Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 24 февраля 2014 г. N 478/74 наименование настоящего приложения изложено в новой редакции, вступающей в силу с момента официального опубликования названного решения и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
Приложение
решению Совета депутатов
г. Протвино
Московской области
от 29 августа 2011 г. N 250/39
Муниципальная программа
"Развитие системы образования города Протвино на 2011 - 2015 годы"
25 июня 2012 г., 28 января, 24 июня 2013 г., 29 января, 24 февраля 2014 г.
Решением Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 29 января 2014 г. N 475/73 в раздел I настоящего приложения внесены изменения
I. Паспорт Муниципальной программы "Развитие системы образования города Протвино на 2011 - 2015 годы"
Наименование программы
Муниципальная программа "Развитие системы образования города Протвино на 2011-2015 годы" (далее - Программа)
Основание для разработки Программы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
2. Закон Российской Федерации "Об образовании".
3. Закон Московской области "Об образовании".
4. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы.
5. Долгосрочная целевая программа Московской области "Развитие образования в Московской области на 2009-2012 годы"
Заказчик Программы Администрация города Протвино.
Основные разработчики Программы
Управление образования и науки Администрации города Протвино.
Цель Программы
Обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного, научного, социально ориентированного развития города Протвино, путем формирования компетенций "инновационного человека" в системе непрерывного образования.
Задачи Программы
- создание современной оптимальной городской непрерывной образовательной системы;
- Обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования культуры здорового образа жизни у участников образовательного процесса;
- обеспечение инновационного и научно-исследовательского характера развития сферы образования и ее включение в национальную инновационную систему;
- повышение качества ресурсного обеспечения муниципальной системы образования;
- развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг, обеспечение публичной доступности результатов.
Сроки и этапы реализации Программы
I этап (2011 г.)
- на данном этапе предусмотрены работы по созданию условий построения оптимальной городской единой образовательной системы.
II этап (2012-2014 г.г.)
- модернизация материальной инфраструктуры образования, осуществление методического, кадрового, информационного обеспечения мероприятий Программы.
III этап (2015 год)
- внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.
Исполнители Программы
Управление образования и науки Администрации города Протвино, отдел образования, образовательные учреждения различных типов и видов, находящиеся на территории города Протвино.
Объемы и источники финансирования
Общий объём финансирования Программы в ценах соответствующих лет составляет 830772,2 тыс. руб.,
в том числе:
- за счёт средств федерального бюджета 11764 тыс. руб.;
- за счёт средств областного бюджета 424609,4 тыс. руб.;
- за счёт средств местного бюджета 286378,8 тыс. руб.;
- за счёт внебюджетных источников 108020 тыс. руб.
Их них:
в 2011 году 117672,6 тыс. руб.
в том числе:
- за счёт средств федерального бюджета 1764 тыс. руб.;
- за счёт средств областного бюджета 48651,6 тыс. руб.;
- за счёт средств местного бюджета 47097 тыс. руб.;
- за счёт внебюджетных источников 20160 тыс. руб.
в 2012 году 177267 тыс. руб.
в том числе:
- за счёт средств федерального бюджета 2000 тыс. руб.;
- за счёт средств областного бюджета 98822 тыс. руб.;
- за счёт средств местного бюджета 53375 тыс. руб.;
- за счёт внебюджетных источников 23070 тыс. руб.
в 2013 году 178334,3 тыс. руб.
в том числе:
- за счёт средств федерального бюджета 4000 тыс. руб.;
- за счёт средств областного бюджета 87839,3 тыс. руб.;
- за счёт средств местного бюджета 64765 тыс. руб.;
- за счёт внебюджетных источников 21730 тыс. руб.
в 2014 году 230995,9 тыс. руб.
в том числе:
- за счёт средств федерального бюджета 2000 тыс. руб.;
- за счёт средств областного бюджета 145168,1 тыс. руб.;
- за счёт средств местного бюджета 62297,8 тыс. руб.;
- за счёт внебюджетных источников 21530 тыс. руб.
в 2015 году 126502,4 тыс. руб.
в том числе:
- за счёт средств федерального бюджета 2000 тыс. руб.;
- за счёт средств областного бюджета 44128,4 тыс. руб.;
- за счёт средств местного бюджета 58844 тыс. руб.;
- за счёт внебюджетных источников 21530 тыс. руб.
Управление Программой и контроль за ее реализацией
Контроль за реализацией Программы осуществляют Администрация города Протвино, Совет депутатов города Протвино, муниципальный общественный Совет по образованию при Главе города в целях своевременной координации действий исполнителей программы.
Заказчик программы (Управление образования и науки Администрации города Протвино) организует выполнение Программы, разработку и утверждение подпрограмм, общую координацию работ; осуществляет экспертизу проектов, включаемых в Программу, готовит предложения по изменению, уточнению проектов и приоритетов в ходе реализации Программы.
