Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору постановляет:
Утвердить и ввести в действие с 1 марта 2007 г. прилагаемые федеральные нормы и правила "Требования к содержанию плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на исследовательских ядерных установках" (НП-075-06).
Руководитель |
К.Б. Пуликовский |
Требования
к содержанию плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на исследовательских ядерных установках
НП-075-06
(утв. постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 декабря 2006 г. N 10)
Введены в действие с 1 марта 2007 г.
Выпускается впервые
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 декабря 2012 г. N 1265 настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии действуют до их отмены
См. справку о федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности и атомной энергии
Термины и определения
В целях настоящего документа используются следующие термины и определения.
1. Авария локальная - авария, последствия которой ограничиваются одним помещением (зданием).
2. Авария местная - авария, последствия которой ограничиваются территорией санитарно-защитной зоны.
3. Авария общая - авария, последствия которой распространяются за пределы санитарно-защитной зоны.
4. Неотложные работы - аварийные работы, направленные на спасение и поиск людей, оказание помощи пострадавшим (аварийно-спасательные работы), а также работы, направленные на:
- устранение завалов, препятствующих проведению спасательных работ;
- локализацию и тушение пожаров;
- восстановление поврежденных защитных сооружений;
- устранение причин, способствующих распространению радиоактивных веществ в окружающей среде и повторному возникновению пожаров, взрывов и пр.
5. Разведка (общая и радиационная) - мероприятия, проводимые в зоне чрезвычайной ситуации с целью определения состояния и степени разрушения помещений, зданий и оборудования ИЯУ, выявления пожаров, завалов на путях подхода и подъезда пожарной и другой техники к месту аварии и местам пожаров (общая разведка) или с целью установления границ зон радиоактивного загрязнения территории, интенсивности радиационного излучения, состава радионуклидов, степени радиоактивного загрязнения помещений, зданий и оборудования (радиационная разведка).
6. Режим повышенной готовности (состояние "Аварийная готовность") - режим функционирования ИЯУ и эксплуатирующей организации в целом в обстановке, сложившейся после нарушения нормальной эксплуатации ИЯУ и требующей оперативного вмешательства с целью предотвращения аварии.
7. Режим чрезвычайной ситуации (состояние "Аварийная обстановка") - режим функционирования ИЯУ и эксплуатирующей организации в целом в обстановке, сложившейся после возникновения аварии на ИЯУ и требующей реализации мероприятий по защите персонала и (или) населения и окружающей среды.
1. Назначение и область применения
1.1. Настоящий нормативный документ устанавливает требования к содержанию Плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на исследовательских ядерных установках (ИЯУ) и определяет организационные мероприятия, направленные на обеспечение его выполнения.
1.2. Настоящий нормативный документ распространяется на сооружаемые, эксплуатируемые и выводимые из эксплуатации ИЯУ любого типа и любой категории потенциальной радиационной опасности.
2. Общие требования к плану мероприятий по защите персонала в случае аварии на ИЯУ
2.1. План мероприятий по защите персонала в случае аварии на исследовательских ядерных установках (далее - План мероприятий) разрабатывается эксплуатирующей организацией и должен быть утвержден ее руководителем после согласования со всеми организациями, участие которых может потребоваться при проведении работ по ликвидации последствий аварии на ИЯУ, включая:
- для ИЯУ I и II категорий потенциальной радиационной опасности - с Региональным управлением Федерального медико-биологического агентства (РУ ФМБА России), с постоянно действующими органами управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального уровня;
- для ИЯУ III и IV категорий потенциальной радиационной опасности - с РУ ФМБА России.
2.2. План мероприятий следует разрабатывать, исходя из рассмотренных возможных проектных и запроектных аварий на ИЯУ, характеризующихся наихудшими радиационными последствиями, и с учетом специфики предстоящего этапа жизненного цикла ИЯУ.
