Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. План мероприятий региональной программы "Борьба с онкологическими заболеваниями"
План мероприятий региональной программы "Борьба с онкологическими заболеваниями" утвержден протоколом заседания Проектного комитета автономного округа от 31 января 2019 года N 2.
4.1. Меры противодействия факторам риска развития онкологических заболеваний.
Мероприятия по формированию здорового образа жизни в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в рамках профилактики онкологических заболеваний реализуются в соответствии с государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Современное здравоохранение", утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 октября 2018 года N 337-п.
Для реализации мероприятий по профилактике онкологических заболеваний в автономном округе сформирована система медицинской профилактики, включающая: БУ "Центр медицинской профилактики" с 3 филиалами в городах: Сургут, Нижневартовск и Нефтеюганск, 15 центров здоровья (в том числе 4 центра здоровья для детского населения). Для обеспечения жителей отдаленных сельских поселений профилактическими медицинскими услугами работают 3 мобильных центра здоровья (г. Сургут, г. Лянтор, г. Нижневартовск).
Кроме того, в медицинских организациях автономного округа функционирует 17 отделений и 34 кабинета медицинской профилактики, на базе 26 медицинских организаций созданы и функционируют кабинеты помощи при отказе от курения.
Особое внимание уделяется использованию новых видов информационно-коммуникационных технологий. Специалисты службы медицинской профилактики активно общаются с жителями автономного округа в популярных социальных сетях посредством созданных сообществ "ВКонтакте" (765 подписчиков), "Facebook" (165 подписчиков), "Одноклассники" (87 подписчиков), "Инстаграм" (98 подписчиков), а также в "Твиттер". Ежедневно группы посещает около 100 человек.
На ведущих телерадиоканалах окружного и муниципального уровнях организована трансляция тематических телевизионных и радиопередач. Центр медицинской профилактики активно взаимодействует с окружным каналом "Югра" в программе "С 7 до 10" на безвозмездной основе. Сотрудники БУ "Центр медицинской профилактики" выступают гостями студии по вопросам формирования здорового образа жизни и профилактики неинфекционных заболеваний. Среди обсуждаемых тем: "Онкологические заболевания", "Профилактика алкоголизма" и т.д.
На региональном телеканале "Югория" при содействии БУ "Центр медицинской профилактики" выходит в эфир проект "Навигатор здоровья". Программы посвящены в том числе раннему выявлению онкологических заболеваний, здоровому питанию, диспансеризации и т.д.
По заказу БУ "Центр медицинской профилактики" изготовлены видеоролики на темы: "Здоровые цифры", "Ранняя диагностика рака", "В ваших силах спасти жизнь человека". Их прокат осуществлен в эфире окружных телеканалов, в стенах медицинских организаций и на официальных информационных ресурсах системы здравоохранения автономного округа.
БУ "Центр медицинской профилактики" имеет постоянные рубрики в ведущих окружных периодических изданиях "Аргументы и факты - Югра" и "Новости Югры".
Кроме того, БУ "Центр медицинской профилактики" занимается издательской деятельностью и является учредителем средств массовой информации:
специально для молодежной аудитории ежеквартально издается журнал "Регион здоровья" общим тиражом 4800 экземпляров. На страницах в доступной форме осуществляется консультирование по вопросам здорового образа жизни;
издается журнал "Pro ЗДОРОВЬЕ" для более взрослой аудитории общим тиражом 3 996 экземпляров ежеквартально.
Ежегодно БУ "Центр медицинской профилактики" издает и распространяет по муниципальным образованиям автономного округа полиграфическую продукцию профилактической направленности, в том числе и по ранней диагностике и профилактике онкологических заболеваний.
В 2018 году БУ "Центр медицинской профилактики" приступил к реализации собственного проекта в виде подготовки серии программ на "YouTube" канале. Формат программ - гости в студии, ведущий - врач. Основная цель проекта - предоставить каждому жителю научно-обоснованные рекомендации по ведению здорового образа жизни, профилактике заболеваний.
Масштабные коммуникационные кампании, направленные на формирование здорового образа жизни, организуются ежегодно на территории автономного округа в рамках профилактических месячников. Уже традиционно один из них посвящен профилактике и лечению онкологических заболеваний.
Внедрение передового опыта деятельности Всероссийского общественного движения "Волонтеры-медики" на территории автономного округа осуществляется путем открытия нового регионального штаба на базе БУ "Центр медицинской профилактики". Организация деятельности регионального штаба поможет упростить коммуникацию между волонтерами и медицинскими организациями, а также позволит волонтерам участвовать во всероссийских мероприятиях, направленных на сохранение здоровья граждан.
В рамках исполнения распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 июля 2016 N 394-рп "О плане мероприятий ("дорожной карте") по поддержке доступа негосударственных организаций (коммерческих, некоммерческих) к предоставлению услуг в социальной сфере в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016-2020 годы" Департаментом здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры проведены процедуры конкурсного отбора на получение субсидии из средств бюджета автономного округа социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в сфере здравоохранения. Один из проектов "Профилактика неинфекционных заболеваний, формирование здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое просвещение населения. Профилактика онкологических заболеваний".
Таким образом, в результате проводимых профилактических мероприятий в автономном округе, ожидается:
повышение уровня информированности населения о здоровом образе жизни;
создание мотивации у населения для ведения здорового образа жизни;
снижение распространенности поведенческих факторов риска.
4.2. Комплекс мер первичной профилактики онкологических заболеваний.
Информационно-коммуникационная кампания будет включать в себя пропаганду ведения здорового образа жизни и профилактику неинфекционных заболеваний. Разработка и размещение в средствах массовой коммуникации социальной рекламы, направленной на первичную профилактику онкологических заболеваний. Формирование среды, способствующей ведению гражданами здорового образа жизни, включая здоровое питание, защиту от табачного дыма, снижение потребления алкоголя. Не менее 100 % муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры внедрят муниципальные программы по укреплению общественного здоровья. Информационно-коммуникационной кампанией, направленной на мотивацию населения к своевременной диагностике и лечению хронических заболеваний, будет охвачено: за 2019 год не менее 50%, в период с 2020 по 2024 год - не менее 70% аудитории граждан старше 18 лет.
Информационно-коммуникационная кампания будет включать в себя информирование населения о проведении скринингов, направленных на раннее выявление онкологических заболеваний, о необходимости прохождения профилактических осмотров, в рамках которых предусмотрены исследования, позволяющие обнаружить злокачественное новообразование на ранней стадии; проведение в медицинских организациях "медицинских субботников", круглых столов, направленных на раннее выявление онкологических заболеваний; использование телефона горячей линии для приема обращений граждан по вопросам оказания медицинской помощи, в том числе в целях информирования населения о видах скрининга и контактных данных медицинских организаций; организация волонтерской деятельности, направленной на работу с населением.
Создание интернет-портала по вопросам выявления и лечения онкологических заболеваний, где в том числе будет размещена информация о медицинских организациях, оказывающих помощь при онкологических заболеваниях, о правах граждан при получении онкологической помощи. Информационно-коммуникационной кампанией, направленной на повышение мотивации и приверженность пациентов с подтвержденным диагнозом к лечению, формирование положительного образа врача-онколога будет охвачено в период с 2019 по 2024 год не менее 50% аудитории граждан старше 18 лет.
