Рекомендации
по совершенствованию деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров)
(приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2007 г. N 06-1965)
Настоящие Рекомендации фактически прекратили действие
См. Рекомендации Минобрнауки России органам государственной власти субъектов РФ в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, приведенные в письме Минобрнауки России от 10 февраля 2015 г. N ВК-268/07
Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), действуют на основании Типового положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.07.98 N 867, в целях оказания помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ; осуществления индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи участникам образовательного процесса.
В соответствии с Типовым положением основными направлениями деятельности ППМС-центров являются:
1. Организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным, дополнительным) и программам начального профессионального образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения.
2. Социально-психологическая профилактика - система мероприятий, направленных на выявление и предупреждение явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, включающая разработку и реализацию профилактических программ.
3. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса - система мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных социальных ситуациях, оказание помощи в выборе образовательного маршрута, профориентация, планирование и реализация профессиональной карьеры (получение профессии, трудоустройство и трудовая адаптация) с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей и склонностей.
Психологическая помощь участникам образовательного процесса включает следующие виды деятельности:
- диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения, воспитания, профессионального самоопределения, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
- психологическое консультирование, оказание помощи обучающимся, воспитанникам в адаптации к реальным жизненным условиям, преодолении кризисных ситуаций, достижении эмоциональной устойчивости, формировании ценностно-мотивационной сферы и адекватной самооценки в форме индивидуальных и групповых консультаций;
- психологическая коррекция и развитие - устранение или компенсация выявленных отклонений в развитии обучающихся, воспитанников со стойкими затруднениями в освоении образовательной программы.
4. Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса - система мероприятий, направленных на воспитание психологической культуры, формирование у участников образовательного процесса потребности в психологических знаниях, желания их использовать в интересах собственного развития и решения профессиональных задач.
Основными принципами совершенствования деятельности ППМС-центров являются:
- качество, доступность и комплексный подход в оказании психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам;
- соответствие потребностям системы образования (учет актуальных потребностей системы образования в психологическом обеспечении);
- ресурсообеспеченность (наличие необходимых материально-технических, методических, кадровых и иных ресурсов).
Основными задачами деятельности ППМС-центров в современных условиях являются:
- повышение качества и обеспечение доступности комплексной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам;
О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам см. письмо Минобрнауки России от 24 сентября 2009 г. N 06-1216
- усиление профилактической работы с участниками образовательного процесса;
- развитие на базе ППМС-центров системы методического сопровождения молодых специалистов - педагогов-психологов учреждений общего и начального профессионального образования;
- социально-психологическое сопровождение инновационных процессов в системе образования, затрагивающих психологические характеристики образовательной среды и психологическую безопасность участников образовательного процесса.
В современных условиях в системе образования становятся наиболее востребованными такие направления деятельности ППМС-центров, как социально-психологическое проектирование, социально-психологическая экспертиза и социально-психологический мониторинг образовательной среды и уровня развития обучающихся, воспитанников.
Психологическое проектирование - разработка системы социальных, педагогических, психологических мероприятий для создания психологически безопасной развивающей образовательной среды, ориентированной на воспитание уважительного отношения к истории, культуре своей страны, усвоение ее нравственных идеалов, общественно одобряемых моделей поведения, активной жизненной позиции, психологической готовности к противодействию негативным влияниям социума, формирование социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
Психологическая экспертиза - оценка соответствия образовательной среды (образовательных программ, учебных пособий, образовательных маршрутов и т.п.) поставленным образовательным и воспитательным задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, воспитанников. Целью психологической экспертизы является обеспечение безопасной, развивающей, психологически комфортной среды, в которой растет, обучается и воспитывается ребенок; гуманизация средств и способов воспитательного воздействия на развивающуюся личность, ее защита от деструктивного воспитательного и психологического влияния.
Социально-психологический мониторинг - специально организованное систематическое наблюдение за интеллектуальным, личностным, социальным развитием обучающихся, воспитанников с учетом влияния образовательной среды учреждения, позволяющее администрации, педагогическому коллективу образовательного учреждения, органам управления образованием осуществлять анализ воздействия традиционных и инновационных образовательных и психолого-педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся, воспитанников; принимать управленческие решения, распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы, основываясь на объективных данных.
Важным направлением деятельности ППМС-центров становится повышение качества и доступности психологических услуг участникам образовательного процесса, т.е. система мер, направленных на контроль качества психологических услуг, оказываемых специалистами центров, а также педагогами-психологами других образовательных учреждений; развитие материально-технической базы, системы повышения квалификации и методического сопровождения специалистов психологических служб и педагогов-психологов образовательных учреждений.
В каждом образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, могут быть определены более конкретные направления деятельности, реализация которых необходима в работе с различными контингентами обучающихся, воспитанников с учетом специфики самого образовательного учреждения и потребностей региональной или муниципальной системы образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведены Рекомендации по совершенствованию деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров).
ППМС-центры должны осуществлять образовательную деятельность в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, организовывать коррекционно-развивающее и компенсирующее обучение, социально-психологическую профилактику, а также оказывать психологическую помощь участникам образовательного процесса и повышать их психологическую компетентность.
Определено содержание каждого из указанных направлений работы ППМС-центров.
Установлены основные принципы и задачи деятельности ППМС-центров.
В современных условиях наиболее востребованы следующие виды деятельности ППМС-центров: социально-психологическое проектирование - разработка мероприятий для создания психологически безопасной развивающей образовательной среды; психологическая экспертиза - оценка соответствия образовательной среды поставленным образовательным и воспитательным задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, воспитанников; социально-психологический мониторинг - систематическое наблюдение за интеллектуальным, личностным, социальным развитием обучающихся, воспитанников; повышение качества и доступности психологических услуг участникам образовательного процесса - система мер, направленных на контроль качества психологических услуг.
Рекомендации по совершенствованию деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров) (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2007 г. N 06-1965)
Текст рекомендаций опубликован в журнале "Официальные документы в образовании", январь 2008 г., N 3, в журнале "Администратор образования", май 2008 г., N 9
Настоящие Рекомендации фактически прекратили действие
См. Рекомендации Минобрнауки России органам государственной власти субъектов РФ в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, приведенные в письме Минобрнауки России от 10 февраля 2015 г. N ВК-268/07