Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Администрации
Наро-Фоминского муниципального района
Московской области
от 3 декабря 2013 г. N 1929
(с изменениями от 24 февраля, 29 апреля 2014 г.)
Паспорт
муниципальной программы "Развитие системы образования Наро-Фоминского муниципального района на 2014 - 2016 годы"
Наименование муниципальной программы |
Муниципальная программа "Развитие системы образования Наро-Фоминского муниципального района на 2014 - 2016 годы" (далее - Программа) |
||||
Цели муниципальной программы |
Обеспечение доступного качественного образования и успешной социализации обучающихся. |
||||
Задачи муниципальной программы |
Повышение доступности, качества и эффективности образовательных услуг через совершенствование сети образовательных организаций, обновление содержания и технологий образования, внедрение современных организационно-экономических моделей предоставления услуг, развитие кадрового потенциала системы образования. Защита прав и интересов детей, создание условий для их безопасной жизнедеятельности, формирования здорового образа жизни, социальной адаптации и самореализации. Развитие материально-технической базы образовательных организаций. |
||||
Муниципальный заказчик муниципальной программы |
Администрация Наро-Фоминского муниципального района |
||||
Координатор муниципальной программы |
Заместитель руководителя Администрации Наро-Фоминского муниципального района Трофимова Н.Н. |
||||
Ответственный за выполнение мероприятий муниципальной программы в целом |
Управление по образованию Администрации Наро-Фоминского муниципального района, Комитет по культуре, спорту и работе с молодежью Администрации Наро-Фоминского муниципального района |
||||
Сроки реализации муниципальной программы |
2014 - 2016 годы |
||||
Перечень подпрограмм |
Подпрограмма I "Дошкольное образование". Подпрограмма II "Общее образование". Подпрограмма III "Дополнительное образование, воспитание и психолого-социальное сопровождение детей". Подпрограмма IV "Система оценки качества образования и информационная открытость системы образования". |
||||
Источники финансирования муниципальной программы, в том числе по годам: |
Расходы (тыс. рублей) |
||||
Всего |
Очередной финансовый год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
Всего по программе |
725927,0 |
|
149676,0 |
329216,0 |
247035,0 |
Средства бюджета Наро-Фоминского муниципального района |
602850,0 |
|
97462,0 |
276830,0 |
228558,0 |
Средства бюджета Московской области |
115629,0 |
|
49751,0 |
49903,0 |
15975,0 |
Внебюджетные источники |
1500,0 |
|
500,0 |
500,0 |
500,0 |
Родительский взнос |
5948,0 |
|
1963,0 |
1983,0 |
2002,0 |
Планируемые результаты реализации муниципальной программы |
Единицы измерения (процент) |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
|
Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих услугу дошкольного образования, в общей численности детей в возрасте от 3 до 7 лет. |
% |
94,8 |
100 |
100 |
|
Доля обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам в общей численности обучающихся по программам общего образования |
% |
45,0 |
53,0 |
63,0 |
|
Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена |
% |
1,66 |
1,62 |
1,58 |
|
Доля детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеобразовательными программами, в общей численности детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет |
% |
67 |
68 |
70 |
Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировка основных проблем в указанной сфере, инерционный прогноз ее развития
Дошкольное, общее и дополнительное образование
Анализ текущего состояния системы образования в районе позволяет обозначить ряд проблем, решение которых органами местного самоуправления представляется необходимым в рамках муниципальной программы.
В основу развития муниципальной системы образования положены содержательные приоритеты, реализуемые в национальном проекте "Образование", сформулированные в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", проекте модернизации общего образования.
С целью удовлетворения личных потребностей на образование каждого ребенка в соответствии с его уровнем развития и состояния здоровья в районе действует 38 муниципальных дошкольных образовательных организаций, 27 средних общеобразовательных школ, 1 начальная общеобразовательная школа, 2 коррекционных образовательных школы, 1 вечерняя (сменная) общеобразовательная школа, 1 детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 3 дома детского творчества, 3 детско-юношеских спортивных школы.
Все организации имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности.
Участие образовательных организаций в реализации основных проектов в сфере образования позволило укрепить материально-техническую базу, внедрить новые образовательные технологии и программы, создать основы муниципальной системы оценки качества образования.
