Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону
Владимирской области
от 6 марта 2002 г. N 23-ОЗ
Государственная программа
развития малого и среднего предпринимательства
во Владимирской области на 2002 - 2003 годы и перспективу на 2004 год
Структура программы
I. Паспорт программы
II. Состояние предпринимательства в области.
III. Цели и задачи программы
IV. Основные направления реализации программы
V. Механизм реализации и управления программой
VI. Меры по реализации программы развития малого
VII. Ресурсное обеспечение программы
VIII. Ожидаемые результаты. Эффективность от реализации
I. Паспорт государственной программы развития малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2002 - 2003 годы и перспективу на 2004 год
Наименование программы: |
Государственная программа развития малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2002 - 2003 годы и перспективу на 2004 год. (далее по тексту "предпринимательство") |
Законодатель- ная база для разработки программы: |
- Федеральный закон от 14.06.95 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"; - Закон Владимирской области от 25.02.98 г. N 50 "О государственной поддержке малого предпринимательства во Владимирской области"; - Распоряжение главы администрации области от 07.05.2001 N 348-р о разработке государственной программы развития малого предпринимательства во Владимирской области на 2002-2003 годы. |
/---------------------------------------------------------------------------\
|Заказчик: |- Администрация Владимирской области. |
|--------------+------------------------------------------------------------|
|Система |- Администрация Владимирской области; |
|контроля за |- Законодательное Собрание Владимирской области; |
|исполнением |- Общественный Совет по поддержке и развитию |
|программы: | малого и среднего предпринимательства Владимирской |
| | области. |
|--------------+------------------------------------------------------------|
|Основные |- Центр поддержки предпринимательства |
|разработчики | администрации Владимирской области; |
|программы: |- Владимирское отделение Российской ассоциации |
| | развития малого и среднего предпринимательства; |
| |- Рабочая группа, созданная распоряжением главы |
| | администрации области от 07.05.2001 года, N 348-р. |
|--------------+------------------------------------------------------------|
|Исполнители: | Центр поддержки предпринимательства; |
| | Областной Фонд поддержки малого предпринимательства |
| |(по согласованию); |
| | Главное финансовое управление администрации области |
| |(по согласованию); |
| | Экономическое управление администрации области (по |
| |согласованию); |
| | Управление промышленности администрации области (по |
| |согласованию); |
| | Департамент внешних экономических связей |
| |администрации области (по согласованию); |
| | Управление жизнеобеспечения и развития |
| |инфраструктуры администрации области (по |
| |согласованию); |
| | Торгово-промышленная палата Владимирской области (по |
| |согласованию); |
| | Управление потребительского рынка и услуг |
| |администрации области (по согласованию); |
| | Управление по труду администрации области (по |
| |согласованию); |
| | Департамент строительства и архитектуры |
| |администрации области (по согласованию); |
| | Управление общественных связей и СМИ (по |
| |согласованию); |
| | Областной комитет государственной статистики (по |
| |согласованию); |
| | Владимирское областное агентство поддержки |
| |предпринимательства (по согласованию); |
| | Владимирское территориальное управление МАП РФ (по |
| |согласованию); |
| | Межрегиональный маркетинговый центр "Владимир- |
| |Москва" (по согласованию); |
| | Владимирское отделение Российской ассоциации |
| |развития малого и среднего предпринимательства (по |
| |согласованию); |
| | Муниципальные фонды поддержки малого |
| |предпринимательства (по согласованию). |
|---------------------------------------------------------------------------|
| Цели и задачи программы: |
|---------------------------------------------------------------------------|
|Стратегическая|Обеспечение благоприятных условий для развития |
|цель: |предпринимательского сектора экономики Владимирской |
| |области. |
|---------------------------------------------------------------------------|
| Базовые мероприятия программы |
|---------------------------------------------------------------------------|
|Цель N 1 |Сохранение количества реально работающих малых |
| |предприятий на уровне 01.01.2001 года (7000 |
| |предприятий) с сохранением аналогичных тенденций с |
| |предприятиями сферы предпринимательства в целом. |
|Цель N 2 |Сохранение числа постоянно занятых на малых |
| |предприятиях на уровне 01.01.2001 года - около 10% от |
| |общей численности занятых в экономике области, с |
| |сохранением аналогичных тенденций на предприятиях |
| |сферы предпринимательства в целом. |
|Цель N 3 |Сохранение доли вклада малых предприятий в ВРП |
| |области на уровне 01.01.2001 года (5,5%) с |
| |сохранением аналогичных тенденций с предприятиями |
| |сферы предпринимательства в целом, при прочих равных |
| |условиях. |
|--------------+------------------------------------------------------------|
| Задача N 1:|Совершенствование законодательной базы поддержки |
| |предпринимательства. |
| Задача N 2:|Совершенствование организационной структуры поддержки |
| |предпринимательства на уровне области. |
| Задача N 3:|Подготовка кадров для предпринимательства. |
| Задача N 4:|Финансовое обеспечение предпринимательских программ и |
| |проектов. |
| Задача N 5:|Взаимодействие со средой формирования |
| |предпринимательства, реструктуризация крупных |
| |предприятий, консалтинг. |
|---------------------------------------------------------------------------|
| Мероприятия перспективного развития |
|---------------------------------------------------------------------------|
|Цель N 1 |Увеличение количества реально работающих малых |
| |предприятий в общем количестве зарегистрированных |
| |предприятий на 10-15 %% с сохранением аналогичных |
| |тенденций с предприятиями сферы предпринимательства в |
| |целом. |
|Цель N 2 |Увеличение числа постоянно занятых на малых |
| |предприятиях с 9,3 % на 01.01.2001 года до 11-12% от |
| |уровня общей численности занятых в экономике области, |
| |с сохранением аналогичных тенденций на предприятиях |
| |сферы предпринимательства в целом. |
|Цель N 3 |Увеличение доли вклада малых предприятий в ВРП |
| |области с 5,5% на 01.01.2001 года до 9,6-10 %%, с |
| |сохранением аналогичных тенденций с предприятиями |
| |сферы предпринимательства в целом, при прочих равных |
