Настоящая Типовая инструкция разработана с учетом требований Правил применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1540 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 1, ст. 191), Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N 263 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 11, ст. 1305), Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек) (ПБ 10-611-03)*(1), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 11 июня 2003 г. N 87, и устанавливает обязанности машинистов по обслуживанию подъемников (вышек)*(2) (автомобильных, пневмоколесных, на специальном шасси автомобильного типа, железнодорожных, гусеничных, тракторных, прицепных, передвижных, мачтовых).
На основании Типовой инструкции владельцы подъемников должны разработать и утвердить производственные инструкции по безопасному ведению работ для машинистов подъемников.
Производственная инструкция должна содержать: основные указания настоящей Типовой инструкции; дополнительные требования, вытекающие из местных условий эксплуатации подъемников; указания по обслуживанию подъемников, изложенные в руководствах по эксплуатации подъемников.
1. Общие положения
1.1. В соответствии с Правилами для управления и обслуживания подъемников руководством предприятия (организации), цеха назначаются машинисты, имеющие удостоверение на право управления подъемником данного типа.
1.2. Обязанности машинистов могут выполнять лица не моложе 18 лет и не имеющие медицинских противопоказаний по результатам медицинского освидетельствования.
1.3. Подготовка и аттестация машинистов подъемников проводятся в профессионально-технических учебных заведениях, а также на курсах в технических школах обучения, располагающих базой для теоретического и практического обучения. Подготовка машинистов подъемников осуществляется по учебным программам, согласованным с Госгортехнадзором России.
Аттестацию машинистов подъемников осуществляет комиссия с обязательным участием представителя территориальных органов Госгортехнадзора России*(3).
1.4. Управление автомобильным подъемником может быть поручено водителю транспортного средства после обучения его по соответствующей программе и аттестации квалификационной комиссией.
1.5. Лицам, выдержавшим экзамены, выдается удостоверение за подписью председателя комиссии и представителя органа Госгортехнадзора. В удостоверении машиниста должен быть указан тип подъемника, к управлению которым он допущен. В удостоверении машиниста подъемника должна быть вклеена фотография. Во время работы машинист подъемника обязан иметь удостоверение при себе.
1.6. Допуск машинистов к самостоятельной работе оформляется соответствующим приказом по предприятию (организации) после выдачи им на руки удостоверения об аттестации.
Перед допуском к работе руководство организации (предприятия) или цеха обязано проверить у машинистов знание руководства по эксплуатации подъемника, на который он допускается работать, и вручить ему (под расписку) руководство по эксплуатации. Кроме того, при наличии на подъемнике грузозахватного органа должны назначаться стропальщики, имеющие соответствующее удостоверение.
1.7. Машинист после перерыва в работе по специальности более одного года должен пройти проверку знаний в комиссии, назначенной владельцем подъемника, и в случае удовлетворительных результатов проверки может быть допущен к стажировке для восстановления необходимых навыков.
1.8. Повторная проверка знаний машинистов проводится квалификационной комиссией предприятия:
1) периодически, не реже одного раза в 12 мес.;
2) при переходе с одного места работы на другое;
3) по требованию инспектора Госгортехнадзора или инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников в организации.
Повторная проверка знаний должна проводиться в объеме производственной (типовой) инструкции и руководства по эксплуатации подъемника. Участие инспектора Госгортехнадзора при повторной проверке знаний машиниста не обязательно.
1.9. Машинист, переводимый с подъемника одного типа на подъемник другого типа (с автомобильного на гусеничный), должен быть обучен и аттестован в порядке, установленном Правилами. Обучение в этом случае может проводиться по сокращенной программе, согласованной с органами Госгортехнадзора.
1.10. Машинист, переводимый с одного подъемника на другой того же типа, но другой модели, индекса или с другим приводом (с автомобильного подъемника АГПМ-18/9-7,5 на автомобильный подъемник ПТ-11), должен быть ознакомлен с особенностями устройства и обслуживания такого подъемника и пройти стажировку. После проверки практических навыков машинист может быть допущен к самостоятельной работе.
