Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава II. Избирательные комиссии, комиссии референдума
Статья 11. Система и статус избирательных комиссий, комиссий референдума
1. Подготовку и проведение на территории области выборов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти Владимирской области и главы администрации Владимирской области осуществляют:
а) избирательная комиссия Владимирской области;
б) окружные избирательные комиссии по выборам депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти области;
в) территориальные избирательные комиссии (районные, городские областного бюджетного регулирования);
г) участковые избирательные комиссии;
В городе Владимире по решению избирательной комиссии Владимирской области может быть сформировано несколько территориальных избирательных комиссий с возложением функций координации их деятельности на одну из территориальных избирательных комиссий.
2. Подготовку и проведение выборов депутатов законодательного (представительного) органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляют:
а) избирательная комиссия Владимирской области;
б) территориальные (районные, городские, районные в городах, поселковые, окружные для сельских округов) избирательные комиссии;
в) окружные избирательные комиссии по выборам депутатов законодательных (представительных) органов местного самоуправления;
г) участковые избирательные комиссии.
Соответствующая территориальная избирательная комиссия является окружной избирательной комиссией при выборах главы муниципального образования (главы администрации).
По решению органа, уполномоченного на формирование окружных избирательных комиссий, принятого по согласованию с территориальной избирательной комиссией окружные избирательные комиссии могут не создаваться, если число избирателей в округе не превышает 5 тысяч человек, а исполнение их полномочий возлагается на территориальную избирательную комиссию.
3. При проведении голосования по отзыву выборного лица действуют избирательные комиссии, проводившие выборы данного лица (за исключением участковых избирательных комиссий, которые формируются в новом составе).
4. При проведении областного и местных референдумов избирательная комиссия области, территориальные избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума.
5. Избирательные комиссии, комиссии референдума обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме, отзыве выборного лица граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов, референдумов, и отзыв выборных лиц на территории Владимирской области.
6. Избирательные комиссии, комиссии референдума обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании или подготовки и проведения референдума, отзыва выборного лица обращения о нарушении федеральных законов, настоящего Кодекса, уставов муниципальных образований в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, референдума, отзыва выборного лица, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а при обращении в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Избирательные комиссии, комиссии референдума вправе обращаться с представлением о проведении соответствующей проверки и пресечении нарушений федеральных законов, настоящего Кодекса, уставов муниципальных образований в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, референдума, отзыва выборного лица, в правоохранительные органы, которые обязаны в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений. В случае, если факты, содержащиеся, в обращении, требуют дополнительной проверки, указанные меры при нимаются не позднее чем в десятидневный срок.
7. Избирательные комиссии, комиссии референдума обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, отзыва выборного лица, о ходе избирательной кампании, подготовки и проведения референдума, отзыва выборного лица, о кандидатах, зарегистрированных кандидатах.
8. Совмещение избирательной комиссией, комиссией референдума полномочий по подготовке и проведению выборов и референдумов различных уровней возможно по решению избирательной комиссии области, которое принимается на основании обращения территориальной избирательной комиссии, согласованного с представительным органом местного самоуправления и главой муниципального образования (главой администрации). При совмещении выборов в органы государственной власти области и органы местного самоуправления с выборами в федеральные органы государственной власти избирательные комиссии при осуществлении своих полномочий руководствуются нормами федерального законодательства и нормами настоящего Кодекса, не противоречащими федеральным законам о выборах федеральных органов государственной власти Российской Федерации.
9. Решения вышестоящей (соответственно уровню выборов или референдума) избирательной комиссии, комиссии референдума, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума.
10. Решение избирательной комиссии, комиссии референдума, противоречащее федеральным законам или законам области либо принятое с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией, комиссией референдума или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия, комиссия референдума вправе принять решение по существу вопроса.
11. Избирательные комиссии, комиссии референдума в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
12. Решения и акты избирательных комиссий, комиссий референдума, принятые в пределах их компетенции, установленной Федеральным законом, законами области и настоящим Кодексом, обязательны для органов исполнительной власти области, государственных и муниципальных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, их должностных лиц, избирателей и участников референдума.
13. Государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия с государственным участием, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям, комиссиям референдума содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий, комиссий референдума в срок, установленный федеральными законами, настоящим Кодексом, а организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, указанные в пункте 1 статьи 39 настоящего Кодекса, должны предоставлять возможность для размещения печатной информации избирательных комиссий, комиссий референдума, а также предоставлять избирательным комиссиям, комиссиям референдума бесплатное эфирное время для информирования избирателей, участников референдума в порядке, установленном федеральными законами и настоящим Кодексом. При этом расходы организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и редакций периодических печатных изданий покрываются в порядке, установленном пунктом 5 статьи 40 настоящего Кодекса. Общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, не указанные в пункте 1 статьи 39 настоящего Кодекса, а также их должностные лица обязаны предоставлять избирательным комиссиям, комиссиям референдума необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий, комиссий референдума в срок, установленный федеральными законами, законами области.
