкционированных мест размещения отходов (мест захламления); реализация предприятиями - природопользователями природоохранных и природовосстановительных программ; ликвидация предприятиями - природопользователями опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде - шламовых амбаров и нефтезагрязненных земель; ведение регионального кадастра отходов |
региональный проект "Чистая страна"; государственная программа "Экологическая безопасность" |
Природнадзор Югры, органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (по согласованию) |
с 1 октября 2019 года по 31 декабря 2024 года |
ликвидация 2 объектов несанкционированного размещения отходов в черте населенных пунктов; восстановление и рекультивация земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде, общей площадью 18,2 га; улучшение качества жизни 150,4 тыс. чел. в связи с ликвидацией и рекультивацией объектов накопленного вреда окружающей среде; ликвидация 150 шламовых амбаров; сокращение нефтезагрязненных земель до 5% |
6 |
Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами |
ввод в промышленную эксплуатацию мощностей по утилизации твердых коммунальных отходов; строительство локальных объектов для размещения и переработки твердых коммунальных отходов, в том числе создание в зоне действия полигонов мусоросортировочных линий |
региональный проект "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами"; государственная программа "Экологическая безопасность" |
Деппромышленности Югры, органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (по согласованию) |
с 1 октября 2019 года по 31 декабря 2024 года |
увеличение доли твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме образованных отходов до 19%; увеличение доли твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, в общем объеме образованных отходов до 60%; ввод в промышленную эксплуатацию мощностей по утилизации и обработке отходов 305 тыс. тонн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.