Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целевая программа
воспроизводства плодородия почв Владимирской области
на 2001-2005 годы
5 декабря 2001 г., 14 марта 2003 г.
г. Владимир, 2000 г.
Законом Владимирской области от 14 марта 2003 г. N 14-ОЗ в содержание настоящей Программы внесены изменения
Паспорт целевой программы воспроизводства плодородия почв Владимирской области на 2001-2005 годы
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами
3. Основные направления реализации Программы
3.1. Совершенствование посевных площадей. Производство продукции растениеводства на 2001-2005 годы
3.2. Известкование и фосфоритование почв
3.3. Внесение органических удобрений
3.5. Рациональное использование минеральных удобрений
3.7. Защита посевов от вредителей, болезней и сорняков
3.9. Агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование сельскохозяйственных угодий
4. Перечень мероприятий по реализации Программы
5. Механизм реализации и управления Программой
6. Ресурсное обеспечение Программы
7. Оценка эффективности Программы
8. Охрана окружающей природной среды при использовании средств химизации
Законом Владимирской области от 14 марта 2003 г. N 14-ОЗ Паспорт настоящей Программы изложен в новой редакции
Паспорт
целевой программы
Наименование Программы Целевая программа воспроизводства
плодородия почв Владимирской области
на 2001-2005 годы.
Правовое обеспечение Программы Федеральный закон от 16.07.98 N
101-ФЗ "О государственном
регулировании обеспечения плодородия
земель сельскохозяйственного
назначения"
Федеральный закон от 10.01.96 N 4-ФЗ
"О мелиорации земель".
Постановление Правительства
Российской Федерации от 08.11.01 N
780 "О федеральной целевой программе
"Повышение плодородия почв России на
2002 - 2005 годы".
Заказчик Программы Администрация Владимирской области.
Основной разработчик Программы Департамент сельского хозяйства и
продовольствия администрации
Владимирской области.
Цель и задачи Программы Предотвратить дальнейшее снижение
плодородия почв и на этой основе
повысить устойчивость земледелия
области к неблагоприятным
климатическим условиям.
Увеличить производство ценных
продовольственных и технических
культур в объемах, обеспечивающих
потребность области, создать прочную
кормовую базу животноводства.
Приостановить дальнейшее сокращение
площади сельскохозяйственных угодий,
а в перспективе восстановить ее до
прежнего уровня.
Предотвратить деградацию почв в
результате эрозии, подкисления,
заболачивания.
Улучшить мелиоративное состояние и
обеспечить работоспособность
оросительных и осушительных систем,
гидротехнических сооружений и
поливной техники.
Сроки реализации Программы 2001-2005 годы.
Перечень основных мероприятий
Программы Известкование почв - 322 тыс.га.
Фосфоритование почв - 108 тыс.га
Внесение органических удобрений -
7001,4 тыс.тонн
Использование торфа - 526 тыс.тонн.
Посев сидеральных культур - 79,2 тыс.
га.
Применение минеральных удобрений -
272,4 тыс.тонн.
Химическая прополка
сельскохозяйственных культур - 564
тыс.га.
Реконструкция осушительных систем -
2,87 тыс.га.
Культуртехнические работы - 4,85
тыс.га.
Ремонт гидротехнических сооружений -
46 штук.
Агрохимическое и
эколого-токсиколо-гическое
обследование сельскохозяйственных
угодий - 361 тыс.га.
Исполнитель мероприятий Департамент сельского хозяйства и
Программы продовольствия администрации
Владимирской области.
Объемы и источники Объемы финансирования Программы
финансирования Программы составляют:
Всего
2670,199 млн.руб.
в том числе:
федеральный бюджет 388,140
млн.руб.
областной бюджет 242,360
млн.руб.
местный бюджет 106,100
млн.руб.
(по согласованию);
средства хозяйств 1933,599
млн.руб.
(по согласованию).
Ожидаемые конечные результаты Приостановление снижения уровня
плодородия почвы как основы
сельскохозяйственного производства.
Ослабление отрицательного воздействия
природных факторов на
сельскохозяйственное производство
(засуха, ветровая и водная эрозия и
другие).
Увеличение производства
сельскохозяйственной продукции на 345
тыс.тонн в пересчете на зерно.
Контроль за исполнением Законодательное Собрание и
Программы администрация Владимирской области.
1. Характеристика проблемы и обоснование
необходимости решения ее программными методами
Сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения является одним из основных условий стабильного развития агропромышленного комплекса и увеличения его эффективности. Проблема воспроизводства плодородия почв имеет государственное значение и требует комплексного решения.
Федеральные законы "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" и "О мелиорации земель" определили необходимость иметь федеральные и региональные целевые программы обеспечения плодородия земель, формируемые и утверждаемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В 2000 году завершается действие II этапа Государственной комплексной программы повышения плодородия почв России ("Плодородие"), одобренной Правительством Российской Федерации в феврале 1996 года, а также программы повышения плодородия почв Владимирской области в 1996-2000 годах, утвержденной постановлением Главы администрации Владимирской области от 20 августа 1996 года N 403 "О комплексной программе повышения плодородия почв Владимирской области в 1996-2000 г.г." (II этап).
