Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
Примеры сравнительного анализа на новизну
Пример 1. Стул
Заявленное художественно-конструкторское решение относится к внешнему виду стула на металлическом каркасе прямоугольного профиля (рис. 7).
Существенными признаками являются: сиденье (1), спинка (2) и опоры (3), их форма и взаимное расположение.
В качестве прототипа выбрано художественно-конструкторское решение внешнего вида стула (рис. 8) на металлическом каркасе прямоугольного профиля.
Существенными признаками прототипа являются: сиденье, спинка и опоры, их форма и взаимное расположение.
Сопоставительный анализ художественно-конструкторского решения внешнего вида стула и прототипа показывает, что сходными признаками являются сиденье и его форма, спинка и ее форма, их взаимное расположение.
По совокупности существенных признаков заявленное художественно-конструкторское решение внешнего вида стула отличается от прототипа формой опор.
Выявленное отличие, заключающееся в изменении одного из существенных признаков заявленного художественно-конструкторского решения внешнего вида стула, создает его иной зрительный образ.
Таким образом, заявленное художественно-конструкторское решение является новым.
Пример 2. Часы электронные
Заявлено художественно-конструкторское решение внешнего вида электронных часов (рис. 9).
Часы имеют основание с кнопками управления и электронное табло.
Существенными признаками, формирующими их внешний вид, являются прямоугольной формы основание и электронное табло, расположенное в левой части основания на скошенной стойке, т.е. наличие функциональных элементов, форма этих элементов и их взаимное расположение.
В качестве прототипа экспертизой выбрано художественно-конструкторское решение внешнего вида электронных часов (рис. 10).
Существенными признаками прототипа являются основание, электронное табло, расположенное в левой части основания на скошенной стойке, т.е. функциональные элементы, форма этих элементов и их взаимное расположение.
Сопоставительный анализ заявленного художественно-конструкторского решения внешнего вида электронных часов и прототипа показывает, что существенные признаки обоих часов сходны.
Форма основания, электронного табло, стойки, поддерживающей табло, сходна.
В заявленных часах, также, как и в прототипе, электронное табло смещено относительно центра основания в левую сторону, а в правой части основания имеются четыре кнопки управления.
Отличие заявленного художественно-конструкторского решения, состоящее в том, что в заявленных часах на фронтальной поверхности основания под кнопками управления имеется шильд с условными обозначениями, не является существенным, так как не затрагивает формообразования и не меняет зрительный образ часов.
Таким образом, можно сделать вывод, что заявленное художественно-конструкторское решение изделия не ново.
Пример 3. Набор мебели
Заявлено художественно-конструкторское решение внешнего вида набора мебели для отдыха (рис. 11), предназначенного для организации интерьера жилых и общественных помещений и состоящего из дивана, двух кресел и журнального стола. Диван и кресла имеют мягкие элементы сиденья и спинок, причем мягкие элементы спинок украшены декоративными строчками, шнурами и пуговицами. Кресла и диван снабжены высокими боковинами сложной конфигурации, в конструкции которых предусмотрено наличие мягких накладных локотников. Все мягкие элементы дивана и кресел обтянуты декоративной тканью.
Журнальный стол имеет прямоугольную столешницу, фигурные, волнообразно решенные царги и изогнутые ножки-опоры. Все изделия заявленного набора мебели для отдыха решены в едином стилевом ключе "ретро".
В качестве прототипа выбрано художественно-конструкторское решение внешнего вида набора мягкой мебели для отдыха "Таня" (рис. 12).
Известный набор мебели состоит из дивана и двух кресел, имеющих мягкие элементы сидений и спинок, высокие кутаные боковины с мягкими накладными локотниками. Подушки, образующие мягкие элементы спинок, украшены декоративными пуговицами.
В качестве прототипа решения внешнего вида стола выбрано художественно-конструкторское решение внешнего вида журнального стола, входящего в состав набора мебели для кабинета (рис. 13).
Известный стол имеет прямоугольную столешницу с фигурными заоваленными углами, волнообразную царгу и изогнутые ножки-опоры. Ножки и царга украшены накладными декоративными элементами.
