Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
главы администрации Владимирской области
от 31 марта 1999 г. N 197
Правила торговли
на специально отведенных территориях (рынках)
Владимирской области
Настоящие Правила определяют основные требования к работе рынков, в том числе входящих в структуру многофункциональных торговых комплексов и центров, и распространяются в соответствии с действующим законодательством на всех хозяйствующих субъектов (юридических лиц различных организационно-правовых форм, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) и устанавливают ответственность управляющих органов за организацию торгового процесса на вверенной им территории.
Правила разработаны в соответствии с Законами Российской Федерации "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг", "Об обеспечении единства измерений", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О ветеринарии", Указом Президента РФ "О свободе торговли" от 29.01.92 N 65, "Правилами-продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров", утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.98 N 55, нормативными актами, действующими на территории Российской Федерации, решениями областной администрации.
1. Общие положения
1.1. Рынок - имущественный комплекс, действующий на постоянной или временной основе в местах, определенных органами местного самоуправления, предназначенный для осуществления торговой деятельности по установленным правилам и нормам, отвечающий требованиям к содержанию его территории и оборудованию.
1.2. Продавец - организация независимо от ее формы собствен ности, а также индивидуальный предприниматель, реализующий товары потребителям по договору купли-продажи.
1.3. Основные задачи рынков:
- обеспечение населения широким ассортиментом товаров;
- формирование договорных розничных цен, складывающихся на основе конъюнктуры рынка - соотношения спроса и предложения;
- организация процессов обслуживания на высоком уровне за счет материально-технической базы, обеспечивающей внедрение прогре ссивной технологии товародвижения, механизации и автоматизации;
- соблюдение прав и интересов покупателей в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей";
- координация деятельности хозяйствующих субъектов - арендаторов торговых мест.
1.4. Классификация рынков.
По специализации рынки делятся следующим образом:
- универсальный рынок - рынок по реализации продовольственных и непродовольственных товаров в специализированных торговых зонах;
- вещевой рынок - рынок по реализации непродовольственных товаров;
- продовольственный рынок - рынок по реализации продовольственных товаров;
- специализированный рынок - рынок по реализации отдельных групп товаров;
- рынок по торговле сельхозпродукцией - бывшие колхозные и вновь вводимые рынки по реализации сельскохозяйственной продукции.
1.5. Решение об организации рынка, вводе (приемке) в эксплуатацию и прекращении его деятельности принимается в соответствии c распоряжением (постановлением) органа местного самоуправления.
Эксплуатация рынка до оформления в установленном порядке акта ввода (приемки) запрещается.
1.6. Специализация рынка и зонирование территории рынка по группам реализуемых товаров определяется дирекцией рынка по сог ласованию с органом местного самоуправления, органами Госсанэпид надзора и органом территориального Госветнадзора (при организации торговли продуктами питания).
1.7. Режим работы рынка согласовывается с органом местного самоуправления, доводится до сведения потребителей и должен соотве тствовать объявленному.
1.8. Вход на территорию рынка бесплатный.
2. Управление рынком
2.1. Управление рынком осуществляется юридическим лицом или предпринимателем без образования юридического лица (далее по тексту - управляющий орган), являющимся арендатором земельного участка, выделенного для организации рынка.
2.2. Организационно-оперативное управление рынком осуществляет администрация, назначаемая управляющим органом.
2.3. Все отношения предпринимательских структур, работающих на рынке, с его администрацией строятся на договорной основе.
Отношения администрации рынка с органом местного самоуправления строятся также на договорной основе в случаях предусмотренных действующим законодательством РФ и другими нормативно-правовыми актами.
2.4. Орган местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством может расторгнуть договор с администрацией рынка и аннулировать решения об организации рынка в случае нарушения последним условия договора.
2.5. Управляющий орган обеспечивает необходимые условия для нормального функционирования рынка и организует его работу в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими торговую деятельность, общим регламентом, который определяет сис тему взаимоотношений субъектов рынка (администрация рынка и ее подразделения, продавцы, покупатели, обслуживающие фирмы и дру гие) и настоящими Правилами.