Контроль достижения плановых объемов и соблюдения критериев эффективности проведения профилактических медицинских осмотров и диспансеризации определенных групп взрослого населения осуществляется куратором профилактической службы - БУ "Центр медицинской профилактики" в ежемесячном режиме. Информация о ходе проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения предоставляется в Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и в адрес Министерства здравоохранения Российской Федерации.
В ежеквартальном режиме анализируются данные Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о поданных на оплату и оплаченных счетах по диспансеризации определенных групп взрослого населения, в режиме видеоконференцсвязи озвучиваются промежуточные итоги проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров в разрезе медицинских организаций.
4.3. Комплекс мер вторичной профилактики онкологических заболеваний.
Организация системы профилактических мероприятий в учреждении для увеличения выявляемости злокачественных новообразований на ранних стадиях. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья лиц, входящих в группу(ы) риска развития злокачественных новообразований и своевременное выявление у них начальных признаков онкопатологии. Организация системы стимулирования медицинских работников на выявление злокачественных новообразований на I-II стадии. В выявлении и направлении граждан на обследование при подозрении на злокачественные новообразования обязан участвовать врач любой специальности, а также средний медицинский работник, ведущий самостоятельный прием. Медицинская помощь гражданам округа при подозрении на злокачественное новообразование осуществляется на основе взаимодействия среднего медицинского персонала, ведущего самостоятельный прием, врачей первичного звена здравоохранения (участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики (семейных врачей), врачей-хирургов, дерматологов, врачей-оториноларингологов и т.д.), а также врачей диагностических служб и врачей-онкологов. Злокачественные новообразования могут быть выявлены медицинскими работниками в следующих группах больных в зависимости от повода обращения в медицинскую организацию:
I группа - пациенты, состоящие на диспансерном учете по поводу предопухолевых заболеваний в медицинских организациях более 1 года;
II группа - пациенты, обратившиеся в медицинскую организацию с профилактической целью:
предварительные и периодические медицинские осмотры;
дополнительная диспансеризация работающих граждан;
осмотр в смотровом кабинете поликлиники;
осмотр для оформления медицинских справок (санаторно-курортная карта и т.д.);
профилактический прием;
выявление злокачественных новообразований при обращении за медицинской помощью по поводу другого заболевания;
III группа - пациенты, обратившиеся за медицинской помощью по поводу заболевания.
Рекомендации по наблюдению групп риска развития злокачественного новообразования.
У врача-онколога онкологического кабинета поликлиники по Iб клинической группе должны наблюдаться больные с диагнозом:
1) C-r in situ, кроме локализаций в женских половых органах, которые наблюдаются у гинекологов;
2) пигментная ксеродерма (совместно с дерматологом);
3) болезнь Боуэна;
4) болезнь Педжета с локализацией вне зоны ареолы молочной железы;
5) дискератозы кожи и нижней губы, лейкоплакии, эритроплакии, кожный рог;
6) хейлит Монганноти красной каймы нижней губы;
7) ворсинчатые полипы ободочной и прямой кишки;
8) узловые фиброзно-кистозные мастопатии, в т.ч. после хирургического лечения по поводу доброкачественных заболеваний;
9) постлучевые изменения кожи, красной каймы нижней губы и слизистых оболочек (постлучевой хейлит, язвы, постлучевая атрофия кожи и др.).
У врача-терапевта:
1) хронический рецидивирующий бронхит;
2) локализованный пневмосклероз;
3) хронический эзофагит;
4) хронический атрофический гастрит;
5) хронический очаговый гастрит;
6) оперированный желудок после 10 лет наблюдения.
У врача-хирурга:
1) хронический язвенный эзофагит;
2) полип и полипоз желудочно-кишечного тракта;
3) диффузный полипоз толстой кишки;
4) тубулярно-ворсинчатые аденомы желудочно-кишечного тракта;
5) болезнь Менетрие;
6) неспецифический язвенный колит;
7) язвенная болезнь желудка.
У врача-отоларинголога:
1) папилломы слизистых полости носа, носоглотки, гортаноглотки, гортани;
2) лейкоплакии, эритроплакии слизистых;
3) пахидермия;
4) контактная фиброма гортани.
У врача-уролога:
1) папилломы мочевого пузыря;
2) полипы уретры;
3) крипторхизм;
4) лейкоплакии и лейкокератоз головки полового члена;
5) остроконечные кондиломы.
У врача-травматолога:
1) фиброзная дисплазия костей;
2) деформирующая остеодистрофия (болезнь Педжета);
3) экзостозы;
4) хондромы.
У врача-эндокринолога:
1) мужчины любого возраста с узловыми образованиями в щитовидной железе;
2) пациенты с узловыми образованиями в щитовидной железе старше 55 лет и моложе 25 лет;
3) лица, получавшие общее или местное воздействие на область головы и шеи ионизирующего излучения, особенно в детском возрасте.
Предопухолевые заболевания у детей:
1) папилломатоз гортани (наблюдение у детского отоларинголога);
2) крестцово-копчиковые тератомы;
3) полипоз ободочной кишки (наблюдение у детского хирурга).
У врача-гинеколога:
1) C-r in situ женских половых органов (D 06-07.3);
2) пограничные опухоли яичников (D 39.1);
3) дисплазии, возникающие в области фоновых процессов или на неизмененной шейке матки;
4) лейкоплакии, эритроплакии, лейкокератоз наружных половых органов;
5) крауроз вульвы;
6) рецидивирующий полип цервикального канала;
7) атипическая гиперплазия эндометрия;
8) полипы эндометрия;
9) диффузные фиброзно-кистозные гиперплазии молочных желез;
10) группы риска по раку молочной железы.
К группам риска по раку молочной железы относятся женщины, имеющие 3 и более факторов риска.
Факторы риска у женщин возрастной группы до 35 лет:
1) эутиреоидное или гипотиреоидное увеличение щитовидной железы в сторону гипотиреоза;
2) позднее (после 16 лет) наступление менструаций;
3) поздние первые роды или отсутствие родов;
4) рак молочной железы у кровных родственников, особенно по материнской линии;
5) предшествующая фиброзно-кистозная мастопатия молочных желез (в течение 5 лет и больше).
Факторы риска у женщин возрастной группы до 35 - 49 лет:
1) раннее (до 12 лет) наступление менструаций;
2) нарушение менструальной функции (нерегулярные месячные);
3 нарушение половой функции (отсутствие половой жизни, позднее начало);
4) нарушение детородной функции (первичное или вторичное бесплодие, отсутствие родов, поздние первые и последние роды);
5) воспалительные или гиперпластические процессы придатков матки;
6) рак молочной железы у кровных родственников;
7) предшествующая фиброзно-кистозная мастопатия молочных желез (в течение 5 лет и больше).
Факторы риска у женщин возрастной группы до 50 - 59 лет:
1) гипертоническая болезнь (в течение 5 лет и более);
2) ожирение (в течение 5 лет и более);
3) атеросклероз;
4) сахарный диабет;
5) рождение крупного (4 кг и более) плода;
6) позднее (после 50 лет) наступление менопаузы;
7) фибромиома матки;
8) злокачественные опухоли женских половых органов, молочной железы и толстой кишки в семейном анамнезе.
Факторы риска у женщин возрастной группы от 60 лет и старше:
1) сочетание раннего начала месячных и позднего их окончания;
2) поздние первые и последние роды;
3) длительное отсутствие половой жизни (более 10 лет) в репродуктивном периоде;
4) сочетание гипертонической болезни, ожирения, атеросклероза, сахарного диабета;
5) злокачественные опухоли женских половых органов, молочной железы, толстой кишки в семейном анамнезе.
