Распоряжение Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области
от 27 января 2016 г. N 7-Р
"Об утверждении Порядка осуществления Управлением делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области внутреннего финансового аудита"
В соответствии с пунктом 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Московской области от 26.03.2014 года N 192/8 "Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета Московской области, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета Московской области, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета Московской области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и Порядка осуществления ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Московской области":
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления Управлением делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области внутреннего финансового аудита.
2. Организационному управлению Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области обеспечить размещение настоящего распоряжения на сайте Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя начальника Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области А.В. Круглова.
Начальник Управления делами Губернатора |
Р.Н. Мамедов |
Утвержден
распоряжением Управления делами
Губернатора Московской области
и Правительства Московской области
27.01.2016 N 7-Р
Порядок
осуществления Управлением делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области внутреннего финансового аудита
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет правила осуществления Управлением делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области (далее - Управление делами) внутреннего финансового аудита (далее - Порядок).
1.2. Внутренний финансовый аудит основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности, достоверности результатов, гласности и результативности.
1.3. Внутренний стандарт - документ, регулирующий исполнение бюджетных полномочий Управления делами, в котором устанавливается процесс бюджетной процедуры в виде последовательности операций и действий, реализующих бюджетное полномочие Управления делами, их исполнителей, результатов и сроков проведения установленных операций и действий, утверждаемый Управлением делами.
2. Организация внутреннего финансового аудита
2.1. Внутренний финансовый аудит осуществляется Контрольно-ревизионным отделом Управления делами на основе функциональной независимости.
2.2. Целями внутреннего финансового аудита являются:
оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета;
подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования средств бюджета Московской области.
2.3. Предметом внутреннего финансового аудита является организация и осуществление Управлением делами внутреннего финансового контроля, бюджетная отчетность и порядок ведения бюджетного учета, в том числе отражение финансовых и хозяйственных операций в бухгалтерском и бюджетном учетах (полнота и правильность), а также меры по повышению экономности и результативности использования средств бюджета Московской области, принимаемые Управлением делами.
2.4. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок объектов аудита.
Плановые аудиторские проверки проводятся на основании годового плана внутреннего финансового аудита, утверждаемого локальным актом Управления делами (далее - план внутреннего финансового аудита).
Внеплановые аудиторские проверки назначаются по решению начальника Управления делами, оформляемого распоряжением о проведении аудита, в случаях:
необходимости проверки устранения объектом аудита ранее выявленных нарушений бюджетного законодательства;
поступления жалоб, обращения граждан;
поступления соответствующих обращений правоохранительных или контрольных органов исполнительной власти Московской области о проведении проверок;
в иных случаях.
2.5. Должностные лица Контрольно-ревизионного отдела Управления делами вправе осуществлять подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов Управления делами, направляемых в Министерство финансов Московской области в целях составления и рассмотрения проекта бюджета Московской области.
2.6. Аудиторские проверки подразделяются на:
камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения Контрольно-ревизионного отдела Управления делами на основании представленных по его запросу информации и материалов;
выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита.
2.7. Должностные лица Контрольно-ревизионного отдела Управления делами при проведении аудиторских проверок имеют право:
2.7.1. Запрашивать и получать у объекта аудита на основании мотивированного запроса в письменной форме документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию о результатах проведения внутреннего финансового контроля.
Запрос должен содержать четкое изложение поставленных вопросов, перечень необходимых к истребованию документов, материалов и сведений, срок их представления, а также сведения о необходимости организации рабочих мест для лиц, осуществляющих внутренний финансовый аудит, на время проведения выездных проверок.
Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе и исчисляется с даты получения такого запроса.
При невозможности представить истребуемые документы и материалы объект аудита обязан представить письменное объяснение с обоснованием причин невозможности их представления.
2.7.2. Посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка.
2.7.3. Привлекать в соответствии с законодательством Российской Федерации независимых экспертов для проведения экспертиз, а также вносить предложения начальнику Управления делами по привлечению сотрудников иных структурных подразделений Управления делами для принятия участия в изучении отдельных вопросов аудиторской проверки.
2.8. Должностные лица Контрольно-ревизионного отдела Управления делами при проведении аудиторских проверок обязаны:
2.8.1. Соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.
2.8.2. Проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки.
2.8.3. Знакомить руководителя (уполномоченное должностное лицо объекта аудита) с копией распоряжения о назначении аудиторской проверки, программой аудиторской проверки, а также с результатами контрольных мероприятий (актами и заключениями).