Регламент рынка разрабатывается управляющим органом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, уставными документами, настоящими Правилами, иными нормативноправовыми актами и в обязательном порядке освещает вопросы:
- режим работы и порядок доступа на рынок продавцов, покупателей, обслуживающего автотранспорта;
- характеристика предоставляемых продавцам рабочих мест и объектов, порядок (обеспечивающий учет торгующих на рынке), условия и стоимость аренды;
- порядок проведения ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов питания (с учетом специализации рынка);
- перечень дополнительных услуг;
- права, обязанности, ответственность субъектов рынка.
Разрешение споров и разногласий, не оговоренных регламентом и договором аренды, осуществляется в установленном законом порядке.
3. Права управляющего органа
Управляющий орган имеет право:
Определять стоимость аренды торгового места и дополнительных услуг, предоставляемых в соответствии с договором.
Заключать договор аренды торгового места с юридическими и физическими лицами на право торговой деятельности на территории рынка, в котором может быть предусмотрено право его расторжения в одностороннем порядке до истечения срока в следующих случаях:
- нарушения действующего законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность в сфере торговли;
- правил хранения и реализации товаров, санитарных, противопожарных и других норм и правил;
- препятствия проведению проверок;
- несоблюдение регламента рынка и других условий договора о предоставлении торгового места.
4. Требования к содержанию территории и оборудованию рынка.
Обязанности администрации рынка
4.1. При организации рынка должны быть соблюдены архитектурные нормы, Правила пожарной безопасности в Российской Федерации и нормы пожарной безопасности 103-95 "Торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования", утвержденные Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору, требования к рекламно-художественному оформлению.
4.2. Требования, предъявляемые к планировке рынка, содержанию его территории, освещению, водоснабжению, канализации, отоплению, вентиляции, устройству и содержанию помещений, использованию оборудования и инвентаря и т.д., регламентируются строительными, санитарными и ветеринарными нормами и правилами, утвержденными в установленном порядке.
4.3. Площадь рынка должна быть изолирована от прилегающей территории ограждением и оборудована специальными сооружениями (торговыми объектами), отвечающими правилам техники безопасности, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для объектов соответствующего профиля (типа).
Торговля товарами потребительского спроса из емкостей (контейнеров), предназначенных для перевозки грузов, с автомобилей запрещается.
4.4. Размещение торговых объектов и оборудования должно обеспечивать потребителям свободный доступ к местам торговли, соблюдение требований пожарной безопасности и возможность экстренной эвакуации людей и материальных ценностей в случае аварийных или чрезвычайных ситуаций.
Запрещается организация дополнительных торговых мест, ограничивающих свободное продвижение по рынку, в том числе в вестибюлях, входных тамбурах, в проходах между установленными в соответствии со схемой размещения торговыми рядами, а также за пределами территории рынка.
Проезд автотранспорта через торговую зону в часы работы рынка категорически запрещен. Завоз товаров и механизированная уборка территории производится до открытия или после закрытия рынка.
4.5. Администрация рынка обязана:
Организовать работу рынка и связанные с его деятельностью процессы в строгом соответствии с правилами торговли, нормами, обеспечивающими охрану окружающей среды и экологическую безопасность в районе его расположения.
Обеспечить наличие оформленной и зарегистрированной надлежащим образом книги отзывов и предложений, которая выдается покупателю по первому требованию.
Принимать оперативные меры по устранению причин конфликтных ситуаций при обслуживании покупателей.
Вести ежедневный учет в специальном журнале (пронумерованном, прошнурованном, и заверенном печатью и подписью директора рынка) всех продавцов, осуществляющих торговлю на рынке (за исключением предприятий торговли, общественного питания, бытовых услуг, расположенных на территории рынка), а также с указанием номера торгового места, личной подписи об ознакомлении с настоящими Правилами:
- для садоводов и огородников - с указанием наличия справки из садоводческого товарищества или книжки садовода;
- для фермеров или физических лиц (предпринимателей) - c указанием места регистрации и регистрационного номера;
- для прочих физических лиц - документа, подтверждающего наличие подсобного хозяйства;
- для представителей юридических и физических лиц - с указанием наименования юридического или физического лица, его местонахождения, телефона.
Оформить при входе на территорию рынка вывеску (на русском языке) с указанием его названия, управляющего органа, специализации, режима работы.
