Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федеральной службы по тарифам
от 15 июня 2007 г. N 128-э/1
Методические указания
по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа
I. Общие положения
1. Настоящие методические указания по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (газоснабжающими организациями), (далее - Методические указания) разработаны во исполнение Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001; N 2, ст. 175, 2002; N 21, ст. 2001, 2006, N 50, ст. 5354; 2007, N 23, ст. 2798).
2. Методические указания определяют принципы регулирования и расчета размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые поставщиками газа конечным потребителям газа (далее - размер платы за снабженческо-сбытовые услуги), а также особенности ее применения.
3. Плата за снабженческо-сбытовые услуги, рассчитанная в соответствии с настоящими методическими указаниями, применяется для оплаты снабженческо-сбытовых услуг, оказываемых поставщиками газа (организациями, осуществляющими регулируемый вид деятельности) конечным потребителям при реализации газа, оптовая цена на который подлежит государственному регулированию.
II. Основные положения определения размера платы за снабженческо-сбытовые услуги
4. Расчет размера платы за снабженческо-сбытовые услуги предусматривает его установление на уровне, обеспечивающем организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, получение планируемого объема выручки от оказания услуг в размере, необходимом для:
а) возмещения экономически обоснованных расходов, относимых на себестоимость услуг;
б) обеспечения получения обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемом виде деятельности (до разработки методики определения размера стоимости основных средств, иных материальных и финансовых активов, используемых при поставках газа, учитывается размер чистой прибыли в регулируемом виде деятельности, необходимый для покрытия согласованных расходов организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности);
в) учета в структуре платы за снабженческо-сбытовые услуги всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Регулирование платы за снабженческо-сбытовые услуги основывается на раздельном учете расходов по регулируемому виду деятельности в соответствии с нормативными актами в сфере бухгалтерского учета.
6. В целях настоящих методических указаний также применяются следующие правила учета расходов организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности:
а) доходы и расходы, возникающие вследствие осуществления регулируемого вида деятельности (в случае возможности такого выделения), учитываются в расчете размера платы за снабженческо-сбытовые услуги полностью;
б) доходы и расходы, возникающие вследствие осуществления других видов деятельности (в случае возможности такого выделения), в расчете размера платы за снабженческо-сбытовые услуги не учитываются;
в) иные доходы и расходы учитываются в расчете размера платы за снабженческо-сбытовые услуги пропорционально доле выручки по регулируемому виду деятельности в общей сумме выручки организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности;
г) аналогичные изложенным выше в данном пункте подходы используется при формировании чистой прибыли.
7. Фактические и плановые расходы организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, подлежат анализу с учетом действующих нормативов, их экономической обоснованности, а также фактических индексов-дефляторов по прошлым периодам и прогнозных на период регулирования.
При расчете размера платы за снабженческо-сбытовые услуги применяются:
- цены (тарифы), регулируемые государством;
- цены (тарифы, стоимость услуг), установленные на основании договоров, заключенных по результатам проведенных организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности, конкурсов (тендеров);
- прогнозные рыночные цены (тарифы, стоимость услуг), определяемые на основании прогнозного уровня инфляции на расчетный период действия размера платы за снабженческо-сбытовые услуги;
- действующие нормативы численности, использования материалов и проведения различных видов эксплуатационных работ; при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок.
8. Полученная организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности, экономия расходов по регулируемому виду деятельности в результате внедрения передовых методов организации труда, энерго- и ресурсосберегающих технологий, а также других мероприятий по сокращению расходов в случае представления в ФСТ России обоснования по проведенным мероприятиям не учитывается при расчете размера платы за снабженческо-сбытовые услуги в течение 3 лет.
9. При проведении расчета размера платы за снабженческо-сбытовые услуги учитывается обоснованный незапланированный убыток прошлых лет (незапланированная прибыль, кроме прибыли, возникшей в связи с проведением мероприятий по сокращению расходов), полученный организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности, от регулируемого вида деятельности. При этом возможно покрытие незапланированного убытка прошлых лет по согласованному с ФСТ России графику в течение нескольких лет.
10. Размер платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщика газа устанавливается дифференцированно по группам конечных потребителей.
Для проведения дифференциации размера платы за снабженческо-сбытовые услуги конечные потребители разделяются на следующие группы в зависимости от объемов потребления газа:
1-я группа - конечные потребители с объемом потребления газа свыше 100 млн. м3 в год;
2-я группа - конечные потребители от 10 до 100 млн. м3 в год включительно;
3-я группа - конечные потребители с объемом потребления газа до 10 млн. м3 в год включительно;
4-я группа - население.
В целях настоящих методических указаний в группу "население" включаются физические лица, использующие газ в качестве топлива для личных нужд, а также жилищно-эксплуатационные организации; организации, управляющие многоквартирными домами; жилищно-строительные кооперативы и товарищества собственников жилья, использующие газ для бытовых нужд населения и иные подобные конечные потребители (далее - население). При этом объемы потребления указанными конечными потребителями принимаются за вычетом объемов газа, используемых для централизованного отопления и для коммерческих целей, которые учитываются при проведении дифференциации размера платы за снабженческо-сбытовые услуги для прочих групп конечных потребителей.
