Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
"Предпринимательство городского
округа Пущино" на 2017 - 2021 годы
Муниципальная подпрограмма
"Развитие малого и среднего предпринимательства в городском округе Пущино"
1. Паспорт
подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в городском округе Пущино Московской области" муниципальной программы "Предпринимательство городского округа Пущино" на 2017 - 2021 гг.
Муниципальный заказчик подпрограммы |
Администрация города Пущино |
||||||||||||
Задачи подпрограммы |
Отчётный (базовый) период 2016 |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
|||||||
Задача 1 подпрограммы |
Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере обрабатывающих производств и технологических инноваций в рамках обеспечения доступности производственной и высокотехнологичной инфраструктуры для субъектов малого и среднего предпринимательства (процент к предыдущему году) |
||||||||||||
Задача 2 подпрограммы |
Увеличение доли оборота малых и средних предприятий в общем обороте по полному кругу предприятий городского округа Пущино |
||||||||||||
Источники финансирования подпрограммы по годам реализации и главным распорядителям бюджетных средств, в том числе по годам: |
Наименование подпрограммы |
Главный распорядитель бюджетных средств |
Источник финансирования |
Расходы (тыс. рублей) |
|||||||||
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
Итого |
||||||||
Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства в городском округе Пущино Московской области" |
Администрация города Пущино Московской области |
Всего: в том числе: |
200 |
450 |
450 |
2550 |
2550 |
6200 |
|||||
Средства федерального бюджета |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||||||
Средства бюджета Московской области |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||||||
Внебюджетные источники |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
250 |
|||||||
Средства бюджета городского округа Пущино |
150 |
400 |
400 |
2500 |
2500 |
5950 |
|||||||
Основные показатели реализации мероприятий муниципальной подпрограммы |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
||||||||
Количество объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и производства (3 группа) |
0 |
1 |
1 |
2 |
2 |
||||||||
Увеличение количества субъектов МСП, осуществляющих деятельность в сфере обрабатывающих производств и технологических инноваций в рамках обеспечения доступности производственной и высокотехнологичной инфраструктуры для субъектов МСП (3 группа) |
100,8 |
102,6 |
103,7 |
104,8 |
105,5 |
||||||||
Увеличение доли оборота малых и средних предприятий в общем обороте по полному кругу предприятий (3 группа) |
40,6 |
45,2 |
47,4 |
48,8 |
49,0 |
||||||||
Темп роста объема инвестиций в основной капитал малых предприятий (3 группа) |
87,1 |
103,3 |
104,1 |
105,6 |
107,1 |
||||||||
Среднемесячная заработная плата работников малых и средних предприятий (3 группа) |
406905,5 |
42302,8 |
43151,3 |
44805,4 |
45619,1 |
||||||||
Число созданных рабочих мест субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими поддержку (1 группа) |
3 |
5 |
8 |
9 |
10 |
||||||||
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку (1 группа) |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
||||||||
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций (1 группа) |
21,7 |
22,9 |
24,5 |
26,1 |
28,0 |
||||||||
Количество малых и средних предприятий на 1 тысячу жителей (1 группа) |
5,2 |
5,3 |
5,4 |
5,6 |
5,8 |
||||||||
Количество вновь созданных предприятий малого и среднего бизнеса (1 группа) |
3 |
3 |
4 |
4 |
5 |
||||||||
Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства (1 группа) |
4,8 |
4,9 |
5,0 |
5,1 |
5,0 |
<*> Объем финансирования подлежит уточнению в очередном финансовом году.
2. Анализ развития малого бизнеса в городском округе Пущино характеристика проблем и обоснование необходимости их решения.
Малое предпринимательство является одной из важнейших частей экономики городского округа Пущино. Его дальнейшее развитие должно рассматриваться как важнейшее направление на ближайшую перспективу.
Сфера науки и научного обслуживания была и остается доминирующей отраслью городской экономики финансирующейся из федерального бюджета. Малый бизнес готов создавать новые рабочие места, производить конкурентоспособную продукцию, в том числе для экспорта на мировые рынки, и тем самым решить двуединую задачу - повышение благосостояния народа и укрепление экономического потенциала города. Но все это возможно лишь при активной поддержке предпринимательства со стороны государства.
Развитие предпринимательства является одним из основных факторов снижения безработицы в городе, так как малый бизнес в отличие от крупных предприятий более гибко реагирует на потребности рынка.