Установить на доступном для обозрения месте:
а) указатели торговых зон по специализации;
б) стенд с указанием схемы размещения торговых зон, предприятий питания и сервисного обслуживания, административных помещений, демонстрационного помещения или стенда, лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы (на сельскохозяйственных, продовольственных и универсальных рынках), автостоянки и других объектов;
в) информационный стенд, где для сведения продавцов и посетителей рынка вывешиваются:
- Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей";
- настоящие Правила;
- правила, регламентирующие торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров;
- перечень отдельных категорий населения, которым предоставлено право внеочередного обслуживания;
- действующие нормативно-распорядительные документы по применению контрольно-кассовых машин при денежных расчетах с населением;
- перечень документов, которые продавец должен иметь на торговом месте;
- информация о порядке и условиях предоставления мест торговли и услуг на рынке;
- информация о местонахождении контрольных весов, книги отзывов и предложений;
- номера телефонов дирекции рынка, подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, подразделений Центра Госсанэпиднадзора, органов Госветнадзора, Госторгинспекции, отдела внутренних дел, куда можно обратиться по вопросам работы рынка.
Обеспечить своевременную уборку и благоустройство прилегающей территории.
Проводить санитарный день в соответствии с графиком, согласованным органом местного самоуправления и утвержденным территориальным Центром Госсанэпиднадзора.
Выделить и оборудовать на рынке помещение (в том числе помещение-изолятор, оборудованное холодильной камерой) для временного хранения товаров, изъятых из оборота контролирующими органами.
Представлять безвозмездно в пользование государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы служебные помещения, необходимое оборудование и средства связи, а также компенсировать затраты на их эксплуатацию.
Государственная лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы должна иметь необходимое количество помещений:
- отделение для ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и рыбы;
- отделение для ветеринарно-санитарной экспертизы молока и молочных продуктов;
- отделение для экспертизы продукции растительного происхождения и меда;
- комнату для персонала и моечную;
- холодильник (изолированную холодильную камеру) для временного хранения туш, мясопродуктов (субпродуктов) и других продуктов, от которых отобраны пробы для лабораторных исследований;
- помещение для обеззараживания мяса и мясопродуктов (субпродуктов), оборудованное варочными котлами, автоклавами или специальными аппаратами-стерилизаторами.
Прием от администрации рынка помещений, предназначенных для размещения лаборатории, осуществляет главный государственный ветеринарный инспектор района (города).
В установленные графиками сроки предоставлять для работников метрологической службы оборудованное помещение для ремонта и поверки весов и гирь.
Обеспечить сервисное обслуживание объектов и мест торговли на территории рынка в части энерго-, водо-, теплоснабжения, канализования, а также потребность продавцов в торгово-технологическом (включая холодильное) оборудовании, инвентаре, весоизмерительных приборах, соответствующих техническим требованиям, санитарным нормам и правилам, санодеждой.
Весы, гири, и другие весоизмерительные приборы должны иметь ясные клейма и представляться на поверку в установленные сроки согласно действующему порядку органам Государственной метрологической службы. Использование бытовых весоизмерительных приборов запрещается.
Принимать необходимые меры по поддержанию общественного порядка, противопожарной безопасности, организации сторожевой охраны.
Администрация рынка оказывает продавцам и покупателям обязательные и дополнительные услуги (в том числе за установленную плату), с учетом имеющихся возможностей, такие как:
- погрузочно-разгрузочные работы и транспортные услуги (включая перемещение грузов);
- помощь в сбыте сельхозпродукции;
- хранение в холодильниках, других хранилищах и помещениях сельскохозяйственной продукции и личных вещей торгующих;
- взвешивание продукции на товарных весах;
- разруб мяса;
- обеспечение местами в гостинице при наличии ее на рынке;
- организацию мест общественного питания для продавцов и покупателей и другие.
5. Требования к организации торгового процесса
5.1. Организация торгового процесса на рынке должна производиться в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации (ГОСТов, ТУ, Особых условий, ветеринарных и санитарных и других правил), в полной мере обеспечивать надлежащие условия для завоза (приемки), хранения, реализации товаров и соблюдение прав и интересов покупателей.