Анализ современного состояния сельскохозяйственного производства, оценка динамики качественных показателей земель, а также итоги выполнения программы повышения плодородия почв в 1996-1999 г.г. свидетельствуют, что без принятия необходимых мер основные негативные тенденции в состоянии плодородия земель, проявившиеся в последние 8-9 лет, в перспективе значительно усилятся. В ближайшие 10-15 лет плодородие почв в области может снизиться до критического уровня, а урожайность зерновых - до 8-10 ц/га.
Настоящая Программа разработана Департаментом сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области, Всероссийским научно-исследовательским, конструкторским и проектнотехнологическим институтом органических удобрений и торфа (ВНИПТИОУ), Владимирским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства (ВНИИСХ),Государственным центром агрохимической службы "Владимирский", областным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, ОАО "Владимирсельхозхимия", управлением "Владимирмелиоводхоз", областной станцией защиты растений на основе материалов, представленных организациями, предприятиями и ведомствами, связанными с сельскохозяйственным производством.
Она является продолжением разработанной ранее комплексной программы повышения плодородия почв до 2000 года, при этом основные направления, содержание необходимых мероприятий и механизмы их реализации скорректированы с учетом изменившихся экономических условий.
2. Цели и задачи Программы
Целью настоящей Программы является приостановление дальнейшего снижения плодородия почв, обеспечение стабилизации, а затем постепенное его повышение для увеличения урожайности сельскохозяйственных культур, улучшения качества и уменьшения себестоимости продукции.
Реализация программы позволит решить следующие задачи:
- увеличить производство ценных продовольственных и технических культур (зерно, лен, картофель, овощи) в объемах, максимально обеспечивающих потребность области, создать прочную кормовую базу животноводства;
- оптимизировать структуру посевных площадей с учетом перспективы производства сельскохозяйственной продукции;
- приостановить дальнейшее сокращение площади сельскохозяйственных угодий, а в перспективе восстановить ее до прежнего уровня;
- обеспечить улучшение фитосанитарного состояния посевов сельскохозяйственных культур;
- предотвратить деградацию почв в результате эрозии, подкисления, заболачивания;
- улучшить мелиоративное состояние и обеспечить работоспособность оросительных и осушительных систем, гидротехнических сооружений и поливной техники.
4. Перечень мероприятий по реализации Программы
Программные мероприятия и объемы их проведения определены исходя из современного состояния почвенного плодородия с учетом обрабатываемой и посевной площади пахотных земель с тем, чтобы в первую очередь приостановить дальнейшее снижение, а к 2005 году стабилизировать плодородие пахотных земель и начать повышение его уровня. Выполнение предус мотренных в программе объемов работ, особенно по известкованию и фосфоритованию почв, внесению органических удобрений, посеву сидеральных культур и многолетних трав, проведению противоэрозионных мероприятий позволит предотвратить необратимую деградацию пахотных земель и разрушение центрального звена экологической системы - почвы.
Таблица 28
Объемы проведения агрохимических,
агротехнических и мелиоративных мероприятий
на 2001-2005 г.г.
/--------------------------------------------------------------------------------\
|N |Наименование меропри- |Единица|2001-| в том числе |
|п/|ятий |измере-|2005 |---------------------------------------|
|п | |ния |г.г.,|2001 г.|2002 г.|2003 г.|2004 г.|2005 г.|
| | | |всего| | | | | |
|--+-----------------------+-------+-----+-------+-------+-------+-------+-------|
|1 |Известкование почв |тыс. га|322 |48 |54 |65 |75 |80 |
|--+-----------------------+-------+-----+-------+-------+-------+-------+-------|
|2 |Фосфоритование почв |тыс. га|106 |7 |15 |22 |29 |35 |
|--+-----------------------+-------+-----+-------+-------+-------+-------+-------|
|3 |Внесение органических |тыс. |7001,|1232,4 |1323,3 |1394,6 |1480,8 |1570,3 |
| |удобрений |тонн |4 | | | | | |
|--+-----------------------+-------+-----+-------+-------+-------+-------+-------|
|4 |Использование торфа |тыс. т.|526 |76 |93 |105 |116 |136 |
|--+-----------------------+-------+-----+-------+-------+-------+-------+-------|
| |в т.ч. добыча на мест- |тыс. т.|359 |59 |70 |71 |76 |83 |
| |ных болотах | | | | | | | |
|--+-----------------------+-------+-----+-------+-------+-------+-------+-------|
|5 |Посев сидеральных куль-|тыс. га|79,2 |8,9 |12,2 |16,0 |19,6 |22,5 |
| |тур | | | | | | | |
|--+-----------------------+-------+-----+-------+-------+-------+-------+-------|
|6 |Использование соломы |тыс. га|132,3|20,3 |23,4 |27,2 |29.6 |31,8 |
| |для удобрения | | | | | | | |
|--+-----------------------+-------+-----+-------+-------+-------+-------+-------|
|7 |Подсев многолетних трав|тыс. га|300,3|58,4 |59,2 |60,2 |61,0 |61,5 |
|--+-----------------------+-------+-----+-------+-------+-------+-------+-------|
