Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Система оказания паллиативной медицинской помощи в автономном округе
В автономном округе растет количество пациентов, которым оказывается ПМП, в том числе, на дому, и доля пациентов, получивших достаточное обезболивание, в том числе в неинвазиных формах.
Проводится активная информационная кампания для населения по вопросам организации и оказания ПМП и социального обслуживания, обеспечения лекарственными препаратами, в том числе наркотическими и психотропными лекарственными препаратами, техническими средствами реабилитации и медицинскими изделиями.
В автономном округе увеличилось количество некоммерческих благотворительных организаций, оказывающих общественно полезные услуги, предусматривающие медико-социальное сопровождение лиц, нуждающихся в ПМП, включая организацию оказания ПМП и содействие в ее получении.
Медицинские организации используют в работе показания к оказанию ПМП, а также критерии нуждаемости пациентов в социальных услугах, утвержденные совместным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 мая 2019 N 345н/372н "Об утверждении Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья" (далее - Положение об организации оказания ПМП).
Разработан регистр ПМП, что обеспечит совершенную систему учета пациентов, нуждающихся в оказании ПМП. Система учета пациентов позволит осуществлять мониторинг оказания пациенту ПМП начиная с момента признания пациента имеющим медицинские показания к оказанию ПМП до момента его смерти, содержит в том числе сведения о назначении пациенту наркотических и психотропных лекарственных препаратов, о наличии у пациента медицинских показаний к обеспечению медицинскими изделиями.
Совершенствуется система контроля качества и безопасности медицинской деятельности при оказании ПМП и доступности в автономном округе наркотических психотропных лекарственных препаратов для пациентов, страдающих хроническим болевым синдромом.
На основании анкетирования проводится оценка удовлетворенности пациентов (их законных представителей), родственников, иных лиц, осуществлявших уход за пациентом, качеством паллиативной медицинской помощи, обеспечения лекарственными препаратами, в том числе наркотическими и психотропными препаратами, техническими средствами реабилитации и медицинскими изделиями в амбулаторных условиях.
Созданы правовые, организационные и финансовые условия для проведения пациентам искусственной вентиляции легких на дому при желании пациента (его законного представителя в случае если пациент не может выразить свою волю) получать медицинскую помощь дома. Решен вопрос финансового обеспечения закупки аппаратов искусственной вентиляции легких для нужд таких пациентов и расходных материалов.
Проводятся мероприятия по оснащению медицинских организаций, оказывающих ПМП, медицинскими изделиями в соответствии с измененным Положением об организации оказания ПМП.
Население информируется по вопросам организации и оказания паллиативной медицинской помощи и социального обслуживания, обеспечения лекарственными препаратами, в том числе наркотическими и психотропными лекарственными препаратами, техническими средствами реабилитации и медицинскими изделиями, в том числе через информационные ресурсы, посвященные вопросам оказания ПМП, социальных услуг и мер государственной социальной поддержки пациентам (официальные сайты медицинских организаций автономного округа, стенды в медицинских организациях автономного округа, брошюры).
Планируется обучение по дополнительным образовательным программам для всех специалистов первичного звена, участвующих в оказании ПМП. Полностью удовлетворена потребность пациентов, страдающих хроническим болевым синдромом, в наркотических и психотропных лекарственных препаратах.
Подготовлены предложения для медицинских организаций по перспективным моделям организации развития ПМП в автономном округе, с учетом лучших практик, имеющегося опыта в регионах Российской Федерации.
3.1. Целевые показатели эффективности Региональной программы
Одним из показателей удовлетворенности пациентов (их законных представителей), родственников, иных лиц, осуществляющих уход за пациентом, качеством ПМП, является обеспечение лекарственными препаратами, в том числе наркотическими и психотропными лекарственными препаратами, пациентов.