Скрининговые программы автономного округа.
1. Исследования кала на "скрытую кровь" иммунохимическим двухдневным методом у лиц с высоким риском в возрасте 60-72 года. Способ расчета: целевая группа населения в возрасте 60-72 года по данным на 2017 год составляет чуть более 162 тысяч человек, 30% - группа охвата с частотой проведения исследования 1 раз в два года составит 24 300 человек/исследований. Рак толстого кишечника в 2017 году занял второе место в структуре заболеваемости злокачественными новообразованиями. Число заболевших в 2017 году составило 548 человек (в 2008 году - 326 человек). Прирост заболевших составил 60% в сравнении с 2008 годом. Скрининг рака толстого кишечника иммунохимическим двухдневным методом у лиц с высоким риском позволит ежегодно выявлять порядка 900 предраковых состояний, требующих лечения (полипы толстого кишечника), около 80 случаев рака толстого кишечника ежегодно. Из них порядка 70%, а это 56 случаев, будут выявлены на ранних стадиях.
2. Скрининговые мероприятия по предупреждению предраковых состояний и раннему выявлению рака шейки матки "ВПЧ - ПАП тест жидкостный" (комплекс тестов ВПЧ расширенный с определением типа вируса + ПАП тест).
Способ расчета - целевая группа населения, женщины в возрасте 25-49 лет, составляет 348 тысяч человек. Охват 60% с частотой исследования 1 раз в 5 лет (20%) составит около 42 тысяч исследований в год.
Данная скрининговая программа позволит выявить группу риска по развитию рака шейки матки. Это 10% от целевой группы обследованных - 4 200 женщин в год. Из них у 0,6% - 252 женщин год будет выявлено предраковое состояние, требующее лечения. Рак на 0 стадии будет выявлен у 70-80 женщин. При применении данной скрининговой программы в течение 5 лет ожидаемое снижение смертности в целевой группе составит более 15%. Выявление ранних форм рака шейки матки (I+II стадии) увеличится на 10% и составит более 80% (2017 год -73%).
Вышеописанные скрининговые программы успешно применяются в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре с 2012 и 2013 годов.
3. Исследования на мутацию гена BRCA 1-2 у близких родственников (женского пола), пациенток, страдающих раком молочной железы. За год проводится 200 исследований за счет средств обязательного медицинского страхования.
4. Скрининг рака простаты проводится в автономном округе с 2009 года в рутинном режиме за счет средств обязательного медицинского страхования.
5. Скрининг рака молочной железы проводится в автономном округе с 2007 года в рутинном режиме за счет средств обязательного медицинского страхования.
4.4. Развитие амбулаторно-поликлинического звена онкологической службы.
Шесть центров амбулаторной онкологической помощи откроются на базе крупных многопрофильных учреждений, обладающих полным спектром оборудования и специалистов, необходимых условий для комплексной и своевременной диагностики основных видов злокачественных новообразований:
2019 год: на базе БУ "Окружная клиническая больница", г. Ханты-Мансийск;
2019 год: на базе БУ "Сургутская окружная клиническая больница", г. Сургут;
2020 год: на базе БУ "Нефтеюганская окружная клиническая больница им. В.И. Яцкив", г. Нефтеюганск;
2021 год: на базе БУ "Няганская городская поликлиника", г. Нягань;
2021 год: на базе АУ "Советская районная больница", г. Советский;
2023 год: на базе БУ "Нижневартовский онкологический диспансер", г. Нижневартовск.
С целью оптимизации маршрута пациента при первичной диагностике онкологических заболеваний необходимо организовать работу диагностического оборудования в двух/трехсменном режиме работы.
Маршрутизация пациентов
при подозрении или выявлений злокачественного новообразования
Внутренний контроль качества и безопасности является базовым, определяющим общую результативность системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Контроль качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации включает следующие компоненты:
контроль соблюдения подразделениями и врачами медицинской организации порядков и стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций;
контроль качества кадровых ресурсов;
контроль качества материально-технических ресурсов;
контроль качества ведения необходимой медицинской документации;
контроль качества и безопасности оказания медицинской помощи конкретному пациенту;
контроль качества (оценка) результатов медицинской деятельности;
контроль за соблюдением прав граждан в сфере охраны здоровья граждан;
контроль проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований;
контроль соблюдения безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению);
контроль соблюдения медицинскими и фармацевтическими работниками ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности.
Контроль соблюдения подразделениями и отдельными врачами медицинской организации порядков оказания медицинской помощи включает проверку:
соблюдения выполнения этапов оказания медицинской помощи по соответствующему виду, профилю заболеваний или состояний;
соответствия организации деятельности структурного подразделения, врача требованиям положений, регламентированных порядками медицинской помощи, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации;
соответствия деятельности подразделения медицинской организации иным установленным положениям исходя из особенностей оказания медицинской помощи;
соблюдение требований стандартов оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;
соответствие штатного расписания рекомендуемым штатным нормативам.
Контроль соблюдения подразделениями и отдельными врачами медицинской организации стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций включает проверку:
соблюдения выполнения медицинских услуг в зависимости от усредненных показателей частоты и кратности их применения, обоснованность назначения медицинских услуг, полноту выполнения услуг;
обоснованности и полноты назначения лекарственных препаратов, компонентов крови;
обоснованности и полноты назначения имплантируемых в организм человека медицинских изделий;
обоснованности и полнота назначения видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;
иные положения, исходя из особенностей заболевания (состояния).
Контроль качества материально-технических ресурсов включает проверку:
соответствия используемых медицинских изделий установленным требованиям и правильности их применения;
наличия возможности качественного технического обслуживания медицинских изделий (наличие договоров на техническое обслуживание, техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя, а также ремонт, утилизацию или уничтожение);
наличия свидетельств о государственной регистрации медицинских изделий, нормативной, технической и (или) эксплуатационной документации производителя, сертификатов соответствия, гигиенических сертификатов, технических паспортов, актов о вводе в эксплуатацию;
наличия инструкций по технике безопасности и журналов инструктажа по технике безопасности для персонала.
Контроль качества ведения необходимой медицинской документации включает проверку:
наличия установленных учетно-отчетных форм документов;
качества заполнения медицинской документации.
Контроль качества и безопасности оказания медицинской помощи конкретному пациенту осуществляется по отдельным законченным случаям, как правило, путем изучения учетно-отчетной медицинской документации с использованием нормативных документов, устанавливающих требования к качеству медицинской помощи (порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций (протоколов лечения) и других нормативных документов), действующих в сфере здравоохранения, а также принятых в данной медицинской организации.
Контролю могут подлежать и незаконченные случаи при необходимости с проведением очной экспертизы пациента.
Экспертиза качества медицинской помощи осуществляется в виде:
а) целевой экспертизы качества медицинской помощи;
б) плановой экспертизы качества медицинской помощи.
Особенности внутреннего контроля безопасности медицинской деятельности.