|8 |Применение бактериаль- |тыс. га|38,1 |3.5 |6,2 |8,8 |9,6 |10,0 |
| |ных удобрений | | | | | | | |
|--+-----------------------+-------+-----+-------+-------+-------+-------+-------|
|9 |Применение минеральных |тыс. т |272,4|51,2 |52,8 |54,5 |56,1 |57,8 |
| |удобрений |д.в. | | | | | | |
|--+-----------------------+-------+-----+-------+-------+-------+-------+-------|
|10|Строительство складов |шт./тыс| 32 | 4 | 4 | 6 | 7 | 11 |
| |для хранения сухих ми- | т. |19,1 | 2,3 | 2,5 | 3,5 | 4,2 | 6,6 |
| |неральных удобрений | | | | | | | |
|--+-----------------------+-------+-----+-------+-------+-------+-------+-------|
|11| Ремонт складов для |шт./тыс| 102 | 24 | 23 | 21 | 15 | 19 |
| | хранения сухих мине- | т | 80,0| 22,1 | 18,1 | 15,2 | 10,5 | 14,1 | | | | | |
| | ральных удобрений | | | | | | | |
|--+-----------------------+-------+-----+-------+-------+-------+-------+-------|
|12| Обработка земель по- |тыс. га| 100 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
| | перек склонов | | | | | | | |
|--+-----------------------+-------+-----+-------+-------+-------+-------+-------|
|13| Посев зерновых куль- |тыс. га| 14,5|2,9 | 2,9 | 2,9 | 2,9 | 2,9 |
| | тур стерневыми сеял- | | | | | | | |
| | ками | | | | | | | |
|--+-----------------------+-------+-----+-------+-------+-------+-------+-------|
|14| Вспашка почвы с по- |тыс. га| 22,5|4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,5 |
| | чвоуглубителями | | | | | | | |
|--+-----------------------+-------+-----+-------+-------+-------+-------+-------|
|15| Безотвальная вспашка |тыс. га| 200 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 |
| | почв | | | | | | | |
|--+-----------------------+-------+-----+-------+-------+-------+-------+-------|
|16| Залужение эрозионно- |тыс. га| 5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| | опасных земель | | | | | | | |
|--+-----------------------+-------+-----+-------+-------+-------+-------+-------|
|17| Посадка полезащитных | га | 175 | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 |
| | лесных полос | | | | | | | |
|--+-----------------------+-------+-----+-------+-------+-------+-------+-------|
|18| Посадка противоэрози- | га | 500 |100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
| | онных защитных лесных | | | | | | | |
| | насаждений | | | | | | | |
|--+-----------------------+-------+-----+-------+-------+-------+-------+-------|
|19| Лущение стерни |тыс. га| 95 | 14 | 17 | 19 | 21 | 24 |
|--+-----------------------+-------+-----+-------+-------+-------+-------+-------|
|20| Протравливание семян | тыс. | 135 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
| | | тонн | | | | | | |
|--+-----------------------+-------+-----+-------+-------+-------+-------+-------|
|21| Химическая прополка |тыс. га| 564 |105 | 110 | 114 | 115 | 120 |
| | сельскохозяйственых | | | | | | | |
| | культур | | | | | | | |
|--------------------------+-------+-----+-------+-------+-------+-------+-------|
| Мелиорация: | | | | | | | |
|--------------------------+-------+-----+-------+-------+-------+-------+-------|
|22| Реконструкция ороси- |тыс. га| 2,65|0,30 | 0,50 | 0,55 | 0,60 | 0,70 |
| | тельных систем | | | | | | | |
|--+-----------------------+-------+-----+-------+-------+-------+-------+-------|
|23| Реконструкция осуши- |тыс. га| 2,87|0,32 | 0,43 | 0,60 | 0,67 | 0,85 |
| | тельных систем | | | | | | | |
|--+-----------------------+-------+-----+-------+-------+-------+-------+-------|
|24| Подготовка под торфо- | га |141,0|20,0 | 25,0 | 28,0 | 33,0 | 35,0 |
| | разработки | | | | | | | |
|--+-----------------------+-------+-----+-------+-------+-------+-------+-------|
|25| Культуртехнические |тыс. га| 5,27|1,06 | 1,16 | 0,90 | 1,02 | 1,13 |
| | работы | | | | | | | |
|--+-----------------------+-------+-----+-------+-------+-------+-------+-------|
|26| Ремонтно-эксплуатаци- |тыс. га|10,38|0,26 | 0,97 | 2,65 | 3,00 | 3,50 |
| | онные работы по мели- | | | | | | | |
| | оративной сети | | | | | | | |
|--+-----------------------+-------+-----+-------+-------+-------+-------+-------|
|27| Гидротехнические со- | шт. | 46 | 3 | 9 | 11 | 12 | 11 |
| | оружения, подлежащие | | | | | | | |
| | ремонту | | | | | | | |
\--------------------------------------------------------------------------------/
5. Механизм реализации и управления Программой
Механизм реализации Программы предусматривает выполнение намеченных мероприятий через соответствующие программы, разработанные исходя из приоритетных направлений, обеспечивающих эффективное решение задач по воспроизводству плодородия почв.
Воспроизводство плодородия почв включает в себя комплекс мероприятий по оптимизации структуры посевных площадей, внесению средств химизации, мелиорации, защите растений от сорняков, вредителей, болезней и противоэрозионных работ.
Координирующим и связующим звеном между подрядчиками, выполняющими эти мероприятия, и сельхозтоваропроизводителями выступает Департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации области.