Таблица 8
N |
Показатель |
Базовое значение |
Период, год |
|||||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
|||
1 |
Доля пациентов, получивших достаточное обезболивание, от числа пациентов, нуждавшихся в обезболивании, процент |
85 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
2 |
Полнота выборки наркотических лекарственных препаратов субъектами Российской Федерации в рамках рассчитанной потребности (с учетом наличия заявленного ассортимента на фармацевтическом рынке страны)*: |
|
|
|
|
|
|
|
|
а) в инвазивных формах, процент |
90 |
90 |
90 |
90 |
95 |
95 |
100 |
|
б) в неинвазивных формах, процент |
85 |
85 |
85 |
90 |
95 |
100 |
100 |
3 |
Количество посещений пациентов медицинскими работниками (врачами, медицинскими сестрами) отделений выездной патронажной паллиативной медицинской помощи детям за текущий период, всего посещений, тыс. шт. |
4026 |
4940 |
4940 |
4940 |
4940 |
4940 |
4940 |
4 |
Обеспеченность пациентов искусственной вентиляцией легких в амбулаторных условиях, в том числе на дому, по запросу пациента или его законного представителя, с учетом критериев нуждаемости и возможностей ее проведения (бытовые условия и др.); число пациентов, которым обеспечено проведение искусственной вентиляции легких на дому, на 1 млн. населения, процент |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
6 |
Рост удовлетворенности пациентов (их законных представителей), родственников, иных лиц, осуществлявших уход за пациентом, качеством обезболивания, обеспечения лекарственными препаратами, в том числе наркотическими и психотропными лекарственными препаратами, техническими средствами реабилитации и медицинскими изделиями, по результатам опроса, процент |
85 |
88 |
90 |
92 |
95 |
95 |
95 |
7 |
Обеспечение оказания специализированной медицинской помощи на дому в течение 48 часов с момента обращения, в том числе с применением телемедицинских технологий, процент |
45 |
50 |
55 |
60 |
65 |
70 |
75 |
8 |
Обеспечение медицинскими изделиями, предназначенными для поддержания функций органов и систем организма человека, (единица измерения, процент от числа нуждающихся) |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
100 |
100 |
* Потребность в наркотических лекарственных препаратах рассчитывается субъектами Российской Федерации на основании приказов Минздрава России от 1 декабря 2016 г. N 917н "Об утверждении нормативов для расчета потребности в наркотических и психотропных лекарственных средствах, предназначенных для медицинского применения" и от 16 ноября 2017 года N 913 "Об утверждении методических рекомендаций по определению потребности в наркотических средствах и психотропных веществах, предназначенных для медицинского применения".
3.2. Ключевые риски реализации Региональной программы
Недостаточное количество подготовленных специалистов с высшим и средним медицинским образованием по вопросам оказания ПМП.
Недостаточная информированность населения о праве на получение профессиональной, качественной, безопасной и доступной медицинской помощи в конце жизни независимо от места проживания, возраста и социального положения.
Иные обстоятельства, связанные с технологиями производства и регистрации лекарственных препаратов.
3.3. Возможности реализации Региональной программы
Управление процессом реализации Региональной программы по результатам мониторинга показателей системы учета лиц, нуждающихся в ПМП, в том числе обезболивании.
Повышение эффективности использования финансовых средств бюджетной системы автономного округа и субсидий, выделенных из федерального бюджета.
Осуществление плана мероприятий по реализации Региональной программы.
