Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы
Необходимость разработки и реализации Подпрограммы обусловлена потребностью предприятий реального сектора экономики и бюджетной сферы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в трудовых ресурсах.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (далее - автономный округ) - один из наиболее сильных в экономическом отношении субъектов Российской Федерации, крупнейший нефтедобывающий регион страны, обеспечивающий её энергетическую безопасность.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики, индекс физического объема промышленного производства в 2018 году составил 100,0% (в 2017 году - 99,2%).
Отгружено товаров, выполнено работ и услуг промышленного производства на 4 735,3, млрд. рублей (в 2017 году - 3 756 млрд. рублей).
За 2018 год выполнено строительных работ на общую сумму 338,1 млрд. рублей (159,5% к показателю 2017 года).
Организациями транспорта в 2018 году выполнено услуг в объеме 582,9 млрд. рублей или 104,3% к уровню 2017 года.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2019 года на территории автономного округа зарегистрировано 1577 юридических лиц, осуществляющих деятельность в различных отраслях обрабатывающей промышленности, около 30 из них входит в число ведущих компаний России.
На долю промышленности приходится более 70% валовой добавленной стоимости отраслей экономики автономного округа согласно данным Росстата.
В регионе действуют 6 нефтеперерабатывающих предприятий и 9 газоперерабатывающих заводов (Нижневартовский ГПЗ, Южно-Приобский ГПЗ, ОАО "Сургутнефтегаз", ООО "Лукойл-Западная Сибирь", АО "СибурТюменьГаз" и др.).
Крупными производителями лесопромышленной продукции на территории автономного округа являются следующие предприятия:
АО "Югорский лесопромышленный холдинг" (г. Ханты-Мансийск), ООО "Сургутмебель", (п. Барсово, Сургутский район).
В 2018 году при поддержке Правительства автономного округа запущены производства: по изготовлению нефтепогружного кабеля в г. Нижневартовск (компания "Бейкер Хьюз"), созданных рабочих мест - 95 единиц; по нанесению антикоррозийного защитного полимерного покрытия на трубы нефтегазового сортамента в г. Сургут (ООО "Хайлон Петролиум Пайплайн Сервис"), созданных рабочих мест - 150 единиц; по переработке молока в Советском районе (ООО "Советское молоко"), создано 53 рабочих места; по выпуску насосных установок для гидроразрыва пласта (ООО "Эпик 380"), 29 созданных рабочих мест.
В условиях Национального проекта "Создание комплекса отечественных технологий и высокотехнологичного оборудования разработки запасов баженовской свиты" реализуется масштабный инвестиционный проект по созданию Технологичного центра "Бажен" - полигона испытаний технологий и оборудования для разработки баженовской свиты, что позволит создать порядка 500 рабочих мест.
До 2023 года планируются к реализации следующие инвестиционные проекты: по пошиву ортопедической обуви, г. Советский (инициатор проекта - АО "Реабилитационно-технический центр"), планируемое количество рабочих мест - 20 единиц;
по переработке отходов, г. Нижневартовск (инициатор проекта - ООО "Трансломпереработка"), планируемое количество рабочих мест - 300 единиц;
создание судостроительного производства, г. Сургут (инициатор проекта - АО "Северречфлот"), планируется создать 30 рабочих мест;
создание высокотехнологичного оборудования для производства буровых установок, Сургутский район (инициатор проекта - ООО "Перфобур Сервис"), планируется создать 128 рабочих мест;
по ремонту насосно-компрессорных труб, Сургутский район (инициатор проекта - ООО "Нефтесервис-НОРД"), планируемое количество - 50 единиц.
По предварительной оценке территориального органа Федеральной службы государственной статистики, в автономном округе за 2018 год рост реальной заработной платы составил 3,5% (2017 год - снижение на 0,3%). Среднемесячная начисленная заработная плата за 2018 год к уровню 2017 года увеличилась на 5,7% (по Российской Федерации - на 9,9%) и составила 71,0 тыс. рублей.
