Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению
Министерства здравоохранения
Московской области
от 19.05.2020 N 53-Р
Порядок
организации оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий
I. Основные термины и определения
1. ЕГИСЗ - Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения.
2. ЕМИАС - государственная информационная система "Единая медицинская информационно-аналитическая система Московской области".
3. ЕСИА - Единая система идентификации и аутентификации.
4. РПГУ - Государственная информационная система Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области" (Региональный портал государственных услуг Московской области).
5. МО - медицинская организация государственной системы здравоохранения Московской области.
6. ЭМК - электронная медицинская карта в составе ЕМИАС.
7. ТМК - оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, обеспечивающих дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, а также медицинских работников с пациентами, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций.
8. ТК - консилиум врачей, проводимый с использованием телемедицинских технологий.
9. КМО - консультирующая медицинская организация, медицинский работник которой осуществляет оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.
10. ТМЦ - функциональное подразделение в МО, создаваемое для организации и проведения ТМК по соответствующим профилям с национальными медицинскими исследовательскими центрами (НМИЦ).
11. Врач-инициатор - лечащий врач, либо фельдшер, акушер, на которого возложены функции лечащего врача в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья, инициирующий ТМК/ТК.
12. Врач-консультант/участник ТК - врач, формирующий (участвующий в формировании) по результатам ТМК/ТК медицинского заключения или протокола консилиума врачей.
13. Секретарь ТК - один из врачей-консультантов, участников ТК, определенный коллегиально участниками ТК для оформления протокола консилиума врачей по ТК, подписываемого всеми врачами-участниками консилиума.
14. Медицинское заключение - документ, заполняемый врачом-консультантом в ЕМИАС, по результатам ТМК и содержащий ответы на вопросы лечащего врача и рекомендации по дальнейшей тактике оказания медицинской помощи пациенту, составленный в соответствии с требованиями изложенными в Приложении к настоящему порядку.
15. Протокол консилиума врачей - документ, оформляемый Секретарем ТК в ЕМИАС по результатам ТК и содержащий ответы на вопросы врача-инициатора проведения ТК и рекомендации по дальнейшей тактике оказания медицинской помощи пациенту, составленный в соответствии с требованиями изложенными в Приложении к настоящему порядку, подписанный всеми врачами участниками ТК.
II. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет правила применения телемедицинских технологий при организации и оказании МО медицинской помощи.
2. Телемедицинские технологии применяются для организации оказания медицинской помощи при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой с целью получения:
2.1. заключения врача-консультанта, проводящего ТМК, привлекаемого для проведения консультации и (или) участия в ТК с применением телемедицинских технологий по вопросам оценки состояния здоровья пациента, уточнения диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности перевода в специализированное отделение медицинской организации либо медицинской эвакуации;
2.2. протокола консилиума врачей по вопросам оценки состояния здоровья пациента, уточнения диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности перевода в специализированное отделение медицинской организации либо медицинской эвакуации.
3. Медицинские консультации с использованием телемедицинских технологий используются при организации оказании медицинской помощи при дистанционном взаимодействии медицинских работников с пациентами и (или) их законными представителями в целях:
3.1. профилактики, сбора и анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента;
3.2. принятия решения о необходимости проведения очного приема врача (осмотра, консультации).
4. Медицинская организация оказывает медицинскую помощь с применением телемедицинских технологий по видам работ (услуг), указанным в лицензии на осуществление медицинской деятельности.
III. Правила организации медицинской помощи с применением телемедицинских технологий
1. Для осуществления дистанционного взаимодействия медицинских работников с пациентами и (или) их законными представителями руководитель КМО обеспечивает необходимое помещение, средства связи и оборудование для проведения ТМК (ТК). При проведении ТМК в мобильных условиях, КМО обеспечивает мобильные средства связи и оборудование для проведения ТМК.
2. Руководитель КМО привлекает медицинских работников из числа сотрудников МО для проведения ТМК и (или) участия в ТК.
3. В целях идентификации и аутентификации участников ТМК используется ЕСИА.
4. ТМК/ТК считается завершенной после получения запросившей организацией медицинского заключения или протокола консилиума врачей по результатам ТМК/ТК или предоставления доступа к соответствующим данным и направления уведомления по указанным контактным данным запросившей организации (пациента или его законного представителя).
5. Врач-консультант (врачи участники ТК) несет ответственность за рекомендации, предоставленные по результатам ТМК/ТК, в пределах данного им медицинского заключения.