2.3. План мероприятий для сооружаемых ИЯУ должен быть разработан и введен в действие до ввода в эксплуатацию ИЯУ.
2.4. Эксплуатирующая организация, имеющая несколько ИЯУ, должна обеспечить разработку для каждой ИЯУ своего (объектового) плана мероприятий по защите персонала, являющегося составной частью Плана мероприятий и содержащего информацию, установленную в подразделах 3.2.1-3.2.3, 3.2.5, 3.3.1, 3.3.4, 3.3.5, 3.3.7, 3.3.9-3.3.11 настоящего нормативного документа.
2.5. План мероприятий должен пересматриваться не реже одного раза в пять лет.
2.6. В случае ввода в эксплуатацию новых ИЯУ, после реконструкции действующих ИЯУ или введения в действие новых нормативных документов и по результатам проверки готовности эксплуатирующей организации к аварийному реагированию в процессе тренировок и учений в действующий План мероприятий должны вноситься необходимые изменения и дополнения.
2.7. План мероприятий должен быть взаимоувязан в вопросах своевременного оповещения об угрозе (факте) аварии, объеме и периодичности передачи текущей информации и координации действий с Планом мероприятий по защите населения в случае аварии на исследовательских ядерных установках.
3. Требования к содержанию плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на ИЯУ
3.1. Общие положения
3.1.1. Должно быть приведено краткое описание выполняемых в эксплуатирующей организации ядерно- и радиационно опасных работ, представлен перечень исследовательских реакторов, критических сборок и подкритических сборок, а также хранилищ ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, других ядерно- и радиационно опасных участков, находящихся на площадках ИЯУ эксплуатирующей организации.
3.1.2. Должно быть показано, что в соответствии с действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами в эксплуатирующей организации создана система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, являющаяся подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объектового уровня, при этом:
- определены соответствующим положением компетенция и полномочия комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в эксплуатирующей организации (далее - КЧСО), обеспечивающей организацию и руководство выполнением работ по предупреждению аварий и ликвидации их последствий;
- определены приказом руководителя эксплуатирующей организации персональный состав КЧСО и руководитель аварийных работ;
- определены соответствующим положением компетенция и полномочия специальных подразделений или работников эксплуатирующей организации, уполномоченных решать задачи по защите персонала от чрезвычайных ситуаций и по гражданской обороне;
- создана дежурно-диспетчерская служба, осуществляющая повседневное управление системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций эксплуатирующей организации;
- создана система связи и оповещения.
3.1.3. Должны быть приведены состав, полномочия и компетенция экспертно-аналитической группы, сформированной из специалистов эксплуатирующей организации с участием (при необходимости) специалистов органа управления использованием атомной энергии, других организаций, обеспечивающих поддержку КЧСО при ее функционировании в состоянии "Аварийная готовность" и в состоянии "Аварийная обстановка", проведение оперативного анализа поступающей информации, подготовку предложений и рекомендаций по ликвидации последствий аварии.
3.1.4. Должно быть показано, как планируется возможное повышенное облучение персонала, который может быть привлечен к неотложным работам и в какое медицинское учреждение будут направлены на лечение лица, получившие сверхнормативные дозы облучения.
3.1.5. Должен быть определен порядок представления своевременной информации об аварии и ходе выполнения работ по ликвидации ее последствий средствам массовой информации.
3.2. Исходные данные для планирования мероприятий по защите персонала
3.2.1. Общие сведения об ИЯУ.
В подразделе должны быть приведены:
- географические и административные характеристики размещения ИЯУ;
- сведения о месторасположении площадки ИЯУ относительно границ административного деления, а также водоемов и рек, план площадки ИЯУ и санитарно-защитной зоны (рекомендации по оформлению планов приведены в приложениях 1 и 2);
- сведения о возможном радиационном воздействии на человека и окружающую среду в случае аварии на ИЯУ;
- описание здания, где размещается ИЯУ, компоновка его основных технологических помещений;
- основные параметры и режимы эксплуатации ИЯУ;
- категория потенциальной радиационной опасности ИЯУ.