Работа по внутреннему контролю обеспечения безопасности медицинской деятельности включает:
анализ деятельности персонала медицинской организации в области обеспечения безопасности медицинской деятельности;
выявление и анализ несоответствий, допущенных персоналом при оказании медицинской помощи в части обеспечения ее безопасности;
разработку и реализацию предложений по повышению безопасности медицинской помощи, оказываемой сотрудниками медицинской организации, включая разработку корректирующих и предупреждающих действий;
организацию и проведение внутренних совещаний, конференций, учебных мероприятий по вопросам безопасности оказываемой медицинской помощи;
ведение и хранение документации по вопросам безопасности медицинской помощи (протоколы совещаний, внутренних аудитов, акты внутренних и внешних проверок по вопросам безопасности медицинской помощи);
обеспечение взаимодействия по вопросам безопасности медицинской помощи с органами государственного контроля и надзора, образовательными организациями, общественными организациями, пациентами, иными органами и организациями;
рассмотрение жалоб пациентов по вопросам безопасности медицинской помощи, поступивших в медицинскую организацию, и подготовка предложений руководителю организации для принятия мер по результатам.
Этапы контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Контроль качества и безопасности медицинской деятельности включает 3 этапа.
Первый этап - контроль деятельности лица, ответственного за качество и безопасность медицинской деятельности в подразделении (отделении) - заведующего отделением (кабинетом).
Второй этап - контроль деятельности заместителя руководителя.
Основные задачи лица, ответственного за контроль качества и безопасности медицинской деятельности, на данном этапе:
определение соответствия оказываемой медицинской помощи стандартам медицинской помощи и порядкам медицинской помощи, клиническим рекомендациям (протоколам лечения), другим нормативным документам в сфере здравоохранения, устанавливающим требования к качеству и безопасности медицинской помощи;
оценка своевременности оказания медицинской помощи;
оценка правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи;
оценка степени достижения запланированного результата;
оценка соблюдения прав пациента при оказании медицинской помощи;
оценка обеспечения предусмотренных законодательством приоритетов интересов пациента при оказании ему медицинской помощи;
оценка полноты и эффективности выполняемых медицинских вмешательств и медицинских услуг;
выполнение установленных требований к качеству оформления учетно-отчетной документации;
оценка качества и безопасности медицинской помощи, данная на I этапе контроля руководителем структурного подразделения;
предупреждение несоответствия оказания медицинской помощи и обеспечение соблюдения прав пациентов при ее оказании в медицинской организации;
анализ деятельности руководителей структурных подразделений в области качества и безопасности медицинской деятельности;
выявление и анализ дефектов, допущенных при оказании медицинской помощи в медицинской организации;
разработка и реализация предложений по повышению качества и безопасности медицинской деятельности;
организация и проведение ежемесячных внутренних разборов (совещаний, конференций) по качеству и безопасности медицинской деятельности;
проведение выборочного контроля качества медицинской помощи конкретным пациентам в необходимом объеме.
Третий этап - контроль качества и безопасности медицинской деятельности со стороны врачебной комиссии (подкомиссии).
Основные задачи по контролю качества и безопасности медицинской помощи на этом этапе, кроме указанных на II этапе, врачебная комиссия (подкомиссия) выполняет:
анализирует работу по контролю качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации в целом;
в пределах своей компетенции решает все экспертные вопросы в области качества и безопасности медицинской деятельности;
определяет соответствие оказываемой медицинской помощи стандартам медицинской помощи и порядкам медицинской помощи, клиническим рекомендациям (протоколам лечения), другим нормативным документам в сфере здравоохранения, устанавливающим требования к качеству и безопасности медицинской помощи;
рассматривает и принимает решения по всем наиболее сложным и конфликтным случаям оказания медицинской помощи;
обеспечивает планирование и координацию работы по повышению качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации;
обеспечивает взаимодействие и преемственность по вопросам качества и безопасности медицинской деятельности с органами управления здравоохранения, страховыми медицинским организациями, пациентами и общественными организациями пациентов, надзорными органами в сфере здравоохранения.
Врачебной комиссией оценка качества медицинской помощи при проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в том числе в соответствии с критериями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 мая 2017 года N 203н "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи".
Мероприятия, планируемые по результатам проведенного внутреннего контроля и безопасности медицинской деятельности.
По результатам проведенного внутреннего контроля и безопасности медицинской деятельности в организации планируются и реализуются мероприятия, направленные на устранение причин, вызвавших возникновение дефектов медицинской помощи; на повышение качества, безопасности и эффективности оказываемой медицинской помощи:
организационные мероприятия - проведение совещаний, конференций, инструктажей, издание приказов, инструкций, регламентов, совершенствование организационных технологий оказания медицинской помощи и другие;
образовательные мероприятия - проведение клинических разборов, направление медицинских работников на повышение квалификации (в том числе внеплановое), научно-практические конференции, обеспечение медицинских работников современной медицинской литературой (в том числе через Интернет) и другие;
применение дисциплинарных взысканий в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и должностными инструкциями работников;
мероприятия экономического стимулирования - применение материальных поощрений и взысканий, регулирование уровня выплат стимулирующего характера;
мероприятия по совершенствованию материально-технической базы медицинской организации;
мероприятия по информатизации медицинской организации;
мероприятия по повышению укомплектованности организации медицинскими работниками;
иные мероприятия, направленные на повышение качества и безопасности медицинской деятельности.
В автономном округе планируется и дальше осуществлять проведение телемедицинских консультаций, позволяющих в кратчайшие сроки (не более 3 дней) получить мнение врача-эксперта по сложным клиническим случаям. Посредством данной системы проводится телемедицинские консилиумы, обучающие вебинары со всеми медицинскими организациями округа. Ежегодно осуществляется более 2 тысяч телемедицинских консультаций онкологического профиля.
Организация консультаций "врач-врач" с центрами амбулаторной онкологической помощи по формированию тактики диагностики и лечения пациентов с подозрением на злокачественное новообразование с 2019 года и далее ежегодно в постоянном режиме.
Организация консультаций "врач-врач" с Национальным медицинским исследовательским центром по формированию тактики ведения пациентов в сложных клинических случаях с 2019 года в постоянном режиме, по показаниям.
4.5. Совершенствование специализированной медицинской помощи.
Раннее выявление онкологических заболеваний путем проведения медицинских осмотров и скринингов, выявления пациентов, входящих в группу высокого риска, в том числе генетически обусловленного, развития/наличия онкологического заболевания, повышения онконастороженности врачей и пациентов.
Модернизация регионального информационного ресурса "Популяционный Канцер-регистр Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
Проведение работ по модернизации и развитию региональной медицинской информационной системы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в части внедрения региональной централизованной системы "Организация оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями".
Формирование центрального архива рентгеновских изображений.
Формирование центрального архива патогистологических изображений.
Развитие и совершенствование медицинской помощи пациентам онкологического профиля, оказываемой в условиях круглосуточного и дневного стационаров, обеспечение преемственности противоопухолевой терапии, проводимой в стационарных и амбулаторных условиях. Повышение эффективности использования "тяжелого" диагностического и терапевтического оборудования: установок компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, позитронно-эмиссионной томографии, а также радиотерапевтического оборудования.
Внедрение в практику онкологических учреждений автономного округа мультидисциплинарного подхода в лечении и динамическом наблюдении пациентов.
Обеспечение исполнения врачами специалистами, средним медицинским персоналом клинических рекомендаций и протоколов ведения онкологических пациентов, изложенных в рубрикаторе клинических рекомендаций на сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации - http://cr.rosminzdrav.ru.
Формирование системы внешнего и внутреннего контроля качества медицинской помощи онкологическим больным.