Конкретные исполнители и соисполнители подпрограмм, проектов и мероприятий определяются на плановой основе
Ожидаемые результаты от реализации Программы
- охват образованием населения в возрасте от 5 до 14 лет - 100%;
- обеспечение детей дошкольного возраста с 1,5 до 7 лет местами в ДОУ - 100%;
- доля семей, чьи дети старшего дошкольного возраста имеют возможность получать доступные качественные услуги предшкольного образования, от общей численности семей, имеющих детей старшего дошкольного возраста 97%;
- увеличение численности учащихся 9-11 классов, обучающихся по программам предпрофильной подготовки до 100%;
- увеличение удельного веса численности учащихся 10-11 классов, обучающихся по программам профильного обучения, без учета универсального профиля до 80%;
- доля детей школьного возраста, имеющих возможность по выбору получить доступные качественные услуги дополнительного образования, от общей численности детей школьного возраста - 96%;
- доля сдавших обязательный единый государственный экзамен по русскому языку и математике, от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене - 100%;
- доля выпускников общеобразовательных учреждений города Протвино, прошедших государственную (итоговую) аттестацию в 9 классах в условиях введения единой независимой системы оценки качества образования (по русскому языку и математике) -100%;
- доля обучающихся 4 классов, прошедших независимую аттестацию - 100%;
- увеличение доли обучающихся 7-11 классов, участвующих в муниципальном этапе Всероссийской предметной олимпиады, от общего количества обучающихся 7-11 классов до 90%;
- увеличение доли обучающихся 7-11 классов, участвующих во втором региональном этапе Всероссийской предметной олимпиады, от количества участников муниципального этапа 7-11 классов до 40%;
- увеличение численности учреждений образования, имеющих доступ локальных сетей учебного назначения к глобальным информационным ресурсам до 100%;
- увеличение доли учащихся, поступивших в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования на бюджетные места по результатам единого государственного экзамена до 70%;
- доля детей с отклонениями в здоровье, которым созданы условия для получения качественного общего образования от общего числа таких детей - 80%
- снижение вероятности и масштабов безнадзорности и других асоциальных явлений до 0,4%;
- доля учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевшим возможность выбора программ обучения, от общей численности учителей - 85%;
- доля учителей, эффективно использующих современные образовательные технологии (в т.ч. ИКТ) в профессиональной деятельности, от общей численности учителей - 85%;
- средний возраст преподавательского состава - 45 лет;
- доля учителей, прошедших оценку качества работы и соответствия современным регламентам (аттестация) по новым правилам, от общей численности учителей - 70%;
- доля школ, в которых руководитель имеет квалификацию в области управления от общей численности школ - 100%;
- доля образовательных учреждений, в которых руководитель имеет квалификацию в области управления от общей численности образовательных учреждений - 80%;
- доля образовательных учреждений, интегрированных с единой информационно-аналитической системой управления образовательной средой - 100%;
- доля образовательных учреждений, участвующих в непрерывном образовании - 100%;
- доля семей, имеющих возможность оперативно в электронном виде получать информацию об успеваемости своих детей, от общей численности семей, имеющих детей школьного возраста - 96%;
- увеличение доли общеобразовательных учреждений, в которых ведется систематическая работа по формированию культуры здорового образа жизни до 100%;
- ежегодное снижение заболеваемости воспитанников на 0,5%;
- охват горячим питанием учащихся 1 - 11 классов льготных категорий - 100%;
- охват горячим питанием учащихся 1 - 11 классов - 80%;
- участие учащихся начальной школы в реализации программы "Гандбол - это здоровье" - 100%;
- доля учащихся, участвующих в спартакиаде - не менее 80%;
- доля педагогов, участвующих в спартакиаде - не менее 30%;
- доля дошкольных образовательных учреждений, в которые введено единое 20-дневное сбалансированное витамининизированное меню - 100%;
- доля учителей, занятых исследованиями и разработками от общей численности - 25%;
- число учителей на одну публикацию - не более 18;
- доля учащихся, участвующих в научно-исследовательской и проектной деятельности не менее 18%;
- доля учреждений, на базе которых функционируют экспериментальные площадки различного уровня - 100%;
- увеличение доли обучающихся в общеобразовательных учреждениях города Протвино, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса до 90%;
- доля учебных кабинетов, оборудованных АРМ учителя - 80%;
- повышение эффективности использования бюджетных средств, увеличение объемов привлеченных внебюджетных средств, в том числе за счет предоставляемых платных образовательных услуг ежегодно на 5%;
- число случаев травматизма на 1 учащегося - не более 0,2%;
- доля образовательных учреждений, имеющих собственный сайт с постоянно обновляющейся информацией о деятельности учреждения - 100%;
- доля школ, открыто предоставляющих достоверную публичную информацию о своей деятельности на основе системы автоматизированного мониторинга, от общего числа школ - 100%;
- ежегодное повышение уровня учебной, методической, научной, инновационной, воспитательной работы по сравнению с результатами рейтингования предыдущего года
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и цели Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации
Россия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития - обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015 - 2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности). Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития*.
При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина**.
Одним из важнейших сохраняющихся конкурентных преимуществ России, с точки зрения инновационного развития, является человеческий капитал. Охват всего населения базовым образованием занимает одно из первых мест в мире по доле населения с высшим образованием (23,4% от численности занятых в экономике, что соответствует уровню ряда ведущих зарубежных стран, таких как Великобритания, Швеция, Япония и опережает уровень таких стран, как Германия, Италия, Франция). Высокий уровень высшего образования по естественнонаучным и инженерно-техническим специальностям создает основу для выстраивания эффективной инновационной системы. Вместе с тем продолжает снижаться качество образования на всех уровнях - от базового, начального и среднего профессионального образования до вузовского и поствузовского.
На этом фоне важным исключением является резкий рывок в качестве чтения и понимания текста в начальной школе - по результатам PIRLS-2006 (Progress in International Reading Literacy Study) Россия заняла первое место (вместе с Сингапуром и Гонконгом), поднявшись по сравнению с 2001 годом сразу на 13 мест, при этом российские четвероклассники демонстрируют практически одинаково высокий уровень чтения и понимания как литературного, так и научно-популярного текста. Это значит, что стартовые позиции российских школьников "на выходе" из дошкольного и семейного образования лучше, чем у большинства сверстников в других странах. Базовое образование следующих уровней эти преимущества фактически нивелирует. Так, российские школьники более старших классов уступают своим зарубежным сверстникам из развитых стран по большинству показателей уровня знаний - математике (34-е место из 57 стран), тем же навыкам работы с текстом (39 из 56), знаниям в области точных наук (35 из 57)*(3)
В отличие от ряда развитых стран (США), где недостатки базового образования в определенной части "выправляются" в системе высшего образования, в России и в вузовском образовании до последнего времени наблюдались тенденции деградации. Согласно международным рейтингам (Times Higher Education, Shanghai Jiao Tong ARWU, рейтинг результативности научных работ вузов HEEACT), российские вузы не попадают в первые две сотни.