3.2.2. Контроль радиационной обстановки.
В подразделе должны быть приведены:
- краткое описание системы радиационного контроля на ИЯУ;
- информация о составе, возможностях и режимах функционирования автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (далее - АСКРО) и технических средствах передачи информации по каналам АСКРО;
- данные о группе (службе) индивидуального дозиметрического контроля, порядке ее функционирования в условиях нормальной эксплуатации ИЯУ и в условиях аварии на ИЯУ, а также информация, подтверждающая возможность экстренной оценки индивидуальных доз облучения персонала ИЯУ и лиц, принимающих участие в ликвидации последствий аварии.
3.2.3. Радиационная обстановка.
В подразделе должны быть приведены:
1) радиационная обстановка в основных технологических помещениях ИЯУ и в санитарно-защитной зоне, определенная по результатам расчетных оценок или выполненных измерений в условиях нормальной эксплуатации ИЯУ;
2) результаты расчетного прогноза последствий возможных аварий;
3) краткое описание сценариев возможных аварий, в том числе:
- ожидаемые уровни радиоактивных поверхностных загрязнений помещений и оборудования;
- ожидаемые уровни радиоактивного загрязнения площадки ИЯУ и территории санитарно-защитной зоны;
- возможные индивидуальные эффективные (эквивалентные) дозы облучения персонала при аварии;
- возможное количество пострадавших, для которых потребуется медицинская помощь;
4) оценка ожидаемой радиационной обстановки при вариации возможных погодных условий, в том числе при инверсии и конверсии, в отсутствии атмосферных осадков и при их наличии для запроектных аварий, последствия которых могут привести к необходимости реализации мероприятий по защите населения.
3.2.4. Организации, с которыми эксплуатирующей организации следует взаимодействовать в случае аварии на ИЯУ.
В подразделе должен быть приведен перечень организаций, с которыми эксплуатирующей организации следует взаимодействовать при проведении неотложных работ в случае аварии на ИЯУ. Указанный перечень должен учитывать тяжесть последствий возможных аварий.
3.2.5. Критерии для объявления состояния "Аварийная готовность" и состояния "Аварийная обстановка".
В подразделе должны быть установлены:
- значения мощности эффективной дозы и (или) объемной активности йода-131 в помещениях, на площадке ИЯУ, в санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения, при превышении которых принимается решение о начале функционирования ИЯУ и эксплуатирующей организации в целом в состоянии "Аварийная готовность" и в состоянии "Аварийная обстановка". Критерии для объявления состояния "Аварийная готовность" и состояния "Аварийная обстановка" приведены в приложении 3;
- конкретные нарушения пределов и (или) условий безопасной эксплуатации ИЯУ, в случае возникновения которых принимается решение о начале функционирования ИЯУ и эксплуатирующей организации в целом в состоянии "Аварийная готовность" и в состоянии "Аварийная обстановка";
- перечень должностных лиц, имеющих право принимать решение об объявлении состояния "Аварийная готовность" и состояния "Аварийная обстановка" на ИЯУ и в эксплуатирующей организации в целом.
3.3. Основные мероприятия по защите персонала
3.3.1. Материально-техническое обеспечение.
В подразделе должны быть приведены:
- информация об имеющихся в эксплуатирующей организации защитных сооружениях (убежищах, подвальных и других заглубленных помещениях, наземных зданиях и сооружениях), обеспечивающих возможность экстренного укрытия работников эксплуатирующей организации;
- номенклатура созданного в эксплуатирующей организации аварийного запаса средств индивидуальной защиты, дозиметрических приборов, приборов радиационной разведки, средств дезактивации, средств связи, инструментов, медикаментов, оборудования и материалов для оснащения служб и подразделений, привлекаемых к выполнению работ по ликвидации последствий аварии. Должны быть предусмотрены дозиметры и радиометры с рабочими диапазонами, соответствующими максимальным радиационным последствиям возможных аварий;
- номенклатура аварийного запаса, хранящегося непосредственно на ИЯУ;
- установленный (при необходимости) порядок обеспечения продовольствием и водой участников работ по ликвидации последствий аварии, включая привлекаемых из внешних организаций, а также эвакуированного персонала.
