Постановление главы администрации Владимирской области
от 8 июня 1998 г. N 383
"О программе развития агропромышленного производства
Владимирской области до 2000 года"
Постановлением Губернатора Владимирской области от 31 марта 2009 г. N 228 настоящее постановление признано утратившим силу
Постановлением главы администрации Владимирской области от 2 февраля 2001 г. N 61 настоящее постановление снято с контроля
В целях осуществления аграрной реформы, обеспечения выхода из кризиса агропромышленного производства в области, постановляю:
1. Одобрить прилагаемую Программу развития агропромышленного производства Владимирской области до 2000 года.
2. Главному финансовому управлению администрации области (Кузин В.П.), департаменту сельского хозяйства и продовольствия администрации области при разработке прогноза социально-экономического развития области и проекта областного бюджета на соответствующий год предусматривать выделение средств на реализацию Программы.
3. В целях выполнения намеченных мер поручить департаменту сельского хозяйства и продовольствия администрации области совместно с органами местного самоуправления разработать конкретные целевые программы и мероприятия по развитию АПК или его отдельных отраслей.
Департаменту сельского хозяйства продовольствия администрации области представлять ежегодно до 1 марта доклад о ходе выполнения настоящей Программы.
4. Установить, что одновременно Программа является ориентирующим документом для органов местного самоуправления, товаропроизводителей агропромышленного комплекса области.
В процессе реализации Программы и по мере изыскания дополнительных возможностей для преодоления кризиса и развития агропромышленного комплекса предусматривать соответствующие уточнения в годовых прогнозах, бюджетах и других мероприятиях.
5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы администрации области Васильева В.Г.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Глава администрации области |
Н.Виноградов |
Программа
развития агропромышленного производства
Владимирской области до 2000 года
Паспорт
Наименование Программы
- Программа развития агропромышленного производства Владимирской области до 2000года
Дата ее утверждения (наименование и NN нормативных документов)
Постановление главы администрации области от 08.06.98 N383
Государственный заказчик Программы
- Департамент сельского хозяйства и продовольствия Владимирской области
Основные разработчики Программы
- Департамент сельского хозяйства и продовольствия Владимирской области
- Всероссийский научно-исследовательский, конструкторский и проектно-технологический институт органических удобрений и торфа (ВНИПТИОУ);
- Владимирский научно-исследовательский институт сельского хозяйства (ВНИИСХ);
- Государственный центр агрохимической службы "Владимирский"
- Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Владимирской области
- ОАО "Владимирсельхозхимия"
- Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств "Возрождение"
Сроки реализации Программы
- 1998-2000гг.
Основные программные мероприятия
- Осуществление организационно-правовых и финансово-экономических мероприятий, обеспечивающих вывод агропромышленного производства из кризиса.
- Формирование многоукладной экономики.
- Активизация инвестиционной деятельности.
- Укрепление производственно-технического потенциала АПК.
- Развитие кооперации и интеграции , рыночной инфраструктуры.
Контроль за реализацией Программы
- Департамент сельского хозяйства и продовольствия, органы местного самоуправления районов.
Важнейшие целевые показатели
- Валовое производство зерна к 2000 году обеспечить в объеме 330т.тонн (+61т.тонн к 1995г.), картофеля на уровне 590т.тонн, овощей - 250т.тонн. Довести к 2000году объем производства молока до 362т.тонн (уровень 1996г.), реализацию скота и птицы до 60т.тонн (уровень 1997г.), производство яиц до 333млн.штук (уровень 1996г.).
Объемы и источники финансирования, (тыс.руб.)
/--------------------------------------------------\
| 1998г. | 1999г. | 2000г | Справочно |
| | | | 1997г.факт |
|--------------------------------------------------|
| Федеральный бюджет |
|--------------------------------------------------|
| 20950 | 20950 | 20950 | 26000 |
|--------------------------------------------------|
| Областной бюджет |
|--------------------------------------------------|
| 58177 | 59000 | 59000 | 52900 |
|--------------------------------------------------|
| Инвестиционный кредит |
|--------------------------------------------------|
| 90000 | 90000 | 90000 | х |
|--------------------------------------------------|
| Банковский кредит |
|--------------------------------------------------|
| 26750 | 27000 | 28000 | 11700 |
\--------------------------------------------------/
Ожидаемые конечные результаты Программы
- Остановка падения объемов производства продукции и увеличение ее производства.
- Снижение напряженности в обществе за счет сохранности и восстановления рабочих мест в сельхозпредприятиях
- Повышение доходности в отраслях АПК и рост на этой основе жизненного уровня сельского населения.
Введение
Программа развития агропромышленного производства Владимирской области разработана на основе анализа состояния сельского хозяйства и обслуживающих его отраслей с целью обоснования наиболее эффективных мер и направлений дальнейшего реформирования предприятий АПК.
Основные положения Программы направлены на укрепление агропромышленного производства, повышение уровня доходов работников сельского хозяйства, формирование отраслевых и региональных структур, адаптированных к работе в рыночных условиях.
Реализация Программы позволит на основе соблюдения социально-ориентированной рыночной экономики создать условия для выхода из кризиса, развития сельскохозяйственного производства на основе его интенсификации, использования прогрессивных технологий, обновления производственного потенциала сельского хозяйства и сферы переработки, развития кооперации и эффективной предпринимательской деятельности.
1. Оценка социально-экономической ситуации
и хода реформирования агропромышленного комплекса
Агропромышленный комплекс области, состоящий из отраслей по производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке и сервисному обслуживанию предприятий АПК, является важнейшим среди комплексов народного хозяйства, обеспечивающим жизненно необходимые потребности населения области.
В структуре АПК имеется 240 сельскохозяйственных предприятий, в том числе 46 акционерных обществ, 120 товариществ, 28 сельскохозяйственных производственных кооперативов. Создано и функционирует 2328 крестьянских (фермерских) хозяйств.