6. Оказание ТМК/ТК осуществляется медицинскими работниками, сведения о которых внесены в Федеральный регистр медицинских работников, а также при условии регистрации, соответствующих МО в Федеральном реестре медицинских организаций ЕГИСЗ.
7. МО оказывают ТМК/ТК с использованием ЕМИАС.
IV. Виды, условия, формы оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий
1. Телемедицинские технологии могут использоваться при оказании следующих видов медицинской помощи:
1.1. первичной медико-санитарной помощи;
1.2. специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;
1.3. скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;
1.4. паллиативной медицинской помощи.
2. ТМК/ТК может оказываться в любых условиях оказания медицинской помощи: вне МО, амбулаторно, в дневном стационаре, стационарно. Условия оказания помощи определяются фактическим местонахождением пациента.
3. ТМК/ТК проводятся:
3.1. в экстренной форме - при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни больного;
3.2. в неотложной форме - при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни больного;
3.3. в плановой форме - при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни больного, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния больного, угрозу его жизни и здоровью.
V. Консультации (консилиумы врачей) при оказании медицинской помощи в режиме реального времени, отложенных консультаций
1. ТМК/ТК проводятся в режиме реального времени и/или отложенных консультаций.
2. Проведение ТМК/ТК в режиме реального времени предусматривает консультацию (консилиум врачей), при которой медицинский работник (лечащий врач, либо фельдшер, акушер, на которого возложены функции лечащего врача в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья) и (или) пациент (или его законный представитель) непосредственно взаимодействует с консультантом (врачами-участниками консилиума) либо пациент (или его законный представитель) непосредственно взаимодействует с медицинским работником.
3. Проведение ТМК/ТК в режиме отложенных консультаций предусматривает консультацию, при которой консультант (врачи-участники консилиума) дистанционно изучает медицинские документы пациента и иную информацию о состоянии здоровья пациента, готовит медицинское заключение без использования непосредственного общения с лечащим врачом и (или) медицинским работником, проводящим диагностическое исследование, и (или) пациентом (или его законным представителем).
VI. Доступность оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий
1. ТМК/ТК проводятся по следующим формам оказания медицинской помощи:
N п/п |
Формы ТМК/ТК |
Повод для проведения ТМК/ТК |
Сроки проведения ТМК/ТК с момента поступления запроса на проведение консультации (консилиума врачей) |
1. |
Экстренная |
При внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни больного |
от 30 минут до 2 часов |
2. |
Неотложная |
При внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни больного |
от 3 до 24 часов |
3. |
Плановая |
При проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни больного, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния больного, угрозу его жизни и здоровью |
Не более 72 часов |
VII. Схема организации консультаций с применением телемедицинских технологий
1. Консультации с применением телемедицинских технологий проводятся по следующей схеме:
N п/п |
Уровень консультации |
МО / подразделение МО, инициирующая / инициирующее ТМК/ТК |
КМО |
Форма ТМК/ТК |
1. |
1-й уровень |
Фельдшерско-акушерский пункт, сельская врачебная амбулатория, участковая больница, офис врача общей практики |
Центральная районная больница, районная больница, городская больница, городская поликлиника |
Экстренная, неотложная, плановая |
2. |
2-й уровень |
Центральная районная больница, районная больница, городская больница, городская поликлиника |
КМО ТМЦ |
Экстренная, неотложная, плановая |
3. |
3-й уровень |
тмц |
Федеральные медицинские организации - Национальные медицинские исследовательские центры |
Экстренная, неотложная, плановая |
2. Получение консультации 2-го и 3-го уровней допускается только после проведения консультации 1-го и 2-го уровней соответственно.
VIII. Порядок проведения консультаций (консилиумов врачей) при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой при оказании медицинской помощи в экстренной и неотложной формах с применением телемедицинских технологий
1. Участниками ТМК/ТК при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в экстренной и неотложной формах являются:
1.1. врач-инициатор;
1.2. врач-консультант (врачи-консультанты - участники ТК).
2. Необходимость проведения ТМК/ТК в экстренной и неотложной формах устанавливает врач-инициатор.
3. По результатам проведения ТМК врач-консультант оформляет медицинское заключение в ЕМИАС непосредственно в момент проведения консультации.
4. В случае проведения ТК, протокол консилиума врачей оформляется Секретарем ТК в ЕМИАС и подписывается всеми врачами-участниками ТК непосредственно в момент проведения ТК.
5. Врач-консультант (Секретарь ТК) размещает сопутствующие материалы в ЕМИАС в течение суток с момента проведения консультации или непосредственно в момент проведения консультации при экстренных ТМК/ТК.
