Инструкция
"О порядке списания воздушных судов и авиационных двигателей, разделки и использования снятого с них авиационно-технического имущества"
(утв. Министерством гражданской авиации СССР 20 июня 1989 г. N 19/И)
1. Общие положения
1.1. Исключение воздушных судов из Государственного реестра гражданских воздушных судов Союза ССР производится в соответствии со статьей 15 Воздушного Кодекса Союза ССР в случае:
- списания воздушного судна вследствие физического износа, аварии, нарушения нормальных условий эксплуатации и по другим причинам;
- снятия воздушного судна с эксплуатации из-за морального износа, при обнаружении конструктивно-производственных недостатков, могущих привести к летным происшествиям и другим причинам.
1.2. Списание воздушных судов и авиационных двигателей в эксплуатационных предприятиях и научно-исследовательских институтах гражданской авиации производится на основании актов, утвержденных начальниками управлений, объединений и научно-исследовательских институтов.
В учебных заведениях гражданской авиации списание воздушных судов и авиационных двигателей производится на основании актов, утвержденных начальником управления учебных заведений МГА.
1.3. Передача списанных воздушных судов и авиационных двигателей в учебное заведение, предприятие гражданской авиации или другое ведомство, а также постановка, списанных воздушных судов на хранение в резерв производится на основании соответствующего приказа руководителя предприятия, утверждающего акт на списание воздушного судна (авиационного двигателя)*(1).
1.4. Все комплектующие изделия*(2), снятые со списанного воздушного судна (авиационного двигателя) при его разукомплектовании и разделке приходуются по соответствующим счетам, на которых учитываются указанные ценности.
1.5. Снятые с самолетов, вертолетов и двигателей запасные части принимаются на учет в условной оценке по одному рублю за единицу, а после восстановления (ремонта) приходуются на складах по фактической стоимости их ремонта (Инструкция МГА от 28.07.86 N 574).
Непригодные изделия, узлы, детали приходуются на лом или утильсырье по цене возможной реализации или использования.
1.6. Должностные лица, дающие заключение о необходимости списания авиационной техники, и руководители, разрешающие ее списание, несут ответственность за обоснованность списания.
2. Порядок списания воздушных судов и авиационных двигателей
2.1. Первичным документом на списание воздушного судна (авиационного двигателя) является акт, составленный постоянно действующей комиссией, назначенной приказом командира объединенного авиационного отряда, начальника научно-исследовательского института, начальника учебного заведения ГА, директора ремонтного завода ГА*(3).
Примечание: В случае, если штаты управления и ОАО объединены постоянно действующая комиссия назначается приказом по управлению.
2.2. Постоянно действующую комиссию рекомендуется создавать в следующем составе:
начальник или главный инженер АТБ ОАО, ремонтного завода (заместитель главного инженера ЛИК НИИ, главный инженер ИАС учебного заведения);
представитель ТКБ (начальник цеха, инженер авиационного отряда учебного заведения);
представитель ОТК;
представитель ПДО (ПДТ);
представитель ОМТС;
представитель бухгалтерии.
При оформлении списания авиатехники, находящейся на ремонтном заводе, в состав постоянно действующей комиссии вводится представитель предприятия-владельца авиатехники.
2.3. Постоянно действующая комиссия на предприятии:
а) производит непосредственный осмотр объекта, подлежащего списанию, изучает эксплуатационную документацию (формуляры, паспорта и этикетки), устанавливает непригодность к восстановлению и дальнейшему использованию;
б) устанавливает причины, обусловившие необходимость списания объекта (отработка назначенного ресурса, нарушение нормальных условий эксплуатации, авария и др.), а в необходимых случаях - виновных в этом лиц;
в) определяет возможность использования комплектующих изделий, узлов, деталей, материалов списываемого объекта;
г) составляет акт на списание объекта.
2.4. Для определения возможности использования комплектующих изделий со списываемых воздушных судов (авиационных двигателей) производится анализ их технического состояния и анализ эксплуатационной документации (формуляры, паспорта, этикетки).