Пищевая и перерабатывающая промышленность включает 18 предприятий по переработке 1500 тонн молока в смену, 7 мясокомбинатов - 120 тонн мяса в смену. Имеются мощности по выработке 4,5 млн. дал ликероводочных изделий в год, а также ряд предприятий и цехов по переработке картофеля, овощей, плодов и ягод.
В настоящее время обслуживанием агропромышленного комплекса области занимаются 31 предприятие по ремонту и материально-техническому снабжению, 19 подразделений ОАО "Владимирсельхозхимия". Все они в ходе проведения в 1992-1993гг. приватизации преимущественно преобразованы в акционерные общества с правом контрольного пакета акций у коллектива.
Сельскохозяйственные предприятия области до 1990 года имели стабильные объемы производства валовой продукции. Среднегодовой валовый сбор зерна за 1986-1990гг. составил 490 тыс.тонн, производство мяса в живом весе - 120 тыс.тонн, молока - 532 тыс.тонн, яиц - 519 млн.штук.
Экономические реформы, проводимые после 1990 года, позволили начать создание основ многоукладной экономики и рыночных отношений. В ходе аграрной реформы происходило перераспределение земель, приватизация колхозов и совхозов. Возросло значение личного подсобного хозяйства.
В структуре валовой продукции сельского хозяйства доля валовой продукции, полученной в личных подсобных хозяйствах, составляет 63%. Существенно расширены права и полномочия сельскохозяйственных товаропроизводителей. Предприятия всех организационно-правовых форм могут самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией, определять направления, структуру и объемы производства.
В то же время наблюдаемая до 1990 года стабилизация производства продукции сменилась устойчивым спадом. Производство валовой продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах 1983 года) в 1997 году против 1991 года снизилось на 39%, выпуск продукции пищевой и перерабатывающей промышленности уменьшился на 58%.
Снижается производственный потенциал отраслей АПК, ухудшаются плодородие почв, состояние племенного животноводства и семеноводства, стареет техника и оборудование, не соблюдаются системы земледелия.
Вследствие резкого сокращения применения органических и минеральных удобрений возник дефицит баланса питательных веществ, что ведет к истощению почв и падению продуктивности пашни. Содержание гумуса в почве продолжается снижаться.
Для создания бездефицитного баланса гумуса в настоящее время необходимо ежегодно вносить в почву 6,5 млн.тонн органических удобрений, фактически внесено в 1997 году 961 тыс.тонн. Потребность в минеральных удобрениях составляет 133 тыс.тонн, а внесено было в 1997 году только 6,9 тыс.тонн (в действующем веществе).
Приостановлены работы по осушению, орошению земель, реконструкции действующих мелиоративных систем, резко сокращены объемы по известкованию и фосфоритованию почв.
Производство животноводческой продукции смещается в сторону мелкотоварного личного подсобного хозяйства. За период с 1991 по 1997 гг. численность поголовья крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств снизилась с 440 до 247 тыс.голов, коров - с 173 до 118 тыс.голов, свиней - с 251 до 87 тыс.голов.
Тенденция сокращения продукции животноводства становится устойчивой. В 1997году по сравнению с 1991 годом производства молока уменьшилось на 31%, скота и птицы (в живом весе) - на 48%, яиц - на 38%.
Серьезным препятствием развития сельскохозяйственного производства в АПК является снижение его материально-технического потенциала как в количественном измерении, так и в качественном состоянии. Количество тракторов в сельскохозяйственных предприятиях сократилось с 13,1 тыс.штук в 1991 году до 6,8 тыс.штук в 1997 году или на 48%, зерноуборочных комбайнов за этот же период уменьшилось на 42%. Аналогичная ситуация и по остальным основным средствам производства.
Сельское хозяйство несет значительные потери, связанные с диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, неполным и несвоевременным бюджетным финансированием. Уровень доходов в большей части сельхозпредприятий не позволяет им вести производство на расширенной основе, поддерживать и обновлять материальную базу и социальную инфраструктуру, своевременно рассчитываться с поставщиками, подрядчиками. Постоянно растет задолженность по платежам в бюджеты всех уровней.
Важное место в решении продовольственной проблемы принадлежит отраслям пищевой и перерабатывающей промышленности. До 1991 года они развивались в соответствии с отраслевыми программами. Производство мяса и мясопродуктов достигло 45,1 тыс.тонн, молока и молокопродуктов - 224 тыс.тонн, колбасных изделий - 13,6 тыс.тонн, кондитерских изделий - 17,3 тыс.тонн. В 90-е годы в результате резкого сокращения государственной помощи товаропроизводителям, уменьшения капиталовложений снизился объем производства продукции пищевой и перерабатывающей промышленности. В подобных условиях трудно вести углубленную переработку продукции и расширять ее ассортимент. В результате качество продукции улучшается медленно, снижается ее конкурентоспособность. По этой причине назрела необходимость пересмотра инвестиционной политики, концентрации финансовых и материальных ресурсов на укреплении материально-технической базы этих отраслей.
2. Цели, задачи и основные направления реализации программы
Целью Программы является выход агропромышленного комплекса области из кризисного состояния, возобновления роста производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, повышение экономической эффективности агропромышленного производства.
