Распоряжение Правительства РФ от 21 ноября 2007 г. N 1661-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года".
2. Определить Минрегион России государственным заказчиком федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года" (далее - Программа).
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы на 2009-2015 годы за счет средств федерального бюджета составляет 4500 млн. рублей в ценах соответствующих лет.
4. Минрегиону России разработать проект Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации |
В. Зубков |
Москва
21 ноября 2007 г.
N 1661-р
Концепция
федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года"
(утв. распоряжением Правительства РФ от 21 ноября 2007 г. N 1661-р)
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации
Настоящая Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации о защите прав коренных малочисленных народов, федеральных законов "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
Цели и задачи настоящей Концепции соответствуют принципам Концепции государственной национальной политики Российской Федерации и определяют пути и порядок оказания государственной поддержки социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (далее - коренные малочисленные народы).
Коренные малочисленные народы, каждый из которых насчитывает менее 50 тыс. человек, проживают на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняют традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, осознают себя самостоятельными этническими общностями.
В Российской Федерации в настоящее время проживает 40 коренных малочисленных народов общей численностью около 270 тыс. человек.
Комплексное решение проблем развития социально-экономического, этнокультурного и духовного потенциала этих народов требует государственной поддержки.
Мероприятия федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года" (далее - Программа) направлены на улучшение материального положения, культурного и духовного развития коренных малочисленных народов.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Действующая в настоящее время федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2001 г. N 564, включает расширенный круг мероприятий по созданию производственной базы. Основные итоги реализации мероприятий указанной программы за 2002-2006 годы состоят в следующем.
Для организации перерабатывающих производств приобретено и установлено оборудование в Республике Алтай и Республике Тыва, Кемеровской, Мурманской, Томской и Магаданской областях, в Ненецком автономном округе и Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, в том числе 5 комплектов холодильного оборудования, 10 комплектов оборудования для переработки продукции традиционных отраслей, оборудование и снаряжение для рыбного и охотничьего промыслов, мини-пекарни. Построены 7 оленеводческих баз и убойных пунктов в Иркутской области, Республике Саха (Якутия) и в других регионах, база по переработке рыбы в Корякском автономном округе.
Создано 16 объектов энергообеспечения в Республике Тыва, в Тюменской, Читинской и Кемеровской областях, в Корякском и Ямало-Ненецком автономных округах, в том числе приобретено 12 электростанций и дизельных генераторов, 3 локальные установки. Введены линии электропередачи протяженностью 37 км. Организованы 3 фактории с комплексом бытовых услуг. В Республике Саха (Якутия) построен этнокультурный центр коренных малочисленных народов Севера - Дом народов Севера.
Построено и введено в эксплуатацию жилье общей площадью 12 682,1 кв. метров, завершено строительство 17 школ и школ-интернатов на 4109 мест в Иркутской, Амурской и Магаданской областях, в Республике Саха (Якутия) и Республике Хакасия, в Хабаровском крае и в Чукотском автономном округе.
Проблемы восстановления природно-ресурсного потенциала и системы регулирования его использования, проблемы хозяйственного развития территорий проживания коренных малочисленных народов, проблемы занятости и социального развития в сочетании с традиционным укладом составляют единый взаимоувязанный комплекс задач, которые успешно могут быть решены только на основе принципов программно-целевого метода, использование которого позволит:
обосновать приоритетность мероприятий Программы, а также необходимый объем их финансирования;
учесть многофакторность и взаимосвязь проблем и наметить оптимальные способы их комплексного решения;
предложить эффективные механизмы реализации Программы;
обеспечить методическое единство подходов и на этой основе концентрацию и наиболее рациональное использование бюджетных и привлеченных средств.
Подготовка Программы вызвана необходимостью решения более широкого спектра вопросов социально-экономического, этнокультурного и духовного развития коренных малочисленных народов, проживающих не только в районах Севера, но также в Сибири и на Дальнем Востоке.
III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
К важнейшим проблемам, требующим безотлагательного решения, относится развитие экономической базы традиционного жизнеобеспечения коренных малочисленных народов. С развитием промышленного производства в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока связано отторжение значительных земельных участков под промышленные объекты, нарушение растительного покрова, создание техногенных барьеров на путях сезонных миграций животных, нарушение естественных водотоков, разрушение мест нереста и нагула рыбы и т.д. В результате промышленного освоения нарушился экологический баланс районов проживания коренных малочисленных народов. Непоправимый урон окружающей среде наносит загрязнение выбросами и отходами нефтяных и газовых промыслов. Положение усугубляется тем, что практически прекращены работы по изучению состояния природных и земельных ресурсов. Например, в большинстве районов оленеводство, ранее одна из наиболее доходных отраслей традиционного хозяйства, стало убыточным. Практически уничтожено племенное ядро оленьего стада, поголовье оленей по сравнению с 1990 годом сократилось более чем в 2 раза. В кризисной ситуации находится морской зверобойный промысел.