Численность постоянного населения автономного округа на 1 января 2019 года по оценке Федеральной службы государственной статистики составила 1 664,1 тыс. человек (на 1 января 2018 года - 1655,1 тыс. человек).
По информации Федеральной службы государственной статистики, показатель естественного прироста населения в автономном округе за 2018 год составил 12,1 тыс. человек (2017 год - 13,0 тыс. человек), наблюдается миграционная убыль населения - 3,4 тыс. человек (2017 год убыль составила - 4,1 тыс. человек).
Общие итоги миграции и естественного прироста (убыли) населения приведены в таблице:
Таблица
(человек)
Наименование показателя |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Число прибывших |
79910 |
82199 |
86702 |
76217 |
75582 |
Число выбывших |
82447 |
84047 |
82838 |
80284 |
79006 |
Миграционный прирост (убыль) |
-2537 |
-1848 |
3864 |
-4067 |
-3424 |
Естественный прирост (убыль) |
17365 |
16527 |
15459 |
13063 |
12073 |
Ежегодно в регион для работы прибывают 25 тыс. иностранных граждан. Основная часть - это граждане, осуществляющие трудовую деятельность по патенту.
Уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2018 года - 0,49% от экономически активного населения (Российская Федерация - 1,0%). Коэффициент напряженности - 0,5 человек, не занятых трудовой деятельностью, на 1 свободное рабочее место (Российская Федерация - 0,6).
На 1 января 2019 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, составила 4,0 тыс. человек (на 1 января 2018 года - 4,5 тыс. человек).
По итогам 2018 года отмечается увеличение спроса работодателей на рабочую силу, количество заявленных вакансий составило 14,8 тыс. единиц (на 1 января 2018 года -13,6 тыс. единиц). Увеличение вакансий и снижение численности незанятых граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы, повлияло на снижение коэффициента напряженности на регистрируемом рынке труда, в целом по автономному округу на каждого незанятого трудовой деятельностью приходится 2,5 вакансии, заявленные работодателями.
В 2018 году уровень регистрируемой безработицы в автономном округе ниже среднероссийского уровня на 0,47 п.п. (по Российской Федерации - 0,9%, по Уральскому федеральному округу - 0,9%).
Заявленная работодателями потребность в квалифицированных работниках по видам занятости выглядит следующим образом: 20% вакансий руководителей, специалистов высшего уровня квалификации; 7% - специалистов среднего уровня квалификации и служащих, занятых подготовкой информации; 17% - работников сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности; 41,5% - вакансии для квалифицированных рабочих, операторов производственных установок и машин, сборщиков и водителей.
Повышенным спросом работодателей пользовались рабочие профессии: водители, бурильщики, машинисты, электромонтеры, мотористы, электрогазосварщики, повара, слесари, продавцы, стропальщики, слесари-сантехники, плотники, штукатуры и другие. Из служащих были востребованы инженеры, бухгалтера, мастера по ремонту скважин, медицинские сестры, делопроизводители, экономисты, педагогические работники, юрисконсульты, менеджеры, администраторы, механики, врачи и другие.
Наиболее полная информация об имеющихся вакансиях в автономном округе для трудоустройства участников Государственной программы и членов их семей представлена на:
информационном портале Роструда "Работа в России" http://www.trudvsem.ru, где классификация по регионам, профессиям, размеру заработной платы, дополнительным условиям, включая возможность переезда;
интерактивном портале Уполномоченный орган Югры: http://job.dznhmao.ru (раздел "Для граждан", подраздел "Поиск работы");
информационном портале автономного округа: http://www.deptrud.admhmao.ru (раздел "Для граждан", подраздел "Поиск работы").
Вместе с тем на рынке труда автономного округа существует ряд проблем:
1) дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы;
2) территориальная несбалансированность трудовых ресурсов (основная часть вакансий сосредоточена в крупных городах: г. Нижневартовск (17,9% от всех вакансий, заявленных в органы службы занятости населения), г. Сургут (13,0%), г. Нефтеюганск (7,4%)).