Внедрение и развитие практики применения телемедицинских технологий, разработка алгоритма дистанционного консультирования "врач-врач" на всех этапах оказания медицинской помощи.
С целью повышения качества описания диагностических исследований внедрить классификации RADS.
С целью раннего выявления злокачественных новообразований всех пациентов с заключением флюорографического исследования "Округлая тень" направлять на компьютерную томографию органов грудной клетки с контрастированием, исключая рентгенографическое исследование органов грудной клетки (далее КТ):
при КТ-исследовании органов грудной клетки с контрастированием патологические изменения не вызывают сомнения - первичный онкологический кабинет;
при КТ-исследовании органов грудной клетки с контрастированием патологические изменения вызывают сомнения - динамический контроль через 3-6 месяцев, консультация онколога;
отрицательная динамика в виде достоверного увеличения размеров - первичный онкологический кабинет;
отсутствие динамики процесса - динамический контроль через 6 месяцев; патологические изменения вызывают сомнения - запрос экспертного мнения в центр онкологической амбулаторной помощи.
Пациентов с признаками гиперплазии внутрибрюшных лимфоузлов по данным ультразвукового исследования направлять на компьютерную томографию органов брюшной полости (далее КТ) с внутривенным контрастированием и с обязательным контрастированием полости желудка (per os):
при КТ-исследовании органов брюшной полости с контрастированием патологические изменения не вызывают сомнения - первичный онкологический кабинет;
при КТ-исследовании органов брюшной полости с контрастированием патологические изменения вызывают сомнения - динамический контроль через 3-6 месяцев, первичный онкологический кабинет;
отрицательная динамика в виде достоверного увеличения размеров - первичный онкологический кабинет;
отсутствие динамики процесса - динамический контроль через 6 месяцев;
патологические изменения вызывают сомнения - запрос экспертного мнения в Центр онкологической амбулаторной помощи.
Минимизировать трансабдоминальные исследования, заменив на трансуретральное при исследовании предстательной железы.
Контроль обеспечения двойного прочтения флюорограмм, маммограмм.
Компьютерная томография и магнитно-резонансная томография в диагностике злокачественных новообразований органов малого таза, области шеи, кожи, поверхностных органов носит уточняющий характер для оценки распространения процесса.
С целью получения второго мнения при оценке динамики онкологического процесса:
планируется обеспечить техническую возможность автоматической передачи диагностических изображений компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, радионуклидных исследований в центральный архив медицинских изображений с последующей консультацией врача-эксперта.
4.6. Реабилитация онкологических пациентов.
В настоящее время в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре реализуется трехэтапная система медицинской реабилитации пациентов со злокачественными новообразованиями после радикального и комплексного лечения, направленная на снижение показателей инвалидизации онкологических пациентов.
Первый этап осуществляется непосредственно во время получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи пациентами со злокачественными заболеваниями на базе окружных онкологических центров БУ "Окружная клиническая больница (г. Ханты-Мансийск), БУ "Сургутская окружная клиническая больница", БУ "Нижневартовский онкологический диспансер", БУ "Окружная детская клиническая больница". Мероприятия медицинской реабилитации по показаниям получают все пациенты после радикального и комплексного лечения.
Второй этап медицинской реабилитации с 2019 года осуществляется централизовано в БУ "Окружной клинический лечебно-реабилитационный центр" (г. Ханты-Мансийск"). Запланировано к лечению 130 пациентов.
Третий этап (санаторный) медицинской реабилитации осуществляется с 28 апреля 2019 года на базе БУ "Урайская окружная больница медицинской реабилитации" (21 февраля 2019 года получена соответствующая лицензия). При этом к лечению до конца срока действия плана предполагаются
240 пациентов со злокачественными новообразованиями после радикального и комплексного лечения.
Планируется снижение инвалидизации пациентов со злокачественными новообразованиями после радикального и комплексного лечения на 0,35% ежегодно относительно показателя 2017 года по соответствующим лечению нозологическим формам.
4.7. Комплекс мер по развитию паллиативной помощи онкологическим пациентам.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре оказание паллиативной медицинской помощи взрослому населению осуществляется в соответствии с:
приказом Департамента здравоохранения автономного округа от 21 июля 2017 года N 761 "О совершенствовании оказания паллиативной медицинской помощи на территории Ханты-Мансийского округа - Югры";
приказом Департамента здравоохранения автономного округа от 18 сентября 2014 года N 819 "О проведении циклов повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием по программе "Паллиативная медицинская помощь";
приказом Департамента здравоохранения автономного округа от 22 мая 2014 года N 371 "О совершенствовании оказания обезболивающей терапии, нуждающимся пациентам, при оказании им медицинской помощи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";
приказом Департамента здравоохранения автономного округа от 20 апреля 2015 года N 364 "О внесении изменений в приказ Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 мая 2014 года N 371 "О совершенствовании оказания обезболивающей терапии, нуждающимся пациентам, при оказании им медицинской помощи в автономном округе";
приказом Департамента здравоохранения автономного округа от 5 мая 2017 года N 475 "Об усовершенствовании работы постоянно действующей школы для обучения лиц, осуществляющих уход за тяжелобольными людьми";
приказом Департамента здравоохранения автономного округа от 13 октября 2015 года N 1134 "О повышении доступности обезболивающей терапии";
приказом Департамента здравоохранения автономного округа от 28 декабря 2015 года N 1610 "Об организации оказания медицинской помощи жителям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при онкологических заболеваниях";
приказом Департамента здравоохранения автономного округа от 29 июня 2018 года N 687 "О создании на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры регистра паллиативной медицинской помощи взрослому населению и детям".
С 1 января 2017 года в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 22 декабря 2016 года N 536-п "О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" финансовое обеспечение паллиативной медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение), а также в амбулаторных условиях (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника, осуществляется из средств бюджета автономного округа.
Предусмотрено оказание паллиативной медицинской помощи медицинскими организациями государственной и частной систем здравоохранения с учетом права пациента на выбор медицинской организации и врача:
амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение): кабинеты, дневные стационары, в том числе на дому при вызове медицинского работника кабинета паллиативной помощи или выездной патронажной бригады паллиативной помощи;
стационарно (организация паллиативных коек, отделений паллиативной медицинской помощи).
Коечный фонд в настоящее время удовлетворяет потребность населения автономного округа в данном виде медицинской помощи.
В соответствии с приказом Департамента здравоохранения автономного округа от 15 мая 2014 года N 338 "О реализации плана повышения качества управления отраслью здравоохранения и эффективности деятельности медицинских организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года" в автономном округе осуществляются мероприятия по перепрофилизации коечного фонда, изменению структуры медицинских организаций автономного округа.
Создание службы паллиативной медицинской помощи неизлечимым пациентам позволяет использовать инвестиции с целью развития материально-технической базы и организации системы оказания медицинской помощи неизлечимым пациентам. До 31 января 2019 года в г. Сургут функционировало частное медицинское учреждение "Золотое сердце", паллиативная медицинская помощь в котором оказывалась в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в условиях стационара на 90 койках. Для оказания паллиативной (симптоматической помощи) было организовано:
круглосуточное врачебное наблюдение;
3 сестринских поста;
процедурный и перевязочный кабинеты;
выполнялись малые хирургические вмешательства (лапаро-, плевроцентезы и др.).
