Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к постановлению администрации
Пушкинского муниципального района
от 15 октября 2010 г. N 2872
Долгосрочная целевая Программа
"Развитие культуры Пушкинского муниципального района на 2011-2012 годы"
Паспорт Программы
Наименование программы |
Ведомственная целевая программа "Развитие учреждений культуры Пушкинского муниципального района" |
Разработчик программы |
Управление культуры администрации Пушкинского муниципального района |
Муниципальный заказчик |
Администрация Пушкинского муниципального района |
Основные цели |
Комплексное развитие культурного потенциала, сохранение культурного наследия и гармонизация культурной жизни Пушкинского муниципального района |
Срок реализации |
2011-2012 годы: - I-этап - 2011 г. - II-этап - 2012 год |
Объем и источники финансирования |
Общий объем финансирования - 352 348,2 тыс. руб. в том числе из средств: - федерального бюджета - 200 850,0 тыс. руб. - областного бюджета - 53 412,0 тыс. руб. - бюджеты городских (сельских) поселений Пушкинского муниципального района - 920,0 тыс. руб. - прочие источники - 83 000,0 тыс. руб. - муниципальный бюджет - 14 166,2 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели Социально-экономической эффективности |
Создание условий для повышения уровня обслуживания жителей района услугами культуры и искусства. Улучшение в получении новой библиотечной услуги высокого Качества на современном уровне. |
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы приоритетным задачам развития учреждений культуры Пушкинского муниципального района
Пушкинский муниципальный район как один из крупнейших центров Московской области играет особую роль в деле сохранения национально-культурного потенциала, обеспечения преемственности культурных традиций, культурного воспитания новых поколений россиян и интеллектуальной элиты нации.
К настоящему времени в Пушкинском муниципальном районе, как и в России в целом, сложились необходимые социальные, экономические, политические предпосылки для перехода к устойчивому развитию сферы культуры. Сегодня накопленный потенциал культуры требует системных преобразований, на осуществление которых будет направлена Программа "Развитие культуры Пушкинского муниципального района на 2011-2012 годы".
Опыт культурного строительства в условиях рыночных отношений и культурный потенциал Пушкинского муниципального района обусловливают необходимость системной комплексной модернизации и целевой поддержки развития важнейших направлений сферы культуры района.
Результаты социологических опросов свидетельствуют о возрастании культурных запросов населения района, прежде всего молодежи, о недостаточной удовлетворенности жителей района объемом и уровнем культурно-досуговых услуг, количеством и оснащением учреждений культуры.
Анализ ситуации наглядно демонстрирует, что в культурной сфере за последние полтора десятилетия накопился целый ряд проблем, без поэтапного разрешения которых невозможно динамичное и социально значимое развитие культуры в Пушкинском муниципальном районе. В материальной сфере это, в первую очередь, сокращение численности объектов культуры, неравномерное распределение их на территории района, недостаточность в районах новостроек. Существующие учреждения культурно-досуговой сферы имеют малую вместимость, плохо оснащены современным оборудованием, непривлекательны по дизайну, а также в большинстве своем недоступны для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. Кадровый состав не всегда имеет профильное образование, новые методики организации культурно-творческого процесса, не всегда обладает необходимой инициативой, зачастую не учитывает в своей работе запросов населения и государственно-общественных интересов. На решение этих и других актуальных проблем будут ориентированы соответствующие разделы программы.
Одной из приоритетных задач социально-экономического развития Пушкинского муниципального района является обеспечение доступности культурных благ для всех категорий населения, ликвидация диспропорции в развитии элитных учреждений культуры и искусства, расположенных в отдаленных уголках Пушкинского муниципального района. Разработка и реализация настоящей программы призваны не только систематизировать и оптимизировать процесс развития учреждений культуры, искусства и досуга, но и позитивно повлиять на культурное состояние общества, так как от состояния духовной культуры, морали, нравственности, просвещения напрямую зависят общественное сознание, общественная консолидация в деле решения государственных задач, социально-экономическое развитие Пушкинского муниципального района.
Эффективным инструментом оптимизации развития социально-культурной сферы Пушкинского муниципального района должна стать муниципальная программа "Развитие культуры Пушкинского муниципального района на 2011-2012 годы", представляющая собой увязанный по направлениям, ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, обеспечивающих решение приоритетных социально-культурных проблем района, в контексте развития соответствующих отраслей района в целом и административно-территориальных единиц.
