За последние 3 года ситуация в сельском хозяйстве области несколько стабилизировалась, увеличилось производство зерна, овощей, молока, мяса, яиц. Уровень государственной поддержки аграрного сектора за истекший период увеличился почти в 2 раза. Проведена земельная реформа и реорганизация сельхозпредприятий. Многие рентабельные хозяйства активно реформировали свой бизнес, занимались совершенствованием технологических процессов в животноводстве и растениеводстве, используя передовой опыт хозяйств области и других регионов. Предприняты первые шаги по привлечению в сельское хозяйство инвестиций со стороны перерабатывающих, промышленных и других предприятий, смене собственника.
Вместе с тем острейшей проблемой остается тяжелое финансовое положение сельского хозяйства, обусловленное ростом количества убыточных хозяйств. Объем кредиторской задолженности сельхозпредприятий в сравнении с годовым объемом выручки от реализованной продукции составляет более 70%. Отсутствие денежных средств привело к многократному уменьшению закупок новой техники и оборудования, из сельскохозяйственного оборота выведено 98 тыс. га пашни, рост производства сельскохозяйственной продукции сдерживается ресурсными ограничениями. Назрела необходимость привлечения дополнительных инвестиций в АПК.
В соответствии с Основными направлениями агропромышленной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы, в целях финансового оздоровления неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий, преодоления спада и формирования эффективного устойчивого агропромышленного производства, постановляю:
1. Одобрить Концепцию экономического оздоровления (реформирования) неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий согласно приложению.
2. Рекомендовать главам муниципальных образований городов, округов и районов:
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории муниципального образования;
- разработать план мероприятий по реформированию и экономическому оздоровлению сельскохозяйственных предприятий, в срок до 1 февраля 2002 г представить в департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации области для обобщения и контроля;
- принять меры по привлечению инвесторов из числа перерабатывающих, промышленных и других предприятий области, а также физических лиц для создания интегрированных структур в агропромышленном комплексе.
3. Контроль за исполнением данного постановления оставляю за собой.
4. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации области |
Н.Виноградов |
Приложение
главы администрации области
от 14 декабря 2001 г. N 650
Концепция экономического оздоровления (реформирования)
неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий
Владимирской области.
Анализ предварительных результатов финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий области за 2001 год показывает, что около 60 % из них являются финансово неустойчивыми. Сохранение высокой кредиторской задолженности, в том числе по заработной плате, крайняя изношенность основных фондов, деградация почвенного плодородия, технологическая отсталость с неизбежностью ведут эти хозяйства к экономическому краху со всеми вытекающими отсюда негативными социальными последствиями.
Для преодоления кризисного развития необходимо принятие неотложных мер, направленных на финансовое оздоровление, техническое перевооружение предприятий АПК, повышение эффективности управления и мотивации труда, что позволит в ближайшие 2 года стабилизировать их экономическое состояние, обеспечить рост сельскохозяйственного производства и снизить социальную напряженность на селе.
При этом предстоит решить три задачи:
1. Привлечь инвестиции для восстановления производственнотехнического потенциала сельскохозяйственных предприятий (приобретение тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники и оборудования), а также для обеспечения сельхозпроизводства оборотными средствами (расходы на ремонт техники, авансирование зарплаты, закупка семян, горюче-смазочных материалов, удобрений, гербицидов и т.д.).
2. Модернизировать систему управления и повысить технологическую дисциплину в растениеводстве и животноводстве.
3. Усилить мотивацию к высокопроизводительному труду и личную заинтересованность каждого работника в конечных результатах производства, а также повысить трудовую дисциплину а счет изменения системы внутрихозяйственных экономических отношений.
Имеющийся во Владимирской области опыт аграрных преобразований свидетельствует о том, что динамично развивающиеся промышленные, перерабатывающие и сельскохозяйственные организации, предпринимательские структуры, которые располагают значительными собственными финансовыми ресурсами или возможностями по привлечению заемных инвестиций, способны оказать реальную помощь в восстановлении финансовой устойчивости хозяйств и эффективном развитии сельскохозяйственного производства.
При этом в каждом случае выбор вариантов реформирования и финансового оздоровления зависит от индивидуальных интересов организаций-инвесторов и особенностей конкретных сельскохозяйственных предприятий.
Вариант 1. Создание интегрированных структур (преимущественно акционерных обществ), объединяющих сельскохозяйственные предприятия и предприятия перерабатывающие сельхозпродукцию, торговые, промышленные компании, другие организации и физические лица, выступающие в роли инвесторов.
При создании интегрированных структур предлагается следующая программа организационных действий:
1. Органы местного самоуправления на основе анализа финансовохозяйственной деятельности определяют перечень сельскохозяйственных организаций, расположенных на территории муниципального образования и подлежащих финансовому оздоровлению, оказывают содействие в поиске потенциальных инвесторов и создании новых интегрированных структур (преимущественно акционерных обществ).
