Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к постановлению
Администрации города Протвино
от 05.12.2017 N 781
Порядок
разработки и реализации муниципальных программ городского округа Протвино
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработки и реализации муниципальных программ городского округа Протвино (далее - Порядок) определяет процедуры принятия решения о разработке муниципальных программ городского округа Протвино, основные принципы, механизмы и этапы их формирования, утверждения и реализации.
2. Основные понятия, используемые в настоящем Порядке:
2.1. муниципальная программа городского округа Протвино (далее - муниципальная программа) - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий (систему подпрограмм), взаимоувязанных по срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития городского округа Протвино;
2.2. подпрограмма муниципальной программы (далее - подпрограмма) - комплекс взаимоувязанных по срокам и ресурсам мероприятий, направленных на достижение цели муниципальной программы;
2.3. цель - планируемый за период реализации муниципальной программы конечный результат, в том числе решения проблем социально-экономического развития городского округа Протвино посредством реализации мероприятий подпрограмм;
2.4. мероприятие подпрограммы (далее - мероприятие) - конкретное действие, направленное на достижение целевого показателя;
2.5. планируемые результаты реализации муниципальной программы:
макропоказатель - результат выполнения подпрограммы, который обеспечивается за счет достижения целевых показателей;
целевой показатель - количественно измеримый результат выполнения одного мероприятия, реализуемого в рамках подпрограммы муниципальной программы;
2.6. дорожная карта (план-график) (далее - "Дорожная карта") - поэтапный план действий выполнения основного мероприятия, содержащий стандартные процедуры;
2.6.1. стандартные процедуры - совокупность процедур, направленных на выполнение мероприятия, входящего в состав основного мероприятия, с указанием предельных сроков исполнения и ответственных;
2.6.2. процедура - конкретное действие, совершаемое в целях исполнения мероприятия;
2.7. координатор муниципальной программы (подпрограммы) - должностное лицо из числа заместителей руководителя Администрации города Протвино и начальников управлений (далее - Координатор);
2.8. муниципальный заказчик муниципальной программы (подпрограммы) - Администрация города Протвино (далее - муниципальный заказчик программы (подпрограммы);
2.9. разработчик муниципальной программы (подпрограммы) - структурное подразделение (структурные подразделения) Администрации города Протвино (далее - разработчик);
2.10. ответственный исполнитель за выполнение мероприятий муниципальной программы (подпрограммы) - структурное подразделение (структурные подразделения) Администрации города Протвино, муниципальные учреждения, иные организации в случаях привлечения внебюджетных средств;
2.11. результативность муниципальной программы (подпрограммы) - степень достижения запланированных результатов;
2.12. эффективность муниципальной программы (подпрограммы) - соотношение достигнутых результатов и ресурсов, затраченных на их достижение;
2.13. подсистема по формированию муниципальных программ Московской области автоматизированной информационно-аналитической системы мониторинга социально-экономического развития Московской области с использованием типового регионального сегмента ГАС "Управление" (далее - подсистема ГАСУ МО) - информационная система, предназначенная для информационно-аналитической и инструментальной поддержки органов исполнительной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в части реализации ими своих полномочий и функций в сфере разработки государственных программ Московской области и муниципальных программ органов местного самоуправления Московской области.
3. Муниципальная программа разрабатывается сроком не менее четырех лет.
4. Муниципальная программа (и изменения к ней) утверждаются постановлением Администрации города Протвино.
