Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Характеристика основных проблем развития внешнеторговых связей и инфраструктуры внешнеэкономической деятельности Владимирской области
Участие предприятий во внешнеторговых отношениях дает им существенные преимущества в виде расширения рынка сбыта своей продукции, гарантированности платежей от экспорта товаров. Кроме того, требования мирового рынка способствуют внедрению на предприятиях прогрессивных форм управления производством, персоналом и качеством выпускаемой продукции, что в конечном итоге отражается на снижении себестоимости товаров.
2.1. Степень интеграции экономики Владимирской области в мировую экономику характеризуется динамикой и характером экспортно-импортных операций. Для внешнеторговой деятельности промышленности Владимирской области характерны следующие тенденции:
Во-первых, отмечается существенное снижение областного экспорта товаров и услуг, так в 2000 году экспорт снизился в три с половиной раза по сравнению с уровнем 1996 года (табл.1).
Таблица 1
Основные показатели внешнеторговой деятельности предприятий
и организаций Владимирской области в 1996-2000 гг.
/--------------------------------------------------------------------\
| Показатели | 1996 1997 1998 1999 20003 |
|---------------------------+----------------------------------------|
| Общий объем регионального | 345,4 267,9 183,9 125,8 100,0 |
| экспорта, млн.US$ | |
| Общий объем регионального | 143,6 175,7 138,5 121,7 132,0 |
| импорта, млн.US$ | |
| Внешнеторговый оборот | 489,0 443,6 322,4 247,5 232,0 |
| области, млн.US$ | |
\--------------------------------------------------------------------/
Во-вторых, сокращается количество предприятий Владимирской области, участвующих во внешнеторговой деятельности, так в 1998 году их число составило 898, в 2000 году - 703 предприятия.
В-третьих, ежегодное снижение объемов экспорта и количества предприятий, участвующих во внешнеторговой деятельности, привело к образованию в 2000 году отрицательного сальдо торгового баланса, т.е. объем импортных закупок превысил величину экспортных поставок. В предшествующие годы сальдо торгового баланса было положительным, так величина превышения регионального экспорта над объемами импорта равнялась в 1996 г. - 42%, 1997 г. - 21%, 1998 г. - 15%, 1999 г. - 1,7% от всего внешнеторгового оборота.
В-четвертых, снижается показатель объема экспорта на душу населения во Владимирской области. В 1996 году данный показатель был в 3 раза меньше общероссийского уровня, в 2000 году - в 7 раз (табл.2). По сравнению с областями Центрального района России, Владимирская область по объему экспорта на душу населения уступает Тульской, Ярославской, Смоленской областям в три раза, Рязанской области в два раза.
Таблица 2
Показатели объема экспорта на душу населения
/------------------------------------------------------------------\
| Экспорт на душу населения,| 1996 1997 1998 1999 20004 |
| в US$ | |
|---------------------------+--------------------------------------|
| РФ | 598,7 598,8 504,1 511,3 502,1 |
| Владимирская область | 210,1 163,6 112,7 77,5 63 |
| Соотношение | 35% 27% 22% 15% 13% |
\------------------------------------------------------------------/
В-пятых, сокращаются импортные закупки зарубежных технологических машин и оборудования для обновления производственной базы. Так, если в 1997 году они осуществлялись на сумму около 60 миллионов долларов США, то в 2000 году - лишь на 33 миллиона долларов США.
В-шестых, за последние три года происходило постепенное уменьшение доли продукции с высокой степенью обработки в общем объеме экспорта, при параллельном увеличении импорта продовольственных товаров (табл.3).
Таблица 3
Структура регионального экспорта и импорта по группам товаров
1996 1997 1998 1999 2000 | |
Экспорт - всего, % в том числе по группам товаров: Продукция химической промышленности Металлы и изделия из них Машины, оборудование и транспортные средства Импорт - всего, % в том числе по группам товаров: Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье Продукция химической промышленности Машины, оборудование, транспортные средства |
100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 2,8% 2,6% 3,6% 4,8% 5,3% 9,8% 6,5% 6,5% 7,1% 7,2% 23,4% 53,2% 49,8% 44,3% 45,0% 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 16,7% 13,7% 17,5% 27,3% 25,1% 19,9% 18,0% 18,7% 15,6% 15,0% 32,7% 35,1% 27,7% 28,4% 26,7% |
В-седьмых, отмечается устойчивая тенденция снижения доли экспортной продукции в общем объеме промышленного производства ведущих отраслей промышленности Владимирской области, при этом усиливается сырьевая направленность экспорта (в т.ч. продукции с первичной обработкой) (рис.1).
