Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
главы администрации Владимирской области
от 16 ноября 1995 г. N 377
Положение
о порядке установления лимитов размещения отходов и выдачи разрешений
природопользователям на захоронение, складирование, прием, передачу
и использование отходов производства и потребления
(временное)
1. Общие положения
1.1. Положения о порядке установления лимитов размещения отходов и выдачи разрешений природопользователям на захоронение, складирование, прием, передачу и использование отходов производства и потреблия (далее - Положение) до утверждения Правительством РФ порядка лицензирования обращения с отходами разработано в соответствии с Законами РФ "Об охране окружающей природной среды" и "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", с учетом временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации", разработанных Минприроды России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.04.94 N 375.
1.2. Настоящее Положение распространяется на всех юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы, а также физических лиц, включая иностранных граждан (далее именуются "природопользователи"), осуществляющих любые виды деятельности на территории Владимирской области, в результате которых образуются, используются, обезвреживаются, складируются и захороняются отходы производства и потребления, за исключением радиоактивных отходов.
Специализированные предприятия, осуществляющие производственную деятельность с целью размещения отходов, также являются природопользователями, и на них распространяются требования Закона РФ "Об охране окружающей природной среды", настоящего положения, а также решений органов исполнительной власти Владимирской области.
1.3. Положение определяет отношения между органами местного самоуправления, природопользователями и специально уполномоченными государственными органами по охране окружающей среды и охватывает все виды деятельности, связанные с образованием, сбором, хранением, переработкой, транспортировкой и захоронением отходов производства и потребления (далее - обращение с отходами).
1.4. В Положении применяются единые термины и определения (приложение N 1).
1.5. Требования Положения обязательны для исполнения в деятельности природопользователей и специально уполномоченных органов по охране окружающей природной среды.
1.6. Настоящее Положение действует до утверждения нормативно-методических документов, разрабатываемых в составе федеральной целевой программы "Отходы".
2. Экологические требования по обращению с отходами производства
и потребления
2.1. Природопользователь обязан:
принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей природной среды и сбережения природных ресурсов меры по обращению с отходами (приложение N 2, п. 1);
соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами (приложение N 2, п.п.1 и 4);
вести учет наличия, образования, поставок, использования и размещения всех отходов собственного производства и отходов, завозимых со стороны;
определять класс опасности отходов, образующих и используемых на предприятии (приложение N 2, п.29);
осуществлять раздельный сбор образующихся отходов по их видам, классам опасности и другим признакам с тем, чтобы обеспечить их использование в качестве вторичного сырья, переработку и последующее размещение;
обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей природной среды и здоровье людей при д необходимости временного накопления производственных или иных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления их на объект размещения (приложение N 2, п.26);
оформлять разрешение на размещение отходов, независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы, или арендованном.
2.2. Образование, сбор, накопление, хранение и первичная обработка отходов является неотъемлемой составной частью технологических процессов, в ходе которых они образуются, и должны быть отражены в технологических регламентах и другой нормативно-технической документации.
2.3. Деятельность природопользователя должна быть направлена на сокращение объемов (массы) образования отходов, внедрение безотходных технологий, преобразование отходов во вторичное сырье или получение из них какой-либо продукции, сведение к минимуму образования отходов, не подлежащих дальнейшей переработке, и захоронение их в соответствии с действующим законодательством.
2.4. Места складирования отходов на территории предприятия, их границы (площадь, объемы), обустройство, а также должностные лица, ответственные за их эксплуатацию, определяются приказом руководителя предприятия.
2.5. Предельные количества временного накопления отходов, сроки и способы их накопления на промышленной площадке утверждаются областным комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов по согласованию с территориальными органами других специально уполномоченных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического надзора.
2.6. Транспортировка отходов должна осуществляться способами, исключающими возможность их потери в процессе перевозки, создания аварийных ситуаций, причинения вреда окружающей среде, здоровью людей, хозяйственным и иным объектам. Транспортировка опасных отходов допускается только специально оборудованным транспортом, имеющим специальное оформление согласно действующим правилам (приложение N 2, п.п. 41-46, 58, 62).