Значительным итогом участия в приоритетном национальном проекте "Образование" стало подключение школ к сети Интернет, развитие института классного руководства, обеспечение современными школьными автобусами, учебным и учебно-лабораторным оборудованием, поддержка талантливой молодежи и лидеров инновационного развития системы образования - лучших педагогов и организаций, улучшение организации питания обучающихся.
Реализация в районе комплексного проекта модернизации образования способствовала осуществлению перехода на новую систему оплаты труда, нормативное подушевое финансирование, оптимизации сети образовательных организаций, становлению в образовании системы государственно-общественного управления.
В системе общего образования района в целом обеспечивается высокое качество образовательных результатов. В 2012 - 2013 годах наблюдается рост среднего тестового балла единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по большинству общеобразовательных предметов.
В районе созданы благоприятные условия для педагогических работников. В настоящее время средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций находится на уровне средней заработной платы по экономике региона. В тоже время кадровый состав системы образования нуждается в обновлении и масштабной профессиональной переподготовке. Особенно острым является дефицит компетентных управленческих кадров - менеджеров в сфере образования, культуры готовых успешно действовать в новых условиях финансово-хозяйственной деятельности.
Несмотря на реализуемые в районе меры в подростковой и молодежной среде продолжается распространение алкоголизма, наркомании, насилия, ксенофобии. Значительным ресурсом в преодолении и профилактике указанных проблем обладает система дополнительного образования. Уровень охвата детей дополнительными образовательными программами в районе достаточно высок, однако ниже параметров, определенных в Указе Президента Российской Федерации N 599.
Задачу развития системы дополнительного образования в Наро-Фоминском муниципальном районе активно реализует как Управление по образованию Администрации Наро-Фоминского муниципального района, так и Комитет по культуре, спорту и работе с молодежью Администрации Наро-Фоминского муниципального района.
Сохраняются проблемы социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Актуальна проблема сопровождения детей, воспитывающихся в замещающих семьях.
В настоящее время в Наро-Фоминском районе 246 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывается в замещающих семьях. Из них 187 (более 76% процентов) находятся под опекой (129 детей) или воспитываются в приемных семьях (58). С 1 июня 2013 года создано структурное подразделение по подготовке замещающих родителей и сопровождению детей, воспитывающихся в замещающих семьях в Наро-Фоминском муниципальном районе, на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Софьинский детский дом.
Обучающиеся проводят в школе в зависимости от возраста от 60 до 35% своего активного времени. Организация рационального питания во время пребывания в школе является одним из ключевых факторов поддержания их здоровья и эффективности обучения.
Сохраняется высокая заболеваемость детей и подростков по органам пищеварения. В течение последних трех лет среди возрастной группы - дети до 14 лет - заболеваемость по органам пищеварения занимает первое место. 1484 случая хронических заболеваний органов пищеварения зарегистрировано в 2012 году среди детей до 14 лет (2011 - 1483 случая), несмотря на уменьшение количества детей, т.е. это говорит о том, что заболеваемость органов пищеварения не снизилась, а даже повысилась.
Трудно переоценить важность режима и качества питания в формировании здоровья детей. Именно организация питания оказывает первоочередное влияние на уровень заболевания желудочно-кишечного тракта, а также на формирование патологических процессов в иммунной системе организма, а снижение иммунитета влечет за собой снижение сопротивляемости организма к заболеваниям различных органов и систем. В системе школьного питания есть нерешенные проблемы. Выделяемые средства не обеспечивают решение всего необходимого комплекса задач. К числу актуальных проблем относится изношенность технологического оборудования в ряде школ, необходимость в замене электропроводки и ремонте электрощитовых. В столовых и буфетах имеется устаревшее энергозатратное оборудование.
Основополагающим в решении проблемы организации отдыха, оздоровления и занятости детей является ее понимание как социально значимой проблемы, в центре которой находится личность ребенка, его будущее, судьба новых поколений.
Исходя из этого, государство принимает необходимые меры по созданию системы оздоровления детей, призванной выступать частью социальной политики, основными принципами которой должны стать: наилучшее обеспечение интересов детей в ходе проводимых социально-экономических реформ; повышение гарантий государства в защите прав ребенка на отдых и оздоровление; обеспечение приоритетности развития и воспитания детей; ориентация детей на позитивный жизненный опыт; содействие доступу детей к различным формам эффективного отдыха и оздоровления.