Таблица 9
План мероприятий по реализации Региональной программы
N |
Наименование мероприятия, контрольной точки |
Сроки реализации проекта |
Ответственный исполнитель |
Результат |
|
начало |
окончание |
||||
1. Мероприятия по совершенствованию инфраструктуры оказания ПМП | |||||
1.1 |
Оптимизация количества паллиативных коек (из расчета 1 койка на 100 000 взрослого населения) |
1 сентября 2019 года |
31 декабря 2024 года |
Депздрав Югры |
к 2024 году в автономном округе функционирует 20 паллиативных коек на 100 000 взрослого населения |
1.2 |
Оптимизация количества паллиативных коек (из расчета 1 койка на 100 000 детского населения) |
1 сентября 2019 года |
31 декабря 2024 года |
Депздрав Югры |
к 2024 году в автономном округе функционирует 10 паллиативных коек на 100 000 детского населения |
1.3. |
Создание отделений выездной патронажной ПМП (из расчета 1 бригада на 10 000 взрослого населения) |
1 сентября 2019 года |
31 декабря 2024 года |
Депздрав Югры |
к 2024 году в автономном округе функционирует 2 выездных патронажных бригады на 10 000 взрослого населения |
1.5. |
Создание отделений выездной патронажной ПМП (из расчета 1 бригада на 20 000 детского сельского населения) |
1 сентября 2019 года |
31 декабря 2024 года |
Депздрав Югры |
к 2024 году в автономном округе функционирует 1 выездная патронажная бригада на 20 000 детского сельского населения |
1.6. |
Создание отделений выездной патронажной ПМП (из расчета 1 бригада на 50 000 детского городского населения) |
1 сентября 2019 года |
31 декабря 2024 года |
Депздрав Югры |
к 2024 году в автономном округе функционирует 2 выездных патронажных бригады на 50 000 детского городского населения |
1.7. |
Создание координационного центра по оказанию ПМП |
1 сентября 2019 года |
31 декабря 2024 года |
Депздрав Югры |
к 2024 году в автономном округе функционирует координационный центр по оказанию ПМП |
2. Мероприятия по кадровому обеспечению медицинских организаций, оказывающих паллиативную медицинскую помощь | |||||
2.1. |
Мониторинг потребности субъекта в медицинских кадрах в разрезе каждой медицинской организации, с учетом реальной потребности автономного округа в медицинских кадрах, участвующих в оказании ПМП взрослым и детям |
1 сентября 2019 года |
31 декабря 2024 года |
Депздрав Югры |
обеспечение высококвалифицированными кадрами медицинских учреждений автономного округа при рациональном использовании финансовых средств. Устранение кадрового дефицита медицинских работников соответствующей специальности и квалификации. Развитие целевого обучения |
2.2. |
Обучение персонала фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП) и врачей общей практики (далее - ВОП) ПМП, применению наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов |
1 сентября 2019 года |
31 декабря 2024 года |
Депздрав Югры |
к 2024 году: обучено 75% персонала ФАП; обучено 75% персонала ВОП |
2.3. |
Укомплектование кадрами медицинских организаций, оказывающих специализированную ПМП |
1 сентября 2019 года |
31 декабря 2024 года |
Депздрав Югры |
к 2024 году 100% укомплектованность кадрами медицинских организаций, оказывающих ПМП |
3. Мероприятия по повышению качества и доступности обезболивания, в том числе повышение доступности лекарственных препаратов для лечения болевого синдрома | |||||
3.1. |
Информирование граждан по решению актуальных вопросов обезболивания при оказании ПМП: трансляция просветительских программ/передач для населения с использованием местных каналов телевидения на тему обезболивания при оказании ПМП; публикации материалов в местной печати соответствующей тематики; размещение доступной справочной информации, информационных стендов с информацией в медицинских учреждениях о возможности обслуживания на дому граждан, страдающих неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями, нуждающихся в обезболивании, в том числе опиоидными анальгетиками, постороннем уходе, о механизме получения медицинских изделий пациентам, нуждающимся в оказании ПМП в домашних условиях; использование телефонов "Горячей линии" для приема обращений граждан по вопросам обезболивания и в целях информирования населения по оказанию ПМП |