2.7. Специализированные предприятия и установки по переработке отходов проектируют и эксплуатируют в соответствии с нормами технологического проектирования, строительными и санитарными нормами и правилами и действующим законодательством (приложение N 2, п.п. 23, 30, 31, 38, 39).
2.8. Размещение отходов допускается только при наличии у природопользователя соответствующего разрешения, которое выдается областным комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов и согласовывается с территориальными органами Госсанэпиднадзора России, Госгортехнадзора России, Роскомнедр, Роскомвода, а также организациями, на территории которых планируется размещение отходов (приложение N 2, п.1).
2.9. Разрешение на размещение отходов выдается только при обосновании невозможности их переработки (отсутствие технологического оборудования, методов и др.).
2.10. Выделение земельных участков под строительство объектов по размещению и уничтожению отходов осуществляется в соответствии с действующим законодательством по согласованию со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды на основе специальных геологических, инженерно-геологических и гидрогеологических исследований (приложение N 2, п.п. 1, 2, 3, 4). При необходимости проводится экологическая экспертиза обосновывающих материалов.
2.11. Объекты для размещения отходов должны быть обустроены и эксплуатироваться в соответствии с проектами, прошедшими государственную, геологическую и экологическую экспертизу, экологическими, строительными и санитарными нормами и правилами (приложение N 2, п.п. 23, 30, 31, 38, 39).
2.12. Строительство и эксплуатация подземных сооружений для захоронения отходов производства осуществляется в исключительных случаях, в соответствии с лицензией на право пользования недрами, выдаваемой территориальным органом Роскомнедр по согласованию с облкомприродой, территориальными органами Госсанэпиднадзора России, Госгортехнадзора, Роскомвода (приложение N 2, п. 14).
2.13. Отходы I, II, III классов опасности размещаются только на полигонах по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов, обустроенных в соответствии со СНиП (приложение N 2, п. 28).
2.14. Не допускается размещение опасных отходов на территории в границах и менее 3 км от границ городов и населенных пунктов, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах и зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, а также в районах развития геотектонических структур, образований и процессов, запрещается сброс отходов в водоемы общего пользования, подземные водоносные горизонты. Полное изложение санитарно-гигиенических требований к месту размещения опасных отходов приведено в Санитарных правилах N 3188-84 "Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения отходов" и N 2811-83 "Правила устройства и содержания полигонов ТБО".
2.15. На основании постановления Госкомстата России от 12.07.94 N 103 природопользователь представляет ежегодный отчет "Об образовании и удалении токсичных отходов" по форме "то" (токсичные отходы) в облкомприроду и департамент природопользования.
2.16. Передача (или получение) отходов одного природопользователя другому с целью их использования в качестве вторичного сырья для производства какой-либо продукции осуществляется при наличии соответствующего разрешения на размещение отходов (до утверждения Правительством РФ порядка лицензирования обращения с отходами).
3. Порядок установления лимитов размещения отходов
производства и потребления
3.1. На период разработки методических документов по нормированию размещения отходов действует система установления лимитов размещения отходов производства и потребления.
3.2. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 3.08.92 N 545 лимиты размещения отходов устанавливают место их размещения, предельные размеры выделяемой площади (объемов отходов) для складирования и захоронения, способы и условия размещения отходов и другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния отходов на состояние окружающей природной среды условия жизни населения.
3.3. Лимит размещения отходов - это объем (масс) отходов, который допускается размещать в установленный период времени. Он определяется исходя из норм расхода сырья и материалов с учетом планируемого объема производства продукции, за вычетом планового объема (массы) отходов, используемых в качестве сырья и материалов в соответствии с программами по использованию отходов, или переданных сторонним природопользователям в качестве сырья и материалов, с учетом мероприятий по сокращению объемов (массы) образования отходов и возможностей экологически приемлемого размещения отходов данного наименования.
3.4. Лимиты размещения отходов устанавливаются по всем наименованиям отходов в совокупности значений для отдельных объектов для размещения отходов.
3.5. Лимиты размещения отходов утверждаются облкомприродой по согласованию с территориальным органом Госсанэпиднадзора России по типовой форме (приложение N 3).
Обеспечение согласования и утверждения лимита размещения отходов вменяется в обязанность природопользователя.