3. Планирование внутреннего финансового аудита
3.1. План внутреннего финансового аудита представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
По каждой аудиторской проверке в плане внутреннего финансового аудита указываются наименование мероприятия, объект аудита, проверяемый период, срок проведения аудиторской проверки, ответственные исполнители.
3.2. При планировании аудиторских проверок учитываются:
значимость операций, групп однотипных операций, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность Управления делами;
степень обеспеченности Контрольно-ревизионного отдела Управления делами ресурсами (трудовыми, материальными);
достаточность информации для оценки надежности внутреннего финансового контроля, которую можно получить в ходе аудиторских проверок;
реальность сроков проведения аудиторских проверок;
равномерность нагрузки на должностных лиц Контрольно-ревизионного отдела Управления делами.
3.3. В целях составления плана внутреннего финансового аудита должностными лицами Контрольно-ревизионного отдела Управления делами проводится предварительный анализ данных об объекте аудита, в том числе сведений о результатах:
осуществления внутреннего финансового контроля в текущем финансовом году;
проведения в текущем финансовом году в отношении объекта аудита контрольных мероприятий Счетной палаты Российской Федерации, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Контрольно-счетной палаты Московской области, центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, осуществляющего внутренний государственный финансовый контроль.
3.4. План внутреннего финансового аудита составляется и утверждается до начала очередного финансового года не позднее 15 числа месяца, предшествующего планируемому периоду, и размещается в течение пяти рабочих дней после утверждения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Управления делами.
3.5. Внесение изменений в план внутреннего финансового аудита допускается не позднее чем за месяц до начала проведения аудиторской проверки, в отношении которой вносятся такие изменения.
Информация о внесении изменений в план внутреннего финансового аудита размещается в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Управления делами.
4. Проведение аудиторских проверок
4.1. Аудиторская проверка проводится на основании плана внутреннего финансового аудита в соответствии с локальным актом Управления делами (далее - распоряжение о проведении аудита).
В распоряжении о проведении аудита указываются:
наименование объекта аудита;
фамилии, имена, должности лиц, осуществляющих аудиторскую проверку;
основание проведения внутреннего финансового аудита;
проверяемый период;
тема внутреннего финансового аудита;
даты начала и окончания проведения внутреннего финансового аудита.
4.2. Аудиторская проверка проводится в соответствии с программой аудиторской проверки (форма программы аудиторской проверки приведена в приложении N 1 к настоящему Порядку), утверждаемой распоряжением о проведении аудита.
4.3. Программа аудиторской проверки должна содержать:
наименование объектов аудита;
тему аудиторской проверки;
перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки;
перечень лиц, ответственных за проверку вопросов;
сроки проведения аудиторской проверки.
4.4. В ходе аудиторской проверки в зависимости от цели ее проведения проводится исследование:
вопросов осуществления внутреннего финансового контроля;
содержания учетной политики, принятой проверяемой организацией, в том числе на предмет ее соответствия новым изменениям в области бюджетного учета;
функционирования автоматизированных информационных систем, применяемых объектом аудита при осуществлении бюджетных процедур;
вопросов бюджетного учета, по которым результат зависит от профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета (например, при определении оценочных показателей);
вопросов наделения правами доступа пользователей к базам данных, к вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, правами по формированию финансовых и бухгалтерских документов, а также правами доступа к активам и записям.
4.5. Аудиторская проверка проводится путем применения следующих возможных методов аудита:
инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры;
наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;
запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;
подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;
пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником Контрольно-ревизионного отдела Управления делами;
аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.
4.6. Проведение аудиторской проверки подлежит документированию.
4.7. Документация по аудиторской проверке должна содержать:
документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
сведения о характере, сроках, объеме аудиторской проверки и результатах ее выполнения;
документы о выполнении отдельных процедур аудиторской проверки с указанием исполнителей и времени выполнения;
копии договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета, бюджетной отчетности, иных необходимых документов;
письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц объектов аудита;
копии обращений, направленные органам государственного финансового контроля, экспертам, третьим лицам, и полученные от них сведения;
копии первичных учетных и иных документов объектов аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
справки, составленные участниками аудиторской группы, ответственными за проверку отдельных вопросов программы аудиторской проверки;
акт аудиторской проверки.
4.8. По результатам проверки участником группы, проводившим изучение вопроса, указанного в программе аудиторской проверки, составляется и подписывается справка, представляется руководителю группы.
Справки прилагаются к акту аудиторской проверки, а информация, изложенная в них, учитывается при составлении акта аудиторской проверки.
