Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Губернатора Владимирской области
от 10 декабря 2003 г. N 605
Основные направления содействия выходу
малого и среднего бизнеса на мировые рынки
Основные направления нацелены на активизацию вовлечения предприятий во внешнеэкономические связи. Одной из главных задач Основных направлений является формирование благоприятных экономических, организационных и иных условий увеличения экспорта и повышения его эффективности с использованием механизмов предоставления государственной финансовой, информационно-консультационной, маркетинговой и других видов помощи экспортерам с выработкой конкретных мероприятий на региональном уровне.
Достижение поставленной цели может быть обеспечено только при проведении подготовительной работы по выявлению перспективных видов продукции и предприятий - экспортеров, определении их технической, финансовой и организационной готовности к экспорту, установлении потребностей во внешней помощи.
Средством достижения целей Основных направлений будет являться формирование и реализация индивидуальных экспортных планов предприятий - потенциальных экспортеров и создание механизма государственной поддержки продвижения товаров на внешнем рынке.
I. Состояние, тенденции и основные проблемы
В связи с изменениями в федеральном законодательстве происходят положительные преобразования в сфере устранения избыточного административного давления на бизнес:
- снижено количество лицензируемых видов деятельности;
- введены ограничения на проведение контролирующими и надзорными органами проверок деятельности хозяйствующих субъектов;
- упрощена процедура регистрации юридических лиц.
Дополнительные благоприятные возможности для развития предпринимательства и внешнеэкономической активности в ближайшее время может создать Таможенный кодекс, новая редакция которого вступает в силу с 1 января 2004 года, а также финансовая поддержка промышленного экспорта, определенная в проекте федерального бюджета на 2004 год.
В целях улучшения делового климата и активизации предпринимательской активности на территории области приняты законы Владимирской области от 06.03.2002 N 23-ОЗ "О государственной программе развития малого и среднего предпринимательства во Владимирской области на 2002-2003 годы и перспективу на 2004 год", от 27.11.2002 N 117-ОЗ "О введении на территории Владимирской области системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
Во Владимирской области создана и функционирует инфраструктура поддержки малого предпринимательства, занимающаяся решением вопросов кредитно-финансовой поддержки предпринимательских проектов, поддержки и развития предпринимательства в наукоемкой и инновационной сферах, содействия в продвижении производимых предпринимателями товаров и услуг, обеспечения предприятий малого и среднего бизнеса услугами в области консалтинга. Предпринятые на федеральном и областном уровне меры в целом положительно отразились на развитии малого и среднего бизнеса Владимирской области, о чем говорит ежегодный рост показателей малого бизнеса в экономике региона.
Таблица 1
Вклад малого бизнеса в экономику области
Показатели | 2000 год | 2001 год | 2002 год |
2003 год (6 мес.) |
Объем произведенной продукции (работ, услуг), млн. руб. |
3655 | 4776 | 5347 | 8328,2 |
Объем произведенной продукции на общую численность постоянно занятых на малых предприятиях, тыс. руб. |
69,4* |
96,5* |
93,0* |
150,3* |
Доля малых предприятий в общем объеме промышленной продукции области, % |
4,1* |
4,1* |
5,7* |
7,4* |
Доля малых предприятий в объеме Валового регионального продукта области, % |
5,5 |
6,4* |
5,9* |
7,6* |
* - расчетно-аналитические данные.
За период с 2000 по 2002 годы наряду с увеличением общего количества малых предприятий возросла численность занятых работников и объем произведенной промышленной продукции. В 2002 году доля малых предприятий в общем объеме промышленной продукции области увеличилась на 40%, в первой половине текущего года - еще на 30%. По расчетно-аналитическим данным по итогам 2003 года доля малых предприятий в объеме ВРП увеличится в среднем на 30-35%. В настоящее время наибольшее количество малых предприятий области работает в сфере торговли - около 45% от общего количества малых предприятий и в промышленности - около 20%. Данная тенденция сохраняется на протяжении последних пяти лет. При этом наибольшее количество работников, занятых на постоянной основе, приходится на предприятия, работающие в сфере промышленности, около 41% от общей среднесписочной численности работников малых предприятий, а на предприятия сферы торговли - только 29% от общего числа занятых.