6. Экстренные ТМК/ТК оказываются в режиме реального времени. Неотложные ТМК/ТК оказываются в режиме реального времени и/или в режиме отложенных консультаций.
IX. Порядок проведения консультаций (консилиумов врачей) при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой при оказании медицинской помощи в плановой форме с применением телемедицинских технологий
1. Участниками ТМК/ТК при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в плановой форме являются:
1.1. врач-инициатор;
1.2. врач-консультант (врачи-консультанты - участники ТК).
2. Необходимость проведения консультации (консилиума врачей) при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в плановой форме устанавливает врач-инициатор.
3. Предварительно врач-инициатор обеспечивает проведение обследования пациента по имеющемуся у пациента заболеванию или состоянию, по которому требуется консультация (консилиум врачей).
4. Врач-инициатор формирует направление на консультацию согласно требованиям к порядку оформления направлений на консультации и согласует его.
5. Врач-инициатор подготавливает клинические данные пациента (данные осмотра, диагностических и лабораторных исследований, иные данные) и размещает их в ЕМИАС.
6. По результатам проведения ТМК врач-консультант оформляет медицинское заключение в ЕМИАС непосредственно в момент проведения консультации.
7. В случае проведения ТК, протокол ТК оформляется Секретарем ТК в ЕМИАС и подписывается всеми врачами-участниками ТК непосредственно в момент проведения ТК.
8. Врач-консультант (Секретарь ТК) размещает сопутствующие материалы в ЕМИАС в течение суток с момента проведения консультации или непосредственно в момент проведения консультации при экстренных ТМК/ТК.
X. Порядок проведения консультаций при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой с применением телемедицинских технологий в целях вынесения заключения по результатам диагностических исследований
1. Участниками ТМК с применением телемедицинских технологий в целях вынесения заключения по результат диагностических исследований являются:
1.1. врач-инициатор;
1.2. медицинский работник, осуществляющий диагностическое исследование;
1.3. врач-консультант.
2. Необходимость проведения ТМК в целях вынесения заключения по результатам диагностических исследований устанавливает врач-инициатор, медицинский работник, осуществляющий диагностические исследования.
3. Врач-инициатор оформляет направление для проведения диагностического исследования.
4. Медицинский работник, осуществляющий диагностическое исследование, предоставляет врачу-инициатору результаты диагностических исследований.
5. Врач-инициатор и (или) медицинский работник, осуществляющий диагностическое исследование, формирует направление на консультацию согласно требованиям к порядку оформления направлений на консультацию, согласовывает его.
6. Врач-инициатор и (или) медицинский работник, осуществляющий диагностическое исследование, размещает результаты диагностического исследования в ЕМИАС.
7. По результатам ТМК врач-консультант оформляет медицинское заключение.
8. Врач-консультант размещает медицинское заключение в ЭМК пациента непосредственно в момент проведения консультации.
XI. Порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий при дистанционном взаимодействии медицинских работников с пациентами и (или) их законными представителями
1. Участниками консультаций являются:
1.1. пациент и (или) его законный представитель;
1.2. медицинский работник (медицинские работники).
2. При оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в рамках программы государственных гарантий выбор консультирующей медицинской организации и врача-консультанта осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
3. При организации ТМК пациентам и (или) их законным представителям, для ознакомления предоставляется путем размещения в личном кабинете пациента на РПГУ, интегрированном с ЕМИАС, и официальных сайтах консультирующих медицинских организаций следующая информация:
3.1. о консультирующей медицинской организации, участвующей в оказании консультации:
3.1.1. наименование;
3.1.2. место нахождения;
3.1.3. контактная информация (контактный телефон, адрес электронной почты);
3.1.4. лицензия на осуществление соответствующих видов деятельности;
3.1.5. перечень профилей оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий;
3.2. о враче-консультанте, враче-участнике консилиума:
3.2.1. фамилия, имя, отчество (при наличии);
3.2.2. сведения об образовании (наименование образовательной организации, год окончания, специальность, квалификация, курсы повышения квалификации, сертификаты);
3.2.3. сведения о медицинской организации (наименование, место нахождения, контактные данные) или сведения об индивидуальном предпринимателе, осуществляющем медицинскую деятельность на основании лицензии, а также сведения о лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности;
3.2.4. занимаемая должность в медицинской организации;
3.2.5. стаж работы по специальности (лет);
3.2.6. сведения о квалификационной категории, ученой степени;
3.2.7. сведения о предыдущих местах работы по медицинской специальности (наименование организации, занимаемая должность, период работы (лет) (при наличии);
3.2.8. график работы консультантов;
3.3. сведения о порядке и условиях оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, включая:
3.3.1. порядок оформления информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