2. Реформируемое сельхозпредприятие проводит инвентаризацию основных средств, их оценку независимым оценщиком, определяет перечень имущества, передаваемого в создаваемую интегрированную структуру.
3. Одновременно совместно с инвестором изучает объем и структуру кредиторской задолженности, возможность ее реструктуризации. Задолженность, по которой достигнута договоренность с кредитором о ее реструктуризации, впоследствии передается в создаваемую интегрированную структуру. При этом стоимость передаваемого имущества должна быть не менее суммы передаваемой кредиторской задолженности.
4. Реформируемое сельхозпредприятие на общем собрании учредителей принимает решение о передаче активной части основных средств в уставный фонд создаваемой интегрированной структуры. Доля сельхозпредприятия, как правило, менее 50% суммы уставного капитала, остальная часть вносится инвестором в течение срока, установленного законодательством. Рекомендуемая сумма инвестиций - не менее 4 тысяч рублей на 1 га сельскохозяйственных угодий.
5. Сельхозпредприятие может выступать учредителем новой интегрированной структуры непосредственно как юридическое лицо или его члены как физические лица. В первом случае на сумму переданного имущества за сельхозпредприятием закрепляется пакет акций (долей). По мере стабилизации финансово-экономического состояния созданного акционерного общества, увеличения его оборотных средств осуществляется выкуп принадлежащего реформируемому предприятию пакета акций (долей), в том числе путем погашения его кредиторской задолженности. В случае, когда учредителями новой структуры выступают физические лица (члены кооператива), выходящие из состава СПК, то имущество, по решению общего собрания, передается на сумму принадлежащих им имущественных паев, а эквивалентные ей по номинальной стоимости акции (доли) переходят в собственность физических лиц.
6. Вновь созданное предприятие заключает с кредиторами соглашение о реструктуризации принятой кредиторской задолженности со сроком погашения не менее 5 лет.
7. Порядок распоряжения собственниками принадлежащими им земельными долями при создании интегрированных структур осуществляется в соответствии с действующим законодательством (договор о долгосрочной аренде, продажа, внесение в уставный капитал и др.).
8. Каждый инвестор может одновременно проводить процедуру финансового оздоровления одной или нескольких сельскохозяйственных организаций в зависимости от имеющихся возможностей.
Практический опыт Владимирской области.
По первому варианту ведется реформирование СПК "Колокшанский" Собинского района. СПК и инвестор-фирма "Поком" совместно создали новое ООО "Селянин". Доля инвестора в уставном капитале - более 50 %. Кооператив передал в ООО часть имущества, необходимого для производственной деятельности (фермы, продуктивный скот). Инвестор направил на создание производственной базы свыше 10 млн. руб. (кормозаготовительная техника, трактора, оборудование для животноводческой фермы и др.). Активно ведется реструктурирование молочного производства, в результате суточный надой увеличился с 6 литров до 19.
Опыт Белгородской области.
Развитие кооперации и агропромышленной интеграции особенно успешно проходит в Белгородской области, где функционирует целый ряд созданных интеграционных структур, в основном акционерных обществ. 270 сельскохозяйственных предприятий (всего - 360) , находящихся на грани банкротства, вошли в интегрированные структуры, образованные совместно с предприятиями-инвесторами. Последние вложили в сельскохозяйственное производство более 4,3 млрд. руб. инвестиций или в среднем более 5 тыс. рублей на 1 гектар, ими обрабатывается более 70% пашни сельхозпредприятий. Произошло значительное обновление основных фондов, инвесторами приобретено более 600 тракторов, 170 комбайнов различных марок, 500 культиваторов, 400 сеялок и более 1500 единиц других видов сельскохозяйственной техники. Пополнение машинно-тракторного парка новой техникой дало возможность увеличить урожайность зерновых на 29%.
Инвесторами в Белгородской области выступают промышленные и перерабатывающие предприятия, расположенные в регионе и за его пределами, которые располагают собственными финансовыми ресурсами или имеют возможность привлечения заемных средств. На их базе создаются агропромышленные объединения холдингового типа. Как правило, они являются многопрофильными предприятиями и формируются путем сосредоточения в холдинг-компании контрольных пакетов акций перерабатывающих и агросервисных предприятий, сельскохозяйственных производственных кооперативов. Формирование контрольного пакета акций инициируют в первую очередь перерабатывающие предприятия Белгородской области, заинтересованные в увеличении объемов производства сельскохозяйственной продукции, создании прочной сырьевой базы, расширении товарооборота продуктов питания. Предприятия-инвесторы по преимуществу являются держателями контрольных пакетов акций.
