Решение Московского областного суда
от 29 мая 2013 г.
Дело N 3-60/2013
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власовой М.Г.,
при секретаре Пацине В.А.,
с участием прокурора ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-60/13 по заявлению Администрации Озёрского муниципального района <адрес> о признании недействующим пункта 4.2 раздела 4 Перечня муниципального имущества Озёрского муниципального района <адрес>, передаваемого в собственность городскому поселению Озеры Озёрского муниципального района <адрес> - приложения 1 к закону <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N "О разграничении муниципального имущества между Озерским муниципальным районом <адрес> и вновь образованными поселениями, входящими в его состав"
установил:
законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N "О разграничении муниципального имущества между Озерским муниципальным районом <адрес> и вновь образованными поселениями, входящими в его состав", опубликованным в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье" N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ (спецвыпуск N), утвержден Перечень муниципального имущества Озёрского муниципального района <адрес>, передаваемого в собственность городскому поселению Озеры Озёрского муниципального района <адрес>, согласно приложению 1 к данному Закону (далее - Перечень) (л.д. 7 - 13, 190 - 220).
Согласно пункту 4.2 раздела 4 указанного Перечня в собственность городского поселения Озеры Озёрского муниципального района <адрес> передано имущество предназначенное для организации обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры - двухэтажное здание детской музыкальной школы, общей площадью 1823, 4 кв м., расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 12, 192).
Администрация Озёрского муниципального района <адрес> обратилась в суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия пункт 4.2 раздела 4 названного Перечня.
Обосновывая свои требования, заявитель ссылается на то, что передача здания музыкальной школы, указанного в оспариваемой норме, в муниципальную собственность городского поселения Озеры Озерского муниципального района является ошибочной, поскольку не соответствует критериям разграничения имущества, установленным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Принятие оспариваемой нормы, по утверждению заявителя, противоречит ст. 15 и 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N Э-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в силу положений которых здание музыкальной школы является объектом, который должен находиться в собственности муниципального района.
Передача данного здания в собственность поселения, указывает заявитель, лишает возможности Озёрский муниципальный район осуществлять возложенные на него указанным федеральным законом полномочия по организации предоставления дополнительного образования детям на территории муниципального района.
В судебном заседании представитель администрации Озёрского муниципального района - ФИО3 поддержал заявленные требования.
<адрес> Думы - ФИО4 и представитель <адрес> - ФИО5 в судебном заседании требования заявителя не признали и пояснили, что оспариваемое положение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N принято в пределах компетенции органов государственной власти <адрес>, в соответствии с требованиями федерального законодательства и не нарушает права Озёрского муниципального района <адрес>. Представители данных заинтересованных лиц также указывают, что в случае невозможности исполнять возложенные на район обязанности по предоставлению дополнительного образования, ч. 4 ст. 15 Федерального закона N Э-ФЗ предоставляет возможность району заключить с городским поселением Озеры соглашение о передаче им этих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджет поселения.
Представитель администрации городского поселения Озеры Озерского муниципального района <адрес> - ФИО6 требования заявителя также не признал и пояснил, что передача здания музыкальной школы в собственность городского поселения для организации обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры было обусловлена тем, что значительная часть данного здания была занята <адрес>ной библиотекой и муниципальным учреждением культуры "Централизованная библиотечная система". Каких-либо споров и разногласий по поводу передаваемого здания музыкальной школы не было, и перечень имущества был согласован и утвержден в установленном законом порядке. Довод заявителя о невозможности без данного здания осуществлять полномочия по организации дополнительного образования, представитель считает необоснованным, поскольку наличие недвижимости в собственности муниципальных образований не является обязательным условием для реализации данных полномочий. Каких-либо препятствий для дальнейшего размещения Озерской музыкальной школы в данном здании не имеется, поскольку городское поселение Озеры не намерено его перепрофилировать. В удовлетворении заявления представитель городского поселения Озёры просит отказать.
Представителями заинтересованных лиц, представлены также письменные возражения на заявление (л.д. 232 - 237, 298 - 299, 363 - 368).
Выслушав представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации.
Статьями 83, 85 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N-ФЗ) был установлен переходный период до ДД.ММ.ГГГГ, в течение которого должна быть реализована реформа местного самоуправления, предусматривающая перераспределение имущества между муниципальными образованиями в соответствии с разграничением полномочий.
Порядок разграничения имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, определен частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ). В <адрес> порядок разграничения имущества определялся также <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений на территории <адрес> в переходный период" (утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с названными нормативными актами передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами производится в соответствии с установленными Федеральным законом N Э1-ФЗ разграничением вопросов местного значения и установленными статьей 50 того же Федерального закона видами имущества. Муниципальные учреждения передаются единым имущественным комплексом (п. 11.1 ст. 154 Федерального закона N 122-ФЗ, ч. 3 ст. 3.<адрес> N).
Таким образом, в силу названных норм, передаваемое имущество неразрывно связано с полномочиями муниципальных образований по решению вопросов местного значения.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 15 Федерального закона N-ФЗ организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организации отдыха детей в каникулярное время, относится к вопросам местного значения муниципального района.
Пунктом 7 части 3 статьи 50 Федерального закона N-ФЗ в собственности муниципальных районов может находится имущество, предназначенное, для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха в каникулярное время.