Для этого с учетом общегосударственных мер по финансовой стабилизации необходимо:
- продолжить осуществление земельной и аграрной реформы в целях реализации конституционных прав граждан на землю;
- последовательно проводить работу по структурной перестройке агропромышленного производства в направлении дальнейшей адаптации предприятий к рыночным условиям, специализации, освоения ресурсосберегающих технологий и производств, развития сельскохозяйственной кооперации, обеспечения свободного выбора товаропроизводителями наиболее эффективных форм хозяйствования;
- обеспечить сохранение и эффективное использование ресурсного потенциала, укрепление ремонтной базы, реконструкцию и техперевооружение ремонтно-технических предприятий, увеличение номенклатуры и объемов восстановления и изготовления запасных частей и деталей к отечественной и импортной технике;
- создавать дилерскую сеть на базе ремонтно-технических, снабженческих и других предприятий по кооперации с заводами-изготовителями;
- продолжить осуществление мер по улучшению использования мощностей предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности на основе различных форм интеграции с сельскохозяйственными предприятиями;
- оказывать методическую и практическую помощь в приведении учредительных документов предприятий АПК всех организационно-правовых форм в соответствие с Гражданским кодексом РФ и действующим законодательством;
- создавать законодательную базу для развития сельскохозяйственного кредитования и страхования на кооперативной основе;
- приступить к разработке механизма рынка земли, включающего внутрихозяйственный оборот земельных долей, расширение аренды земли, применение залога земли для получения инвестиционных кредитов;
- проводить целенаправленную работу по развитию малого предпринимательства на селе, созданию новых рабочих мест;
- продолжить формирование рыночной инфраструктуры, в этих целях активнее развивать сеть оптовых продовольственных рынков, создавать информационную службу;
- повысить стимулирующую роль выделяемых бюджетных и кредитных ресурсов, добиваться их возвратности на основе совершенствования финансово-кредитного механизма и усиления контроля за их использованием.
3. Развитие агропромышленного производства
3.1 Сельское хозяйство
Для сельскохозяйственного производства Владимирской области характерны недостаточная обеспеченность теплом, избыточная влажность и преобладание дерново-подзолистых почв, что предопределяет возделывание сравнительно узкого набора сельскохозяйственных культур.
С учетом прогнозируемой конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков ведущее место в агропромышленной структуре области должны занимать производство молока, мяса и продуктов их переработки. Кроме того, имеются возможности для улучшения самообеспечения картофелем, овощами, плодами и ягодами.
В системе межрегионального обмена область выступает как потребитель зерновой продукции. Необходимость ввоза продовольственного зерна (сильной и твердой пшеницы, риса, гречихи, проса, бобовых, кукурузы) сохранится и в перспективе.
Валовое производство зерна в хозяйствах области в 2000 году составит 330 тыс.тонн (рост к 1995 г. на 61 тыс.тонн). Источником роста станет увеличение урожайности зерновых культур и улучшение структуры зернового клина в направлении повышения удельного веса посевов овса, ячменя и озимой ржи.
Производство картофеля в 2000 году составит 590тыс.тонн с площади 53 тыс.гектаров Основная часть товарного картофеля будет сосредоточена в Гусь-Хрустальном, Меленковском, Собинском и Суздальском районах. В 1997 году на долю этих районов приходилось 75% от всей реализации картофеля в области.
Природные и экономические условия области позволяют полностью обеспечить население капустой, морковью, свеклой. Необходимость ввоза теплолюбивых овощей может быть сглажена за счет производства огурцов и томатов в теплицах. При этом следует сохранить их выращивание в комбинате "Тепличный".
Стержневой проблемой ближайших лет станет восстановление производства льна-волокна. Выращиванием льна могут заниматься 75 сельхозпредприятий с площадью его посевов до 20 тыс.гектаров. Это позволит производить до 6 тыс.тонн льноволокна в год и обеспечить загрузку многих существующих в области льноперерабатывающих предприятий. Для приобретения необходимой техники требуется более 20 млн.рублей. В связи с отсутствием средств у хозяйств и слабыми возможностями областного бюджета восстановление и развитие льноводства целесообразно осуществлять в рамках федеральной комплексной целевой программы "Возрождение российского льна".
В 2000 году предусматривается обеспечить производство молока 362 тыс.тонн, скота и птицы - 60 тыс.тонн в живом весе, яиц - 333 млн.штук (в 1991 году эти показатели были соответственно 505, 116 и 497).
Приоритетное развитие во всех категориях хозяйств области получит молочно-мясное скотоводство, обеспечивающее рациональное использование естественных кормовых угодий.
Для повышения молочной продуктивности коров необходимо улучшить кормление и содержание маточного поголовья, а также совершенствовать селекционно-племенную работу. В хозяйствах молочного направления необходимо иметь на 100 коров 16-18 нетелей.
Товарное свиноводство будет сохранено в Муромском, Юрьев-Польском районах и в ОАО "Владимирское" по свиноводству. В целях увеличения свиней в личных подсобных хозяйствах предусматривается продавать населению в 1 полугодии не менее 50 тыс.голов поросят. Для этого необходимо вводить в хозяйствах натуроплату зерном, картофелем, другими кормами, предусматривать арендную плату кормами за земельные паи.
Личные подсобные хозяйства населения должны быть включены в систему государственного племенного, ветеринарного и агрозоотехнического обслуживания.
Повышение объемов и товарности производимой в личных подворьях продукции следует считать приоритетной задачей органов местного самоуправления.
Птицеводство предусматривается развивать на основе сохранения специализированных товарных предприятий, использования опыта передовых предприятий страны, в которых функционируют технологические линии по глубокой переработке птицы, выработке копченостей и колбасных изделий непосредственно на птицефабриках.
Основу рыбного хозяйства будут составлять товарные прудовые рыбхозы "Ворша" Собинского района, "Молотицы" Муромского и "Нептун" Суздальского районов, рыбопитомник "Богдановский" Юрьев-Польского района общей проектной мощностью по производству товарной рыбы 940 тонн в год и рыбопосадочного материала - 5 млн.штук сеголетков.
Проектная мощность рыбхозов будет достигнута в 2002 году - 1090 тонн, в том числе рыбхозами - 940 тонн и другими хозяйствами - 150 тонн.
Для формирования программы развития рыбного хозяйства требуется до 2000 года 2694 тыс.рублей, в том числе собственных средств рыбоводных предприятий 495 тыс.рублей.
В связи с тем, что отсутствует рынок сбыта шерсти и в области нет предприятий по ее переработке, поголовье овец сохранится только в СПК "Стародворский".