1 сентября 2019 года |
31 декабря 2024 года |
Депздрав Югры |
создано и транслировано 37 видеоматериалов и аудиоматериалов по информированию граждан по маршрутизации при оказании ПМП, алгоритму постановки на учет, получения помощи и выписки обезболивающих препаратов; опубликовано 9 статей по информированию граждан по маршрутизации при оказании ПМП, алгоритму постановки на учет, получения помощи и выписки обезболивающих препаратов; 100% поликлиник от общего числа поликлиник автономного округа имеют информационные стенды о возможности обслуживания на дому граждан, страдающих неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями, нуждающихся в постороннем уходе, наблюдении среднего медицинского персонала, механизме получения медицинских изделий пациентам, нуждающимся в оказании ПМП в домашних условиях; в интернет-изданиях размещено 46 сообщений |
3.2. |
Обеспечение наличие в автономном округе аптечных организаций (в том числе в структуре медицинских организаций), осуществляющих изготовление неинвазивных форм наркотических и психотропных лекарственных препаратов, в том числе применяемых у детей (при условии наличия субстанций на фармацевтическом рынке страны) |
1 сентября 2019 года |
31 декабря 2024 года |
Депздрав Югры |
функционирование не менее 2 аптечных организаций, осуществляющих изготовление наркотических и психотропных лекарственных препаратов, в том числе применяемых у детей |
3.3. |
Организация в каждом муниципальном образовании автономного округа (городские округа и муниципальные районы) точки отпуска (в аптечных или медицинских организациях) физическим лицам наркотических и психотропных лекарственных препаратов, имеющих соответствующие лицензии, предусмотренные законодательством Российской Федерации |
1 сентября 2019 года |
31 декабря 2024 года |
Депздрав Югры |
организовано не менее 36 точек отпуска физическим лицам наркотических и психотропных лекарственных препаратов, имеющих соответствующие лицензии, предусмотренные законодательством Российской Федерации |
3.4. |
Обеспечение 100% выборки от заявленных объемов наркотических и психотропных лекарственных препаратов в соответствии с заявленной потребностью равномерно в течение года |
1 сентября 2019 года |
31 декабря 2024 года |
Депздрав Югры |
ежегодное обеспечение 100% выборки наркотических и психотропных лекарственных препаратов в соответствии с заявленной потребностью в течение года |
3.5. |
Обеспечение наличия всей номенклатуры, лекарственных форм и дозировок наркотических и психотропных лекарственных препаратов в аптечных и медицинских организациях автономного округа в соответствии с заявками медицинских организаций |
1 сентября 2019 года |
31 декабря 2024 года |
Депздрав Югры |
к 2024 году 100% наличие всей номенклатуры, лекарственных форм и дозировок наркотических и психотропных лекарственных препаратов в аптечных и медицинских организациях автономного округа в соответствии с заявками |
3.6. |
Совершенствование маршрутизации пациентов, нуждающихся в ПМП, с хроническим болевым синдромом |
1 сентября 2019 года |
31 декабря 2024 года |
Депздрав Югры |
утверждены и внедрены соответствующие правовые акты Депздрава Югры |
3.7. |
Совершенствование маршрутизации пациентов с хроническим болевым синдромом, нуждающихся в применении интервенционных методик обезболивания, в том числе регионарной анестезии, деиннервационных технологий |
1 сентября 2019 года |
31 декабря 2024 года |
Депздрав Югры |
утверждены и внедрены соответствующие правовые акты Депздрава Югры |
3.8. |
Внедрение в медицинских организациях, оказывающих ПМП, системы контроля эффективности лечения болевого синдрома |
1 сентября 2019 года |
31 декабря 2024 года |
Депздрав Югры |
к 2024 году в автономном округе функционирует система контроля эффективности лечения болевого синдрома |
3.9. |
Внедрение протоколов применения современных способов анальгетической терапии с расширением возможностей интервенционного лечения, продленных регионарных и системных методик, расширение способов доставки анальгетика |