II. Требования к структуре муниципальной программы
1. Муниципальная программа состоит из следующих частей:
1.1. паспорт муниципальной программы по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку;
1.2. текстовая часть муниципальной программы, которая состоит из следующих разделов:
- общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировка основных проблем в указанной сфере, инерционный прогноз ее развития; описание цели муниципальной программы;
- прогноз развития соответствующей сферы реализации муниципальной программы с учетом реализации муниципальной программы, включая возможные варианты решения проблемы, оценку преимуществ и рисков, возникающих при выборе различных вариантов решения проблемы;
- перечень подпрограмм и краткое их описание;
- обобщенная характеристика основных мероприятий с обоснованием необходимости их осуществления (в том числе влияние мероприятий на достижение показателей, предусмотренных в указах Президента Российской Федерации, обращениях Губернатора Московской области);
- перечень приоритетных проектов (мероприятий), реализуемых в рамках муниципальной программы, с описанием целей и механизмов реализации;
1.3. планируемые результаты реализации муниципальной программы, по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;
1.4. методика расчета значений планируемых результатов реализации муниципальной программы (наименование, единица измерения, источник данных, порядок расчета);
1.5. порядок взаимодействия ответственного за выполнение мероприятия с муниципальным заказчиком подпрограммы;
1.6. состав, форма и сроки представления отчетности о ходе реализации мероприятия ответственными исполнителями за выполнение мероприятия координатору подпрограммы.
1.7. подпрограммы, которые содержат:
- паспорт подпрограммы по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку;
- характеристику проблем, решаемых посредством мероприятий;
- концептуальные направления реформирования, модернизации, преобразования отдельных сфер социально-экономического развития, реализуемых в рамках подпрограммы;
- перечень мероприятий по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку;
- адресный перечень объектов строительства, реконструкции муниципальной собственности, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета, бюджета Московской области и бюджета городского округа Протвино (далее - адресный перечень объектов строительства (реконструкции) по форме 1 согласно приложению N 5 к настоящему Порядку;
- адресный перечень объектов недвижимого имущества, приобретаемых в муниципальную собственность городского округа Протвино, финансирование которых предусмотрено мероприятием подпрограммы по форме 2 согласно приложению N 5 к настоящему Порядку.
III. Разработка муниципальных программ
3.1. Муниципальные программы разрабатываются на основании Перечня муниципальных программ городского округа Протвино, утверждаемого постановлением Администрации города Протвино (далее - Перечень).
3.2. Проект Перечня формируется отделом социально-экономического развития и инвестиций Администрации города Протвино в соответствии с правовыми актами Российской Федерации, Московской области, органами местного самоуправления городского округа Протвино и предложениями структурных подразделений Администрации города Протвино.
Разработанный отделом социально-экономического развития и инвестиций Администрации города Протвино проект постановления об утверждении Перечня подлежит согласованию с руководителями структурных подразделений Администрации города Протвино.
3.3. Перечень содержит:
- наименования муниципальных программ;
- координаторов муниципальных программ;
- ответственных исполнителей муниципальных программ.
3.4. Координатор муниципальной программы предлагает перечень подпрограмм в соответствии с распределением полномочий между структурными подразделениями Администрации города Протвино.
3.5. В подпрограмму включаются мероприятия, непосредственно влияющие на изменение ситуации в сфере реализации муниципальной программы в соответствии с планируемыми результатами ее реализации.
3.6. При планировании мероприятий, реализуемых с привлечением средств федерального бюджета и бюджета Московской области, в муниципальные программы в обязательном порядке включается прогнозный объем средств федерального бюджета и бюджета Московской области, возможный к привлечению на реализацию мероприятия, а также объем средств бюджета города Протвино, необходимый для обеспечения софинансирования реализации мероприятия.
3.7. Разработчик разрабатывает проект муниципальной программы и направляет для согласования в отдел социально-экономического развития и инвестиции, финансовое управление Администрации города Протвино и Координатору в срок не позднее 1 июля текущего финансового года.
3.8. Вместе с проектом муниципальной программы Разработчик направляет в обязательном порядке в отдел социально-экономического развития и инвестиций и финансовое управление Администрации города Протвино обоснование объема финансовых ресурсов муниципальной программы.
При включении в муниципальную программу (подпрограмму) мероприятий по капитальному ремонту объектов муниципальной собственности в составе обосновывающих материалов в обязательном порядке представляются перечни объектов капитального ремонта муниципальной собственности, сведения о видах необходимого ремонта, объемах работ и объемах финансовых ресурсов, необходимых для его проведения.
