Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика и основные проблемы системы образования Мытищинского района
Анализ образовательной ситуации в Мытищинском муниципальном районе составлен с учетом приоритетов Концепции модернизации Российского образования, реализации приоритетного национального проекта "Образование", регионального комплексного проекта модернизации образования. В районе созданы условия для внедрения финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов стимулирования качества образования, становления и развития института общественного участия в управлении образованием.
В районе в целом создана сеть образовательных учреждений, обеспечивающая разнообразные интересы, склонности ребенка, дающая возможность гарантировать доступное, качественное образование, соответствующее различному уровню умственных способностей, физического и психического здоровья обучающихся и отвечающая потребностям различных слоев населения.
Система образования Мытищинского муниципального района включает в себя более 100 образовательных учреждений, из них 80 муниципальных учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования:
- 27 муниципальных дневных общеобразовательных учреждений, в том числе начальная школа - детский сад, 3 гимназии, 3, лицея, 1 школа с углубленным изучением предметов;
- 7 негосударственных общеобразовательных учреждений;
- 2 специальных коррекционных учреждений;
- 1 вечерняя (сменная) общеобразовательная школа;
- 1 детский Дом-школа музыкального воспитания;
- 10 учреждений дополнительного образования (включая структурные подразделения);
- 46 муниципальных дошкольных учреждений, 6 ведомственных и негосударственных;
- другие учреждения:
- Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) "Учебно-методический центр работников образования";
- Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Мытищинский";
- Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Учебный центр повышения квалификации работников бюджетной сферы Мытищинского муниципального района - Центр компьютерных технологий";
- Муниципальное учреждение "Информационный центр системы образования Мытищинского муниципального района" (МУ ИЦСО);
- Муниципальное учреждение "Бухгалтерско-расчетный центр по учреждениям образования".
Дошкольное образование
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения Мытищинского муниципального района, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, посещают 7 586 детей, из них 6 930 детей (91,4%) посещают муниципальные детские сады.
Уровень обеспеченности дошкольным образованием в соответствии с нормативом составил в 2009-2010 г.г.- 74,2%, в то время как фактический охват дошкольным образованием составляет 56%.
Увеличение сети муниципальных ДОУ:
|
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Количество Муниципальных дошкольных образовательных учреждений |
40 |
41 |
43 |
44 |
46 |
Количество детей, посещающих муниципальные ДОУ |
5140 |
5754 |
5994 |
6581 |
6930 |
Очередность по устройству в ДОУ детей от 3 до 6 лет на 01.06.2010 г. составляет - 3 130 человек, в т.ч. очередность в городские МДОУ - 2 641 чел., в сельские детские сады - 489 детей.
Для обеспечения детей от 3 до 6 лет местами в детских садах необходимо открыть дополнительно в городе 132 группы, в сельской местности 24 группы по 20 мест.
Для решения проблемы по обеспечению доступности дошкольного образования в Мытищинском муниципальном районе Главой Мытищинского района утверждена "Программа строительства ДОУ на 2009-2015 г.г.", позволяющая увеличить мощность муниципальных детских садов в ближайшие 3 года на 2 020 мест.
В Мытищинском муниципальном районе за последние 5 лет для решения вопроса по организации общедоступного и бесплатного дошкольного образования введены в строй 7 детских сада на 950 мест, в том числе в 2006 году - ДОУ N 62 на 75 мест; в 2007 году - ДОУ N 60 на 190 мест и ДОУ N 63 на 110 мест; в 2008 году МДОУ N 65 на 170 мест, в 2009 году - МДОУ N 66 на 250 мест, в 2010 году 2 детских сада: ДОУ N 33, мкр. "Дружба" - 75 мест и ДОУ N 64, мкр. "Перловка" - 80 мест. За 5 лет дополнительно в функционирующих МДОУ открыто 18 групп на 340 мест за счет перепрофилирования назначения помещений детских садов без ущерба для учебно-воспитательного процесса.
Задача, поставленная в Программе "Развитие образования Мытищинского муниципального района на 2007-2010 год" о сохранении и развитии сети дошкольных образовательных учреждений в современных экономических условиях, до конца не реализована.
Для реализации данного направления в 2011-2014 учебном году необходимо продолжить работу над следующими задачами:
1. Сохранение существующей сети ДОУ.
2. Расширение сети ДОУ за счет ввода в строй детских садов - новостроек, за счёт внутренних резервов, открытие дополнительно групп с гибкими формами пребывания (полного дня - 12 часов в день, сокращенного дня - до 10 часов в день, продленного дня - 14 часов в день), групп кратковременного пребывания, семейных дошкольных групп.
3. Рассмотрение вопроса об открытии дошкольных групп для детей старшего дошкольного возраста на базе школ (N N 7, 9, 14, 17, 22, Поведниковская школа)
В период с 2007 г. до 2010 г. проведена работа по полному переходу дошкольных образовательных учреждений на программы нового поколения. Основные общеобразовательные программы дошкольного образования, реализуемые в дошкольных учреждениях:
- Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М.А. Васильевой и др., 2005 г./ 98% ДОУ;
- программа "Детство" /Под ред. В.Г. Логиновой/ - 2% ДОУ;
- апробация образовательной системы "Школа 2100" "Детский сад 2100" - 23% ДОУ.
Дошкольные образовательные учреждения Мытищинского муниципального района используют 60 парциальных программ по следующим направлениям: познавательно-речевое; физическое; социально-личностное; художественно-эстетическое.