1.11. Машинист подъемника должен знать:
1) руководство по эксплуатации подъемника;
2) производственную (типовую) инструкцию по безопасной эксплуатации для машинистов подъемников (вышек);
3) Типовую инструкцию по безопасному ведению работ для рабочих люльки, находящихся на подъемнике (вышке);
4) устройство и основные технические характеристики подъемников, подлежащих регистрации в органах Госгортехнадзора;
5) назначение, принцип действия и устройство механизмов и приборов подъемника;
6) основные неисправности, возникающие в процессе эксплуатации подъемника;
7) основные работы, выполняемые при техническом обслуживании подъемника, ассортимент и назначение смазочных материалов, применяемых для смазки трущихся частей подъемника;
8) устройства и правила использования стропов, тары и других грузозахватных приспособлений;
9) установленную сигнализацию при выполнении рабочих операций;
10) порядок установки и работы подъемника вблизи линии электропередачи (ЛЭП);
11) слесарное дело в объеме, достаточном для самостоятельного устранения неполадок текущего характера и участия в текущем ремонте подъемника;
12) порядок технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта;
13) порядок производства работ подъемником;
14) инструкции по охране труда, основные средства и приемы предупреждения и тушения пожаров на своем рабочем месте, правила санитарии и гигиены;
15) правила внутреннего трудового распорядка.
Машинист должен уметь:
1) правильно устанавливать подъемник для работы;
2) управлять подъемником при подъеме, перемещении и опускании рабочих в люльке, а также груза;
3) определять пригодность стальных канатов, стропов, грузозахватных приспособлений и тары;
4) производить осмотр подъемника, регулировку механизмов подъемника и проверку действия приборов безопасности;
5) выполнять техническое обслуживание и эксплуатационный ремонт подъемников изучаемых моделей;
6) определять неисправности в работе подъемника и своевременно их устранять;
7) правильно вести вахтенный журнал;
8) соблюдать правила охраны труда и другие требования;
9) координировать работу стропальщиков (при необходимости) и рабочих люльки;
10) правильно и оперативно действовать (останавливать работу подъемника) в аварийных ситуациях.
2. Обязанности машиниста перед началом работы подъемника
2.1. Прежде чем приступить к работе, машинист обязан убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций, приборов и устройств безопасности и других частей подъемника, для этого машинист должен:
1) осмотреть механизмы и тормоза подъемника, их крепление, а также ходовую часть;
2) проверить наличие и исправность ограждений механизмов и люльки;
3) проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также наличие смазочных приспособлений, сальников и жидкости в гидросистеме;
4) осмотреть в доступных местах металлоконструкции и соединения колен стрелы, элементы, относящиеся к коленам (канаты, растяжки, блоки, гидроцилиндры и их крепления и т.п.), а также металлоконструкцию и сварные швы ходовой рамы (шасси) и поворотной части;
5) осмотреть состояние канатов и их крепление на барабане, стреле, а также их укладку на барабане и блоках у вспомогательного механизма подъема груза, если такой механизм предусмотрен на подъемнике;
6) проверить исправность опор, выключателя упругих подвесок и стабилизаторов;
7) проверить исправность гидропривода подъемника, гибких шлангов, насосов и предохранительных клапанов на напорных линиях, если они имеются;
8) проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности на подъемнике (концевые выключатели, ограничитель предельного груза, системы блокировок, указатель угла наклона подъемника, системы аварийного опускания люльки, звуковой сигнал и др.);
9) осмотреть крюк, если он предусмотрен конструкцией, и его крепление в обойме;
10) проверить исправность электрического подъемника (внешний осмотр без снятия кожухов и разборки), электрических аппаратов (рубильник, пусковые сопротивления, концевые выключатели), а также осмотреть токосъемные кольца или коллекторы электродвигателей и их щетки. Если подъемник питается от внешней сети, то машинист должен проверить исправность гибкого кабеля.
2.2. Машинист обязан совместно со стропальщиком проверить исправность съемных грузозахватных приспособлений*(4) и наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.
2.3. При приемке работающего подъемника его осмотр должен производиться совместно с машинистом, сдающим смену. Для осмотра подъемника администрация предприятия, организации или цеха обязана выделить в начале смены необходимое время.
2.4. Осмотр подъемника должен производиться только при неработающих механизмах, при отключенном напряжении или при отключенной гидросистеме.
2.5. При осмотре подъемника машинист должен пользоваться переносной лампой напряжением не более 42 В.