5.2. Ассортимент товаров, реализация которых на рынках запрещена:
- огнестрельное, газовое и пневматическое оружие-винтовки, пистолеты, револьверы, боеприпасы, аэрозольные балончики, электрошокеры, пиротехнические и т.п. изделия;
- холодное оружие - кинжалы, финские ножи и т.д.;
- взрывчатые, ядовитые и радиоактивные вещества;
- наркотики;
- драгоценные металлы и камни, а также изделия из них;
- готовое армейское снаряжение, а также ткани, используемые для его изготовления, другие товары военного ассортимента, форменное обмундирование, белье со штампом учреждений, организаций и предприятий, спецсредства и спецснаряжение, применяемые в органах внутренних дел, государственные награды, почетные знаки, бланки строгой отчетности (дипломы, трудовые книжки, пенсионные удостоверения и т.д.), товарные накладные и другая документация, связанная с торговой деятельностью;
- растения, животные и птицы, добыча и реализация которых запрещена действующим законодательством;
- снасти, орудия лова, использование которых запрещено действующим законодательством;
- шкурки ценных пород зверей без соответствующей маркировки предприятия-изготовителя;
- другие товары, запрещенные к свободной реализации;
- гусиные и утиные яйца;
- фасованные и нефасованные особоскоропортящиеся и скоропортящиеся пищевые продукты с лотков и открытых прилавков независимо от наличия холодильного оборудования;
- мясо, мясные и другие продукты убоя животных и птицы, молоко, молочные продукты, яйца, мед, рыба и иные продукты животноводства, неподвергнутые в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе и при отсутствии холодильного оборудования в установленных местах их хранения и продажи;
- яйца куриные, промышленной выработки, без ветеринарного свидетельства по форме N 2 и качественного удостоверения;
- вязких продовольственных товаров (масла растительного, меда, сметаны) объемным методом;
- зерновые, крупяные продукты, загрязненные семенами вредных сорняков и вредителями хлебных запасов;
- продажа частными лицами продуктов домашнего приготовления: кондитерских и кулинарных изделий, мясных и рыбных изделий, полуфабрикатов, соленых и маринованных грибов, а также всех видов герметически укупоренных консервированных продуктов;
- полевые цветы, дикорастущие растения, занесенные в "Красную Книгу";
- валюта и ценные бумаги (кроме обменных пунктов, входящих в инфраструктуру рынка, специально оборудованных и функционирующих в соответствии с требованиями ЦБ РФ и других органов, регламентирующих данный вид деятельности);
- лекарства, лекарственные растения (кроме специализированных аптечных киосков, входящих в инфраструктуру рынка, специально оборудованных и функционирующих в соответствии с требованием органов, регламентирующих данный вид деятельности);
- непродовольственные товары для детей в возрасте до 3 лет и детское питание (кроме павильонов, изолированных секций (боксов) в крытых рыночных помещениях, специально оборудованных и обеспечивающих условия хранения, реализации данной продукции);
- продукция интеллектуальной собственности, включая программы для ЭВМ и базы данных, видео- и аудиокассеты, а также компактдиски с записью, без документов, подтверждающих, что она не является контрафактной;
- товары без соответствующих документов, в том числе сертификатов, подтверждающих их качество и безопасность для жизни и здоровья потребителей, лицензии на право осуществления их продажи;
- товары, на которые должен быть установлен срок службы или срок годности, согласно действующему законодательству, но не установлен.
Товары, реализуемые на рынке юридическими лицами и гражданами-предпринимателями, должны иметь соответственно оформленные ценники.
Расчеты между продавцом и покупателем осуществляются в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством и нормативно-правовыми актами.
Цены на товары, реализуемые на рынке, формируются в соответствии с договоренностью между продавцом и покупателем, кроме уровня цен на товары промышленного производства, регулируемого нормативными актами Российской Федерации.
6. Порядок предоставления торговых мест
6.1. Торговые места предоставляются при обязательном предъявлении:
- документа о государственной регистрации предпринимательской деятельности;
- информационного письма о постановке на учет и присвоении идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), выданного Государственной налоговой инспекцией;
- карточки регистрации контрольно-кассовой машины, включенной в Государственный реестр;
- свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход;
- документа, подтверждающего личность продавца (паспорт или иной документ).
Лица, осуществляющие продажу непродовольственных товаров, ранее приобретенных для личного пользования (или бывших в употреблении), сельхозпродукции, выращенной в личных подсобных хозяйствах на территории Российской Федерации, освобождаются от предъявления вышеперечисленных документов (кроме документа, подтверждающего личность продавца).