Для создания устойчивой кормовой базы необходимо:
- сократить дефицит переводимого протеина в рационах скота за счет увеличения производства растительного белка. Для этого увеличить валовые сборы зернобобовых культур до 30 тыс.тонн в год. Улучшить структуру кормовых площадей путем расширения посевов горохо-овсяных и вико-овсяных смесей, клевера, люцерны, козлятника восточного, бобов кормовых;
- исключить дефицит семян многолетних трав путем их собственного производства, иметь в каждом хозяйстве на эти цели специально отведенные участки;
- сократить потери при силосовании кукурузы и повысить качество корма за счет уборки в молочно-восковой и восковой спелости, а также применения консервантов и азотосодержащих добавок;
- увеличить заготовки и повысить качество сена за счет оптимальных сроков скашивания, применения прогрессивных способов заготовки;
- повысить продуктивность естественных сенокосов и пастбищ. Ежегодного проводить их залужение на площади 9,5 тыс.га за счет средств сельхозтоваропроизводителей (11 млн.рублей).
3.2. Пищевая и перерабатывающая промышленность
Взаимоотношения между сельским хозяйством и перерабатывающей промышленностью носят противоречивый характер. С одной стороны, интеграция взаимовыгодна. С другой - существует несовпадение экономических интересов, характерных для продавцов и покупателей. Перерабатывающие предприятия в большинстве случаев пользовались и пользуются своим монопольным положением для занижения закупочных и завышения реализационных цен.
В этих условиях сельхозпредприятия вынуждены самостоятельно реализовывать свою продукцию и строить собственные перерабатывающие цеха. В то же время перерабатывающие предприятия теряют свои сырьевые зоны и не имеют возможности полностью загружать производственные мощности. В настоящее время на промышленных предприятиях перерабатывается только 10% мясосырья и 46% молочного сырья.
Основными направлениями развития переработки будут являться:
- реконструкция действующих крупных предприятий с учетом региональных и сырьевых особенностей;
- глубокая переработка продукции, использование вторичных сырьевых ресурсов, внедрение более мелкой расфасовки, улучшение товарного вида выпускаемой продукции;
- разработка и реализация мер государственной, областной и муниципальной поддержки пищевой и перерабатывающей промышленности, совершенствование ценовой, финансово-кредитной, налоговой, лицензионной и инвестиционной политики.
Прогноз предполагает, что до 2005 года в области будет функционировать 6-8 предприятий по переработке молока и вторичного сырья. Остальные заводы будут продолжать работу по первичной обработке молока с последующей кооперацией с крупными заводами.
Основное внимание в 1998-2000 годах в молочной промышленности будет уделяться вопросам интеграции между сельхозтоваропроизводителями и перерабатывающими предприятиями на взаимовыгодной основе, а также увеличению источников сырья за счет закупок молока от населения. Продолжится работа по разработке новых видов продукции с уменьшением содержания жира, использованием фруктовых и витаминных наполнителей. Существующие мощности по переработке молока не увеличатся, но за счет приобретаемого нового оборудования расширится возможность разнообразить расфасовку готовой продукции, улучшить ее потребительские и эстетические качества.
В условиях дефицита сырья для мясной промышленности предусматривается глубокая и комплексная его переработка. Основной целью развития мясокомбинатов является реконструкция и обновление технологического оборудования для производства новых видов продукции повышенного качества с удлиненным сроком хранения, пригодным к длительной транспортировке. Получит развитие вакуумная упаковка и мелкая расфасовка.
В настоящее время требуется реконструкция:
- на Муромском мясокомбинате - колбасного цеха (техническая модернизация), потребность в средствах - 0,5млн.руб.;
- на Юрьев-Польском мясокомбинате - реконструкция холодильника (требуется 3 млн.руб.).
В развитии спиртовой и ликеро-водочной промышленности будут приниматься меры по совершенствованию материальной и технической базы, организации выпуска конкурентоспособной продукции и реализации ее в другие регионы России и за ее пределы.
Перспектива развития предприятий крахмало-паточной промышленности (АО "Новлянский крахмал-паточный завод", АО "Муромский декстриновый завод", "Усадский паточный завод") связана с формированием сырьевых зон. В настоящее время товарное производство кукурузы в России отсутствует, а переработка картофеля приостановлена ввиду повышения на него закупочных цен, достигших уровня, выше которого кончается конкуренция с импортным товаром и падает спрос на отечественный продукт. Этим предприятиям будут предусматриваться льготные кредитные ресурсы на закупку сырья.
Для обеспечения жизнедеятельности предприятий пиво-безалкогольной отрасли предусматривается переход на новые виды тары, создание конкурентоспособных видов продукции.
4. Развитие аграрной реформы
Аграрная реформа направлена на комплексное переустройство сельскохозяйственного производства на основе многообразия форм хозяйствования и различных форм собственности на землю и другие средства производства, создания конкурентной среды в агропромышленном комплексе, развития аграрного рынка.
Наиболее важными направлениями аграрной реформы являются:
- совершенствование экономических и земельных отношений внутри АПК;
- формирование многоукладной экономики;
- кооперация и агропромышленная интеграция;
- реализация продукции и развитие рыночной инфраструктуры;
- решение проблем социального развития села.
4.1. Совершенствование экономических и земельных отношений
Решающее значение для преобразований в аграрном секторе имеет земельная реформа. В соответствии с Конституцией PФ земля может находиться в государственной, частной, муниципальной и других формах собственности.
В области завершается выдача земельным собственникам, в том числе и собственникам земельных паев, свидетельств на право собственности. Обеспечивается заключение договоров пользователей земельных участков со всеми собственниками земельных долей, а также реализация всех предусмотренных прав собственников земельных долей(паев).
Постепенно формируется система государственной регистрации прав на земельные участки и иную недвижимость, развивается система земельного кадастра.