Для решения этих проблем необходим приток населения из числа квалифицированных кадров.
Подпрограмма направлена на объединение потенциала соотечественников из числа квалифицированных специалистов, проживающих за рубежом, с потребностями развития автономного округа.
Содействие добровольному переселению в регион соотечественников является одним из направлений решения проблемы дисбаланса рабочей силы в автономном округе. Воспитанные в традициях российской культуры, владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией соотечественники в наибольшей мере способны к адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества региона.
Основными принципами оказания содействия добровольному переселению соотечественников в автономный округ являются:
добровольность участия в Подпрограмме;
финансовая обеспеченность основных мероприятий Подпрограммы;
обеспечение баланса интересов соотечественников и принимающего сообщества;
приоритет мер социально-экономического стимулирования, определяющих рамочные условия и характер переселения, а также направленность этого процесса;
адресность государственных гарантий и социальной поддержки, обусловленность их предоставления соблюдением участниками Государственной программы условий участия в Подпрограмме;
взаимосвязь содержания основных мероприятий Подпрограммы и задач социально-экономического развития автономного округа;
доступность информации об условиях участия в Подпрограмме, правах и обязательствах участников Государственной программы, объемах государственных гарантий и социальной поддержки, а также о социально-экономических характеристиках автономного округа.
Реализация мероприятий по содействию трудоустройству участников Государственной программы позволит заполнить длительно существующие в автономном округе вакансии по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям) и содействовать обеспечению потребности региона квалифицированными кадрами.
Таким образом, в автономном округе существует реальная необходимость привлечения дополнительной рабочей силы путем оказания содействия добровольному переселению в автономный округ соотечественников, проживающих за рубежом.
На 1 января 2019 года в регионе осуществляют образовательную деятельность 3 образовательные организации высшего образования, 18 профессиональных образовательных организаций.
В образовательных организациях высшего образования ведется подготовка по 47 специальностям и направлениям подготовки высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура); в профессиональных образовательных организациях - по 103 специальностям и профессиям для ведущих отраслей экономики автономного округа: нефтегазовой, строительной, транспортной, энергетической и социальной сферы.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами или установленной Правительством Российской Федерации квотой на образование иностранных граждан в Российской Федерации, а также за счет средств физических лиц и юридических лиц в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг.
Иностранным гражданам предоставляется право приема на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в образовательные организации высшего образования по результатам вступительных испытаний.
Соотечественники, проживающие за рубежом, имеют право на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования наравне с гражданами Российской Федерации при условии представления ими документов или иных доказательств, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".
Соотечественники имеют право принимать участие в научных и иных проектах, финансируемых Российским фондом фундаментальных исследований, а также на осуществление научной и научно-исследовательской деятельности, проводимой образовательными организациями высшего образования или научными организациями.
На 1 января 2019 года в автономном округе насчитывается 416 дошкольных образовательных организаций, осуществляющих обучение по образовательным программам дошкольного образования (в том числе 302 муниципальные), которые посещают 119,5 тыс. детей.
Согласно пункту 2 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2014 года N 293 (зарегистрирован в Минюсте России 12 мая 2014 года N 32220), в редакции приказа Минпросвещения России от 21 января 2019 года N 33 (зарегистрирован в Минюсте России 13 февраля 2019 года N 53769), прием иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, в дошкольные образовательные организации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Сеть учреждений социального обслуживания по состоянию на 1 января 2019 года включает 47 организаций, из них: 28 организаций социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, 17 организаций социального обслуживания семьи и детей, бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Методический центр развития социального обслуживания" и казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальных выплат".
Количество мер социальной поддержки, предоставленных гражданам в 2018 году, - 96 (2017 год - 92).
