Глава администрации |
И.В.Шамов |
Приложение 1
главы администрации г. Владимира
от 12 июля 2000 г. N 172
Результаты социально-экономической диагностики
проблем развития г.Владимира
Из отчета по научно-исследовательской работе (хоздоговор от
27.10.98 N 14), выполненной лабораторией социально-психологических
проблем хозяйственной реформы Института проблем занятости РАН.
г. Владимир 1998-1999 гг.
Научно-исследовательская работа проведена при непосредственном участии сотрудников аппарата администрации города Владимира и председателей комитетов городского Совета народных депутатов.
Основные выводы, имеющие отношения к проблемам развития города:
- Владимир, несмотря на свое положение центра области, благоприятное географическое расположение и развитую инфраструктуру, не является лидером среди других городов и районов области по привлечению инвестиций.
- Конкретного стереотипа "образа города" в прессе не существует. Нет сомнения, что такой образ должен быть сформирован и что это потребует значительных усилий и длительного времени.
- Между руководителями промышленных предприятий и администрацией города не сложились отношения, при которых каждая из сторон могла бы извлечь максимальную взаимную выгоду. Городская власть может рассчитывать на поддержку со стороны директорского корпуса при осуществлении своих замыслов, если эти замыслы будут понятны руководителям промышленных предприятий и восприняты ими как совместный с администрацией проект.
- От местной власти руководители финансовых структур ожидают разработки стратегии развития города и определения места финансовых структур в реализации этой стратегии. Влияние городских властей на деятельность финансовых структур может быть достаточно значительным. Для этого нужна региональная программа, в которой бы нашлось место для банков, страховых компаний. Единственным способом обеспечить направленную на город инвестиционную деятельность крупных банков является продуманная и активная деятельность органов власти по обеспечению более высокой привлекательности города по сравнению с другими.
- В течение многих лет почти не используется инвестиционный потенциал населения.
- Существует проблема слабой обратной связи органов власти с населением города, слабое знание интересов и потребностей разных групп, составляющих социальную структуру города.
- Решение основных проблем города требует (в долгосрочном плане) опережающей разработки стратегии развития города.
- Любая принятая стратегия развития города должна либо опираться на уже имеющееся и выявленное конкурентное преимущество, либо иметь целью сформировать это преимущество заново.
- Разработчикам видится Владимир в будущем как город "модерна" в западном стиле и максимального комфорта для жителей на основе научно-технического и социального прогресса. Очевидным являются также такие признаки как динамизм развития, минимум охранительных тенденций (по отношению к ряду социокультурных норм), уход от традиционного представления о быте, развитие сферы культуры и условий для творчества.
- Целями стратегического развития являются
- способствование гармоничному и устойчивому развитию города;
- обеспечение комфортных и безопасных условий среды обитания людей.
- В основу стратегического развития может быть положен один из нижеследующих вариантов представления о будущем образе города: - центр международного и внутреннего туризма; - деловой центр федерального уровня (промышленный, финансовый, политический); - образцовый социальный центр (комфортные условия жизни, наличие условий для развития самореализации личности); - научный и/или университетский центр. - Вариант развития города как туристского центра опирается на наличие в городе действительно уникальных памятников древней архитектуры, а также на развитию (к сожалению, в прошлом, хотя и недалеком) музейную структуру. Передача ряда музейных объектов и памятников архитектуры в собственность церкви привела к созданию новой ситуации со своими положительными и отрицательными сторонами для развития туризма.
Следует, однако, иметь в виду, что все высказанное вряд ли представляет собой уникальность города (Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Великий Новгород и ряд других городов обладают другими, но также уникальными объектами для привлечения туристов), так что можно, наряду с уникальностью каждого отдельного объекта говорить об уникальности Центральной России как объекта привлечения туристов. В первую очередь речь идет о развитии туристкой инфраструктуры, но не только о ней. Город должен обладать зонами отдыха, театрами и концертными залами, привлекающими лучших исполнителей страны и оборудованными по последнему слову техники. Город должен избавиться от зон очевидной бедности. Нужна огромная работа по закреплению лучших традиций народа. Но еще большая - по преодолению негативных традиций. Сложности, стоящие на этом пути, должны быть взвешены и сопоставлены со сложностями, возникающими в случае реализации других вариантов развития города.
- Вариант развития города как социального центра, города образцовой заботы о жителях, высшего (хотя бы по российским меркам) уровня комфортности среды обитания и наилучших условий для развития и самореализации личности является наиболее привлекательным с точки зрения самих жителей. Главной трудностью здесь являются низкие стартовые условия: слабо развитая транспортная и дорожная сеть, изношенный и устаревший жилой фонд, ряд социокультурных факторов; еще более значимым является сектор экономических проблем, связанный с состоянием экономики страны. Огромным препятствием могут стать экологические факторы (например, необходимость вывода некоторых производств за пределы городской черты, которая может привести к социальному взрыву). Наконец, этот вариант, в отличие от других, непосредственно не является источником дохода города, правда этот вариант может способствовать привлечению квалифицированных кадров для науки, промышленности, культуры, что косвенно повлечет за собой рост доходов.