3.3.2. Организация оповещения и связи.
В подразделе должны быть приведены:
- установленный в эксплуатирующей организации порядок оповещения с помощью средств связи персонала ИЯУ и других работников эксплуатирующей организации, а также должностных лиц организаций, с которыми она должна осуществлять взаимодействие при ликвидации последствий аварии, об объявлении состояния "Аварийная готовность" и состояния "Аварийная обстановка";
- схема оповещения и список абонентов оповещения, в том числе рабочие и домашние номера телефонов, номера мобильных телефонов всех членов КЧСО и руководителя аварийных работ;
- состав и порядок функционирования дежурно-диспетчерской службы эксплуатирующей организации;
- данные об имеющихся линиях связи (основных и резервных), обеспечивающих экстренное оповещение персонала ИЯУ и должностных лиц эксплуатирующей организации, а также устойчивую связь с органами местного самоуправления и органом управления использованием атомной энергии.
3.3.3. Порядок приведения в готовность служб и подразделений эксплуатирующей организации, участвующих в проведении работ по ликвидации последствий аварии.
В подразделе должны быть приведены:
- состав сил служб и подразделений, участвующих в работах по ликвидации последствий аварии, планы-графики приведения их в готовность;
- предполагаемый состав привлекаемых (при необходимости) формирований других организаций и органа управления использованием атомной энергии в случае их участия в работах по ликвидации последствий аварии, объем оснащения указанных формирований средствами индивидуальной защиты и индивидуальными дозиметрами, приборами радиационной разведки, автотранспортом и другой инженерной техникой.
3.3.4. Защита участников работ по ликвидации последствий аварии.
В подразделе должны быть приведены:
- порядок допуска персонала и других лиц к радиационно опасным работам в зоне аварии;
- места хранения аварийного запаса средств индивидуальной защиты, дозиметрических приборов и индивидуальных дозиметров, порядок их выдачи и использования;
- организация и техническое обеспечение мониторинга радиационной обстановки в районе проведения работ по ликвидации последствий аварии;
- порядок контроля и учета индивидуальных эффективных (эквивалентных) доз облучения лиц, привлекаемых к работам по ликвидации последствий аварии;
- места и порядок проведения санитарной обработки участников аварийных работ, специальной санитарной обработки при нарушении целостности кожи и слизистых;
- экспресс-методы предварительной оценки внутренних поступлений радионуклидов и порядок выявления лиц, подлежащих дополнительному обследованию биофизическими методами и спектрометрией тела;
- порядок и методы контроля загрязнения спецодежды и кожных покровов на выходе из загрязненной зоны, а также личной одежды при эвакуации с площадки ИЯУ, на которой произошла авария (далее - аварийная ИЯУ);
- меры по защите личного состава наружных постов охраны и их оснащение средствами индивидуального дозиметрического контроля.
3.3.5. Радиационная и общая разведка.
В подразделе должны быть определены:
- состав групп радиационной и общей разведки и их оснащение;
- порядок сбора, анализа и обобщения данных, полученных группами радиационной и общей разведки;
- порядок представления информации руководству эксплуатирующей организации, а также (при необходимости) руководителям организаций, с которыми взаимодействует эксплуатирующая организация при проведении работ по ликвидации последствий аварии.
3.3.6. Оказание медицинской помощи пострадавшим.