В соответствии с федеральной Программой стабилизации и развития агропромышленного производства РФ на 1996-2000 годы дальнейшие земельные преобразования в области будут направлены на:
- обеспечение рационального использования и охраны земель как важнейшего природного ресурса;
- расширение аренды земли и совершенствование механизма ее правового регулирования;
- совершенствование землеустройства с учетом форм собственности, требований рациональной организации территории и компактного землепользования;
- подготовка нормативной базы для широкого внедрения залога земли;
- создание правовых, экономических, организационно-технических и других условий для поддержания и восстановления плодородия почв.
4.2. Формирование многоукладной экономики
Анализ показывает, что в ближайшие годы ставка на значительное увеличение товарной продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах бесперспективна.
В условиях экономической нестабильности государственные и коллективные предприятия остаются относительно устойчивой формой противостояния кризису.
Многоукладная экономика подразумевает такую организационно-экономическую структуру, которая основывается на сочетании разных форм собственности и хозяйствования и обеспечивается равноправным функционированием государственных, коллективных, крестьянских и личных подсобных хозяйств граждан, кооперативных и акционерных предприятий агросервиса и перерабатывающих отраслей, подсобных хозяйств предприятий, коллективных садов.
В 1998 году продолжится приведение организационно-правовых форм сельскохозяйственных организаций в соответствие с действующим законодательством.
В дальнейшем будет отработана процедура проведения санации несостоятельных сельскохозяйственных предприятий, активизирована работа по обобщению и распространению опыта эффективно работающих сельхозпредприятий.
Для предотвращения массового банкротства вследствие неплатежеспособности предприятий предусматривается:
- определить перечень хозяйств, экономическое состояние которых может быть улучшено за счет изменения структуры производства, реорганизации и других мер;
- выявить хозяйства, требующие проведения санации в соответствии с действующим законодательством;
- установить перечень хозяйств, банкротство которых неизбежно, и осуществить по ним мероприятия, предусмотренные законодательством.
По каждому хозяйству первой и второй групп разрабатываются конкретные мероприятия, обеспечивающие нормализацию производственно-финансовой деятельности.
Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств будет осуществляться эволюционным путем по мере создания надежной рыночной инфраструктуры, доступности в оснащении материально-техническими ресурсами, роста квалификации и психологической готовности сельских жителей к осуществлению индивидуальной деятельности. При этом основное внимание будет уделено не столько увеличению количества вновь организуемых хозяйств, сколько повышению эффективности существующих, созданию условий для их устойчивого функционирования.
Одним из важнейших направлений аграрной политики будет поддержка личных подсобных хозяйств населения, коллективного садоводства и огородничества.
На этих сельхозтоваропроизводителей будут распространены все формы государственной поддержки, расширено агрономическое и ветеринарное обслуживание, организована поставка племенного скота, сельскохозяйственной техники, инвентаря и оборудования по лизингу, а также развиваться сеть машинно-технологических станций для обработки земельных участков граждан и оказания других услуг.
4.3.Формирование системы кооперативной аграрной экономики
Реализуемая аграрная реформа не всегда обеспечивала необходимые условия для создания полноценной многоукладной экономики.
Создаваемая система производственных структур натолкнулась на ряд проблем с производством, сбытом, переработкой продукции, материально-техническим и финансовым обеспечением, агросервисом.
В этой связи основным направлением адаптации предприятий АПК к новым условиям хозяйствования становится кооперация.
Кооперация в агропромышленном комплексе будет развиваться по следующим основным направлениям:
- сельскохозяйственная производственная кооперация, базирующаяся на личном трудовом участии, объединении имущественных и земельных паев;
- кооперация крестьянских (фермерских) хозяйств для совместной обработки земли и выполнения других работ;
- кооперация для переработки сельхозпродукции, ее реализации, агросервисных, консультационных и других услуг;
- кредитно-страховая кооперация для обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей кредитами за счет собственных и заемных средств.
Наряду с этим будет развиваться потребительская кооперация для улучшения торговли на селе, сбыта сельскохозяйственной продукции.
Проблемой особой важности в реформировании агропромышленного комплекса является преодоление локального монополизма перерабатывающих предприятий, развитие интеграционных процессов между сельхозтоваропроизводителями и переработчиками сырья.
Основные пути развития агропромышленной интеграции:
- передача сельхозтоваропроизводителям акций приватизированных предприятий с переходом к ним контрольного пакета акций;
- вторичная эмиссия акций;
- продажа контрольных пакетов акций сельхозтоваропроизводителям по льготным ценам;
- добровольное преобразование акционированных предприятий в кооперативные.
По мере развития кооперации и агропромышленной интеграции будут создаваться условия для более эффективного использования производственного потенциала АПК, сокращения числа посредников между производителями и потребителями, удешевления конечного продукта, повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
4.4. Реализация продукции и развитие рыночной инфраструктуры
Важное значение в комплексе мер по реализации реформы принадлежит созданию рыночной системы сбыта и реализации продукции, производимой в агропромышленном комплексе. Функционирование этой системы основывается на свободном продвижении товаров, конкуренции и механизма ценообразования с учетом спроса и предложения.
Исходя из прогнозирования объемов производства и конъюнктуры рынка, можно предположить, что его емкость в ближайшие годы будет определяться в первую очередь внутренними потребностями области, а также реализацией за ее пределы картофеля и части молочной продукции.
С учетом общей оценки положения на сельскохозяйственном рынке целесообразна следующая схема распределения продукции:
Молоко и молокопродукты. Наиболее эффективными являются прямые связи производителя молока с торговлей и организация фирменной торговли. Хозяйствам, которые имеют мощности по переработке молока, следует предоставлять возможность прямого выхода на потребительский рынок.
Мясо и мясопродукты. Их реализация возможна по нескольким каналам:
- расширение фирменной торговли в городах и районных центрах сельхозпредприятиями, фермерскими хозяйствами или их объединениями;
- организация в создаваемых оптовых (областном и муниципальных) рынках секций по продаже мяса и мясопродуктов.
Через потребительскую кооперацию будет проходить скот и птица, закупаемые преимущественно у населения.