Во всех учреждениях назначен врач, ответственный за организацию оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению в амбулаторных и стационарных условиях. Оказание паллиативной медицинской помощи взрослому населению организуется в амбулаторных условиях (кабинет) и на дому медицинскими работниками, прошедшими соответствующее обучение, во взаимодействии с врачами-специалистами по профилю основного заболевания пациента и другими врачами-специалистами.
Выездная служба паллиативной помощи в настоящее время функционирует в детской службе паллиативной медицинской помощи.
По информации, предоставленной медицинскими организациями, обучение медицинского персонала, оказывающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, методам обезболивания, принципам подбора наркотических лекарственных препаратов при различных видах боли и невозможности их использования самими пациентами или родственниками, особенностям оказания обезболивания инкурабельным онкобольным проводится регулярно, в плановом порядке в виде лекций, семинаров и т.д. Внеочередные формы обучения проводятся при поступлении новых и изменении и дополнении имеющихся нормативных документов, а также с вновь принятыми на работу медицинскими работниками. Кроме того, медицинский персонал проводит обучение родственников пациента навыкам ухода за ним.
В целях обучения родственников правилам ухода за тяжелобольными людьми издан и актуализирован приказ Департамента здравоохранения автономного округа от 5 мая 2017 года N 475 "Об усовершенствовании работы постоянно действующей школы для обучения лиц, осуществляющих уход за тяжелобольными людьми".
В поликлиниках организованы кабинеты противоболевой терапии (онкологические кабинеты, кабинеты паллиативной медицинской помощи), кабинеты психологической помощи онкологическим больным и их родственникам (школы для родственников по уходу за тяжелобольными). Основу амбулаторной помощи онкологическим больным, страдающим хроническим болевым синдромом, составляют кабинеты противоболевой терапии, где пациентам с распространенными формами злокачественных новообразований оказывают квалифицированную медицинскую помощь. Основные направления деятельности кабинета противоболевой терапии:
первичная диагностика болевого синдрома у пациентов онкологического профиля в соответствии с методическими рекомендациями;
обучение пациентов и (или) их родственников контролю за уровнем выраженности болевого синдрома;
назначение схемы противоболевой терапии и контроль ее адекватности в соответствии с методическими рекомендациями;
регулярный контроль за состоянием пациентов;
организация консультации нетранспортабельных пациентов врачом-онкологом в том числе на дому;
оказание лечебно-консультативной помощи онкологическим больным в амбулаторных условиях и на дому;
оказание психологической и моральной поддержки онкологическим больным и их родственникам.
Информация об оказании паллиативной медицинской помощи и лечении хронического болевого синдрома размещены на стендах медицинских организаций и официальных сайтах:
список телефонов горячих линий по вопросам обезболивания и оказания паллиативной медицинской помощи;
порядок действий граждан при возникновении проблем по вопросам проведения обезболивания в автономном округе;
памятка для граждан по обезболиванию.
Медицинские работники, оказывающие паллиативную медицинскую помощь, руководствуются рекомендациями врачей-специалистов, прошедших соответствующее обучение. При оказании паллиативной медицинской помощи осуществляются лечебные мероприятия, определяются медицинские показания для направления больного на стационарное лечение, при наличии медицинских показаний организуется консультация врачей-специалистов.
С мая 2015 года организована работа горячей линии по обезболиванию (приказ Департамента здравоохранения автономного округа от 30 апреля 2014 года N 302 "Об организации работы телефона "Горячей линии" по вопросам лекарственного обеспечения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"), которая работает ежедневно, круглосуточно, информация о ней размещена на сайтах Департамента здравоохранения автономного округа и подведомственных медицинских организациях. По данному телефону граждане могут сообщить о проблемах, возникающих при получении необходимых обезболивающих препаратов. Информация обо всех обращениях граждан на телефон горячей линии по вопросам льготного лекарственного обеспечения КУ "Центр лекарственного мониторинга" и контакт-центра БУ "Медицинский информационно-аналитический центр" направляется в Департамент здравоохранения автономного округа.
В соответствии с приказами в медицинских организациях проводится ведомственный контроль качества и своевременности назначения, выписки наркотических лекарственных препаратов, в том числе в неинвазивных формах, при различных видах боли, соблюдения стандартов медицинской помощи, коррекции обезболивающей терапии при оказании паллиативной медицинской помощи. Проведена целевая экспертиза качества по паллиативной медицинской помощи у 201 пациента, получавших наркотические лекарственные препараты в 2018 году с установленным диагнозом "злокачественные новообразования":
Данная группа пациентов наблюдается участковыми врачами-терапевтами согласно приказам Министерства здравоохранения СССР от 30 мая 1986 года N 770 "О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения", Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 года N 915н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология", по показаниям проводилась консультация врача-онколога (осмотрены в 100% случаев от подлежащих). Схемы лечения, в том числе назначение наркотических лекарственных препаратов, адекватны, своевременны.
Согласно предоставленной информации из медицинских организаций, обращений граждан по вопросам обезболивания, в том числе наркотическими лекарственными препаратами, за 2016-2018 г.г. не зарегистрировано.
В 2018 году по автономному округу обеспеченность больных со злокачественными новообразованиями - 92,7%, неинвазивными наркотическими анальгетиками - 86,9% (в 2015 году - 29%, в 2016 году - 44%, 2017 году - 86,9%). По состоянию за 2018 год полнота выборки наркотических и психотропных лекарственных препаратов в автономном округе в неинвазивных лекарственных формах - 92%.
Обезболивание.
Уполномоченной организацией на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических и психотропных веществ на территории автономного округа, является Государственное предприятие "Аптечная база". Отпуск населению автономного округа наркотических средств и психотропных веществ осуществляют 39 аптечных организаций. Все медицинские организации автономного округа прикреплены к аптечным организациям для обеспечения амбулаторных больных и граждан, выписанных из стационаров, наркотическими средствами и психотропными веществами по выписанным рецептам, в соответствии с приказом Департамента здравоохранения автономного округа от 10 марта 2016 года N 217 "О порядке отпуска по амбулаторным рецептам наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
Медицинская организация при необходимости направляет в аптечную организацию письменное распоряжение о прикреплении пациента к аптеке. Аптечная организация, в свою очередь, организует отпуск лекарственного препарата по выписанному рецепту пациенту или его законному представителю при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
В отдельных случаях для полного удовлетворения потребности граждан в обезболивании наркотические и психотропные лекарственные препараты выдаются пациенту одновременно с выпиской из истории болезни на срок приема до 5 дней при выписывании его из медицинской организации (в целях реализации "дорожной карты" по повышению доступности наркотических обезболивающих).
В автономном округе осуществляется своевременное обновление локальных нормативных-правовых актов в соответствии с изменениями федерального и регионального законодательства в сфере обращения лекарственных средств.
Департаментом здравоохранения автономного округа за 2014-2018 гг. в подведомственные медицинские организации направлены официальные письма, содержащие требования обеспечить оказание гражданам, проживающим на территории региона, обезболивающей терапией в необходимом объеме и принятии исчерпывающих мер по исполнению законодательства Российской Федерации в части соблюдения порядка выписки и обеспечения населения наркотическими средствами и психотропными веществами:
приказ Департамента здравоохранения автономного округа от 22 мая 2014 года N 371 "О совершенствовании оказания обезболивающей терапии, нуждающимся пациентам, при оказании им медицинской помощи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";
приказ Департамента здравоохранения автономного округа от 20 апреля 2015 года N 364 "О внесении изменений в приказ Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры издан приказ от 22 мая 2014 года N 371 "О совершенствовании оказания обезболивающей терапии, нуждающимся пациентам, при оказании им медицинской помощи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";
приказ Департамента здравоохранения автономного округа от 13 октября 2015 года N 1134 "О повышении доступности обезболивающей терапии".