В подразделе должны быть приведены:
1) сведения о наличии в эксплуатирующей организации Плана медицинского обеспечения мероприятий по защите персонала в случае аварии на исследовательских ядерных установках, предусматривающего:
- оказание само- и взаимопомощи с использованием медицинских аптечек первой помощи или индивидуальных аптечек персонала предприятий атомной энергетики;
- оказание первой медицинской помощи медицинскими формированиями эксплуатирующей организации (сандружиной, санпостом), санинструктором;
- оказание доврачебной помощи персоналом здравпункта;
- оказание первой врачебной помощи медицинским персоналом бригады скорой медицинской помощи при опасных для жизни поражениях;
- оказание первой врачебной помощи при лучевых поражениях персоналом специализированной радиологической бригады медсанчасти ФМБА России;
- оказание специализированной медицинской помощи при радиационных поражениях в специализированной клинике по заранее оформленному соглашению о направлении пострадавших в клинику;
2) меры по оказанию медицинской помощи пострадавшим на территории санитарно-защитной зоны, в том числе:
- информация о местах сбора пострадавших;
- информация о запасах, хранении и обновлении медицинских средств, препаратов и имущества;
- информация о порядке проведения йодной профилактики, включая определение дозовых и ситуационных критериев начала приема стабильного йода и других противорадиационных медицинских препаратов, рекомендуемых ФМБА России;
- оборудование мест и порядок проведения санитарной обработки пострадавших;
3) меры по оказанию медицинской помощи эвакуированному персоналу, в том числе:
- порядок выявления, регистрации и медицинского освидетельствования лиц из числа персонала ИЯУ и участников работ по ликвидации последствий аварии, которые получили сверхнормативное облучение;
- объем медицинского обеспечения персонала, эвакуированного с площадки аварийной ИЯУ, и наблюдение за ним;
- общие инструкции (протоколы) по оказанию медицинской помощи;
- инструкции (протоколы) по выполнению отдельных процедур специализированной медицинской помощи в соответствии с видами радиационных поражений;
4) расчет сил и средств по оказанию медицинской помощи.
3.3.7. Физическая защита ИЯУ.
В подразделе должны быть приведены:
1) организационно-технические мероприятия по усилению физической защиты аварийной ИЯУ и других объектов на территории эксплуатирующей организации, а также о действиях резервных сил и подразделений охраны, направленных:
- на обеспечение контролируемого допуска аварийных формирований в охраняемые помещения ИЯУ;
- на создание мобильного резерва для усиления охраны аварийной ИЯУ;
- на обеспечение устойчивого управления охраной ИЯУ в условиях аварии;
- на предупреждение несанкционированного доступа на площадку аварийной ИЯУ, своевременное обнаружение и пресечение несанкционированных действий;
- на задержание лиц, подозреваемых в подготовке диверсии (террористического акта) и (или) в хищении ядерных материалов или радиоактивных веществ;
2) заключение о соответствии запланированных на случай аварии на ИЯУ мероприятий требованиям Правил физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов.
3.3.8. Обеспечение общественного порядка.
В подразделе должны быть приведены:
1) сведения о должностном лице, на которое возлагается обеспечение общественного порядка на территории размещения эксплуатирующей организации, в пределах санитарно-защитной зоны и на маршрутах эвакуации персонала;
2) подразделения эксплуатирующей организации, другие силы и средства, которые будут использоваться для обеспечения общественного порядка;
3) организационные мероприятия, реализация которых должна обеспечить поддержание общественного порядка на территории размещения эксплуатирующей организации, в пределах территории санитарно-защитной зоны и на маршрутах эвакуации персонала. Указанные мероприятия должны включать:
- прекращение движения всех видов транспорта на площадке аварийной ИЯУ, кроме транспорта, участвующего в ликвидации последствий аварии;
- регулирование движения персонала в защитные сооружения;
- ограничение доступа на площадку аварийной ИЯУ;
- регулирование движения автотранспорта на маршрутах эвакуации персонала.
3.3.9. Мероприятия по эвакуации персонала.