1 сентября 2019 года |
31 декабря 2024 года |
Депздрав Югры |
утверждены и внедрены соответствующие правовые акты Депздрава Югры |
3.10. |
Внедрение в каждой медицинской организации автономного округа, оказывающей ПМП, протоколов оценки побочных эффектов применения опиоидных анальгетиков и их снижения |
1 сентября 2019 года |
31 декабря 2024 года |
Депздрав Югры |
утверждены и внедрены соответствующие правовые акты Депздрава Югры |
4. Мероприятия по оснащению медицинских организаций, оказывающих ПМП | |||||
4.1. |
Обеспечение ФАП и ВОП укладками для оказания паллиативной первичной медицинской помощи |
1 сентября 2019 года |
31 декабря 2024 года |
Депздрав Югры |
в 2024 году оснащенность ФАП и ВОП укладками оказания паллиативной первичной медицинской помощи 100% |
4.2. |
Организация и обеспечение реализации мероприятий по переоснащению/дооснащению медицинским оборудованием медицинских организаций, осуществляющих ПМП |
1 сентября 2019 года |
31 декабря 2024 года |
Депздрав Югры |
к 2024 году в автономном округе переоснащены/дооснащены 100% медицинских организаций, участвующих в оказании ПМП на общую сумму 2 305 697,1 тыс. рублей |
5. Мероприятия по совершенствованию внутреннего контроля качества оказания ПМП | |||||
5.1. |
Внедрение системы внутреннего контроля качества медицинской помощи пациентам при оказании ПМП на основе критериев качества медицинской помощи и клинических рекомендаций |
1 сентября 2019 года |
31 декабря 2024 года |
Депздрав Югры |
внедрена система внутреннего контроля качества, основанная на клинических рекомендациях, во всех медицинский организациях, оказывающих ПМП |
5.2. |
Разбор клинических случаев (досуточной летальности в стационаре, осуществляющем ПМП, обращений граждан, пролежни, болевой синдром, оценка боли) |
1 сентября 2019 года |
31 декабря 2024 года |
Депздрав Югры |
повышение качества оказания медицинской помощи пациентам при оказании ПМП, квалификации медицинских работников |
6. Мероприятия по развитию системы учета и мониторинга пациентов, нуждающихся в ПМП | |||||
6.1. |
Ведение базы данных (реестров) пациентов, нуждающихся в оказании ПМП с целью оценки соответствия оказываемой медицинской помощи современным клиническим рекомендациям |
1 сентября 2019 года |
31 декабря 2024 года |
Депздрав Югры |
реестр пациентов, нуждающихся в ПМП, во всех медицинский организациях, оказывающих ПМП |
7. Мероприятия, направленные на совершенствование взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания, волонтерских и религиозных организаций | |||||
7.1. |
Разработка и внедрение механизма взаимодействия медицинских организаций, оказывающих ПМП, с организациями социального обслуживания, комплексной программы социально-бытовой адаптации пациентов, нуждающихся в оказании ПМП и их родственников |
1 сентября 2019 года |
31 декабря 2020 года |
Депздрав Югры |
реализована программа по взаимодействию медицинских организаций, оказывающих ПМП, с организациями социального обслуживания, утверждена комплексная программа социально-бытовой адаптации пациентов, нуждающихся в оказании ПМП и их родственников |
8. Мероприятия, направленные на совершенствование организации нутритивной поддержки при оказании ПМП | |||||
8.1. |
Внедрение программы по организации нутритивной поддержки при оказании ПМП взрослым и детям |
1 сентября 2019 года |
31 декабря 2019 года |
Депздрав Югры |
реализована программа по организации нутритивной поддержки при оказании ПМП взрослым и детям |
9. Обеспечение возможности оказания телемедецинских консультаций для медицинских организаций, оказывающих ПМП | |||||
9.1. |
Сотрудничество с Федеральным научно-практическим центром ПМП в части проведения консультаций/консилиумов пациентов, нуждающихся в оказании ПМП, в том числе с применением телемедицинских технологий |
1 сентября 2019 года |
31 декабря 2024 года |
Депздрав Югры |
повышение эффективности оказания медицинской помощи пациентам, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи, и улучшение результатов их лечения |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.