Российские учреждения образования и, в частности, вузы в целом пока не стали для учащихся "школой инноваций". Целенаправленная работа по развитию компетенций в сфере исследований и разработок, мотиваций к инновациям в вузах начата только в последние годы.
Выше названные негативные тенденции вызваны, в том числе, и хроническим недофинансированием сферы образования в 90-е годы и начале 2000-х годов. Сейчас ситуация улучшилась, но по относительным показателям государственного финансирования этой сферы Россия по-прежнему значительно уступает странам-лидерам и даже значительному числу "догоняющих" стран. (В 2007 году, например, Россия расходовала на образование 4,0% ВВП4, тогда как Финляндия - 5.9%, США - 5,3%, Франция - 5,6%, Бразилия - 5,2%, Южная Корея - 4,2°%). Недостаток финансирования существенно усугубляется структурными проблемами, включая устаревшие модели управления учебным процессом, нехватку в системе образования современных кадров, в том числе, управленческих. В целом, система образования недостаточно ориентирована на удовлетворение потребностей инновационного развития и экономики в целом.
Значительную роль для будущего инновационного развития играют формируемые у человека жизненные установки, модели поведения, которые либо способствуют распространению инноваций, либо препятствуют им.
В России, по данным Росстата, участие населения (в возрастной группе 25-64 лет) в непрерывном образовании в 2008 г. составляло 24,8%. При этом, в странах с высокой инновационной активностью этот показатель намного выше: Великобритания - 37,6%, Германия - 41,9%, Финляндия - 77,3%.
Ключевой задачей инновационного развития должно стать создание условий для формирования компетенций "инновационного человека" как субъекта всех инновационных преобразований. "Инновационный человек"*(4) - категория, означающая, что каждый гражданин должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, - активным инициатором и производителем этих изменений. При этом каждый гражданин будет играть свою роль в общем инновационном сообществе в соответствии со своими склонностями, интересами и потенциалом.
Ключевыми компетенциями инновационного сообщества должны стать:
- способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
- способность к критическому мышлению;
- способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно и готовность к работе в команде, готовность к работе в высококонкурентной среде;
- широкое владение иностранными языками как коммуникационными инструментами эффективного участия в процессах глобализации, включая способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению на английском языке.
Наращивание таких компетенций - длительный и сложный процесс, включающий в себя необходимость адаптации для этих целей не просто отдельных направлений социально-экономической политики (в первую очередь, политики в сфере образования), но и общественной среды в целом, формирование "климата" в обществе, обеспечивающего свободу творчества и самовыражения, поощряющего и вознаграждающего людей, обладающих соответствующими компетенциями и достигающих успеха за счет их использования.
Для успешного решения задач по формированию компетенций "инновационного человека" требуется модернизация реализуемой политики в области образования по ряду ключевых направлений.
II. Оценка исходной ситуации и характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
В Протвино система образования, включающая дошкольное, общее, дополнительное, начальное, среднее и высшее профессиональное образование, рассматривается как одно из основных средств развития и удовлетворения образовательных потребностей обучающихся.
Значительным этапом развития образования в городе Протвино, создавшим необходимые условия для качественных изменений в обучении и воспитании, развития материально-технической базы образовательных учреждений, внедрения новых образовательных технологий, увеличения объема предоставляемых услуг, явилась реализация городской целевой Программы "Развитие муниципальной системы образования г. Протвино на 2006-2010 годы"
Целью завершившейся в 2010 году программы стало формирование муниципальной системы образования г. Протвино как единого образовательного пространства, обеспечивающего высокое качество, разнообразие и доступность образовательных ресурсов и услуг дошкольного, общего и дополнительного образования, адекватных потребностям развивающейся личности, запросам населения города, государства и общества.
В ходе выполнения программы решались следующие задачи:
- сформировать стратегические направления обновления и развития муниципальной образовательной системы;
- обеспечить соответствие содержания образования требованиям рыночной экономики, динамичного социума, отдельных личностей, равных стартовых возможностей через равенство доступа к качественному образованию всех уровней;
- сформировать ресурсный потенциал образовательной системы города, направленный на ее эффективное обновление.
Дошкольное образование
В городе на 01.01.2011 функционируют прогимназия и 6 учреждений, имеющие статус Центр развития ребенка, с разнообразными направлениями работы (экологическое, художественно-эстетическое, гражданско-патриотическое воспитание и др.). Количество воспитанников - 1480, что составляет 77,4% от общего числа детей города в возрасте от 1,5 до 7 лет. Режим пребывания детей
- 10,5 часов. За последние годы количество воспитанников увеличилось на 4%.
В основе деятельности каждого дошкольного образовательного учреждения - личностно-ориентированная педагогика.
Наличие специалистов и специализированных помещений позволило поднять на более высокий уровень работу по изодеятельности, физическому воспитанию, овладению иноязычными навыками, театрализованной деятельности.
Охрана здоровья - одно из важнейших направлений деятельности учреждений. Ежегодный медицинский осмотр по оценке состояния здоровья детей в возрасте от года до семи лет показывает необходимость проведения оздоровительной и коррекционной работы. С этой целью проводятся: закаливание, фитолечение и витаминотерапия; открыты 9 логопедических групп, 2 группы для детей с ослабленным зрением, 1 группа для часто болеющих детей. Их посещают 180 воспитанников.
Организация воспитательно-образовательного процесса строится на взаимодействии с семьей. Проводятся общие и групповые собрания, беседы, тематические выставки, семинары и консультации с родителями. Широкое распространение получили совместные мероприятия с участием воспитанников, педагогов и родителей, встречи с ветеранами, Дни открытых дверей. Используются новые формы обучения родителей педагогическим знаниям - открытые просмотры занятий, деловые игры, семинары.