Сопоставительный анализ заявленного художественно-конструкторского решения изделия и прототипа показал, что заявленное решение отличается более современным решением боковин кресел и дивана, иной конфигурацией мягких элементов спинок и иным декоративным оформлением.
Отличие заявленного внешнего вида стола от известного, при сохранении единого принципа организации объемно-пространственной структуры, состоит в основном в нюансировке форм основных композиционных элементов (столешницы, царги, ножек-опор) и их декоративном оформлении (отсутствие декоративных накладных элементов на ножках и царге заявленного стола).
Перечисленные выше отличия существенно меняют форму и пластику заявленного набора в целом по сравнению с известным, создавая новый зрительный образ.
Таким образом, художественно-конструкторское решение внешнего вида заявленного набора мебели для отдыха является новым.
Пример 4. Телевизор
Заявлено художественно-конструкторское решение внешнего вида телевизора (рис. 14). Телевизор имеет прямоугольный корпус и накладную лицевую панель из пластмассы с асимметричным композиционным решением и рельефным членением на функциональные зоны: слева - экран кинескопа, справа - пульт управления с акустической решеткой.
В качестве прототипа выбрано художественно-конструкторское решение внешнего вида телевизора (рис. 15).
Известный телевизор имеет прямоугольный корпус и лицевую панель из дерева, заглубленную в корпус и обрамленную по периметру профилей с асимметричным решением: экран кинескопа - слева, пульт управления с акустической решеткой - справа; пульт выполнен накладным.
Сопоставительный анализ заявленного решения и известного показал, что заявленное решение отличается от известного скульптурной формой лицевой панели, формой органов управления и рисунком акустической решетки, т.е. совокупностью существенных признаков, которая обеспечивает новый зрительный образ изделия.
Таким образом, заявленное художественно-конструкторское решение является новым.
Пример 5. Телевизор
Заявлено художественно-конструкторское решение внешнего вида телевизора (см. рис. 15).
Телевизор имеет прямоугольный корпус и лицевую панель из дерева, которая композиционно решена асимметрично: слева - экран кинескопа, справа - пульт управления с акустической решеткой. Накладной пульт состоит из сенсорного блока выбора программ и ручек регулировки, под ними - акустическая решетка. Экран и правый блок имеют выступающий профиль по периметру.
В качестве прототипа выбрано художественно-конструкторское решение внешнего вида телевизора (рис. 16).
Известное решение телевизора имеет прямоугольный корпус и аналогичное композиционное решение лицевой панели.
Сопоставительный анализ заявленного и известного решений показал, что они имеют не только общую композиционную схему, но и близки по проработке отдельных элементов. Пульт управления с акустической решеткой также выполнен единым накладным блоком. Пульт управления состоит из сенсорного блока выбора программ и ручек регулировки, под ними - акустическая решетка. Лицевая панель, как и корпус, выполнена из дерева и обрамлена профилем. Форма органов управления сходна. Экран и блок справа имеют обрамление по периметру.
Заявленное решение отличается от известного рисунком акустической решетки и формой сенсорных переключателей.
Указанные отличия не свидетельствуют о наличии новой совокупности существенных признаков, так как не влияют на формирование нового зрительного образа.
Таким образом, заявленное художественно-конструкторское решение телевизора не является новым.
Пример 6. Отвертка
Заявлено художественно-конструкторское решение внешнего вида отвертки универсальной, состоящей из штампованного пластмассового корпуса цилиндрической формы с углублениями-канавками, имеющего конусное сужение в месте перехода корпуса в держатель стержня отвертки (рис. 17).
В качестве прототипа принято художественно-конструкторское решение внешнего вида отвертки, состоящей из корпуса-ручки цилиндрической формы с крышкой закругленной формы (рис. 18).
Приведенный сопоставительный анализ заявленного и известного решений показал, что они имеют сходство в характере формы, пропорциях и пластической проработке элемента корпуса-рукоятки.