В целях ликвидации перекрестного субсидирования конечные потребители с объемом потребления газа свыше 700 млн. м3 в год могут выделяться в отдельную группу.
11. Отнесение конечных потребителей (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, осуществляется без учета объемов газа, реализуемого по нерегулируемым ценам, исходя из:
- годового договорного объема поставки газа данному конечному потребителю по всем договорам поставки с учетом заключенных до начала периода поставки газа дополнительных соглашений;
- фактического объема поставки газа в предыдущем году (в случае, если договор поставки заключен не на полный год), либо в пересчете на год в случае отсутствия данных по потреблению за полный год.
12. В случае если поставщик газа осуществляет регулируемую деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, допускается установление дифференцированного по различным субъектам Российской Федерации размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, исходя из определяемых раздельно по каждому субъекту Российской Федерации показателей деятельности поставщика газа.
13. Размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, рассчитываемый в соответствии с настоящими Методическими указаниями, устанавливается в рублях и копейках на 1000 м3 газа без учета налога на добавленную стоимость.
III. Порядок представления материалов для рассмотрения ФСТ России вопросов об утверждении (пересмотре) размера платы за снабженческо-сбытовые услуги
14. Для утверждения (пересмотра) размера платы за снабженческо-сбытовые услуги организация, осуществляющая регулируемый вид деятельности, вместе с заявлением об установлении (пересмотре) размера платы за снабженческо-сбытовые услуги представляет в ФСТ России следующие материалы:
- расчет размера платы за снабженческо-сбытовые услуги с обосновывающими материалами по формам приложений NN 1 - 5;
- бухгалтерский баланс (с приложениями) на последнюю отчетную дату;
- постатейное обоснование изменения размера затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), исходя из раздельного учета продукции (услуг) и затрат на ее производство по регулируемому виду деятельности;
- обоснование необходимой прибыли по регулируемому виду деятельности;
- планы капитальных вложений на соответствующий год по регулируемому виду деятельности в целях учета в структуре платы за снабженческо-сбытовые услуги затрат на привлечение заимствований и других источников финансирования инвестиций согласно этим планам, а также отчеты по использованию инвестиционных средств за предыдущие периоды;
- сравнительные данные по статьям затрат по регулируемому виду деятельности и размеру балансовой прибыли за предыдущие 3 года.
15. Представляемые материалы должны быть подписаны руководителем (заместителем руководителя) организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности.
Копии бухгалтерских документов должны быть заверены в установленном порядке.
16. В случае необходимости ФСТ России запрашивает дополнительные материалы.
17. Пересмотр размера платы за снабженческо-сбытовые услуги может проводиться по инициативе организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, или ФСТ России. При пересмотре размера платы за снабженческо-сбытовые услуги по инициативе ФСТ России организация, осуществляющая регулируемый вид деятельности, обязана представить в месячный срок с момента запроса ФСТ России требуемые документы.
18. Размер платы за снабженческо-сбытовые услуги утверждается на календарный год. В случае если установление размера платы за снабженческо-сбытовые услуги не совпадает с началом календарного года допускается их установление до конца календарного года.
Размер платы за снабженческо-сбытовые услуги может быть пересмотрен в течение года в связи с обращением организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, или по инициативе ФСТ России в случае возникновения причин, повлекших за собой убыточность регулируемого вида деятельности, либо в случае получения организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности, незапланированной прибыли, или иных обоснованных причин.
IV. Принципы расчета размера платы за снабженческо-сбытовые услуги
19. Средний размер платы за снабженческо-сбытовые услуги рассчитывается по следующей формуле:
Р - С + Н + ЧП
с.с.у пр. пр.
Т = ------------------------- (1)
ср.с.с.у V
к.п.
где:
Р - расходы организации, осуществляющей регулируемый вид
с.с.у деятельности, связанные с оказанием снабженческо-сбытовых
услуг конечным потребителям газа, за исключением расходов
на приобретение газа по регулируемой оптовой цене;
С - сальдо обоснованных прочих доходов и расходов организации,
пр. осуществляющей регулируемый вид деятельности, связанных с
оказанием снабженческо-сбытовых услуг;
Н - сумма налога на прибыль организации, осуществляющей
пр. регулируемый вид деятельности в части прибыли, получаемой
от оказания снабженческо-сбытовых услуг;
ЧП - сумма чистой прибыли организации, осуществляющей
регулируемый вид деятельности, необходимой для покрытия
согласованных с ФСТ России расходов из чистой прибыли по
регулируемому виду деятельности;
V - объем поставки газа конечным потребителям.
к.п.
Объем поставки газа принимается в расчете платы (и в целях расчета стоимости услуг) исходя из следующих его стандартных параметров:
- температура t = 20°С;
- давление р = 760 мм.рт.ст.;
- влажность = 0%.
Плата за снабженческо-сбытовые услуги рассчитывается (применяется) независимо от прогнозной (фактической) объемной теплоты сгорания поставляемого газа.