Организация библиотечного обслуживания населения, а также создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры относится к вопросам местного значения поселения (п. 11, 12 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N-ФЗ). В связи с чем в собственности поселений могут находиться имущество библиотек поселения и имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры (п. 7, 8 ст. 50 Федерального закона N-ФЗ).
Судом установлено, что более 20 лет в здании, обозначенном в оспариваемом пункте Перечня, располагается Озерская детская музыкальная школа. С 2006 года музыкальная школа переименована в муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Озерская детская музыкальная школа, с 2008 года - муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Озерская детская школа искусств" (далее - музыкальная школа) (л.д. 84, 120). Данное здание изначально предназначалось для Озерской музыкальной школы, находилось в оперативном управлении данной школы. Земельный участок под зданием находится в постоянном пользовании музыкальной школы и в собственности муниципального района с видом разрешенного использования - под здание музыкальной школы. Указанные обстоятельства подтверждаются копиями технических паспортов на здание за 1989 и 2008 годы, копиями соответствующих свидетельств о государственной регистрации права, кадастровым планом земельного участка, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, уставом музыкальной школы 2006, 2008, 2012 годов (л.д. 28, 29, 33 - 36, 37 - 64, 86 - 111, 121 - 166, 182, 185, 329 - 339, 340 - 348, 359 - 362) и не оспаривается заинтересованными лицами.
Также судом установлено, что до настоящего времени на здание музыкальной школы зарегистрировано право собственности Озёрского муниципального района, который полностью несет расходы по его содержанию, что подтверждается объяснениями лиц, участвующих в деле, копией свидетельства о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из реестра собственности муниципального образования Озёрский муниципальный район, справкой Озёрского финансового управления Озёрского муниципального района <адрес> (л.д. 30, 184, 188 - 189).
В силу положений п. п. 1 п. 3 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании" и п. 1 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ N, а также в соответствии со свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, выписки из данного реестра, свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе, лицензиями на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, устава музыкальной школы (современное наименование - муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Озерская детская школа искусств"), данная школа является муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей (л.д. 31, 32, 33 - 36, 37 - 61, 76 - 83, 121 - 145, 147 - 149, 177, 178, 179, 180, 357 - 358).
Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что спорное здание всегда предназначалось, использовалось и используется до настоящего времени для предоставления Озерской музыкальной школой (Озерской школой искусств) дополнительного образования детям.
При таких обстоятельствах, учитывая, что согласно пункту 11 части 1 статьи 15 Федерального закона N Э1-ФЗ организация предоставления дополнительного образования детям относится к вопросам местного значения муниципального района, здание музыкальной школы, переданное городскому поселению Озеры не относится к видам имущества, которое может находиться в собственности поселения, не имеющего полномочий по организации предоставления дополнительного образования детям.
Доводы представителя городского поселения Озеры о том, что нахождение данного здания в собственности городского поселения не препятствует осуществлению Озерским муниципальным районом возложенных на него законом полномочий по предоставлению дополнительного образования детям, поскольку поселение не намерено перепрофилировать указанное здание, суд находит несостоятельными, поскольку в этом случае указанное имущество подлежит перепрофилированию либо отчуждению в силу закона (ч. 5 ст. 50 Федерального закона N Э1-ФЗ).
Ссылка представителя городского поселения Озеры, в обоснование своих возражений, на нахождение в здании музыкальной школы библиотеки, являющейся учреждением культуры, не может быть принята судом во внимание.
Как усматривается из материалов дела, действительно в здании музыкальной школы, с неустановленного периода времени, незначительную его часть (около 1/5) занимает библиотека, в настоящее время именуемая "Центр культуры и досуга городского поселения Озеры". С 2012 года отношения данного Центра и Озерской детской школы искусств регулируются договором аренды, где арендодателем является школа, а Центр - арендатором (л.д. 66 - 74, 176 - 172, 349 - 356). Однако данные обстоятельства, по мнению суда, не меняют целевого назначения указанного имущества как здания, предназначенного для предоставления дополнительного образования детям.
Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что, в силу положений ч. 4 ст. 15 Федерального закона N-ФЗ, муниципальный район вправе заключить соглашение с городским поселением о передаче своих полномочия по организации предоставления дополнительного образования детям городскому поселению за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджет поселения, не могут служить основанием для отказа в удовлетворения заявления, поскольку заключение подобного соглашения является правом, а не обязанностью, как муниципального района, так и поселения, входящего в его состав. Кроме того, по смыслу указанной нормы, заключение соглашения о передаче полномочий не влечет передачу в собственность поселению имущества, принадлежащего муниципальному району и предназначенного для осуществления передаваемых полномочий.
Исходя из изложенного, заявление Озёрского муниципального района <адрес> подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
заявление администрации Озёрского муниципального района <адрес> удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 4.2 раздела 4 Перечня муниципального имущества Озёрского муниципального района <адрес>, передаваемого в собственность городскому поселению Озеры Озёрского муниципального района <адрес> - приложения 1 к закону <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N "О разграничении муниципального имущества между Озерским муниципальным районом <адрес> и вновь образованными поселениями, входящими в его состав".
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московского областного суда от 29 мая 2013 г. по делу N 3-60/2013
Текст решения размещен на сайте Московского областного суда http://oblsud.mo.sudrf.ru