Основными элементами, формирующими зрительный образ известной и предложенной отверток, являются цилиндрической формы корпус с углублениями-канавками, имеющий конусное сужение в месте перехода в конусную деталь держателя стержня. В корпусе предусмотрена емкость для сменного инструмента, закрывающаяся крышкой с накаткой.
Отличие заявленного решения от известного заключается в наличии у заявленной отвертки цангового зажима для сменного инструмента. Указанное отличие не свидетельствует о наличии новой совокупности существенных признаков заявленного решения, так как носит детальный характер, не затрагивает процесса формообразования и стилеобразования изделия и, следовательно, не влияет на формирование нового зрительного образа.
Таким образом, заявленное художественно-конструкторское решение внешнего вида отвертки не ново.
Пример 7. Упаковочная машина
Заявлено художественно-конструкторское решение внешнего вида упаковочной машины с пневмоприводом натяжения стальной ленты (рис. 19).
Существенными признаками заявленного решения являются Г-образной формы корпус, рукоятка пистолетного типа.
В качестве прототипа выбрано художественно-конструкторское решение внешнего вида пневматического устройства с магазином для замков (рис. 20).
В известном устройстве механизмы натяжения и фиксации ленты смонтированы в корпусе цилиндрической формы.
Проведенный сопоставительный анализ заявленного и известного решений показал, что они имеют общую композиционную схему, близки по проработке отдельных элементов.
Основными элементами, формирующими зрительный образ, известной и предложенной упаковочных машин являются: цилиндрический корпус механизма натяжения и фиксации ленты, рычаг подъема ролика и рычаг фиксации ленты. Корпус служит рукояткой, за которую удерживают машину.
Отличие заявленного решения от известного заключается в изменении форм рукоятки.
Указанное отличие не свидетельствует о наличии новой совокупности существенных признаков заявленного решения, так как является вариантом решения рукоятки, не затрагивает процесс формо- и стилеобразования изделия в целом и, следовательно, не влияет на формирование нового зрительного образа.
Таким образом, заявленное художественно-конструкторское решение внешнего вида упаковочной машины с пневмоприводом не ново.
Пример 8. Кресло оператора
Заявлено художественно-конструкторское решение внешнего вида кресла операторского универсального, предназначенного для оборудования рабочих мест операторов в системах управления комплексными объектами при продолжительном режиме работы (рис. 21).
Кресло операторское универсальное представляет собой объемно-пространственную структуру, состоящую из опоры с пятилучевой крестовиной на роликовых катках, сиденья, включающего ложемент, закрепленный на опоре, и мягкий вкладыш, спинки подвижного элемента крестообразной формы, включающего фигурную спинку и мощную консоль, закрепленную в ложементе сиденья, съемные подлокотники. Основной особенностью заявленного решения является конструкция крестообразной спинки.
В качестве прототипа выбрано художественно-конструкторское решение кресла (рис. 22).
Известное кресло имеет пятилучевую опору на роликовых катках, сиденье, закрепленное на вертикальной опоре в гофрированном кожухе, фигурную "грушевидной" формы спинку на консоли, съемные подлокотники.
Сопоставительный анализ заявленного художественно-конструкторского решения и прототипа показал, что заявленное решение отличается от известной конструкции спинки характерной крестообразной формы.
Спинка кресла имеет четкую форму с композиционно акцентированными функциональными элементами. Мощная консоль контрастна по массе к основным элементам сиденья-спинки, органично входит в структуру конструктивно и пластически. Верхняя часть спинки имеет сложную форму, функционально и эргономически оправданную, так как обеспечивает опору в основных точках костно-мышечного аппарата человека. Основные элементы кресла: спинка, сиденье, подлокотники отличаются однохарактерным пластическим решением, нюансно-пластической моделировкой формы, изысканной прорисовкой контура.
Таким образом, заявленное художественно-конструкторское решение является новым.
Пример 9. Приставка электронная
Заявлено художественно-конструкторское решение внешнего вида приставки электронной, предназначенной для коррекции амплитудно-частотных характеристик звуковых трактов электромузыкальных инструментов и бытовой звуковоспроизводящей аппаратуры (рис. 23).