В то же время социальная эффективность этого варианта является максимальной, поэтому отказ от него до того, как будет проведен сравнительный экономический (прежде всего - ресурсный) анализ был бы ошибочным.
- Вариант развития города как делового центра имеет то преимущество, что он опирается на наличие в городе развитой промышленности и значительного числа звеньев рыночной инфраструктуры. Следует, однако, иметь в виду, что в городе явно преобладает машиностроение, причем большинство машиностроительных предприятий производят продукцию, являющуюся промежуточным звеном для создания конечного продукта потребления. Здесь, правда, нужно отметить усилия ряда оборонных предприятий по созданию продукции непосредственного потребления. Потребуется развитие современной системы транспортного обслуживания, приема и распространения информации и т.д. Главной трудностью является устаревший производственный аппарат владимирских предприятий, т.е. обстоятельство, способное превратить базу развития города как промышленного центра в тормоз развития промышленности.
В городе слабо развиты финансовые структуры. Нужен мощный независимый банк и, скорее всего, не один. Нужна фондовая биржа. Серьезным тормозом здесь станет близость Москвы и Нижнего Новгорода с их мощной финансовой инфраструктурой. Для реализации рассматриваемого варианта потребуется какая-то уникальность города, способная побуждать деловые структуры выбирать Владимир в качестве места своего расположения.
Эти огромные трудности могут быть рассмотрены как неизбежная плата за также огромные перспективы, открывающиеся при этом перед городскими властями.
- Вариант развития города как научного центра связан (по крайней мере на стадии предварительного рассмотрения) с наибольшими возможностями по реализации и в то же время непрямыми возможностями получения экономического эффекта (в смысле пополнения городской казны). Конкурентное преимущество здесь достигается исходя их предположения, что соседние города выберут другой вариант развития (что весьма вероятно).
Главные проблемы, которые при этом придется решать - это проблемы выращивания и/или привлечения кадров, способных создать собственные научные школы. Чрезвычайную трудность представляет собой неизбежная необходимость создания крупной научной библиотеки. Интересно, что конкуренция со стороны Москвы может быть значительно сглажена, т.к. при определенных условиях правительство Москвы будет заинтересовано в ограничении числа роста числа учреждений, а, возможно, и в выводе их из столицы.
Необходимость привлечения кадров потребует создания для них максимально благоприятных условий в смысле комфортности жилья и быта, что может вызвать некоторый рост социальной напряженности в городе.
Социальная эффективность рассматриваемого варианта должна определяться формированием в городе мощного интеллектуального центра, способного резко поднять городскую культуру (хотя бы в силу своих повышенных культурных потребностей). Экономическая эффективность должна определяться реализацией (в том числе продажей) разработок ученых, а также ростом товарооборота за счет притока большого числа студентов, научных работников, специалистов разного профиля.
- Все рассматриваемые варианты непротиворечивы и могут быть реализованы параллельно друг другу, но одному из них (в условиях ограниченных ресурсов) следует придать доминантность; любой другой может реализоваться либо на базе развития основного варианта, либо для создания условий его развития.
Приложение 2
главы администрации г.Владимира
от 7 июля 2000 г. N 172
Общая система планирования городского развития
(основные положения)
Основание
1. Введение
2. Стратегическое планирование (выбор стратегических целей
городского развития и механизмов их реализации)
3. Мониторинг и прогнозирование социально-экономического развития
4. Перспективное и текущее комплексное планирование
5. Текущее финансовое планирование и формирование годового бюджета
Основание
1. Закон Владимирской области от 30.04.99 г. N 21-03 "О прогнозировании и программах социально-экономического развития".
2. Решение городского Совета народных депутатов от 24.09.98 г. N 196 "О концепции стратегического планирования и управления проектами в системе управления г.Владимира".
3. Постановление главы администрации г.Владимира от 6.04.98 г. N 114 "О механизме реализации проектов/программ в системе управления администрации города Владимира".
4. Отчет о ходе реализации Концепции генерального плана г. Владимира. УАиГ, 1999г.
5. Аналитическая записка "Разработка стратегического плана и управление устойчивого развития администрации города".
6. Результаты анкетирования "Перспективный комплексный план" социально-экономического развития и система планирования".
1. Введение
Система планирования городского развития включает четыре взаимоувязанных процесса (функции).
1. Стратегическое (на 10-15 лет) планирование (выбор стратегических целей городского развития и механизмов их реализации).