Объемы добычи рыбы в районах проживания коренных малочисленных народов также сократились почти в 2 раза, что связано отчасти с несоблюдением требований рыболовства, но в большей степени с недоступностью рынка сбыта свежей рыбы и рыбной продукции. В местах массового промышленного вылова в настоящее время отсутствуют производства по переработке рыбы. Однако зарубежный опыт и отдельные проекты в России показывают, что это направление традиционного хозяйствования при современном технологическом оснащении и правильно построенной системе государственной поддержки может быть высокорентабельным.
Снижается промысел полевой пушнины из-за истощения ресурсов угодий, несовершенства организации промысла (ухудшения экономических условий, снижения материальной заинтересованности охотников и других факторов). Кризис клеточного звероводства связан с нехваткой и резким подорожанием кормов и падением мировых цен на продукцию звероводства.
Острота социальных проблем коренных малочисленных народов более всего ощущается в сельской местности. В последнее десятилетие наблюдается резкое снижение занятости коренных малочисленных народов и, как следствие, падение уровня их жизни. Реальные подушевые доходы в семьях оленеводов и охотников в 3 и более раза ниже соответствующих показателей для других групп населения, например, работников, занятых в промышленности и строительстве.
Существующая сеть общеобразовательных учреждений не обеспечивает полной потребности коренных малочисленных народов в образовании. Начальное и неполное среднее образование имеют 90 процентов этих народов.
Существует необходимость дальнейшей реализации проектов по развитию сектора социальных услуг, в том числе образования.
Практически во всех районах проживания этих народов дневные общеобразовательные школы находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, что ведет к снижению числа данных образовательных учреждений. Школы испытывают недостаток педагогических кадров, не укомплектованы учебной и учебно-методической литературой, пособиями для внеклассного чтения, особенно на языках коренных малочисленных народов, слабо оснащены современными техническими средствами обучения. Особой проблемой является обучение родному языку, который в школах изучают не более 50 процентов учащихся.
В ряде районов проживания коренных малочисленных народов отсутствуют средние специальные учебные заведения с ориентацией на подготовку специалистов для традиционных отраслей хозяйствования и промыслов.
Продолжается разрушение национальной культуры, традиций, обычаев и других важнейших составляющих культурного и духовного развития коренных малочисленных народов. Около 30 процентов клубных учреждений и 13,5 процента библиотек требуют капитального ремонта, в том числе 2,6 процента библиотек находятся в аварийном состоянии.
Происходит неуклонное ухудшение состояния здоровья населения в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов. До пенсионного возраста доживает только 8,5 процента этих народов. При этом сокращается число больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов, не хватает женских и детских консультаций. Значительная часть учреждений медицинского обслуживания требует капитального ремонта, обеспечения лекарственными препаратами, оснащения современным медицинским оборудованием.
Ухудшаются жилищные и социально-бытовые условия жизни коренных малочисленных народов. Жилищный фонд большинства сел в традиционных местах проживания ветхий и, как правило, без водоснабжения, канализации и инженерных сетей. Состояние жилищного фонда, недостаточные темпы его ремонта и строительства нового жилья в местах традиционного проживания не позволяют прогнозировать существенное улучшение жизни коренных малочисленных народов.
Обостряющиеся проблемы коренных малочисленных народов показывают, что назрела необходимость реформирования и адаптации механизма их государственной поддержки к изменяющимся экономическим условиям, определения новых подходов и приоритетов в решении этих проблем.
В современных условиях перспективы эффективного развития традиционных видов деятельности основаны на том, что, во-первых, мировая и отечественная практика выработала достаточно эффективные технологии и компактные технологические линии для внедрения в традиционные сферы хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и они сегодня вполне доступны для использования. Во-вторых, имеется широкий выбор средств вездеходного транспорта, связи и коммуникаций для использования в производственных процессах, повышающих их эффективность. В-третьих, экологическая чистота и высокие питательные качества натуральных продуктов традиционных промыслов коренных малочисленных народов становятся все более востребованными и все более высоко оцениваемыми. При определенной государственной поддержке технического оснащения этих производств и создании механизмов поддержки промысловой деятельности рынок сбыта продукции существенно расширится.
Развитие сферы образования, самобытной культуры и медицинского обслуживания на базе технологических инноваций и информационных технологий при современном уровне знаний и имеющихся технических решениях представляется вполне реальным направлением Программы и даст ощутимый бюджетный эффект, а также позволит повысить уровень образовательных и медицинских услуг.
