Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 26. Беспарашютное десантирование людей и грузов
284. Подготовка к тренировочным спускам с вертолета.
При наземной отработке элементов спуска особое внимание обращается на:
правильность и надежность зацепления шнура за ВС;
правильность монтажа тормозного блока на шнуре;
правильность зацепления карабина подвески за тормозной блок;
подход к двери (люку);
выход из двери (люка);
зависание и подготовка к спуску;
выдерживание равномерной скорости не более 3 м/сек;
гашение скорости перед землей;
приземление;
отцепку карабина подвески тормозного блока;
снятие тормозного блока со шнура;
порядок спуска груза.
Отработка всех элементов спуска производится с вышек-тренажеров. Оформление документации, необходимой для проведения тренировки, проводится в порядке, определенном для проведения прыжков с парашютом.
Перед выполнением тренировочных спусков с вертолета спускающиеся и выпускающий проходят наземную тренировку непосредственно на вертолете. Цель наземной тренировки на вертолете:
убедиться в работе устойчивой двухсторонней связи по самолетному переговорному устройству (СПУ) между выпускающим и командиром экипажа;
отработка четкого взаимодействия между выпускающим и командиром экипажа при производстве спусков;
отработка сигналов между командиром ВС, выпускающим и спускающимся;
отработка зацепления карабина шнура к вертолету;
отработка зацепления карабина подвески за тормозной блок;
отработка выхода, изготовки и зависания на спусковом устройстве;
отработка взаимодействий выпускающего и спускающегося при зависании последнего;
отработка правильного приземления и отцепки;
отработка технологии спуска грузов.
285. Тренировочные спуски со спусковым устройством с вертолетов разрешается проводить на аэродромы и на специально выбранные площадки, отвечающие требованиям безопасности приземления спускающихся, а при спусках на лес - на площадки размером не менее 5x5 метров с учетом сомкнутости крон.
Тренировочные спуски со спусковым устройством разрешается выполнять на площадку при скорости ветра не более 15 м/сек, на лес - не более 10 м/сек.
Лицам, допущенным к выполнению спусков, разрешается выполнять не более 10 тренировочных или учебных спусков со спусковым устройством.
Каждый спускающийся и выпускающий при выполнении спусков со спусковым устройством должен иметь при себе перчатки с кожаными накладками, защитный шлем (каску), нож в чехле, который крепится двумя резинками на левой плечевой лямке подвесной системы и стропой (длиной 1 м) для предотвращения его потери.
Авиационным спасателям, натренированным на одном типе вертолета, разрешается совершать спуски и с других типов вертолетов после ознакомления с особенностями спусков и выполнения одного ознакомительного спуска с данного типа вертолета на открытую площадку с высоты 20 метров.
Перед проведением тренировочных спусков с вертолета должна быть проверена связь по СПУ между командиром вертолета и выпускающим, а также проведен тренаж по подаче команд между выпускающим и авиационными спасателями.
Выпускающий перед вылетом обязан проверить:
установку серьги на бортовой стреле вертолета (при необходимости);
нижнюю часть проема входной двери (люка) на предмет отсутствия острых кромок;
наличие 3 страховочных фалов на тросе принудительного раскрытия парашютов (ПРП) вертолета;
наличие страховочного пояса или подвесной системы со страховочным фалом для выпускающего (карабины страховочных фалов должны быть окрашены в красный цвет);
устойчивость двухсторонней связи по СПУ с командиром вертолета;
перевод бортовой стрелы из исходного положения в рабочее и ее фиксацию;
размещение авиационных спасателей и груза в грузовой кабине вертолета;
экипировку авиационных спасателей, обратив внимание на наличие защитных шлемов и специальных перчаток;
подгонку подвесных систем;
укладку шнуров в самораспускающиеся бухты;
наличие тормозных блоков на каждого авиационного спасателя и тормозного блока для спуска груза;
упаковку груза и аварийно-спасательного снаряжения.
В случае выполнения спусков одновременно из двери и люка вторым выпускающим назначается авиационный спасатель, допущенный к работе в качестве выпускающего.
Тормозные блоки авиационных спасателей должны быть подсоединены к шнуру на бухте в соответствии с Инструкцией по эксплуатации спускового устройства и очередностью их спуска.
В полете при принятии решения на спуск авиационных спасателей выпускающий дает команду "Приготовиться к спуску", сам надевает страховочный пояс или подвесную систему со страховочным фалом, карабин которого зацепляет за силовой узел в вертолете.
Авиационные спасатели должны надеть подвесные системы, если они были сняты во время полета.
В порядке очередности спуска каждый авиационный спасатель из группы должен застраховаться одним карабином фала за подвесную систему, а другим - за трос ПРП в вертолете.
Защитные шлемы и перчатки должны быть надеты. Сумка для переноски спускового устройства надевается как рюкзак под подвесную систему старшего группы.
Выпускающий должен контролировать действия спускающихся, проверить готовность к спуску очередной группы авиационных спасателей.
После получения информации от командира вертолета о зависании вертолета над выбранной для спуска площадкой выпускающий запрашивает командира вертолета: "Разрешите спуск" и, получив ответ: "Разрешаю", открывает дверь (люк) вертолета.