3.6. Для установления лимитов размещения отходов природопользователь должен представить на согласование и утверждение материалы содержащие заявку, обоснование и первичную информацию, основанные на действующих нормативах, технологических регламентах, стандартах, технических условиях и т.п., результаты расчетов проектов лимитов и планы мероприятий по их достижению (приложения NN 4, 5, 6, 7).
3.7. Планы мероприятий по достижению природопользователем лимитов размещения отходов должны содержать конкретные мероприятия по снижению объемов образования и поступления в окружающую среду отходов производства и потребления, степень их опасности, а также строительству, реконструкции и повышению эффективности эксплуатации действующих объектов для размещения отходов.
При разработке мероприятий следует отдавать приоритет внедрению экологически прогрессивных технологий с учетом достижений отечественной и зарубежной науки и техники. Указанные планы утверждаются руководителем предприятия и должны быть обеспечены финансовыми, материально-техническими ресурсами, проектными и строительно-монтажными работами (приложение N 7).
3.8. Областной комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов рассматривает представленные материалы и в месячный срок принимает решение по утверждению лимитов размещения отходов или отклонению их на доработку. По особо крупным объектам (в отдельных случаях) срок рассмотрения материалов может быть продлен до двух месяцев.
Проекты лимитов размещения отходов, представленные после доработки, рассматриваются в те же сроки.
В случаях повторного отклонения материалов представленные после доработки проекты лимитов размещения отходов направляются на государственную экологическую экспертизу.
3.9. Лимиты размещения отходов производства и потребления устанавливаются сроком на один год.
3.10. Порядок пересмотра лимитов размещения отходов до истечения срока их действия устанавливается Владоблкомприродой при изменении существующих источников загрязнения окружающей среды отходами в связи с расширением (сокращением) производства, ликвидации (вводом в эксплуатацию) общерегиональных объектов для размещения отходов, отсутствием у природопользователя возможностей для обеспечения дальнейшего безопасного хранения отходов на промышленной площадке.
Пересмотр установленных лимитов размещения отходов осуществляется природопользователем в соответствии с п.3.6.
4. Порядок выдачи разрешений на размещение отходов
производства и потребления
4.1. Выдача природопользователю разрешений на размещение отходов производится Владоблкомприродой по типовой форме (приложение N 8).
4.2. Разрешение на размещение отходов оформляется на специально предназначенные для этих целей объекты (полигоны, санкционированные свалки, отвалы, другие накопители отходов, складирование на территории предприятий на специальных объектах или специально выделенных местах).
4.3. В разрешении устанавливается объем (масса) размещения отходов на конкретных объектах, сроки хранения и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека.
Количество отходов, разрешенное к размещению, устанавливается с учетом утвержденных природопользователю лимитов размещения отходов, планов мероприятий по их достижению и характеристики объектов для размещения отходов.
4.4. При размещении объемов (массы) отходов, превышающих установленный лимит, а также при отсутствии на территории области объектов для размещения отходов, оборудованных в соответствии с природоохранными требованиями, территориальный орган Минприроды России выдает разрешение на временно согласованное размещение отходов.
4.5. Разрешение на размещение отходов выдается сроком на один год.
4.6. Для получения на размещение отходов природопользователь обязан представить в облкомприроду следующие документы по установленной форме:
заявку на размещение отходов (приложение N 9);
лимит размещения отходов, установленный природопользователю на данный период;
перечень и характеристику отходов, подлежащих размещению (приложение N 6);
плановые мероприятия по достижению лимитов размещения отходов, согласованные с департаментом природопользования областной администрации (приложение N 7);
характеристику объектов, на которых предполагается размещение отходов; представляется на каждый объект (собственный или арендуемый), в т.ч. расположенный на территории предприятия (приложение N 9);
копию (по рекомендуемой форме) договора с администрацией объекта для размещения отходов в случае, если отходы направляются для размещения на объект, не принадлежащий данному природопользователю; владелец объекта, кроме того, представляет копии договоров с природопользователями, месторасположение которых находится за пределами Владимирской области.