Для увеличение численности детей ясельного возраста в городе, начиная с 2008 года, в детских садах освобождены помещения для открытия новых групп:
4 источник: Федеральное Казначейство, ОЭСР
2008 г. - д/с 4;
2009 г. - д/с N 5;
2010 г. - д/с N 7.
В результате были открыты две группы, которые приняли 40 детей.
По результатам оценки эффективности деятельности муниципальных органов управления за 2009 год:
- удовлетворенность населения услугами дошкольного образования составила 50,8% (по Московской области - 36,6%);
- доля детей в возрасте от 5 до 7 лет, получающих дошкольные образовательные услуги 95% (по Московской области - 84,5%)
Общее образование
Муниципальная система общего образования включает в себя 5 общеобразовательных учреждений, из которых - 2 Лицея, 1 гимназия, 2 общеобразовательные школы. Количество учащихся - 2890, все обучаются в одну смену. Средняя наполняемость классов - 24,6.
В общеобразовательных учреждениях города нашли развитие различные формы обучения, на старшей ступени - профильное обучение. Широкое распространение получили программы развивающего обучения Л.Г. Петерсон, Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. В штатный режим вошли ЕГЭ в 11 классах и ГИА в 9 классах.
В качестве школьного компонента введены такие предметы, как экономика, МХК, риторика, математика, экология. В начальной школе обучающиеся изучают иностранные языки и информатику.
Все школы оборудованы компьютерными классами, подключены к сети Интернет и имеют регулярно обновляемые сайты.
Учащиеся школ города принимают активное участие в областных предметных олимпиадах и показывают хорошие результаты. Около 92% выпускников ежегодно поступают в высшие учебные заведения, 67% из них на бюджетной основе. Осуществляется работа по организации проектной, научно-исследовательской деятельности учащихся, результаты которой учащиеся школ демонстрируют на ежегодной научно-практической конференции.
Начиная с 2006 года, выполнение программы было взаимосвязано с реализацией Приоритетного национального проекта "Образование" (далее - ПНП "Образование").
В 2006-2009 годах в рамках реализации ПНП "Образование" была оказана государственная поддержка 3 инновационным школам, были поощрены 12 лучших учителей и 54 представителя талантливой молодежи, ежемесячное вознаграждение за классное руководство выплачивалось более чем 120 педагогам ежегодно.
В образовательные учреждения было поставлено 22 комплекта нового учебного оборудования и 12 комплектов интерактивного и компьютерного оборудования.
Результатом реализации комплексного проекта модернизации образования (далее - КПМО) стало создание предпосылок для формирования национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
Среди наиболее заметных эффектов модернизации образования последних лет необходимо назвать следующие:
- были апробированы механизмы кадрового обновления педагогического корпуса.
- доля обучающихся в современных условиях от общей численности обучающихся по основным программам общего образования составила около 75 процентов (в 2006 году - 38 процентов);
- существенно вырос объем потребляемого Интернет-трафика на школу в среднем за год.
- сформирована система государственно-общественного контроля над организацией образовательного процесса и качеством образования - во всех общеобразовательных учреждениях созданы Управляющие советы, на выпускных экзаменах присутствуют общественные наблюдатели
По результатам оценки эффективности деятельности муниципальных органов управления за 2009 год:
- удовлетворенность населения качеством общего образования составила 52,8% (по Московской области - 46,5%).
По данным Академии социального управления за 2010 г.:
- доля учащихся, обучающихся на 4 и 5 по всем параллелям выше средних показателей по Московской области;
- доля учащихся, оставленных на повторное обучение в Протвино составляет 0,1% (по Московской области - 0,6%);
-доля выпускников, получивших 70 и более баллов на ЕГЭ по русскому языку составила 26% (по Московской области - 21%);
- доля выпускников, получивших 70 и более баллов на ЕГЭ по математике составила 7,5% (по Московской области - 3,98%);
- доля учащихся, участвующих в олимпиадах - 31% (по Московской области - 19%).
Дополнительное образование
Школьный компонент дополнительного образования представлен вариативной частью школьных предметов по выбору, факультативами, а также клубно-кружковой работой вне обязательного учебного процесса.
В городе работает 7 муниципальных учреждений дополнительного образования: 3 спортивные школы, музыкальная и художественная школы, школа искусств, детско-юношеский центр. Они реализуют программы спортивного, спортивно-технического, художественного, музыкального, прикладного, экологического, туристского направлений.
В учреждениях созданы оптимальные условия для самореализации детей, развития их творческих способностей.
Воспитание в системе образования
Практика воспитания следует гуманистическим принципам и традициям национальной культуры, основывается на отечественном опыте, воспитательных возможностях учебного процесса и разнообразной внеучебной деятельности детей, направленной на становление нравственной, социально-активной, творческой личности.
Особое внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию детей; профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения; профилактике правонарушений несовершеннолетних; экологическому воспитанию; художественно-эстетическому; краеведческой работе.
В воспитательной деятельности используются разнообразные формы внеурочной и внеклассной работы: слеты, конференции, конкурсы, военно-спортивные игры, интеллектуальные марафоны, викторины.
Работа осуществляется в тесном взаимодействии с общественными организациями, государственными и муниципальными учреждениями.
Кадровая работа
Муниципальная образовательная система города располагает высоким профессиональным уровнем квалифицированных кадров.
Общая численность педагогических работников в дошкольных образовательных учреждениях - 213, из них с высшим образованием - 44%. Педагогический стаж свыше 20 лет имеют 53%, средний возраст - 45 лет.