В связи с введением в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования с 2011 года в дошкольных образовательных учреждениях будет осуществлен переход на вариативные программы, разработанные в соответствии с указанными требованиями.
С целью удовлетворения образовательных запросов родителей в ДОУ района на базе детских садов создана сеть кружков и студий различной направленности, в которых оказываются бесплатные дополнительные, в т.ч. образовательные услуги: индивидуальные занятия с логопедом, кружки английского языка, хореография, плавание в бассейне, театральные и изобразительные студии.
В 2007-2010 гг. бесплатные кружки ежегодно посещали в среднем 3 760 человек (60%), из них кружки физкультурно-оздоровительного направления - 22,3%; художественно-эстетического цикла - 51,8%; интеллектуального развития - 19,5%; коррекции - 6,4%.
Количество детей, получающих бесплатное дополнительное образование с 2007 г. (3 363 ребенка) по 2010 г. (4 577 детей) возросло на 36%. Однако организация платных образовательных услуг в дошкольных учреждениях не получила планируемого развития. К 2010 году данными услугами охвачено всего 450 чел. (7,7%).
В перспективе плановый поэтапный перевод муниципальных образовательных учреждений в автономные, который позволит при изменении системы финансирования расширить экономическую самостоятельность дошкольных учреждений и увеличить спектр платных образовательных услуг.
В содержании деятельности дошкольных учреждений района большое внимание уделяется оздоровлению воспитанников, проведению профилактических и оздоровительных мероприятий. Отслеживается индекс здоровья детей, проводятся профилактические и корригирующие мероприятия с учетом отнесения детей к определенной группе здоровья.
Регулярно проводится мониторинг физического развития и физической подготовленности воспитанников, который позволяет педагогам составлять планы оздоровительной работы с детьми.
Данные ежегодного мониторинга здоровья детей в ДОУ района за последние 3 года показывают, что пропуск по болезни одним ребенком в районе ниже показателей заболеваемости по Московской области:
- 2007 год - 13,8 дней (по области - 14,3);
- 2008 год - 12,7 дней (по области - 14,2);
- 2009 год - 13,3 дня (по области - 15,8);
Для оптимизации системы работы по сохранению и укреплению здоровья детей, с а также медицинского обслуживания в дошкольных образовательных учреждениях требуют решения следующие проблемы: обеспечение медицинским персоналом, дополнительное оснащение оборудованием 17 медицинских кабинетов, получения лицензия на право ведения медицинской деятельности в медицинских кабинетах детских садов (100%).
Начальное, основное, среднее (полное) общее образование.
Начиная с 1999 года, в районе отмечалось ежегодное уменьшение количества детей школьного возраста от общей численности населения. За семь лет до 2008 года число детей и подростков в школах района сократилось на 2 652 человек (14,7%). Однако, в 2008-2009 учебном году впервые был зафиксирован рост численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях. Анализ статистических отчетов муниципальных общеобразовательных учреждений в 2009-2010 учебном году показал, что на территории района сохранилась тенденция к увеличению количества обучающихся на 1-ой и 2-ой ступенях образования. В начальной школе за два года прирост количества обучающихся составил 890 детей, на второй ступени - более 1 000 детей. Вместе с тем на третьей ступени образования произошло ожидаемое резкое снижение количества обучающихся. В 2009-2010 учебном году не были открыты 10-е классы в МОУ СОШ N 7, 9, 12, Поведниковской СОШ, в 2010-2011 учебном году - в МОУ СОШ N 7 и Поведниковской школе.
В последующие годы ситуация с количеством обучающихся на третьей ступени образования стабилизируется и уже в 2011-2012 учебном году достигнет уровня 2008 года.
Общее количество обучающихся в общеобразовательных учреждениях всех типов и видов, включая негосударственные, увеличилось с 19 306 на 1 сентября 2009 года до 20 116 - на 1 сентября 2010 года, из них в муниципальных ОУ - с 17 887 до 18 666.
Количество обучающихся
в муниципальных общеобразовательных учреждениях Мытищинского муниципального района
|
2004-2005 |
2005-2006 |
2006-2007 |
2007-2008 |
2008-2009 |
2009-2010 |
2010-2011 |
Всего обучающихся |
17913 |
17469 |
17065 |
16967 |
17102 |
17887 |
18666 |
Из них: 1-4 классы |
6566 |
6701 |
6699 |
6786 |
7163 |
7474 |
8053 |
5-9 классы |
8505 |
8054 |
7774 |
7953 |
8108 |
8969 |
9112 |
10-11 классы |
2842 |
2714 |
2622 |
2228 |
1831 |
1444 |
1501 |
Средняя наполняемость классов на начало 2010-2011 года составила по городским школам 26,3 ученика (в 2009-2010 году - 25,8; в 2008-2009 - 25,4), по сельским школам - 20,8 ученика (в 2009-2010 году - 20,5;, в 2008-2009 - 20,4).
Наполняемость классов значительно выше среднего отмечена в МОУ лицее N 23 (29,0), СОШ N 10 (28,6), в гимназии N 16 (27,3). Данная ситуация обусловлена большим спросом населения на образовательные услуги, предоставляемые данными школами. По-прежнему выше среднего муниципального показателя составляет наполняемость в МОУ СОШ N 24 (26,8), СОШ N 27 (26,9), гимназии N 1 (26,4), что обусловлено интенсивным строительством жилых домов в микрорайонах данных школ и спросом населения. Настоятельной потребностью является строительство школы в 15 м-не.