Заказчик осуществляет контроль и ежегодно анализирует ход реализации Программы в соответствии с Законом Владимирской области "О прогнозировании и программах социально-экономического развития Владимирской области" от 30.04.99 г. N 21-03.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение Программы представляется существующими агрохимическими и водохозяйственными предприятиями, учреждениями и другими организациями, привлекаемыми в качестве подрядчиков. Часть работ выполняется непосредственно землепользователями. В связи с тем, что последние годы совершенно не проводилось обновление парка почвообрабатывающей, мелиоративной техникой, машинами для проведения агрохимических работ, техническое оснащение землепользователей и подрядных организаций низкое. Необходимы меры по укреплению производственной базы агрохимической службы, водохозяйственных организаций, сельскохозяйственных предприятий.
В ресурсное обеспечение Программы входят организационное, научное и финансовое обеспечения.
6.1. Организационное обеспечение предусматривает реализацию намеченных мероприятий через соответствующие программы. разработанные для каждого района и товаропроизводителя сельскохозяйственной продукции при соблюдении научно-обоснованных систем земледелия.
Непосредственный контроль за реализацией Программы осуществляет заказчик - Администрация Владимирской области.
Контроль за целевым использованием средств, выделяемых из областного и местного бюджетов на выполнение мероприятий, предусмотренных Программой, осуществляет Главное финансовое управление администрации Владимирской области.
Районные управления сельского хозяйства ежеквартально, до 10 числа после отчетного периода, представляют в Департамент сельского хозяйства и продовольствия области отчет об использовании финансовых средств из федерального, областного и местного бюджетов, а также средств хозяйств на реализацию Программы воспроизводства плодородия почв.
Департамент сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области ежеквартально, не позднее 15 числа после отчетного периода, представляет отчет об использовании ассигнований из всех видов источников на выпол нение Программы в Главное финансовое управление администрации Владимирской области и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
6.2. Научное обеспечение осуществляется на основании научноисследовательских разработок, которые должны способствовать развитию сельскохозяйственного производства области, созданию пропорциональной и сбалансированной его структуры, обеспечивающей эффективноеэкологически безопасное использование земельных ресурсов и получение необходимого ассортимента и количества высококачественной продукции.
В этих целях Департаменту сельского хозяйства и продовольствия, ВНИПТИОУ, ВНИИСХ, ГЦАС "Владимирский" и другим заинтересованным ведомствам и организациям необходимо обеспечить в 2001-2005 годах проведение исследований по следующим важным направлениям:
1. Разработка структуры посевных площадей и севооборотов, обеспечивающих расширенное воспроизводство плодородия почв за счет приоритета биологического фактора.
2. Разработка и совершенствование зональных технологий выращивания сельскохозяйственных культур на основе дифференцированного применения минеральных и органических удобрений, широкого использования биологического азота, сидератов и соломы.
3. Разработка и внедрение в производство мониторинга агрохимического, токсикологического и радиационного состояния почв и посевов сельскохозяйственных культур, в том числе на мелиорированных землях; организация инженерного мониторинга гидромелиоративных систем; экологическая паспортизация хозяйств и обеспечение регулярного контроля их состояния.
4. Разработка научных основ адаптивно-ландшафтных систем земледелия для основных природных зон области, обеспечивающих охрану земель, воспроизводство почвенного плодородия и выращивание экологически безопасной продукции.
5. Изучение транслокации тяжелых металлов и радионуклидов в почве, сельскохозяйственной продукции.
6. Разработка технологий реабилитации загрязненных земель.
7. Разработка и внедрение системы сертификации средств химизации, технологических процессов, обеспечивающих поддержание высокого уровня плодородия земель.
8. Разработка методов экономической и экологической оценки комплексного использования средств химизации в земледелии.
9. Организация повышения квалификации кадров по проблемам реализации Программы обеспечения плодородия почв на базах областных центров научного обеспечения (ВНИПТИОУ, ВНИИСХ). Постоянное совершенствование системы подготовки и переподготовки сельскохозяйственных кадров.
Для повышения практической отдачи научных работ и ускорения внедрения их результатов в производство следует повысить эффективность функционирования областных центров научного обеспечения, опытно-производственных и учебно-опытных хозяйств, опорных и базовых хозяйств и реализовать меры по совершенствованию системы подготовки и переподготовки научных кадров. В результате проведения научно-исследовательских работ будут разработаны мероприятия, позволяющие приостановить деградацию и снижение уровня плодородия почв, повысить устойчивость сельскохозяйственного производства к отрицательному действию природных факторов, обеспечить экономически целесообразное и социально- обоснованное использование природных ресурсов.
Для реализации комплекса организационных, научно-исследовательских и учебных работ на 2001-2005 годы потребуется финансирование в сумме 11390 тыс.рублей.
Таблица 29
Научно-технические работы по выполнению Программы
воспроизводства плодородия почв
на 2001-2005 г.г.