В школах города работают 268 педагогических работника, в том числе пенсионного возраста - 44%. Педагогический стаж до 2-х лет - 0,7%, свыше 20 лет - 63%. Имеют высшее образование - 84%, высшую квалификационную категорию - более 60%.
В учреждениях дополнительного образования работают 63 педагога, из них 56% имеют высшее образование.
Государственными и отраслевыми наградами награждены более 100 педагогов, 1 учитель имеет звание "Заслуженный учитель Российской Федерации", 7 - "Заслуженный работник образования Московской области".
За последние 3 года значительно улучшилась работа по повышению квалификации педагогических кадров, которая осуществлялась в Педагогической Академии последипломного образования, Академии социального управления, Академии повышения квалификации педагогических работников образования, в Федеральном Центре Интернет-образования. Ежегодно организуются курсы на базе учреждений города: выездные, всеобуч по компьютерной грамотности. Повышению профессионального мастерства и престижа профессии педагога способствуют конкурс "Педагог года города Протвино", активная работа городских методических объединений, проведение конференций, семинаров и презентаций.
Необходимо продолжить работу по развитию содержания и технологии подготовки и повышения квалификации педагогических кадров с учетом современных тенденций развития образования, внедрения в образовательный процесс новых социально-педагогических, психологических, информационных и коммуникативных технологий и здоровьесберегающих технологий.
Результаты анализа современного состояния системы образования города Протвино свидетельствуют о том, что городская образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия.
По данным Академии социального управления за 2010 г.:
- доля выпускников 9-х классов, получивших 4 и 5 по математике на ГИА составляет всего 50% (по Московской области - 62%);
- доля учащихся, участвующих в научно-исследовательской и проектной деятельности составляет 4% (по Московской области - 18%);
- доля учащихся, совершивших правонарушения 2,1% (по Московской области 0,5%);
- количество случаев травматизма в ОУ на одного учащегося 1,9% (по Московской области 0,2%);
- доля учителей в общем количестве работников образовательных учреждений 46% (по Московской области - 58%);
- доля учителей, участвующих в инновационной (экспериментальной) деятельности 11% (по Московской области - 25%);
- количество учителей на одну публикацию 25 чел (по Московской области - 18).
Важным фактором, влияющим на развитие образования продолжает оставаться демографическая ситуация. Сокращение школьников в общеобразовательных учреждениях сопровождается увеличением численности детей дошкольного возраста, что требует пересмотра сети образовательных учреждений. Данная ситуация напрямую отражается на изменении численности контингента учителей и воспитателей.
Для современного образования характерно рассогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда. Наиболее ярко это выражено в профессиональном и непрерывном образовании.
Вместе с тем общими причинами, сдерживающими развитие муниципальной системы образования и не позволяющими получать образовательные результаты, адекватные потребностям населения, являются:
- недостаточный для решения современных задач уровень ресурсного обеспечения учреждений образования;
- старение педагогического состава;
- невысокий уровень владения информационными и коммуникационными технологиями педагогических и руководящих работников сферы образования;
- недостаточное обеспечение нормативно-правовой документацией, регулирующей отношения в системе образования;
- недостаточный уровень взаимодействия муниципальных учреждений образования, отсутствие преемственности, отсутствие целостной системы непрерывного образования;
- несовершенство материального стимулирования и отсутствие мотивации инновационной деятельности педагогических работников;
- отсутствие единой методической службы;
- недостаточен уровень изучения состояния потребностей социума в организации воспитательной работы.
Кроме того, следует отметить следующие проблемы:
Проблемы дошкольного воспитания:
- недостаточно развита система вариативного образования детей дошкольного возраста, обеспечивающая равные стартовые возможности для последующего обучения их в начальной школе;
- пассивность управленческого и педагогического
персонала отдельных учреждений по внедрению инновационных программ и технологий;
- недостаточное методическое обеспечение инновационных программ и технологий;
- низкая мотивационная готовность к обучению в высших учебных заведениях педагогов старше 30 лет;
- недостаточное количество современной компьютерной техники в учреждениях;
- низкий уровень участия родителей в управлении учреждением.
Проблемы общего образования:
- отсутствие четких механизмов мониторинга по изучению потребностей разных социальных заказчиков;
- система образования не учитывает в полной мере потребности социальных заказчиков;
- не оптимальный уровень охвата учебных заведений предпрофильной и профильной подготовкой;
- недостаточный уровень вовлеченности семьи и общественности в работу образовательного учреждения;
- материально-техническая и учебно-методическая базы в большинстве образовательных учреждений физически и морально устарели, что отрицательно сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса;
- недостаточно распространены здоровьесберегающие технологии в образовательных учреждений (далее - ОУ).
- недостаточное материально-техническая оснащенность муниципальных образовательных учреждений компьютерной техникой.
- остро стоит вопрос создания условий для образования детей-инвалидов и детей с недостатками и нарушениями в развитии;
- необходимо решить вопрос совершенствования городской психолого-педагогической службы.
Основные проблемы дополнительного образования и воспитания учащихся:
- недостаточное формирование у учащихся способности к осознанному выбору здорового образа жизни, социальной активности;
- дефицит педагогических кадров;
- отсутствие единой информационной сети в системе управления дополнительным образованием детей;
- недостаточное финансирование учебного процесса в муниципальных учреждениях дополнительного образования осложняет дальнейшее развитие и функционирование объединений и кружков технического творчества, спортивно-технического. Идет процесс переориентации направлений деятельности на менее затратное - художественно-эстетическое, что уменьшает количество и качество возможностей самореализации и самовыражения детей;
- низкий уровень привлечения учащихся подросткового возраста к досуговой деятельности в вечернее время;
- не полностью реализуются воспитательные функции семьи, низок уровень взаимодействия школы, семьи, общественности по проблемам формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни, организации совместной деятельности по воспитанию детей;
- существуют проблемы в осуществлении правового просвещения и воспитания детей;
- ослаблена воспитательная деятельность школ;
- увеличилось количество детей, совершающих правонарушения;
- не получила развития деятельность детских и молодежных движений.