| |условиях. |
| Задача N 1:|Совершенствование внешней среды развития |
| |предпринимательства. |
| Задача N 2:|Совершенствование кредитно-финансовых механизмов и |
| |имущественная поддержка субъектов |
| |предпринимательства. |
| Задача N 3:|Развитие бизнеса и повышение эффективности |
| |функционирования инфраструктуры поддержки |
| |предпринимательства. |
| Задача N 4:|Реализация специализированных программ в сфере |
| |предпринимательства. |
| Задача N 5:|Развитие сотрудничества в сфере предпринимательства |
| |на межрегиональном уровне. |
|--------------+------------------------------------------------------------|
|Ожидаемые | Количество реально работающих малых предприятий от |
|результаты от |7000 до 7500; |
|реализации | До 57 тысяч занятых на малых предприятиях. |
|программы: | Доля малых предприятий в общем объеме ВРП от 9,6 до |
| |10 %%. |
| | Прирост доли малого бизнеса в общем объеме налоговых |
| |поступлений по области на 5,5 - 8 %% от имеющихся |
| |показателей по предпринимательству. |
|--------------+------------------------------------------------------------|
|Общий объем и |Всего: 32 045 тысяч рублей. |
|источники |Из них: |
|финансирования| - средства областного бюджета - 13 240 тысяч |
|программы на | рублей. |
|2002 - 2003 | По годам: |
|годы: | 2002 год: - 5 000 тысяч рублей. |
| | Из них: |
| | - Предоставление финансовых средств - 1 500 тыс.руб. |
| | - Предоставление гарантий по кредитам - 1 500 тыс.руб. |
| | - Часть средств областного бюджета направленных на |
| | финансирование проектов наукоемкой и инновационной |
| | сферы - 2 000 тыс. руб. |
| | 2003 год: - 8 240 тысяч рублей. |
| | Из них: |
| | - Предоставление финансовых средств - 2 000 тыс.руб. |
| | - Предоставление гарантий по кредитам |
| | - 2 000 тыс. руб. |
| | - Часть средств областного бюджета направленных на |
| | финансирование проектов наукоемкой и инновационной |
| | сферы |
| | - 4 240 тыс.руб. |
| | - средства муниципальных бюджетов(по |
| | согласованию): |
| | 14 555 тысяч рублей. |
| | По годам: |
| | 2002 год: - 6 000 тысяч рублей. |
| | Из них: |
| | - Предоставление финансовых средств - 3 000 тыс.руб. |
| | - Предоставление гарантий по кредитам - 1 000 тыс.руб. |
| | - Часть средств местного бюджета направленных на |
| | финансирование проектов наукоемкой и инновационной |
| | сферы - 2 000 тыс. руб. |
| | 2003 год: - 8 555 тысяч рублей. |
| | Из них: |
| | - Предоставление финансовых средств - 2 815 тыс.руб. |
| | - Предоставление гарантий по кредитам - 1 500 тыс.руб. |
| | - Часть средств местного бюджета, направленных на |
| | финансирование проектов наукоемкой и инновационной |
| | сферы |
| | - 4 240 тыс. руб. |
| | - средства фондов поддержки предпринимательства и |
| | другие привлеченные источники(по согласованию) 4 250 |
| | тысяч рублей. |
| | Примечание: Средства, получаемые из областного |
| | бюджета, направляются только на льготное |
| | кредитование предпринимательских проектов и |
| | программ на условиях областного фонда поддержки |
| | малого предпринимательства (половина ставки ЦБ). |
|--------------+------------------------------------------------------------|
|Контроль за | |
|исполнением |Губернатор области. |
|программы: | |
\---------------------------------------------------------------------------/
II. Состояние предпринимательства в области. Проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательского сектора экономики региона
Предпринимательство Владимирского региона на настоящий момент, представлено следующими группами:
1. группа - субъекты финансово - хозяйственной деятельности, которые в соответствии с действующим законодательством относятся к малым предприятиям;
2. группа - предпринимателей без образования юридического лица, статус которых также определен действующим законодательством;
3. группа - субъекты финансово - хозяйственной деятельности, не вошедшие в указанные выше группы и не являющиеся бюджето - и градообразующими - средние.
На 01.01.2001 г. в области - 6924 малых предприятия (МП), численность занятых на малых предприятиях составила 9,3% (52,7 тыс. человек) от среднегодовой численности работающих на предприятиях области. С учетом индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица (62761 человек), занятость в малом бизнесе (МБ) составила 20% от общеобластной.
Тенденции развития малых предприятий в области представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатель | Россия | Владимирская область |
|
1999 | 1999 | 2000 | |
Доля малых предприятий в общем количестве предприятий, в % Доля промышленных малых предприятий в общем числе малых предприятий, в % Число малых предприятий на 1000 жителей, единиц Доля малых предприятий в ВРП, в % |
29 15 6 12 |
26 22 3 5,7 |
30 22 4 5,5 |
Приведенные данные свидетельствуют о том, что уровень развития малых предприятий в области по числу малых предприятий на 1000 жителей, по доле МП в ВРП ниже уровня развития малых предприятий по России в целом.
До настоящего времени сохраняется неравномерность распределения субъектов малого предпринимательства по территории области, что свидетельствует о высокой дифференциации территорий области по уровню развития внешней среды предпринимательства (диаграмма 1).
- Диаграмма 1 "Число малых предприятий на 1000 жителей"
Особенностью российского малого предпринимательства продолжает оставаться высокая доля "теневого" сектора. По разным оценкам, она составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства.
В виду слабой энерговооруженности и обеспеченности субъектов предпринимательства производственными мощностями, эффективность использования людских ресурсов несколько ниже, чем на крупных предприятиях. Экономия имеющаяся в системах управления предприятий малых форм не компенсирует слабое техническое оснащение, что находит отражение и в средних уровнях оплаты труда (Сравнительная характеристика среднемесячной заработной платы по малым и крупным предприятиям области приведена в таблице 2). Социальные гарантии для работников предприятий малого бизнеса, используемых действующие системы налогообложения, не в полном объеме подкрепляются налоговыми платежами субъектов предпринимательства.
Таблица 2
Показатель | Малые предприятия |
Крупные предприятия |
Начисленная среднемесячная заработная плата за 2000 год, руб. |
1010,4 | 1618,3 |
Кроме предприятий малого бизнеса, во Владимирской области действуют бюджето - и градообразующие предприятия, к которым в соответствии с постановлением главы администрации области N 550 от 26.08.99 года относятся свыше 120 субъектов финансово-хозяйственной деятельности.
