Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1
Внести изменения и дополнения в Закон Владимирской области от 12.11.1999 N 51-ОЗ "О социальном партнерстве", изложив его в следующей редакции:
"Российская Федерация
Владимирская область
Закон
"О социальном партнерстве"
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Понятия, используемые в настоящем Законе:
- социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления Владимирской области (далее - области), направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования непосредственно связанных с ними отношений;
- стороны соглашений - работники, работодатели, а также органы исполнительной власти области, исполнительные органы местного самоуправления на территории области в лице их полномочных представителей;
- система социального партнерства в области - совокупность мер организационного, правового, экономического характера в области социально-трудовых отношений, разрешения социально-трудовых конфликтов;
- организация - предприятие, учреждение, организация независимо от форм собственности и подчиненности;
- работники - физические лица, вступившие в трудовые отношения с работодателем;
- работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником;
- представители работников - органы профессиональных союзов, их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами; иные представители, избранные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;
- представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями органы;
- представители органов государственной власти, органов местного самоуправления - руководители этих органов или другие полномочные в соответствии с уставами (положениями) лица, иные уполномоченные этими органами лица;
- областное (региональное) трехстороннее соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в области как субъекте Российской Федерации, социальные нормативы и программы, нормы оплаты и другие условия труда, социальные гарантии и льготы, взаимные обязательства, заключаемые администрацией области, областным объединением организаций профсоюзов, региональным объединением работодателей в пределах их компетенции;
- областные отраслевые (межотраслевые) соглашения - правовые акты, устанавливающие нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенной отрасли (нескольких отраслей), заключаемые областными организациями профсоюзов, отраслевыми профсоюзами, объединениями работодателей, действующими в области и администрацией области в лице уполномоченных представителей или органов администрации области, осуществляющих координацию деятельности в соответствующей отрасли;
- территориальные соглашения - правовые акты, устанавливающие условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями, заключаемые сторонами соглашений на уровне муниципальных образований области.
Статья 2. Правовая основа социального партнерства
Правовую основу социального партнерства составляют регулирующие соответствующие общественные отношения федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон, другие законы области, а также иные нормативные правовые акты, которые не могут ухудшать положение сторон социального партнерства и их представителей по сравнению с международными нормами, федеральными законами и настоящим Законом.
В правовую основу социального партнерства входят Генеральное соглашение, областное (региональное) трехстороннее соглашение, отраслевые (межотраслевые), территориальные и иные соглашения, коллективные договоры, заключаемые в соответствии с законодательством и распространяющие свое действие на организации области.
Статья 3. Принципы социального партнерства
Социальное партнерство строится на следующих основных принципах:
- уважение и учет интересов участников переговоров;
- заинтересованность договаривающихся сторон в участии в договорных отношениях;
- содействие исполнительного и законодательного органов государственной власти области укреплению и развитию социального партнерства на демократической основе;
- соблюдение социальными партнерами и их представителями международных норм, законодательства Российской Федерации и области;
- полномочность социальных партнеров и их представителей;
- полнота представительства сторон;
- равноправие сторон и доверие в отношениях;
- невмешательство в дела друг друга;
- свобода выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу социального партнерства;
- добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования;
- регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства;
- реальность обязательств, принимаемых на себя социальными партнерами;
- обязательность исполнения достигнутых договоренностей;
- систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений;
- ответственность сторон, их представителей, должностных и иных лиц за невыполнение по их вине принятых обязательств, соглашений, договоров, решений;
- соблюдение предусмотренных действующим законодательством примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых споров.
Статья 4. Сфера действия настоящего Закона
Действие настоящего Закона распространяется на организации профессиональных союзов, их объединения и иных представителей работников, работодателей и их объединения, органы государственной власти Владимирской области и органы местного самоуправления.
Глава 2. Система социального партнерства
Статья 5. Задачи системы социального партнерства
Система социального партнерства в области создается для выполнения следующих основных задач:
- обеспечение социально-ориентированной политики экономических преобразований в области;
- обеспечение эффективного механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;
- проведение коллективных переговоров, взаимных консультаций сторон соглашений;
- совершенствование законодательства в установленном порядке;
- разработка и заключение соглашений, коллективных договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом;
- предотвращение коллективных трудовых споров и содействие разрешению конфликтов.