N п/п |
Наименование разработки | Исполнители | Сроки выпол- нения работ |
Выходная продукция, ожидаемые результа- ты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Разработать научно-прак- тические рекомендации по воспроизводству плодоро- дия почв, технологические приемы эффективного ис- пользования соломы на удобрение и систему био- логизации земледелия Вла- димирской области |
ВНИПТИОУ ВНИИСХ |
2001- 2005 г.г. |
Справочное пособие по воспроизводству плодородия почв Владимирской облас- ти |
2. | Разработать систему при- менения органических, минеральных удобрений, химических мелиорантов, обеспечивающую повышение плодородия дерново-подзо- листых почв. |
ВНИПТИОУ ГЦАС "Вла- димирский" |
2001- 2005 г.г. |
Система применения удобрений на дерно- во-подзолистых по- чвах, обеспечива- ющая расширенное воспроизводство плодородия почв и получение 40-45 ц ед./га. |
3. | Разработать дифференциро- ванную систему удобрения, обеспечивающую эффектив- ное использование средств химизации в условиях адаптивно-ландшафтного земледелия. |
ВНИИСХ | 2001- 2005 г.г. |
Почвозащитные тех- нологии возделыва- ния с.-х. культур, обеспечивающие на- дежную защиту почв от эрозии, повыше- ние окупаемости 1 кг д.в. удобрений до 5,1-5,3 кг з.е. |
4. | Создать нормативную базу и оптимизировать системы удобрения, обеспечивающие повышение плодородия почв, продуктивности про- изводства и качества про- дукции в различных поле- вых и кормовых севооборо- тах. |
ВНИИСХ | 2001- 2005 г.г. |
Технологии возделы- вания с.-х. культур в севообороте, обеспечивающие вы- сокую симбиотичес- кую активность бо- бовых, экономию удобреннй на 20-30%, оку-па- емость 1 кг д.в. 5,5-5,6 кг з.е., сохранение и улуч- шение пока-зателей плодородия почв на 10-15%. |
5. | Провести комплекс работ по агрохимическому обсле- дованию почв сельхозуго- дий. |
ГЦАС "Вла- димирский" |
2001- 2005 г.г. |
Агрохимические пас- порт и картограмма для каждого обсле- дованного хозяйс- тва. |
6. | Разработать проектно-тех- нологическую документацию на хими-ческую мелиорацию почв и осуществить кон- троль за ее реализацией. |
ГЦАС "Вла- димирский" |
2001- 2005 г.г. |
ПСД на химическую мелиорацию почв для хозяйств области. |
7. | Определить научно-обосно- ванную потребность в ми- неральных удоб-рениях, химических мелиорантах и других средств химизации. |
ГЦАС "Вла- димирский" |
2001- 2005 г.г. |
Табличный материал в разрезе хозяйств и районов области |
8. | Провести расчет баланса питательных веществ и ка- льция в почве. |
ГЦАС "Вла- димирский" |
2001- 2005 г.г. |
Табличный материал в разрезе хозяйств и районов области |
9. | Осуществить комплексную диаг-ностику минерального питания растений. |
ГЦАС "Вла- димирский" |
2001- 2005 г.г. |
Рекомендации по подкормкам |
10. | Провести агроэкологичес- кий мониторинг почв |
ГЦАС "Вла- димирский" |
2001- 2005 г.г. |
Выявление воздейс- твия средств хими- зации на окружающую природную среду. |
11. | Осуществить: - контроль за качеством удобрений, торфа, хи- мических мелиорантов; - контроль за качеством внесения в почву средств химизации. |
ГЦАС "Вла- димирский" |
2001- 2005 г.г. |
Выявление соответс- твия ТУ, ГОСТу. Акт проверки уста- новленной формы. |
6.3. Финансовое обеспечение намеченных Программой мероприятий согласно Федерального Закона "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" от 16.07.98 г. N 101-ФЗ осуществляется за счет:
средств федерального бюджета;
средств областного бюджета;
средств местных бюджетов;
Указанные средства распределяются и используются в соответствии с целевыми программами обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения (табл.30). Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств федерального бюджета носят приблизительный характер и будут уточняться по мере принятия законов о федеральном бюджете на очередной год.
Финансирование работ по известкованию, фосфоритованию почв, мелиорации земель проводится за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, местных бюджетов и собственных средств сельхозтоваропроизводителей.
Внесение органических удобрений, работы по добыче и использованию торфа, приобретение семян для посева сидеральных культур финансируются за счет средств местных бюджетов и средств сельхозтоваропроизводителей.
Работы по применению минеральных, бактериальных удобрений, использованию соломы для удобрения, подсеву многолетних трав, строительству и ремонту складов для хранения средств химизации, лущению стерни, протравливанию семян, химической прополке сельскохозяйственных культур и противоэрозионные мероприятия осуществляются за счет кредитов кредитных организаций и собственных средств хозяйств.
Научные исследования по разработке программ обеспечения плодородия земель, технологий проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных работ, фитосанитарных, противоэрозионных мероприятий, а также технологий добычи торфа и производства продуктов его переработки финансируются из средств федерального бюджета и средств хозяйств.
Целевой программой воспроизводства плодородия почв Владимирской области на 2001-2005 годы из бюджетов всех уровней предусмотрено финансирование работ:
Законом Владимирской области от 5 декабря 2001 г. N 128-ОЗ абзац 11 пункта 6.3 настоящей Программы изложен в новой редакции
известкование - 301,95 млн. руб.
