Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
к письму Федеральной службы
по надзору в сфере
образования и науки
от 29 февраля 2008 г. N 01-96/08-01
Рекомендации
по разработке Положения о территориальной конфликтной комиссии субъекта Российской Федерации, рассматривающей апелляции при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальной экзаменационной комиссии
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, создает территориальные конфликтные комиссии в целях обеспечения соблюдения единых требований и разрешения спорных вопросов при оценке экзаменационных работ в рамках проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальной экзаменационной комиссии (далее - ТЭК), а также защиты прав обучающихся, участвующих в государственной (итоговой) аттестации.
Положение о территориальной конфликтной комиссии (далее - Положение) разрабатывается на основании Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" с учетом настоящих рекомендаций и утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.
В Положении рекомендуется определить полномочия и функции, порядок рассмотрения апелляций и организации работы территориальной конфликтной комиссии.
1. Общие положения
1.1. Территориальная конфликтная комиссия осуществляет свою работу в период проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК.
1.2. Территориальная конфликтная комиссия в своей деятельности руководствуется:
законодательством Российской Федерации;
нормативными правовыми актами Минобрнауки России, распорядительными актами Рособрнадзора по вопросам организации и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК;
нормативными правовыми актами и инструктивными документами субъекта Российской Федерации;
положением о территориальной конфликтной комиссии.
1.3. В своей работе территориальная конфликтная комиссия взаимодействует с ТЭК, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.
2. Полномочия и функции территориальной конфликтной комиссии
2.1. Территориальная конфликтная комиссия в рамках проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК выполняет следующие функции:
информирует обучающихся и их родителей (законных представителей) о порядке работы территориальной конфликтной комиссии, сроках, месте приема и процедуре подачи и рассмотрения апелляций;
принимает и рассматривает апелляции участников государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК;
определяет соответствие процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК установленным требованиям;
определяет соответствие процедуры проверки и оценивания экзаменационных работ установленным требованиям;
принимает решение по результатам рассмотрения апелляции;
информирует обучающегося, подавшего апелляцию, или его родителей (законных представителей), а также ТЭК о принятом решении;
информирует ТЭК об обнаружении в экзаменационных материалах некорректных заданий.
2.2. В целях выполнения своих функций территориальная конфликтная комиссия в установленном порядке вправе:
запрашивать и получать у уполномоченных лиц и организаций необходимые документы и сведения, в том числе экзаменационную работу обучающегося, протоколы результатов проверки экзаменационной работы обучающегося, подавшего апелляцию, сведения о лицах, присутствовавших в образовательном учреждении, в котором располагался пункт проведения экзамена (далее - ОУ-ППЭ), информацию о соблюдении процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК;
привлекать к рассмотрению апелляций членов предметных комиссий (подкомиссий) ТЭК по соответствующим общеобразовательным предметам (далее - территориальные предметные комиссии) в случае возникновения спорных вопросов по оцениванию экзаменационных работ.
3. Состав и структура территориальной конфликтной комиссии
3.1. Состав территориальной конфликтной комиссии формируется и утверждается распорядительным актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, из числа представителей:
органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования;
органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих полномочия в сфере образования;
образовательных учреждений, реализующих образовательные программы основного общего образования (далее - общеобразовательные учреждения);
образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;
методистов методических кабинетов органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих полномочия в сфере образования.
3.2. Территориальная конфликтная комиссия не может быть структурным подразделением ТЭК.
3.3. Работу территориальной конфликтной комиссии возглавляет председатель, который организует работу территориальной конфликтной комиссии, распределяет обязанности между членами территориальной конфликтной комиссии, осуществляет контроль за работой конфликтной территориальной конфликтной комиссии в соответствии с Положением. В отсутствии председателя территориальной конфликтной комиссии его функции выполняет его заместитель.
3.4. Председатель (заместители председателя) и члены территориальной конфликтной комиссии обязаны:
осуществлять своевременное и объективное рассмотрение апелляций в соответствии с Положением и требованиями нормативных правовых актов;
выполнять возложенные на них функции на высоком профессиональном уровне, соблюдая этические и моральные нормы;
своевременно информировать руководство ТЭК и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего управление в сфере образования, о возникающих проблемах или трудностях, которые могут привести к нарушению сроков рассмотрения апелляций;
соблюдать конфиденциальность и режим информационной безопасности;
соблюдать установленный порядок документооборота и хранения документов и материалов государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных обязанностей, нарушения требований конфиденциальности и информационной безопасности, злоупотреблений установленными полномочиями, совершенных из корыстной или иной личной заинтересованности, председатель (заместитель председателя) и члены территориальной конфликтной комиссии несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Организация работы территориальной конфликтной комиссии
4.1. Решения территориальной конфликтной комиссии принимаются простым большинством голосов от списочного состава территориальной конфликтной комиссии при наличии кворума*. В случае равенства голосов председатель территориальной конфликтной комиссии имеет право решающего голоса.
4.2. Решения территориальной конфликтной комиссии оформляются протоколами, которые подписываются председателем и всеми членами территориальной конфликтной комиссии.
Итоговые протоколы передаются в ТЭК и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, для внесения соответствующих изменений в протоколы результатов государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК и отчетную документацию.
4.3. Документами, подлежащими строгому учету, по основным видам работ территориальной конфликтной комиссии, которые хранятся в течение года, являются:
апелляция обучающегося;
журнал (листы) регистрации апелляций;
протоколы заседаний территориальной конфликтной комиссии;
заключение о результатах служебного расследования о нарушении процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК в ОУ-ППЭ (далее - заключение о результатах служебного расследования).
