Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 18 декабря 2007 г. N 77/618-5
"О Разъяснениях установленного законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах порядка опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами"
25 октября 2017 г.
В соответствии с пунктом 13 статьи 21 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подпунктом 3 статьи 19 Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Разъяснения установленного законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах порядка опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами (прилагаются).
2. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и направить его в общероссийские организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации.
Председатель Центральной |
В.Е. Чуров |
Секретарь Центральной |
Н.Е. Конкин |
Разъяснения установленного законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах порядка опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами
25 октября 2017 г.
Пункт 1 изменен. - Постановление ЦИК России от 25 октября 2017 г. N 107/892-7
1. Согласно пункту 2 статьи 45 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть объективным, достоверным, не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений. Опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами, является разновидностью информирования избирателей, участников референдума и должно способствовать реализации права граждан на получение объективной и достоверной информации о выборах, референдуме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Федерального закона при любом опубликовании (обнародовании), то есть при размещении в периодических печатных изданиях, на каналах организаций телерадиовещания, в сетевых изданиях, в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", или обнародовании иным способом результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, референдумами (то есть любых количественных показателей, полученных по итогам опроса), лица, осуществляющие такое опубликование (обнародование), обязаны указывать следующие сведения об опросе:
наименование организации, проводившей опрос;
время проведения опроса. При этом, если опрос проводился в один день, достаточно ограничиться указанием даты его проведения, а если несколько дней, следует указывать, с какой и по какую дату он проводился;
число опрошенных (выборку);
метод сбора информации. Следует указывать, с использованием какого именно метода (устный опрос, анкетирование и т.п.) проводился опрос;
регион, где проводился опрос. Следует указывать населенные пункты или субъекты Российской Федерации, в пределах территории которых проводился опрос. Если была охвачена территория большого количества субъектов Российской Федерации, достаточно ограничиться указанием их количества (например: "Опрос проводился в 50 субъектах Российской Федерации");
точную формулировку вопроса, который задавался респондентам;
статистическую оценку возможной погрешности;
лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (указанное обнародование). При этом, если опрос проводился какой-либо организацией в инициативном порядке, а не был заказан третьими лицами, в качестве лица, заказавшего проведение опроса, указывается сама проводившая опрос организация. В том случае, если публикация не оплачена кем-либо, а осуществлена редакцией средства массовой информации по собственной инициативе бесплатно, информация об оплате не указывается.
2. Требования пункта 2 статьи 46 Федерального закона должны соблюдаться редакциями средств массовой информации, гражданами и организациями в полном объеме, в том числе в случае, если результаты опросов взяты ими из иных источников (информационных агентств, официальных выступлений, других средств массовой информации и т.п.), поскольку несоблюдение указанных требований не входит в перечень нарушений, от ответственности за которые редакции, главные редакторы, журналисты освобождаются в случаях, предусмотренных статьей 57 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".
В случае цитирования в средствах массовой информации результатов опросов, размещенных в других средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", озвученных кем-либо в публичном выступлении, распространенных иным способом без указания всех необходимых согласно пункту 2 статьи 46 Федерального закона данных, журналистам следует, руководствуясь статьями 47 и 49 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", запрашивать, уточнять недостающую информацию о проведенных опросах.
Пункт 3 изменен. - Постановление ЦИК России от 25 октября 2017 г. N 107/892-7
3. При обнародовании результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, референдумами, организацией, осуществляющей телевещание, в аудиовизуальных материалах сетевого издания необходимые сведения об опросе также должны быть обнародованы: либо непосредственно диктором, ведущим, журналистом, либо иным способом, например, посредством "бегущей строки". В радиоэфире и в аудиоматериалах сетевого издания обнародование осуществляется непосредственно диктором, ведущим, журналистом.
Пункт 4 изменен. - Постановление ЦИК России от 25 октября 2017 г. N 107/892-7
4. Согласно пункту 3 статьи 46 Федерального закона в течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдумов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами и референдумами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая сеть "Интернет").
Указанный запрет не влечет необходимость удаления из сети "Интернет" результатов опросов и другой вышеуказанной информации, ранее размещенной в сети с соблюдением порядка и сроков, установленных Федеральным законом. Размещение результатов опросов и другой вышеуказанной информации в периодических печатных изданиях, начало распространения которых запланировано на период, когда действует указанный запрет, не допускается.
Пункт 5 изменен. - Постановление ЦИК России от 25 октября 2017 г. N 107/892-7
5. Установленные Федеральным законом правила опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами, должны соблюдаться на любых выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснены некоторые вопросы опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами.
Так, уточнены требования к информации, обязательно указываемой при опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами, в частности, в отношении указания лица (лиц), заказавшего (заказавших) проведение опроса и оплатившего (оплативших) указанную публикацию (указанное обнародование).
Требования об обязательности приведения некоторых сведений при опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения (об организации, проводившей опрос, времени его проведения, числе опрошенных, регионе проведения, лице, заказавшем проведение опроса и оплатившем публикацию, и др.), должны соблюдаться редакциями СМИ, гражданами и организациями и в случае, если результаты опросов взяты ими из иных источников (информационных агентств, официальных выступлений, других СМИ).
При обнародовании результатов опросов общественного мнения организацией, осуществляющей телевещание, необходимые сведения об опросе должны быть обнародованы либо непосредственно диктором, ведущим, журналистом, либо иным способом, например, посредством "бегущей строки".
Запрет на опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и референдумов, иных исследований в течение пяти дней до дня голосования, а также в день голосования не влечет необходимость удаления из сети "Интернет" вышеуказанной информации, ранее размещенной в сети. Размещение такой информации в периодических печатных изданиях, начало распространения которых запланировано на период, когда действует указанный запрет, не допускается.
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 18 декабря 2007 г. N 77/618-5 "О Разъяснениях установленного законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах порядка опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами и референдумами"
Текст постановления опубликован в "Парламентской газете" от 11 января 2008 г. N 1, в "Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", 2008 г., N 3
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление ЦИК России от 25 октября 2017 г. N 107/892-7