Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму Федеральной службы по надзору
в сфере образования и науки
от 27 декабря 2006 г. N 01-867/08-01
Рекомендации
по организации системы общественного наблюдения (контроля) за проведением единого государственного экзамена
1. Общие положения
В целях повышения прозрачности и объективности единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), повышения доверия общества к процедуре ЕГЭ за счет возможности предоставления обществу оперативной информации о ходе проведения ЕГЭ рекомендуется привлекать представителей общественности к участию в контроле за проведением ЕГЭ в качестве общественных наблюдателей.
Система общественного наблюдения (контроля) в субъекте Российской Федерации (далее - субъект Федерации) создается и функционирует на основании положения об общественных наблюдателях субъекта Федерации, разрабатываемого с учетом настоящих Рекомендаций.
Положение разрабатывается государственным органом управления образованием субъекта Федерации (далее - ОУО) и утверждается по согласованию с государственной экзаменационной комиссией субъекта Федерации (далее - ГЭК).
В Положении рекомендуется определить цели и принципы создания системы общественного наблюдения, распределение функций между органами управления образованием различных уровней по организации системы общественного наблюдения, порядок аккредитации, права и обязанности общественных наблюдателей.
В своей деятельности общественные наблюдатели руководствуются: законодательством Российской Федерации;
Положением о проведении единого государственного экзамена (утверждено приказом Минобразования России от 09.04.2002 N 1306, зарегистрирован Минюстом России 08.05.2002 N 3420), другими нормативными правовыми актами Минобрнауки России;
индивидуальными правовыми актами и инструктивно-методическими документами Рособрнадзора по вопросам организации и проведения ЕГЭ;
нормативными правовыми актами и инструкциями субъекта Федерации по вопросам организационно-технологического сопровождения ЕГЭ.
Деятельность общественных наблюдателей осуществляется на безвозмездной основе, понесенные расходы общественным наблюдателям не возмещаются.
Организация аккредитации и деятельности общественных наблюдателей осуществляется в соответствии с утвержденным в субъекте Федерации Положением.
Положение, а также итоги работы общественных наблюдателей доводятся до сведения общественности, в том числе через средства массовой информации.
2. Аккредитация общественных наблюдателей
2.1. Аккредитацией признается наделение гражданина в установленном порядке полномочиями для осуществления деятельности по общественному контролю за ходом проведения ЕГЭ в пунктах проведения ЕГЭ (далее - ППЭ) в период государственной (итоговой) аттестации выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования (далее - ссузы и вузы).
Полномочия общественных наблюдателей подтверждаются удостоверениями.
2.2.В качестве общественных наблюдателей могут быть аккредитованы:
работники средств массовой информации,
члены родительских комитетов общеобразовательных учреждений,
члены попечительских советов образовательных учреждений,
члены общественных объединений и организаций,
работники образовательных учреждений,
представители органов законодательной власти.
Вышеуказанные лица не могут выступать в качестве общественных наблюдателей на пунктах проведения ЕГЭ (далее - ППЭ), в которых сдают экзамен их родственники.
Работник, член родительского комитета, член попечительского совета образовательного учреждения не может быть допущен в качестве общественного наблюдателя в ППЭ, в котором сдают экзамен выпускники образовательного учреждения, которое он представляет.
2.3. Аккредитацию лиц, желающих стать общественными наблюдателями, осуществляют, как правило, ОУО субъекта Федерации по согласованию с ГЭК. В случае если в субъекте Федерации существует два государственных органа управления образованием, аккредитацию общественных наблюдателей осуществляет по решению ГЭК один из них (далее - уполномоченный ОУО).
Уполномоченный ОУО может предусмотреть в Положении возможность передачи муниципальным органом управления образованием (далее - МОУО) функции по аккредитации общественных наблюдателей из числа членов родительских комитетов общеобразовательных учреждений, членов попечительских советов общеобразовательных учреждений.
2.4. Лица, желающие приобрести статус общественного наблюдателя, подают заявление в уполномоченный ОУО или МОУО (приложение N1 - примерная форма заявления).