В 2009-2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях Мытищинского муниципального района осуществлялся массовый переход на федеральный базисный учебный план 2004 года. С сентября 2010 года 3 школы района (ОУ N N 16, 19, 23) примут участие в эксперименте по введению Государственного федерального образовательного стандарта (ФГОС). С сентября 2011 года будет осуществлен повсеместный переход на ФГОС.
В 21-м общеобразовательном учреждении продолжается апробация 5-ти учебно-методических комплектов проекта областного компонента государственного стандарта общего образования:
- "Русское речевое общение"
- "История Московской области"
- "Родное Подмосковье"
- "Московская область-субъект Российской Федерации"
- "Духовное краеведение Подмосковья"
С целью совершенствования духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся необходимо обеспечить введения данных курсов во всех образовательных учреждениях. Кроме того, Управление образования считает необходимым разработку специального курса по изучению истории родного края - земли мытищинской. Реализация данного проекта запланирована совместно с Мытищинскими краеведами.
Профильные классы на старшей ступени образования открываются в муниципальных общеобразовательных учреждениях при наличии социального запроса на соответствующий профиль обучения, квалифицированных педагогических кадров и необходимого материально-технического обеспечения учебного процесса по профильным учебным курсам.
Востребованность профиля обучения в ОУ района. (по количеству учащихся)
В процессе проверок была выявлена тенденция к частой смене профилей обучения в рамках одного образовательного учреждения, что связано с выстраиванием профиля на потребности конкретного класса. Кроме того, необходимо отметить слабое привлечение образовательных ресурсов иных образовательных учреждений, в том числе ВУЗов для реализации профильного обучения. Перед системой образования стоит задача увеличение доли обучающихся, охваченных предпрофильным и профильным обучением, обеспечение сбалансированности и оптимизации распределения профилей среди ОУ.
В 2009, 2010 году государственная (итоговая) аттестация выпускников IХ классов по русскому языку и математике (алгебре) проводилась в новой форме с участием территориальной экзаменационной комиссии.
Уровень успеваемости по итогам выполнения экзаменационной работы по математике (алгебре) и русскому языку составил 100%. Таким образом, все выпускники основной школы получили за экзамены по математике и русскому языку удовлетворительные оценки. (В прошлом году - 95%)
Уровень качества по математике (алгебре) составил 63,8%, по русскому языку - 60,6%, что значительно выше, чем результаты 2008-2009 учебного года. Так в прошлом учебном году качество обученности по математике составляло 50,7%, по русскому языку - 50,6%. Положительная динамика результатов итоговой аттестации выпускников 9-х классов обусловлена большой подготовительной работой, которая была проведена с учащимися 9-х классов учителями - предметниками в общеобразовательных учреждениях района.
Выпускники 11(12)-х классов с 2008 года проходили государственную (итоговую) аттестацию в форме ЕГЭ. Экзамены по русскому языку и математике были обязательными.
Процент обученности по математике по итогам 2009-2010 года составил 99,5% - это на 1,5% выше прошлогоднего. Процент обученности по русскому языку составил - 99,4%, что на 1,4% выше прошлогоднего результата (98%). Таким образом, наблюдается положительная динамика улучшения уровня обученности.
По результатам государственной (итоговой) аттестации 2009-2010 учебного года среднюю школу закончили и получили аттестат об окончании средней школы 946 обучающихся, что составило 98,9% от числа выпускников (прошлогодний процент был равен 98%).
Анализ результатов экзаменов, которые ребята сдавали по выбору в 2009-2010 учебном году, показал, что из 1 350 чел., участвовавших в экзаменах, не прошли порог успешности (т.е. не смогли набрать количество баллов, которые соответствуют обязательному минимуму знаний учащихся по предмету) 44 чел., что составляет 3,2%.
В сравнении со средним областным показателем по четырем предметам: география, химия, французский (сдавало 2 человека) и немецкий язык (сдавал 1 человек) - показатели среднего тестового балла ниже областного. По всем остальным предметам средние тестовые баллы ЕГЭ выше среднеобластных (физика, ИВТ, литература, история, обществознание, химия, биология, английский язык).
По сравнению с результатами 2009 года наблюдается позитивная динамика увеличения среднего тестового балла по многим предметам.
Задача - добиться, чтобы по всем предметам средние тестовые баллы были не ниже среднеобластных.
Сравнительные статистические данные
по среднему тестовому баллу по различным предметам Мытищинского муниципального района в сравнении со среднеобластными
Предмет |
Московская обл. |
Мытищинский муниципальный район |
||
Средний тестовый балл 2009 год |
Средний тестовый балл 2010 год |
Средний тестовый балл 2009 год |
Средний тестовый балл 2010 год |
|
Русский язык |
58 |
59,46 |
59,8 |
62 |
Математика |
42,6 |
44,04 |
46,26 |
48 |
Физика |
49,8 |
50,79 |
50,23 |
52 |
Химия |
55,2 |
56,24 |
59,62 |
55 |
Биология |
52,6 |
55,54 |
54,93 |
58 |
История |
45 |
47,4 |
47,71 |
51 |
География |
48 |
53,66 |
45,41 |
49 |
Обществознание |
55,4 |
55,1 |
56,22 |
57 |
Литература |
54,9 |
56,79 |
52,38 |
61 |
Информатика |
60,3 |
64,33 |
61,70 |
73 |
Английский язык |
62,8 |
56,45 |
65,72 |
59 |
Немецкий язык |
45,6 |
41,99 |
36,33 |
29 |
Французский язык |
58,7 |
64,22 |
64,75 |
56 |
Испанский язык |
77 |
0 |
- |
|
Работа с одаренными детьми
Это направление призвано сформировать основу для реализации инновационного потенциала российской молодёжи.