Улучшение жилищных условий и модернизация системы жилищно-коммунального хозяйства и энергетики являются важными направлениями обеспечения благоприятных условий жизни коренных малочисленных народов, которые достаточно успешно могут быть реализованы с использованием современных технологий домостроения, эффективных материалов, автономных источников тепло- и электрообеспечения, систем инженерной инфраструктуры.
Комплексное совершенствование нормативно-правовой базы регулирования социальных, природоохранных и экономических отношений диктуется тем, что коренные малочисленные народы с трудом адаптируются к изменившимся социально-экономическим условиям, утрачивают самобытную культуру, свои этнические традиции и язык. Значительно сократились биологические ресурсы, необходимые для жизнеобеспечения этих народов. Острый характер приобретает ситуация в социальной и экономической сфере. В этих условиях нужна развитая система законов и нормативных документов, которые обеспечат правовую защиту жизнедеятельности коренных малочисленных народов.
IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
Единственно приемлемым вариантом решения рассматриваемой проблемы является использование программно-целевого метода.
Главные особенности Программы обусловлены существующей системой расселения и жизненным укладом коренных малочисленных народов, которые являются естественной, наиболее приемлемой формой и основой традиционного хозяйствования, кочевого и полукочевого образа жизни и трудовой деятельности. В отличие от неудачного советского опыта решения проблемы путем перевода коренных малочисленных народов на оседлый образ жизни настоящая Концепция исходит из обратной идеи - приближение средств цивилизации, новых технологий, техники к местам проживания и трудовой деятельности коренных малочисленных народов с целью создания благоприятной среды для устойчивого развития базовых отраслей экономики и нормальных условий для жизни и развития человека.
В рамках правового поля, регулирующего вопросы социально-экономического развития коренных малочисленных народов, имеется еще несколько возможных вариантов, к числу которых относятся ведомственно-отраслевой, ведомственно-целевой, автономно-территориальный и инвестиционно-коммерческий варианты.
Каждый из этих вариантов характеризуется большим количеством рисков при реализации в силу их узкого (ведомственного, территориально-автономного, коммерческого) подхода. Уровень рисков (политические, административно-правовые, финансово-экономические, организационно-управленческие, производственно-технологические, экологические) и вероятность их реализации могут не позволить рассчитывать на успешное решение проблемы в целом.
С точки зрения управления можно рассматривать 2 основных способа решения проблем - централизованный, осуществляемый в рамках единого координирующего органа и единого плана мероприятий, и децентрализованный, предполагающий осуществление множества эффективных, но слабо взаимоувязанных друг с другом мероприятий.
Децентрализованный вариант характерен большим количеством исполнителей, отсутствием единой структуры и механизма, координирующего действия всех участников процесса. Риск децентрализованного решения проблемы состоит в утрате целостности взгляда на проблему и систему мероприятий, в неспособности оперативно сконцентрировать финансовые ресурсы на нескольких приоритетных направлениях развития, радикально решить вопросы улучшения образовательного процесса, повысить качество медицинского обслуживания. Распыление ключевых мероприятий по многим федеральным министерствам и агентствам неизбежно приводит к утрате оперативности и неспособности реагировать на вопросы, которые возникают в связи с радикальной трансформацией всего уклада жизни, традиционного хозяйства и самобытной культуры коренных малочисленных народов.
Настоящая Концепция строится на принципах централизованного варианта управления процессом реализации Программы и согласовании с региональными программами, реализуемыми в субъектах Российской Федерации на этом направлении.
Этот вариант подвержен рискам, среди которых главными являются:
возможность существенного превышения расходов, необходимых для осуществления мероприятий Программы, по сравнению с прогнозными расходами, заявленными в настоящей Концепции;
неполное финансирование со стороны федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, нарушение графика финансирования;
невыполнение или задержка выполнения обязательств поставщиками и подрядчиками работ по реализации мероприятий Программы.
Основной риск централизованного управления реализацией Программы связан с возможностью появления излишних посредников, ее обюрокрачивание и заорганизованность. Мобилизация ресурсов государственных и других участников может в этом случае не обеспечить ожидаемой отдачи, а осуществляемые с единой целью мероприятия Программы не приведут к решению проблемы.
Минимизация указанных рисков может быть достигнута на стадии разработки Программы путем уточнения и соответствующего обоснования объема необходимых расходов, повышения эффективности контроля за выделением и расходованием средств с помощью осуществления мониторинга мероприятий Программы, использования утвержденных критериев отбора поставщиков и подрядчиков выполняемых работ.
V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Реализация Программы предполагается в 2 этапа:
I этап - 2009-2010 годы;
II этап - 2011-2015 годы.