Участники Государственной программы (постоянно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также беженцы и временно проживающие на территории Российской Федерации, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранные граждане и лица без гражданства), могут воспользоваться государственными пособиями, установленными Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей": пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Участникам Государственной программы (ставшим гражданами Российской Федерации, постоянно или временно проживающим в автономном округе), имеющим доход ниже величины прожиточного минимума, предоставляется государственная социальная помощь в соответствии с Законом автономного округа от 24 декабря 2007 года N 197-оз "О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры". Величина прожиточного минимума за III квартал 2019 года, установленная постановлением Правительства автономного округа от 28 октября 2019 года N 398-п, составляет 16 647 рублей для трудоспособного населения, 15 376 рублей - в среднем на душу населения.
В 2018 году в автономном округе введено 586,0 тыс. кв. м общей площади жилых домов, из них 122,9 тыс. кв. м или 21,0% приходится на индивидуальное жилищное строительство.
На 1 января 2019 года в регионе функционируют 5 наемных домов коммерческого использования в городах Нефтеюганск, Сургут, Ханты-Мансийск общей площадью 32,3 тыс. кв. м (730 квартир) и 1 наемный дом социального использования в г. Сургуте, общей площадью 22,5 тыс. кв. м, включающий 512 квартир.
Проводится подготовка к эксплуатации 1 наемного дома коммерческого использования в г. Нижневартовске на 178 квартир, 2 наемных дома социального использования в городах Мегионе и Пыть-Яхе на 201 квартиру.
Все наемные дома коммерческого использования располагаются в районах с развитой инфраструктурой, с подключением в городскую систему "Безопасный город", имеют жилые помещения различной конфигурации (студии, 1, 2, 3-комнатные квартиры). Жители наемных домов коммерческого использования имеют возможность получения регистрации по месту пребывания на период проживания.
Информация о наемных домах коммерческого использования размещена в сети Интернет на сайте prostodomugra.ru.
Информация о наемном доме социального использования опубликована на официальном портале администрации г. Сургут.
Предоставление жилых помещений в наемных домах социального использования осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации гражданам, признанным нуждающимися в таковых и не имеющим достаточных доходов для самостоятельного приобретения жилых помещений в собственность.
В дальнейшем планируется создание наемных домов коммерческого использования в г. Нижневартовск, общей площадью 5 863,4 кв. м на 178 квартир, в г. Сургуте, площадью 11299,2 кв. м на 264 квартир, в г. Пыть-Яхе, общей площадью 8 905,3 кв. м на 145 квартир и Советском районе (г. Советский), общей площадью 3 476,55 кв. м на 70 квартир, а также 2 наёмных дома социального использования в г. Мегионе: в п. Высокий, общей площадью 2 826,8 кв. м на 56 квартир и общей площадью 6 122,2 кв. м на 112 квартир.
Общая площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на 1 жителя региона на 1 января 2019 года, составила 20,9 кв. м (2017 год - 20,8 кв. м).
При переезде участники Государственной программы могут столкнуться с проблемой отсутствия в отдельных муниципальных образованиях автономного округа благоустроенного жилья либо высокой арендной платы за съемное жилье.
Временное жилищное обустройство на этапе приема и адаптации переселенцев возможно путем самостоятельного поиска найма жилья участником Государственной программы, которому компенсируются фактические расходы на семью до приобретения им собственного жилого помещения с момента его прибытия в муниципальное образование автономного округа, подтвержденное проездными документами, либо получения свидетельства участника Государственной программы (для соотечественников, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке и признанных беженцами на территории Российской Федерации или получивших временное убежище на территории Российской Федерации):
не более 10,0 тыс. рублей на период до 6 месяцев;
не более 20,0 тыс. рублей на период до 12 месяцев высококвалифицированному специалисту.
Постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в автономном округе осуществляется в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона автономного округа от 6 июля 2005 года N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства участникам Государственной программы осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
В 2018 году медицинская помощь населению автономного округа предоставлялась в 98 медицинских организациях.