После осмотра подъемника перед пуском его в работу машинист, убедившись в соблюдении требуемых габаритов приближения, обязан опробовать все механизмы на холостом ходу и проверить при этом исправность действия:
1) механизмов подъемника;
2) приборов и устройств безопасности;
3) тормозов;
4) гидро- и электросистемы.
2.6. При обнаружении во время осмотра и опробования подъемника неисправностей или недостатков в его состоянии, препятствующих безопасной работе, и невозможности их устранения своими силами машинист, не приступая к работе, обязан доложить об этом специалисту, ответственному за содержание подъемников в исправном состоянии. Машинист не должен приступать к работе на подъемнике в следующих случаях:
1) при наличии трещин и деформаций в металлоконструкциях подъемника;
2) при неисправности устройства ориентации люльки, ограничителя зоны обслуживания, системы аварийного опускания люльки, систем блокировки опор, стабилизаторов и других устройств;
3) при наличии деформаций в пальцах и трещин в металлоконструкциях звеньев рычажных систем;
4) при неисправности канатно-блочной системы, телескопа тормоза механизма подъема колен, где имеются дефекты, угрожающие безопасности работы;
5) при повреждении люльки, деталей опор или их некомплектности;
6) при неисправности гидрораспределителей, перепускного и предохранительного клапанов, а также при нарушении уплотнений гидроцилиндров;
7) при неисправности ограничителя предельного груза или звукового сигнала (сигнальный прибор) или его отсутствии, а также если неисправны концевые выключатели механизма вылета;
8) при неисправности ограждения механизмов и люльки или их отсутствии;
9) при наличии неизолированных токоведущих частей электрооборудования.
2.7. Перед началом работы машинист подъемника обязан убедиться в достаточной освещенности рабочего места, при работе подъемника без опор зафиксировать стабилизатор, а при работе железнодорожного подъемника без опор заклинить рессоры.
2.8. Перед началом смены машинист подъемника обязан сделать в вахтенном журнале соответствующую запись о состоянии подъемника и после получения задания от руководителя производством приступить к работе согласно полученному наряду.
2.9. Перед началом работы машинист должен проверить наличие удостоверений на право производства работ у рабочих люльки и стропальщиков, если рабочие приступают к работе впервые.
2.10. Запрещается допускать к использованию подъемник, не прошедший технического обслуживания и имеющий неисправности. Администрация предприятия не имеет права требовать от машиниста приступить к работе на непроверенном и неисправном подъемнике.
2.11. Машинист обязан устанавливать подъемник на опоры во всех случаях; при этом он должен следить, чтобы опоры были исправны и под них были подложены прочные и устойчивые подкладки. Железнодорожные подъемники при этом должны быть укреплены всеми рельсовыми захватами. Подкладки являются инвентарной принадлежностью подъемника и должны постоянно находиться на нем.
Подкладывать под опоры случайные предметы запрещается.
2.12. Запрещается нахождение машиниста в кабине при установке подъемника на опоры, а также при подъеме опор. Если предприятием-изготовителем предусмотрено хранение подкладок под опоры на неповоротной части подъемника, то снятие их перед работой и укладку на место должен производить машинист, работающий на подъемнике.
2.13. Установка подъемника на краю откоса котлована или траншеи (за исключением откосов железнодорожных путей) допускается только с разрешения администрации при соблюдении расстояний от основания откоса до ближайшей опоры, предусмотренных Правилами. При невозможности соблюдения этих расстояний откос должен быть укреплен.
При установке железнодорожного подъемника для работ на криволинейном участке пути без передвижения машинист обязан укрепить его всеми имеющимися рельсовыми захватами, а при установке его на уклоне, кроме того, подложить под колеса тормозные башмаки и закрепить подъемник ручным тормозом.
Запрещается работа на неисправных железнодорожных путях и в местах, где не обеспечивается надежная устойчивость подъемника. О замеченных неисправностях железнодорожного пути машинист обязан сообщить руководителю работ и инженерно-техническому работнику по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников.
