Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Организация деятельности по выявлению и учёту детей, права
и законные интересы которых нарушены
3.1. Органы опеки и попечительства организуют выявление и осуществляют учёт детей, права и законные интересы которых нарушены, в ходе исполнения своей основной деятельности, а также по сообщениям, поступающим от физических и юридических лиц.
3.2. Межведомственное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам выявления детей, права и законные интересы которых нарушены, осуществляется в соответствии с законодательством.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних незамедлительно направляют ставшую им известной информацию о детях, права и законные интересы которых нарушены, в орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка по установленной форме (приложение 1 к Порядку).
3.3. Сбор, регистрацию и учет сведений о детях, права и законные интересы которых нарушены, осуществляет ответственное лицо органа опеки и попечительства, назначаемое руководителем.
Сведения о назначенном ответственном лице (фамилия, имя, отчество, занимаемая должность, контактный телефон) направляются в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для информирования органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 27 ноября 2015 г. N 433-п в пункт 3.4 настоящего приложения внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
3.4. Информация о детях, права и законные интересы которых нарушены, поступающая в орган опеки и попечительства, регистрируется независимо от того, в какой форме она поступила - устной (по телефону или лично) или письменной, и регистрируется ответственным лицом органа опеки и попечительства в специальном журнале учета сообщений о детях, права и законные интересы которых нарушены (приложение 2 к Порядку).
Журнал учета сообщений должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью. Учет детей, права и законные интересы которых нарушены, одновременно ведется в электронном виде.
При последующем поступлении информации о детях, права и законные интересы которых нарушены, в отношении которых комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав организована индивидуальная профилактическая работа, орган опеки и попечительства направляет поступившую информацию в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для корректировки индивидуальной профилактической работы.
Пункт 3.5 изменен с 14 октября 2021 г. - Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 8 октября 2021 г. N 436-п
3.5. Орган опеки и попечительства в течение 3 календарных дней с даты поступления сообщения о ребенке, права и законные интересы которого нарушены, организует обследование условий проживания ребенка и его семьи с целью оценки риска нарушения прав и законных интересов ребенка и готовит акт обследования.
Акт обследования оформляется в течение 3 календарных дней со дня проведения обследования, подписывается проводившим обследование уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства. Копия акта обследования, заверенная руководителем органа опеки и попечительства, направляется родителям ребенка в течение 3 дней со дня проведения обследования при наличии сведений о месте жительства или месте пребывания родителей ребенка. Акт обследования может быть оспорен родителями ребенка в судебном порядке.
Пункт 3.6 изменен. - Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 8 июля 2022 г. N 314-п
3.6. В акте органа опеки и попечительства при проведении обследования условий жизни ребенка и его семьи должны быть отражены следующие сведения:
характер угрозы жизни и здоровью ребенка, имеющиеся факты, свидетельствующие о наличии такой угрозы или о жестоком обращении и насилии, пренебрежении интересами ребенка, повторяемости насилия, уязвимости ребенка в случаях проявления насилия по отношению к нему с учетом его возраста и состояния здоровья;
индивидуальные особенности ребенка (возраст, состояние здоровья, проблемы в образовании, умственное и психическое развитие, самосознание, общение с другими детьми, признаки нарушений в поведении или состоянии ребенка, развитии навыков самообслуживания, наличие травм на момент оценки и их особенности);
состав семьи ребенка (наличие и место жительства родителей, братьев, сестер, других близких родственников, привязанности и отношения ребенка с родителями, родственниками, их родительские компетенции и способность обеспечить основные потребности ребенка в уходе и воспитании, безопасности, стабильном интеллектуальном, физическом и психическом развитии, эмоциональном тепле, готовность родителей признать и устранить обстоятельства, создающие условия для причинения ребенку вреда, и стремление его защитить; наличие заболевания родителя, создающее препятствия для заботы о ребенке в соответствии с его (ребенка) потребностями; родительские навыки, соответствующие возрасту и потребностям ребенка);
жилищно-бытовые условия, в которых находится несовершеннолетний (кто является собственником (нанимателем) жилого помещения, количество членов семьи, проживающих и зарегистрированных на данной площади, размеры и благоустройство помещения, его санитарно-гигиеническое состояние), доход родителей, наличие имущества у несовершеннолетнего и членов семьи, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, наличие круга общения родителей, наличие других лиц, значимых для ребенка, стрессовые, кризисные ситуации и способность семьи справляться с ними; наличие предыдущих случаев пренебрежения нуждами ребенка;.