Первый этап является организационно-восстановительным, ориентирован на реализацию первоочередных мероприятий и предполагает:
развитие материальной базы традиционных производств, строительство оленеводческих и рыболовных баз, организацию перерабатывающих производств;
разработку механизмов государственной поддержки традиционных видов хозяйственной деятельности, используя опыт регионов России и зарубежных стран;
обеспечение доступности получения начального, среднего и качественного профессионального образования путем строительства школ и дошкольных учреждений, в том числе детских садов и интернатов, а также специальных образовательных учреждений;
восстановление системы диспансерного медицинского обследования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов;
реализацию мероприятий по завершению и вводу в действие ранее начатых объектов капитального строительства и производственных мощностей;
формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей жизненные интересы коренных малочисленных народов, организацию конкурсного отбора и реализацию эффективных быстроокупаемых проектов, способствующих оживлению инвестиционной и предпринимательской активности в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов.
Второй этап рассчитан на 2011-2015 годы и предусматривает:
развертывание работ по модернизации видов традиционной деятельности коренных малочисленных народов, прежде всего внедрение современной техники и технологий в традиционные отрасли экономики и развитие производств глубокой переработки;
строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры, включая благоустройство территорий проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов;
развитие нетрадиционных источников тепло- и энергоснабжения, автономных систем очистки стоков;
осуществление природовосстановительных мероприятий, включая развитие ресурсной базы традиционных отраслей, развитие племенной деятельности в оленеводстве, строительство рыборазводных цехов и заводов.
Второй этап завершает переход к устойчивому экономическому и социальному развитию коренных малочисленных народов (укрепление национального самоуправления, занятости и самозанятости, традиционного жизнеобеспечения и др.), предполагает окончание реализации проектов по развитию хозяйственно-экономической структуры территорий их проживания при ускоренном развитии сектора социальных услуг (образование, здравоохранение, культура).
VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам
Целью Программы является обеспечение устойчивого социально-экономического развития территорий проживания коренных малочисленных народов, существенное повышение уровня их жизни и улучшение всей системы жизнеобеспечения на основе рационального природопользования, технико-технологического совершенствования традиционных отраслей хозяйства, социальной сферы, культуры и быта, подготовки и переподготовки соответствующих кадров из числа коренных малочисленных народов, совершенствования системы государственной поддержки.
Задачами Программы являются:
технико-технологическое оснащение традиционных видов хозяйственной деятельности и организация перерабатывающих производств в районах проживания коренных малочисленных народов, организация новых производств;
создание системы заготовок, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, обеспечение развития факторийных форм торговли и товарообмена, а также других форм сельской кооперации;
реализация комплекса мер государственной поддержки отраслей оленеводства, рыбного промысла и других отраслей традиционного хозяйства коренных малочисленных народов, направленных на стимулирование мотивации работников в улучшении материального положения путем достижения высоких качественных производственных показателей отрасли;
повышение уровня образования, профессиональной подготовки по специальностям традиционных видов хозяйственной деятельности;
обеспечение возрождения самобытной и национальной культуры, языка коренных малочисленных народов, развитие энергетической, финансовой, информационно-коммуникационной инфраструктуры в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов;
обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия коренных малочисленных народов, создание системы медицинского обслуживания на основе современных технологий, модернизация жилищно-коммунального обслуживания населения;
совершенствование принципов и механизмов местного самоуправления, адекватных организации традиционного природопользования и укладу жизни коренных малочисленных народов, а также адаптированных в систему всех уровней власти и управления.
Задачи Программы конкретизируются по отдельным направлениям. Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы приведены в приложении N 1.
VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
Общий объем финансирования Программы составляет 9 844 000 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 4 500 000 тыс. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 4 975 000 тыс. рублей и внебюджетных источников - 369 000 тыс. рублей.
В структуре затрат преобладают расходы по статье "Капитальные вложения", составляющие 96,1 процента, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 0,1 процента и прочие текущие расходы - 3,8 процента.
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации средства федерального бюджета, предусмотренные Программой, направляются на реализацию мероприятий Программы в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, что предусматривает обязательное финансирование проектов за счет средств этих бюджетов в объемах, определенных Программой.
Реализация Программы предусматривает привлечение инвестиций из внебюджетных источников для осуществления проектов, имеющих потенциально высокую норму прибыли и короткие сроки окупаемости (в среднем от 1 года до 3,5 лет), а также участие инвесторов в реализации высокодоходных долгосрочных инвестиционных проектов, осуществляемых преимущественно на принципах проектного финансирования, то есть окупаемых в счет будущих доходов и не требующих государственных гарантий.
Объемы и источники финансирования Программы приведены в приложении N 2.