Статья 12. Формирование и срок полномочий избирательных комиссий
1. Членом избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса может быть назначен гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом и проживающий на территории области или муниципального образования, включая его центр, соответственно уровню проводимых выборов, референдума или отзыва выборного лица.
2. Формирование областной избирательной комиссии осуществляется в порядке, определенном Федеральным Законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и областным Законом "Об избирательной комиссии Владимирской области".
3. Формирование территориальных избирательных комиссий, комиссий референдума, а также окружных избирательных комиссий по выборам депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти области и депутатов законодательных (представительных) органов местного самоуправления осуществляется на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава, а участковых избирательных комиссий, комиссий референдума - на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы представительным органом местного самоуправления. Предложения представляются в представительные органы местного самоуправления в виде решений полномочных руководящих органов соответствующих избирательных объединений, блоков, общественных объединений и собраний избирателей. Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава территориальной, участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, а также окружной избирательной комиссии по выборам депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти области и депутатов законодательных (представительных) органов местного самоуправления на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также на основе поступивших предложений избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в представительном органе государственной власти области и представительном органе местного самоуправления. При этом может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков.
4. В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представительного органа государственной власти области, представительного органа местного самоуправления право внесения предложений о составе избирательной комиссии, комиссии референдума сохраняется за избирательными объединениями, избирательными блоками, имевшими депутатские фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, представительном органе государственной власти области, представительном органе местного самоуправления последнего созыва.
5. В случае, если уполномоченные на то федеральным законом и настоящим Кодексом органы государственной власти и органы местного самоуправления не назначат состав либо часть состава окружной, территориальной, участковой избирательной комиссии, комиссии референдума в срок, установленный федеральным законом, настоящим Кодексом, уставом муниципального образования, либо если на соответствующей территории отсутствует соответствующий орган государственной власти либо орган местного самоуправления, назначение состава либо части состава избирательной комиссии, комиссии референдума производится вышестоящей избирательной комиссией, комиссией референдума с соблюдением требований, установленных Федеральным законом, настоящим Кодексом, уставом муниципального образования.
6. Территориальные и окружные избирательные комиссии формируются в составе 5 - 9 членов.
7. Территориальные избирательные комиссии действуют на постоянной основе. Количество членов территориальной избирательной комиссии, работающих на штатной (оплачиваемой) основе, определяется представительным органом местного самоуправления самостоятельно.
8. Формирование участковых избирательных комиссий, комиссий референдума осуществляется не позднее трех дней после образования избирательного участка, участка референдума, а при голосовании по отзыву выборного лица в семидневный срок после принятия решения представительным органом о дате голосования.
Количество членов участковой избирательной комиссии устанавливается территориальной избирательной комиссией в зависимости от численности избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, и может составлять:
3 - 5 членов комиссии с правом решающего голоса для избирательных участков с численностью зарегистрированных избирателей до 500;
3 - 7 членов комиссии с правом решающего голоса для избирательных участков с численностью зарегистрированных избирателей от 500 до 1500;
5 - 11 членов комиссии с правом решающего голоса для избирательных участков с численностью зарегистрированных избирателей от 1500 до 2000;
5 - 15 членов комиссии с правом решающего голоса для избирательных участков с численностью зарегистрированных избирателей более 2000.
9. Государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, не могут составлять более одной трети от общего числа членов территориальной, участковой избирательной комиссии, а также окружной избирательной комиссии по выборам депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти области и депутатов законодательных (представительных) органов местного самоуправления, территориальной или участковой комиссии референдума.
10. Срок полномочий территориальных избирательных комиссий, окружных избирательных комиссий по выборам депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти области, депутатов законодательных (представительных) органов местного самоуправления составляет 4 года.
11. Полномочия участковой избирательной комиссии, комиссии референдума прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума в случае, если в адрес вышестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) данной избирательной комиссии, комиссии референдума, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство, за исключением комиссий выполнявших полномочия окружных. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом.
12. Избирательная комиссия, действующая на постоянной основе, собирается на свое первое заседание не позднее, чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов. При этом в состав избирательной комиссии должно быть назначено не менее двух третей членов избирательной комиссии. Со дня первого заседания избирательной комиссии нового состава полномочия избирательной комиссии прежнего состава прекращаются.