3.3.2. возможность получения анонимной (или с использованием технологии псевдонимизации) платной консультации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и порядок получения таких консультаций;
3.3.3. порядок идентификации и аутентификации пациента (или его законного представителя) с использованием единой системы идентификации и аутентификации (обязательно в случае получения консультаций в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи);
3.3.4. порядок оформления согласия пациента на обработку персональных данных, данных о состоянии его здоровья в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
3.3.5. возмездный или безвозмездный характер консультации (платная, бесплатная);
3.3.6. стоимость оказания консультации и порядок ее оплаты (в случае оказания платной консультации);
3.3.7. порядок получения медицинского заключения по результатам проведенной консультации;
3.3.8. технические требования к электронным документам, предоставляемым пациентом (или его законным представителем) медицинскому работнику;
3.3.9. режим оказания медицинской организацией медицинской помощи с применением телемедицинских технологий;
3.4. об информационных системах, используемых при консультации, и операторах указанных систем:
3.4.1. наименование информационной системы (ЕМИАС);
3.4.2. наименование и контакты оператора информационной системы, используемой при консультации;
3.4.3. место хранения документации и сопутствующих документов, полученных в результате оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий при дистанционном взаимодействии медицинских работников с пациентами и (или) их законными представителями (наименование информационной системы и наименование и контакты оператора информационной системы).
4. ТМК оказываются только авторизованным в ЕСИА пользователям. В рамках реализации территориальной программы государственных гарантий ТМК оказываются только пациентам и (или) их законным представителям указавшим данные полиса обязательного медицинского страхования в профиле ЕСИА.
5. Перед началом консультации пациенту (законному представителю) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации необходимо оформить в электронном виде следующие согласия:
5.1. информированное добровольное согласие пациента на медицинское вмешательство;
5.2. согласие пациента на обработку персональных данных, данных о состоянии его здоровья.
6. Пациент (его законный представитель) самостоятельно осуществляет выбор КМО, врача-консультанта и времени проведения ТМК.
7. В назначенное время пациент связывается с врачом консультантом.
8. При проведении ТМК лечащим врачом может осуществляться коррекция ранее назначенного пациенту лечения, в том числе формирование рецептов на лекарственные препараты в форме электронного документа, при условии установления лечащим врачом диагноза и назначения лечения по данному обращению на очном приеме (осмотре, консультации).
9. Результатом ТМК является медицинское заключение или при условии предварительного установления диагноза на очном приеме (осмотре, консультации) по данному обращению, соответствующая запись о корректировке ранее назначенного лечения в медицинской документации пациента лечащим врачом, в том числе формирование рецепта на лекарственный препарат в форме электронного документа, назначение необходимых дополнительных обследований, выдача справки (медицинского заключения) в форме электронного документа.
10. В случае обращения пациента без предварительного установления диагноза и назначения лечения на очном приеме (осмотре, консультации) медицинское заключение может содержать рекомендации пациенту или его законному представителю о необходимости проведения предварительных обследований в случае принятия решения о необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации).
11. Информация, указанная в пунктах 9 и 10 раздела XI настоящего Порядка, предоставляется в электронном виде пациенту и (или) его законному представителю путем ее размещения в ЕМИАС.
XII. Документирование и хранение информации, полученной по результатам оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий
1. Документирование информации о проведенной ТМК, включая внесение сведений в медицинскую документацию, осуществляется с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
2. Материалы, полученные по результатам дистанционного взаимодействия медицинских работников между собой, медицинских работников и пациентов (или их законных представителей), включая материалы, направленные на консультацию, медицинские заключения по результатам консультаций и протоколы консилиумов врачей, данные, внесенные в медицинскую документацию пациента (далее - документация), а также аудио- и видеозаписи консультаций и консилиумов врачей, текстовые сообщения, голосовая информация, изображения, иные сообщения в электронной форме (далее - сопутствующие материалы), подлежат хранению в ЕМИАС.
3. Хранение обеспечивается средствами ЕМИАС.
4. Документация подлежит внесению в ЭМК пациента сотрудниками медицинской организации, оказавшей ТМК.
5. Хранение документации осуществляется в сроки, предусмотренные для хранения соответствующей первичной медицинской документации.
6. Предоставление доступа к документации и сопутствующим материалам в течение сроков их хранения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
7. Предоставление документации (их копий) и выписок из них пациенту (или его законному представителю) осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.