Участник группы, подписавший справку по отдельным вопросам программы проверки, несет персональную ответственность за полноту и правильность оформления справки и выводов, содержащихся в ней, достоверность ее результатов и соблюдение установленных сроков.
4.9. Результаты проведения внутреннего финансового аудита оформляются актом аудиторской проверки (форма акта аудиторской проверки приведена в приложении N 2 к настоящему Порядку).
Акт аудиторской проверки составляется в одном экземпляре и подписывается руководителем аудиторской группы.
4.10. В акте аудиторской проверки указываются:
аудиторское задание, программа внутреннего финансового аудита;
характер и состояние бюджетного учета и отчетности;
методы, используемые в процессе осуществления внутреннего финансового контроля;
информация, отражающая процесс составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, правильность отражения активов и обязательств на счетах бюджетного учета;
подтверждение достоверности бюджетной отчетности;
информация о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях;
оценка надежности внутреннего финансового контроля, рекомендации по повышению его эффективности;
информация о соответствии порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета;
выводы об экономности и результативности использования бюджетных средств;
выводы о результатах внутреннего финансового аудита исходя из целей осуществления внутреннего финансового аудита, указанных в пункте 2.3 настоящего Порядка.
4.11. Экземпляр акта хранится в Контрольно-ревизионном отделе Управления делами. Копии акта аудиторской проверки вручаются руководителям объектов аудита в срок не позднее трех рабочих дней со дня его подписания способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления (получения).
В течение десяти рабочих дней со дня получения акта проверки объект аудита вправе представить письменные возражения по фактам, изложенным в акте аудиторской проверки, которые приобщаются к материалам внутреннего финансового аудита.
4.12. По результатам ознакомления акт аудиторской проверки подписывается руководителями объектов аудита.
4.13. В случае непредставления возражений по акту в течение десяти рабочих дней со дня его получения считается, что акт принят без возражений.
В течение пяти рабочих дней со дня получения письменных возражений по акту Контрольно-ревизионный отдел Управления делами рассматривает обоснованность этих возражений, подготавливает по ним письменное заключение в двух экземплярах, один из которых направляется объекту аудита, второй приобщается к материалам внутреннего финансового аудита.
5. Реализация результатов аудиторских проверок
5.1. На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки (форма отчета о результатах аудиторской проверки приведена в приложении N 3 к настоящему Порядку), содержащий информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых остаточных бюджетных рисках - рисках, остающихся после применения контрольных действий;
информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля;
выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации, достоверности и полноте сводной бюджетной отчетности Управления делами;
выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
5.2. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки представляется для рассмотрения начальнику Управления делами. По результатам рассмотрения указанного отчета начальник Управления делами принимает решение о:
необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
применении дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
внесении изменений в план внутреннего финансового контроля;
направлении материалов в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный на осуществление внутреннего государственного финансового контроля и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства, в отношении которых отсутствует возможность их устранения.
6. Составление и представление отчетности о результатах внутреннего финансового аудита
6.1. Должностные лица Контрольно-ревизионного отдела Управления делами обеспечивают составление годовой отчетности о результатах осуществления ими внутреннего финансового аудита (далее - отчетность).
6.2. Отчетность должна содержать информацию, полученную в результате аудиторских проверок, и выводы Контрольно-ревизионного отдела Управления делами об эффективности внутреннего финансового контроля, достоверности сводной бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, предложения Контрольно-ревизионного отдела Управления делами по повышению экономности и результативности использования средств бюджета Московской области.
6.3. Годовая отчетность представляется на рассмотрение начальнику Управления делами не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.
Приложение N 1
к Порядку осуществления Управлением
делами Губернатора Московской области
и Правительства Московской области
внутреннего финансового аудита
(ФОРМА)
Программа аудиторской проверки
_________________________________________________________________________
(тема проверки, наименование объекта аудита)
N |
Вопрос, подлежащий изучению в ходе аудиторской проверки |
ФИО лица, ответственного за проверку вопроса |
Сроки проведения проверки |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
Приложение N 2
к Порядку осуществления Управлением
делами Губернатора Московской области
и Правительства Московской области
внутреннего финансового аудита
(ФОРМА)
АКТ
по результатам аудиторской проверки
_________________________________________________________________________
(тема аудиторской проверки, наименование объекта аудиторской проверки,
проверяемый период)
г. ______________________
"___" ___________ 20__ г.