Существенными признаками внешнего вида заявленного решения являются: корпус прямоугольной формы, имеющий скос от горизонтали верхней панели, конструктивно выделенная панель со скосом, в центре которого расположена круглая, октавно выступающая кнопка, движковые органы управления в задней части панели.
В качестве прототипа выбрано художественно-конструкторское решение приставки электронной "Компрессор-Сустейнер" (рис. 24).
Известное решение имеет следующие существенные признаки внешнего вида: корпус прямоугольной формы со скосом от горизонтали верхней панели, конструктивно выделенную панель со скосом, в центре которого расположена круглая активно выступающая кнопка, две цилиндрические ручки на противоположной стороне панели.
В результате сравнительного анализа установлено, что заявленное и известное решения имеют сходную форму, общее композиционное решение, близки по проработке отдельных элементов (конструктивное решение корпуса, панели, ее пластическое и фактурное решение).
Основными элементами, формирующими зрительный образ известного и предложенного устройств, являются: прямоугольной формы корпус со скосом, в центре которого расположена круглая, активно выступающая кнопка, конструктивно выделенная панель черного цвета с органами управления.
Отличие заявленного решения от известного заключается в изменении формы органов управления, их количества, в изменении надписи на панели. Указанные отличия не свидетельствуют о наличии новой совокупности существенных признаков внешнего вида заявленного решения, так как носят детальный характер, не затрагивают процесс формообразования, стилеобразования изделия и, следовательно, не влияют на формирование нового зрительного образа.
Таким образом, заявленное художественно-конструкторское решение внешнего вида приставки электронной не ново.
Пример 10. Осциллограф
Заявлено художественно-конструкторское решение внешнего вида осциллографа, предназначенного для регистрации световым лучом на фотобумаге изменений во времени электрических процессов (рис. 25).
Прибор выполнен в корпусе, имеющем форму параллелепипеда.
Корпус прибора состоит из лицевой панели, обрамленной рамкой задней панели, двух боковин, в гнездах которых расположены ручки для переноса, верхней панели, на которой находятся три ряда жалюзи, и нижней панели.
На лицевой панели слева находятся шкала и кассета для фотобумаги, справа - органы управления и индикации.
Лицевая панель и корпус темного цвета.
Прибор снабжен крышкой, которой закрывается при хранении и транспортировке.
В качестве прототипа выбрано художественно-конструкторское решение внешнего вида осциллографа (рис. 26), выполненного в корпусе, имеющем форму параллелепипеда.
Корпус прибора состоит из лицевой панели, обрамленной рамкой, задней панели, П-образного кожуха, образующего боковины и верхнюю плоскость, на котором находятся жалюзи, и нижней панели.
На лицевой панели слева находятся шкала и кассета для фотобумаги, справа - органы управления.
Сопоставительный анализ заявленного художественно-конструкторского решения и прототипа показал, что заявленное решение отличается и от известного:
- конструктивным решением корпуса, наличием на боковинах ручек для переноса, иным решением жалюзи;
- композиционным решением лицевой панели, которое заключается в ином расположении органов управления и индикации в правой части панели;
- иной пластикой всех формообразующих элементов прибора, характеризующих единый стиль;
- цветофактурным решением прибора;
- наличием крышки.
Таким образом, заявленное художественно-конструкторское решение является новым.
Пример 11. Компаратор сопротивлений
Заявлено художественно-конструкторское решение внешнего вида компаратора сопротивлений (рис. 27).
Прибор выполнен в стандартном унифицированном корпусе, имеющем форму параллелепипеда.
На лицевой панели в левой части расположено окно цифрового индикатора, под которым имеется ряд кнопок включения, в правой части расположены ручки управления и два гнезда подключения разъемов.
В качестве прототипа экспертизой принято художественно-конструкторское решение внешнего вида универсального вольтметра (рис. 28).
Прибор выполнен в стандартном унифицированном корпусе, имеющем форму параллелепипеда.
На лицевой панели в левой части расположено окно цифрового индикатора, под которым имеется ряд кнопок включения, в правой части расположены ручки управления и два гнезда подключения разъемов.