При необходимости выпускающий по СПУ корректирует висение вертолета командами "Вперед-2", "Назад-3", "Влево-5", "Вправо-4", "Над точкой".
При устойчивом висении выпускающий зацепляет карабин и сбрасывает бухту шнура вниз, следя за ее полетом.
Если бухта шнура распустилась и достигла земли, выпускающий по СПУ докладывает командиру вертолета: "Бухта сброшена, распущена до земли, разрешите спуск первого" и, получив ответ: "Спуски разрешаю", дает команду первому: "На спуск".
Первым должен спускаться наиболее опытный авиационный спасатель, который, спустившись, обязан страховать следующих спускающихся.
Первый авиационный спасатель подходит к проему двери вертолета, выпускающий подает спускающемуся шнур и помогает смонтировать тормозной блок на шнуре (если это не было сделано до начала спусков).
После этого выпускающий зацепляет карабин подвески за тормозной блок (если это не было сделано до начала спусков).
После зацепления карабина подвески за тормозной блок выпускающий отсоединяет карабин страховочного фала от подвесной системы авиационного спасателя и дает команду: "Пошел".
Авиационный спасатель берет тормозной блок у выпускающего левой рукой, держась правой рукой за проем двери, выходит из вертолета и зависает.
Зависнув на шнуре, авиационный спасатель плавно начинает спуск. Выпускающий докладывает по СПУ командиру вертолета: "Первый пошел".
Скорость спуска авиационного спасателя не должна превышать 3 м/сек. Для срочного торможения авиационный спасатель действует согласно Инструкции по эксплуатации спускового устройства.
Примечание. При выполнении спуска на влажном шнуре следует учесть, что начало спуска будет несколько затруднено, при продолжении спуска скорость будет увеличиваться, т.к. влага будет играть роль смазки.
Перед приземлением или входом в крону деревьев авиационный спасатель уменьшает скорость спуска до минимальной для осмотра места приземления или входа в крону. После приземления авиационный спасатель приседает, давая слабину шнуру, отцепляет карабин подвески от тормозного блока, отсоединяет тормозной блок от шнура.
Выпускающий после спуска первого авиационного спасателя докладывает по СПУ командиру вертолета: "Первый приземлился, разрешите спуск второго". Получив разрешение, производит спуск второго авиационного спасателя. Спуск выполняется аналогично первому.
Если необходимо произвести спуск следующей группы авиационных спасателей за одно висение, выпускающий запрашивает разрешение командира вертолета на спуск второй группы. При получении разрешения производит спуск второй группы.
После окончания спуска авиационных спасателей выпускающий отцепляет карабин шнура и сбрасывает шнур вниз или поднимает его на борт вертолета.
Выпускающий докладывает командиру вертолета по СПУ: "Спуски закончены, шнур сброшен (поднят на борт), дверь (люк) закрыта".
Подъем (спуск) людей на борт (с борта) вертолета с помощью электролебедки разрешается выполнять согласно РЛЭ данного ВС.
Запрещается спуск авиационных спасателей и различных грузов с помощью спусковых устройств при отсутствии связи между командиром вертолета и выпускающими.
При спусках на воду перед приводнением авиационный спасатель приводит в действие систему газонаполнения авиационных спасательных плавсредств.
Спуски на воду разрешается выполнять при температуре воды не ниже 17°С и волнении воды не более 3 баллов. В случае применения морских спасательных костюмов (комплектов) при оказании помощи терпящим бедствие спуски на воду могут выполняться при любой температуре воды и воздуха.
Внимание: выполнять спуски на воду без спасательных жилетов или гидрокостюмов запрещается.
При выполнении спусков на палубу судна первым должен спускаться наиболее опытный авиационный спасатель.
После того как авиационный спасатель встал на палубу, необходимо создать слабину шнура, обеспечивающую возможность безопасной отцепки авиационного спасателя от шнура.
Внимание: необходимо следить за тем, чтобы свободная часть шнура или троса лебедки не зацеплялась за оборудование судна.
При выполнении спусков (подъемов) на лебедке обеспечить защиту от разряда статического электричества.
Выполнение спусков ночью разрешается при исправном осветительном оборудовании вертолета и наличии фонарей освещения у авиационных спасателей.
286. Особые случаи при спусках со спусковыми устройствами.
В случаях зависания авиационного спасателя при спуске со спусковым устройством он должен зафиксировать тормозной блок на шнуре в соответствии с Инструкцией по эксплуатации спускового устройства.
Убедившись в надежности зависания, развести руки в стороны, затем поднять свободный конец шнура с земли. Смотать его, после чего отмашкой правой руки ладонью вверх дать сигнал выпускающему о готовности к эвакуации.
Выпускающий, получив сигнал, докладывает командиру вертолета "Спасатель завис".
В зависимости от сложившейся обстановки командир вертолета принимает решение опустить авиационного спасателя на землю снижением вертолета, если позволяет высота висения вертолета над препятствиями (например, над кронами деревьев), или поднять его вертикально вверх над препятствиями на высоту не менее 10 м и со скоростью вертолета не более 20 км/час вывезти в безопасное место и опустить вертикальным снижением вертолета на землю.
Выпускающий подает зависшему авиац
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.