2.14. Установка подъемника для выполнения строительно-монтажных работ должна производиться в соответствии с проектом производства работ, в котором должны предусматриваться:
1) соответствие устанавливаемых подъемников условиям строительно-монтажных или ремонтных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету;
2) обеспечение безопасного расстояния от ЛЭП, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасных расстояний приближения подъемников к строениям и местам складирования строительных конструкций и материалов;
3) условия установки и работы подъемников вблизи откосов котлованов или траншей;
4) условия безопасной работы несколькими подъемниками на одной площадке;
5) мероприятия по безопасному производству работ на участке, где установлен подъемник (ограждение строительной, монтажной площадок или ремонтной зоны и т.п.).
3. Обязанности машиниста во время работы подъемника
3.1. Во время работы на подъемнике машинист не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также производить чистку, смазку и ремонт механизмов.
3.2. При работе подъемника, на котором имеется стажер, машинист не имеет права отлучаться от подъемника даже на короткое время.
3.3. Стажеру и другим лицам управлять подъемником в отсутствие машиниста запрещается.
3.4. Прежде чем осуществлять какое-либо движение подъемником, машинист обязан убедиться в том, что стажер находится в безопасном месте, в зоне работы подъемника нет посторонних людей, а рабочие люльки пристегнуты предохранительными поясами к ограждению люльки.
3.5. При внезапном отключении электро- или гидропривода подъемника машинист должен принять меры для безопасной эвакуации рабочих люльки.
3.6. Запрещается переезд подъемника с одной рабочей площадки на другую с находящимися в люльке рабочими.
3.7. Перед началом движения машинист должен подать предупредительный сигнал.
3.8. Передвижение подъемника под ЛЭП должно производиться только при опущенной стреле (транспортное положение).
3.9. При подъеме максимальная масса груза (людей и груза) в люльке не должна превышать номинальную грузоподъемность подъемника.
3.10. При подъеме люльки с рабочими и ее перемещении в затрудненных условиях, при плохой видимости и других обстоятельствах, когда затруднен обзор, машинист должен руководствоваться следующими правилами:
1) работать подъемником следует только по сигналу сигнальщика; при этом, если сигнальщик подает сигнал, действуя вопреки производственной инструкции, машинист не должен производить требуемого маневра стрелой подъемника. За повреждения, причиненные действием подъемника, а также за нанесение травм находящимся в люльке рабочим вследствие выполнения поданного неправильного сигнала несут ответственность как машинист, так и сигнальщик, подавший неправильный сигнал. Обмен сигналами между сигнальщиком, рабочими люльки и машинистом должен производиться в соответствии со знаковой сигнализацией, установленной Правилами. Сигнал "Стоп" машинист обязан выполнять независимо от того, кто его подает;
2) при работе грузовой лебедкой, если подъемник оборудован ею, рабочий должен находиться в люльке возле груза во время его подъема или опускания, если груз находится на высоте не более 0,5 м от уровня перил люльки. Масса груза не должна превышать грузоподъемность лебедки. Перед подъемом груза или рабочих в люльке машинист должен предупредить рабочих люльки и всех находящихся около подъемника лиц о необходимости уйти из зоны поднимаемого груза;
3) при перемещении подъемником груза и рабочих, находящихся в люльке, работа должна производиться только при отсутствии людей в зоне работ;
4) при работе подъемника машинисту запрещается выходить на неповоротную часть, чтобы не быть зажатым между поворотной и неповоротной частями подъемника;
5) устанавливать крюк подъемного механизма над грузом следует так, чтобы при подъеме груза исключалось косое натяжение каната;
6) при подъеме и опускании груза на крюке или люльки с рабочими вблизи стены, колонны, штабеля, стенки или другого оборудования необходимо предварительно убедиться в отсутствии рабочих между поднимаемым грузом или люлькой и указанными частями здания или оборудованием, а также в невозможности задевания коленом стрелы или люлькой за стены колонны или другое оборудование;
7) перед подъемом груза из колодца, канавы, траншеи, котлована и т.п. и перед опусканием груза в них следует предварительно убедиться в том, что при низшем положении крюка на барабане должно быть не менее 1,5 витка каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством;
8) необходимо внимательно следить за канатами и в случае их спадания с барабана или блоков, образования петель или обнаружения повреждения канатов приостановить работу подъемника;
9) если подъемник оборудован лебедкой, то подъем в люльке одновременно рабочих и груза не разрешается.
3.11. Устанавливать подъемник и производить работу с рабочими, находящимися в люльке, или с крюком на расстоянии не менее 30 м от крайнего провода ЛЭП машинист может только при наличии наряда-допуска, подписанного главным инженером или главным энергетиком предприятия (организации), являющегося владельцем подъемника.