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
В процессе реализации Программы будут сформированы необходимые условия для сбалансированного и устойчивого развития территорий проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, созданы условия, способствующие преодолению противоречий между традиционными отраслями хозяйствования и промышленным освоением северных территорий, сохранению естественной природной среды.
В результате реализации Программы к концу 2015 года в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов будут построены жилые дома общей площадью 19,5 тыс. кв.метров, общеобразовательные и дошкольные учреждения на 10 тыс. мест, больничные и поликлинические учреждения на 430 койко-мест и 300 посещений в смену, 19 учреждений культуры на 1000 мест, 30 традиционных перерабатывающих производств, 21 фактория, 130 км линий электропередачи. Также будут приобретены для коренных малочисленных народов, проживающих в отдаленных и труднодоступных районах, 40 комплектов средств беспроводной телефонной связи, 100 единиц специального транспорта повышенной проходимости, 90 единиц энергетических и тепловых установок. Будет решен ряд других проблем.
Результаты реализации мероприятий Программы будут способствовать:
преодолению резкого снижения занятости коренных малочисленных народов и, как следствие, росту уровня их жизни;
созданию предпосылок для снижения зависимости от северного завоза продовольствия и товаров народного потребления;
повышению уровня и качества жизни, обновлению основных систем жизнеобеспечения;
духовному и национально-культурному возрождению коренных малочисленных народов.
Результаты реализации Программы будут иметь значение не только для развития коренных малочисленных народов и территорий их традиционного проживания, но также для северных регионов и России в целом.
IX. Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы
Формирование мероприятий Программы и контроль за их реализацией осуществляет Министерство регионального развития Российской Федерации.
К формированию и реализации Программы будут привлекаться соответствующие федеральные органы исполнительной власти в рамках полномочий, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд".
X. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы
Разработчиком Программы является Министерство регионального развития Российской Федерации.
Функции государственного заказчика Программы возлагаются на Министерство регионального развития Российской Федерации, которое взаимодействует с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами общественных объединений коренных малочисленных народов с целью эффективной реализации мероприятий Программы.
XI. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации Программы
В структуре затрат основную долю составят капитальные вложения - 96,1 процента.
В рамках Программы также предусмотрены средства на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в объеме 0,1 процента общего объема финансирования Программы, что в сумме составит 10220 тыс. рублей.
Направление "Прочие нужды" в объеме 3,8 процента общего объема финансирования Программы предусматривает финансирование мероприятий по обеспечению коренных малочисленных народов современным оборудованием для медицинских и образовательных учреждений, энергетическими, тепловыми установками для обустройства жилья и вездеходными транспортными средствами, технологическим оборудованием для производственных участков, а также мероприятий этнокультурной направленности (проведение выставок, фестивалей, детских праздников).
Реализация Программы предполагается в 2009-2015 годах (I этап - 2009-2010 годы, II этап - 2011-2015 годы).
XII. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы
Мероприятия Программы согласуются по срокам с исполнителями, взаимосвязаны и предусматривают получение разностороннего экономического и социального эффекта. Программа должна быть увязана с программами социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, где проживают коренные малочисленные народы.
Формирование мероприятий Программы будет осуществляться по следующим основным направлениям.
Создание экономического базиса и условий для устойчивого развития экономики традиционных отраслей хозяйствования на основе технологического совершенствования производства
Мероприятия направлены на возрождение традиционного жизнеобеспечения коренных малочисленных народов, создание условий для восстановления и сохранения естественной природной среды, необходимой для традиционной жизнедеятельности коренных малочисленных народов, в том числе на:
строительство комплексных убойно-приемных пунктов оленей, промежуточных баз для оленеводческих, охотничьих и рыболовецких бригад;
развитие племенных оленеводческих хозяйств, рациональное использование оленьих пастбищ, применение изгородного выпаса стад;
приобретение и передачу субъектами Российской Федерации в пользование общинам коренных малочисленных народов, занятых в традиционных видах деятельности, спецавтотранспорта повышенной проходимости, снаряжения и инвентаря для охоты и рыбной ловли, мини-пекарен;
развитие звероводства, восстановление поголовья пушных зверей и строительство новых звероводческих ферм.
Развитие производственной базы продукции традиционного хозяйствования включает в себя:
строительство перерабатывающих цехов, заводов по заготовке и реализации товаров традиционного промысла, хлебопекарен, холодильников, приобретение холодильных и морозильных установок, организацию различных производств;
организацию пошивочных мастерских и мастерских по выпуску изделий художественных промыслов и ремесел.
Предусматривается развитие национального малого бизнеса в секторе услуг, в том числе в сфере туризма, возрождение сельской кооперации, создание факторий в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, а также восстановление на их основе системы заготовок, закупок, завоза и торговли продовольственной и потребительской продукцией, торгового и бытового обслуживания кочевых оленеводов, полукочевых охотников-промысловиков и рыбаков в местах их производственной деятельности.