Статья 6. Областная трехсторонняя комиссия по регулированию
социально-трудовых отношений
Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проекта областного трехстороннего (регионального) соглашения, его заключения, а также организации контроля за его выполнением образуется постоянно действующая областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с настоящим Законом и Законом Владимирской области "Об областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений". Членами областной трехсторонней комиссии являются представители областного объединения организаций профессиональных союзов, представители регионального объединения работодателей и представители администрации Владимирской области.
Статья 7. Другие органы системы социального партнерства
в области
Стороны соглашений, коллективных договоров на основе взаимной договоренности и совместно определенных правил могут формировать другие двусторонние, трехсторонние органы, способствующие развитию социального партнерства в регулировании социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в области по отдельным направлениям.
Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов областных отраслевых (межотраслевых), территориальных, территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений, коллективных договоров, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
На отраслевом уровне образуются комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на областном уровне, так и и на уровне муниципальных образований. Соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти Владимирской области и органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.
На территориальном уровне образуются территориальные (окружные, районные, городские) трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и территориальные отраслевые (межотраслевые) комиссии.
Территориальные (окружные, районные, городские) трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений формируются территориальными объединениями работодателей, территориальными объединениями организаций профсоюзов, органами местного самоуправления и осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим законом, иными законами Владимирской области, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
На уровне организации образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.
Статья 8. Областное (региональное) трехстороннее соглашение
Областное (региональное) трехстороннее соглашение:
- заключается администрацией области, объединениями организаций профсоюзов области, объединениями работодателей области;
- разрабатывается на основе переговоров между сторонами соглашений;
- заключается до принятия областного бюджета на соответствующий период;
- распространяется на работников, работодателей, органы исполнительной власти, которые уполномочили своих представителей заключить соглашение от их имени.
Условия, содержащиеся в областном (региональном) трехстороннем соглашении, не могут ухудшать положение работников по сравнению с законодательством Российской Федерации, Генеральным соглашением, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) и иными соглашениями на соответствующий период.
Условия, содержащиеся в областном (региональном) трехстороннем соглашении, учитываются при принятии областных законов, иных нормативных правовых актов на всех уровнях регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в области (город, район, округ, отрасль, организация), при рассмотрении и принятии областного бюджета.
Регулирование разногласий в ходе переговоров при заключении и исполнении областного (регионального) трехстороннего соглашения осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".
Принятый областной трехсторонней комиссией проект областного (регионального) трехстороннего соглашения в десятидневный срок выносится на рассмотрение полномочных органов сторон соглашения для принятия ими решения о подписании проекта соглашения.
Соглашение подлежит подписанию в трехдневный срок с момента принятия всеми сторонами соглашения решения о подписании проекта соглашения.
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами, либо со дня, установленного в соглашении.
Соглашение в течение десяти дней со дня подписания всеми сторонами публикуется в официальных изданиях органов государственной власти.
Действие областного (регионального) трехстороннего соглашения распространяется на все организации области, не заявившие письменно в областную трехстороннюю комиссию о своем несогласии с его содержанием в тридцатидневный срок со дня его опубликования.
Срок действия соглашения определяется сторонами в соглашении, но не может превышать трех лет.
Статья 9. Отраслевые (межотраслевые) соглашения
Отраслевые (межотраслевые) соглашения могут заключаться на областном и территориальном уровнях социального партнерства.
Областные отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются региональными отраслевыми объединениями работодателей, областными организациями профсоюзов, отраслевыми объединениями профсоюзов и администрацией области в лице уполномоченных представителей или органов, осуществляющих координацию деятельности в соответствующей отрасли.
Условия, содержащиеся в областных отраслевых (межотраслевых) соглашениях, не должны ухудшать положение работников по сравнению с федеральным и областным законодательством, Генеральным соглашением, общероссийским отраслевым (межотраслевым) соглашением, областным (региональным) трехсторонним соглашением на соответствующий период.
Территориальные отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются территориальными организациями профсоюзов и их объединениями, отраслевыми объединениями работодателей, территориальными отраслевыми объединениями профсоюзов и органами местного самоуправления в лице уполномоченных представителей.
Условия, содержащиеся в территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашениях, не должны ухудшать положение работников по сравнению с федеральным и областным законодательством, Генеральным соглашением, общероссийским отраслевым (межотраслевым) соглашением, областным (региональным) трехсторонним соглашением, областным отраслевым (межотраслевым) соглашением на соответствующий период.
Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, осуществляется сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.