Таким образом, в условиях динамичного социально-экономического развития городского, пространства достигнутые результаты в образовании уже не могут в полной мере удовлетворить потребности личности, общества, рынка труда и социальных заказчиков, не полностью решают задачи по вкладу образования в социально-экономическое и социокультурное развитие города.
Продолжает оставаться актуальным совершенствование качества образования, развитие его доступности и эффективности, обладание выпускниками образовательных учреждений ключевыми знаниями, умениями и компетентностями, необходимыми для продолжения самообразования и обеспечения конкурентоспособности на рынке труда. Данные проблемы осложняются несовершенством механизмов формирования, формулирования и предъявления образованию социального заказа общества.
Недостаточным является влияние образования на гражданское становление молодежи, формирование его ценностных ориентаций, мотивацию к здоровому образу жизни.
Сложный характер перечисленных выше проблем и безотлагательность создания условий для их решения ставят городскую систему образования перед необходимостью формирования и реализации городской целевой программы развития образования нового поколения, нацеленной на достижение конкретных результатов, определяемых четкими показателями.
Программа является основным механизмом реализации городской политики в сфере образования и формирования системы образования как единого образовательного комплекса и определяет стратегию и основные направления развития системы образования на 2011 - 2015 годы.
Реализация Программы позволит объединить усилия субъектов образования и необходимые ресурсы вокруг достижения главных целей развития образования и получения конкретных результатов, что поможет обеспечить новый уровень качества самого образования, масштаб производимых им социальных и образовательных эффектов.
III. Обоснование цели и задач Программы
Выше отмечалось, что ключевой задачей инновационного развития должно стать создание условий для формирования компетенций "инновационного человека" как субъекта всех инновационных преобразований. Для успешного решения задач по формированию данных компетенций требуется модернизация реализуемой политики в области образования по ряду ключевых направлений.
Первое. Система образования на всех своих этапах, начиная с дошкольного, должна и в части содержания, и в части методов и технологий обучения/преподавания быть ориентирована на формирование и развитие названных выше навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности. Одна из важнейших задач в этой сфере - формирование глобально конкурентоспособных преподавателей, исследователей и управленцев. При этом высшее образование должно быть интегрировано с научной деятельностью.
Ключевой задачей в сфере образования должно стать развитие системы непрерывного образования, создание эффективной системы стимулов и условий (инфраструктуры) для постоянной переподготовки и повышения квалификации для всего экономически активного населения. В современных условиях не только резко ускоряются процессы технологического развития, что обесценивает полученные знания вскоре после их получения, но также меняется и отраслевая структура экономики. Эти процессы резко повышают ценность компетенций по быстрому анализу, критическому осмыслению больших объемов новой информации, компетенций по "переключению" человека с одного вида деятельности на другой. Чтобы быть успешным, человеку нужно быть готовым к смене нескольких профессий и видов деятельности в течение жизни. Программы повышения квалификации должны быть направлены, в том числе, на освоение гражданами инструментов инновационной деятельности.
Необходимо создать ежегодно обновляемую систему рейтингования образовательных учреждений.
Второе. Формирование системы стимулирования инновационной активности учащихся и молодежи, в том числе посредством проведения конкурсов, форумов, слетов, олимпиад, а также очно-заочных школ, проектно-исследовательских практик и курсов при ведущих вузах с применением современных сетевых форм коммуникации. Здесь предстоит развивать деятельность школ для одаренных ребят как по естественно-научному профилю и направлениям точных наук, так и по другим направлениям подготовки.
Необходимо расширить поддержку организаций дополнительного образования, ведущих инновационные образовательные программы естественно-научной и инженерно-технической направленности.
Необходимо поддерживать развитие системы олимпиад. Для этого необходимо создать систему поддержки преподавателей и тьюторов, ведущих подготовку победителей международных и ведущих национальных олимпиад, конкурсов молодых изобретателей и конструкторов.
Необходимо организовывать мероприятия, стимулирующие исследовательскую деятельность школьников и студентов: летние научные лагеря и экспедиции, конкурсы, научные конференции.
Необходимо обеспечить доступ к современным музейным комплексам, посвященным научно-технической и инновационной деятельности и содействующих повышению интереса общества, и в первую очередь детей и молодежи, к инновационной деятельности. В частности, необходимо организовать систему для научно-технического творчества, включающую учебные и экспериментальные лаборатории для школьников, организованные вузами и научными институтами, в которых обучающиеся смогут приобрести практические навыки проведения научных экспериментов.
Третье. Формирование культуры инноваций в обществе и повышение престижа инновационной деятельности.
Формирование компетенций "инновационного человека" должно начинаться еще до школы - во многом именно на этой стадии и в начальной школе закладываются основы навыков по критическому восприятию информации, способности к нестандартным решениям, креативность, изобретательность, способность работать в команде, навыки социализации. Дальнейшее образование может эти навыки развивать, но очень редко может сформировать их заново.
В целях обеспечения раннего раскрытия способностей детей к творчеству и их подготовки к школьному обучению, необходимо расширить поддержку дошкольного образования, услуг дополнительного образования и консультирования в муниципальных учреждениях.
На дошкольной стадии важнейшую роль в формировании личности играет семья. Внимание родителей к семейному воспитанию и обучению создает для детей мощную "стартовую площадку" для дальнейшего успешного получения образования и занятия достойного места в обществе. Для эффективной помощи в раскрытии потенциала семьи в рамках перечисленных выше мер и механизмов необходимо развивать систему квалифицированного педагогического консультирования родителей и содействие семьям в обучении, воспитании и развитии детей.