Объемы поставки газа принимаются на уровне прогнозных на период регулирования с учетом соотнесения договорных (плановых) объемов поставки газа с динамикой поставки газа за последние 3 года.
20. Необходимый для покрытия согласованных расходов организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, размер чистой прибыли по регулируемому виду деятельности рассчитывается исходя из суммы следующих показателей:
- средств, необходимых для погашения привлеченного на долгосрочной основе заемного капитала (основной суммы долга) в части, относимой на регулируемый вид деятельности, для выплаты дивидендов с учетом внутренних документов организации, определяющих принципы дивидендной политики, согласованных с ФСТ России;
- средств, направляемых на капитальные вложения за минусом амортизационных отчислений и полученных целевых инвестиционных кредитов по регулируемому виду деятельности;
- средств на создание резервного фонда в части, относимой на регулируемый вид деятельности, в соответствии с действующим законодательством;
- средств, направляемых на погашение убытков прошлых лет, полученных по регулируемому виду деятельности.
Одним из факторов, учитываемых при расчете средств, необходимых для погашения заемных средств, и в целом размера чистой прибыли организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, является обеспечение нормативных значений коэффициентов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности.
21. Сумма налога на прибыль (Н_пр.) рассчитывается исходя из условия обеспечения организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности, получения необходимого объема чистой прибыли по регулируемому виду деятельности:
(ЧП + Р - Р' - С + С ') х К
с.с.у с.с.у пр. пр. пр.
Н = ----------------------------------------- , (2)
пр. (1 - К )
пр.
где:
Р' , С ' - сумма расходов, входящих в состав себестоимости, а
с.с.у пр. также сальдо обоснованных прочих доходов и расходов
организации, осуществляющей регулируемый вид
деятельности, соответственно, отнесенных на
регулируемый вид деятельности, учитываемых в целях
налогообложения;
К - ставка начисления налога на прибыль.
пр.
22. Дифференцированный по группам конечных потребителей размер платы за снабженческо-сбытовые услуги (T_c.c.y.i) рассчитывается по следующей формуле:
Т = Т х К , (3)
с.с.у.i с.с.б i
где:
Т - базовый размер платы за снабженческо-сбытовые услуги;
с.с.б
K - коэффициент удельной сложности оказания снабженческо-сбытовых
i услуг, установленный для i-й объемной группы потребителей.
23. Базовый размер платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщика газа (Т_с.с.б) определяется по следующей формуле:
Т х V
ср.с.с.у к.п.
Т = ----------------- , (4)
с.с.б. m
Сумма (V х К )
i=1 i i
где:
V - годовой объем поставки газа i-той группе конечных потребителей;
i
m - количество групп конечных потребителей, для которых проводится
дифференциация платы за снабженческо-сбытовые услуги.
V. Особенности расчета платы за снабженческо-сбытовые услуги
24. В случае, если фактический объем поставки газа конечному потребителю в течение года по всем договорам поставки без учета объемов газа, реализуемого по нерегулируемым ценам, выходит за объемные пределы группы, к которой он был первоначально отнесен, указанный конечный потребитель относится к другой группе (отнесение к группе с более высоким порядковым номером возможно только по итогам года, а с меньшим порядковым номером - в месяц превышения верхней границы объемного диапазона группы, к которой первоначально был отнесен конечный потребитель). Размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, применяемый к объему поставки газа, поставляемого данному конечному потребителю в месяце проведения его отнесения к другой объемной группе, рассчитывается по следующей формуле:
2 i=к-1 2 1
Т х V + Сумма V х (Т - Т )
к с.с.у к 1 i с.с.у с.с.у
Т = ------------------------------------------- , (5)
с.с.у.расч. V
к
где:
2
Т - размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, установленный
с.с.у соответствующим решением ФСТ России для объемной группы, к
которой был отнесен конечный потребитель после уточнения
его объемных показателей;
1
Т - размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, установленный
с.с.у соответствующим решением ФСТ России для объемной группы, к
которой конечный потребитель был отнесен первоначально;
к - порядковый номер месяца, в котором конечный потребитель был
отнесен к другой объемной группе;
V - объем поставки газа конечному потребителю, который был
i отнесен к другой объемной группе в соответствующем месяце.
В случае, если значение Т_с.с.у.расч., рассчитываемого по формуле (5), оказывается отрицательным, то плата за снабженческо-сбытовые услуги в этом месяце не применяется, а размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, применяемый к объему поставки газа, поставляемого данному конечному потребителю, в следующем месяце рассчитывается по следующей формуле:
2 к
Т х V + V х Т
к+1 с.с.у к+1 к с.с.у.расч.
Т = --------------------------------- (6)
с.с.у.расч. V
к+1
В случае, если значение Т_с.с.у.расч., рассчитываемого по формуле (6), вновь оказывается отрицательным, то плата за снабженческо-сбытовые услуги в этом месяце не взимается, а расчет по формуле (6) повторяется каждый месяц до получения положительного значения размера платы за снабженческо-сбытовые услуги.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.