Дальнейшее успешное развитие малого предпринимательства возможно при обеспечении благоприятных социальных, экономических, правовых и других условий, постоянного совершенствования создаваемой в городе целостной системы его поддержки. На развитие малого предпринимательства в городе так же, как и в целом на территории Российской Федерации, серьезное влияние оказывают существующая в стране экономическая ситуация и связанные с ней существующие проблемы:
- отсутствие стартового капитала и необходимых знаний для успешного начала предпринимательской деятельности, а также средств на развитие;
- высокие процентные ставки банковских кредитов, недоступность лизинговых услуг;
- высокие налоговые ставки;
- нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативно правовые акты Московской области, регулирующие отношения в сфере малого предпринимательства, не в полной мере обеспечивают условия для создания и функционирования его субъектов;
- сложная административно-разрешительная система по осуществлению деятельности субъектов малого предпринимательства (регистрация, лицензирование, сертификация, система контроля и т.д.).
Основная доля предприятий малого и среднего бизнеса сконцентрирована в оптовой и розничной торговле.
Количество субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории города составило 104 единиц, в том числе: промышленность - 28 ед., строительство - 5 ед., научные исследования и разработки - 19 ед., оптовая и розничная торговля, предоставление бытовых услуг - 43 ед., здравоохранение - 4 ед., прочие виды деятельности - 5 ед.
В городе преобладают микропредприятия численностью до 15 человек. Малых предприятий с численностью более 50 человек - 3 единицы, или 0,3% от общего числа.
Среднесписочная численность работников малых предприятий в 2015 году - 609 человек. Темп роста к уровню 2014 года 73,8%.
В 2015 году оборот малых предприятий составил 1680,76 млн. руб. (96,1% к уровню прошлого года).
Снижение данного показателя связано с закрытием ряда предприятий, осуществляющих деятельность в розничной торговле, научно-технической сфере, строительстве. За период 2015 года сняты с учета в налоговом органе 18 организаций.
В связи с вводом новых производственных мощностей предприятий, осуществляющих деятельность в химико-фармацевтической промышленности - ЗАО "Диакон-ДС"; ООО "ДиСи", ООО НПФ "Альбит", а также расширением рынков сбыта предприятий оптовой торговли, ожидаемый оборот в 2016 году - 1848,8 млн. рублей, темп роста - 109,9% к уровню 2015 года.
На развитие малого предпринимательства города в 2017 году и последующие годы будут оказывать следующие факторы: уровень цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, спрос на потребительские товары с учетом динамики денежных доходов населения.
По оценке количество предприятий в 2016 году возрастет до 108 единиц (численность 625 человек).
Темп роста объема отгруженных товаров собственного производства в 2015 году составил 880,5 млн. руб. - 107,7% к уровню 2014 года. Рост данного показателя связан с увеличением объемов продаж предприятиями, основным видом деятельности которых является производство прочих фармацевтических продуктов и изделий медицинского назначения и производство химических средств защиты растений, а именно ЗАО "Диакон-ДС" - 25,11%; ООО "ДиСи" - 18,47%; ООО НПФ "Альбит" - 13,5% и т.д.
На долю малого бизнеса приходится 43,2% от прибыли, сформировавшейся по полному кругу организаций.
Источниками инвестиций являются средства крупных, средних и малых предприятий города, средства бюджетов всех уровней, привлечённые средства.
В 2015 году освоено инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования на сумму 201,7 тыс. руб. - темп роста 57,9%. Основной причиной сокращения инвестиций является недостаточное обеспечение инвестиционных проектов финансовыми и материально-техническими ресурсами из-за недостатка у предприятий собственных финансовых средств, высокие процентные ставки банковских кредитов и сложности их получения.
На территории городского округа зарегистрировано одно предприятие промышленности, относящееся к крупным и средним - МУП "Тепловодоканал" (распределение пара и горячей воды, тепловой энергии).
По оценке 2016 года за счет расширения действующих производств (ООО НПФ Альбит", ЗАО "ДиСи" и рынков сбыта предприятий химико-фармацевтической промышленности планируется увеличить темп роста объема отгруженных товаров собственного производства до - 101,0%; в 2017 году - 101,5%; в 2018 году - 103,0%, в 2019 - 103,9%.
Тем не менее, бюджет города продолжает оставаться дотационным. Собственные доходы бюджета города формируются, в основном, за счет поступления налогов на заработную плату работающих жителей Пущино, т.е. для пополнения бюджета необходимо создавать новые рабочие места.