В подразделе должны быть приведены сведения:
- о должностных лицах, имеющих право принятия решения об эвакуации персонала с площадки аварийной ИЯУ и с территории размещения эксплуатирующей организации в целом;
- о лицах, ответственных за организацию и проведение эвакуации;
- о местах сбора и посадки эвакуируемых в транспортные средства;
- об организациях и конкретных лицах, ответственных за выделение автотранспорта для эвакуируемых. Должно быть показано, что автотранспортом для эвакуации будут обеспечены все лица, подлежащие эвакуации из санитарно-защитной зоны;
- о маршрутах эвакуации и технических средствах для связи с транспортными колоннами.
3.3.10. Действия оперативного персонала ИЯУ и должностных лиц эксплуатирующей организации при ликвидации последствий аварии.
В подразделе должен быть определен порядок действий оперативного персонала ИЯУ и должностных лиц эксплуатирующей организации после принятия решения об объявлении состояния "Аварийная готовность" или состояния "Аварийная обстановка". Порядок действий должен разрабатываться с учетом специфики конкретной ИЯУ и ситуации, которая может сложиться при возникновении аварии. В приложении 4 приводятся рекомендации к разработке порядка действий оперативного персонала ИЯУ и должностных лиц эксплуатирующей организации при ликвидации последствий аварии.
3.3.11. Организация работ по ликвидации очагов радиоактивного загрязнения.
В подразделе должны быть приведены:
- исходные данные для определения очередности дезактивационных работ;
- технические средства, предполагаемые для применения при ликвидации завалов и для обеспечения доступа к участкам и оборудованию, подлежащим дезактивации;
- методы и технические средства для проведения дезактивации;
- методы сбора и удаления, а также места захоронения радиоактивных отходов аварийной ИЯУ;
- организации и подразделения, которые могут быть привлечены к проведению дезактивационных работ;
- мероприятия по предупреждению распространения радиоактивного загрязнения;
- меры по минимизации образования жидких радиоактивных отходов.
3.3.12. Противопожарные мероприятия.
В подразделе должны быть изложены организационно-технические мероприятия по противопожарной защите и обеспечению ядерной и радиационной безопасности в случае пожара на площадке ИЯУ, приведен состав основных и привлекаемых сил и средств для тушения пожара. Должно быть обосновано, что имеющиеся технические средства для тушения пожара и противопожарные мероприятия, планируемые эксплуатирующей организацией, соответствуют установленным требованиям пожарной безопасности.
3.3.13. Аварии, не связанные с нарушением нормальной эксплуатации ИЯУ.
В подразделе должны быть приведены мероприятия, касающиеся чрезвычайных ситуаций, вызванных характерными для района размещения ИЯУ внешними воздействиями природного и техногенного происхождения, которые могут иметь радиационные последствия.
3.4. Обеспечение готовности эксплуатирующей организации к аварийному реагированию
В разделе должны быть приведены организационно-технические мероприятия, обеспечивающие оперативное аварийное реагирование персонала ИЯУ и должностных лиц эксплуатирующей организации и предусматривающие:
- ознакомление должностных лиц (в пределах их компетенции), участвующих в реализации Плана мероприятий, с его содержанием под роспись;
- размещение на рабочих местах инструкций и памяток о первоочередных действиях персонала в случае аварии, местах хранения и порядке применения средств индивидуальной защиты, стабильного йода и противорадиационных медицинских препаратов, а также местах укрытия и маршрутах следования в укрытия, к местам посадки на автотранспорт при эвакуации с площадки ИЯУ;
- наличие у персонала пункта управления ИЯУ приборов и инструкций для классификации возможных аварий, исходя из состояния систем безопасности и физических барьеров на пути распространения радиоактивных веществ в помещения ИЯУ и окружающую среду;
- разработку перечня должностных лиц, остающихся на рабочих местах до распоряжения руководителя аварийных работ;
- отработку действий персонала в процессе проведения учебных занятий и тренировок, учебно-методических сборов или командно-штабных учений, а также периодическую проверку системы оповещения работников эксплуатирующей организации и организаций, с которыми она взаимодействует при ликвидации последствий аварии, при этом сообщения, передаваемые в учебно-тренировочных целях, должны содержать термин "учение". Отработка действий оперативного персонала ИЯУ должна проводиться ежегодно;
- периодическое обновление аварийного запаса стабильного йода и противорадиационных медицинских препаратов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждены федеральные нормы и правила "Требования к содержанию плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на исследовательских ядерных установках" (НП-075-06), которые распространяются на сооружаемые, эксплуатируемые и выводимые из эксплуатации ИЯУ любого типа и любой категории потенциальной радиационной опасности.
