Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к приказу Министра образования
Московской области
от 2 сентября 2014 г. N 3986
Положение
об экспертной оценке и сертификации учебных модулей, используемых работниками системы образования в Московской области для создания индивидуальных дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение регулирует общественные отношения, возникающие при создании индивидуальных программ дополнительного профессионального образования (программ повышения квалификации) работников системы образования в Московской области (далее - работники системы образования).
2. В основе экспертной оценки и сертификации программ учебных модулей, используемых работниками системы образования для создания индивидуальных дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации), лежит:
необходимость наиболее полного удовлетворения потребностей как самих слушателей, так и их работодателей в качественной подготовке работников и высокой степени достижения планируемых результатов образовательной деятельности по повышению квалификации;
создание условий для самореализации каждого слушателя, обеспечения свободы в выборе форм обучения, сроках и последовательности освоения учебных модулей индивидуальной образовательной программы;
использование ресурсного потенциала образовательных организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации) (далее - образовательные организации), для обеспечения единства образовательного пространства и взаимной интеграции систем дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных образовательных организаций;
обеспечение равных конкурентных возможностей образовательных организаций;
реализация накопительной персонифицированной модели повышения квалификации на основе кредитно-зачетных отношений между участниками образовательных отношений;
обеспечение сетевого взаимодействия образовательных организаций, муниципальных органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования, и Министерства образования Московской области при сочетании государственного и договорного регулирования отношений в сфере дополнительного профессионального образования;
создание условий для объединения образовательных организаций, работодателей, общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования, с целью обеспечения непрерывного профессионального образования;
обеспечение открытости и доступности информации о порядке экспертной оценки и сертификации программ учебных модулей, используемых работниками системы образования для создания индивидуальных дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации).
3. На основе результатов экспертной оценки и сертификации формируются региональные реестры программ учебных модулей, используемых работниками системы образования для создания индивидуальных дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации), а также реестр организаций, реализующих учебные модули в Московской области.
4. Реестры обновляются дважды в год. Сертифицированные программы учебных модулей подлежат обязательной актуализации не реже 1 раза в три года.
II. Процедура экспертной оценки и сертификации программ учебных модулей
5. Использование механизма экспертной оценки и сертификации программ учебных модулей осуществляется в рамках сетевого объединения образовательных организаций.
6. Экспертная оценка и сертификация программ учебных модулей, используемых работниками системы образования для создания индивидуальных дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации) ориентированы на:
выстраивание региональной системы общих требований к структуре и содержанию программ учебных модулей;
создание предпосылок для качественного оказания образовательных услуг в рамках сетевого объединения образовательных организаций.
7. Процедура экспертной оценки и сертификации программ обеспечивает в Московской области реализацию накопительной персонифицированной модели повышения квалификации, основанной на кредитно-зачетной и модульной системе обучения, предполагающей:
разработку единых подходов к содержанию и структуре программ учебных модулей;
создание единой системы взаимозачетов внутри сетевого объединения (накопление слушателем зачетных единиц - кредитов).
8. Нормативную базу сертификации в системе дополнительного профессионального образования Московской области составляют:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 N 499 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам";
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 N 544 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)";
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер названного Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 вместо "N 544" следует читать "N 544н"
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих";
Закон Московской области N 94/2013-ОЗ "Об образовании".
9. В целях установления единых подходов к пониманию содержания и порядка сертификации программ учебных модулей дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации) в рамках сетевого объединения в настоящем Положении применяются следующие основные понятия:
сертификация - процедура, посредством которой сторона, осуществляющая экспертизу, письменно удостоверяет, что должным образом представленная в программе учебного модуля образовательная услуга, производимая одним из участников сетевого объединения, соответствует установленным в Московской области требованиям к структуре и содержанию программ учебных модулей;
программа учебного модуля - имеющий соответствующую структуру текстовый вариант части индивидуальной дополнительной профессиональной программы, в котором:
определена принадлежность к одной из 3-х разновидностей учебных модулей повышения квалификации - инвариантный академический модуль, инвариантный кафедральный модуль; вариативный модуль;
обозначены цели и задачи программы, адресная категория работников, объемное соотношение видов занятий и их последовательность;
представлены содержание программы учебного модуля и ресурсное обеспечение ее реализации в качестве логически завершенной и самостоятельной части дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации);
сертификационные документы - материальные носители с информацией в виде текста и таблиц, которые отражают результаты экспертной оценки программ учебных модулей (протокол экспертной оценки; реестр сертифицированных программ).