фосфоритование - 123,50 млн.руб.;
внесение органических удобрений, использование торфа - 44,20
млн.руб.;
внедрение сидеральных паров - 41,2 млн.руб.;
Законом Владимирской области от 5 декабря 2001 г. N 128-ОЗ абзац 15 пункта 6.3 настоящей Программы изложен в новой редакции
мелиорация - 233,44 млн. руб.
проведение научных исследований по обеспечению плодородия почв -
10,37 млн.руб.
Законом Владимирской области от 14 марта 2003 г. N 14-ОЗ таблица N 30 настоящей Программы изложена в новой редакции
Таблица 30
Потребность денежных средств
на выполнение мероприятий по целевой программе воспроизводства
плодородия почв Владимирской области на 2001 - 2005 гг.
млн. руб.
NN п/ п |
Наименование мероприятий и источники финансирования |
2001 - 2005 гг. |
в том числе | ||||
2001 г. | 2002 г. | 2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
|||
1. | Известкование почв, всего |
345,90 | 54,10 | 57,50 | 69,10 | 79,90 | 85,30 |
в т.ч. федеральный бюджет, 50% |
173,45 | 27,55 | 28,75 | 34,55 | 39,95 | 42,65 | |
областной бюджет, 36% |
128,50 | 19,30 | 20,85 | 25,85 | 30,35 | 32,15 | |
средства хозяйств, 14% |
43,95 | 7,25 | 7,90 | 8,70 | 9,60 | 10,50 | |
2. | Фосфоритование почв, всего |
156,60 | 10,10 | 21,60 | 32,00 | 42,10 | 50,80 |
в т.ч. федеральный бюджет, 50% |
78,30 | 5,05 | 10,80 | 16,00 | 21,05 | 25,40 | |
областной бюджет, 30% |
45,20 | 6,8 | 10,00 | 13,00 | 15,40 | ||
средства хозяйств, 20% |
33,10 |
5,05 |
4,00 |
6,00 |
8,05 |
10,00 |
|
3. | Внесение органических удобрений, всего |
154,00 | 27,10 | 29,10 | 30,70 | 32,60 | 34,50 |
в т.ч. местный бюджет, 10% |
15,50 | 2,70 | 2,90 | 3,10 | 3,30 | 3,50 | |
средства хозяйств, 90% |
138,50 | 24,40 | 26,20 | 27,60 | 29,30 | 31,00 | |
4. | Использование торфа | ||||||
местный бюджет, 100% |
28,70 | 3,80 | 4,80 | 5,80 | 6,50 | 7,80 | |
в т.ч. добыча на местных болотах |
14,60 | 2,40 | 2,80 | 2,90 | 3,10 | 3,40 | |
5. | Посев сидеральных культур, всего |
82,40 | 9,30 | 12,70 | 16,60 | 20,40 | 23,40 |
в т.ч. местный бюджет, 50% |
41,20 | 4,65 | 6,35 | 8,30 | 10,20 | 11,70 | |
средства хозяйств, 50% |
41,20 | 4,65 | 6,35 | 8,30 | 10,20 | 11,70 | |
6. | Использование соломы для удобрения, |
||||||
средства хозяйств, 100% |
17,30 | 2,60 | 3,00 | 3,50 | 3,90 | 4,30 | |
7. | Применение бактериальных удобрений |
||||||
средства хозяйств, 100% |
1,30 | 0,10 | 0,20 | 0,30 | 0,30 | 0,40 | |
8. | Применение минеральных удобрений |
||||||
средства хозяйств, 100% |
1309,80 | 246,00 | 254,10 | 262,00 | 269,90 | 277,80 | |
9. | Обработка земель поперек склонов, |
||||||
средства хозяйств, 100% |
3,75 | 0,75 | 0,75 | 0,75 | 0,75 | 0,75 | |
10 | Посев зерновых культур стерневыми сеялками, |
||||||
средства хозяйств, 100% |
0,80 | 0,16 | 0,16 | 0,16 | 0,16 | 0,16 | |
11 | Вспашка почвы с почвоуглубителями, |
||||||
средства хозяйств, 100% |
0,95 | 0,19 | 0,19 | 0,19 | 0,19 | 0,19 | |
12 | Безотвальная вспашка почв, |
||||||
средства хозяйств, 100% |
18,70 | 3,74 | 3,74 | 3,74 | 3,74 | 3,74 | |
13 | Залужение эрозионно-опасных земель, |
||||||
средства хозяйств, 100% |
6,55 | 1,31 | 1,31 | 1,31 | 1,31 | 1,31 | |
14 | Посадка полезащитных лесных полос, |
||||||
средства хозяйств, 100% |
3,25 | 0,65 | 0,65 | 0,65 | 0,65 | 0,65 | |
15 | Посадка противоэрозионных защитных лесных насаждений |
||||||
средства хозяйств, 100% |
9,35 | 1,87 | 1,87 | 1,87 | 1,87 | 1,87 | |
16 | Лущение стерни, | ||||||
средства хозяйств, 100% |
0,19 | 0,028 | 0,034 | 0,038 | 0,042 | 0,048 | |