Стоимость капитального ремонта объектов муниципальной собственности уточняется по результатам экспертизы проектной документации и проверки достоверности определения сметной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.9. Финансовое управление Администрации города Протвино в срок до двух недель согласовывает проект муниципальной программы на предмет:
- соответствия источников финансирования планируемым объемам финансовых ресурсов за счет средств бюджета города Протвино;
- соответствия направлений расходования финансовых средств муниципальной программы бюджетной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
3.10. Отдел социально-экономического развития и инвестиций в срок до двух недель согласовывает проект муниципальной программы на предмет:
- соблюдения требований к содержанию муниципальной программы, установленных настоящим Порядком;
- соответствия цели муниципальной программы приоритетным целям социально-экономического развития городского округа Протвино;
- соответствия мероприятий заявленной цели;
- наличия планируемых результатов реализации муниципальной программы;
- наличия статистического и методического обеспечения для достижения планируемых результатов муниципальной программы.
3.11. Отдел социально-экономического развития и инвестиций Администрации города Протвино и финансовое управление Администрации города Протвино вправе запросить у разработчика дополнительные сведения, необходимые для согласования.
3.12. В случае несогласования отделом социально-экономического развития и инвестиций Администрации города Протвино или финансовым управлением Администрации города Протвино, проект муниципальной программы дорабатывается разработчиком в соответствии с полученными замечаниями в срок до 14 дней со дня несогласования данного заключения.
3.13. Доработанный проект муниципальной программы направляется в отдел социально-экономического развития и инвестиций Администрации города Протвино и финансовое управление Администрации города Протвино для проведения повторной экспертизы.
Повторная экспертиза проводится в срок не более 7 дней.
3.14. До 1 сентября текущего финансового года муниципальные программы, предусмотренные к реализации с очередного финансового года, утверждаются постановлением Администрации города Протвино.
После утверждения муниципальных программ информация по муниципальной программе посредством подсистемы ГАСУ МО передается в единую автоматизированную систему управления закупками (ЕАСУЗ) и автоматизированную систему управления бюджетным процессом (АСУБП) в соответствии с регламентом обмена сведениями между ГАСУ МО, ЕАСУЗ МО и АСУБП МО.
3.15. Муниципальные программы приводятся в соответствие с решением Совета депутатов города Протвино о бюджете городского округа Протвино на соответствующий финансовый год и плановый период не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
IV. Внесение изменений в муниципальную программу
4.1. В муниципальную программу могут быть внесены изменения в случаях:
4.1.1. снижения ожидаемых поступлений в бюджет городского округа Протвино;
4.1.2. необходимости включения дополнительных мероприятий;
4.1.3. необходимости ускорения реализации или досрочного прекращения реализации муниципальной программы по результатам оценки эффективности реализации муниципальной программы, установленной разделом VIII "Порядок проведения и критерии оценки эффективности реализации муниципальной программы" настоящего Порядка;
4.1.4. необходимости изменения перечня мероприятий, сроков и (или) объемов их финансирования в связи с предоставлением из федерального бюджета и (или) бюджета Московской области средств на их реализацию или изменением объема указанных средств;
4.1.5. изменения планируемых результатов реализации муниципальной программы;
4.1.6. принятия решения о необходимости изменения объемов финансирования мероприятий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4.2. Внесение изменений в муниципальные программы осуществляется Разработчиком в порядке, предусмотренном для утверждения муниципальных программ.
4.3. Вместе с проектом изменений в муниципальную программу Разработчик готовит пояснительную записку с описанием влияния предлагаемых изменений муниципальной программы на планируемые результаты реализации программы, обоснование эффективности принимаемых решений, экономию бюджетных средств и финансовое экономическое обоснование предлагаемых изменений.
4.4. Проект постановления о внесении изменений в муниципальную программу согласовывается с отделом социально-экономического развития и инвестиций Администрации города Протвино, финансовым управлением Администрации города Протвино и заинтересованными ответственными исполнителями программы Администрации города Протвино.
Отделом социально-экономического развития и инвестиций Администрации города Протвино и финансовым управлением Администрации города Протвино согласование осуществляется в течение 8 рабочих дней со дня поступления проекта изменений в муниципальную программу на согласование.