Одобренный сторонами проект областного отраслевого (межотраслевого) соглашения, территориального отраслевого (межотраслевого) соглашения подлежит обязательной правовой экспертизе в органе по труду администрации Владимирской области, после чего, при отсутствии в проекте положений, противоречащих законодательству и ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством, в трехдневный срок подлежит подписанию.
Соглашение вступает в силу со дня его подписания либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет.
Статья 10. Территориальные соглашения
Территориальные соглашения:
- заключаются территориальными организациями профсоюзов и их объединениями, объединениями профсоюзов, территориальными объединениями работодателей и исполнительными органами местного самоуправления в лице полномочных представителей;
- распространяются на работников, работодателей, исполнительный орган местного самоуправления, которые уполномочили своих представителей разработать и заключить соглашение от их имени;
- принимаются после принятия областного трехстороннего соглашения.
Территориальные соглашения не могут ухудшать положение работников по сравнению с законодательством Российской Федерации, Генеральным соглашением, областным (региональным) трехсторонним соглашением, областными отраслевыми соглашениями.
Условия, содержащиеся в территориальных соглашениях, могут учитываться при принятии нормативных правовых актов в организациях области.
Регулирование разногласий в ходе переговоров при заключении и выполнении территориального соглашения производится в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".
Одобренный сторонами проект территориального соглашения подлежит обязательной правовой экспертизе в органе по труду администрации Владимирской области, после чего, при отсутствии в проекте положений, противоречащих законодательству и ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством, в трехдневный срок подлежит подписанию.
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами, либо со дня, установленного в соглашении.
Подписавший соглашение представитель органа местного самоуправления имеет право предложить работодателям и работникам организаций, расположенных на соответствующей территории, не участвовавших в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.
Если работодатели и соответствующие представители работников в течение 30 календарных дней с момента получения предложения не заявили письменно о своем несогласии присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на данных работодателей и работников с момента получения предложения.
Срок действия соглашения определяется сторонами в соглашении, но не может превышать трех лет.
Статья 11. Коллективный договор
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками в организации в целом, филиале, представительстве или иных обособленных структурных подразделениях.
Организации, заключившие коллективные договоры, обладают по представлению областной трехсторонней комиссии и других органов социального партнерства в области преимущественным правом на рассмотрение в представительных и исполнительных органах области, органах местного самоуправления, объединениях работодателей, профсоюзах вопросов обеспечения социальной и экономической деятельности предприятий, социальной защиты работников.
Статья 12. Распространение действия соглашений.
Присоединение к соглашениям и порядок их подписания
В тех случаях, когда на работников одновременно распространяются различные соглашения, действуют условия соглашения, наиболее благоприятные для работников.
Областные и территориальные организации профсоюзов и их объединения, объединения профсоюзов, объединения работодателей, не участвовавшие в переговорах по заключению областного трехстороннего (отраслевого, межотраслевого, территориального) соглашения, могут присоединиться к нему, направив каждой из сторон письменное уведомление о своем намерении и принятии на себя обязательств соответствующей стороны.
Порядок подписания соглашений определяется сторонами и настоящим Законом.
Статья 13. Уведомительная регистрация соглашений,
коллективных договоров
Для уведомительной регистрации в порядке, определяемом областной трехсторонней комиссией, подписанный сторонами коллективный договор с приложениями в семидневный срок со дня подписания направляется работодателем в орган по труду по месту нахождения организации; подписанное сторонами соглашение с приложениями (заключаемое на уровне области или муниципального образования) направляется представителями работодателей в орган по труду администрации области.
Такой же порядок действует в случае внесения изменений и (или) дополнений в соглашения, коллективные договоры.
Глава 3. Права и обязанности в сфере социального партнерства
Статья 14. Ведение коллективных переговоров
Каждая сторона имеет равные права на ведение переговоров по заключению соглашений, коллективных договоров.
Инициатором переговоров по разработке, заключению и изменению областного трехстороннего, областного отраслевого (межотраслевого), территориального соглашения, территориального отраслевого (межотраслевого) и иного соглашения, коллективного договора вправе выступить любая сторона.
Сторона соглашения, коллективного договора, получившая письменное уведомление от другой стороны с предложением о начале переговоров по заключению соглашения, коллективного договора, обязана не позднее семи дней начать переговоры.
Если профсоюзные организации, их объединения выступают инициаторами ведения коллективных переговоров, то работодатели, их объединения, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести с ними такие переговоры и заключать соглашения, коллективные договоры на согласованных сторонами условиях.