В вышеизложенные группы субъектов предпринимательства не вошли предприятия, которые не относятся к бюджето - и градообразующим, с одной стороны и не являются субъектами малого бизнеса, с другой. Неформально данная группа предприятий получила название "средние". Специального законодательства, регулирующего особенности деятельности данных предприятий, не существует. В то же время "средние" предприятия, ведут финансово-хозяйственную деятельность, вносят свой вклад в экономику области, а следовательно имеют полные права на поддержку со стороны государственных и муниципальных органов власти.
Учитывая ситуацию во Владимирской области по вопросам поддержки предпринимательства, параметры развития предпринимательского сектора экономики, кооперационные и иные формы взаимодействия предприятий малого бизнеса со средним, а также то, что малый бизнес является основой для возникновения предприятий средних форм, в перспективе представляется целесообразным строить региональную политику с учетом интересов среднего предпринимательства. Это позволит обеспечить возможность нового этапа развития предпринимательства во Владимирской области.
Для реализации данной стратегии, необходимо решить ряд проблем, касающихся малого и среднего бизнеса. К таковым относятся:
- проблема структуризации предпринимательской среды, через создание объединений, союзов, лиг, гильдий по видам деятельности, по территориям, что позволит более объективно определить спектр интересов и проблем малого и среднего предпринимательства;
- проблема соответствия деятельности субъектов малого и среднего бизнеса(далее по тексту субъекты предпринимательства) производящей сферы, требованиям, предъявляемым действующим законодательством к организации и осуществлению производственно-технологического процесса. Решение проблемы возможно через внедрение механизмов подготовки и передачи субъектам предпринимательства на согласованных условиях неиспользуемых либо неэффективно используемых промышленными предприятиями производственных мощностей. Имеющееся, в настоящее время, состояние производственной оснащенности в предпринимательстве неудовлетворительно, а собственными силами большинству данных предприятий эту задачу не решить.
Важную роль в решении этой проблемы должна сыграть инфраструктура поддержки предпринимательства. Укрепление системы устойчиво функционирующих структур поддержки предпринимательства, муниципальных фондов, в частности, через использование доходов, полученных от эффективного использования государственной, муниципальной собственности, переданной в управление структурам поддержки предпринимательства, на согласованных условиях, способно активизировать деятельность негосударственных общественных организаций и ассоциаций субъектов предпринимательства, повысить стабильность и управляемость системы предпринимательства во Владимирской области.
Основным инструментом реализации государственной политики в сфере предпринимательства является государственная программа развития малого и среднего предпринимательства на 2002 - 2003 и перспективу до 2004 года (далее по тексту - Программа). Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятных условий для развития предпринимательского сектора экономики Владимирской области. Программа исходит из необходимости совершенствования государственной политики в области развития предпринимательства и ее более тесной координации с общими задачами экономической политики на региональном уровне на краткосрочную и среднесрочную перспективу.
III. Цели и задачи программы
Цели и задачи
программы:
Стратегическая Обеспечение благоприятных условий для развития
цель: предпринимательского сектора экономики Владимирской
области.
Базовые мероприятия программы
Цель N1 Сохранение количества реально работающих малых
предприятий на уровне 01.01.2001 года (7000
предприятий) с сохранением аналогичных тенденций с
предприятиями сферы предпринимательства в целом.
Цель N2 Сохранение числа постоянно занятых на малых
предприятиях на уровне 01.01.2001 года - около 10% от
общей численности занятых в экономике области, с
сохранением аналогичных тенденций на предприятиях
сферы предпринимательства в целом.
Цель N3 Сохранение доли вклада малых предприятий в ВРП
области на уровне 01.01.2001 года (5,5%) с
сохранением аналогичных тенденций с предприятиями
сферы предпринимательства в целом, при прочих равных
условиях.
Задача N1: Совершенствование законодательной базы поддержки
предпринимательства.
Задача N2: Совершенствование организационной структуры поддержки
предпринимательства на уровне области.
Задача N3: Подготовка кадров для предпринимательства.
Задача N4: Финансовое обеспечение предпринимательских программ и
проектов.
Задача N5: Взаимодействие со средой формирования
предпринимательства, реструктуризация крупных
предприятий, консалтинг.
Мероприятия перспективного развития
Цель N1 Увеличение количества реально работающих малых
предприятий в общем количестве зарегистрированных
предприятий на 10 -15 %% с сохранением аналогичных
тенденций с предприятиями сферы предпринимательства в
целом.
Цель N2 Увеличение числа постоянно занятых на малых
предприятиях с 9,3 % на 01.01.2001 года до 11-12% от
уровня общей численности занятых в экономике области,
с сохранением аналогичных тенденций на предприятиях
сферы предпринимательства в целом.
Цель N3 Увеличение доли вклада малых предприятий в ВРП
области с 5,5% на 01.01.2001 года до 9,6 - 10 %%, с
сохранением аналогичных тенденций с предприятиями
сферы предпринимательства в целом, при прочих равных
условиях.
Задача N1: Совершенствование внешней среды развития
предпринимательства.
Задача N2: Совершенствование кредитно-финансовых механизмов и
имущественная поддержка субъектов
предпринимательства.
Задача N3: Развитие бизнеса и повышение эффективности
функционирования инфраструктуры поддержки
предпринимательства.
Задача N4: Реализация специализированных программ в сфере
предпринимательства.
Задача N5: Развитие сотрудничества в сфере предпринимательства
на межрегиональном уровне.
IV. Основные направления реализации программы
Для успешного решения проблем, представленных выше, представляется целесообразным программу развития малого и среднего предпринимательства сформировать по следующим приоритетным направлениям:
- Формирование законодательной базы государственной поддержки предпринимательства
Совершенствование действующего законодательства, регламентирующего развитие предпринимательства в области. Подготовка и принятие региональных законов, постановлений и распоряжений Губернатора области, касающихся развития предпринимательства, устранения барьеров на пути развития предпринимательства, элементов инфраструктуры поддержки предпринимательства.