Картофель, овощи, плоды. Учитывая, что значительная часть производства картофеля и плодоовощной продукции приходится на личные подсобные хозяйства, коллективные сады и огороды, рыночная структура предполагает следующее:
- максимальное развитие местных рынков в городах и рабочих поселках;
- развитие фирменной торговли, причем собственниками специализированных магазинов могут быть сельхозпредприятия и фермеры, сбытовые кооперативы личных подсобных хозяйств населения.
Продолжится формирование оптовых продовольственных рынков.
Базовыми организациями в сети оптовых продовольственных рынков являются:
- открытое акционерное общество "Владимирский межрегиональный оптовый продовольственный рынок";
- Владимирский муниципальный мелкооптовый рынок "Ополье-Владимир";
- оптовое продовольственное предприятие Торговый Дом "Макаров плюс компания" в г.Муроме.
Предусматривается завершить реконструкцию первой очереди ОАО "Владимирский межрегиональный оптовый продовольственный рынок" в 1998-1999 годах и проектирование второй очереди - в 1999 году. Строительство второй очереди осуществить к 2005 году. Стоимость реконструкции составляет 2,2 млн.рублей, а строительство второй очереди - 11,3 млн.рублей, в том числе за счет бюджетных средств - 4,8 млн.рублей.
Важная роль в формировании сети оптовых продовольственных рынков принадлежит кредитам, которые предоставляются в соответствии с Соглашением об участии Владимирской области в реализации проекта "АРИС" (Проект по поддержке осуществления сельскохозяйственных реформ в России). В рамках указанного проекта будет предоставлено оборудование, техническое содействие и средства на эксплуатационные расходы.
В сфере сбыта сельскохозяйственной продукции и закупок средств производства значительное место будет занимать областная продовольственная корпорация. Она должна содействовать формированию продовольственных ресурсов, развитию межотраслевых и региональных связей, обеспечению ценового паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, регулированию уровня посреднических и торговых наценок.
В основе экономических взаимоотношений сельских товаропроизводителей с другими субъектами аграрного рынка будут рыночные свободные (договорные) цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения.
Ценообразование на этапе переработки сельскохозяйственной продукции должно носить в основном региональный характер, определяться в значительной степени организационной структурой интеграции и кооперирования сельских и перерабатывающих предприятий.
4.5. Меры государственной поддержки
В переходный период к оздоровлению экономики области средства федерального, областного и местных бюджетов, выделяемых на поддержку агропромышленного комплекса, будут использованы по следующим направлениям:
- финансирование государственных мероприятий по повышению плодородия почв, ветеринарному обслуживанию, защите растений от вредителей и болезней;
- поддержка элитного семеноводства, племенного дела в животноводстве и воспроизводства стада;
- компенсация части затрат сельхозтоваропроизводителей на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений и комбикормов;
- дотирование продукции животноводства;
- финансирование землеустроительных работ, связанных с упорядочением существующих землепользований и организацией устройства территорий;
- санация и перепрофилирование убыточных и неперспективных производств;
- финансирование подготовки кадров для АПК.
Преимущество будет отдаваться тем сельскохозяйственным товаропроизводителям, независимо от форм собственности, которые обеспечивают устойчивый рост производство, эффективное использование выделенных средств и улучшение финансового состояния. Положительный опыт хозяйств, добивающихся высоких экономических результатов, должен распространяться среди всех сельхозтоваропроизводителей.
Дальнейшее развитие получит такая форма поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, как товарный кредит, особенно для поддержки личных подсобных хозяйств населения.
В целях предотвращения массового банкротства товаропроизводителей будут осуществляться меры по реструктуризации их задолженности перед федеральным, областным и местными бюджетами, включая отсрочку погашения задолженности кредиторам.
Ежегодно в бюджетах районов должны предусматриваться средства на поддержку социальной сферы села.
4.6. Ресурсное обеспечение агропромышленного производства
В развитии агропромышленного комплекса важное значение будет иметь создание системы дилерских фирм по обеспечению материально-техническими ресурсами, а также оказанию разнообразных видов работ и услуг в области снабжения, ремонта и техобслуживания, энергетики, транспорта и связи. Создание этой системы предполагает эффективное использование уже имеющейся инфраструктуры агросервиса.
Будут расширяться прямые связи с заводами-изготовителями, в том числе через АО "Владимирагроторг", создаваться заводами-изготовителями. технические центры по поставкам техники, организации технического обслуживания и ремонта
Для крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных предприятий, имеющих слабую материально-техническую базу, будут создаваться машинно-технологические станции.
В целях совершенствования организационных форм материально-технического обеспечения и технического обслуживания предусматривается формирование при ремонтно-технических предприятиях подразделений по покупке в хозяйствах излишней техники, ее ремонту и последующей продаже или прокату (аренде).
Существенную помощь в обеспечении сельхозтоваропроизводителей техникой и другими материально-техническими средствами должна оказать уже внедряющаяся система лизинговых операций. Расширение этой системы предполагается не только за счет бюджетных ассигнований на возвратной основе, но и за счет привлечения на эти цели кредитов коммерческих банков.
Будет расширяться опыт оплаты лизинговых услуг поставкой сельскохозяйственной продукции и сырья для перерабатывающей промышленности.
Но эти меры не спасают сельское хозяйство от надвигающейся технической деградации.
Сложившийся диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, спад производства привели к резкому уменьшению доходов. Как показывает оценка размеров источников средств для приобретения материально-технических ресурсов, они не удовлетворяют минимальных потребностей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности для поддержания производства и социальной инфраструктуры.
Сельхозпредприятия будут вынуждены расширять производство малоресурсоемких видов продукции, таких как фуражные зерновые, многолетние травы. Начнут сокращаться посевы кукурузы, кормовых корнеплодов, будет свертываться товарное свиноводство и другие энергоемкие производства.
5. Инвестиционная политика
Для достижения рациональных параметров и структурной перестройки сельскохозяйственного производства, обеспечивающих развитие АПК области, необходимо коренным образом укрепить материально-техническую базу всех отраслей агропромышленного комплекса.