Участники Государственной программы и члены их семей имеют право на получение медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для получения медицинских услуг им следует обращаться в организации здравоохранения по месту размещения.
Документом, на основании которого осуществляется оказание услуг, является полис обязательного медицинского страхования, выданный после оформления разрешения на временное проживание либо после оформления гражданства Российской Федерации.
При получении участниками Государственной программы и членами их семей в соответствии с законодательством Российской Федерации полисов обязательного медицинского страхования медицинская помощь оказывается в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, утверждаемой ежегодно Правительством Российской Федерации.
До получения разрешения на временное проживание или до оформления гражданства Российской Федерации участники Государственной программы и члены их семей имеют право на получение бесплатной медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в автономном округе.
Медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий. Медицинское освидетельствование не является медицинской помощью, поэтому оно не включено в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в автономном округе.
Всем участникам Государственной программы, нуждающимся в трудоустройстве, оказываются государственные услуги в пределах законодательства Российской Федерации о занятости населения. До получения гражданства Российской Федерации участники Государственной программы имеют право:
временно трудоустроиться на оплачиваемые общественные работы;
принять участие в ярмарках вакансий;
получить услуги по профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования.
После получения гражданства Российской Федерации перечень государственных услуг в области содействия занятости населения, которыми может воспользоваться участник Государственной программы, расширяется.
В целях формирования толерантного отношения к соотечественникам предполагается проведение разъяснительной работы с населением региона с помощью средств массовой информации.
Существующая социальная инфраструктура автономного округа, дополнительные гарантии и меры социальной поддержки соотечественников способны обеспечить им достойные условия проживания.
Государственная программа направлена на создание условий, способствующих добровольному переселению в автономный округ соотечественников из числа квалифицированных специалистов, проживающих за рубежом, содействие обеспечению потребности экономики автономного округа в квалифицированных кадрах по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям) и не ограничивает права на трудоустройство местного населения.
Реализация мероприятий по содействию трудоустройству участников Государственной программы позволит заполнить длительно существующие в автономном округе вакансии по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям) и содействовать обеспечению потребности региона квалифицированными кадрами.
За период 2020 - 2025 годов планируется переселить не менее 1 728 соотечественников, обеспечив их возможностью обустройства и трудоустройства, а также адаптации и интеграции на территории автономного округа.
При реализации Подпрограммы по объективным и субъективным причинам могут возникнуть риски.
1. Риски, связанные с трудоустройством и занятостью участников Государственной программы и членов их семей:
отказ работодателя от трудоустройства участника Государственной программы после его прибытия в автономный округ;
несоответствие (неполное соответствие) специальности и квалификации участника Государственной программы требованиям предоставляемого рабочего места;
отнесение участников Государственной программы и трудоспособных членов их семей в категорию безработных;
нежелание участников Государственной программы трудоустраиваться на предварительно подобранные рабочие места.
2. Риски, связанные с жилищным обустройством участников Государственной программы и членов их семей:
необеспеченность жильем;
сложности с компенсацией расходов за найм жилого помещения (в том числе по причине увеличения числа участников Государственной программы, прибывающих из стран со сложной социально-экономической ситуацией);
невозможность решения вопроса по постоянному жилищному обустройству в связи с отсутствием собственных средств у участника Государственной программы и членов его семьи для приобретения или строительства жилья.
3. Риски, связанные с интеграцией участников Государственной программы и членов их семей в социальную структуру территории вселения:
возникновение конфликтных ситуаций, негативного отношения к участникам Государственной программы и членам их семей со стороны местного населения;
рост межнациональной напряженности, конфронтация между участниками Государственной программы, членами их семей и местным населением;
социально-психологическое обособление участников Государственной программы и членов их семей, создание этносоциальных групп.
Оценка готовности автономного округа к приему соотечественников представлена в приложении 5 к Подпрограмме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.