- Формирование организационной структуры поддержки предпринимательства на уровне области
Дальнейшее развитие перечня услуг для предпринимателей со стороны действующих структур поддержки предпринимательства. Выработка решений по повышению эффективности системы поддержки и развития предпринимательства.
Формирование положительного общественного мнения о предпринимательстве.
- Подготовка кадров для предпринимательства
Методическое и организационное содействие в обучении специалистов различных специальностей для предпринимательской сферы.
- Финансовое обеспечение предпринимательских программ и проектов
Финансирование муниципальных программ поддержки предпринимательства; формирование уставных капиталов действующих и создаваемых структур поддержки предпринимательства, пилотных проектов по реструктуризации; формирование источников финансирования мероприятий программы за счет средств, полученных от эффективного использования государственной и муниципальной собственности, переданной на согласованных условиях в управление структурам поддержки предпринимательства, являющимся подрядчиками по реализации мероприятий программы
- Взаимодействие со средой формирования предпринимательства, реструктуризация крупных предприятий, консалтинг
Обеспечение предпринимателей услугами в сфере консультационного, информационного, аналитического обеспечения и т.д.
- Реализация специализированных программ и проектов в сфере предпринимательства
Обеспечение дополнительных возможностей для развития предпринимательского сектора экономики Владимирской области.
- Сотрудничество в сфере предпринимательства на межрегиональном уровне
Повышение эффективности систем поддержки предпринимательства. Тиражирование положительного опыта по реализации пилотных проектов и программ поддержки и развития предпринимательства.
V. Механизм реализации и управления программой
5.1. Механизм направления бюджетных средств на реализацию мероприятий государственной программы развития малого и среднего предпринимательства
5.1.1. Механизм направления бюджетных средств на реализацию базовых мероприятий государственной программы развития малого и среднего предпринимательства
(За счет средств имеющихся в наличии)
Порядок направления средств областного бюджета на реализацию базовых мероприятий программы развития малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на очередной финансовый год включает в себя следующие этапы:
/-----------------------------------------------------------------------\
/-|1. Разработка государственной программы развития малого и среднего |
| |предпринимательства |
| \-----------------------------------------------------------------------/
|
| /-----------------------------------------------------------------------\
| |2. Утверждение Законодательным Собранием области программы, |
| |одобренной коллегией администрации |
| | |
| \-----------------------------------------------------------------------/
|
| /-----------------------------------------------------------------------\
| |3. Включение Законодательным Собранием области отдельной |
| |строки "Государственная программа развития малого и среднего |
| |предпринимательства..." в расходную часть областного бюджета |
| |Владимирской области на очередной финансовый год. |
| \-----------------------------------------------------------------------/
|
| /-----------------------------------------------------------------------\
| |4. Заключение договора между ГФУ администрации области |
| |и ВОФПМП по направлению средств облбюджета для |
| |финансирования мероприятий, предусмотренных утвержденной |
| |программой развития малого и среднего предпринимательства |
| |во Владимирской области |
| \-----------------------------------------------------------------------/
|
| /-----------------------------------------------------------------------\
| |5. В соответствии с решениями Попечительского Совета |
| |направление на конкурсной основе облбюджета на |
| |финансирование конкретных мероприятий программы. |
| | |
| \-----------------------------------------------------------------------/
|
| /-----------------------------------------------------------------------\
| |6. Ежегодное предоставление в Законодательное Собрание |
| |области доклада о состоянии и развитии предпринимательства, |
\--|включая отчет об использовании средств областного бюджета, |
|выделенных на эти цели. |
\-----------------------------------------------------------------------/
5.1.2. Механизм направления бюджетных средств на реализацию мероприятий перспективного развития малого и среднего предпринимательства
(За счет привлечения дополнительных бюджетных средств и других материально-технических ресурсов)
Порядок направления средств областного и других бюджетов на реализацию перспективных мероприятий программы развития малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на очередной финансовый год включает в себя следующие этапы:
/-----------------------------------------------------------------------\
|1. Разработка государственной программы развития малого и среднего |
/-|предпринимательства. |
| \-----------------------------------------------------------------------/
|
| /-----------------------------------------------------------------------\
| |2. Утверждение Законодательным Собранием области программы, |
| |одобренной коллегией администрации |
| | |
| \-----------------------------------------------------------------------/
|
| /-----------------------------------------------------------------------\
| |3. Утверждение Законодательным Собранием области отдельной |
| |строки "Государственная программа развития малого и среднего |
| |предпринимательства..." в расходную часть областного бюджета |
| |Владимирской области на очередной финансовый год. |
| \-----------------------------------------------------------------------/
|
| /--------------------\ /---------------------------------------------\
| |4а.Другие источники | | 4б. Заключение договора между ГФУ |
| |финансовых и | | администрации области |
| |материально- | | и ВОФПМП по направлению средств |
| |технических | | облбюджета для финансирования мероприятий, |
| |средств, | | предусмотренных утвержденной |
| |средства | | программой развития малого и |
| |самофинансирования | | среднего предпринимательства |
| \--------------------/ \---------------------------------------------/
|
| /-----------------------------------------------------------------------\
| |5. Направление через ВОФПМП (через иных подрядчиков), в рамках |
| |решений Попечительского Совета, средств облбюджета (иных источников |