При формировании заявки на лекарственные препараты, включая наркотические, сильнодействующие и психотропные средства, использованы методические рекомендации по определению потребности в наркотических средствах и психотропных веществах, предназначенных для медицинского применения, подготовленные в рамках исполнения пункта 9 плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение доступности наркотических средств и психотропных веществ для использования в медицинских целях", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 года N 1403-р, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 ноября 2017 года N 913 "Об утверждении методических рекомендаций по определению потребности в наркотических средствах и психотропных веществах, предназначенных для медицинского применения". При формировании заявок на наркотические обезболивающие препараты в 2018 году муниципальные образования включали современные неинвазивные наркотические анальгетики.
Образование.
В медицинских организациях автономного округа проведены обучающие семинары для медицинского персонала по вопросам обезболивания в соответствии с клиническими рекомендациями "Хронический болевой синдром у взрослых пациентов, нуждающихся в паллиативной медицинской помощи". Всего обучено 623 человека, из них: 425 врачей, 198 медицинских сестер.
С целью своевременного выявления лиц, приближающихся к терминальной стадии заболевания и нуждающихся в поддерживающем лечении, уходе и симптоматической терапии, в настоящее время проводится активная работа по разработке и внедрению в медицинских организациях, подведомственных Департаменту здравоохранения автономного округа, регистра паллиативной помощи взрослому населению (приказ Департамента здравоохранения автономного округа от 29 июня 2018 года N 687 "О создании на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры регистра паллиативной помощи взрослому населению и детям").
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 210н "О внесении изменений в Порядок оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 апреля 2015 года N 187н" планируется внедрение в 2019 году:
методических рекомендаций по определению критериев нуждаемости пациентов в паллиативной медицинской помощи и их маршрутизации;
в целях оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению в амбулаторных условиях, в т.ч. на дому, организация выездной службы паллиативной медицинской помощи на базе медицинских организаций с численностью обслуживаемого населения не менее 100 тысяч (в плане на 2019-2021 годы - г. Нефтеюганск, г. Нижневартовск).
4.8. Организационно-методическое сопровождение деятельности онкологической службы автономного округа.
4.8.1. Формирование инфраструктуры системы оказания телемедицинских консультаций для медицинских организаций. В автономном округе ежегодно проводится более 2000 телемедицинских консультаций с медицинскими учреждениями автономного округа, по поводу оказания онкологической помощи в еженедельном режиме проводятся консультации "врач-врач", во время которых обсуждаются вопросы диагностики и тактики лечения пациентов.
4.8.2. Организованы консультации пациентам, находящимся на лечении в онкологических центрах автономного округа со сложными случаями развития злокачественного новообразования, с федеральными онкологическими центрами.
4.8.3. Внедрение инновационных методов лечения онкологических пациентов на основе клинических рекомендаций, размещенные на сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации (http://cr.rosminzdrav.ru).
4.8.4. В автономном округе ведомственный контроль осуществляет Департамент здравоохранения автономного округа с привлечением главных внештатных врачей-специалистов.
Ведомственный контроль включает: соблюдение медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций; соблюдение медицинскими организациями безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению); соблюдение медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности. Контроль осуществляется посредством плановых и внеплановых документарных и (или) выездных проверок. Данные проверки проводятся также на основании обращений граждан по вопросам качества оказания медицинской помощи, роста показателей смертности, одногодичной летальности, запущенности, не соблюдения сроков и маршрутизации пациентов с подозрением на злокачественные новообразования, дефектов диспансеризации.
Мероприятия, планируемые по результатам внутреннего контроля и безопасности медицинской деятельности:
организационные мероприятия - проведение совещаний, конференций, инструктажей, издание приказов, инструкций, регламентов, совершенствование организационных технологий оказания медицинской помощи и другое;
образовательные мероприятия - проведение клинических разборов, направление медицинских работников на повышение квалификации (в том числе внеплановое), научно-практические конференции, обеспечение медицинских работников современной медицинской литературой (в том числе через Интернет) и другое;
применение дисциплинарных взысканий в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и должностными обязанностями работников;
мероприятия экономического стимулирования - применение материальных поощрений и взысканий, регулирование уровня выплат стимулирующего характера;
мероприятия по совершенствованию материально-технической базы медицинской организации;
мероприятия по информатизации медицинской организации;
мероприятия по повышению укомплектованности организации медицинскими работниками;
иные мероприятия, направленные на повышение качества и безопасности медицинской деятельности.
4.8.5. Формирование и развитие цифрового контура онкологической службы.
Одним из мероприятий в рамках реализации федерального проекта "Создание единого цифрового контура на базе единой системы здравоохранения" обозначено создание в составе государственной информационной системы здравоохранения централизованной подсистемы организации оказания медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями. Согласно плану мероприятий указанного федерального проекта Министерство здравоохранения Российской Федерации совместно с Центральным научно-исследовательским институтом организации и информатизации здравоохранения обеспечивают разработку требований к централизованным подсистемам. В региональном проекте автономного округа также запланированы мероприятия по созданию такой подсистемы и подключение к ней всех медицинских организаций в срок до конца 2021 года.
В связи с этим на сегодняшний день в региональной информационной системе здравоохранения автономного округа реализованы механизмы сбора первичной информации об оказании медицинской помощи по онкологическому профилю. Разработан регламент информационного взаимодействия с медицинскими информационными системами медицинских организаций в целях однократного ввода необходимой информации непосредственно в электронную медицинскую карту пациента и ее последующей передачи в федеральную информационную систему Канцер-регистр, ведение которого регламентировано приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 апреля 1999 года N 135 "О совершенствовании системы Государственного ракового регистра".
После запуска в промышленную эксплуатацию данная подсистема позволит:
создать единое информационное пространство для онкологических служб в регионе, организовать обмен информацией между подразделениями по защищенным каналам связи VipNet;
перейти на специализированную онкологическую электронную историю болезни, создать электронный паспорт онкологического пациента;
контролировать объем и качество обследования, лечения и диспансерного наблюдения больных в соответствии со стандартами лечения;
осуществлять контроль полноты обследования пациента при направлении его в онкологический диспансер, что позволит уменьшить непрофильную нагрузку на дорогостоящее оборудование и специалистов онкологических центров и диспансера;
повысить корректность статических данных (во взаимосвязи с системой Канцер-регистр) и аналитики с возможностью анализа эффективности работы первичного онкологического звена в территориальной привязке;
проводить мониторинг лечебно-диагностического процесса и планирования потребности в медицинских технологиях;
формировать систему контроля качества данных, обеспечивающих возможность полноценного анализа и соблюдения норм и требований действующего законодательства по работе с персональными данными;
проводить экспертный анализ медицинской информации - мониторинг использования стандартов лечения;
взаимодействовать с органами управления здравоохранения - формировать систему планирования финансового обеспечения лечебно-диагностического процесса с учетом существующей реальной потребности.