Однако достижение положительной динамики в развитии малого и среднего предпринимательства в области не создает адекватного роста их внешнеторговой активности. Не способствует этому и повышение активности крупных промышленных предприятий - экспортеров области, ежегодно увеличивающих на 15-20% поставки продукции на мировые рынки.
Таблица 2
Внешнеторговая деятельность предприятий
малого и среднего бизнеса
Показатели | 2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год (8 мес.) |
Количество участников ВЭД всего, в т.ч. |
104 | 138 | 83 | 72 |
экспортеров | 73 | 102 | 57 | 44 |
импортеров | 31 | 36 | 26 | 28 |
Удельный вес в общих областных показателях | ||||
Внешнеторговый оборот, %% | 8,0% | 10,0% | 4,0% | 3,6% |
Экспорт, %% | 7,7% | 8,6% | 3,9% | 2,2% |
Импорт, %% | 8,3% | 11,0% | 4,0% | 4,8% |
В экспортной деятельности с 2000 по 2003 годы можно отметить активную деятельность всего 21 предприятия из 102 предприятий-экспортеров. Ежегодно почти половину экспортных поставок предприятий малого и среднего бизнеса области занимают поставки всего 5 предприятий. В 2000 году доля таких экспортеров составила 44,2%, в 2001 году - 51,2%, в 2002 году - 55,1% и за 8 месяцев 2003 года - 48,5%.
На фоне активизации крупного бизнеса в сфере внешнеторговой деятельности в 2002 году наблюдалось значительное снижение внешнеторговой активности предприятий малого и среднего бизнеса:
- количество участников внешнеторговой деятельности из числа предприятий малого и среднего бизнеса сократилось на 40%, в том числе экспортеров - на 45%, а импортеров - на 28%;
- внешнеторговый оборот составил только 47,4% от уровня 2001 года, в том числе ее экспортная составляющая - 56,5%, а импортная - 42,5%;
- удельный вес малого и среднего бизнеса в общем объеме внешнеторгового оборота области составил только 4,0%, экспорта - 3,9% и импорта - 4,0% (в 2001 году соответственно 10,0%, 8,6% и 11,0%).
С начала 2003 года отмечается дальнейшее сокращение количества предприятий-экспортеров, снижение объемов экспортируемой продукции и ее доли в общем объеме областного экспорта при незначительном увеличении импортной активности.
В 2001 году 57,7% предприятий - экспортеров снизили объемы экспортных поставок. В 2002 году этот показатель составил уже 67,7%, кроме того 42,1% предприятий прекратили экспортную деятельность полностью, и только 4,9% из них возобновили ее в 2003 году.
Таблица 3
Динамика удельного веса подотраслей в общем объеме экспорта
предприятий малого и среднего бизнеса, тыс. долларов США
Показатели |
2003 год (8 мес.), тыс. долларов |
Доля в %% |
Экспорт всего, в т.ч. |
3259,1 | 100% |
Машиностроительная продукция | 1441,3* | 44,2% |
Продукция нефтехимического комплекса | 1227,7* | 37,6% |
Одежда и обувь | 156,0 | 4,8% |
Черные и цветные металлы и изделия из них |
135,9* | 4,1% |
Стекольная продукция | 92,3* | 2,8% |
Древесина и изделия из нее | 31,8 | 1,0% |
Продовольственные товары и сырье | 0 | 0% |
Продукция топливно-энергетического комплекса |
0 | 0% |
* - расчетно-аналитические данные.
В товарной структуре экспорта преобладает продукция нефтехимического комплекса и машиностроительная продукция. За 8 месяцев 2003 года в поставках этого вида продукции участвовали 35 предприятий (61,4%) малого и среднего бизнеса, на долю которых приходится 81,8% от общего объема экспортных поставок, в том числе машиностроительная продукция - 44,2%, продукция нефтехимического комплекса - 37,6%.