Одним из приоритетных направлений социальной политики Наро-Фоминского муниципального района является ежегодная организация отдыха, оздоровления и занятости детей. На цели оздоровления и отдыха детей из районного бюджета ежегодно выделяется в среднем до 6 млн. руб.
Организация отдыха, оздоровления и занятости детей в районе требует развития. Ее значимость обусловлена неблагоприятными тенденциями здоровья детей и необходимостью организации отдыха, занятости детей в каникулярное время на фоне имеющейся безнадзорности и случаев правонарушений среди несовершеннолетних.
Актуальные задачи общего образования по созданию современной школьной инфраструктуры, внедрению в практику образовательной деятельности информационных технологий, обновлению содержания и структуры общего образования в соответствии с современными требованиями, качественному улучшению материально-технической базы, расширению общественного участия в управлении образованием, внедрению новых экономических механизмов, повышению воспитательного потенциала школы, росту квалификации педагогических кадров, выявлению и поддержке одаренных детей, по защита прав и интересов детей, созданию условий для их безопасной жизнедеятельности, формирования здорового образа жизни, социальной адаптации и самореализации, повышению эффективности деятельности по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно решать только комплексно, посредством реализации Программы.
Настоящая Программа предназначена для дальнейшего перевода муниципальной системы образования в новое состояние, обеспечивающее качество образования, соответствующее потребностям развивающейся личности, государства и общества.
Программа развития образования Наро-Фоминского муниципального района направлена на обеспечение достижения ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и определяет стратегию и основные направления развития муниципальной системы образования на 2014 - 2016 годы.
Достижение обозначенных целей и решение задач, стоящих перед системой образования в Наро-Фоминском муниципальном районе, требуют исполнения программно-целевого метода.
Программно-целевой подход позволит скоординировать усилия органов местного самоуправления - исполнительно распорядительного и представительного органов местного самоуправления Наро-Фоминского муниципального района, Управления по образованию, образовательных организаций, общественности на основе эффективного использования имеющихся ресурсов, обеспечения контроля за промежуточными и конечными результатами, открытости принимаемых решений, участия общественности в экспертизе и контроле реализации Программы.
Прогноз развития соответствующей сферы реализации муниципальной программы с учетом реализации муниципальной программы, включая возможные варианты решения проблемы, оценку преимуществ и рисков, возникающих при выборе различных вариантов решения проблемы
Дошкольное, общее и дополнительное образование
Главной проблемой для развития дошкольного, общего и дополнительного образования детей в Наро-Фоминском муниципальном районе до 2016 года станет рост численности детей в возрасте от 0 до 17 лет. Это обусловлено повышением рождаемости населения и строительством жилых домов и микрорайонов в городских поселениях Наро-Фоминск, Апрелевка и Селятино. Решение данной проблемы потребует существенного роста расходов на строительство и содержание зданий образовательных организаций, развитие инфраструктуры и кадрового потенциала системы образования.
Основным способом обеспечения доступности услуг дошкольного и общего образования для детей в возрасте от 3 до 17 лет должно стать строительство, реконструкция и перепрофилирование зданий образовательных организаций, открытие дополнительных дошкольных групп. Это позволит ликвидировать очередность в дошкольные образовательные организации к 2016 году и обеспечить доступность общего образования.
Рост благосостояния населения Наро-Фоминского муниципального района обусловит повышение уровня требований к качеству услуг дошкольного, общего и дополнительного образования.
Важнейшими инструментами решения данной задачи станут:
- создание современной инфраструктуры для учебно-воспитательного процесса, занятий физкультурой и спортом, питания обучающихся, пользования высокоскоростным интернетом;
- повышение конкурентоспособности общеобразовательных организаций путем отказа от формального перераспределения ресурсов - поддержка общеобразовательных организаций, реализующих инновационные образовательные проекты и программы;
- стимулирование качества образования, производительности и результативности труда педагогических работников. Это позволит привлечь в образовательные организации талантливую молодежь, расширить возможности для профессионального развития педагогов.