На основании _______________________________________________________
(пункт Плана внутреннего финансового аудита Управления делами
Губернатора Московской области и Правительства Московской
о области на 20____ год)
в соответствии с ________________________________________________________
(номер и дата распоряжения Управления делами Губернатора Московской
области и Правительства Московской области о проведении аудита)
группой в составе:
Фамилия, инициалы руководителя группы аудита (руководитель аудиторской
группы) - должность руководителя аудиторской группы,
Фамилия, инициалы участника аудиторской группы - должность участника
аудиторской группы,
и т.д.
проведена аудиторская проверка
_________________________________________________________________________
(тема аудиторской проверки,наименование объекта аудиторской проверки)
_________________________________________________________________________
(проверяемый период)
Срок проведения аудиторской проверки: ______________________________
Методы проведения аудиторской проверки: ____________________________
_________________________________________________________________________
В ходе проведения аудиторской проверки установлено следующее.
По вопросу N 1 _____________________________________________________
_________________________________________________________________________
(краткое изложение результатов аудиторской проверки в разрезе
исследуемых вопросов со ссылкой на прилагаемые к акту документы)
По вопросу N 2 _____________________________________________________
_________________________________________________________________________
Руководитель аудиторской группы
_________________________ _____________ ____________________
(должность) (подпись) (инициалы и фамилия)
"____" _____________ 20___ г.
С актом ознакомлен(а):
_________________________ _____________ ____________________
(должность руководителя) (подпись) (инициалы и фамилия)
объекта аудита)
"____" _____________ 20___ г.
Приложение N 3
к Порядку осуществления Управлением
делами Губернатора Московской области
и Правительства Московской области
внутреннего финансового аудита
(ФОРМА)
ОТЧЕТ
о результатах аудиторской проверки
_________________________________________________________________________
(полное наименование объекта аудиторской проверки)
1. Основание для проведения аудиторской проверки: __________________
_________________________________________________________________________
(пункт Плана внутреннего финансового аудита Управления делами Губернатора
Московской области и Правительства Московской области на 20____ год,номер
и дата приказа Управления делами Губернатора Московской области и
Правительства Московской области о проведении аудита)
2. Тема аудиторской проверки: ______________________________________
3. Проверяемый период: _____________________________________________
4. Срок проведения аудиторской проверки: ___________________________
5. Перечень вопросов, изученных в ходе аудиторской проверки:
5.1. _______________________________________________________________
5.2. _______________________________________________________________
5.3. _______________________________________________________________
..........
6. По результатам аудиторской проверки установлено следующее: ______
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(кратко излагается информация о выявленных в ходе аудиторской проверки
недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении),
об условиях и о причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных
рисках, по порядку в соответствии с нумерацией вопросов Программы
проверки)
8. Возражения руководителя (иного уполномоченного лица) объекта
аудиторской проверки, изложенные по результатам проверки: _______________
_________________________________________________________________________
(указывается информация о наличии или отсутствии возражений;
при наличии возражений указываются реквизиты документа (возражений)
(номер, дата, количество листов приложенных к Отчету возражений)
9. Выводы:
9.1. _______________________________________________________________
(излагаются выводы о степени надежности внутреннего финансового
контроля и (или) достоверности представленной объектами аудита
бюджетной отчетности)
9.2. ______________________________________________________________
(излагаются выводы о соответствии ведения бюджетного учета
объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета,
установленным Министерством финансов Российской Федерации
(финансовым органом)
10. Предложения и рекомендации: ____________________________________
_________________________________________________________________________
(излагаются предложения и рекомендации по устранению выявленных
нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков,
внесению изменений в карты внутреннего финансового контроля,
а также предложения по повышению экономности и результативности
использования бюджетных средств)
Приложения:
1. Акт аудиторской проверки __________________________________________
(полное наименование объекта аудиторской проверки)
на ____ листах в 1 экз.
2. Возражения к Акту аудиторской проверки ____________________________
(полное наименование объекта аудиторской проверки)
на ____ листах в 1 экз.
Руководитель аудиторской группы
_________________________ _____________ ____________________
(должность) (подпись) (инициалы и фамилия)
"____" _____________ 20___ г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области от 27 января 2016 г. N 7-Р "Об утверждении Порядка осуществления Управлением делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области внутреннего финансового аудита"
Текст распоряжения опубликован на сайте Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области (http://ud.mosreg.ru) 29 января 2016 г.
Распоряжением Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области от 28 февраля 2020 г. N 19-Р настоящее распоряжение признано утратившим силу с 28 февраля 2020 г. Действие названного распоряжения распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области от 9 декабря 2019 г. N 148-Р
Распоряжение Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области от 16 сентября 2019 г. N 120-Р
Распоряжение Управления делами Губернатора Московской области и Правительства Московской области от 18 ноября 2016 г. N 77-Р