| |финансовых и материально-технических средств) на |
| |финансирование конкретных мероприятий программы. |
| \-----------------------------------------------------------------------/
|
| /-----------------------------------------------------------------------\
| |6. Ежегодное предоставление в Законодательное Собрание |
\--| доклада о состоянии и развитии предпринимательства, |
|включая отчет об использовании средств областного бюджета, |
|выделенных на эти цели. |
\-----------------------------------------------------------------------/
VI. Меры по реализации программы развития малого и среднего предпринимательства
N п/п Меры поддержки |
Ожидаемые результаты |
Ответст- венные исполни- тели |
Сроки |
Источники и объемы финансирования (тыс. руб.) |
||||||||||||
На- чало |
Окон- чание |
Средства бюджета |
Средства других источников |
Дополнит. средства бюджетов |
||||||||||||
обл. | мун. | прочие источ. |
обл. фонд |
|||||||||||||
6.1. Формирование законодательной базы поддержки малого и среднего предпринимательства. | ||||||||||||||||
6.1.1 Мониторинг нормативно- правовых актов Владимирской области, в части государственной поддержки малого предпринимательства: - Внесение изменений и дополнений в Закон Владимирской области "О государственной поддержке малого предпринимательства во Владимирской области". - Предложения по внесению изменений и дополнений в Закон Владимирской области "О введении на территории Владимирской области единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности". 6.1.2 Разработка и экспертиза проекта областной программы развития малого и среднего предпринимательства на последующий период. |
Уточнение тенденций, а также существующих недостатков областной нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства и прочих нормативно- правовых актов. Разработка предложений по совершенствованию, устранению противоречий нормативно-правовой базы регулирования предпринимательской деятельности и государственной поддержки предпринимательства в регионе. Выработка направлений и мер поддержки предпринимательства на последующий период. Итого - |
ЦПП, ВОФПМП ВОАПП, МФПМП, ВТУ МАП РФ (по согл.) ЦПП, ВОФПМП ВОАПП, МФПМП, ВТУ МАП РФ, ТПП (по согл.) |
2002 2002 |
2003 2003 |
- - - |
- - - |
- - - |
- - - |
- - - |
|||||||
6.2. Формирование организационной структуры развития малого и среднего предпринимательства на уровне области. |
||||||||||||||||
6.2.1 Проведение рабочих встреч, семинаров, заседаний и "круглых столов" по проблемам предпринимательства. 6.2.2 Содействие развитию региональных объектов инфраструктуры по поддержке предпринимательства: ВОФПМП, ОАПП, ВИТЦ, ММЦ. *6.2.3 *Создание системы информационного обслуживания предпринимательства. *6.2.4 *Поддержка с средств массовой информации, специализирующихся на проблемах предпринимательства. *6.2.5 *Создание системы регистрации и оформления сделок с недвижимостью по принципу "Одно окно". *6.2.6 *Развитие системы услуг по принципу "Бизнес для бизнеса", создание бизнес- центров, технопарков, техноцентров. |
Формирование положительного общественного мнения о предпринимательстве ; повышение информированности общественности о проблемах предпринимательства Развитие комплексной инфраструктуры поддержки предпринимательства Обеспечение предпринимательства необходимой для его деятельности и развития информацией. Укрепление материальной базы специализированных периодических изданий, увеличение тиража и качества публикуемых материалов по проблемам бизнеса и информации, необходимой предпринимателям. Устранение административных барьеров при реализации сделок с недвижимостью. Создание дополнительных благоприятных условий для развития предпринимательства Итого: 2475 |
ЦПП, ВОФПМП ВОАПП, ВИТЦ, ММЦ, МФПМП, ВТУ МАП РФ, ТПП (по согл.) ЦПП, ВОФПМП ВОАПП, МФПМП, ВТУ МАП РФ, ТПП (по согл.) МФПМП, ЦПП, ТПП (по согл.) ЦПП, ВОФПМП, Управле- ние общест- венных связей и СМИ (по согл.) КУГИ, КУМИ, ЦПП, ЦР (по согл.) ЦПП, КУГИ, УП, ВТУ МАП РФ, КДМП, ТПП (по согл.) |
2002 2002 2003 2002 2003 2002 2003 2002 2003 2002 2003 |
2003 2003 2003 2003 2003 2003 |
- - - - - - - |
10 400 500 - - - - 910 |
- - - - - - - |
10 70 85 - - - - 165 |
- - 500 300 100 100 100 100 100 100 1400 |
|||||||
6.3. Подготовка кадров | ||||||||||||||||
6.3.1 Информационное обеспечение предпринимателей и других заинтересованных лиц по возможностям обучения и повышения квалификации в образовательных структурах: - руководителей и персонала структур, занимающихся поддержкой предпринимательства; - кадров структур поддержки предпринимательства; - консультантов; - предпринимателей. 6.3.2 Организация семинаров для руководителей и кадров реструктурируемых предприятий по проблемам маркетинга, рекламы, финансов, менеджмента и пр. 6.3.3 Подготовка учебно - материалов по ведению предпринимательской деятельности. *6.3.4 *Разработка и тиражирование учебно- методической и учебной литературы по основам предпринимательской деятельности для предпринимателей. *6.3.5 *Участие в организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки муниципальных служащих, специализирующихся в области управления предпринимательской деятельностью. *6.3.6 *Создание системы подготовки и повышения квалификации специалистов сферы предпринимательства: - областной заказ на подготовку специалистов в системе ПТУ; - отраслевой заказ на подготовку специалистов в системе образования, в частности в сфере бытового обслуживания; - открытие факультета(кафедры) предпринимательства на базе одного из высших учебных заведений города Владимира. |
Повышение квалификации кадров. Обучение рыночным подходам к производству и реализации продукции. Создание условий по информационному обеспечению предпринимателей. Повышение эффективности обучения предпринимателей основам предпринимательской деятельности на основе обеспечения их учебно- методической и учебной литературой. Подготовка руководителей и специалистов муниципальных органов власти по вопросам управления развитием предпринимательства путем проведения краткосрочных семинаров. Повышение эффективности государственной поддержки предпринимательства через повышение профессионального уровня подготовки муниципальных служащих, специализирующихся в этой области. Создание эффективной системы подготовки и повышения квалификации кадров сферы предпринимательства |
ЦПП, ВОФПМП ВОАПП, УТ (по согл.) ВОАПП, ЦПП, ВТУ МАП РФ, ТПП (по согл.) ЦПП, ВТУ МАП РФ (по согл.) ЦПП, ВОФПМП, ВОАПП, МФПМП, ВТУ МАП РФ (по согл.) ЦПП, ВОФПМП, ВОАПП, МФПМП, ВТУ МАП РФ (по согл.) ЦПП, ВОФПМП, ВОАПП, МФПМП, ВТУ МАП РФ, УТ, ОБР. УЧР. (по согл.) |