исполнение родителями обязанностей по содержанию своих детей (оформление пособий, пенсий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, исполнение алиментных обязательств);
выводы о подтверждении либо неподтверждении информации о нарушении прав и законных интересов ребенка, оценка безопасности нахождения ребенка в семье.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 27 ноября 2015 г. N 433-п в пункт 3.7 настоящего приложения внесены изменения
3.7. Для выяснения дополнительных сведений о ребенке и семье орган опеки и попечительства не позднее 3 рабочих дней с даты поступления сведений о ребенке направляет запросы в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иные заинтересованные организации с целью выяснения сведений о наличии либо отсутствии фактов, свидетельствующих о создании родителями условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию.
Абзац второй утратил силу.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в срок не позднее трех рабочих дней с даты поступления запроса из органа опеки и попечительства представляют имеющуюся у них информацию о ребенке и его семье.
Пункт 3.8 изменен. - Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 8 июля 2022 г. N 314-п
3.8. По итогам обследования условий жизни ребенка и его семьи, а также информации, полученной из органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, орган опеки и попечительства:
а) при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится;
б) при выявлении нарушений прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также детей, попавших в трудную жизненную ситуацию либо социально опасное положение, готовит в срок не позднее 7 рабочих дней с даты поступления сведений о ребенке заключение по форме, утвержденной Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заключение), и направляет его в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения ребенка для рассмотрения и организации индивидуальной профилактической работы в отношении ребенка и его семьи в течение 7 рабочих дней с даты поступления заключения.
При поступлении информации о детях, права и законные интересы которых нарушены в течение года после снятия семьи с профилактического учета, орган опеки и попечительства в заключении указывает на необходимость ежемесячного рассмотрения промежуточных результатов реализации индивидуальной профилактической работы в отношении ребенка и его семьи.
в) при неподтверждении фактов создания родителями своими действиями или бездействием условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, в графе 8 журнала учета сообщений о детях, права и законные интересы которых нарушены, проставляется соответствующая отметка.
При необходимости обеспечения временного проживания детей, права и законные интересы которых нарушены, если действия, проводимые по месту проживания ребенка, не позволяют обеспечить безопасность ребенка, орган опеки и попечительства направляет информацию в орган управления социальной защиты населения не позднее семи рабочих дней с даты поступления сведений о ребенке.
При установлении факта неисполнения родителями обязанностей по содержанию своих детей орган опеки и попечительства вручает родителям уведомление о возможности получения социально-правовой помощи, оказываемой социальными службами, органом опеки и попечительства.
Орган управления социальной защиты населения организует временное помещение детей в возрасте до 3 лет в специализированный дом ребенка, детей старше 3 лет - в специализированную организацию для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 6 декабря 2013 г. N 540-п пункт 3.9 настоящего приложения изложен в новой редакции
3.9. Орган опеки и попечительства проводит совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав не позднее 5-го числа каждого месяца сверку данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации и состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Пункт 3.10 изменен. - Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 8 июля 2022 г. N 314-п
3.10. Индивидуальная профилактическая работа в отношении ребенка и его семьи осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В случае выявления существенных угроз для безопасности ребенка органом опеки и попечительства в течение одного дня с даты выявления факта угрозы разрабатывается и реализуется план по обеспечению безопасности (далее - План), который включает действия по нейтрализации (минимизации) угроз, выявленных в процессе оценки безопасности.
План носит краткосрочный характер. Его основная задача - защита ребенка от обстоятельств, угрожающих его здоровью и безопасности, до момента завершения детальной оценки рисков, ситуации в семье и начала реализации услуг по профилактике социального сиротства, которые позволят на постоянной основе устранить риск причинения ребенку вреда.
План по обеспечению безопасности должен включать следующую информацию:
состав угрозы безопасности ребенка;
действия, направленные на устранение выявленных угроз;
сроки выполнения намеченных действий;
должностные лица, ответственные за выполнение мероприятий Плана;
мониторинг ситуации и контроль исполнения мероприятий плана.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.