Ожидаемые результаты организации цифрового контура:
внедрение прикладных инструментов оценки реальной потребности лекарственных средств для лечения онкологических заболеваний;
повышение качества фармакотерапии;
более эффективное использование финансовых ресурсов;
улучшение показателей лечения онкологических больных (выживаемость, продолжительность жизни, качество жизни и прочее);
повышение удовлетворенности населения системой здравоохранения.
Реализация системы основывается на следующих подходах:
система разработана с использованием средств веб-проектирования и представляет собой "облачное" решение, что обеспечивает минимальные расходы при внедрении и обслуживании;
для обеспечения единого подхода при реализации компонентов Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения разработано API для осуществления интеграции с системами третьего уровня (постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 года N 555 "О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения");
система соответствует последним требованиям программы импортозамещения (постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд") и требованиям к многоплатформенности;
в качестве пособий в программном комплексе используются справочники федерального и регионального уровней, что обеспечивает быструю интеграцию с иными программными продуктами.
В целом система позволит повысить качество и эффективность оказания медицинской помощи онкологическим больным и более оперативно принимать решения управленческого характера.
В автономном округе функционирует централизованная подсистема государственной информационной системы в сфере здравоохранения "Телемедицинские консультации", к которой подключены все медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры второго и третьего уровней. До 30 ноября 2022 года планируется проведение работ по модернизации и развитию Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Югры, в части внедрения региональной централизованной системы "Телемедицинские консультации", что позволит в 100% подключить все структурные подразделения медицинских организаций (в том числе фельшерско-акушерские пункты, подключенные к сети Интернет).
Централизованная система управления потоками пациентов будет сформирована до 2020 года, подключение всех медицинских организаций округа завершится к 2021 году. Эта система позволит наиболее оптимально организовать и направлять потоки пациентов как в амбулаторном, так и стационарном звеньях системы здравоохранения. Кроме того, по результатам посещений система позволит осуществлять автоматизированный мониторинг сроков ожидания медицинской помощи и контроль их исполнения.
Формирование механизма мультидисциплинарного контроля и анализа представляемых медицинскими организациями данных в соответствии с приказом Департамента здравоохранения автономного округа от 6 марта 2019 года N 257 "Об организации деятельности комиссии по разбору случаев смерти от злокачественных образований и анализа причин запущенности":
использование мультидисциплинарного консилиума для определения качества оказания онкологической помощи;
работа врачебной комиссии по разбору всех случаев смерти от злокачественных новообразований на территории автономного округа;
работа врачебной комиссии по разбору всех случаев запущенности от злокачественных новообразований на территории автономного округа.
В автономном округе медицинские организации обеспечены широкополосным доступом в сеть Интернет, созданы возможности безопасной передачи данных по закрытому каналу VipNet, медицинский персонал обеспечен рабочими местами, компьютерной техникой.
В 22 медицинских организациях автономного округа установлена локальная программа Канцер-регистр, в которую специалисты вносят данные о пациентах, больных со злокачественными новообразованиями.
В 2017 году произведена полная конвертация базы данных в Канцер-регистр. В БУ "Медицинский информационно-аналитический центр" установлен региональный сервер федерального ракового регистра. На каждом рабочем месте в медицинских организациях установлено клиентское приложение для подключения к Канцер-регистру с использованием сети Интернет. Работа происходит в режиме реального времени (онлайн). Ежеквартально в федеральный раковый регистр по адресу: cancer. rosminzdrav.ru Московский научно-исследовательский онкологический институт им. П.А. Герцена - филиал ФГБУ "НМИРЦ" Минздрава России передается персонализированная база данных.
До 2022 года планируется полностью оснастить автоматизированными рабочими местами медицинские организации. Информация в Канцер-регистр будет передаваться при оформлении первичной медицинской документации в "Медицинскую информационную систему" посредством интеграционных сервисов центральной подсистемы организации оказания медицинской помощи онкологическим больным, к которой территориально выделенные структурные подразделения медицинских организаций будут подключены до 2021 года.
В целях совершенствования организации онкологической помощи жителям автономного округа и раннего выявления злокачественных новообразований организованы и ведутся следующие мониторинги:
приказ Департамента здравоохранения автономного округа от 28 августа 2018 года N 870 "О мониторинге медицинской помощи больным со злокачественными новообразованиями с применением деперсонифицированной информационной системы мониторинга "Раковый регистр";
приказ Департамента здравоохранения автономного округа от 23 сентября 2016 года N 1009 "О неотложных мерах по снижению смертности от злокачественных новообразований предстательной железы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";
приказ Департамента здравоохранения автономного округа от 1 июля 2015 года N 646 "Об организации мониторинга мероприятий по снижению смертности населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры";
приказ Департамента здравоохранения автономного округа от 5 ноября 2015 года N 1245 "О внесении изменений в приказ Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 апреля 2015 года N 370 "О порядке проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения и профилактических медицинских осмотров на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
На сегодняшний день имеется возможность оставить отзыв, обращение или жалобу посредством обращения в Региональный контакт-центр здравоохранения (приказ Департамента здравоохранения автономного округа от 26 января 2015 года N 50 "Об организации телефона горячей линии по вопросам оказания доступности и качества медицинской помощи, лекарственного обеспечения, охраны здоровья, обезболивания на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"), а также в специальный раздел сайта Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Возможность оставить на сайтах медицинских организаций отзыв о качестве оказания медицинской помощи по профилю "онкология" будет предоставлена до конца 2019 года.
4.9. Обеспечение укомплектованности кадрами медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с онкологическими заболеваниями.
Подготовка врачей-онкологов - в клинической ординатуре окружных вузов, остальных специалистов по профилям - в окружных и федеральных вузах: врач-патологоанатом - 22 человека; врач клинической лабораторной диагностики - 20 человек; врач лабораторной генетики - 2 человека; врач-гематолог - 5 человек; врач ультразвуковой диагностики - 13 человек; врач функциональной диагностики - 6 человек; врач-эндоскопист - 4 человека; врач-рентгенолог - 27 человек; врач-трансфузиолог - 4 человека; рентген-лаборанты - 21 человек. Для доукомплектования врачами онкологами 6 центров амбулаторной онкологической помощи необходимо 14 специалистов:
2019 год: на базе БУ "Окружная клиническая больница", г. Ханты-Мансийск, - 2 врача;
2019 год: на базе БУ "Сургутская окружная клиническая больница", г. Сургут, - 2 врача;
2020 год: на базе БУ "Нефтеюганская окружная клиническая больница им. В.И. Яцкив", г. Нефтеюганск, - 3 врача;
2021 год: на базе БУ "Няганская городская поликлиника", г. Нягань, - 2 врача;
2021 год: на базе АУ "Советская районная больница", г. Советский, - 2 врача;
2023 год: на базе БУ "Нижневартовский онкологический диспансер", г. Нижневартовск, - 3 врача.
Запланировано формирование и расширение системы материальных стимулов для медицинских работников к 2020 году посредством введения стимулирующих выплат за эффективность в трудовой договор.
В автономном округе оказывается социальная поддержка молодым специалистам в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 12 октября 2012 года N 375-п "О денежных выплатах отдельным медицинским (фармацевтическим) работникам, оказывающим первичную медико-санитарную, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь и паллиативную медицинскую помощь в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре":
по программе "Земский доктор" осуществляются компенсационные выплаты в размере до 1 млн. рублей;
предоставление служебного жилья, ежемесячная компенсация расходов за коммунальные услуги молодым специалистам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.