Развитие традиционной хозяйственной деятельности является основой национальной духовной культуры, языка и традиций, национального самосознания, а также возрождения и развития традиционного образа жизни коренных малочисленных народов как способа существования, основанного на историческом опыте предков в области природопользования, социальной организации и проживания, на самобытной культуре, обычаях и религиозных верованиях.
В рамках мероприятий предусматривается создание в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов сети факторий, обеспечивающих заготовку, хранение и реализацию продукции оленеводства и промыслов. Будут предусмотрены меры по обустройству и рациональному размещению структурных подразделений факторий (начиная от сети баз, заготовительных и торгово-снабженческих пунктов до базовых факторий), обеспечению их оборудованием и спецавтотранспортом повышенной проходимости.
При формировании комплекса мероприятий определяется роль государства в регулировании отношений коренных малочисленных народов и промышленных компаний-недропользователей в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Также определяются меры государственной поддержки из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Развитие сферы образования, культуры и медицинского обслуживания на базе технологических инноваций и информационных технологий
Мероприятия направлены на повышение качества и улучшение условий жизни коренных малочисленных народов на основе развития сферы образования и культуры, повышения уровня медицинского обслуживания.
Предусматривается комплекс мероприятий по реконструкции и строительству клубов, детских музыкальных школ и библиотек, а также по сохранению, возрождению и развитию культуры, национального искусства, народных художественных промыслов, родного языка путем создания домов культуры, краеведческого музея, традиционных этнокультурных центров коренных малочисленных народов.
Мероприятия этнокультурной сферы (проведение различных фестивалей, детских праздников и выставок), ставящие целью сохранение и пропаганду культурного наследия, развитие традиционной культуры коренных малочисленных народов, направлены на сохранение и развитие локальных фольклорных традиций коренных малочисленных народов, позволяют ознакомиться с традициями, обычаями и культурой коренных малочисленных народов, помогают развивать интерес к национальной культуре, воспитывают у подрастающего поколения уважение к непреходящим культурным ценностям. Традиционные северные состязания способствуют физическому развитию и организации досуга юного поколения.
В местах традиционного проживания коренных малочисленных народов предполагается повышение уровня медицинского обслуживания путем создания действенной системы медицинского и санитарно-эпидемиологического обслуживания коренных малочисленных народов, формирования, оснащения оборудованием и лекарственными препаратами оленеводческих хозяйств и отдаленных промысловых участков, обеспечения современным технологическим оборудованием и лекарственными препаратами различных медицинских учреждений.
В целях повышения уровня образования, профессиональной подготовки и обеспечения занятости коренных малочисленных народов намечено строительство и реконструкция школ и дошкольных учреждений, в том числе детских садов и интернатов. В рамках мероприятий предусматривается приобретение учебной литературы и учебного оборудования.
Оказание коренным малочисленным народам субъектами Российской Федерации целевой поддержки в сфере улучшения жилищных условий, а также модернизации системы жилищно-коммунального хозяйства и энергетики
Мероприятия направлены на гарантированное и бесперебойное тепло- и электроснабжение мест традиционного проживания коренных малочисленных народов.
Предусмотрен комплекс мероприятий по поддержке субъектов Российской Федерации в формировании жилищного фонда муниципальных образований для нужд коренных малочисленных народов в соответствии с жилищным законодательством, а также в модернизации жилищно-коммунального комплекса. Будут переведены на горячее водоснабжение объекты социальной инфраструктуры. Намечается строительство малогабаритных пекарен, объектов бытового и торгового обслуживания в факториях и местах традиционного проживания коренных малочисленных народов.
Предусматривается переориентация системы энергообеспечения районов проживания коренных малочисленных народов на топливно-энергетические ресурсы местных источников. Намечается строительство линий электропередачи, приобретение малогабаритных электростанций для факторий, оленеводческих и рыболовецких бригад, дизельных электростанций. Кроме того, предусмотрены мероприятия по приобретению средств навигации и связи, по расширению парка вездеходной техники, снегоходов, спецавтотранспорта повышенной проходимости.
Реализация указанных мероприятий позволит повысить роль коренных малочисленных народов в экономических и социальных процессах в местах традиционного проживания.
XIII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы
Механизм реализации Программы включает в себя:
стратегическое планирование и прогнозирование;
применение правовых рычагов влияния на экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов (совокупность нормативных правовых актов федерального и регионального уровней), способствующих решению задач Программы, а также регулирующих отношения на всех уровнях исполнительной власти;
формирование организационной структуры управления реализацией Программы (определение состава, функций и согласованности звеньев всех уровней управления).