По состоянию на 01.06.2001 г. инвестированием сельского хозяйства Белгородской области занимались 90 предприятий. Самыми крупными из них являются - Старооскольский горнообогатительный комбинат, ОАО "Эфирное", ООО "Белагрогаз", ЗАО "Краснояружский сахарный комбинат", ЗАО "Кристалл-Групп", ОАО "Белгородэнерго", ряд предприятий перерабатывающей промышленности - мясокомбинаты, молокозаводы, хлебозаводы и другие.
Получив контрольные пакеты акций, инвестор создает интегрированную структуру по типу холдинга, передав функции управления материнской компании, руководители и специалисты которой о своей квалификации, профессиональной подготовке способны разработать и ввести в действие соответствующие меры организационного и экономического характера. При этом материнская компания защищает интересы сельских товаропроизводителей в их отношениях с перерабатывающими и обслуживающими предприятиями, регулирует внутренний диспаритет цен на услуги, сельскохозяйственное сырье и конечную продукцию.
Например, акционерное общество "Кристалл - Групп", созданное на базе сахарного завода, объединяет 13 хозяйств, молокозавод, мясокомбинат, элеватор, обрабатывает 23,7 тыс. га пашни, имеет управленческую компанию, которая осуществляет функции управления каждого подразделения на основе бизнес-плана и ежемесячной бюджетной росписи доходов и расходов. Доля инвестора в уставном капитале - 50%.
Вариант 2. Присоединение неплатежеспособного к финансово устойчивому сельхозпредприятию.
Реализация этого варианта может проводиться без изменения организационно-правовой формы основного предприятия, к которому осуществляется присоединение.
Практический опыт Владимирской области.
Вариант был применен в СПК "Племзавод "Стародворский" Суздальского района. В марте 2001 г. на общем собрании племзавода было принято решение о присоединении неплатежеспособного СПК "Цибеево". За два месяца специалистами обоих хозяйств проведена большая работа по передаче имущественного комплекса и вхождению членов СПК "Цибеево" в состав СПК "Стародворский", при этом было передано не только имущество, но и кредиторская задолженность присоединенного хозяйства. В настоящее время СПК "Цибеево" ликвидирован, зарегистрированы новые учредительные документы племзавода "Стародворский", который в результате присоединения увеличил свои посевные площади почти на 3 тыс. га., поголовье дойного стада и производство молока.
В Меленковском районе ведется подготовительная работа по присоединению неплатежеспособного СПК "Высоковское" к СПК "Дмитриевы Горы", что также даст возможность устойчиво работающему хозяйству увеличить посевные площади и укрепить кормовую базу.
Вариант 3. Инвестиции в обмен на контрольный пакет акций реформируемого предприятия.
Практический опыт Владимирской области.
В 1999 г. 70% акций АОЗТ по свиноводству "Владимирский" были проданы предприятию ЗАО АВК "Эксима", инвестирующему развитие комплекса по откорму свиней. В 2000 г. свинокомплексу была оказана помощь на сумму 165 млн. руб., финансовые вложения позволили стабилизировать работу предприятия, увеличить поголовье свиней до 77,5 тыс. голов и производство мяса за год в 1,7 раза. В текущем году инвестор планирует направить на развитие свинокомплекса около 250 млн. руб.
В целях развития интеграции и финансового оздоровления птицефабрики "Курс" Собинского района, ее контрольный пакет акций продан производственному объединению "Владзернопродукт", осуществляющему производство комбикормов. Произведена смена руководства, начато инвестирование производства. За счет инвестиций закуплено 412 тыс. голов молодняка птицы с более высокой продуктивностью, осуществляется поставка комбикормов, ветпрепаратов, производится замена оборудования птицеводческих корпусов, восстанавливается автотракторный парк. Реализация птицеводческой продукции производится через Торговый Дом "Владзернопродукт". В текущем году" инвестор по аналогичному варианту работает с ЗАО "Ковровская птицефабрика".
ОАО "Лакинское "Молоко" с целью закрепления постоянной сырьевой базы приобрело контрольный пакет акций ОАО "Кишлеево", ОАО им.Жуковского", "Трудовик", "Воршанское".Около 6 млн. рублей в текущем году были направлены на проведение весенне - полевой компании, развитие кормовой базы, а также на реконструкцию и строительство животноводческих ферм .
Активно проводится работа по передаче имущественного комплекса и земли неплатежеспособного хозяйства СПК "Улыбышево" в обмен на инвестиции ОАО "Свет" Судогодского района. Аналогичные примеры есть и в других районах.
Реализация предложенных в концепции вариантов позволит создать новые финансово устойчивые сельскохозяйственные предприятия.
Государственное управление процессом реформирования сельскохозяйственных предприятий будет осуществляться через деятельность Координационной группы, которая сформирована при администрации области, в нее войдут заинтересованные структуры государстве днного управления и основные кредиторы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Владимирской области от 14 декабря 2001 г. N 650 "О мерах по экономическому оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий области"
Текст постановления опубликован в газете "Владимирские ведомости" от 17 января 2002 г. N 10 (1235)