Введение
Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона Московской области от 12.01.2001 N 4/2001-ОЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Московской области".
В 2016 году институт Уполномоченного по правам человека в Московской области отмечает 15-летний юбилей.
Подмосковье стало одним из первых российских регионов, учредивших должность государственного правозащитника. На фоне мировой истории омбудсмена небольшой срок. Но за это время приобретены важный опыт, традиции, сформирован большой потенциал для активного дальнейшего развития.
Представленный доклад - первый с момента вступления в должность третьего в истории Подмосковья Уполномоченного по правам человека. Он подготовлен с учетом учреждения в отчетном году новой государственной должности - Уполномоченный по правам ребенка в Московской области. Концептуальные проблемы детства, материнства и отцовства останутся вне рамок представляемого доклада и будут освещены Уполномоченным по правам ребенка в Московской области в собственном аналитическом отчете. Однако, некоторые из них необходимо будет затронуть и в данном докладе с целью более объективной оценки ситуации в целом.
Деятельность Уполномоченного по правам человека в Московской области (далее Уполномоченный) в течение 2015 года была направлена, в первую очередь, на выполнение задач, определенных Законом:
- восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина на территории Московской области;
- совершенствование законодательства Московской области о защите прав и свобод человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
- развитие межрегионального и международного сотрудничества в области защиты прав и свобод человека и гражданина;
- содействие правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты.
Приоритетное направление - защита прав граждан, на основании специальной компетенции и инструментов института Уполномоченного.
Кто нуждается в помощи Уполномоченного в первую очередь? Пожилые люди, инвалиды, несовершеннолетние, малоимущие, пенсионеры, жители аварийных домов, коммуналок, одинокие граждане - все те, кто в силу жизненных обстоятельств не могут реализовать свои права, защитить себя сами. Либо граждане, которые, добиваясь справедливости в случаях несовершенства законодательства и наличия бюрократизма, нуждаются в поддержке института Уполномоченного.
Анализ рассмотрения законопроектов, нормативных актов и судебной практики, письменных и устных обращений, результатов выездных личных приемов в муниципальные образования, документов, представленных государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, публикаций в средствах массовой информации и сети Интернет, а также сведения, полученные в ходе посещений организаций здравоохранения, образования, социальной защиты, правоохранительных органов, системы исполнения наказаний позволили сформировать мнение о соблюдении прав человека в Московской области.
Соблюдение прав жителей Подмосковья обеспечивается, в первую очередь, неизменной политикой Президента Российской Федерации В.В. Путина и Губернатора Московской области А.Ю. Воробьева направленной на социально-экономическое развитие и повышение уровня жизни населения.
Ключевые направления развития государства и общества обозначены в ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию Российской Федерации и майских Указах Президента Российской Федерации 2012 года. Результаты социально-экономического развития Московской области за 2014 год и основные задачи на 2015 год сформулированы в программном обращении Губернатора Московской области "Наше Подмосковье. Новая реальность. Новые возможности".
Одной из задач 2016 года в преддверии "большого политического сезона" для института Уполномоченных по правам человека как в стране, так и в Московской области является защита избирательных прав граждан на выборах депутатов в Государственную Думу Российской Федерации, Московскую областную Думу, в органы местного самоуправления.
Приоритетными направлениями в работе с гражданами являются: соблюдение органами государственной власти, местного самоуправления, правоохранительными и судебными органами федеральных, региональных законов, нормативных правовых актов, направленных на улучшение качества жизни, здоровья, социальной и экономической среды; профилактика нарушений или злоупотребление правом как органами власти, так и самими гражданами; выработка предложений по корректировке законодательства и нормативных актов.
Данный доклад содержит не только статистические данные о проведенных мероприятиях аппаратом Уполномоченного, но и выводы и рекомендации, которые войдут в основу работы Уполномоченного в 2016 и последующие годы, совместно с Московской областной Думой, Правительством Московской области, другими государственными и муниципальными органами.