Наиболее распространены такие формы поддержки и работы с одаренными детьми, как:
1. организационные мероприятия по различным направлениям работы с одаренными детьми, среди которых:
проведение предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей, конференций;
поддержка участия в учебно-тренировочных сборах, организуемых Министерством образования Московской области, во всероссийских, международных конкурсах, фестивалях и конференциях;
2. поддержка сети учреждений и базовых площадок по работе с одаренными детьми, в том числе:
развитие и поддержка образовательных учреждений, осуществляющих целенаправленную работу с одаренными детьми;
организация лицейских и гимназических классов;
поддержка научных обществ учащихся;
вовлечение вузов в систематическую работу с одаренными детьми.
3. стимулирование и поддержка одаренных детей:
выделение стипендий (премий) одаренным детям;
издание научных и творческих работ учащихся-победителей конференций, олимпиад, конкурсов юных техников и изобретателей, исследователей, поэтов, художников, музыкантов и др.
Данные мониторинга состояния работы с одаренными детьми в Мытищинском муниципальном районе свидетельствуют о том, что, благодаря планомерной и систематической работе, проводимой в рамках подпрограммы "Одаренные дети", формы работы с одаренными детьми в районе стали значительно разнообразнее, возросло внимание к поддержке системной работы. Например, увеличилось число школьных научных обществ учащихся по различным направлениям.
На протяжении многих лет учащиеся Мытищинского муниципального района принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников по общеобразовательным предметам, которая состоит из школьного, муниципального, регионального и заключительного этапов.
|
Число победителей и призеров школьного этапа олимпиады |
Число победителей и призеров муниципального этапа олимпиады |
Число победителей и призеров регионального этапа олимпиады |
Число победителей и призеров заключительного этапа олимпиады |
2008 г. |
1941 |
189 |
20 по 7 предметам |
5 |
2009 г. |
2040 |
174 |
18 по 8 предметам |
4 |
2010 г. |
3282 |
170 |
27 по 16 предметам |
4 |
За отчетный период усилилась работа по привлечению учащихся к научно-исследовательской работе, работа научных обществ стала носить более целенаправленный, системный, разнообразный характер.
Несмотря на отсутствие во многих общеобразовательных учреждениях научных обществ учащихся в них ведется научно-исследовательская и опытно-экспериментальная работа с ребятами. Количество таких ОУ с 2008 г. по 2010 г. возросло на 20,8%. Все больше детей приобщаются к данному виду деятельности: в 2008 г. их было 2 389 чел., что составляет 13,7% от общего количества учащихся района, в 2009 г. - 2 583 или 14,7%, в 2010 г. - 3 193 или 17,4%. Наибольшее количество ребят, занимающихся научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работой, обучаются в ОУ N 6, 16, 19, 26, 27, 29.
|
Количество школьных научных обществ |
ОУ, в которых созданы школьные научные общества |
Количество ОУ в которых ведется научно- исследовательская и опытно- экспериментальная работа |
Количество детей, занимающихся научно- исследовательской и опытно- экспериментальной работой |
2008 г. |
7 |
17, 2, 1, 6, 23, 24, 28 |
19 |
2389 |
2009 г. |
12 |
17, 2, 5, 26, 1, 6, 22, 27, 16, 23, 3, 28 |
23 |
2583 |
2010 г. |
13 |
17, 2, 5, 26, 1, 6, 22, 27, 16, 23, 3, 28, 4 |
24 |
3193 |
С целью поддержки и поощрения одаренных детей ежегодно проводятся
праздник чествования победителей муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников (в 2008 г. были награждены дипломами и подарками 189 победителей и призеров, в 2009 г. - 174, в 2010 г. - 170),
районный праздник "Виват знания, творчество, спорт!" (в 2008 г. были отмечены 87 учеников района и 9 педагогических коллективов, в 2009 г. - 93 ученика и 12 педагогических коллективов, в 2010 г. -75 учащихся, 9 педагогических коллективов и 9 педагогов),
бал медалистов (в 2008 г. медали получили 92 выпускника, в 2009 г. - 72 выпускника, в 2010 г. - 76 выпускников).
Каждый год 25 учащихся ОУ становятся стипендиатами Главы Мытищинского муниципального района. Стипендиатами Губернатора Московской области в 2008 г. стали 29 детей и подростков, проявивших выдающиеся способности в области науки, искусства и спорта, в 2009 г. - 29 ребят, в 2010 г. - 26 учащихся.
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" по направлению "Государственная поддержка талантливой молодежи" в 2008 г. лауреатами именной премии Президента РФ стали 7 учащихся, в 2009 г. - 5 уч., в 2010 г. - 7 учащихся.