6.2. При реализации товаров потребительского спроса промышленного производства продавец должен иметь:
- накладные и другие предусмотренные нормативными актами документы, в том числе приложения к ним;
- документы, подтверждающие качество и безопасность товаров, в том числе сертификат соответствия.
- информацию о товарах на русском языке (в соответствии с действующими нормативными актами).
Лица, реализующие непродовольственные товары промышленного производства, ранее приобретенные для личного пользования, освобождаются от представления вышеперечисленных документов.
6.3. Продавцы, реализующие сельхозпродукцию, выращенную на приусадебных земельных участках, должны иметь:
- документ о владении (пользовании) земельным (дачным) участком; - справку об исследовании сельхозпродукции в лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы рынка.
6.4. Предприниматели, осуществляющие торговую деятельность на рынке, обязаны в течение всего периода работы иметь (по требованию соответствующих органов предъявлять) паспорта (или заменяющие их документы), иногородние лица - паспорта и документы, подтверждающие регистрацию по месту пребывания, а также медицинские книжки установленного образца.
Продавец, уполномоченный юридическим лицом (арендатором торгового места) осуществлять от его имени продажу товаров, обязан также предъявить документ (приказ о приеме на работу либо трудовой договор или иной договор гражданско-правового характера), подтверждающий его право осуществлять торговую деятельность.
Физические лица, осуществляющие торговую деятельность как предприниматель без образования юридического лица, а также продавцы по найму юридических и физических лиц, должны иметь визитную нагрудную карточку с информацией: фамилия, имя, отчество, наименование, форма собственности, номер свидетельства о государственной регистрации предпринимательской деятельности.
Торговое место должно иметь аккуратную выкладку товара, доступную для обозрения потребителя и выбора товара.
6.5. Предоставление торговых мест (объектов) осуществляется по договору аренды, в котором в обязательном порядке должны быть отражены вид объекта, период, условия и стоимость его аренды, размеры взимаемой платы за дополнительно предоставляемые услуги и другие необходимые реквизиты.
Оплата торгового места производится до начала торговли. Получение от продавцов денежных средств, в соответствии с утвержденными управляющим органом тарифами, оформляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством о ведении бухгалтерского учета, налоговым законодательством и требованиями по соблюдению финансовой дисциплины через контрольно-кассовую машину с выдачей чека продавцам в погашенном виде или квитанции установленного образца на бланках строгой отчетности, которые продавцы обязаны сохранять до конца торговли. Приемка товаров на хранение заранее оформляется накладной.
6.6. Документы, перечисленные в пунктах 6.2-6.5 настоящих Правил хранятся у продавца в течение всего времени работы и пре дъявляются по первому требованию администрации рынка и контроли рующих органов.
Администрация рынка несет ответственность за предоставление мест торговли при заключении соглашения-договора без вышеперечис ленных документов (по договорам аренды копии документов хранятся у дирекции).
Администрация рынка в течение дня осуществляет оперативный контроль за наличием у торгующих требуемых документов.
6.7. Передача торгового места третьему лицу возможна только по согласованию с администрацией рынка.
7. Ответственность Управляющего органа
Управляющий орган несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за нарушение положений настоящих Правил, за результаты проверок на рынке и то рговых местах (объектах), непринятие действенных мер по устранению выявленных нарушений и обязана содействовать представителям контролирующих органов в ходе проверки.
8. Контроль за работой рынков
Контроль за соблюдением на рынке настоящих Правил, требований и норм, регламентирующих торговую деятельность, осуществляется контролирующими органами в пределах своей компетенции, при предъявлении соответствующих направлений или удостоверения.
На рынке ведутся:
- контрольный журнал установленной формы, в который всеми контролирующими органами в обязательном порядке вносятся записи о проведении и результатах проверки;
- санитарный журнал установленной формы, в который органами санитарно-эпидемиологического надзора вносятся записи о проведении проверки и ее результатах;
- журнал результатов периодического ремонта и поверки весов и гирь органами государственной метрологической службы.
9. Права предпринимателей и потребителей
Права предпринимателей-арендаторов торговых мест устанавливаются соответствующими законодательными актами, регламентом рынка и договором аренды торгового места.
Права потребителя определены Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и иными законодательными, нормативно правовыми актами.
<< Назад |
||
Содержание Постановление главы администрации Владимирской области от 31 марта 1999 г. N 197 "Об утверждении Правил торговли на специально... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.