2. Мониторинг и прогнозирование социально-экономического развития.
3. Перспективное (на 3-5 лет) и годовое комплексное планирование.
4. Текущее финансовое планирование и формирование годового бюджета.
2. Стратегическое планирование (выбор стратегических целей
городского развития и механизмов их реализации)
Стратегическое планирование основывается на:
- изучении мнения целевых групп населения по вопросам стратегии развития города;
- учете городских исторических особенностей и традиций;
- оценке возможностей территории (города), в первую очередь с точки зрения ограничений по ресурсам;
- оценке возможностей (с точки зрения ресурсов) внешней для города среды (ближайших территорий);
- выяснении мнения субъектов внешней среды о городе;
- учете тенденций мирового и российского развития.
Стратегический план есть совокупность обоснованных целей развития города (или решения конкретных городских проблем), расставленных с заданными приоритетами, и механизмов их достижения.
Достижение поставленных целей предусматривается через процедуры разработки долгосрочных программ развития и их реализации с использованием принципов управления проектами и проектного финансирования. Достижению каждой цели соответствует своя долгосрочная программа, поэтому стратегический план представляет собой совокупность программ, содержащих механизмы достижения целей. Реализация механизмов осуществляется в виде отдельных конкретных проектов.
Критерием оценки стратегического плана служит степень приращения потенциала города от его реализации. Под потенциалом понимается способность города удовлетворять потребности и интересы горожан.
Социально-экономическая диагностика проблем развития г. Владимира, проведенная лабораторией социально-психологических проблем хозяйственной реформы Института проблем занятости РАН, показала, что приоритетными в развитии города могут стать социальное, деловое, туристическое и научно-образовательное направления. Поэтому первыми долгосрочными программами развития должны стать программы, реализующие данные направления.
Каждая из этих программ должна быть разработана так, чтобы при ее реализации ресурсы развития трансформировались в ресурсы жизнеобеспечения (жилье, коммунальные услуги, качество жизни) - основные компоненты растущего потенциала города.
Эти программы должны быть непротиворечиво связаны друг с другом так, чтобы реализация каждой из них способствовала накоплению ресурсов для реализации остальных.
Для организации выбора целей администрацией совместно с Советом сформирована рабочая группа по стратегическому планированию (РГСП). На всех этапах стратегического планирования РГСП осуществляет постановку задач (технических заданий на разработку) стратегического планирования и контролирует ход их выполнения. Под руководством РГСП функционируют две комиссии.
Первая - комиссия по социально-экономическому партнерству. Задачами этой комиссии являются выявление болевых точек и точек роста, изучение возможностей и мотивационных интересов целевых групп, формирование "ядер" социального партнерства, а также изучение менталитета населения и его ожиданий и предпочтений, носящих устойчивый характер. Иными словами, эта комиссия организует процесс анализа и диагностики социального аспекта развития и ресурсов, непосредственно неподконтрольных муниципалитету.
Вторая - комиссия по ресурсному и инвестиционному обеспечению. Задачами комиссии являются выработка механизмов по преодолению болевых точек и ресурсному обеспечению устойчивого роста.
Первая комиссия осуществляет функцию "Анализировать", а вторая - "Вырабатывать механизмы" в принятой концепции стратегического планирования и управления проектами. Работа комиссий связана друг с другом и координируется РГСП. Выявленные первой комиссией болевые точки и точки роста целевых групп являются основанием для выработки механизмов второй комиссией. В свою очередь если при разработке механизмов выявилась необходимость использования ресурсов других целевых групп, то они являются объектом изучения первой комиссии.
Обе комиссии состоят из руководителей профилирующих структурных подразделений администрации, а также привлеченных сотрудников. Комиссии вырабатывают технические задания и осуществляют приемку работ, выполняемых сторонними организациями, а также обеспечивают сбор информации, необходимой для анализа и выработки механизмов.
Технические задания на работы, выполняемые в интересах комиссий, обсуждаются на РГСП и утверждаются главой администрации. Внешняя экспертиза технических заданий и выполненных работ осуществляется экспертным советом при РГСП.
Привлеченные организации, осуществляющие разработку программ и проектов, используют технологию социального партнерства.
Рабочим органом деятельности комиссий является отдел перспективных разработок управления перспективного развития и внешних связей.
3. Мониторинг и прогнозирование социально-экономического развития
Прогнозирование социально-экономического развития территории (города) основывается на мониторинге городской среды и сценарных условиях развития Российской федерации, разрабатываемых Министерством экономики РФ.
Мониторинг городской среды содержит систему количественных и качественных социально-экономических показателей, отражающих стратегические направления городского развития.