Работа подъемником в этом случае должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ подъемниками, с указанием его фамилии в наряде-допуске.
3.12. При одновременном действии железнодорожных подъемников на одном пути во избежание столкновения необходимо соблюдать расстояние между зонами обслуживания подъемников не менее 5 м.
Машинисты должны предупреждать друг друга сигналами о приближении своего подъемника.
3.13. При производстве работ железнодорожными подъемниками и при их передвижении на электрифицированных железнодорожных линиях промышленных предприятий, на строительстве и т.д. для соблюдения безопасности следует руководствоваться Правилами.
3.14. При работе подъемника расстояние между поворотной частью при любом ее положении и габаритами строений или штабелями грузов или другими предметами должно быть не менее 1 м.
3.15. При подъеме рабочих в люльке или грузов машинисту запрещается:
1) допускать для работы в люльке рабочих, не имеющих разрешения на работу на высоте и не прошедших инструктаж, а также применять грузозахватные приспособления без бирок или клейм. В этих случаях машинист должен прекратить работу подъемника;
2) производить резкие движения люльки, если в ней находятся рабочие или груз;
3) поднимать неправильно обвязанный груз, находящийся в неустойчивом положении, защемленный груз, а также груз в таре, заполненной выше бортов;
4) укладывать груз на электрические кабели и трубопроводы, а также на краю откоса котлована или траншеи;
5) передавать управление подъемником лицам, не имеющим права на управление подъемником, а также допускать к самостоятельному управлению учеников и стажеров без своего наблюдения за ними;
6) поднимать баллоны со сжатым или сжиженным газом, не уложенные в специальные контейнеры.
3.16. Машинист обязан опустить люльку с людьми или груз и прекратить работу подъемника в следующих случаях:
1) при приближении грозы, сильном ветре, скорость которого превышает допустимую для работы данного подъемника и указанную в его паспорте; при этом машинист должен выполнять указания руководства по эксплуатации подъемника о предотвращении угона подъемника ветром;
2) при недостаточной освещенности места работы подъемника, сильном снегопаде или тумане, а также в других случаях, когда машинист плохо различает сигналы стропальщика, перемещаемую люльку или груз;
3) при температуре воздуха ниже допустимой (минусовой), указанной в паспорте подъемника;
4) при закручивании канатов лебедки, если подъемник оборудован лебедкой.
3.17. Если во время работы подъемника произошли авария или несчастный случай, машинист обязан немедленно поставить в известность об этом специалиста, ответственного за содержание подъемников в исправном состоянии.
3.18. При возникновении на подъемнике пожара машинист обязан немедленно приступить к его тушению, одновременно вызвав через одного из рабочих пожарную охрану.
При пожаре на электрическом подъемнике прежде всего должен быть отключен рубильник, подающий напряжение на подъемник.
4. Обязанности машиниста в аварийных ситуациях
4.1. При потере устойчивости подъемника (проседание грунта, поломка выносной опоры, перегруз и т.п.) машинист должен немедленно прекратить подъем, подать предупредительный сигнал, опустить люльку на землю или площадку и установить причину аварийной ситуации.
4.2. Если элементы подъемника (стрела, канаты) оказались под напряжением, машинист должен предупредить работающих об опасности и отвести стрелу от проводов ЛЭП и, не касаясь металлоконструкций и соблюдая меры личной безопасности от поражения электрическим током, отойти от подъемника в безопасное место.
4.3. Если во время работы подъемника работающий соприкоснулся с токоведущими частями, машинист прежде всего должен принять меры по освобождению работающего от действия электрического тока, соблюдая меры личной безопасности, и оказать необходимую первую помощь.
4.4. При возникновении на кране пожара машинист обязан немедленно вызвать пожарную охрану, прекратить работу и приступить к тушению пожара, пользуясь имеющимися на подъемнике средствами пожаротушения. При пожаре на электрическом подъемнике прежде всего должен быть отключен рубильник, подающий напряжение на подъемник.
4.5. При возникновении стихийных природных явлений (ураган, землетрясение и т.п.) машинист должен прекратить работу, опустить люльку на землю и уйти в безопасное место.