За 6 месяцев 2015 года - срок деятельности третьего Уполномоченного, на основании изменений законодательства, проведенных мониторингов, анализа обращений граждан Уполномоченным и его аппаратом сформировано видение дальнейшего развития комплексной системы защиты прав, повышения роли института Уполномоченного, как независимого посредника между гражданским обществом и властью. С целью реализации поставленных задач проведена оптимизация структуры аппарата, совершенствование форм и методов его деятельности.
Заключение
Важнейшим элементом работы Уполномоченного является подготовка ежегодного Доклада.
Цель Доклада - информирование высших должностных лиц и органов государственной власти Подмосковья о ситуации с соблюдением конституционных прав и свобод жителей Московской области, системных проблемах, требующих разрешения, изложение рекомендаций по совершенствованию законодательной и правоприменительной деятельности.
Полагаю, что в целях обеспечения единства государственной защиты прав и свобод граждан, форм и методов ее осуществления на территории Подмосковья необходим механизм реагирования органов и должностных лиц Московской области на предложения Уполномоченного по проблемным вопросам, изложенным в Докладе.
Такой опыт сложился в ряде субъектов. Для реализации этой задачи полагаю необходимым дополнить Регламент Правительства Московской области соответствующими положениями.
Проводимые аппаратом Уполномоченного мониторинги соблюдения прав и свобод человека и гражданина, анализ обращений граждан, изучение общественного мнения, анализ законодательства и правоприменительной практики позволяют сделать вывод о недостаточности системных мероприятий и необходимого взаимодействия между органами государственной власти, и местного самоуправления.
Несвоевременное исполнение принятых решений на местах влечет за собой негативные настроения и снижения доверия граждан к принятой политике государства. Об этом свидетельствуют обращения граждан в адрес Уполномоченного и информация, размещаемая гражданами в информационно-коммуникационной сети интернет.
Остается актуальной проблема формального подхода к исполнению своих полномочий и низкий уровень профессиональной подготовки отдельных чиновников, а также недостаточная информированность граждан об изменениях законодательства.
Как следует из анализа обращений граждан в адрес Уполномоченного, в процессе перераспределения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в важных сферах жизнедеятельности граждан, порой нарушаются их права. В будущем представляется необходимым и обязательным широкое обсуждение и разъяснение гражданам необходимости таких изменений, механизмов их применения, ожидаемых последствий и временных переходных сложностей.
Сохраняется актуальным развитие и более активное взаимодействие государственных органов и органов местного самоуправления с общественными институтами гражданского общества. Видится необходимость участия государства в развитии волонтёрского движения, как института гражданского общества, основанного на традициях патриотизма, духовности, поддержки и помощи тем категориям граждан, которые меньше всего защищены.
Вовлечение большего количества граждан к участию в помощи людям, кто находится в трудной жизненной ситуации представляется с увеличением в СМИ историй, которые возможно решить "всем миром".
При этом видится необходимость ограничения распространения в СМИ негативной информации, связанной с насилием.
Финансово-экономическая нестабильность в стране, кризисные последствия обостряют депрессионные настроения граждан, особенно тех, кто потерял работу, заработок, жилье, именно в этой связи, необходимо бережнее относиться к настроениям граждан через средства массовой информации.
В 2015 году внешние факторы усложнили выполнение поставленных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным и Губернатором Московской области А.Ю. Воробьевым задач для органов государственной власти и местного самоуправления, но в целом можно с уверенностью сказать, что выбранный курс в Подмосковье поддерживается на достаточно высоком уровне, в достаточно высоком темпе.
Вместе с тем, подводя итоги можно отметить, что роль правозащитного института Уполномоченного по правам человека растет, являясь связующим звеном между властью, обществом и гражданином.
Выражаю благодарность и надеюсь на дальнейшее сотрудничество с территориальными федеральными органами исполнительной власти, Правительством Московской области, Московской областной Думой органами местного самоуправления и общественным организациями Московской области.
Уполномоченный по правам человека |
Е.Ю. Семенова |
г. Москва 29 февраля 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Московской области в 2015 году (29 февраля 2016 г.)
Текст Доклада опубликован в газете "Ежедневные новости. Подмосковье" от 29 апреля 2016 г., N 77; от 4 мая 2016 г., N 78; в "Вестнике Уполномоченного по правам человека в Московской области", 2016 г., N 1 (36)