Делопроизводство территориальной конфликтной комиссии ведет ответственный секретарь.
5. Порядок подачи и рассмотрения апелляции
5.1. Право подачи апелляции имеют обучающиеся, участвовавшие государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК.
5.2. Апелляцией признается аргументированное письменное заявление:
о нарушении процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК по общеобразовательному предмету в ОУ-ППЭ, при этом под нарушением процедуры понимаются любые отступления от установленных требований к процедурам проведения экзаменов в ОУ-ППЭ, которые могли оказать существенное негативное влияние на качество выполнения экзаменационных работ обучающимися;
о несогласии с выставленными баллами (отметкой).
5.3. Апелляция не принимается:
по вопросам содержания и структуры экзаменационных материалов по общеобразовательным предметам;
по вопросам, связанным с нарушением обучающимся правил по выполнению экзаменационной работы.
5.4. Сроки и место приема апелляций устанавливаются в Положении, исходя из необходимости обеспечения соблюдения прав обучающихся и учета особенностей организации работы территориальной конфликтной комиссии, обусловленных организационно-территориальной схемой проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК в субъекте Российской Федерации.
5.5. Апелляция о нарушении процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации подается обучающимся непосредственно в день проведения экзамена до выхода из ОУ-ППЭ руководителю ОУ-ППЭ. В целях проверки изложенных в апелляции сведений о нарушениях процедуры проведения экзаменов руководителем ОУ-ППЭ создается комиссия и организуется проведение служебного расследования. Результаты служебного расследования оформляются в форме заключения указанной комиссии, которое вместе с апелляцией передается в территориальную конфликтную комиссию.
5.6. Апелляция о несогласии с выставленными баллами (отметкой) подается в территориальную конфликтную комиссию либо руководителю того общеобразовательного учреждения, в котором обучающийся ознакомился с официальными результатами экзамена. Руководитель общеобразовательного учреждения, принявший апелляцию, должен сразу же передать ее текст в территориальную конфликтную комиссию.
Рекомендуемый срок завершения приема апелляций о несогласии с выставленными баллами (отметкой) после официального объявления результатов экзамена и ознакомления с ними обучающихся составляет три дня.
5.7. Апелляция, как правило, рассматривается в течение трех дней после ее подачи.
5.8. Обучающийся имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции. С обучающимся в случае, если он является несовершеннолетним (до 18 лет) и не признан в соответствии с законодательством полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции один из его родителей (законных представителей).
Указанные лица должны иметь при себе документы, удостоверяющие их личность.
5.9. Председатель (заместитель председателя) и члены территориальной конфликтной комиссии не вправе отказать обучающемуся и его законному представителю присутствовать при рассмотрении апелляции.
5.10. Рассмотрение апелляции следует проводить в спокойной и доброжелательной обстановке. Обучающемуся, подавшему апелляцию, должна быть предоставлена возможность убедиться в том, что его экзаменационная работа проверена и оценена в соответствии с установленными требованиями и критериями. Рассмотрение апелляции не является переэкзаменовкой.
5.11. При рассмотрении апелляции о нарушении процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК территориальная конфликтная комиссия исследует материалы служебного расследования (заключение комиссии, организованной по инициативе руководителя ОУ-ППЭ, с приложением документов и материалов, собранных в рамках служебного расследования), устанавливает, могли ли повлиять допущенные нарушения на качество выполнения экзаменационной работы, и выносит одно из решений:
об отклонении апелляции, если изложенные в ней сведения о нарушениях процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК не подтвердились и/или не повлияли на результат выполнения экзаменационной работы;
об удовлетворении апелляции, если изложенные в ней сведения о допущенных нарушениях процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием ТЭК подтвердились и повлияли на качество выполнения экзаменационной работы.
В последнем случае результат проведения государственной (итоговой) аттестации подлежит аннулированию, в связи с чем протокол о рассмотрении апелляции передается в ТЭК для реализации решения территориальной конфликтной комиссии. Обучающемуся предоставляется возможность сдать экзамен по соответствующему общеобразовательному предмету в дополнительные сроки, которые устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования. Форма сдачи экзамена в дополнительные сроки также определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.
5.12. При рассмотрении апелляции о несогласии с выставленными баллами (отметкой) территориальная конфликтная комиссия запрашивает у ТЭК:
экзаменационную работу обучающегося;
протоколы результатов проверки экзаменационной работы обучающегося территориальной предметной комиссией по соответствующему общеобразовательному предмету.
При рассмотрении апелляции обучающемуся предъявляется экзаменационная работа, которую он выполнял. Обучающийся должен подтвердить, что ему предъявлена его экзаменационная работа (удостоверить своей подписью в протоколе рассмотрения апелляции).
В случае возникновения спорных вопросов по оценке ответов на задания, территориальная конфликтная комиссия устанавливает соответствие ответов обучающегося критериям оценивания, согласно которым производилась проверка ответов на задания. В этом случае к рассмотрению апелляции могут привлекаться члены территориальной предметной комиссии по соответствующему общеобразовательному предмету и другие эксперты.
По результату рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами (отметкой) территориальная конфликтная комиссия принимает решение об отклонении апелляции либо об удовлетворении апелляции.
Данная информация передается территориальной конфликтной комиссии в ТЭК для внесения соответствующих изменений в протоколы о результатах государственной (итоговой) аттестации. Измененные протоколы о результатах государственной (итоговой) аттестации являются основанием для аннулирования ранее выставленных баллов обучающегося и выставления новых (баллы могут быть изменены как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения).
______________________________
* Под кворумом в данном случае понимается участие в голосовании более половины членов Комиссии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.