Обобщив итоги реализации подпрограммы "Одаренные дети" необходимо отметить наличие положительных результатов и социально значимых тенденций в работе образовательных учреждений, центров дополнительного образования, занимающихся проблемами одаренных детей. Особенно можно отметить Мытищинскую школу программистов (руководитель С.В. Шедов), обучающиеся которой на протяжении ряда лет добиваются побед на региональном и всероссийском уровнях. Команда Мытищинской "Школы программистов" в 2010 году заняла 1 место в Первом международном открытом сетевом конкурсе информационных технологий для учащихся 7-11 классов.
Таким образом, задачи, поставленные в разделе Одаренные дети "Программы развития 2007-2010, в основном, выполнены.
Ключевыми проблемами в работе с одаренными детьми являются:
материально-технические, обусловленные потребностями материально-технического обеспечения образовательных учреждений для работы с одаренными детьми;
научно-методические, связанные с большим количеством теоретических подходов и методов, необходимостью обеспечения вариативности образования и обусловленные разнообразием видов одаренности;
психолого-педагогические, определяемые необходимостью теоретического и технологического обеспечения практической работы с одаренными детьми;
организационные, связанные с формированием общественного понимания необходимости решения специальных задач по развитию одаренных детей и конкретной реализацией мероприятий федеральных, региональных, муниципальных программ;
кадровые, обусловленные потребностями профессиональной подготовки педагогов, работающих с одаренными детьми.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья
В Мытищинском районе создана сеть образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья.
С целью обеспечения дошкольным образованием детей с ограниченными возможностями в районе стабильно функционируют группы компенсирующего вида разной направленности: логопедические, логопункты, для детей с задержкой психического развития, для детей с нарушением зрения, для часто болеющих детей, группы для детей с туберкулезной интоксикацией. Кроме того, функционирует специализированный детский сад N 2 для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Количество коррекционно-развивающих групп:
Группы/воспитанники |
2007-2008 гг. |
2008-2009 гг. |
2009-2010 гг. |
2010-2011 гг. |
Логопедические группы/воспитанники |
68/845 |
68/852 |
68/890 |
70/915 |
Логопункты/воспитанники |
4/93 |
4/117 |
7/182 |
9/222 |
ЗПР/воспитанники |
4/45 |
4/45 |
4/45 |
5/57 |
Коррекция зрения/воспитанники |
7/74 |
7/74 |
7/74 |
7/74 |
В связи с тем, что количество детей, посещающих коррекционно-развивающие группы, за последние 4 года увеличилось на 20%, а функционирующие группы не способны обеспечить всех воспитанников нуждающихся в коррекции речи, зрения, психического развития, существует потребность в открытии дополнительных групп по данным направлениям. Одновременно возникает проблема обеспеченности квалифицированными педагогическими кадрами, работающими с детьми по коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и повышения профессиональной компетентности имеющихся педагогических работников.
Данную проблему повышения квалификации в связи с нехваткой бюджетных мест для обучения в академии последипломного образования планируется решить за счет повышения квалификации специалистов, воспитателей на базе Учебно-методического Центра работников образования Мытищинского муниципального района (программа, согласована в ПАПО) и курсов на внебюджетной основе в АПК и ПП РО РФ, МГГУ им. М.А. Шолохова, МГПУ.
В системе общего образования функционируют два образовательных учреждения:
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии "Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад (5-8 и других видов)" (МСОУ);
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 8-го вида.
Координирует работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Мытищинский". Основной деятельностью ЦППРиК является оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, подросткам (3-18 лет) и их родителям, а также специалистам образовательных учреждений.
Структурным подразделением Центра является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК), который осуществляет комплексное обследование детей, имеющих проблемы в развитии, образовании и поведении, и определяет образовательный маршрут ребенка. Через ПМПК осуществляется прием детей в муниципальные образовательные учреждения для детей ограниченными возможностями здоровья.
Количество обучающихся в коррекционных ОУ
|
2007-2008 г. |
2008-2009 г. |
2009-2010 г. |
2010-2011 г. |
Количество обучающихся по коррекционным программам 8-го вида. |
148 |
143 |
131 |
145 |
За истекший период осуществлены программные мероприятия по совершенствованию деятельности коррекционных школ, а именно:
1. Осуществляется поэтапный переход на 12-летний срок обучения в коррекционной школе 8-го вида. В 2010 году в школе открыт 10-й класс в количестве 9-ти человек;
2. В 2009 году создан класс для глубоко умственно отсталых детей;
3. Введен новый предмет - "Переплетное дело" в образовательную область "Технология".
Проблемой коррекционного образования является необходимость укрепления материально-технической базы учебных мастерских (столярной и переплетного дела) и укрепление связей с предприятиями Мытищинского муниципального района по проведению практики обучающихся старших классов и их дальнейшего трудоустройства. В программе 2011-2014 года данные направления получат свое развитие.
Обучение детей инвалидов в ОУ района
По состоянию здоровья в 2009-2010 учебном году в форме надомного обучения в образовательных учреждениях района обучалось 252 ребенка, из них 72 ребенка инвалида. В течение года в районе проводилась подготовительная работа по организации дистанционного обучения детей инвалидов, обучающихся на дому и не посещающих образовательное учреждение. В рамках этой работы проведено анкетирование родителей детей-инвалидов с целью возможности организации дополнительного дистанционного образования для их детей, совместно с управлением здравоохранения составлен список детей - инвалидов, желающих обучаться дистанционно и не имеющих медицинских противопоказаний. Определены базовые школы (N N 8,10) для организации дистанционного обучения детей - инвалидов.