План мероприятий должен быть разработан эксплуатирующей организацией и утвержден ее руководителем после согласования со всеми организациями, участие которых может потребоваться при проведении работ по ликвидации последствий аварии на ИЯУ. План мероприятий рекомендовано разрабатывать, исходя из рассмотренных возможных проектных и запроектных аварий на ИЯУ, характеризующихся наихудшими радиационными последствиями, и с учетом специфики предстоящего этапа жизненного цикла ИЯУ.
Установлены требования к содержанию плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на ИЯУ. Так, в Плане должно быть приведено краткое описание выполняемых в эксплуатирующей организации ядерно- и радиационно опасных работ, представлен перечень исследовательских реакторов, критических сборок и подкритических сборок, а также хранилищ ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, других ядерно- и радиационно опасных участков, находящихся на площадках ИЯУ эксплуатирующей организации; должны быть приведены состав, полномочия и компетенция экспертно-аналитической группы, сформированной из специалистов эксплуатирующей организации с участием специалистов органа управления использованием атомной энергии, других организаций, обеспечивающих поддержку комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в эксплуатирующей организации при ее функционировании в состоянии "Аварийная готовность" и в состоянии "Аварийная обстановка", проведение оперативного анализа поступающей информации, подготовку предложений и рекомендаций по ликвидации последствий аварии.
Кроме того, должно быть показано, как планируется возможное повышенное облучение персонала, который может быть привлечен к неотложным работам и в какое медицинское учреждение будут направлены на лечение лица, получившие сверхнормативные дозы облучения, а также должен быть определен порядок представления своевременной информации об аварии и ходе выполнения работ по ликвидации ее последствий средствам массовой информации.
Указанные требования вводятся в действие с 1 марта 2007 года.
Постановление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 декабря 2006 г. N 10 "Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Требования к содержанию плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на исследовательских ядерных установках"
Федеральные нормы и правила (НП-075-06), утвержденные настоящим постановлением, вводятся в действие с 1 марта 2007 г.
Текст постановления официально опубликован не был
Настоящий нормативный документ устанавливает требования к содержанию разрабатываемого эксплуатирующей организацией Плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на исследовательских ядерных установках и определяет организационные мероприятия по обеспечению его выполнения
Выпускается впервые
Нормативный документ разработан в Научно-техническом центре по ядерной и радиационной безопасности при участии Ковалева В.Ф., Маклакова В.В. Остапчука В.П., Парамонова В.В. (НТЦ ЯРБ), Грачева М.И., Кочеткова О.А. (ФМБА России), Трофимова Н.Д. (Росатом). При разработке учтены предложения специалистов ФГУ РНЦ "Курчатовский институт", ФГУП "ГНЦ РФ-ФЭИ", ФГУП "ГНЦ РФ НИИАР", ПИЯФ РАН
Разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также рекомендаций, приведенных в документе МАГАТЭ "Готовность и реагирование в случае ядерной и радиационной аварийной ситуации" (GS-R-2)
Нормативный документ прошел правовую экспертизу Минюста России (письмо Минюста России от 12 февраля 2007 г. N 01/1103-АБ)