Дошкольные учреждения должны стать так называемыми центрами по предоставлению бесплатной информации молодым семьям о методах семейного воспитания и обучения.
Переход к использованию инновационных образовательных технологий и методов в школе будет обеспечен через повышение эффективности использования в образовательном процессе современных информационных технологий, расширение функций школьных и детских библиотек, побуждающих пользователей эффективно использовать все виды информации, включая электронные информационные ресурсы.
Также необходимо продолжить развитие инфраструктуры профильного обучения по программам школьного и дополнительного образования.
Необходимо дальнейшее развитие системы и механизмов государственно-общественного управления, оценки качества и эффективности деятельности образовательных учреждений, обеспечивающие развитие в образовательных учреждениях духа инициативы и предпринимательства, современного инновационного уклада.
На уровне управления предстоит обновить подходы к формированию и конкурсному распределению муниципального задания, обеспечивающих выявление и учет актуальных потребностей граждан, в т.ч. расширение спектра услуг и формирование современных критериев их качества.
IV. Цель и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Целью программы является
обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного, научного, социально ориентированного развития города Протвино, путем формирования компетенций "инновационного человека" в системе непрерывного образования.
Задачами Программы являются:
- создание современной оптимальной городской непрерывной образовательной системы;
- обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования культуры здорового образа жизни у участников образовательного процесса;
- обеспечение инновационного и научно-исследовательского характера развития сферы образования и ее включение в национальную инновационную систему;
- повышение качества ресурсного обеспечения муниципальной системы образования;
- развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг, обеспечение публичной доступности результатов.
Программа будет реализована в 2011-2015 годы в три этапа:
I этап (2011 г.)
на данном этапе предусмотрены работы по созданию условий построения оптимальной городской единой образовательной системы.
II этап (2012-2014 г.г.)
модернизация материальной инфраструктуры образования, осуществление методического, кадрового, информационного обеспечения мероприятий Программы.
III этап (2015 год)
внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.
V. Мероприятия и ожидаемые результаты от реализации Программы
Решением Совета депутатов городского округа Протвино Московской области от 29 января 2014 г. N 475/73 в пункт 1 раздела V настоящего приложения внесены изменения
1. Создание современной оптимальной городской непрерывной образовательной системы
2. Обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования культуры здорового образа жизни у участников образовательного процесса
Мероприятия Программы |
Ожидаемые результаты от реализации Программы |
2.1. Мониторинг состояния здоровья воспитанников ОУ |
увеличение доли общеобразовательных учреждений, в которых ведется систематическая работа по формированию культуры здорового образа жизни до 100%; |
2.1.1. Своевременное определение уровня состояния здоровья воспитанников, учащихся и распределение их по группам здоровья | |
2.1.2. Разработка и внедрение дневника здоровья | |
2.2. Совершенствование системы работы ОУ, направленной на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, привития навыков здорового образа жизни | |
2.2.1. Создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы |
ежегодное снижение заболеваемости воспитанников на 0,5%; |
2.2.2. Обеспечение благоприятных санитарно-гигиенических требований и норм | |
2.2.3. Создание информационно-оздоровительного "Центра здоровья" |
охват горячим питанием учащихся 1-11 классов льготных категорий - 100%; |
2.2.4. Организация мероприятий для обучающихся и родительской общественности по формированию культуры здорового образа жизни | |
2.2.5. Создание системы тестирования здоровья всех участников образовательного процесса |
охват горячим питанием учащихся 1-11 классов - 80%; |
2.2.6. Разработка и внедрение в начальную школу программы "Гандбол - это здоровье" |
участие учащихся начальной школы в реализации программы "Гандбол - это здоровье" - 100%; |
2.2.7. Проведение спартакиады учащихся МОУ | |
2.2.8. Проведение спартакиады педагогов МОУ | |
2.3. Обеспечение ОУ качественным, сбалансированным витаминизированным питанием в соответствии с требованиями натуральных норм |
доля учащихся, участвующих в спартакиаде - не менее 80%; |
2.3.1. Внедрение единого 20-дневного сбалансированного витаминизированного меню в дошкольных образовательных учреждениях |
доля педагогов, участвующих в спартакиаде - не менее 30%; |
2.3.2. Использование новейших технологий приготовления блюд | |
2.3.3. Обеспечение питанием детей льготных категорий |
доля дошкольных образовательных учреждении, в которые введено единое 20 -дневное сбалансированное витаминизированное меню - 100%. |
2.3.4. Организация питьевого режима: обеспечение учащихся качественной питьевой водой в соответствии с требованиями СанПиН. | |
2.3.5. Организация мероприятий для обучающихся и родительской общественности по формированию культуры здорового питания | |
2.4. Обмен опытом по внедрению здоровьесберегающих технологий в рамках регионального, российского, международного сотрудничества | |
2.4.1. Организация и участие в семинарах, круглых столах, конференциях | |
2.4.2. Включение вопросов здоровьесбережения в проблемные вопросы конференций, проводимых на территории города. |
3. Обеспечение инновационного и научно-исследовательского характера развития сферы образования и ее включение в национальную инновационную систему
Мероприятия Программы |
Ожидаемые результаты от реализации Программы |
3.1. Реализация приоритетных направлений национального проекта "Образование" и президентской инициативы "Наша новая школа" |
доля учителей, занятых исследованиями и разработками от общей численности - 25%; |
3.1.1. Организация муниципального этапа конкурсного отбора инновационных школ и лучших учителей | |
3.1.2. Организация работы по обобщению и распространению передового опыта работы победителей конкурсов национального проекта. |
число учителей на одну публикацию - не более 18; |
3.1.3. Организация мероприятий по проведению публичного отчета всех муниципальных ОУ и муниципальной образовательной системы о реализации Проекта. | |