В 2010-2011 году в рамках областного бюджета будет проведено обучение педагогов базовых школ на курсах тьюторов дистанционного образования (10 человек). В базовые школы и домой 20-ти детям - инвалидам (во временное использование на период обучения) будет поставлена компьютерная техника (за счет средств областного бюджета) для организации дистанционного образования. Кроме того запланировано обучение детей-инвалидов и их родителей основам использования поставленной компьютерной техники.
С 2011-2012 года начнется дополнительное обучение детей - инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий.
Дополнительное образование детей
В образовательной системе Мытищинского муниципального района работа по дополнительному образованию направлена на выполнение задач по обеспечению доступных форм обучения учащихся во внеурочное время с учетом их индивидуальных особенностей.
В ведомстве Управления образования Мытищинского муниципального района 3 учреждения дополнительного образования:
- Детско-юношеский центр "Солнечный круг";
- Станция юных техников;
- Детско-юношеский центр "Турист" и 7 структурных подразделений:
- Музыкально-хоровая студия "Лира" (МОУ гимназия N 1);
- Хоровая студия "Ровесник" (МОУ СОШ N 5);
- Детская шахматная школа им. Карпова (МОУ гимназия N 16);
- Мытищинская Школа программистов;
- Хоровая студия "Радуга" (МОУ СОШ N 25);
- Спортивная школа по плаванию;
Математическая школа "Интеллект"
Учитывая небольшое количество учреждений дополнительного образования находящихся в ведении Управления образования, активно используются возможности учреждений ведомства Культуры, Спорта и др. В целом дополнительным образованием в районе, включая учреждения культуры, спорта охвачено 15 916 человек (87%).
Основными направлениями воспитательной работы является усиление воспитательной функции образования, формирование у детей и молодежи патриотизма и гражданственности, правовых, основных социальных навыков, трудолюбия, нравственности, здорового образа жизни. Развитие общедоступной системы дополнительного образования.
В системе воспитательной работы патриотическое воспитание обучающихся является одним из приоритетных направлений в работе образовательных учреждений района.
Особое место в этом направлении занимает работа с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла и ветеранами педагогического труда. За 4 года Управлением образования проведено более 200 районных конкурсов детских творческих работ, более 40 литературно-музыкальных композиций, 38 митингов, 36 встреч в комнате Боевой Славы, 6 442 классных часа, 25 788 внеклассных мероприятий и др.
Одним из важнейших направлений работы по патриотическому воспитанию является открытие школьных музеев боевой славы. В настоящее время в школах открыто 10 музеев. В сентябре 2010 года на базе школы N 4 открыт музей Героя Советского Союза Н.М. Распоповой. Перед педагогическими коллективами школ стоит задача создания музеев (экспозиций) во всех школах.
Кроме того необходимо активнее использовать историко-краеведческий материал района (посещение музеев, памятных мест, поисковая деятельность).
Несмотря на многие позитивные результаты, в подростковой среде не изжиты проявления жесткости, вандализма, нетерпимости. Имеются случаи самовольного ухода подростков из дома, совершения общественно-опасных деяний. С целью искоренения подобных случаев в 2009 году Управлением образования разработана программа: "Гражданин 21 века" по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения школьников на 2009-2012 гг.
Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних в Мытищинском муниципальном районе
Особое место в деятельности Управления образования и образовательных учреждений занимает работа с детьми группы риска.
N |
Показатель |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
1.2 |
Количество обучающихся, состоящих на внутришкольном учете (ВШУ) |
347 |
336 |
292 |
2.4 |
Количество обучающихся, состоящих на учете в ОДН |
98 |
103 |
125 |
3.6 |
Количество обучающихся, состоящих на учете в КДН и ЗП |
81 |
91 |
118 (0,6%) |
4.8 |
Количество детей, состоящих на ВШУ, посещающих кружки и секции |
151 |
178 (33%) |
156 (53%) |
Анализируя количественные показатели детей, стоящих на внутришкольном учет, учете в КДН и ОДН за три года, представленные в таблице, можно сделать следующие выводы:
Количество обучающихся, состоящих на внутришкольном учете в образовательных учреждениях, уменьшилось с 347 чел. в 2008 году до 292 чел. в 2010 году, благодаря большой профилактической работе социальных педагогов, классных руководителей в образовательных учреждениях района. Эти показатели в 2,5-3 раза больше количества детей, состоящих на учете в КДН и ЗП.
Одновременно следует отметить, рост количества детей, состоящих на учете в КДН и ЗП. В 2008 году - 81 чел., в 2009 году - 91 чел., а в 2010 году - 118 человек.
Серьезной недоработкой является слабый охват внеурочной деятельностью детей группы риска, которая в настоящее время составляет только 53%. Перед Управлением образования и образовательными учреждениями стоит задача обеспечения 100% занятости подростков группы риска.
Еще одна негативная тенденция - увеличение количества подростков употребляющих пиво.
Задачи:
- усиление профилактической работы в ОУ по употреблению пивного алкоголя;
- обеспечение 100% - занятости детей "группы риска" в кружках, секциях.
- постоянный контроль за обучающимися, состоящими на учете в школе, КДН и ОДН.
Количество семей, состоящих на внутришкольном учете (сравнительные показатели за 3 года)
|
2007-2008 уч. год |
2008-2009 уч. год |
2009-2010 уч. год |
На конец учебного года |
133 |
128 |
168 |
Количество семей, состоящих на ВШУ в 2009-2010 учебном году, увеличилось, что прежде всего говорит с одной стороны об увеличение семей мигрантов, а также о своевременном выявлении семей "группы риска" и проведении с ними ранней профилактики неблагополучия.