Рисунок 1
- "Отношение экспорта к объемам производства по отдельным отраслям народного хозяйства Владимирской области в 1998-1999 гг."
В-восьмых, наряду со снижением торговой активности со странами дальнего зарубежья наблюдается сокращение объемов внешнеторговых контактов с традиционными партнерами из стран СНГ (объем экспорта в 2000г. составил 43% к уровню 1998 года), являвшимися основными покупателями продукции машиностроительного комплекса области.
2.2. Развитие инфраструктуры 5 внешнеэкономической деятельности является необходимым условием повышения внешнеторговой активности.
Для характеристики развития инфраструктуры внешнеэкономической деятельности Владимирской области необходимо указать на следующие негативные факты:
Во-первых, по результатам анализа внешнеторговых перевозок грузов, проведенного Владимирским областным отделением Российской транспортной инспекции, в 2000 году доля российских автоперевозчиков по вывозу экспортных грузов с территории Владимирской области составила 12,5 % - один из самых низких показателей по России (85 место среди 89 субъектов РФ).
Во-вторых, в области существует всего одна специализированная организация по информационному обслуживанию участников внешнеэкономической деятельности.
В-третьих, крайне слабо развита инфраструктура транспортнологистических фирм и складская инфраструктура (транспортнологистические фирмы-организации, осуществляющие весь спектр транспортно-экспедиторских услуг, услуг по таможенному оформлению товаров, информационных услуг в области экспортно-импортных операций).
Выводы
В настоящее время на процесс развития внешнеторговых отношений предприятий Владимирской области оказывают влияние следующие факторы:
- региональные товаропроизводители ориентируются, прежде всего, на растущий внутренний рынок, при этом процедура выхода на внешний рынок является достаточно длительной по времени, сложной и рискованной. Поиск зарубежного партнера, дорогостоящий переговорный процесс, необходимость скрупулезной контрактной подготовки сделок и многое другое делают внешнеторговые контакты малодоступными для местных производителей;
- в условиях трансформирования экономики, макроэкономической нестабильности, несовершенства законодательной базы остро ощущается нехватка информации практически во всех областях экономической жизни, в том числе данных о конъюнктуре мирового рынка, потребностях иностранных потребителей и т.п. Предприятия не столько заняты осуществлением прогрессивных структурных сдвигов, сколько борются за свое выживание, сохранение своего научнотехнического и производственного потенциала. Вместе с тем, даже в таком положении предприятия-экспортеры должны иметь внешнеэкономическую программу, так как конкуренция на внешнем и внутреннем рынке товаров диктует необходимость постоянной работы предприятия в направлении создания новых видов продукции и сфер деятельности, завоевания рынка, реализации новых форм и методов продвижения товаров на рынок;
- отсутствие развитой инфраструктуры внешнеэкономической деятельности, представленной коммерческими организациями, оказывающими автотранспортные, складские, коммуникационные и другие услуги, негативно влияет на активность внешнеторговых связей;
- национальные товаропроизводители не ощущают серьезной и эффективной государственной поддержки как на федеральном, так и на областном уровне. Конкурентные преимущества западных производителей в значительной степени объясняются системой организационно-экономических отношений между государством и фирмами, ориентированной на всемерную поддержку бизнеса.
Применение программно-целевого метода позволит:
1. Комплексно подойти к проблеме активизации внешнеторговой деятельности на территории области и решать проблемы в сфере развития экспорта услуг и технологий.
2. Целенаправленно и последовательно осуществлять регулирование органами государственной власти Владимирской области процесса организации инфраструктуры внешнеэкономической деятельности.
3. Проводить мониторинг внешнеторговой деятельности предприятий Владимирской области и принимать научно-обоснованные управленческие решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.