Проведенный сопоставительный анализ заявленного и известного решений показал, что они выполнены в одинаковых корпусах и имеют общую композиционную схему лицевой панели.
Основными элементами, формирующими зрительный образ известного и предложенного приборов, является наличие цифрового окна индикатора, органов управления и подсоединения, расположенных на лицевой панели.
Отличие заявленного решения от известного заключается в незначительном изменении количества и формы отдельных элементов лицевой панели.
Указанные отличия не свидетельствуют о наличии новой совокупности существенных признаков заявленного решения, так как носят детальный характер, не затрагивают формообразования изделия, и, следовательно, не влияют на формирование нового зрительного образа.
Таким образом, заявленное художественно-конструкторское решение внешнего вида компаратора сопротивлений не ново.
Пример 12. Набор посуды
Заявлено художественно-конструкторское решение внешнего вида набора посуды из нержавеющей стали из десяти предметов, предназначенного для тепловой обработки продуктов. Набор включает кастрюли, сковороды, два чайника, дуршлаг (рис. 29).
Все предметы набора выполнены в едином стилевом ключе.
Существенной особенностью формообразования предметов набора, формирующей его зрительный образ, следует считать решение корпуса и крышки изделий с большим радиусом скругления, обеспечивающим заявленной посуде мягко очерченные контуры.
Все предметы набора имеют выявленную отбортовку по краю корпуса и крышки.
Контраст смягченной пластики изделий с подчеркнутой отбортовкой является основным выразительным средством композиционного решения набора.
Принятая форма ручек и ручек-кнопок, имеющая луночки для захвата пальцами, позволила включить ручки в композицию как декоративные элементы и способствовала стилевому единству предметов набора.
В качестве прототипа выбрано художественно-конструкторское решение набора посуды из нержавеющей стали из восьми предметов (рис. 30).
Все предметы известного набора выполнены в едином стилевом ключе.
Существенными признаками прототипа является решение корпуса изделий в виде цилиндра с отбортовкой и скругленной формой крышки с пластмассовой ручкой-кнопкой.
Сопоставительный анализ заявленного художественно-конструкторского решения и прототипа показал, что заявленный набор отличается от известного общей формой предметов, за счет более мягкого пластического решения как самой формы, так и отдельных ее элементов. Иным решением зон стыковки корпуса и крышек, формой ручек элементов набора, что придает набору в целом законченность и зрительное единство всех элементов, существенно отличая его от известного комплекта в целом.
Таким образом, заявленное художественно-конструкторское решение является новым.
Пример 13. Набор эмалированной посуды
Заявлено художественно-конструкторское решение внешнего вида набора чугунной эмалированной посуды из трех предметов. Набор включает кастрюлю, утятницу и сковороду (рис. 31).
Существенными признаками заявленного решения для всех предметов набора являются прямоугольная в плане форма корпуса с радиусным скруглением углов с мягко очерченными контурами основания и высоких крышек.
Ручки корпуса изделий набора имеют сложную форму с углублениями для захвата пальцами, ручки-кнопки крышек - прямоугольную форму.
В качестве прототипа выбрано художественно-конструкторское решение внешнего вида набора чугунной эмалированной посуды из трех предметов: кастрюли, утятницы, сковороды (рис. 32).
Существенным признаком известного решения является прямоугольная форма корпуса предметов набора со скругленными углами и мягко очерченным основанием и крышкой. В верхней плоскости крышки предусмотрено углубление прямоугольной формы под ручку типа скобы.
Проведенный сопоставительный анализ заявленного и известного решений показал, что в их основу положен один и тот же формообразующий принцип.
Сравниваемые художественно-конструкторские решения выполнены в едином стилевом ключе, имеют общую схему композиционного решения, близки по проработке основных и второстепенных формообразующих элементов (корпуса, крышки, ручки корпуса).
Отличие заявленного решения от известного заключается в некотором изменении формы крышек: отсутствует углубление в центре крышки и изменены формы ручек.