Реализация муниципальной программы "Развитие культуры Пушкинского муниципального района на 2011-2012 годы" будет направлена на решение приоритетных задач социально-культурного развития Пушкинского муниципального района в первую очередь путем обеспечения благоприятной социальной ситуации, в том числе реализации конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации; совершенствования взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления; создание института государственно-частного партнерства в деле развития социально-культурной сферы; стимулирования и поддержки творческих инициатив; обеспечения свободы творчества.
2. Обоснование целесообразности решения проблемы программным методом
Целесообразность решения проблемы развития культурной сферы Пушкинского муниципального района программным методом обусловлена тем, что
комплексные программы позволяют обеспечить сочетание научного подхода к планированию и организации процесса развития культурно-досуговой сферы с рациональным расходованием финансовых средств.
В ходе реализации комплексных программ координируется взаимодействие различных отраслей социальной сферы, оптимизируется использование бюджетных средств, развитие культурной сферы увязывается с развитием всех других отраслей хозяйства муниципального района. В условиях программы возможно направить имеющиеся ресурсы на развитие стратегически значимых направлений и ликвидацию наиболее болезненных общественно-культурных явлений. Эффективность решения проблем модернизации сферы культуры программным методом проявилась в ходе реализации предыдущей программы. В новых условиях утверждения рыночных отношений, укрепления государственности, развития общественных связей, демократизации общества, стабилизации в экономической и хозяйственной сферах муниципальная программа "Развитие учреждений культуры Пушкинского муниципального района на 2009 год" должна стать инструментом обеспечения стабильного развития культуры в Пушкинском муниципальном районе как одного из приоритетных проектов.
Нормативные правовые и научно-методические основания для разработки и реализации программы содержатся в следующих документах:
- Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре";
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
- Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. N 740 "О федеральной целевой программе "Культура России (2006-2011 годы)";
Программа исходит из следующих принципов:
- комплексное решение задач реализации культурной политики в Пушкинском муниципальном районе в рамках широкого взаимодействия органов государственной
власти и местного самоуправления, общественных и иных негосударственных субъектов культурной деятельности;
- социальная ориентированность мероприятий, касающихся сохранения и развития сферы культуры, а также обеспечения социальных гарантий для жителей района и работников учреждений культуры;
- поддержка инновационных проектов в области культуры, внедрение современных управленческих, информационных и иных технологий в деятельность учреждений культуры;
- социальное партнерство и сетевое сотрудничество в деле развития отрасли;
- гибкость планирования, то есть возможность адаптации проектов к изменяющимся условиям развития (как внутренним, так и внешним);
- наличие альтернативных вариантов на случай изменения ситуации;
- возможность реализации проектов параллельно, в последовательности и выборочно, определяя приоритеты в зависимости от конкретной ситуации.
В современных условиях Пушкинский муниципальный район становится местом взаимодействия различных культур, составляющих "российскую цивилизацию". Пушкинский муниципальный район имеет возможность стать "открытой площадкой", областью развития принципов толерантности, уважения к традициям и культурам разных народов, к разнообразию форм классического и современного искусства. Устойчивое развитие культуры в Пушкинском муниципальном районе возможно в том случае, если специфические проблемы будут рассматриваться как его уникальные возможности, если органы государственной власти и другие субъекты культурной деятельности мобилизуют усилия для интеграции культуры в процесс социально-экономического развития района.
Основные принципы формирования программы.
При формировании муниципальной программы "Развитие культуры Пушкинского муниципального района на 2011-2012 годы" предполагается применение единого системного подхода, характеризующегося следующими основными принципами (концептуальными положениями):
- обязательность достижения согласованности мероприятий программы по ресурсам, исполнителям, источникам финансирования, а также срокам их выполнения;
- рассмотрение системы программных мероприятий как неотъемлемой составляющей решения приоритетных задач социального и социально-экономического развития Пушкинского муниципального района;
- обеспечение согласованности целей и задач программы с требованиями федеральных законов и законов Московской области, с генеральным планом развития Пушкинского муниципального района, программами социально-экономического развития Российской Федерации и Пушкинского муниципального района;
- отношение к объектам культуры и результатам творческой деятельности как средству для формирования позитивной ценностной ориентации населения, в особенности, молодежи;
- концентрация ресурсов на выполнении приоритетных мероприятий по развитию социально-культурной сферы;
- обеспечение необходимой координации деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, государственных, коммерческих, общественных организаций Пушкинского муниципального района при выполнении программы;
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в сфере культуры Пушкинского муниципального района без использования программного метода
Социально-культурная сфера как объект управления характеризуется в первую очередь следующими основными особенностями:
- разнообразием социальных связей, реализуемых внутри данной сферы;
- охватом различных социально-демографических и этнических групп;
- качественным разнообразием структурных элементов (детские музыкальные и художественная школы, дома культуры, библиотеки, музеи);
На состояние социально-культурной сферы Пушкинского муниципального района одновременно действуют самые различные факторы, сказывающиеся как на духовной жизни жителей района, так и на состоянии и эффективности использования имеющихся материальных и иных ресурсов в целом. Особое значение в данной связи имеют проблемы, связанные с процессами:
- динамичного изменения социально-политической ситуации в Российской Федерации;
- вымывания из сферы культуры и досуга бесплатных и недорогих его направлений и форм, замена их бездуховными и дорогостоящими, недоступными для широкого круга молодежи направлениями;
- неоптимальности в расходовании ограниченных бюджетных средств, предусмотренных на развитие социально-культурной сферы;
- нарушения связей между отдельными элементами социально-культурной сферы и ее инфраструктуры;
- коммерциализации социально-культурной сферы, приводящая к нарушению ее функционирования.