Инвестиционная политика предусматривает:
- сочетание преимущественно собственных средств предприятий и государственного финансирования агропромышленного комплекса;
- концентрацию госкапвложений на приоритетных направлениях развития АПК, поддержке наиболее эффективных производств и ресурсосберегающих технологий.
Будет усилен контроль за целевым использованием бюджетных средств. Они будут выделяться под конкретные программы, для финансирования конкретных строек.
В дальнейшем выделение средств из бюджета на безвозмездной основе будет осуществляться для предприятий АПК, уставный капитал которых сформирован в соответствии с решениями учредителей этих предприятий на условиях увеличения доли государственной собственности.
Одним из источников инвестиций по-прежнему остается инвестиционный кредит с отбором финансируемых проектов на конкурсной основе.
Существенную роль в активизации инвестиций должны оказать долгосрочные кредиты коммерческих банков под залог недвижимости и земли, частных и иностранных инвесторов, а также лизинговые фонды и бюджетные средства на возвратной основе.
Формирование сети малых и средних предприятий, занятых производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, агросервисом, маркетингом и другой предпринимательской деятельностью, будет осуществляться, как правило, за счет кредитов банков и собственных источников финансирования. Бюджетные средства области, предусмотренные на капиталовложения, будут направлены главным образом на продолжение работ по газификации области.
Основными направлениями инвестиционной политики в пищевой и перерабатывающей промышленности с участием государства должны стать техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий.
Строительство предприятий малой мощности при условии их экономической целесообразности должно осуществляться за счет частных инвестиций, привлеченных средств и частично средств федерального бюджета на возвратной основе с обязательным размещением этих средств на конкурсной основе.
6. Научно-техническая и инновационная политика
В условиях перехода к рыночным отношениям и многоукладной экономике возрастает роль научного обеспечения агропромышленного производства, широкого освоения достижений науки, техники и передовой практики.
Деятельность научных учреждений, проектных, конструкторских, технологических и других организаций в области будет сосредоточена на следующих приоритетных направлениях:
- совершенствование хозяйственного механизма на основе многообразия форм хозяйствования и собственности на землю и другие средства производства;
- развитие земельных отношений на основе создания условий для рациональной структуры и оптимального соотношения крупного, среднего и мелкого землепользования;
- разработка и осуществление комплекса агромелиоративных, агрохимических и организационно-технических мероприятий по сохранению плодородия почв;
- широкое внедрение в производство прогрессивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур с учетом передовых способов обработки почвы, рационального внесения удобрения, применения гербицидов, новой техники;
- создание и освоение в области системы промышленного семеноводства сельскохозяйственных культур, производство элитных семян в ОПХ ВНИИСХ, ОПХ ВНИПТИОУ, СПК "Головино", ТОО "Дмитриевы Горы", а сортовых семян высоких репродукций - в районных репродукторных хозяйствах.
7. Охрана окружающей среды
Изменения подходов к ведению хозяйства предполагает совершенствование регулирования и охраны природных ресурсов.
Мероприятия по охране природных ресурсов включают:
- предотвращение разрушения, загрязнения, деградации земельных угодий, ухудшения качества природной среды;
- разработка системы защиты объектов животноводства на случай чрезвычайных ситуаций, а также природных бедствий;
- осуществление мер по оздоровлению скота и птицы, недопущению заболевания туберкулезом, бруцеллезом, чумой, лейкозом и другими заболеваниями;
- обеспечение животноводческих комплексов и помещений надежными очистными сооружениями и средствами утилизации отходов, исключающими возможность загрязнения окружающей среды и особенно водных объектов.
8. Кадровая политика
В условиях перехода агропромышленного комплекса к рыночным условиям хозяйствования одной из главных задач является повышение уровня подготовки и переподготовки кадров, возрастание роли руководителей и специалистов, их умение анализировать и прогнозировать результаты работы, владение организацией и технологией производства, вопросами экономики и права, работы с кадрами.
В целях активизации и оценки деятельности отраслевых специалистов провести в 1998 г. учебу и аттестацию всех главных специалистов сельскохозяйственных предприятий (агрономов, зоотехников, инженеров, экономистов).
Подготовку специалистов и повышение квалификации предусматривается осуществлять в соответствии с ежегодно утверждаемыми планами.
Подготовка специалистов
/--------------------------------------------------------------------\
| |1998г.|1999г.|2000г.|
|--------------------------------------------------------------------|
| I. В колледжах и техникуме |
| Дневное обучение |
|--------------------------------------------------------------------|
| Экономика, бухучет и контроль | 60 | 60 | 60 |
|-----------------------------------------------+------+------+------|
| Механизация с/хоз-ва | 90 | 90 | 90 |
|-----------------------------------------------+------+------+------|
| Ветеринария | 60 | 60 | 60 |
|-----------------------------------------------+------+------+------|
| Правоведение | 30 | 30 | 30 |
|-----------------------------------------------+------+------+------|
| Коммерческая деятельность | 30 | 30 | 30 |
|-----------------------------------------------+------+------+------|
| Организац. крестьян. (фермерского) хоз-ва | 25 | 25 | 25 |
|-----------------------------------------------+------+------+------|
| Агрономия | 25 | 25 | 25 |
|--------------------------------------------------------------------|
| Заочное обучение |
|--------------------------------------------------------------------|
| Экономика, бухучет и контроль | 50 | 50 | 50 |
|-----------------------------------------------+------+------+------|
| Механизация с/хоз-ва | 50 | 50 | 50 |
|-----------------------------------------------+------+------+------|
| Правоведение | 25 | 25 | 25 |
|-----------------------------------------------+------+------+------|
| Агрономия | 25 | 25 | 25 |
|-----------------------------------------------+------+------+------|
| Зоотехния | 25 | 25 | 25 |
|-----------------------------------------------+------+------+------|
| Организац.крестьян.(фермерского) хозяйства | 25 | 25 | 25 |
|--------------------------------------------------------------------|
| II. Подготовка в профтехучилищах. |
|--------------------------------------------------------------------|
| Рабочие кадры, | 1000 | 1000 | 1000 |
| в т.ч трактористы-машинисты | 500 | 500 | 500 |
|--------------------------------------------------------------------|
| III. Повышение квалификации в областной школе управления АПК. |
|--------------------------------------------------------------------|
| Руководители и специалисты | | | |
| с/х предприятий | 500 | 500 | 500 |
\--------------------------------------------------------------------/
9. Социально-экономические результаты реализации программы
Реализация Программы развития агропромышленного производства области позволит при обеспечении государственной поддержки остановить падение объемов производства и добиться прироста продукции, несколько улучшить экономическое положение товаропроизводителей агропромышленного производства.