Выявленное отличие не свидетельствует о наличии новой совокупности существенных признаков заявленного решения, так как носит детальный характер, не затрагивает по существу процесс формо- и стилеобразования изделия и, следовательно, не влияет на формирование зрительного образа.
Таким образом, заявленное художественно-конструкторское решение внешнего вида набора чугунной эмалированной посуды не ново.
Пример 14. Костюм женский
Заявлено художественно-конструкторское решение внешнего вида костюма женского, состоящего из жакета, юбки и блузки (рис. 33). Юбка и жакет выполнены из тонкой шерстяной однотонной ткани, блузка - из полосатого шелка. Юбка широкая, свободного прямого силуэта, на сборке, с прорезными карманами на передней# поле. Жакет прямой и свободный, без бортов, с втачным рукавом, выполненным с объемной головкой. На рукавах предусмотрено наличие шлицы. На полочке жакета имеются прорезные карманы. Все конструктивные линии и функциональные элементы жакета и юбки декорированы отделочной тесьмой. Блузка свободного силуэта с втачным рукавом снизу на резинке. Рукав заканчивается широким воланом с поперечно расположенными полосами. Аналогичным воланом оформлена горловина блузки. Ансамбль завершает декоративный бант-галстук и пояс, завязывающийся разноцветными шнурами.
В качестве прототипа выбрано художественно-конструкторское решение внешнего вида костюма женского, состоящего из жакета, юбки и блузки (рис. 34). Юбка широкая, свободного силуэта, на сборке и широком поясе. Жакет выполнен из шерстяной полосатой ткани с втачным круглым воротником и рукавами. Блузка - из шелковой ткани со стоячим воротником дополняется галстуком-бантом.
Сопоставительный анализ заявленного художественно-конструкторского решения и прототипа показал, что заявленное решение отличается от известного как своей конструктивной основой, так и декоративным оформлением, что выражается в иной более свободной и романтичной форме жакета, подчеркнутой декором в виде рельефной тесьмы и пуговиц, а также в более декоративно-романтическом решении блузки, обусловленном наличием красиво ниспадающих воланов на рукавах и горловине. Наличие аксессуаров, в частности декоративного пояса, органично вписывающихся в общий ансамбль костюма, наряду с перечисленными выше отличиями, вносит существенные изменения в решение внешнего вида заявленного объекта по сравнению с известным.
Таким образом, заявленное художественно-конструкторское решение является новым.
Пример 15. Блузка женская
Заявлено художественно-конструкторское решение внешнего вида женской блузки, выполненной из белой шелковой ткани и рекомендованной для женщин любой возрастной группы (рис. 35). Блузка имеет прямой силуэт, втачной свободный рукав на манжете, воротник сорочечного типа, с заоваленными углами. Полочка блузки по центру декорирована продольными защипами, ограниченными с обеих сторон вертикально проложенными атласными лентами.
В качестве прототипа принято художественно-конструкторское решение внешнего вида блузки женской, выполненной из белой шелковой ткани, прямого силуэта с втачным свободным рукавом на манжете и воротником сорочечного типа (рис. 36).
В центральной части полочки известного изделия расположен ряд вертикальных защипов, ограниченных со всех сторон кружевными рюшами; такими же рюшами декорирован и воротник известной блузки.
Проведенный сопоставительный анализ заявленного и известного решений показал, что они имеют общую схему композиционного решения, аналогичную конструктивную основу, решены в едином стилевом ключе и близки по проработке отдельных элементов.
Основными элементами, формирующими зрительный образ заявленного и известного изделий, являются: втачной рукав на манжете, воротник сорочечного типа, декоративный элемент в центральной области полочки.
Отличия заявленного решения от известного заключаются в отсутствии в заявленном декоративной рюши на воротнике и замене продольных рюш на полочке изделия атласными лентами.
Указанные отличия не свидетельствуют о наличии новой совокупности существенных признаков, так как носят детальный характер, не затрагивают основ формо- и стилеобразования изделия, не вносят существенных изменений в его конструкцию, и, следовательно, не влияют на формирование нового зрительного образа.
Таким образом, заявленное художественно-конструкторское решение внешнего вида блузки женской не ново.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.