Таблица 4
Внешнеторговая деятельность коммерческих организаций
с иностранными инвестициями (КОИИ) в сфере
малого и среднего бизнеса
Показатели |
2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год (8 мес.) |
Количество КОИИ участников ВЭД ВСЕГО, в т.ч. |
13 | 16 | 12 | 10 |
экспортеров | 8 | 11 | 7 | 4 |
импортеров | 5 | 5 | 5 | 6 |
Внешнеторговый оборот КОИИ, тыс.долларов США |
1 775 | 1 482 | 693 | 640 |
Объем экспорта, тыс.долларов США | 1 128 | 662 | 421 | 263 |
Объем импорта, тыс.долларов США | 647 | 820 | 272 | 377 |
Удельный вес КОИИ в общих показателях предприятий малого и среднего бизнеса |
||||
Внешнеторговый оборот, %% | 9,4% | 5,1% | 5,1% | 5,9% |
Экспорт, %% | 14,5% | 6,7% | 7,5% | 8,1% |
Импорт, %% | 5,8% | 4,3% | 3,4% | 5,0% |
На общем фоне снижения внешнеторговой активности предприятий малого и среднего бизнеса большую устойчивость к негативным внешним факторам демонстрируют коммерческие организации с иностранными инвестициями (КОИИ), удельный вес которых в объеме внешнеторгового оборота предприятий малого и среднего бизнеса, а также в экспорте и импорте продукции продолжает увеличиваться.
Основными факторами снижения внешнеторговой активности предприятий являются избыточное таможенное и валютное регулирование и сложности в правоприменительной практике. Поэтому, несмотря на сложившуюся положительную динамику во внешнеэкономической деятельности Владимирской области, работа предприятий малого и среднего бизнеса на внешнем рынке не позволяет говорить о создании прочной основы долгосрочного, устойчивого роста внешнеэкономической активности и о ликвидации сильной зависимости от конъюнктуры внутреннего и мирового рынков.
Для малого бизнеса очень важна информационная, юридическая, консалтинговая и иная поддержка при ведении внешнеэкономической деятельности. Существующая инфраструктура поддержки малого предпринимательства играет значительную роль в решении вопросов подобной направленности, однако спрос на оказание консультационных и иных услуг внешнеэкономической направленности пока значительно превышает предложение.
Другой проблемой является недостаточный уровень профессиональной подготовки специалистов. Как для начинающих, так и для работающих предприятий необходима разработка обучающих программ, созданных с учетом специфики малого бизнеса. Особенностью этого образования является необходимость подготовки универсальных специалистов, обладающих навыками в области маркетинга, менеджмента, таможенного дела и т.п.
II. Приоритетные направления содействия выходу малого
и среднего бизнеса на мировые рынки
Работа по расширению экспортных возможностей предприятий малого и среднего бизнеса требует участия органов местного самоуправления, органов и структурных подразделений администрации области, координирующих вопросы внешнеэкономической деятельности и поддержки предпринимательства. В связи с этим, на соответствующие структуры может быть возложена роль по ведению и разработке следующих составляющих эффективного сценария экспортной торговли:
- информационное обеспечение внешнеторговой деятельности;
- проведение маркетинговых исследований внешних рынков;
- поддержка в установлении деловых связей с представителями иностранных структур и поиск иностранных партнеров для совместного участия в производственной и внешнеторговой деятельности;
- экономические меры стимулирования экспортного производства;
- содействие продвижению товаров и услуг, производимых в области, на зарубежный рынок;
- обеспечение дополнительных специальных мер предприятиям малого бизнеса, в том числе подготовка кадров, проведение методики оценки готовности предприятия к работе на внешнем рынке и т.д.
При этом одним из необходимых условий успешной государственной поддержки выхода предприятий малого и среднего бизнеса на мировой рынок является координация действий всех участников этого процесса: предприятий, финансово-кредитных учреждений, таможенных, налоговых служб и внешнеторговых объединений, корпоративных структур, органов управления. Роль администрации заключается в активном участии в формировании соответствующих организационных, финансовых и информационных инфраструктур.
1. Информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности
и проведение маркетинговых исследований внешних рынков
В настоящее время все большее значение приобретает не только государственная поддержка выхода на мировые рынки предприятий - экспортеров, но и постоянный сбор и анализ информации о состоянии рынков, перспективах предприятий малого и среднего бизнеса в зарубежных странах. Проводимая во Владимирской области работа по анализу мировых рынков продукции не носит комплексного характера и не позволяет выделить те секторы, в которых можно конкурировать с продукцией других стран. Существующая система внешнеторговой информации представляет собой наличие разобщенных информационных массивов в Торгово-промышленной палате Владимирской области, центре поддержки предпринимательства, департаменте внешних экономических связей, коммерческих организациях и т.д. и не обеспечивает доступ к ним в режиме реального времени заинтересованных участников внешнеэкономической деятельности.