2002 2003 2002 2003 2002 2003 2002 2002 2002 |
2003 2003 2003 2003 2003 2003 |
- - - - - - |
25 30 40 60 - - - - |
- 50 50 - - - - |
50 60 50 60 50 - - - |
- - - 100 200 300 |
|||||||
Итого: 1185 | - | 155 | 100 | 330 | 600 | |||||||||||
* Выделение средств в виде помещений, оргтехники и т.д. для вновь создаваемых муниципальных фондов. | ||||||||||||||||
6.4. Финансово - кредитная и инвестиционная поддержка малого и среднего предпринимательства. | ||||||||||||||||
6.4.1 Наполнение областного фон- да поддержки малого предпринимательства финансовыми средствами для организации финансирования мероприятий программы поддержки малого и среднего предпринимательства в форме бюджетных кредитов, субсидий и субвенций. 6.4.2 Развитие механизмов гарантий. 6.4.3 Организация финансирования пилотных проектов особой значимости. 6.4.4 Содействие муниципальным фондам в финансировании программ и проектов. 6.4.5 Участие областного фонда поддержки малого предпринимательства в формировании уставных капиталов существующих и вновь создаваемых структур поддержки предпринимательства. |
Финансовое обеспечение реализации программы. Расширение круга мероприятий, получающих кредитно- финансовую поддержку за счет привлечения прочих источников финансирования. Создание новых и расширение существующих производств. Создание новых и расширение существующих производств, увеличение занятости. Расширение сети муниципальных структур поддержки предприниматель- ства. |
ГФУ (по согл.) ГФУ (по согл.) ВОФПМП ГФУ, ВИТЦ (по согл.) ВОФПМП ГФУ, ЦПП (по согл.) ЦПП, ВОФПМП ГФУ, ВТУ МАП РФ (по согл.) |
2002 2003 2002 2003 2002 2003 2002 2003 2002 2003 |
2003 2003 2003 2003 2003 |
1500 2000 1500** 2000** - - - |
700 1000 1000** 1500** 400 600 500 700 200 300 |
- - - 80 120 |
- - 1000 1500 1200 1855 80 100 |
- - - - - |
|||||||
- ** - На средства фонда гарантий должны быть привлечены средства из иных источников в соотношении 1:3 | ||||||||||||||||
Итого: 12835 | 7000 направ лено в ОФПМПс м. п. п. 6.4.1 6.4.2 |
6900 | 200 | 5735 | - | |||||||||||
6.5. Взаимодействие со средой формирования малого и среднего предпринимательства, реструктуризация кризисных предприятий, консалтинг |
||||||||||||||||
6.5.1 Обеспечение всем заинтересованным предприятиям возможностей проведения реструктуризационных мероприятий с использованием разработанных и опробованных механизмов. Техническое обеспечение работы координационной группы по реформированию предприятий, находящихся в кризисном состоянии. 6.5.2 Создание условий для участия предприятий сферы предпринимательства в областном и муниципальном заказах. 6.5.3 Участие в организации выставок и ярмарок для субъектов предпринимательства. 6.5.4 Содействие в подготовке бизнес-планов, инвестиционных проектов и направление их на конкурсы. 6.5.5 Создание и поддержка предприятий сферы предпринимательства, использующих наукоемкие технологии. 6.5.6 Информационно- статистическое обеспечение государственной политики в области поддержки предпринимательства. 6.5.7 Анализ и прогнозирование экономического развития сектора малого предпринимательства по данным областного комитета государственной статистики, разработка предложений в прогноз развития области на среднесрочную и долгосрочную перспективы. 6.5.8 Подготовка ежегодных экономических обзоров о состоянии малого предпринимательства Владимирской области для коллегии администрации и Законодательного Собрания области. 6.5.9 Обеспечение ведения Реестра субъектов малого предпринимательства в соответствии с Законом Владимирской области "О государственной поддержке малого предпринимательства во Владимирской области". 6.5.10 Создание совместных с ВГТРК "Владимир" тематических передач с целью освещения вопросов предпринимательства, его роли в развитии экономики области, пропаганды лучшего опыта предпринимательской деятельности и политики администрации по его поддержке и развитию. 6.5.11 Разработка электронно - выставочной системы для предпринимательства. 6.5.12 Актуализация баз данных по предпринимательству. 6.5.13 Предоставление консультационных услуг предпринимателям по ведению предпринимательской деятельности. 6.5.14 Мониторинг муниципальных органов власти в вопросах создания , развития и становления местных систем поддержки предпринимательства: - содействие в разработке муниципальных программ поддержки предпринимательства; - содействие в создании и становлении местных фондов поддержки предпринимательства; - содействие в создании и становлении общественных объединений, союзов, ассоциаций и т.д. предпринимателей. *6.5.15 *Проведение объединительных съездов, конференций, "круглых столов" по вопросам поддержки и развития предпринимательства. *6.5.16 *Увеличение числа реформируемых предприятий за счет создания в муниципальных образованиях координационных групп по вопросам несостоятельности. |
Стабилизация работы предприятий, создание предприятий сферы предпринимательства в результате реструктуризации крупных. Привлечение дополнительных ресурсов для расширения производства субъектами предпринимательства Продвижение продукции предпринимательства Владимирской области. Повышение сотрудничества субъектов предпринимательства Поддержка научно- технического направления в предпринимательстве Создание системы информационно- статистического обеспечения государственной политики. Повышение эффективности и достоверности прогнозных показателей по разделу "малое предпринимательство " в сводном прогнозе развития Владимирской области в 2002-2003 годах. Информационная поддержка принятия решений органами исполнительной и законодательной власти, ответственными за разработку и реализацию государственной политики в области развития малого предпринимательства Проведение комплекса мер по программному, техническому и методическому сопровождению реестра субъектов МП. Формирование благоприятного общественного мнения о предпринимательской деятельности и популяризации имиджа предпринимателя. Обеспечение пользователей Интернет во Владимирской области, других регионах Российской Федерации и зарубежных странах информацией о возможностях предпринимательства Владимирской области. Расширение существующих и создание необходимых баз данных по предпринимательству Организация системного консультационного обеспечения. Создание и развитие предпринимательског о сектора экономики на местах. Формирование положительного общественного мнения о предпринимательства Повышение информированности общества о проблемах предпринимательства Выработка рекомендаций по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства Стабилизация работы предприятий, создание предпринимательства в результате реструктуризации крупных. Итого: 4120 |