Анализ деятельности учреждений культуры Пушкинского муниципального района также выявил следующие проблемы отрасли:
1. Недостаточное обеспечение отрасли специализированным оборудованием, необходимым для осуществления профильной деятельности учреждений культуры (звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой).
2. Недостаточная приспособленность учреждений культуры для посещения и предоставления услуг различным категориям инвалидов, а также других лиц с ограничениями жизнедеятельности.
3. Недостаточное использование механизмов привлечения внебюджетных средств в сферу культуры.
Цели и задачи программы
Цель программы заключается в комплексном развитии культурного потенциала, сохранении культурного наследия и гармонизации культурной жизни Пушкинского муниципального района.
Достижение поставленной цели программы обеспечивается выполнением следующих основных задач:
- обеспечение доступности культурных благ, в том числе информационного характера, для всех массовых групп и слоев общества, включая инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, в частности, путем приспособления учреждений отрасли для посещения и предоставления услуг данным категориям граждан, а также создания системы льгот на посещение учреждений культуры;
- сохранение и пропаганда культурного наследия, в том числе в молодежной среде;
- стимулирование и поддержка разнообразных творческих инициатив, защита и обеспечение свободы творчества;
- поддержка культурной деятельности различных этнических групп, проживающих в Пушкинском муниципальном районе;
- обеспечение эффективного взаимодействия с общественными и иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере культуры, искусства, досуга, образования, просвещения.
4. Предложения по источникам финансирования программы
Структура ресурсного обеспечения базируется на имеющемся кадровом, организационном и финансовом потенциале отрасли, а также на федеральных законах, иных нормативно-правовых актах Российской Федерации, правовых актах Пушкинского муниципального района.
Программа предполагает смешанное финансирование.
- федеральный бюджет;
- областной бюджет;
- бюджет городских (сельских) поселений Пушкинского муниципального района;
- прочие источники;
- бюджет Пушкинского муниципального района;
5. Предложения по муниципальным заказчикам и разработчикам программы
Муниципальный заказчик и координатор программы - Управление культуры администрации Пушкинского муниципального района.
Основным разработчиком программы является Управление культуры администрации Пушкинского муниципального района.
Исполнители программы - органы исполнительной власти Пушкинского муниципального района.
6. Предложения по формам и методам управления реализацией программы
Формы и методы управления реализацией программы исходят из сложившихся структур управления отраслью "Культура", основаны на ежегодном планировании и отчетности содержательной, организационной и финансовой деятельности и исходят из общественно-культурных интересов и запросов жителей Пушкинского муниципального района.
7. Критерии оценки эффективности программы
Решение проблем обозначенных в программе, позволит к концу 2012 года:
1. Ввести встрой после капитального ремонта и технического оснащения РДК "Строитель"
1.1 увеличить охват населения и улучшить уровень обслуживания услугами культуры и искусства с 40% до70%;
1.2 увеличить количество культурно-досуговых формирований, мероприятий и получателей услуг с 20% до 45%;
1.3 увеличить количество получателей различными видами культурно-досуговой деятельности с 40% до 60%;
1.4 Создание новых рабочих мест с 12% до 30%.
2. Открытие комплекса библиотечного обслуживания в городе Пушкино:
2.1 получение качественной библиотечной услуги населением района с 20% до90%;
2.2 доступ населения к современным информационным технологиям с 0% до100%;.
2.3 создание новых рабочих мест с 40% до 90%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.