17 | Протравливание семян, | ||||||
средства хозяйств, 100% |
113,80 | 21,10 | 21,90 | 22,80 | 23,60 | 24,40 | |
18 | Химическая прополка сельскохо- зяйственных культур, |
||||||
средства хозяйств, 100% |
167,30 | 31,50 | 32,80 | 33,70 | 34,00 | 35,30 | |
Мелиорация: | |||||||
19 | Реконструкция оросительных систем |
132,45 | 12,20 | 23,25 | 29,10 | 33,00 | 34,90 |
в т.ч. федеральный бюджет, 50% |
68,45 | 6,60 | 13,25 | 14,60 | 16,50 | 17,50 | |
областной бюджет, 30% |
34,60 | 0,80 | 4,80 | 8,70 | 9,90 | 10,40 | |
местный бюджет, 10% |
14,70 | 2,40 | 2,60 | 2,90 | 3,30 | 3,50 | |
средства хозяйств, 10% |
14,70 | 2,40 | 2,60 | 2,90 | 3,30 | 3,50 | |
20 | Реконструкция осушительных систем |
51,90 | 8,50 | 9,40 | 10,30 | 11,30 | 12,40 |
в т.ч. федеральный бюджет, 50% |
28,50 | 6,10 | 4,80 | 5,30 | 5,80 | 6,50 | |
областной бюджет, 30% |
13,40 | 0,80 | 2,80 | 3,00 | 3,30 | 3,50 | |
местный бюджет, 10% |
5,00 | 0,80 | 0,90 | 1,00 | 1,10 | 1,20 | |
средства хозяйств, 10% |
5,00 | 0,80 | 0,90 | 1,00 | 1,10 | 1,20 | |
21 | Подготовка под торфоразработки |
4,20 | 0,60 | 0,75 | 0,80 | 0,85 | 1,20 |
в т.ч. федеральный бюджет, 100% |
4,20 | 0,60 | 0,75 | 0,80 | 0,85 | 1,20 | |
22 | Культуртехнические работы |
11,02 | 1,80 | 2,00 | 2,20 | 2,42 | 2,60 |
в т.ч. федеральный бюджет |
6,42 | 1,20 | 1,20 | 1,30 | 1,32 | 1,40 | |
областной бюджет |
2,60 | 0,20 | 0,40 | 0,50 | 0,70 | 0,80 | |
местный бюджет |
1,00 | 0,20 | 0,20 | 0,20 | 0,20 | 0,20 | |
средства хозяйств |
1,00 | 0,20 | 0,20 | 0,20 | 0,20 | 0,20 | |
23 | Ремонтно-эксплуатаци- онные работы по мелиоративной сети |
15,42 | 0,70 | 1,80 | 3,60 | 4,50 | 4,82 |
в т.ч. областной бюджет |
15,42 | 0,70 | 1,80 | 3,60 | 4,50 | 4,82 | |
24 | Ремонт гидротехнических сооружений |
18,45 | 3,00 | 3,25 | 3,70 | 4,00 | 4,50 |
в т.ч. федеральный бюджет, 100% |
18,45 | 3,00 | 3,25 | 3,70 | 4,00 | 4,50 | |
Всего по мелиоративным мероприятиям |
233,44 | 26,80 | 40,45 | 49,70 | 56,07 | 60,42 | |
в т.ч. федеральный бюджет |
126,02 | 17,50 | 23,25 | 25,70 | 28,47 | 31,10 | |
областной бюджет |
66,02 | 2,50 | 9,80 | 15,80 | 18,40 | 19,52 | |
местный бюджет |
20,70 | 3,40 | 3,70 | 4,10 | 4,60 | 4,90 | |
средства хозяйств |
20,70 | 3,40 | 3,70 | 4,10 | 4,60 | 4,90 | |
25 | Научное обеспечение, всего |
11,39 | 1,35 | 1,95 | 2,35 | 2,60 | 3,14 |
в т.ч. федеральный бюджет, 91% |
10,37 | 1,20 | 1,75 | 2,15 | 2,38 | 2,89 | |
средства хозяйств, 9% |
1,02 | 0,15 | 0,20 | 0,20 | 0,22 | 0,25 | |
26 | Агрохимическое и эколого-токсикологи- ческое обследование земель, всего |
4,729 | 1,172 | 1,565 | 1,992 | ||
в т.ч. областной бюджет, 60% |
2,64 | 0,5 | 0,95 | 1,19 | |||
средства хозяйств,40% |
2,089 | 0,672 | 0,615 | 0,802 | |||
Итого: |
2670,199 |
442,548 |
488,804 |
538,430 |
582,147 |
618,27 |
|
в т.ч. федеральный бюджет, 15% |
388,14 | 51,30 | 64,55 | 78,40 | 91,85 | 102,04 | |
областной бюджет, 9% |
242,36 | 21,80 | 37,45 | 52,15 | 62,70 | 68,26 | |
местный бюджет,* 4% |
106,10 | 14,55 | 17,75 | 21,30 | 24,60 | 27,90 | |
средства хозяйств, 72% |
1933,599 | 354,898 | 369,054 | 386,58 | 402,997 | 420,07 |
Примечание:
*По согласованию с муниципальными образованиями данный показатель подлежит уточнению по мере формирования местных бюджетов."
7. Оценка эффективности Программы
Выполнение программных мероприятий позволит приостановить дальнейшее снижение плодородия почв за счет обеспечения бездефицитного баланса гумуса и основных питательных веществ в пахотных почвах области.