4.6. При возникновении других аварийных ситуаций машинист должен выполнять требования безопасности, изложенные в руководстве по эксплуатации подъемника.
4.7. Если во время работы подъемника имели место авария или несчастный случай, то машинист должен немедленно поставить в известность об этом лицо, ответственное за безопасное производство работ подъемником, и обеспечить сохранность обстановки аварии или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.
4.8. Обо всех аварийных ситуациях машинист обязан сделать запись в вахтенном журнале и поставить в известность специалиста, ответственного за содержание подъемников в исправном состоянии.
5. Обязанности машиниста после окончания работы подъемника
5.1. После окончания работы машинист обязан:
1) высадить рабочих из люльки, выгрузить инструменты и другие грузы;
2) установить стрелу в транспортное положение, поднять опоры;
3) установить люльку и крюк, если подъемник им оборудован, в положение согласно руководству по эксплуатации подъемника;
4) остановить двигатель у электрических подъемников, отключить рубильник, питающий подъемник током, если подъемник питается от внешнего источника;
5) поставить подъемник в предназначенное для стоянки место, затормозить подъемник, а под колеса железнодорожного подъемника, кроме того, установить тормозные башмаки.
Запрещается оставлять железнодорожный подъемник на участке, имеющем уклон.
5.2. При работе подъемника в несколько смен машинист, сдающий смену, обязан сообщить сменщику обо всех неполадках в работе подъемника и сдать смену, сделав соответствующую запись в вахтенном журнале.
5.3. По окончании работы машинист обязан закрыть на замок кабину и сдать ключ от подъемника в установленном на предприятии порядке.
5.4. Обо всех обнаруженных неполадках в работе подъемника машинист обязан сделать запись в вахтенном журнале и сообщить специалисту, ответственному за содержание подъемников в исправном состоянии.
6. Обслуживание подъемника и уход за ним
6.1. Машинист отвечает за правильное обслуживание подъемника. При этом он обязан:
1) содержать механизмы и оборудование подъемника в чистоте и исправности;
2) своевременно производить смазку всех механизмов подъемника и канатов в соответствии с руководством по эксплуатации;
3) следить, чтобы ученик или стажер, а также обслуживающий персонал выполняли работы по обслуживанию подъемника в соответствии с руководством по эксплуатации;
4) смазочные и обтирочные материалы хранить в закрытой металлической посуде;
5) знать сроки и результаты проведения периодических профилактических осмотров и ремонтов подъемника и его отдельных механизмов и узлов, а также приборов и устройств безопасности.
6.2. Устранение неисправностей, возникших во время работы подъемника, производится по заявкам машиниста. Другие виды ремонта подъемника осуществляются в установленные администрацией предприятия сроки согласно утвержденному графику.
7. Ответственность
Машинист подъемника несет ответственность за нарушение требований производственной инструкции и руководства по эксплуатации подъемника.
______________________________
*(1) Далее - Правила.
*(2) Далее - подъемники.
*(3) Далее - органы Госгортехнадзора.
*(4) Далее - грузозахватные приспособления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Типовая инструкция устанавливает обязанности машинистов по обслуживанию подъемников (вышек) (автомобильных, пневмоколесных, на специальном шасси автомобильного типа, железнодорожных, гусеничных, тракторных, прицепных, передвижных, мачтовых).
Для управления и обслуживания подъемников назначаются машинисты, имеющие удостоверение на право управления подъемником данного типа. Обязанности машинистов могут выполнять лица не моложе 18 лет и не имеющие медицинских противопоказаний по результатам медицинского освидетельствования. Допуск машинистов к самостоятельной работе осуществляется после прохождения ими аттестации.
На основании Типовой инструкции владельцы подъемников должны разработать и утвердить производственные инструкции по безопасному ведению работ для машинистов подъемников. Производственная инструкция должна содержать основные указания Типовой инструкции, дополнительные требования, вытекающие из местных условий эксплуатации подъемников, указания по обслуживанию подъемников, изложенные в руководствах по их эксплуатации.
Типовая инструкция по безопасному ведению работ для машинистов подъемников (вышек) ТИ 36-22-21-03 (утв. ВКТИ "Монтажстроймеханизация" 5 ноября 2003 г.)
Текст инструкции опубликован в журнале "Нормативные акты по охране труда", ноябрь 2007 г., N 11