Отчисление из образовательных учреждений по решению КДН и ЗП:
|
2007-2008 уч. год |
2008-2009 уч. год |
2009-2010 уч. год |
Всего |
37 |
31 |
28 |
Переведено в ВСШ N 3 г. Мытищи |
35 |
28 |
24 |
Трудоустроено |
2 |
1 |
0 |
Переведено в другие вечерние школы и колледжи |
0 |
2 |
4 |
Показатели количества обучающихся, отчисленных по ходатайству Управлению образования и решению КДН и ЗП с 2007 по 2010 год заметно снижаются.
В районе сложилась система работы по профилактике правонарушений:
- составлен план совместных мероприятий с отделом по делам несовершеннолетних УВД по Мытищинскому муниципальному району, в системе проводятся совещания и обучающие семинары совместно с ОДН, организован обмен опытом работы социальных педагогов, психологов и школьных инспекторов.
Проводится ежемесячный мониторинг по обучающимся "группы риска".
В 2010 году по сравнению с предыдушими годами количество правонарушений, совершенных школьниками снизилось на 14%.
В 2009-2010 году созданы отряды Юных друзей милиции на базе средних общеобразовательных школ N 4, 5, 10, 14, 19, 23, 26, 29 г. Мытищи.
Управление образования и образовательные учреждения района принимают активное участие в межведомственных профилактических мероприятиях "Безнадзорные дети", "Подросток".
Задачи:
- Увеличение количества отрядов Юных друзей милиции;
- Введение новых форм по всеобучу родителей по вопросам правового просвещения.
- Активизация работы школьных органов ученических соуправлений.
Одним из важнейших направлений является работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся Мытищинского муниципального района осуществляется по трем направлениям:
- образовательный процесс - использование здоровьесберегающих образовательных технологий, рациональное расписание;
- профилактика и оздоровление - горячее питание, физкультурно-оздоровительная работа, физкультурная разминка во время учебного процесса для активации работы головного мозга и релаксации органов зрения, обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики,
- информационно-консультативная работа - лекции школьных врачей и медсестер, классные часы, родительские собрания, внеклассные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни: турслеты, спортивные соревнования, работа спортивных секций.
Однако, состояние заболеваемости среди воспитанников и обучающихся вызывает тревогу. Перед Управлением образования стоит задача разработки программы "Здоровье"совместно с Управлением здравоохранения.
Особое место в формировании здорового образа жизни детей занимает спортивная работа. В ОУ района работает 189 спортивных секций по 28 видам спорта, из них - школьных 82 секции, ДЮСШ - 23 секции, СДЮШОР по баскетболу - 23 секции, ЦДЮС - 13 секций, ДЮЦ "Солнечный круг" - 16 секций, ДЮЦ "Турист" - 4 секции, секций других организаций - 28. В секциях занималось 5 146 (30%) детей и подростков.
Ежегодно проводится Спартакиада школьников Мытищинского муниципального района по 11-ти видам спорта, в которой принимают участие все ОУ района. Традиционными стали соревнования на Кубки памяти учителей физкультуры: по баскетболу на Кубок Бакурова А.З., по волейболу на Кубок Морыженкова М.А.. За 4 года в соревнованиях по Спартакиаде приняли участие 11 132 человека.
С целью сохранения здоровья обучающихся проводится большая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
В каждом образовательном учреждении оформлены "Паспорта образовательного учреждения по обеспечению безопасности дорожного движения", "Схемы безопасного маршрута школьников по дороге к школе и обратно домой".
За последние 4-е года количество отрядов ЮИД выросло с 26 до 60 отрядов с численностью детей от 429 до 805. Высокие показатели не только количественные, но и качественные - последние 3 года отряд ЮИД Мытищинского муниципального района занимает первые места в зональных соревнованиях среди северо - восточных территорий.
Проблемы
В целях усиления профилактической работы по детскому дорожно-транспортному травматизму, в каждой школе должны функционировать "Учебные кабинеты по правилам дорожного движения". В настоящее время такие кабинеты созданы в ОУ N 2,17, 27,29. В 2011-2014 году необходимо предусмотреть помещения для открытия классов по ПДД во всех школах
Для практического изучения правил дорожного движения запланировано в 2011 году оборудование автогородка на территории МОУ СОШ N 10.
Одним из наиболее важных направлений в формировании здорового образа жизни детей остается организация летней оздоровительной кампании и трудовой занятости детей и подростков.
|
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Кол-во лагерей дневного пребывания детей |
15 |
15 |
17 |
19 |
10 город |
10 город |
12 город |
14 город |
|
5 село |
5 село |
5 село |
5 село |
|
Кол-во детей в лагерях дневного пребывания |
1285 |
1305 |
1508 |
1640 |
Три года работает районный школьный Парламент, деятельность которого направлена на создание условий для мотивации к обучению, организацию культурно-массовой и спортивной работы, объединение учащихся школ района через вовлечение их в подготовку районных мероприятий.
Работа с кадрами
Численность педагогических работников в муниципальных образовательных учреждениях Мытищинского муниципального района на начало 2009-2010 учебного года составила 2 358 человек. Из них:
- в муниципальных общеобразовательных учреждениях - 1 359 чел.;
- в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях - 897 чел.;
- в муниципальных учреждениях дополнительного образования - 102 чел.