10. Процедура экспертной оценки и сертификации программ учебных модулей, используемых работников системы образования для создания индивидуальных дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации), связана с организацией взаимодействия субъектов сертификации:
заказчик - работодатели в лице их полномочного представителя - Министерства образования Московской области: формирует заказ на разработку и сертификацию программ через систему правовых актов, осуществляет контроль за процессом сертификации, утверждает ее результаты;
исполнитель - экспертные комиссии, состоящие из специалистов государственных организаций, входящих в сетевое объединение образовательных организаций: осуществляют независимую экспертизу программ учебных модулей;
организатор - государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области "Академия социального управления" (далее по тексту - АСОУ): ведет учет поступающих на экспертизу программ учебных модулей, организует работу экспертных комиссий по экспертной оценке и сертификации программ учебных модулей, обеспечивает регистрацию и хранение сертификационных документов (протоколов), осуществляет подготовку к утверждению реестра прошедших экспертизу программ учебных модулей, ведет реестр сертифицированных программ; осуществляет первичную экспертизу поступающих программ, проводит консультирование экспертов и участников сетевого объединения по процедуре сертификации;
потребитель результатов экспертной оценки и сертификации программ - работники системы образования.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
10. Процедура экспертной оценки и сертификации программы учебного модуля включает в себя следующие основные этапы:
оформление и предоставление в АСОУ от имени организации - разработчика программ учебных модулей и заявки (Приложение N 1) на проведение работ по их экспертной оценке и сертификации;
осуществление первичной экспертизы поступающих заявок и программ на предмет соответствия требованиям к структуре программ, консультирование представителей организации-разработчика;
регистрация поступающих на экспертизу программ учебных модулей; установочное совещание экспертов, их консультирование (по мере необходимости);
проведение индивидуальной экспертной оценки программ учебных модулей членами экспертной комиссии;
оформление индивидуальных протоколов (Приложение N 3) экспертной оценки программ учебных модулей членами экспертной комиссии;
оформление сводного протокола экспертной оценки программ учебных модулей членами экспертной комиссии;
подготовка и направление в Министерство образования Московской области выписки из сводного протокола с проектом перечня программ учебных модулей, прошедших сертификацию, для включения в региональный реестр программ учебных модулей, рекомендованных работникам системы образования для создания индивидуальных дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации);
подготовка и издание приказа министра образования Московской области об утверждении изменений в реестре сертифицированных программ учебных модулей;
размещение реестра программ учебных модулей и других информационных материалов на сайте организатора в рубрике "Сертификация";
предъявление слушателям списка программ учебных модулей из реестра для формирования заявок на следующий семестр.
III. Основные требования и критерии экспертной оценки и сертификации программ учебных модулей
11. Основные требования и критерии экспертной оценки и сертификации программ учебных модулей нацелены на:
учет процессов и качественных изменений, происходящих на рынке образовательных услуг (в структуре спроса и предложения), в области методологии и методики обучения, в сфере образовательной политики;
осуществление единой региональной политики в области дополнительного профессионального образования, направленной на удовлетворение профессиональных потребностей работников системы образования в интересах развития их личности и творческих способностей;
повышение качества дополнительного профессионального образования, обеспечивающего формирование компетентности педагогических и руководящих кадров сферы общего, дополнительного и профессионального образования Московской области на всем протяжении их активной профессиональной деятельности.
12. Первая группа базовых региональных требований к структуре и содержанию программ учебных модулей, используемых работниками системы образования для создания индивидуальных дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации), включает в себя требования к установленной в регионе модульной типологии программ: академическому инвариантному модулю, кафедральному инвариантному модулю, вариативному модулю.
13. Академический инвариантный модуль (36 часов) посвящен вопросам государственной образовательной политики в сфере образования.
14. Кафедральный инвариантный модуль (72 часа) включает в себя компоненты о новом содержании предметного образования; о современных технологиях и методиках преподавания предмета; об информационных технологиях в преподавании предмета; об основах безопасности образовательного процесса по предмету.
15. Вариативный модуль (36 часов или 72 часа) содержит информацию по отдельным актуальным проблемам общего, дополнительного, профессионального образования.
16. Программа академического инвариантного модуля разрабатывается АСОУ и может реализовываться всеми образовательными организациями.
17. Программы кафедральных инвариантных модулей разрабатываются и реализуются всеми образовательными организациями.
18. Программы вариативных модулей разрабатываются и реализуются всеми образовательными организациями.
19. Вторая группа базовых региональных требований к структуре и содержанию программ учебных модулей, используемых работниками системы образования для создания индивидуальных дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации), связана с оценкой на соответствие их содержания установленным требованиям к дополнительным профессиональным программам, профессиональным стандартам и квалификационным требованиям к профессиям и должностям, содержит требования к внутренней структуре подлежащего сертификации программного материала в соответствии с Требованиями к структуре и содержанию программы учебного модуля.
20. Третья группа базовых региональных требований к структуре и содержанию программ повышения квалификации включает в себя требования к соответствию содержания предъявляемых на экспертизу программных материалов федеральным государственным образовательным стандартам общего образования, образовательных стандартов профессионального образования. Оценивается также инновационность и актуальность программного содержания, практическая направленность, способствующие максимально полному удовлетворению профессиональных запросов работников системы образования.