Мероприятия Программы реализуются посредством заключения в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственным заказчиком Программы с органами государственной власти субъектов Российской Федерации договоров о софинансировании включенных в Программу строек и объектов.
Предоставление средств федерального бюджета на строительство и реконструкцию объектов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, осуществляется в виде софинансирования в пределах средств, предусмотренных в Программе на осуществление конкретных мероприятий, и при условии наличия утвержденной в установленные сроки проектной документации. При этом ответственность за несвоевременное завершение строительства (реконструкции) таких объектов несут органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В отношении строек и объектов, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, к договорам о софинансировании в обязательном порядке прилагаются соответствующие перечни строек и объектов Программы, графики финансирования инвестиционных проектов, решения собственников (будущих собственников) таких объектов о начале их строительства (реконструкции).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации заключают соглашения (договоры) с частными инвесторами о софинансировании инвестиционных проектов Программы.
Указанные соглашения (договоры) устанавливают условия финансирования мероприятий Программы и заключаются на весь период реализации Программы.
Стройки и объекты Программы, находящиеся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, должны быть в обязательном порядке включены в соответствующие региональные программы, утверждаемые и реализуемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации проводят конкурсы на размещение заказов на проведение работ, приобретение товаров и услуг для государственных нужд, а также обеспечивают по итогам проведенного конкурса заключение договоров подряда (государственных контрактов) в части финансирования объектов.
Приостановление финансирования за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджету субъекта Российской Федерации, при невыполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации своих обязательств может быть осуществлено в случае:
нецелевого использования органами государственной власти субъектов Российской Федерации выделенных бюджетных средств;
непредоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленные сроки предусмотренных договорами о софинансировании отчетов о проведении мероприятий Программы;
нарушения исполнения графика финансирования мероприятий Программы, являющегося приложением к договору о софинансировании строек и объектов (в том числе уменьшения объемов финансирования мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников).
В указанных случаях приостановление финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета в очередном году не влечет возникновения обязательств государственного заказчика Программы по увеличению финансирования этих мероприятий в последующих периодах.
Приложение N 1
к Концепции федеральной целевой программы
"Экономическое и социальное развитие
коренных малочисленных народов Севера,
Сибири и Дальнего Востока до 2015 года"
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года"
|
Единица измерения |
2008 год (базовые данные) |
1-й этап 2009-2010 годы |
2-й этап 2011-2015 годы |
||||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||||
1. |
Удельный вес занятых в малом бизнесе в общей занятости коренных малочисленных народов |
процентов |
7 |
7,5 |
8 |
8,5 |
9 |
9,5 |
10 |
11 |
2. |
Создание факторийных форм торговли и товарообмена, а также других снабженческо-сбытовых сельских кооперативов в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов |
единиц |
- |
1 |
6 |
3 |
4 |
2 |
5 |
- |
3. |
Ввод в действие медицинских учреждений (больницы, фельдшерско-акушерские пункты) |
коек |
51 |
20 |
110 |
90 |
70 |
30 |
10 |
100 |
посещений |
140 |
20 |
50 |
120 |
80 |
- |
13 |
17 |
||
4. |
Доля имеющих начальное образование в общей численности коренных малочисленных народов |
процентов |
90 |
91,5 |
93 |
94 |
95 |
96 |
97 |
98 |
5. |
Ввод в действие общеобразовательных, дошкольных учреждений |
мест |
976 |
1000 |
2000 |
900 |
2100 |
1700 |
1500 |
800 |
6. |
Ввод в действие объектов культуры |
единиц |
1 |
- |
4 |
3 |
7 |
4 |
1 |
- |
7. |
Доля жилищного фонда, оборудованного горячим водоснабжением, в общем жилищном фонде |
процентов |
40 |
42 |
45 |
48 |
50 |
52,5 |
54 |
60 |
8. |
Доля жилищного фонда, оборудованного водопроводом, в общем жилищном фонде |
процентов |
60 |
62 |
65 |
68 |
70 |
72,5 |
74 |
80 |
9. |
Ввод в действие объектов жилищно-коммунального хозяйства |
единиц |
1 |
2 |
6 |
2 |
5 |
5 |
3 |
2 |
10. |
Ввод в действие жилых домов в городах и поселках городского типа и сельской местности |
м2 |
2688,1 |
2000 |