V. Финансовое обеспечение реализации муниципальных программ
5.1. Утвержденная муниципальная программа реализуется за счет средств бюджета городского округа Протвино, в том числе средств, передаваемых бюджету городского округа Протвино из федерального бюджета и бюджета Московской области, в объемах, установленных решением Совета депутатов города Протвино о бюджете городского округа Протвино на текущий финансовый год, и за счет средств иных привлекаемых для реализации программы города Протвино источников.
5.2. Разработчик направляет на рассмотрение финансовому управлению Администрации города Протвино предложения по дополнительному финансированию мероприятий муниципальных программ, включая:
- предложения по объемам выделения дополнительных финансовых ресурсов на реализацию муниципальной программы;
- перечень дополнительных мероприятий, которые будут реализованы при увеличении финансирования реализации мероприятий муниципальной программы;
- описание влияния результатов выполнения дополнительных мероприятий на достижение конечной цели муниципальной программы и увеличение целевых значений показателей эффективности подпрограмм муниципальной программы;
- финансово-экономическое обоснование запрашиваемого дополнительного финансирования.
5.3. По результатам рассмотрения предложений Разработчика по увеличению объемов финансирования муниципальных программ руководителем Администрации города Протвино определяются программы города Протвино, на реализацию которых будут направлены дополнительные финансовые ресурсы, с последующим предоставлением на рассмотрение Советом депутатов города Протвино для принятия решений о внесении соответствующих изменений в бюджет городского округа Протвино.
5.4. Основными критериями для отбора муниципальных программ, на реализацию которых будет направлено дополнительное финансирование, являются:
- увеличение целевых значений показателей муниципальных программ (подпрограмм);
- реализация дополнительных мероприятий, влияющих на увеличение целевых значений показателей подпрограмм.
5.5. На основании решения Совета депутатов города Протвино о внесении соответствующих изменений в бюджет городского округа Протвино, Разработчик готовит проект изменений в муниципальную программу в соответствии с настоящим Порядком.
VI. Управление реализацией муниципальной программы
6.1. Управление реализацией муниципальной программы осуществляет Координатор.
6.2. Координатор муниципальной программы организует работу, направленную на:
6.2.1. координацию деятельности Разработчика программы и Разработчиков подпрограмм в процессе разработки муниципальной программы, обеспечение согласования проекта постановления Администрации города Протвино об утверждении муниципальной программы и внесение его в установленном порядке на рассмотрение Руководителю Администрации города Протвино;
6.2.2. организацию управления муниципальной программой;
6.2.3. создание при необходимости рабочей группы по управлению муниципальной программой;
6.2.4. реализацию муниципальной программы;
6.2.5. достижение цели и планируемых результатов реализации муниципальной программы.
6.2.6. утверждение "Дорожных карт".
6.3. Разработчик программы города Протвино:
6.3.1. разрабатывает муниципальную программу;
6.3.2. формирует прогноз расходов на реализацию мероприятий и готовит финансово-экономическое обоснование;
6.3.3. определяет ответственных за выполнение мероприятий муниципальной программы (подпрограммы);
6.3.4. обеспечивает взаимодействие между ответственными за выполнение мероприятий программы и Разработчиками подпрограммы, а также координацию их действий по реализации подпрограммы;
6.3.5. участвует в обсуждении вопросов, связанных с реализацией и финансированием муниципальной программы;
6.3.6. обеспечивает заключение соответствующих договоров по привлечению внебюджетных средств для финансирования муниципальной программы;
6.3.7. готовит и представляет Координатору муниципальной программы и в отдел социально-экономического развития и инвестиций Администрации города Протвино отчет о реализации программы;
6.3.8. на основании заключения об оценке эффективности реализации программы города Протвино готовит предложения о перераспределении финансовых ресурсов между программными мероприятиями, изменении сроков выполнения мероприятий и корректировке их перечня;
6.3.9. обеспечивает выполнение муниципальной программы, а также эффективность и результативность её реализации;
6.3.10. согласовывает "Дорожные карты" и отчет об их использовании;
6.3.11. вводит в подсистему ГАСУ МО информацию в соответствии с пунктом 7.2.1. раздела VII настоящего Порядка. По решению Разработчика муниципальной программы введение информации в подсистему ГАСУ МО осуществляется Разработчиком подпрограммы и (или) ответственными исполнителями за выполнение мероприятия;
6.3.12. предоставляет Координатору муниципальной программы годовые отчеты, предусмотренные пунктом 7.2.2. раздела VII настоящего Порядка;
6.3.13. согласовывает в подсистеме ГАСУ МО "Дорожные карты" внесение в них изменений и отчеты об их исполнении;
6.3.14. направляет в отдел информационных технологий для размещения на официальном сайте Администрации города Протвино в сети Интернет утвержденную муниципальную программу и постановления о внесении изменений.