Отрасл. подр-ния админис- трации области, МСУ (по согл.), ЦПП Отрасл. подр-ния админис- трации области (по согл.) ТПП, ВОФПМП ВИТЦ, ДВЭС, (по согл.) ЦПП Отрасл. подраз- деления адм - ции области, ТПП, МСУ (по согл.) ВИТЦ, ВТУ МАП РФ (по согл.) Владимир ский област- ной комитет гос. статис- тики (по согл.), ЦПП ЦПП, Владимир ский област- ной комитет гос. статис- тики (по согл.). ЦПП ЦПП, ИКО админис- трации области, МСУ (по согл.) ВГТРК "Влади- мир" (по согл.), ЦПП ЦПП, ИКО админис- трации, ММЦ, ВО ФПМП (по согл.) ЦПП, ТПП, ММЦ, ВО ФПМП (по согл.) ЦПП, ВОФПМП ММЦ, ВОАПП, ТПП, ВТУ МАП РФ (по согл.) ЦПП, МСУ, ВТУ МАП РФ (по согл.) ЦПП, ВОФПМП, ВОАПП, МФПМП, ВТУ МАП РФ, ТПП (по согл.) ЦПП, МСУ (по согл.) |
2002 2003 2002 2002 2003 2002 2002 2003 2002 2002 2002 2002 2002 2002 2002 2002 2003 2002 2002 2002 2003 |
2003 2003 2003 2003 2003 2003 2003 2003 2003 2003 2003 2003 2003 2003 2003 2003 |
- - - - - - - - - - - - - - - - - |
40 50 - 5 5 - - - - - 80 - - 80 90 - 350 |
- - 50 50 - 600 800 - - - - - - - - - - - 1500 |
50 60 - 10 10 - 70 90 - - - 110 - 150 50 80 90 - - - 770 |
- - - - - - - - - - - 200 100 600 600 1500 |
|||||||
6.6. Реализация специализированных программ в сфере малого и среднего предпринимательства | ||||||||||||||||
*6.6.1 Содействие в реализации на территории области специализированных региональных и муниципальных проектов, программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, представленных общественными объединениями и ассоциациями предпринимательства: - Совершенствование и разработка механизмов формирования рыночного пространства; - Разработка механизмов для размещения субъектов предпринимательства на незадействованных нежилых и производственных помещениях, находящихся. в собственности муниципальных органов власти; - Создание в 2002- 2003 годах советов по вопросам развития предпринимательства в муниципальных образованиях области; - Обмен опытом по поддержке предпринимательства; - Создание культурно- делового центра для предпринимателей - Центрального дома предпринимателя; - Предоставление комплекса бесплатных услуг по государственной регистрации вновь создаваемых субъектов предпринимательства; - Проведение ежегодного общегородского конкурса и выставки "Владимирский предприниматель"; - Финансовое обеспечение проектов предпринимательства путем предоставления инвестиций под гарантии областной администрации. Проект "Организация мелкорозничной торговли на ФАД М-7 Волга-1", проходящей по территории Петушинского района; - Финансовая поддержка венчурных проектов *6.6.2 *Подбор и продвижение бизнес-проектов высокой доходности, привлекательных для частных инвесторов. *6.6.3 Создание системы оказания полномасштабных лизинговых услуг предпринимательским проектам. *6.6.4 *Организация и реализация мероприятий по созданию корпорации структур поддержки предпринимательства. *6.6.5 *Создание системы подрядных работ по реализации пилотных программ и проектов поддержки и развития предпринимательской деятельности с обеспечением заданных параметров экономической эффективности. *6.6.6 *Проект по развитию франчайзинговых схем, в том числе во взаимодействии малых, средних и крупных предприятий. *6.6.7 *Проект по обеспечению вовлечения неиспользуемых объектов государственной собственности расположенных на территории Владимирской области с использованием преимуществ предприятий малых и средних форм. *6.6.8 *Обеспечение расширения межрегиональных деловых связей предпринимательства, в том числе активизация поставок продукции через межрегиональный маркетинговый центр. *6.6.9 *Создание областного инновационного союза предпринимателей. |
Внедрение специализированных механизмов развития и поддержки предпринимательства в территориях с разным уровнем развития предпринимательства и инфраструктуры его поддержки для последующего распространения полученного опыта в территориях с аналогичным уровнем развития. Расширение сотрудничества органов государственной власти с общественными структурами предпринимательства Создание новых и расширение существующих производств, увеличение занятости. Расширение кредитно- финансовой поддержки предпринимателей. Совершенствование инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства Повышение параметров эффективности работы действующих и вновь создаваемых структур поддержки предпринимательства Использование дополнительных возможностей для развития предпринимательства Механизмы для повышения эффективности использования объектов государственной собственности в качестве экономической базы оказания практической имущественной поддержки субъектам предпринимательства Продвижение товаров и услуг на рынки других регионов. Совершенствование предпринимательства в научно- инновационной сфере. Итого: 11400 |
ВО РАРМСП, АТ и П, ТПП (по согл.) ЦПП, ВОФПМП ( по согл.) ЦПП, ВОФПМП, ОМВ ( по согл.) ЦПП, ВОФПМП, ВОАПП, МФПМП, ВТУ МАП РФ (по согл.) ЦПП, ВОФПМП, ВОАПП, МФПМП, ВТУ МАП РФ ( по согл.) ЦПП, ВОФПМП, ВОАПП, МФПМП, ВТУ МАП РФ ( по согл.) ЦПП, ВОФПМП, ВОАПП, МФПМП, ВТУ МАП РФ, КУГИ ( по согл.) ММЦ, ТПП ( по согл.) ЦПП, ВОФПМП, ВОАПП, МФПМП, ВТУ МАП РФ ( по согл.) |
2002 2002 2003 2002 2003 2002 2002 2003 2002 2002 2002 2003 2003 |
2003 2003 2003 2003 2003 2003 2003 2003 2003 |
- - - - - - - - - |
- - - - - - - - - - |
- 800 1000 100 150 - - - - 100 300 300 2450 |
- - - - - - - - - - |
1000 1000 1500 100 150 1000 700 1200 550 550 300 600 8950 |
|||||||
6.7. Сотрудничество в сфере малого и среднего предпринимательства на межрегиональном уровне. | ||||||||||||||||
*6.7.1 *Участие в организации выставок-ярмарок продукции субъектов предпринимательства на межрегиональном уровне. *6.7.2 *Организационные мероприятия по распространению положительного опыта развития предпринимательства на межрегиональном уровне. Общая стоимость: |
Стимулирование развития предприниматель- ства на межрегиональном уровне. Налаживание межрегиональных деловых связей в сфере предприниматель- ства. Итого: 30 Всего по базовым мероприятиям: 17115 Всего по мероприятиям перспективного развития: 14 930 32 045 |
ЦПП, ВОФПМП, ВОАПП, ВТУ МАП РФ, ТПП ( по согл.) ММЦ, ЦПП, ВОФПМП, ВОАПП, ТПП, ВТУ МАП РФ ( по согл.) |
2002 2002 2003 |
2003 2003 |
- - - 7000 учте- но в стро- ке N 10 - - |
- - - 831 - 8315 |
- - - 1800 2450 1800 +2450 |
- - - 7000 - 7000 |
10 10 10 30 - 12480 12480 - 6240 - мун. бюдж. - 6240 - обл. бюдж. |
Примечание: финансирование мероприятий перспективного развития подлежит осуществелению в случае реализации мероприятий и проектов по эффективному использованию государственного, муниципального имущества.