Важной задачей образовательных организаций является обеспечение безопасности жизни и здоровья детей. Для решения этой задачи будут приняты следующие меры:
- ремонт и установка ограждений, замена стеновых панелей, ремонт электропроводки, уличного освещения, видеонаблюдения;
- создание автогородков и автоплощадок. Оборудование уголков по безопасности дорожного движения;
- лицензирование медицинских кабинетов;
- приобретение и содержание автотранспорта и обеспечение подвоза обучающихся к месту учебы, расположенным в сельской местности, к пунктам проведения единого государственного экзамена.
Растет спрос родителей (законных представителей) на услуги по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в каникулярный период. Для решения этой проблемы создана система рациональной организации отдыха детей, призванная оказывать преимущественную поддержку детям из социально-незащищенных семей, из многодетных семей, детям, достигшим индивидуальных успехов в учебе, творчестве, спорте, семьям и детям, готовым участвовать в альтернативных формах оздоровления, отдыха и занятости. Это позволит увеличить охват школьников отдыхом, оздоровлением и временной трудовой занятостью в каникулярное время, снизить уровень безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, уменьшить количество заболеваний детей, улучшить материально-техническую базу образовательных организаций для дальнейшего развития различных форм отдыха и оздоровления.
Для создания благоприятных условий для выявления, поддержки и сопровождения детей, проявляющих особые успехи в учении, спорте и отдельных областях науки и культуры будут реализованы следующие меры:
- организация и проведение муниципальных конкурсов, фестивалей;
- организация участия в конкурсах и фестивалях различного уровня;
- организация и проведение Фестиваля юношеского спорта на приз Главы Наро-Фоминского муниципального района;
- выплаты стипендий для одаренных детей.
Ответом на растущий спрос родителей на услуги дополнительного образования детей станет комплекс мер по формированию системы непрерывного вариативного дополнительного образования детей, направленной на развитие человеческого потенциала.
Будут реализованы специальные меры по психолого-социальному сопровождению детей в замещающие семьи, обеспечению и охране прав ребенка.
Перечень и краткое описание подпрограмм муниципальной программы
Масштабность и сложность решаемых в рамках муниципальной программы проблем обуславливает необходимость выделения в ее рамках четырех подпрограмм:
- подпрограмма I "Дошкольное образование";
- подпрограмма II "Общее образование";
- подпрограмма III "Дополнительное образование, воспитание и психолого-социальное сопровождение детей";
- подпрограмма IV "Система оценки качества образования и информационная открытость системы образования".
Подпрограмма I "Дошкольное образование" направлена на решение проблемы, связанной с обеспечением доступности и повышения качества услуг дошкольного образования. Для ее решения в подпрограмме определено пять задач, в том числе - задача по ликвидации очередности в дошкольные образовательные организации и развитие инфраструктуры дошкольного образования. Данная подпрограмма обеспечивает достижение одного из основных результатов государственной программы - 100 процентов доступа к услугам дошкольного образования детей в возрасте от 3 до 7 лет, нуждающихся в услуге дошкольного образования.
Подпрограмма II "Общее образование" направлена на решение проблемы обеспечение доступности и высокого качества услуг общего образования в соответствии с потребностями граждан и требованиями развития экономики Наро-Фоминского муниципального района. В рамках подпрограммы определено пять задач, в том числе обеспечение реализации государственных образовательных стандартов общего образования и обеспечение равного доступа к качественному общему образованию. Выполнение подпрограммы должно обеспечивать не менее 88 процентов обучающихся общеобразовательных организаций обучением в соответствии с основными современными требованиями к условиям образования.
Подпрограмма III "Дополнительное образование, воспитание и психолого-социальное сопровождение детей" направлена на решение проблем, связанных с обеспечением доступности дополнительного образования детей, профилактикой асоциальных явлений. В рамках подпрограммы выделены четыре задачи, в том числе задача формирования системы непрерывного вариативного дополнительного образования детей, направленной на развитие человеческого потенциала района. Данная подпрограмма обеспечит не менее 70% детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными образовательными программами.