При необходимости, для уточнения оценки технического состояния комплектующих изделий (особенно дорогостоящих), может производиться демонтаж их в направление на проверку в лаборатории.
2.5. На основании проведенного анализа составляется ведомость оценки технического состояния комплектующих изделий, которая является неотъемлемой частью акта на списание воздушного судна (авиационного двигателя).
Форма ведомости приведена в приложении 2.
2.6. В акте указываются данные, характеризующие воздушное судно (авиационный двигатель): тип, опознавательный знак и заводской номер, дата выпуска, наработка с начала эксплуатации и после последнего ремонта (в летных часах, посадках, запусках), количество ремонтов, первоначальная стоимость (для переоцененных - восстановительная), сумма начисленного износа по данным бухгалтерского учета, величина убытков в случав списания из-за аварии, нарушения условий эксплуатации, стихийного бедствия.
Описание технического состояния, приведенное в акте, должно отражать результаты осмотра объекта, списания и эксплуатационной документации, давать полную его характеристику и обоснование нецелесообразности или невозможности восстановления.
Форма акта на списание воздушного судна приведена в приложении 1.
2.7. К акту на списание воздушного судна прилагается свидетельство о его регистрации и ведомость оценки технического состояния комплектующих изделий.
При списании воздушного судна пли авиационного двигателя вследствие преждевременного износа, нарушения условий эксплуатации, повреждения или утраты к акту на списание прилагаются материалы расследования причин, вызвавших их непригодность с указанием мер, принятых в отношении виновных лиц.
В случае, если планируется передать списанное воздушное судно (авиационный двигатель) в учебное заведение, предприятие гражданской авиации или другое ведомство или поставить на хранение, в резерв, к акту на списание должен быть приложен соответствующий запрос.
2.8. Акт на списание воздушного судна (авиационного двигателя) подписанный постоянно действующей комиссией, вместе с приложениями, передается на заключение:
2.8.1. В эксплуатационных предприятиях, входящих в управления, объединения - командиру объединенного авиационного отряда.
После подписи командиром ОАО акт заверяется гербовой печатью и в трехдневный срок представляется на заключение главному инженеру управления (объединения), который в дальнейшем передает его на утверждение начальнику управления (объединения) ГА*(4).
2.8.2. В научно-исследовательском институте - главному инженеру и начальнику летно-испытательного комплекса. Подписанный начальником ЛИК акт передается непосредственно начальнику института на утверждение.
2.8.3. В учебном заведении акт на списание воздушного судна (авиационного двигателя) направляется на заключение начальнику учебного заведения, а затем - на утверждение начальнику управления учебных заведений МГА.
2.9. В эксплуатационных предприятиях, являющихся самостоятельными структурными единицами на уровне управлений (объединений), т.е. являющихся владельцами авиационной техники, акт на списание воздушного судна (авиационного двигателя) после подписи постоянно действующей комиссией передается на утверждение руководителю этого предприятия.
2.10. Утвержденный акт направляется руководителю предприятия, в котором эксплуатировалось списанное воздушное судно (авиационный двигатель).
После получения акта производится разукомплектование, разделка и списание воздушного судна (авиационного двигателя) с баланса.
2.11. Копия акта о списании воздушного судна направляется в инспекцию по безопасности полетов управления и Главную инспекцию по безопасности полетов МГА.
К копии акта о списании воздушного судна, направляемой в Главную инспекцию по безопасности полетов МГА, прикладывается свидетельство о его регистрации.
Копия акта о списании авиационного двигателя направляется в Главное управление эксплуатации авиационной техники.
2.12. На основании акта о списании воздушного судна инспекцией по безопасности полетов управления гражданской авиации производится погашение удостоверения о годности данного воздушного судна к полетам.
2.13. Главная инспекция по безопасности полетов МГА на основании полученных документов производит исключение воздушного судна из Государственного реестра гражданских воздушных судов Союза ССР и погашение свидетельства о регистрации, а копию акта направляет в ГУЭАТ МГА для учета списанной авиатехники.
2.14. Акт о списании является основанием для снятия с баланса воздушного судна (авиационного двигателя) и оприходования годных комплектующих изделий по соответствующим счетам. Непригодные комплектующие изделия и материалы приходуются как вторичное сырье.