Объем научно-технической продукции (работ, услуг), соответствующей приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации, в стоимостном выражении - 2462,5 млн. руб. что составляет 56,0% от общего объема продукции (работ, услуг) всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории города в 2015 году.
Средняя заработная плата работников малых предприятий составила по итогам 2014 года - 36 147,2 руб., в 2015 году - 36 627,0 руб., темп роста 101,3%, в 2016 году ожидается рост заработной платы до 40 690,0 руб.
Однако, достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства в городе недостаточен, с точки зрения требований рыночной экономики и мирового опыта, для обеспечения устойчивости и необратимости указанных позитивных изменений в условиях нарастающих кризисных явлений.
Несмотря на положительную динамику показателей развития малого предпринимательства, есть ряд объективных и субъективных причин, замедляющих интенсивное развитие предпринимательства в городе это:
- отсутствие свободных площадей;
- удаленность от железной дороги;
- удаленность от крупных городов, предприятий.
На сегодняшний день существует ряд вопросов в сфере развития малого и среднего предпринимательства, повышения его конкурентоспособности, на решении которых необходимо сосредоточить усилия, среди них:
- поддержка начинающих предпринимателей и, прежде всего предпринимательства в инновационной сфере;
- создание элементов инновационной инфраструктуры, способствующих появлению в городе новых малых наукоемких производств;
- создание эффективной системы информационного обмена между органами власти и бизнес - сообществом, информационного обеспечения предпринимательства;
- содействие развитию экспортно-ориентированных малых и средних предприятий;
- дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, включая создание бизнес-инкубатора и др.
Анализ факторов, влияющих на развитие малого предпринимательства, а также опыт реализации предыдущих Программ, был выявлен ряд проблем, которые оказывают существенное влияние на становление и развитие малого предпринимательства в городе: сложности с получением льготных кредитов и лизинговых услуг, дефицит нежилых помещений и свободных земельных участков, пригодных для размещения малых предприятий. На сегодняшний день малый бизнес не идет в жилищно-коммунальную сферу и благоустройство.
В сложной ситуации находится малое и среднее инновационное предпринимательство, не обладающее ни солидным стартовым капиталом, ни имуществом. Для поддержки людей, способных генерировать идеи и осуществлять их на практике, нужны специальные структуры, которые возьмут на себя функции сопровождения инновационных проектов от рождения идеи до готового изделия или технологии. Таких организаций инновационной инфраструктуры в городе пока нет.
Для эффективной реализации городской политики в сфере малого и среднего бизнеса необходимо, проведение среди субъектов малого и среднего предпринимательства рабочих встреч, семинаров, "круглых столов", конкурсов по отраслевой направленности для демонстрации своих достижений, обмена опытом и пр.
Анализ тенденций развития малого предпринимательства в Пущино, а также опыт реализации подобных Программ в городском округе Пущино позволяет сделать вывод о целесообразности принятия подпрограммы развития и поддержки малого предпринимательства, которая обеспечивала бы координацию действий органов местного самоуправления, субъектов малого предпринимательства и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, обеспечивала бы увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, и обеспечивала бы организацию процесса управления и контроля за ходом достижения поставленных целей. Решение поставленных задач должно осуществляться с учетом приоритетных направлений развития малого предпринимательства в городе, таких как: предпринимательство в сфере инноватики, оказание жилищно-коммунальных услуг, благоустройство и озеленение города, жилищное строительство, туризм, бытовые услуги, медицинские услуги и экологически чистое производство.
Особое внимание должно уделяться поддержке начинающих предпринимателей и, прежде всего молодежи, женщин, а также развитию семейного предпринимательства, созданию новых рабочих мест, пополнению доходной части городского бюджета, созданию экологически чистых производств.
Кроме того, механизмы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, действующие в настоящее время на федеральном и областном уровне, предусматривают предоставление мер государственной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса исключительно на конкурсных началах и принципах софинансирования, при наличии муниципальных программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.
Всем вышеперечисленным обусловлена необходимость принятия настоящей подпрограммы.
3. Цель и задачи подпрограммы
3.1. Основной целью подпрограммы является повышение конкурентоспособности экономики городского округа Пущино за счет создания благоприятных условий для обеспечения устойчивого развития малого и среднего предпринимательства, в том числе микропредприятий и индивидуальных предпринимателей.
3.2. Для достижения указанной цели в условиях ограниченного ресурсного обеспечения Подпрограмма предусматривает решение следующих основных задач:
- Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере обрабатывающих производств и технологических инноваций в рамках обеспечения доступности производственной и высокотехнологичной инфраструктуры для субъектов малого и среднего предпринимательства (процент к предыдущему году);
- Увеличение доли оборота малых и средних предприятий в общем обороте по полному кругу предприятий городского округа Пущино (процент).