2500 |
3200 |
1000 |
900 |
500 |
9400 |
11. |
Ввод в действие объектов традиционных производств, оленеводческих, рыболовных баз, перерабатывающих производств традиционных отраслей хозяйства |
единиц |
|
2 |
8 |
3 |
4 |
4 |
4 |
5 |
12. |
Строительство линий электропередачи |
км |
|
10 |
40 |
- |
35 |
15 |
- |
30 |
13. |
Приобретение оборудования беспроводной телефонной связи для отдаленных районов |
единиц |
|
20 |
5 |
- |
- |
- |
- |
15 |
14. |
Приобретение вездеходной техники, снегоходов, спецавтотранспорта повышенной проходимости |
единиц |
|
5 |
5 |
20 |
30 |
10 |
15 |
15 |
15. |
Приобретение энергетических, тепловых установок для обустройства поселков, жилья и производственных процессов |
единиц |
|
3 |
7 |
35 |
25 |
5 |
5 |
10 |
Приложение N 2
к Концепции федеральной целевой программы
"Экономическое и социальное развитие
коренных малочисленных народов Севера,
Сибири и Дальнего Востока до 2015 года"
Объемы и источники финансирования федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года"
(тыс. рублей, в ценах соответствующих лет)
|
2009-2015 годы - всего |
В том числе |
||||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
Всего |
9 844 000 |
2 047 960 |
1 864 160 |
1 559 910 |
1 427 360 |
1 283 760 |
1 069 740 |
591 110 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
4 500 000 |
863 460 |
861 660 |
646 460 |
630 860 |
644 660 |
552 740 |
300 160 |
бюджеты субъектов Российской Федерации |
4 975 000 |
1 082 500 |
942 500 |
876 450 |
747 400 |
601 100 |
472 000 |
253 050 |
внебюджетные источники |
369 000 |
102 000 |
60 000 |
37 000 |
49 100 |
38 000 |
45 000 |
37 900 |
Капитальные вложения | ||||||||
Всего |
9 457 200 |
1 979 000 |
1 798 200 |
1 507 450 |
1 375 500 |
1 233 300 |
1 013 700 |
550 050 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
4 212 200 |
811 000 |
811 200 |
607 000 |
591 600 |
607 200 |
511 700 |
272 500 |
бюджеты субъектов Российской Федерации |
4 900 000 |
1 070 000 |
930 000 |
866 450 |
737 400 |
591 100 |
462 000 |
243 050 |
внебюджетные источники |
345 000 |
98 000 |
57 000 |
34 000 |
46 500 |
35 000 |
40 000 |
34 500 |
НИОКР | ||||||||
Всего |
10 220 |
1460 |
1460 |
1460 |
1460 |
1460 |
1460 |
1460 |
в том числе федеральный бюджет |
10 220 |
1460 |
1460 |
1460 |
1460 |
1460 |
1460 |
1460 |
Прочие нужды | ||||||||
Всего |
376 580 |
67 500 |
64 500 |
51 000 |
50 400 |
49 000 |
54 580 |
39 600 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
277 580 |
51 000 |
49 000 |
38 000 |
37 800 |
36 000 |
39 580 |
26 200 |
бюджеты субъектов Российской Федерации |
75 000 |
12 500 |
12 500 |
10 000 |
10 000 |
10 000 |
10 000 |
10 000 |
внебюджетные источники |
24 000 |
4000 |
3000 |
3000 |
2600 |
3000 |
5000 |
3400 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена Концепция федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года".
Реализация Программы предполагается в два этапа: I этап - 2009 - 2010 годы; II этап - 2011 - 2015 годы.
Первый этап является организационно-восстановительным, ориентирован на реализацию первоочередных мероприятий и предполагает: развитие материальной базы традиционных производств; обеспечение доступности получения начального, среднего и качественного профессионального образования путем строительства школ и дошкольных учреждений; восстановление системы диспансерного медицинского обследования. Второй этап предусматривает: внедрение современной техники и технологий в традиционные отрасли экономики; строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры; развитие нетрадиционных источников тепло- и энергоснабжения, автономных систем очистки стоков; осуществление природовосстановительных мероприятий, включая развитие ресурсной базы традиционных отраслей, развитие племенной деятельности в оленеводстве, строительство рыборазводных цехов и заводов.
Минрегион России определен государственным заказчиком Программы
Общий объем финансирования Программы предположительно составит 9 844 000 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 4 500 000 тыс. рублей, бюджетов субъектов РФ - 4 975 000 тыс. рублей и внебюджетных источников - 369 000 тыс. рублей.
Приведена предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности реализации Программы, а также разработаны предложения по механизмам формирования мероприятий Программы.
Предполагается, то в процессе реализации Программы будут сформированы необходимые условия для сбалансированного и устойчивого развития территорий проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, созданы условия, способствующие преодолению противоречий между традиционными отраслями хозяйствования и промышленным освоением северных территорий, сохранению естественной природной среды.
Распоряжение Правительства РФ от 21 ноября 2007 г. N 1661-р
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 48 (часть II) ст. 6029