Кроме того, природопользователь должен иметь
обоснование условий и сроков временного накопления отходов на промышленной площадке до момента их использования или направления на объект для размещения отходов, копию приказа руководителя предприятия в соответствии с п.2.4.;
заключения территориальных органов Госсанэпиднадзора России, департамента природопользования администрации Владимирской области, Госгортехнадзора России, Роскомнедр (базирующиеся на результатах геологических, инженерно-геологических и гидрогеологических исследований), Госкомвода, Росатомнадзора России (при необходимости); для владельцев объектов по размещению отходов - копии актов, удостоверяющих горный и земельный отвод;
плановые мероприятия по ликвидации аварийных ситуаций при размещении отходов;
заключение государственной экологической экспертизы облкомприроды на размещение отходов. При этом устанавливается возможность размещения опасных отходов на конкретном объекте с учетом полного предотвращения их вредного влияния на окружающую среду и здоровье населения, а также возможности природопользователя по сокращению объемов образования отходов и их использованию, а также внедрению безотходных и малоотходных технологических процессов производства, обеспечивающих комплексное использование природных ресурсов.
4.7. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации природопользователь несет ответственность за достоверность информации, содержащейся в материалах, обосновывающих размещение отходов.
4.8. Выдача разрешения не освобождает природопользователя от поиска потребителей, для которых данные виды отходов являются сырьевыми ресурсами, или технологий, сокращающих объемы образования отходов, а также выполнения мероприятий по организации, строительству и повышению эффективности эксплуатации объектов для размещения отходов.
4.9. Разрешение (отказ) на размещение отходов выдается природопользователю областным комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов в месячный срок, считая с момента получения всех документов от природопользователя. По особо крупным объектам (в отдельных случаях) срок может быть продлен до двух месяцев.
4.10. Природопользователь не позднее, чем за 2 месяца до истечения срока действия разрешения обязан подать все обосновывающие материалы в соответствии с п.4.6. для получения нового разрешения.
4.11. Аннулирование разрешения на размещение отходов осуществляется по решению облкомприроды и по инициативе ее территориальных органов ЦСЭН, и департамента природопользования областной администрации или вышестоящего органа системы Минприроды России в случаях угрозы загрязнения окружающей природной среды свыше допустимых норм, нарушения правил эксплуатации объекта или его сооружений (механизмов), нарушающих нормальный режим его эксплуатации, изменения состава, отходов, отрицательно влияющих на качество окружающей природной среды и не предусмотренных действующим разрешением.
5. Экологический контроль в системе обращения с отходами
5.1. Экологический контроль за всеми видами хозяйственной деятельности в системе обращения с отходами осуществляется на основе ст.68, 69, 70, 71 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды".
5.2. Экологический контроль производится территориальными органами Минприроды России, осуществляющими государственный контроль, а также экологической службой предприятия, организацией и учреждений которые осуществляют производственный экологический контроль (приложение N 2, п.13).
5.3. Экологический контроль в области обращения с отходами включает:
анализ существующих производств с целью выявления возможностей и способов уменьшения количества и степени опасности образующихся отходов;
проверку порядка и правил обращения с отходами, включая требования, предусмотренные международными соглашениями и договорами о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением;
проверку выполнения планов мероприятий по внедрению малоотходных технологических процессов, технологий использования и обезвреживания отходов, достижению лимитов размещения отходов;
определение массы размещаемых отходов в соответствии с выданными разрешениями;
проверку эффективности и безопасности для окружающей среды и здоровья населения эксплуатации объектов для размещения отходов;
анализ информации о процессах, происходящих в местах размещения отходов.
5.4. Служба производственного экологического контроля согласует с территориальным органом Минприроды России места и периодичность отбора проб для проведения замеров, перечень контролируемых показателей, применяемые методики анализов, объем и порядок представления информации о размещении отходов.
5.5. Контроль принятых или переданных на размещение отходов осуществляет природопользователь на основании акта сдачи отходов и контрольных талонов приема отходов к нему (приложение N 12).
5.6. Территориальные органы Минприроды России осуществляют государственный контроль за природоохранной деятельностью в соответствии с планами работ, а также при возникновении аварийных ситуаций, резком ухудшении экологической обстановки и по сигналам граждан и организаций.
5.7. При контроле за размещением отходов производится измерение объемов (массы) отходов, определение концентраций содержащихся в них веществ и установление по этим данным массы отходов в период времени и класса опасности. Полученные данные сравниваются с установленными в разрешении на размещение отходов.