Поэтому предполагается, что информационное обеспечение предприятий малого и среднего бизнеса - участников внешнеэкономической деятельности, может быть реализовано по следующим направлениям:
- создание и ведение баз данных по внешней торговле;
- осуществление комплексной автоматизации процессов сбора, накопления, обработки и распространения внешнеэкономической информации;
- подготовка конъюнктурных обзоров и маркетинговых исследований основных товарных рынков;
- предоставление заинтересованным предприятиям и организациям аналитической информации об иностранных фирмах;
- выпуск специализированных информационных изданий и справочников по внешнеэкономической тематике.
2. Поддержка в установлении деловых связей с представителями
иностранных структур и поиск иностранных партнеров
для совместного участия в производственной
и внешнеторговой деятельности
Установление и развитие прямых партнерских связей с регионами зарубежных стран зарекомендовало себя одной из наиболее эффективных и конкретных форм международного сотрудничества. В последнее время у администрации Владимирской области сформировались надежные, проверенные временем, отношения с территориями иностранных государств, с которыми ведется сотрудничество в инвестиционной и коммерческой сферах.
Одновременно испытывается потребность как поиска новых, так и интенсификации существующих партнерских отношений, перевода их на качественно новый, более высокий по содержанию и эффективности уровень, что позволит:
- наладить контакты с иностранными фирмами путем участия в международных выставках, форумах;
- найти потенциальных партнеров за рубежом, в том числе с использованием новейших информационных систем;
- содействовать организации деловых визитов областных предпринимателей.
3. Экономические меры стимулирования экспортного производства
Основными экономическими факторами, препятствующими развитию экспорта промышленной продукции, являются наличие риска финансовых потерь при проведении экспортных операций и существующие условия кредитования.
Предприятия малого и среднего бизнеса имеют ограниченный доступ к банковским кредитным ресурсам в силу недостаточного обеспечения и отсутствия кредитной истории. Помочь в решении проблемы кредитования внешнеторговых операций малого бизнеса могут микрофинансовые организации, к которым относятся организации, предоставляющие займы на реализацию перспективных проектов предпринимательскому сектору, не охватываемому банковским кредитованием. В нашей области эта работа может быть организована Владимирским областным фондом поддержки малого предпринимательства.
4. Содействие продвижению товаров и услуг, производимых
в области, на зарубежный рынок
Среди мер по оказанию поддержки в продвижении товаров и услуг, производимых в области, на зарубежный рынок, предполагается проведение экономического мониторинга среди предприятий малого и среднего бизнеса с целью выявления перспективных видов продукции, а также определения перспективных предприятий-экспортеров.
Важнейшим условием обеспечения эффективности деятельности по продвижению товаров и услуг на внешние рынки является проведение оценки готовности предприятий малого и среднего бизнеса к работе на внешнем рынке. Это предполагает определении потенциала предприятий, который позволит обеспечить предлагаемые ими экспортируемые товары и услуги серьезными конкурентными преимуществами.
Значимым инструментом продвижения на внешние рынки товаров и услуг предприятий Владимирской области является организация конференций, семинаров, направленных на привлечение внимания наиболее важных целевых групп - потенциальных экспортеров и представителей иностранных фирм, желающих наладить контакты с отечественным производителем, а также консалтинговых компаний и др.
Проведение подобных мероприятий предполагается проводить при активной поддержке Центра поддержки предпринимательства Владимирской области и структурных подразделений администрации Владимирской области.
5. Обеспечение дополнительных специальных мер поддержки
предприятиям малого бизнеса
Обеспечение долгосрочной конкурентоспособности товаров и услуг предприятий малого и среднего бизнеса Владимирской области на внешних рынках, создание предпосылок для обеспечения высоких темпов их активного экспортно-ориентированного развития, требует реализации комплекса взаимоувязанных мер, направленных на формирование эффективной системы подготовки кадров для сферы малого и среднего бизнеса.
К числу таких мер можно отнести решение вопросов подготовки управленческих кадров и специалистов по внешнеэкономической деятельности. Направлениями работы в реализации этой задачи могли бы стать существующая Президентская программа подготовки управленческих кадров для отраслей народного хозяйства и Методический Совет при филиале Международного института менеджмента "ЛИНК" г.Владимира по подготовке специалистов в сфере внешнеэкономической деятельности.
