Пояснительная записка
к проекту закона Московской области N Д-1-806па "Об отдельных вопросах общественного контроля в Московской области"
Проект закона Московской области "Об отдельных вопросах общественного контроля в Московской области" (далее - проект закона) подготовлен рабочей группой, созданной постановлением Московской областной Думы от 12.02.2015 N 15/115-П на основании проекта, внесенного фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и проекта, подготовленного Главным Управлением социальных коммуникаций Московской области.
Разработка проекта закона обусловлена принятием Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", устанавливающего правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.
Проект закона разработан в соответствии с посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года и обращением Губернатора Московской области "Наше Подмосковье. Идеология лидерства" от 29 января 2014 года с целью правового регулирования общественных отношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации гарантированного Конституцией Российской Федерации права на непосредственное участие в управлении делами государства и возникающих в процессе осуществления гражданами общественного контроля.
Так, вышеуказанным Федеральным законом предусмотрена возможность регламентирования законами субъектов Российской Федерации следующих правоотношений:
осуществления общественного контроля Общественной палатой Московской области (ст. 12);
порядка и форм участия общественных советов при органах государственной власти Московской области в осуществлении общественного контроля (ч. 1 ст. 13);
учета организациями, в отношении которых проведены мероприятия общественного контроля, предложений, рекомендаций и выводов, содержащихся в итоговых документах, подготовленных по результатам общественного контроля, в т.ч. учет указанных документов при оценке эффективности их деятельности (ч. 1 ст. 16);
порядка организации и проведения общественной проверки (ч. 3 ст. 20);
порядка проведения общественной экспертизы (ч. 5 ст. 22);
порядка проведения общественных обсуждений (ч. 4 ст. 24);
случаев, в которых проводятся общественные (публичные) слушания (ч. 2 ст. 25).
Проектом закона определены субъекты и объекты общественного контроля. Помимо субъектов, общественный контроль могут осуществлять в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством:
1) общественные инспекции;
2) группы общественного контроля;
3) иные организационные структуры общественного контроля.
Иные организационные структуры общественного контроля могут создаваться органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления Московской области, субъектами общественного контроля в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.
В качестве объектов общественного контроля проект закона определяет органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления Московской области, государственные и муниципальные организации Московской области, осуществляющие отдельные публичные полномочия.
Проектом закона определены полномочия Московской областной Думы, Губернатора Московской области, Правительства Московской области, органов местного самоуправления Московской области в сфере осуществления общественного контроля, формы общественного контроля.
Законопроектом устанавливается координирующая роль Общественной палаты Московской области в отношении общественных палат муниципальных образований Московской области при осуществлении общественного контроля, регламентируется порядок формирования общественных советов при Московской областной Думе и исполнительных органах государственной власти Московской области.
Проектом закона предусматривается, что общественный контроль может осуществляться в форме общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, а также в таких формах взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления, как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие формы взаимодействия. При этом перечень форм взаимодействия имеет открытый характер.
Проектом закона закреплено, что при субъектах общественного контроля могут быть созданы общественные инспекции, группы общественного контроля. При этом членами общественной инспекции или группы общественного контроля не могут быть лица, замещающие государственные должности Московской области, муниципальные должности Московской области, должности государственной гражданской службы Московской области и муниципальной службы Московской области, руководители государственных и муниципальных организаций, являющихся объектом общественного контроля, а также лица, имеющие непогашенную судимость либо признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными.
В целях информационного обеспечения общественного контроля проектом закона предлагается закрепить обязанность субъектов общественного контроля обнародовать информацию о результатах общественного контроля, а также право граждан на открытый доступ к информации об общественном контроле
Принятие и реализация проекта закона обеспечит широкое участие граждан, представителей общественности в формировании диалога органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества в области защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций.
Принятие проекта закона не потребует дополнительных расходов из бюджета Московской области.
Проект закона не содержит положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.