5.8. Исходными данными для определения фактической массы размещаемых отходов служат:
- данные материального баланса на единицу выпускаемой продукции и инструментальные замеры;
- нормативы образования и использования отходов, применяемые при проектировании хозяйственных объектов, в т.ч. утвержденные отраслевые удельные характеристики отходов на единицу продукции;
- данные о временном режиме работы оборудования за квартал, год.
5.9. Фактическая масса отходов, принимаемых на объекте для размещения отходов, определяется владельцами этих объектов инструментальными замерами или расчетно и подлежит учету в установленном порядке в специальном журнале (приложение N 13). Выписка из журнала ежеквартально передается территориальному органу Минприроды России.
При необходимости пересчета объемных показателей количества отходов в весовые следует учитывать плотность конкретного отхода.
5.10. Прием от природопользователя отходов на размещение без наличия у него соответствующего разрешения запрещен. В этих случаях природопользователь должен обратиться в областной комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов за получением соответствующего разрешения для размещения отходов.
5.11. При превышении природопользователем количества отходов, установленных в разрешении на размещение для данного объекта, владелец этого объекта обязан в месячный срок представить выписку из журнала территориальному органу Минприроды России.
5.12. Санитарный контроль за всеми видами хозяйственной деятельности в системе обращения с отходами осуществляется органами санитарно-эпидемиологического надзора в соответствии с Законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ и другими нормативными документами Госсанэпиднадзора РФ.
5.13. При невыполнении в нормативные сроки планов мероприятий или отдельных этапов этих планов, в случаях превышения количества размещения отходов, установленного в разрешении на период выполнения указанных планов, а также при размещении отходов без соответствующего разрешения территориальные органы Минприроды России вправе предъявить природопользователю исковые претензии, руководствуясь действующим законодательством.
5.14. Должностные лица облкомприроды в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном порядке:
проводить проверки предприятий и объектов по всем видам деятельности, связанным с обращением отходов, получать необходимые объяснения, справки и сведения;
давать обязательные для исполнения предписания о приостановке работ, которые ведутся с нарушением правил и норм безопасного обращения с опасными отходами; в случае необходимости приостанавливать работы;
аннулировать при согласовании этой акции с органами, участвующими в оформлении разрешения, или приостановить действие разрешения на право ведения деятельности по обращению с отходами, в случае нарушения условий его действия, а также при возникновении опасностей аварий, причинения вреда окружающей природной среде;
привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в народный суд, предъявлять иски в арбитражный суд о возмещении ущерба и убытков, причиненных окружающей природной среде.
5.15. Количество отходов, обнаруженных размещенными в санкционированных местах, определяется территориальными органами Минприроды России расчетно или инструментальным замером.
Регистрация фактов самовольного размещения отходов в несанкционированных местах ведется территориальными органами Минприроды России в специальном журнале (приложение N 14).
Территориальные органы Минприроды России решает вопрос о приостановке самовольного размещения отходов, применяют по отношению к виновным соответствующие санкции.
6. Ответственность за соблюдение экологических требований
при обращении с отходами
6.1. Юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, а также физические лица, виновные в нарушении экологических требований законодательства Российской Федерации, выразившимся в :
- осуществлении деятельности по обращению с отходами без разрешения;
- нарушении правил сбора и временного накопления отходов на производственной площадке;
- перевозке опасных отходов в неисправных либо необорудованных для этих целей транспортных средствах;
- размещение отходов в несанкционированных либо не оборудованных для этих целей местах;
- нарушении учета, норм и правил образования, переработки, использования, размещения отходов;
- получении и передаче отходов без оформленной в установленном порядке документации;
- отказе в представлении или представлении неполной, искаженной документации (информации) по обращению с отходами, - подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке в размерах, установленных ст. 84 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды".
7. Возмещение вреда, причиненного нарушением требований
обращения с отходами
7.1. Причиненный вред должен быть возмещен в установленном порядке или на основе расчетов по методикам исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния природной среды с учетом понесенных убытков (приложение N 2, п. 63).
<< Назад |
Приложение >> N 1. Термины и определения |
|
Содержание Постановление главы администрации Владимирской области от 16 ноября 1995 г. N 377 "О Положении по порядку установления... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.