2.5. Прием заявлений на аккредитацию и аккредитация общественных наблюдателей завершаются не позднее, чем за три дня до начала первого экзамена.
2.6. В случае положительного решения лицо, аккредитованное в качестве общественного наблюдателя, получает персональное удостоверение, содержащее его паспортные данные и заверенное печатью и подписью руководителя ОУО, выдавшего удостоверение (приложение N2 - примерная форма удостоверения).
2.7. Оформленное удостоверение выдается общественному наблюдателю на руки или высылается по адресу, указанному в его заявлении.
Уполномоченный ОУО по мере формирования, но не позднее утра следующего дня после завершения аккредитации, направляет в МОУО списки лиц, аккредитованных в качестве общественных наблюдателей.
2.8. МОУО:
распределяет (случайным образом) по ППЭ общественных наблюдателей, изъявивших желание присутствовать на территории их муниципального образования, исходя из того, что в одной аудитории могут присутствовать не более двух общественных наблюдателей;
информирует общественных наблюдателей о дате проведения экзамена и месте нахождения ППЭ, в котором он вправе присутствовать на экзамене;
доводит до сведения руководителей ППЭ списки лиц, направляемых в ППЭ в качестве общественных наблюдателей;
направляет в уполномоченный ОУО информацию, включающую сведения о фактическом присутствии общественных наблюдателей в конкретных ППЭ с указанием дат посещения экзамена.
3. Права и обязанности общественного наблюдателя
3.1. Общественный наблюдатель имеет право:
присутствовать в день проведения экзамена в ППЭ, в том числе находиться в аудиториях на одном, нескольких или на всех этапах подготовки и проведения экзамена (рассадки экзаменующихся, процедуры вскрытия пакетов с контрольными измерительными материалами, инструктажа экзаменующихся, заполнения экзаменующимися бланков ответов, упаковки организаторами пакетов с заполненными бланками ответов и отправки в ППЭ или РЦОИ);
получить необходимую информацию и разъяснения по вопросам нормативного правового регулирования и инструктивного обеспечения ЕГЭ, а также знакомиться с отдельными документами, инструкциями;
направлять в ГЭК и уполномоченный ОУО замечания и предложения по совершенствованию организации проведения ЕГЭ.
3.2. Общественный наблюдатель обязан:
ознакомиться с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена;
иметь с собой при посещении ППЭ и предъявлять организаторам документ, удостоверяющий личность, и удостоверение общественного наблюдателя;
получить отметку в удостоверении общественного наблюдателя о дате и времени всех посещений им ППЭ, заверенную подписью руководителя ППЭ;
сделать под роспись отметку в протоколе проведения экзамена в данном ППЭ о наличии или отсутствии замечаний;
при наличии замечаний, направить в день проведения экзамена сообщение в письменной форме о замеченных нарушениях в организации проведения экзамена в данном ППЭ в ГЭК и уполномоченный ОУО;
соблюдать установленный порядок проведения ЕГЭ, режим информационной безопасности, требования организаторов в ППЭ.
3.3. Общественный наблюдатель не вправе:
вмешиваться в ход подготовки и проведения ЕГЭ (рассадки экзаменующихся, вскрытия пакетов с заданиями, инструктажа, заполнения и сдачи экзаменующимися бланков ответов, упаковки и отправки пакетов с заполненными бланками ЕГЭ и т.п.);
входить или выходить из аудитории во время экзамена (заполнения экзаменующимися бланков ответов);
оказывать содействие или отвлекать экзаменующихся при заполнении бланков ответов во время экзамена, в том числе задавать вопросы, делать замечания;
пользоваться в аудиториях средствами мобильной связи, фото и видеоаппаратурой.
При нарушении вышеуказанных требований общественный наблюдатель удаляется из аудитории организаторами в ППЭ.
Общественный наблюдатель несет ответственность за злоупотребление своим положением в целях удовлетворения корыстной или иной личной заинтересованности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.