3.3. С учетом приоритетных направлений развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, определяемых Министерством экономического развития Российской Федерации, приоритетными направлениями реализации мероприятий Подпрограммы являются:
- развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих программы модернизации производства в сфере обрабатывающих производств, транспорта и связи, сельского хозяйства, здравоохранения и представления социальных услуг, образования;
- поддержка высокотехнологических и инновационных компаний, осуществляющих технологических инноваций;
- поддержка социального предпринимательства.
4. Характеристика основных мероприятий подпрограммы
Решение указанных задач осуществляется посредством реализации мероприятий подпрограммы. Перечень мероприятий приведен в п. 6 Подпрограммы.
Подпрограммой предусмотрены мероприятия, направленные на привлечение финансовых ресурсов в сферу малого и среднего предпринимательства; обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления городского округа с представителями малого и среднего бизнеса в решении задач экономического и социального развития городского округа, развитие инновационной и информационной инфраструктуры, а также организацию подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего предпринимательства.
5. Методика
расчета значений показателей эффективности реализации Программы
5.1. Увеличение количества субъектов МСП, осуществляющих деятельность в сфере обрабатывающих производств и технологических инноваций в рамках обеспечения доступности производственной и высокотехнологичной инфраструктуры для субъектов МСП.
Рассчитывается как отношение количества малых и средних предприятий, занятых в сфере обрабатывающих производств и технологических инноваций, в текущем году к аналогичному показателю предыдущего года, выраженное в процентах.
Формы статистической отчетности: 2-МП, Статистический регистр хозяйствующих субъектов.
5.2. Количество объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и производства (нарастающим итогом)
Рассчитывается по факту реализации мероприятий Программы. Учет ведется по каждому году реализации Программы.
5.3. Увеличение доли оборота малых и средних предприятий в общем обороте по полному кругу предприятий.
Рассчитывается как отношение оборота малых и средних предприятий за отчетный период к общему обороту всех предприятий и организаций в городском округе Пущино, выраженное в процентах.
5.4. Темп роста объема инвестиций в основной капитал малых предприятий.
Рассчитывается как отношение объема инвестиций в основной капитал малых предприятий в текущем году по отношению к предыдущему году, выраженное в процентах.
Формы статистической отчетности: ПМ, МП-микро, Титульные списки.
5.5. Среднемесячная заработная плата работников малых и средних предприятий.
Рассчитывается как отношение фонда заработной платы работников малых и средних предприятий к среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий.
Формы статистической отчетности: ПМ, МП (микро), П-4, 1-предприятие, 1-ИП.
5.6. Число созданных рабочих мест субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими поддержку.
Рассчитывается по факту реализации мероприятий Программы. Учет ведется по каждому году реализации Программы.
5.7. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку.
Рассчитывается по факту реализации мероприятий Программы. Учет ведется по каждому году реализации Программы.
5.8. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов малого и среднего предпринимательства в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций.
Рассчитывается как отношение среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий к среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций в городском округе Пущино, выраженное в процентах.
Формы статистической отчетности: ПМ, МП (микро), П-4, 1-предприятие.
5.9. Количество малых и средних предприятий на 1 тысячу жителей.
Рассчитывается как отношение количества малых и средних предприятий к численности постоянного населения в расчете на 1000 человек постоянного населения городского округа Пущино.
5.10. Количество вновь созданных предприятий малого и среднего бизнеса.
Рассчитывается по факту реализации мероприятий Программы. Учет ведется по каждому году реализации Программы.
Формы статистической отчетности: 2-МП, Статистический регистр хозяйствующих субъектов
5.11. Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства.
Показатель определяется процентным отношением количества средних, малых предприятий, микропредприятий за отчетный и предшествующий годы минус 100%.
Источником информации для формирования показателей служат данные выборочных наблюдений за деятельностью малых предприятий, микропредприятий, а также сплошного наблюдения за деятельностью средних предприятий.
Формы статистической отчетности: П-1, П-5(м), ПМ, ПМ (микро).
5.12. Количество введенных объектов сети социально-бытовых комплексов "Дом быта".
Рассчитывается по факту реализации мероприятий Программы. Учет ведется по каждому году реализации Программы.
6. Перечень
мероприятий подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в городском округе Пущино"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.