3.1.4. Продолжение работы по совершенствованию методического, аналитического и информационного сопровождения направления приоритетного национального проекта "Образование", связанного с поддержкой воспитательной функции классного руководителя; обобщением и распространением передового опыта классных руководителей. |
доля учащихся, участвующих в научно-исследовательской и проектной деятельности не менее 18%; |
3.2. Создание условий для научно-исследовательской деятельности преподавателей |
доля учреждений, на базе которых функционируют экспериментальные площадки различного уровня - 100%. |
3.2.1. Организация и проведение ежегодной научно-практической конференции "Информационные и коммуникационные технологии в образовании, науке и производстве" | |
3.2.2. Участие преподавателей в конференциях, семинарах, проводимых на базе вузов города, а также в др. конференциях регионального, всероссийского, международного уровня. | |
3.2.3. Организация и функционирование экспериментальных площадок городского, областного и федерального уровня | |
3.3. Создание условий для научно-исследовательской деятельности учащихся |
|
3.3.1. Создание городского научного общества учащихся | |
3.3.2. Создание учебных и экспериментальных лаборатории для школьников на базе вузов и научных организаций | |
3.3.3. Проведение международных научно-практических конференций учащихся и студентов |
4. Повышение качества ресурсного обеспечения муниципальной системы образования
Мероприятия Программы |
Ожидаемые результаты от реализации Программы |
4.1. Развитие материально-технической базы образовательных учреждений города |
увеличение доли обучающихся в общеобразовательных учреждениях города Протвино, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса до 90%; |
4.1.1. Капитальный ремонт ОУ | |
4.1.2. Благоустройство территорий ОУ | |
4.1.3. Приобретение интерактивного оборудования во все дошкольные и общеобразовательные учреждения | |
4.1.4. Приобретение компьютерной техники и программного обеспечения | |
4.1.5. Приобретение оборудования | |
4.1.6. Приобретение мебели |
доля учебных кабинетов, оборудованных АРМ учителя - 80%; |
4.1.7. Оснащение всех учреждений приборами учета потребления энергоресурсов | |
4.2. Развитие школьной библиотечной системы и медиатек |
повышение эффективности использования бюджетных средств, увеличение объемов привлеченных внебюджетных средств, в том числе за счет предоставляемых платных образовательных услуг ежегодно на 5%; |
4.2.1. Оснащение библиотек учреждений необходимыми учебниками для внедрения ФГОС | |
4.2.2. Оснащение необходимой литературой для развития предпрофильного и профильного обучения. | |
4.3. Обеспечение комфортных и безопасных условий для обучающихся и воспитанников образовательных учреждений | |
4.3.1. Обеспечение мер противопожарной безопасности ОУ |
число случаев травматизма на 1 учащегося - не более 0,2%. |
4.3.2. Обеспечение безопасности жизнедеятельности | |
4.3.3. Обеспечение комфортных условий в ОУ | |
4.4. Совершенствование материально-технического обеспечения и модернизации пищеблоков для организации школьного питания | |
4.4.1. Технологическое переоснащение школьных столовых |
5. Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг, обеспечение публичной доступности результатов
Мероприятия целевой Программы |
Ожидаемые результаты целевой Программы |
5.1. Создание механизмов для обеспечения объективности, достоверности, прозрачности деятельности образовательных учреждений |
доля образовательных учреждений, имеющих собственный сайт с постоянно обновляющейся информацией о деятельности учреждения - 100%; |
5.1.1. Создание и обеспечение работы муниципального общественного совета по образованию при Главе города Протвино. | |
5.1.2. Совершенствование работы органов государственно-общественного управления во всех ОУ города | |
5.1.3. Участие объединений работодателей и общественных институтов в процедурах лицензирования, аккредитации учреждения |
доля школ, открыто предоставляющих достоверную публичную информацию о своей деятельности на основе системы автоматизированного мониторинга, от общего числа школ - 100%; |
5.1.4. Формирование открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, оказываемых в городе Протвино | |
5.1.5. Разработка и внедрение критериев выплат стимулирующего характера руководителям муниципальных образовательных учреждений | |
5.1.6. Мониторинг хода реализации программы развития образования |
ежегодное повышение уровня учебной, методической, научной, инновационной, воспитательной работы по сравнению с результатами рейтингования предыдущего года. |
5.2. Разработка и внедрение методики рейтинговой оценки ОУ и педагогических работников. | |
5.2.1. Разработка методики рейтинговой оценки ОУ различных типов и видов. | |
5.2.2. Совершенствование системы оценки качества учебных и внеучебных достижений обучающихся |
|
5.2.3. Разработка методики рейтинговой оценки педагогических работников. | |
5.2.4. Апробация и утверждение разработанных методик. | |
5.2.5. Подведение итогов работы ОУ за год (ранжирование), создание базы данных |
VI. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Контроль за реализацией программы осуществляют Администрация города Протвино, Совет депутатов города Протвино, общественный Совет по образованию при Главе города с целью своевременной координации действий исполнителей программы.
Заказчик программы (Управление образования и науки Администрации города Протвино)
- организует выполнение Программы, разработку и утверждение подпрограмм, общую координацию работ;
- осуществляет экспертизу проектов, включаемых в Программу, готовит предложения по изменению, уточнению проектов и приоритетов в ходе реализации Программы;
- разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
- готовит отчет о ходе реализации Программы для ежегодной педагогической конференции;
- разрабатывает в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий и затрат на очередной финансовый год, а также механизмы реализации Программы;
- организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом выполнения программных мероприятий;
- осуществляет координацию деятельности образовательных учреждений по подготовке и реализации программных мероприятий, а также анализ рационального использования средств федерального, областного, местного бюджета и привлеченных средств;
- организует заслушивание отчетов директоров образовательных учреждений на Совете руководителей по реализации программных мероприятий;
- организует и проводит ежегодные научно-практические конференции для определения стратегии, построения концепции дальнейшего развития.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.