Будут улучшены условия для обеспечения стабильной деятельности сельхозпредприятий и обслуживающих их отраслей, увеличения инвестиций в производственную сферу села.
Начнут проявляться преимущества вертикальной и горизонтальной кооперации - основы будущего агропромышленного производства.
Существенные изменения произойдут в инфраструктуре рынка. Будут функционировать разнообразные формы реализации продукции. Это позволит улучшить продвижение продуктов питания от производителей до потребителей, сократить число посредников, более эффективно осуществлять государственное регулирование продовольственного рынка.
Обеспечение экономического роста в агропромышленном комплексе окажет положительное воздействие на повышение инвестиционной активности и занятости населения, увеличение накоплений предприятий и расширение налоговой базы бюджетов всех уровней.
Социально-экономические результаты реализации Программы будут проявляться в повышении доходов работников сельского хозяйства, роста на этой основе жизненного уровня сельского населения, и как следствие, приведет к снижению напряженности в обществе.
Приложение N 1
развития АПК до 2000 года
Производство
основных видов продукции сельского хозяйства
на период до 2000 года
(тыс.тонн)
1995г. отчет |
1997г. отчет |
1998г. прогноз |
2000г. прогноз |
|
Зерно (в весе после доработки) | ||||
Все категории хозяйств в т.ч. сельхозпредприятия фермеры население |
268,7 261,8 6,7 0,2 |
317,8 312,3 5,3 0,2 |
318,4 308,8 9,4 0,2 |
330,0 320,0 10,0 - |
Картофель | ||||
Все категории хозяйств в т.ч. сельхозпредприятия фермеры население |
792,3 95,5 4,8 692 |
509,1 57,9 2,9 448,3 |
540,5 78,7 4,8 457, |
590,0 80,0 5,0 505,0 |
Овощи | ||||
Все категории хозяйств в т.ч. сельхозпредприятия фермеры население |
283,5 20,0 1,0 262,5 |
203,8 19,8 0,3 183,7 |
231,9 21,7 0,6 209,6 |
250,0 22,0 0,6 227,0 |
Молоко | ||||
Все категории хозяйств в т.ч. сельхозпредприятия фермеры население |
372,3 243,3 2,7 126,3 |
346,9 215,3 4,0 127,6 |
353,6 222,0 3,6 128,0 |
362,0 226,0 4,0 132,0 |
Скот и птица (живой вес) | ||||
Все категории хозяйств в т.ч. сельхозпредприятия фермеры население |
80,8 53,9 0,2 26,7 |
60,1 32,7 0,2 27,2 |
56,9 28,4 0,5 28,0 |
60,0 30,5 0,5 29,0 |
Яйца (млн.шт.) | ||||
Все категории хозяйств в т.ч. сельхозпредприятия население |
373,6 232,8 140,8 |
309,3 171,8 137,5 |
324,6 183,9 140,7 |
333,0 190,0 143,0 |
Приложение N 2
развития АПК до 2000 года
Производство
основных видов продукции пищевой и перерабатывающей
промышленности до 2000 года
1995г. отчет |
1997г. отчет |
1998г. прогноз |
2000г. прогноз |
|
Цельномолочная продукция (тыс.тонн) | 66,2 | 70,7 | 73,0 | 90,0 |
Масло животное (тыс.тонн) | 4,4 | 2,4 | 3,0 | 3,0 |
Сыры жирные (тыс.тонн) | 2,2 | 1,9 | 2,0 | 2,0 |
Мясо, включая субпродукты I кат. (тыс.тонн) |
19,9 |
11,4 |
12,0 |
15,0 |
Колбасные изделия (тыс.тонн) | 8,4 | 5,8 | 6,0 | 7,0 |
Водка и ликероводочные изделия (тыс.дал) |
1608,0 |
804,0 |
800,0 |
1500,0 |
Пиво (тыс.дал.) | 1823,0 | 1483,0 | 1500,0 | 1500,0 |
Безалкогольные напитки (тыс.дал.) | 600,0 | 1200,0 | 1200,0 | 1200,0 |
Кондитерские изделия (тыс.тн.) | 10,1 | 17,4 | 17,5 | 17,5 |
Спирт (тыс.дал.) | 503,0 | 374,0 | 420,0 | 500,0 |
Приложение N 3
развития АПК до 2000 года
Капитальные вложения
в агропромышленный комплекс (по департаменту сельского хозяйства)
(млн.руб)
1990г. отчет |
1991г. отчет |
1995г. отчет |
1997г. отчет |
2000г. прогноз |
|
Общий объем капитальных вложений (за счет всех источников финанси- рования в ценах 1991года) |
725,0 |
532,0 |
15,4 |
6,3 |
8,7 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Владимирской области от 8 июня 1998 г. N 383 "О программе развития агропромышленного производства Владимирской области до 2000 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания
Текст постановления опубликован в газете "Владимирские ведомости" от 19 июня 1998 г. N 62 (461)
Постановлением Губернатора Владимирской области от 31 марта 2009 г. N 228 настоящее постановление признано утратившим силу
Настоящий документ снят с контроля
Настоящий документ снят с контроля