Результатом прогнозирования является
а) прогноз социально-экономического развития города, разрабатываемый согласно Закону Владимирской области от 30.04.99 г. N 21-03 "О прогнозировании и программах социальноэкономического развития Владимирской области" по формам, предлагаемым администрацией области (данный прогноз является основой для разработки городского бюджета),
б) перспективный (на 3-5 лет) прогноз городских ресурсов для реализации стратегических целей городского развития.
Перспективный прогноз городских ресурсов включает:
- демографический прогноз (прогноз динамики населения по возрастному составу) и прогноз занятости;
- территориальный прогноз (прогноз динамики площади городских земель и ее структуры);
- экономический прогноз (прогноз динамики развития экономики города по отраслям народного хозяйства);
- финансовый прогноз (прогноз динамики доходной части городского бюджета).
4. Перспективное и текущее комплексное планирование
Планирование перспективного комплексного социальноэкономического развития города осуществляется путем разработки и интеграции комплексных и целевых программ (проектов) в направлении, которое задается стратегическими целями городского развития и опирается на перспективный прогноз городских ресурсов.
Организационной основой разработки и реализации муниципальных программ (проектов) является социально-экономическое партнерство.
Целью разработки и реализации муниципальных программ (проектов) является достижение стратегических целей городского развития путем объединения ресурсов бюджета, внебюджетных фондов, юридических и физических лиц.
Результатом перспективного комплексного планирования городского развития (сроком до 4 лет) является документ, сформированный на основе целевых муниципальных программ (проектов) и содержащий:
- мероприятия по социально-экономическому развитию города за счет муниципальных ресурсов;
- план деятельности органов местного самоуправления по формированию нормативно-правовой базы регулирующего характера в отношении экономической деятельности на территории города, направленной на приток и ускорение оборачиваемости ресурсов;
- план совместной деятельности органов местного самоуправления и других экономических субъектов, направленной на решение общегородских проблем путем объединения ресурсов.
В рамках перспективного комплексного плана социально- экономического развития на основе уточненного социально- экономического прогноза формируется годовой комплексный план.
5. Текущее финансовое планирование и формирование годового бюджета
Уточненный финансово-экономический прогноз развития города является основой для формирования плана доходной и расходной частей городского бюджета на очередной финансовый год.
Согласно годовому комплексному плану социальноэкономического развития города уточняется перечень плановых мероприятий для включения их финансирования в проект годового бюджета.
Результатом текущего финансового планирования является городской бюджет.
Приложение 3
главы администрации г.Владимира
от 12 июля 2000 г. N 172
Перечень
основных аналитических и исследовательских работ *
по разработке компонентов стратегического плана развития города
на период до конца 2000 года и 2001 год
Наименование работ | Сроки исполнения |
Исполнители | Примечание | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. |
Разработка механизмов транспортного обеспечения туристических потоков и привлечения инвестиций в транспортную отрасль. Разработка механизмов привлечения внебюджетных (частных) источников финансирования в развитие дорожного хозяйства исторического ядра города, в т.ч. в строительство Лыбедской магистрали. Разработка финансового механизма городских инвестиций (на возвратной основе) в инфраструктуру исторического ядра города. Выявление наиболее перспективных туристических потоков и прогнозирование их численности и доходности. Изучение потребностей потенциальных туристов и возможностей их удовлетворения без значительных капитальных затрат Разработка модели проведения ценовой и тарифной политики в историческом ядре города. Разработка первоочередных мер по приданию городу привлекательного туристического имиджа. Влияние городской культурной политики на стратегические направления развития города. Программа на 2001- 2003 годы. Взаимодействие высшей школы и стратегических направлений развития города. Программа развития инновационной деятельности на 2002-2004 годы. Разработка программы повышения деловой активности на территории города. (Владимир - деловой центр. 2002-2004 годы.) |
3 квартал 2000 года 4 квартал 2000 года 1 квартал 2001 года 2 квартал 2001 года 3 квартал 2001 года 3 квартал 2001 года 4 квартал 2001 года 4 квартал 2000 года 2 квартал 2001 года 4 квартал 2001 года |
ВлГУ ---- // ---- ---- // ---- ---- // ---- Институ т социоло гии РАН ВлГУ ---- // ---- ---- // ---- ---- // ---- ---- // ---- |
Программа "Развитие туризма в г.Владимире" на 2001-2005 годы ---- // ---- ---- // ---- ---- // ---- ---- // ---- ---- // ---- ---- // ---- |
* После утверждения программ развития и технических заданий на разработку проектов определение исполнителей проектов осуществляется по технологии муниципального социального гранта (по конкурсу).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации города Владимира от 12 июля 2000 г. N 172 "Об этапах разработки стратегического плана развития г.Владимира"
Текст постановления опубликован в газете "Молва" от 25 июля 2000 г. N 88 (1476)