Подпрограмма IV "Система оценки качества образования и информационная открытость системы образования" направлена на развитие механизмов внешней оценки качества образования, обеспечение информационной прозрачности системы образования в районе, развитие государственно-общественного управления в образовании, совершенствование форм отдыха, оздоровления и занятости детей. В рамках подпрограммы решается две задачи, которые приведут к внедрению на всех уровнях образования механизмов внешней оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования.
Описание целей и задач муниципальной программы и подпрограмм
Цель муниципальной программы сформулирована с учетом требований, обозначенных в плане мероприятий ("дорожной карте") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года N 2620, Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", государственной программы Московской области "Образование Подмосковья" на 2014 - 2018 годы", а также необходимостью создания условий для реализации норм Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер названного Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года вместо "N 2620" следует читать "N 2620-р"
Целью муниципальной программы "Развитие системы образования Наро-Фоминского муниципального района на 2014 - 2016 годы" является: обеспечение доступного качественного образования и успешной социализации обучающихся.
Задачи муниципальной программы:
1. Повышение доступности, качества и эффективности образовательных услуг через совершенствование сети образовательных организаций, обновление содержания и технологий образования, внедрение современных организационно-экономических моделей предоставления услуг, развитие кадрового потенциала системы образования.
2. Защита прав и интересов детей, создание условий для их безопасной жизнедеятельности, формирования здорового образа жизни, социальной адаптации и самореализации.
3. Развитие материально-технической базы образовательных организаций.
Цель подпрограммы I "Дошкольное образование":обеспечение доступности и высокого качества услуг дошкольного образования. Данная подпрограмма обеспечивает достижение одного из основных результатов муниципальной программы - 100 % доступа к услугам дошкольного образования детей в возрасте от 3 до 7 лет, нуждающихся в услуге дошкольного образования.
Задачи подпрограммы I:
1. Ликвидация очередности в дошкольные образовательные организации и развитие инфраструктуры дошкольного образования.
2. Развитие дошкольных образовательных организаций и внедрение новых финансово-экономических механизмов, обеспечивающих равный доступ населения к услугам дошкольного образования.
3. Обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
4. Обновление состава и компетенций педагогических кадров системы дошкольного образования, повышение качества работы.
5. Повышение эффективности деятельности дошкольных образовательных организаций.
Цель подпрограммы II "Общее образование": обеспечение доступности и высокого качества услуг общего образования в соответствии с потребностями граждан и требованиями развития экономики Наро-Фоминского муниципального района, современными потребностями общества
Задачи подпрограммы II:
1. Обеспечение реализации государственных образовательных стандартов общего образования.
2. Обеспечение равного доступа к качественному общему образованию.
3. Повышение эффективности деятельности образовательных организаций.
4. Создание благоприятных условий для выявления, поддержки и сопровождения одаренных и талантливых детей.
5. Совершенствование компетенций педагогических кадров, их мотивации к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию.
Цель подпрограммы III "Дополнительное образование, воспитание и психолого-социальное сопровождение детей": обеспечение качества, доступности и эффективности дополнительного образования, системы воспитания, профилактики асоциальных явлений и психолого-социального сопровождения детей, совершенствование системы мер, способствующих развитию гармонично-развитой личности.
Задачи подпрограммы III:
1. Формирование системы непрерывного вариативного дополнительного образования детей, направленной на развитие человеческого потенциала района.
2. Совершенствование системы работы образовательных организаций. Формирование здорового и безопасного образа жизни, обеспечение мер профилактики асоциальных явлений.
3. Развитие системы психолого-социального сопровождения детей в соответствии с меняющимися запросами населения. Повышение эффективности деятельности по семейному устройству детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Реализация комплекса мер по обеспечению равных прав детей на организованный досуг, отдых и оздоровление.
Цель подпрограммы IV "Система оценки качества образования и информационная открытость системы образования":стимулирование повышения качества образования через предоставление объективной информации о качестве образования руководителям и работникам системы образования, представителям гражданского общества, обеспечение информационной открытости системы образования в Наро-Фоминском муниципальном районе и обратной связи с потребителями образовательных услуг.
Задачи подпрограммы IV:
1. Развитие механизмов внешней оценки качества образования, создание системы муниципальных социологических и мониторинговых исследований в области качества образования.
2. Обеспечение информационной прозрачности системы образования в районе, развитие государственно-общественного управления в образовании.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.