III. Мероприятия по реализации основных направлений содействия
выходу малого и среднего бизнеса на мировые рынки
N | Наименование мероприятия | Срок выполнения |
Ответственный за выполнение* |
1. Меры информационной поддержки | |||
1.1 | Информационное сопровождение реализуемых проектов в сфере внешнеэкономической деятельности через средства массовой информации, официальные сайты региона. |
постоянно |
Центр поддержки предпринимательства (ЦПП), Департамент внешних экономических связей (ДВЭС), Всероссийская Государственная Телерадиокомпания (ВГТРК) |
1.2 | Подготовка информационных справочников по правовому регулированию внешнеторговой деятельности. |
По мере поступления информации, но не реже 1 раза в 6 месяцев |
ДВЭС |
1.3 | Организация системы информационного обеспечения предприятий малого и среднего бизнеса по внешнеторговой тематике. |
1 квартал 2004 года |
ДВЭС, ЦПП, Торгово-промышлен- ная палата Владимирской области (ТПП) |
2. Меры по поиску иностранных партнеров в сфере установления деловых контактов |
|||
2.1 | Организация деловых миссий представителей предприятий малого и среднего бизнеса. |
По плану выставочно- ярмарочной деятельности |
ДВЭС, ТПП, ЦПП |
3. Меры экономической поддержки | |||
3.1 | Разработка механизма кредитования перспективных внешнеторговых проектов. |
1 квартал 2004 года |
ДВЭС, Владимирский областной фонд поддержки малого предпринимательства (ВОФПМП) |
3.2 | Развитие финансово-кредитной поддержки внешнеторговой деятельности малого и среднего предпринимательства: финансирование экспортоориентированных предпринимательских проектов; субсидирование части процентных ставок по кредитам, привлекаемым субъектами предпринимательства в коммерческих банках под реализацию внешнеторговых контрактов; развитие инвестирования в основной капитал предприятий малого бизнеса на базе лизинговых услуг; развитие механизма микрокредитования субъектов малого предпринимательства по обязательствам внешнеторговых контрактов. |
постоянно |
ВОФПМП, Владимирский инновационно-техно- логический центр (ВИТЦ), ЦПП |
4. Меры организационной поддержки | |||
4.1 | Проведение мониторинга экономического и технического состояния предприятий малого и среднего бизнеса для выявления перспективных видов продукции и предприятий-экспортеров. |
постоянно |
ЦПП, Ассоциация специалистов по управлению и экономике |
4.2 | Организация системы сбора и распространения коммерческих предложений инофирм среди предприятий малого и среднего бизнеса. |
1 квартал 2004 года |
ДВЭС, ЦПП |
4.3 | Проведение оценки готовности к работе на внешнем рынке предприятий малого и среднего бизнеса. |
постоянно |
Заинтересованные организации, ДВЭС, ЦПП |
4.4 | Проведение среди предприятий малого бизнеса областного конкурса "Лучший экспортер Владимирской области". |
апрель 2004 года |
ДВЭС, ЦПП |
4.5 | Проведение семинаров по вопросам внешнеэкономической деятельности, в том числе с привлечением ведущих специалистов в области управления и внешнеэкономической деятельности. |
ежеквартально |
ЦПП, ДВЭС, Ассоциация специалистов по управлению и экономике |
4.6 | Организация участия предприятий малого и среднего бизнеса в межрегиональных, международных выставках, оптовых ярмарках, с частичной бюджетной поддержкой. |
По плану выставочно-яр- марочной деятельности |
ДВЭС, ТПП, ЦПП |
5. Специальные меры | |||
5.1 | Разработка индивидуальных планов выхода предприятий малого и среднего бизнеса на внешние рынки. |
постоянно |
Заинтересованные организации, ЦПП, ДВЭС, Ассоциация специалистов по управлению и экономике |
5.2 | Определение потребности и активизация работы среди предприятий малого и среднего бизнеса по сертификации продукции. |
постоянно |
ДВЭС, совместно с заинтересованными организациями |
5.3 | Организация обучения специалистов предприятий малого и среднего бизнеса на целевых среднесрочных курсах и краткосрочных семинарах. |
постоянно |
ЦПП, ДВЭС |
* организации, не входящие в структуру администрации области, привлекаются к выполнению мероприятий по согласованию
<< Назад |
||
Содержание Постановление Губернатора Владимирской области от 10 декабря 2003 г. N 605 "Об основных направлениях содействия выходу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.