21. На первом этапе производится экспертная оценка программы на предмет наличия в предъявляемом программном материале элементов структуры в соответствии с Требованиями к структуре и содержанию программы учебного модуля (Приложение N 2).
22. На втором этапе осуществляется экспертиза содержания 3-х основных обучающих блоков.
Лекционный блок проходит экспертизу на предмет:
наличия в программе нового научного материала (достижения педагогики, психологии, теории управления, социологии образования и т.п. последних 5 лет);
соответствия современным требованиям образовательной политики России и региона.
Практический блок оценивается на предмет:
наличия активных форм обучения и обоснованности использования информационных технологий;
наличия практико-ориентированной проблематики в тематике занятия (т.е. насколько обоснованным является выбор данного вида занятий для конкретной темы).
Экспертиза блока внеаудиторной самостоятельной работы слушателя осуществляется для выявления:
уровня "проблемности" поставленных перед слушателем задач (соотношение проблемных и репродуктивных задач);
уровня практической направленности заданий и их актуальности для слушателей.
IV. Порядок взаимодействия и финансовых расчетов при организации и проведении экспертной оценки и сертификации программ учебных модулей
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
24. Правила и порядок экспертной оценки и сертификации программ учебных модулей системы являются открытыми для обсуждения и изменения со стороны участников сетевого объединения Московской области. Участники сетевого взаимодействия могут подать жалобы и предложения в АСОУ - региональному координатору процедуры сертификации, в Министерство образования Московской области - заказчику как полномочному представителю работодателей. Участники сетевого взаимодействия могут инициировать обсуждение вопросов функционирования системы сертификации на региональном Интернет ресурсе, который ведет региональный координатор - АСОУ.
25. Экспертная оценка и сертификация программ учебных модулей, используемых работниками системы образования для создания индивидуальных дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации), является демократической процедурой, предполагающей возможности пересмотра ее результатов. В соответствии с этим образовательная организация, представившая программу на экспертизу, в течение 7 рабочих дней после дня сертификации, имеет право подать апелляцию в АСОУ - организатору процедуры экспертной оценки и сертификации программ учебных модулей. В течение 10 рабочих дней со дня регистрации апелляции программа направляется на повторную экспертизу экспертного органа (комиссии) в новом составе.
26. Затраты на процедуры экспертизы и оформления документации могут компенсироваться на договорной основе (оплачиваются организацией-разработчиком в рамках прямых договоров с АСОУ, организующей деятельность экспертных органов (комиссий).
27. В случае направления программы на повторную экспертизу и признания экспертного заключения "ошибочным" - оплата работы экспертного органа (комиссии), совершившего ошибку, не производится, а установленная сумма выплачивается новому составу экспертного органа (комиссии).
28. В случае признания экспертного заключения первой экспертизы "спорным" - затраты на процедуры экспертизы и оформления документации оплачиваются организацией-разработчиком в рамках прямого договора с АСОУ, организующим деятельность нового состава экспертного органа (комиссии).
29. Для государственных и муниципальных организаций Московской области, входящих в сетевое объединение, работы по экспертной оценке и сертификации программ учебных модулей могут осуществляться на общественных началах либо в рамках годовой педагогической нагрузки экспертов.
30. Работы по организации экспертной оценки и сертификации программ учебных модулей для государственных и муниципальных организаций Московской области, входящих в сетевое объединение, могут быть включены в государственное задание АСОУ.
V. Условия и порядок изменения процедур организации и проведения экспертной оценки и сертификации программ учебных модулей
31. Поэтапность внедрения регионального механизма экспертной оценки и сертификации программ учебных модулей, а также ориентация кредитно-зачетной и модульной системы на максимально быстрое и гибкое реагирование на происходящие в сфере образования изменения подразумевают, что:
сформулированные в Положении порядок функционирования системы сертификации, требования к структуре и содержанию программ, параметры сертификации качества будут претерпевать определенные изменения;
программы учебных модулей, наиболее тесно связанные с образовательной "конъюнктурой" (программы по проблемам управления образования, вопросам образовательной политики и др.), могут потребовать целевой разработки и реализации с последующей сертификацией, либо ежегодной корректировки, следовательно - более частой по сравнению с остальными программами экспертизы содержания.
32. Все изменения и дополнения к сформулированным в настоящем Положении порядку сертификации и требованиям к структуре и содержанию программ учебных модулей подлежат:
открытому обсуждению всеми образовательными организациями, являющимися участниками сетевого объединения организаций;
документальному оформлению в виде регистрируемых в установленном порядке изменений и дополнений к данному Положению, а также дополняющих и конкретизирующих содержание данного Положения методических рекомендаций, инструктивных писем.
Приложения:
1. Форма заявки на экспертную оценку и сертификацию программы учебного модуля дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации).
2. Требования к оформлению, структуре и содержанию программы учебного модуля дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации).
3. Форма протокола экспертной оценки программы учебного модуля дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.