Комплексность осуществления намечаемых агротехнических, агрохимических, гидротехнических, культуртехнических, противо-эрозионных, фитосанитарных мероприятий дает возможность повысить устойчивость сельскохозяйственного производства к отрицательному действию неблагоприятных природно-климатических факторов, создает условия для увеличения производства и повышения качества сельскохозяйственной продукции.
При финансовом обеспечении выполнения Программы в сумме 2665,47 млн.рублей или в среднем за год 533,1 млн.руб. возможно увеличение валового сбора сельскохозяйственной продукции на 345 тыс.тонн в пересчете на зерно на общую сумму не менее 1210 млн.рублей.
Реализация программы в целом является одним из важнейших условий обеспечения экологической, продовольственной и экономической безопасности области.
8. Охрана окружающей природной среды при использовании
средств химизации
Средства химизации, применяемые в сельском хозяйстве, превратились в мощный экологический фактор, поэтому их использование должно быть не только высокоэффективным, но и экологически сбалансированным. Неправильное хранение, внесение в почву без учета потребности растений, нарушение регламентов при работе с агрохимикатами часто приводят к опасному загрязнению водоисточников, почвы и продукции растениеводства.
Необходимо внедрять передовые способы и приемы использования средств химизации, земледелия, предотвращающие или снижающие загрязнение окружающей среды. К ним относятся:
- рядковое внесение удобрений при посеве зерновых культур;
- корневая подкормка озимых зерновых;
- локальное внесение минеральных удобрений под картофель и овощи;
- подкормка сельскохозяйственных культур по результатам комплексной (почвенной и растительной) диагностики;
- систематическая разработка и внедрение комплексной системы защиты сельскохозяйственных культур от вредителей, болезней и сорняков;
- по возможности, замена сплошных обработок пестицидами ленточными и краевыми;
- применение агротехнических мер борьбы с сорняками и биологических методов защиты растений.
К мероприятиям, снижающим пестицидную нагрузку, относятся: малообъемное опрыскивание, ленточное применение гербицидов, комбинированные обработки, баковые смеси, широкое проведение агротехнических мер, высокая культура земледелия.
Источниками загрязнения являются не столько сами средства химизации, сколько неприспособленные склады и площадки для их хранения, упрощенные растворные узлы, животноводческие фермы с залежами навоза, потери удобрений и пестицидов при их погрузке, разгрузке и транспортировке. Для строгого соблюдения природоохранных и санитарных требований при хранении агрохимикатов в ближайшие годы необходимо обеспечить сельскохозяйственное производство складскими помещениями для удобрений и средств защиты растений
Нарушение технологии накопления, хранения и внесения навоза, особенно жидкой фракции, является не только причиной нитратного загрязнения почвы и растениеводческой продукции, но и аммиачной загрязненности окружающего воздушного и водного бассейнов, а также микроклимата в животноводческих помещениях со всеми вытекающими из этого последствиями для работающих там людей. При использовании органических удобрений важнейшее значение имеет соблюдение норм, сроков и способов их внесения. Бесподстилочный навоз перед использованием должен пройти карантирование в течение 6 суток. Запрещается вывозка и хранение навоза и компостов мелкими кучами в водоохранной зоне водоемов на затопляемых территориях. Предотвращению загрязнения окружающей среды органическими удобрениями будет способствовать организация их правильного накопления, хранения и использования.
Проведение агрохимических работ на пойменных лугах и пастбищах, в прибрежных и водоохранных зонах требует соблюдения установленных требований по охране природы и выполнения всех запретительных мер.
В водоохранной зоне рек, озер, водохранилищ запрещается:
- проведение авиационно-химических работ;
- устройство взлетно-посадочных полос для ведения авиационнохимических работ ;
- применение ядохимикатов при борьбе с вредителями, болезнями и сорняками;
- использование навозных стоков на удобрение;
- строительство складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов;
- размещение площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов, ферм;
- складирование навоза, мусора и отходов производства;
- вырубка леса (кроме рубок ухода за лесом, санитарных и лесовосстановительных рубок);
- стоянка, заправка топливом, мойка и ремонт автотракторного парка.
В пределах прибрежных полос рек, озер и водохранилищ дополнительно к вышеуказанным ограничениям запрещается:
- распашка земель;
- выпас и организация летних лагерей скота;
- применение удобрений;
- установка палаточных городков.
Прибрежные полосы, как правило, должны быть заняты древеснокустарниковой растительностью или залужены.
Минимальная ширина водоохранных зон для рек до 10 км - 15 м, от 11 до 50 км - 100 м, от 51 до 100 км - 200 м, от 101 до 200 км - 300 м, от 201 до 500 км - 400 м, для озер и водохранилищ - от среднемноголетнего уреза воды при площади акватории до 2 км 520 - 300 м, более 2 км 520 - 500 м.
Минимальная ширина прибрежных полос устанавливается в зависимости от вида угодья, прилегающего к реке, озеру и крутизне прилегающих склонов. При крутизне склонов: нулевой - 15-35 м, до 3500 - 35-50 м, более 3500 - 55-100 м.
В целях предотвращения негативной экологической обстановки в сельскохозяйственном производстве при применении агрохимикатов необходимо систематически контролировать показатели безопасности в почве, воде, а также в продукции растениеводства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.