VII. Ресурсное обеспечение программы
Реализацию Программы определяют следующие источники финансирования:
- бюджет Владимирской области - средства предусматриваются отдельной строкой на реализацию мероприятий программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на предстоящий период - субсидии, субвенции, кредиты, гарантии по кредитам(см. паспорт программы);
- муниципальные бюджеты городов и районов области (иных муниципальных образований) - средства предусматриваются на реализацию мероприятий программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на предстоящий период - субсидии, субвенции, гарантии по кредитам (по согласованию, на условиях паритета, см. паспорт программы);
- часть доходов от эффективного использования государственной и муниципальной собственности, переданной на согласованных условиях в управление структурам поддержки малого и среднего предпринимательства, являющимся подрядчиками по реализации мероприятий программы (по согласованию);
- иные привлеченные источники - обеспечивается мультипликация средств областного и муниципальных бюджетов, направленных на реализацию программы (по согласованию, см. паспорт программы).
В случае отсутствия средств областного бюджета, необходимых для реализации предусмотренных в разделе VI Программы мероприятий, их финансирование приобщается к финансированию мероприятий в рамках Программы на следующий финансовый год.
При формировании проекта бюджета на очередной финансовый год Центр поддержки предпринимательства на основании утвержденной Программы совместно с ответственными исполнителями формирует бюджетную заявку, в которой указываются конкретные расчеты и сметная стоимость предполагаемых мероприятий.
Контроль за расходованием бюджетных средств и выполнением программных мероприятий осуществляется в установленном действующим законодательством порядке. Потребность финансирования на весь период Программы оценивается в размере 32045 тыс. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 13 240 тыс. руб.;
- средства муниципальных бюджетов 14 555 тыс. руб. (по согласованию);
- средства фондов поддержки малого и среднего предпринимательства и другие привлеченные источники 4 250 тыс. руб. (по согласованию).
Из них:
1. При реализации базовых мероприятий Программы:
- средства областного бюджета - 7000 тыс. руб.;
- средства муниципальных бюджетов 8315 тыс. руб. (по согласованию);
- средства фондов поддержки малого и среднего предпринимательства и другие привлеченные источники 1800 тыс. руб. (по согласованию).
2. При реализации мероприятий перспективного развития на условиях дополнительного финансирования:
- средства областного бюджета - 6240 тыс. руб.;
- средства муниципальных бюджетов 6240 тыс. руб. (по согласованию);
- средства фондов поддержки малого и среднего предпринимательства и другие привлеченные источники 2450 тыс. руб. (по согласованию).
VIII. Ожидаемые результаты. Эффективность от реализации программы
8.1. В результате реализации проектов и мероприятий настоящей программы на 1 рубль средств областного бюджета будет привлечено 6 рублей иных источников, то есть на 13 240 тыс. рублей средств областного бюджета будет привлечено более 79 000 тыс. рублей средств иных источников.
8.2. Настоящей программой предполагается вложение средств в высокоэффективные проекты с рентабельностью не менее 20%. При этом область получит:
- в виде дополнительных налоговых поступлений от 1000 до 1200 тысяч рублей ежегодно;
- дополнительно выпуск продукции на сумму более 6000 - 6500 тыс. рублей ежегодно.
В целом в результате реализации программы Владимирская область получит:
- Количество малых предприятий 7300-7500;
- До 57 тысяч занятых на малых предприятиях;
- Доля малых предприятий в общем объеме ВРП 9,6-10%%;
- Прирост доли малого бизнеса в общем объеме налоговых поступлений по области на 5,5 - 8 %% от имеющихся показателей по предпринимательству;
- Самоокупаемость инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Используемые в разделе VI Программы сокращения:
- Центр поддержки предпринимательства; Областной Фонд поддержки малого предпринимательства; Главное финансовое управление администрации области; Государственно-правовое управление администрации области; Экономическое управление администрации области; Управление промышленности администрации области; Департамент внешних экономических связей администрации области; Управление жизнеобеспечения и развития инфраструктуры администрации области; Торгово-промышленная палата Владимирской области; Управление потребительского рынка и услуг администрации области; Управление по труду администрации области; Департамент строительства и архитектуры администрации области; - Информационно-компьютерный отдел администрации области; Владимирское областное агентство поддержки предпринимательства; Владимирское территориальное управление МАП РФ; Межрегиональный маркетинговый центр "Владимир-Москва"; Владимирское отделение Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства; - Органы местного самоуправления; - Комитет по делам молодежной политики; - Центр регистрации сделок с недвижимостью; - Комитет по управлению государственным имуществом; - Комитеты по управлению муниципальным имуществом; Муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства. |
ЦПП; ОФПМП; ГФУ; ГПУ; ЭУ; УП; ДВЭС; УЖиРИ; ТПП; УПРиУ; УТ; ДСиА; ИКО; ВОАПП; ВТУМАП РФ; ММЦ; ВО РАРМСП; МСУ; КДМ; ЦР; КУГИ; КУМИ; МФПМП. |
<< Статья 2 Статья 2 |
||
Содержание Закон Владимирской области от 6 марта 2002 г. N 23-ОЗ "О государственной программе развития малого и среднего предпринимательства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.