Статья 15. Получение информации
Стороны соглашений, коллективных договоров вправе получать полную и достоверную информацию по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, необходимую для ведения переговоров и консультаций, заключения соглашений, коллективных договоров, контроля за ходом их исполнения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Посещение организаций
Представители сторон вправе беспрепятственно посещать в установленном соглашением порядке организации, на которые распространяется сфера действия соглашения с целью контроля за его выполнением.
Статья 17. Инициатива в правотворчестве
Областные организации профсоюзов и их объединения, региональные объединения работодателей вправе обращаться в органы законодательной и исполнительной власти области с предложениями по разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам.
Органы государственной власти в соответствии с регламентом рассматривают разработанные с участием областных организаций профсоюзов и их объединений, региональных объединений работодателей предложения по проектам законов, иных нормативных правовых актов по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам.
Статья 18. Взаимные консультации
Стороны соглашений, коллективных договоров вправе проводить взаимные консультации по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, в том числе необходимые для ведения переговоров, заключения соглашений, коллективных договоров, контроля за ходом их исполнения. Инициатором проведения таких консультаций может выступать каждая из них.
Статья 19. Участие в рассмотрении
социально-трудовых и связанных с ними экономических вопросов
Стороны соглашений, коллективных договоров вправе взаимно участвовать в рассмотрении социально-трудовых и связанных с ними экономических вопросов.
Статья 20. Распространение информации
Профсоюзные организации, их объединения, областные организации профсоюзов и их объединения, региональные объединения работодателей имеют право в установленном порядке на распространение информации по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам через средства массовой информации законодательных и исполнительных органов Владимирской области, органов местного самоуправления.
Статья 21. Выполнение решений по вопросам соглашений,
коллективных договоров. Рассмотрение обращений сторон
Стороны соглашений, коллективных договоров обязаны выполнять решения по вопросам, включенным в соглашения, коллективные договоры, рассматривать взаимные обращения по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, разрабатывать планы и принимать конкретные решения, направленные на своевременное выполнение достигнутых договоренностей в установленные в соглашениях, коллективных договорах сроки.
Глава 4. Ответственность в сфере
социального партнерства
Статья 22. Ответственность сторон соглашений,
коллективных договоров
Стороны соглашений, коллективных договоров, нарушающие или не выполняющие взятые на себя обязательства, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
Должностные лица органов власти, органов местного самоуправления, лица, представляющие работодателя (работодателей), работники руководящих органов профсоюзов, в трудовые обязанности которых входит обеспечение выполнения заключенного соглашения, коллективного договора, могут привлекаться к дисциплинарной ответственности за нарушение или невыполнение обязательств по соглашению, коллективному договору.
Сторона (стороны), а также соответствующий орган системы социального партнерства вправе направлять требование о привлечении указанных лиц к дисциплинарной ответственности органам (лицам), в компетенцию которых входит принятие соответствующего решения.
Требование подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его получения, в течение которых стороне (сторонам), соответствующему органу системы социального партнерства должен быть дан ответ о принятых мерах или основаниях к отказу в его удовлетворении.
Стороны соглашения, коллективного договора вправе по взаимному согласию устанавливать ответственность за нарушение, неисполнение обязательств по коллективному договору, соглашению, если эта ответственность не противоречит законодательству Российской Федерации. Условия и порядок применения таких мер ответственности к сторонам предусматриваются в соглашении, коллективном договоре или другом документе, принимаемом во исполнение соглашения, коллективного договора.
Решение о привлечении к ответственности принимается соответствующим органом системы социального партнерства в порядке, определяемом Положением об этом органе, и оформляется протоколом.
Если в соглашение, коллективный договор включены имущественные обязательства стороны (сторон), то ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязательств может наступать в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Стороны (сторона) соглашения, коллективного договора вправе требовать принудительного исполнения имущественных обязательств в судебном порядке, если законодательством не предусмотрен иной порядок рассмотрения возникшего спора.
Статья 23. Ответственность лиц, представляющих работодателя
По требованию представителей работников работодатель (собственник) обязан принять меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, к руководителю, по вине которого нарушаются или не выполняются условия коллективного договора.
Статья 24. Выполнение обязательств
Привлечение к ответственности не освобождает стороны (сторону) от выполнения обязательств по соглашению, коллективному договору.
Глава 5. Заключительные положения
Статья 25. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 26. О приведении нормативных правовых актов
в соответствие с настоящим Законом
Администрации области привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.".
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Закон Владимирской области от 12 ноября 2003 г. N 114-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Владимирской области... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.