Уровень специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, составляет 83%, что соответствует среднему показателю по Московской области.
41,5% педагогических работников имеют педагогический стаж более 20 лет. Доля педагогических работников пенсионного возраста составляет 31%. Серьезной является проблема старения педагогических кадров.
На 01.10.2009 года в системе образования района работает 45 молодых специалистов, что составляет 1,9% от общего числа педагогов. Этот показатель ниже среднего показателя по Московской области (3,5%). Перед Управлением образования стоит задача разработки программы закрепления молодых специалистов в районе.
Высшую квалификационную категорию имеют 33,4% педагогов, первую квалификационную категорию - 25% педагогов. За 4 последних года 3 педагога школ и 1 воспитатель детского сада стали лауреатами областных профессиональных конкурсов "Педагог года", один педагог стал лауреатом областного профессионального конкурса "Самый классный классный", 36 педагогов стали победителями ПНПО.
Укомплектованность штатов педагогическими работниками образовательных учреждений в районе составляет 97,3%, что соответствует среднему показателю по Московской области (97,8%). Учитывая отсутствие повышения заработной платы педагогических работников за последние 2 года и уменьшение реальных доходов в связи с инфляционными процессами, в настоящее время наблюдается отток педагогических работников в Москву. На 01.09 2010 года в образовательных учреждениях было открыто 80 вакансий.
Повышение квалификации педагогическими работниками муниципальной системы образования.
В целях модернизации непрерывного педагогического образования в районе осуществляется переход на новую региональную модель повышения квалификации. Создана персонифицированная база данных на каждого педагогического работника образовательных учреждений района, которая будет способствовать созданию индивидуального маршрута обучения. К сожалению, Педагогическая академия повышения квалификации не может обеспечить выполнение всех заявок педагогических работников Мытищинского муниципального района, поэтому стоит задача создания условий для обучения педагогических работников в учебных центрах Мытищинского муниципального района.
Отрасль "Образование" является приоритетной для деятельности Администрации Мытищинского муниципального района. С каждым годом расходы на образование неуклонно растут и занимают все большее место в социально-экономической политике нашего муниципального образования.
На протяжении последних лет бюджет Управления образования утверждался со значительными темпами роста.
Расходы бюджета Мытищинского муниципального района на дошкольное и общее образование, в том числе бюджетные инвестиции на увеличение стоимости основных средств, на оплату труда и начисления на оплату труда работников муниципальных учреждений в 2009 году составили 1 677,7 млн. рублей или 45,6 процентов от всех расходов. В 2010 году доля средств бюджета на образование достигла 54,5%.
Одним из направлений образовательной инициативы "Наша новая школа" является создание оптимальных условий для обучения и воспитания в каждом образовательном учреждении. Повышение до 70% доли школьников, обучающихся в соответствии с требованиями современных условий обучения.
С этой целью в 2007-2008 в районе началась реализация целевых проектов по созданию современных условий в образовательных учреждениях, а именно - замена оконных блоков, реконструкция веранд, оборудование всех образовательных учреждений системами АПС, ремонт спортивных и актовых залов. Однако в 2009-2010 годах данные проекты были частично приостановлены.
Данные о выделении финансовых средств на капитальный ремонт образовательных учреждений приведены в таблице
Год |
Денежные средства (тыс. руб) |
2007 г. |
128 797, 0 |
2008 г. |
113 156,0 |
2009 г. |
21 119,0 |
2010 г |
19 011,1 |
В настоящей Программе поставлена задача доведение до 85% доли обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к условиям образовательного процесса.
В районе разработана и утверждена целевая программа "Создание системы единого информационного образовательного пространства Мытищинского района на 2009-2012 г.г."
На сегодня в образовательных учреждениях района насчитывается 1294 современных компьютера, 222 принтера, 43 сканера, 74 интерактивных доски, большое количество учебных программ и электронных учебников по различным предметам. Кроме того, в дошкольных учреждениях N N 2, 45, 47, 60, 65, 66 имеются компьютерные классы. Все школы подключены к сети Интернет. Остро стоит проблема обновления компьютерной техники в образовательных учреждениях.
Современная оснащенность позволила многим школам начать раннее обучение информатике. Так, в 18 школах введено обучение со 2 класса. 100% учащихся старшей школы изучают информатику. 30% учителей активно используют компьютерные технологии в своей работе. Однако этого явно недостаточно, поэтому поставлена задача активизировать использование учителями компьютерных технологий на уроках и администрацией в управленческой деятельности. Во всех школах созданы сайты, которые дают возможность каждому родителю и ученику оперативно владеть всей информацией, узнавать о жизни школы в любое время. Однако в ряде школ не системно проводится обновление информации на сайтах.
Основные вопросы антитеррористической защищенности по объектам образования в районе отработаны (паспорта безопасности объектов, установка кнопок тревожной сигнализации, замена глухих решеток на распашные, строительство или ремонт заборов во всех ОУ и т.д.). Все муниципальные ОУ оборудованы АПС.
В настоящее время стоит задача установки видеонаблюдения в образовательных учреждениях, оборудования системами контроля доступа.
В районе создан и успешно работает муниципальный государственно - общественный совет по развитию образования. Во всех общеобразовательных учреждениях работают Управляющие советы. Активно началась работа по созданию общественных органов в дошкольных учреждениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.