6.4. Разработчик подпрограммы:
6.4.1. разрабатывает подпрограмму;
6.4.2. формирует прогноз расходов на реализацию мероприятий и готовит финансовое экономическое обоснование;
6.4.3. осуществляет взаимодействие с ответственными исполнителями за выполнение мероприятий;
6.4.4. осуществляет координацию деятельности ответственных исполнителей за выполнение мероприятий при реализации подпрограммы;
6.4.5. участвует в обсуждении вопросов, связанных с реализацией и финансированием подпрограммы;
6.4.6. формирует в подсистеме ГАСУ МО "Дорожные карты", вносит в них изменения, отчеты об их исполнении. По решению Разработчика подпрограммы введение информации в ГАСУ МО осуществляется ответственным за выполнение мероприятия.
6.5. Ответственный исполнитель за выполнение мероприятия муниципальной программы (подпрограммы):
6.5.1. формирует прогноз расходов на реализацию мероприятия и направляет его Разработчику муниципальной программы (подпрограммы);
6.5.2. участвует в обсуждении вопросов, связанных с реализацией и финансированием программы (подпрограммы) в части соответствующего мероприятия;
6.5.3. готовит предложения по формированию перечней, направляет их Разработчику программы (подпрограммы);
6.5.4. направляет Разработчику программы (подпрограммы) предложения по формированию "Дорожных карт".
"Дорожные карты" должны в обязательном порядке содержать следующие сведения:
- наименование основного мероприятия;
- наименование мероприятий, реализуемых в рамках основного мероприятия;
- наименование объекта (при наличии);
- стандартные процедуры, направленные на выполнение основного мероприятия, предельные сроки их исполнения;
- Ф.И.О. и должность исполнителя, ответственного за процедуры.
"Дорожные карты" и изменения, вносимые в них, разрабатываются Разработчиком программы (подпрограммы) и (или) ответственным за выполнение мероприятий по согласованию с Разработчиком программы и утверждаются координатором муниципальной программы.
"Дорожная карта" разрабатывается на один год. Для основного мероприятия, предусматривающего заключение контракта на срок, превышающий год, "Дорожная карта" разрабатывается на период, соответствующий плановому сроку выполнения основного мероприятия
Для подпрограммы "Обеспечивающая подпрограмма" "Дорожная карта" не разрабатывается.
VII. Контроль и отчетность при реализации муниципальной программы
7.1. Контроль за реализацией муниципальной программы осуществляется координатором муниципальной программы.
7.2. С целью контроля за реализацией муниципальной программы разработчик формирует в подсистеме ГАСУ МО:
7.2.1. ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом:
а) оперативный отчет о реализации мероприятий по форме согласно приложению N 6 к настоящему Порядку, который содержит:
- перечень выполненных мероприятий с указанием объемов, источников финансирования, результатов выполнения мероприятий и фактически достигнутых целевых планируемых результатов реализации муниципальной программы;
- анализ причин несвоевременного выполнения мероприятий;
б) оперативный (годовой) отчет о выполнении муниципальной программы по объектам строительства, реконструкции и капитального ремонта по форме согласно приложению N 7 к настоящему Порядку, который содержит:
- наименование объекта, адрес объекта, планируемые работы;
- перечень фактически выполненных работ с указанием объемов, источников финансирования;
- анализ причин невыполнения (несвоевременного выполнения) работ.