2.15. Техническая документация на списанное воздушное судно (авиационный двигатель) уничтожается после его разукомплектования и разделки.
2.16. Срок хранения актов о списании воздушных судов (авиационных двигателей) - 3 года.
3. Порядок разукомплектования списанного воздушного судна (авиационного двигателя)
3.1. Разукомплектование воздушного судна (авиационного двигателя) производится после получения утвержденного акта на списание.
До получения акта проведение этих работ запрещается.
Примечание:
Разукомплектование списанных воздушных судов (авиационных двигателей), подлежащих передаче в учебные заведения, предприятия гражданской авиации или другим ведомствам, а также постановке на хранение, в резерв, производится после получения соответствующего приказа.
3.2. Работы по разукомплектованию списанного воздушного судна (авиационного двигателя) выполняются под руководством постоянно действующей комиссии.
3.3. Демонтаж комплектующих изделий производится в соответствии с ведомостью оценки их технического состояния, приложенной к акту на списание воздушного судна (авиационного двигателя).
На списанном воздушном судне, передаваемом в другое ведомство, снимается спецаппаратура и радиооборудование.
3.4. Годные комплектующие изделия классифицируются на исправные и подлежащие ремонту. Исправные комплектующие изделия, имеющие остаток ресурса, оставляются на складе ОМТС предприятия для дальнейшего использования. Изделия, подлежащие ремонту, сдаются на склады для отправки в ремонт в установленном порядке.
Каждое изделие сдается на склад с заполненными формуляром, паспортом или этикеткой.
Непригодные изделия сдаются как металлолом.
3.5. Устанавливать на другие воздушные суда (авиационные двигатели) комплектующие изделия с воздушного судна (авиационного двигателя) списанного из-за аварии, без ремонта и проверки - запрещается.
3.6. После разукомплектования воздушного судна (авиационного двигателя) постоянно действующая комиссия составляет перечень непригодных к дальнейшей эксплуатации изделий (агрегатов, блоков, приборов и т.д.), содержащих драгоценные металлы, и организует выполнение работ по изъятию этих металлов в соответствий с инструкцией МГА от 10.06.87 г. N 34/И.
.
Зам. Начальника ГУЭАТ |
В.Н. Кривошеев |
Заместитель Министра |
В.В. Горлов |
_____________________________
*(1) Порядок постановки и хранения воздушных судов в резерве приведен в "Положении о порядке списания и хранения выработавшей ресурс авиационной техники" (указание МГА от 25.03.86 N 21/и-ДСП).
*(2) Под комплектующими изделиями понимаются изделия, имеющие формуляры, паспорта и этикетки.
*(3) в дальнейшем - предприятия
*(4) В управлениях, в которых штаб объединен со штабом ОАО, акт передается на заключение главному инженеру управления, а затем на подпись начальнику управления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Исключение воздушных судов из Государственного реестра гражданских воздушных судов Союза ССР производится, в частности, в случае списания воздушного судна вследствие физического износа, аварии, нарушения нормальных условий эксплуатации и по другим причинам. Утвержден порядок списания воздушных судов и авиационных двигателей, а также разукомплектования, приведения в нелетное состояние и разделки списанного воздушного судна или авиационного двигателя.
Решение о списании в эксплуатационных предприятиях и научно-исследовательских институтах гражданской авиации принимается начальниками управлений, объединений и научно-исследовательских институтов, в учебных заведениях гражданской авиации - начальником управления учебных заведений МГА.
После списания воздушные суда и авиационные двигатели могут передаваться в учебное заведение, предприятие гражданской авиации или другое ведомство, а также ставиться на хранение в резерв.
Инструкция "О порядке списания воздушных судов и авиационных двигателей, разделки и использования снятого с них авиационно-технического имущества" (утв. Министерством гражданской авиации СССР 20 июня 1989 г. N 19/И)
Текст инструкции официально опубликован не был
Приказом Минтранса России от 4 декабря 2020 г. N 541 настоящий документ признан не действующим на территории РФ с 4 декабря 2020 г.