О том же едином налоге
С 1 июля 2001 года вступает в силу Закон Владимирской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Владимирской области "О введении на территории Владимирской области единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 30.05.2001 г. N 32-ОЗ (за исключением подпункта "в" пункта 2 статьи 1, который вступает в силу с 1 января 2002 года).
Редакция закона подготовлена специально созданной главой администрации области координационной группой по результатам анализа практики применений закона за 2000 год и поступивших предложений заинтересованных сторон.
В чем суть внесенных изменений?
1. На основании государственных стандартов установлена нормативная площадь посадочного места на предприятиях общественного питания.
2. В целях упрощения налогообложения к реализации за наличный расчет предприятиями розничной торговой сети, включая аптечные учреждения, отнесен бесплатный отпуск социально значимых товаров (в частности, лекарственных средств) отдельным категориям населения.
3. К услугам розничной торговли отнесен прием стеклянной посуды от населения независимо от места и условий осуществления этой деятельности.
4. Введено понятие розничной торговли горюче-смазочными материалами, снижена налоговая нагрузка на автозаправочные станции, имеющие топливораздаточные колонки с числом раздаточных пистолетов более двух.
5. Унитарные предприятия в отношении деятельности по оказанию автотранспортных услуг переведены на уплату единого налога на вмененный доход.
6. Понятие перевозок пассажиров маршрутными такси приведено в соответствие с законодательством Владимирской области.
7. Конкретные суммы налога, уплачиваемого субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющими пассажирские перевозки с предоставлением различного рода льгот отдельным категориям населения, будут устанавливаться решениями представительных органов местного самоуправления.
8. С 1 января 2002 года услуги по грузовым перевозкам, оказываемым юридическим лицам, переводятся на общеустановленную систему налогообложения. Это связано, вопервых, со значительными потерями (в 4-20 раз) бюджета после перевода таких услуг на уплату единого налога, о чем свидетельствует налоговая статистика в городах и районах области; вовторых, такого рода услуги, как привило, оплачиваются по безналичному расчету; в-третьих, многие предприятия выделили транспортные цеха в самостоятельные хозяйствующие субъекты, ставшие плательщиками единого налога, что привело к значительному сокращению объектов налогообложения по налогу на прибыль, НДС, налогу на имущество предприятий. налогу на пользователей автодорог.
9. Унитарным предприятиям в отношении оказываемых услуг бань и душевых предоставлено право добровольного перехода на уплату единого налога на вмененный доход.
10. Установлено, что каждый из составных корректирующих коэффициентов, образующих коэффициент "С", в зависимости от факторов, влияющих на предпринимательскую деятельность, не может быть менее 0,3 и более 3.
11. В связи с вступлением в силу с 1 января 2001 года части 2 Налогового кодекса РФ льготы предпринимателям - плательщикам единого налога на вмененный доход приведены в соответствие со льготами на доходы физических лиц. Увеличен размер льгот отдельным категориям налогоплательщиков:
- родителям, супругам и детям военнослужащих, а также государственных и муниципальных служащих, погибших при исполнении воинского долга или служебных обязанностей;
- участникам боевых действий в Афганистане, Республике Дагестан, Чеченской республике;
- родителям, супругам, опекунам, попечителям, на содержании у которых находится инвалид с детства или инвалид I группы.
12. Расширены условия перерасчета суммы налога в течение налогового периода.
13. В связи с зачислением налога на счета, открытые для органов федерального казначейства, внесены изменения в порядок распределения налога между бюджетами различного уровня и бюджетами внебюджетных фондов.
14. Одновременно с 1 июля 2001 года с уплаты единого налога на общеустановленную систему налогообложения переходят организации, осуществляющие деятельность по сбору металлолома.
Таким образом, закон Владимирской области приводится в соответствие с федеральным законодательством, в соответствии с которым объект налогообложения при осуществлении деятельности по сбору металлолома не установлен.
На общеустановленную систему налогообложения переводятся значительные обороты, связанные со скупкой у населения и реализацией за пределами области лома цветных металлов и имеющие, как правило, ярко выраженный криминальный оттенок.
В этой связи заслуживают пристального изучения постановления Правительства РФ, устанавливающие правила обращения и отчуждения лома цветных металлов, а также порядок лицензирования деятельности по заготовке, переработке и реализации такого лома.
В свою очередь у субъектов законодательной инициативы в лице депутатов есть реальная возможность подготовить и внести соответствующие изменения в федеральное налоговое законодательство в отношении этого вида деятельности.
Теперь о перспективах единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Во-первых, необходимо исключить из структуры налога страховые взносы во внебюджетные фонды и признать плательщиков единого налога на вмененный доход самостоятельными плательщиками единого социального налога.
Это предложение носит ярко выраженный социальный характер.
Дело в том, что в настоящее время размер отчислений на личные накопительные счета в Пенсионном фонде работников предприятий торговли, общественного питания, сферы бытового обслуживания и других видов деятельности зависит не от их дохода как физических лиц, а от размера единого налога на вмененный доход, уплачиваемого их предприятиями как налогоплательщиками.
Таким образом, чем меньше единый налог сегодня, тем меньше будет размер начисленных пенсий для работников этих предприятий в будущем независимо от того, какую зарплату они получают в настоящее время.
Об этом должны задуматься и индивидуальные предприниматели, которые в перспективе могут рассчитывать на пенсию, исчисляемую исходя из 22,725% уплачиваемого ими сегодня единого налога в Пенсионный фонд.
Во-вторых, целесообразно расширить перечень видов деятельности, где расчеты с населением за услуги, работы производятся за наличный расчет, подпадающих под единый налог, с правом субъекта РФ определять категории плательщиков - юридических и(или) физических лиц.
В-третьих, полномочия по установлению корректирующего коэффициента "О" в зависимости от особенностей подвидов деятельности (например, в бытовом обслуживании населения ремонт ювелирных изделий и ремонт обуви должны иметь различную доходность) передать на областной законодательный уровень.
Это связано с занижением значений коэффициента "О" представительными органами местного самоуправления в настоящее время.
В-четвертых, размер вмененного дохода следует регулировать коэффициентом в зависимости от уровня инфляции, определяемого на основе индекса потребительских цен на товары, услуги.
Изменения в законе о едином налоге не должны привести к потере его привлекательности, показателем которой служат не доля его в доходах бюджета (4-6%), а стабильный из года в год темп роста налога и заинтересованность налогоплательщика.
Заведующий отделом
экономического управления
администрации области | В.Сустретов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О том же едином налоге (В.Сустретов, "Владимирские ведомости", Приложение "Экономика.Финансы.Бизнес", 8 июня 2001 г., N 3)
Автор
В.Сустретов - заведующий отделом экономического управления администрации Владимирской области
"Экономика.Финансы.Бизнес". Региональное экономическое приложение к газете "Владимирские ведомости" от 8 июня 2001 г. N 3 (3)