Форма оперативного (годового) отчета о выполнении муниципальной программы по объектам строительства, реконструкции и капитального ремонта утверждается профильным заместителем руководителя Администрации города;
7.2.2. ежегодно в срок до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, годовой отчет о реализации муниципальной программы для оценки эффективности реализации муниципальной программы, который содержит:
а) аналитическую записку, в которой указываются:
- степень достижения планируемых результатов реализации муниципальной программы и намеченной цели муниципальной программы;
- общий объем фактически произведенных расходов, в том числе по источникам финансирования;
б) таблицу по форме согласно приложению N 8 к настоящему Порядку, в которой указываются данные:
- об использовании средств бюджета городского округа Протвино и иных средств, привлекаемых для реализации муниципальной программы, по каждому мероприятию и в целом по муниципальной программе;
- по всем мероприятиям, из них по не завершенным в утвержденные сроки, указываются причины их невыполнения и предложения по дальнейшей реализации;
- по планируемым результатам реализации муниципальной программы. По результатам, не достигшим запланированного уровня, приводятся причины невыполнения и предложения по их дальнейшему достижению.
7.3. Финансовое управление Администрации города Протвино ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляет в отдел социально-экономического развития и инвестиций Администрации города Протвино отчет нарастающим итогом с начала года о финансировании муниципальных программ за счет средств бюджета городского округа Протвино, в том числе переданных из федерального бюджета и бюджета Московской области.
7.4. Отдел социально-экономического развития и инвестиций Администрации города Протвино с учетом полученной информации, подготавливает и размещает на официальном сайте Администрации города Протвино в сети Интернет:
7.4.1. до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сводный оперативный отчет о ходе реализации муниципальных программ по форме согласно приложению N 9 к настоящему Порядку;
7.4.2. не позднее 1 мая года, следующего за отчетным, сводный годовой отчет о ходе реализации муниципальных программ по форме согласно приложению N 10 к настоящему Порядку.
VIII. Порядок проведения и критерии оценки эффективности реализации муниципальной программы
8.1. Отделом социально-экономического развития и инвестиций Администрации города Протвино ежегодно на основании годового отчета проводится оценка эффективности реализации муниципальных программ.
8.2. Подготовка заключения об оценке эффективности реализации муниципальной программы осуществляется отделом социально-экономического развития и инвестиций Администрации города Протвино в течение 14 дней с даты поступления годового отчета о реализации муниципальной программы.
8.3. Оценка эффективности реализации муниципальной программы проводится в соответствии с Методикой оценки эффективности реализации муниципальных программ согласно приложению N 11 к настоящему Порядку.
8.4. По итогам оценки эффективности реализации муниципальной программы отдел социально-экономического развития и инвестиций Администрации города Протвино подготавливает соответствующее заключение и направляет его координатору муниципальной программы.
Муниципальные программы включаются в рейтинг и нумеруются в порядке убывания оценки эффективности.
8.5. По результатам оценки эффективности реализации муниципальной программы руководителем Администрации города Протвино не позднее, чем за два месяца до дня внесения проекта решения о бюджете городского округа Протвино на очередной финансовый год и плановый период в Совет депутатов города Протвино может быть принято решение:
- о целесообразности сохранения и продолжения муниципальной программы;
- о сокращении (увеличении), начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы;
- о досрочном прекращении реализации муниципальной программы.
8.6. В случае принятия решения о досрочном прекращении реализации муниципальной программы и при наличии заключенных во исполнение соответствующих муниципальных программ муниципальных контрактов городского округа Протвино, предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение расходных обязательств, вытекающих из указанных контрактов, по которым сторонами не достигнуто соглашение об их прекращении.
<< Назад |
Приложение >> N 1. Паспорт муниципальной программы |
|
Содержание Постановление Администрации городского округа Протвино Московской области от 5 декабря 2017 г. N 781 "Об утверждении Порядка... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.