13. Территориальные избирательные комиссии формируются не позднее чем за 60 дней до дня проведения голосования первых выборов, проводимых после вступления в действие настоящего Кодекса.
Формирование нового состава территориальной избирательной комиссии производиться не ранее чем за 15 дней до окончания срока полномочия предыдущего состава территориальной избирательной комиссии и не позднее дня окончания ее полномочий.
Статья 13. Статус членов избирательных комиссий, комиссий референдума
1. Членами избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не могут быть депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти области, представительного органа местного самоуправления, глава администрации области, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, прокуроры, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица групп избирателей и избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, а также инициативных групп по проведению референдума, члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом совещательного голоса, супруги и близкие родственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов или лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов.
2. Под непосредственным подчинением в соответствии с Федеральным Законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых первый обладает в отношении последнего властнораспорядительными полномочиями, то есть, имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, применять меры поощрения и дисциплинарного взыскания.
3. Член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса не может быть одновременно членом вышестоящей или нижестоящей соответственно уровню выборов, референдума избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.
4. Срок полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий этих избирательных комиссий, комиссий референдума.
5. Член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена избирательной комиссии, комиссии референдума до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случае:
подачи членом избирательной комиссии, комиссии референдума заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
утраты членом избирательной комиссии, комиссии референдума гражданства Российской Федерации;
вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума;
признания члена избирательной комиссии, комиссии референдума решением суда, вступившим, в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
смерти члена избирательной комиссии, комиссии референдума;
признания члена избирательной комиссии, комиссии референдума на основании заявления соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума решением суда, вступившим в законную силу, систематически не выполняющим обязанности;
появления оснований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
6. Полномочия члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса прекращаются также в случае расформирования избирательной комиссии в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса.
7. Орган, назначивший члена избирательной комиссии, комиссии референдума, обязан назначить нового члена избирательной комиссии, комиссии референдума вместо члена, который выбыл по вышеуказанным обстоятельствам, не позднее чем в месячный срок, а в период проведения соответствующих выборов, референдума не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными пунктами 1 и 3 статьи 12 и 13 настоящего Кодекса. В случае невыполнения уполномоченным на то органом данного требования нового члена избирательной комиссии, комиссии референдума назначает вышестоящая избирательная ко миссия, комиссия референдума, с соблюдением требований, уста новленных настоящим Кодексом.
8. Члену избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов, референдума, отзыва выборного лица от основной работы, сохраняется средний заработок по месту основной работы. Члену избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, освобожденному от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, отзыва выборного лица, дополнительная оплата труда может производиться за счет средств, выделенных на проведение выборов, референдума, отзыва выборного лица, в размерах и порядке, установленных избирательной комиссией, комиссией референдума, на которую законом возложено руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума по подготовке и проведению соответствующих выборов, референдума, отзыва выборного лица.
9. Член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса на период проведения выборов, референдума, отзыва выборного лица не может быть привлечен без согласия прокурора области к уголовной ответственности, подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.
10. Член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса в период проведения соответствующих выборов, референдума, отзыва выборного лица не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу.
11. После регистрации соответствующей избирательной комиссией кандидата, данный кандидат вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие зарегистрированного кандидата, вправе также назначить в избирательную комиссию, на которую областными законами возложено руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов, по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса может быть назначен дееспособный гражданин Российской Федерации, достигший 18 - летнего возраста, проживающий постоянно или преимущественно на территории Владимирской области.
12. Зарегистрированный кандидат вправе в любое время заменить делегированного им члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса, письменно известив об этом соответствующую избирательную комиссию.
13. При проведении референдума после принятия решения о проведении референдума уполномоченным на то органом инициативная группа по проведению референдума, а также избирательные объединения, избирательные блоки, представленные в представительном органе государственной власти области, представительном органе местного самоуправления соответственно уровню референдума или в представительном органе более высокого уровня, вправе назначить в соответствующую и нижестоящие комиссии референдума по одному члену комиссии референдума с правом совещательного голоса.
14. При проведении отзыва выборного лица после принятия решения уполномоченном на то органом о проведении голосования по отзыву выборного лица, инициативная группа по отзыву выборного лица и отзываемое выборное лицо вправе назначить в соответствующие и нижестоящие избирательные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса.
15. Член комиссии с правом совещательного голоса обладает всей полнотой прав члена комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, отзыва выборного лица, за исключением права выдачи избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, при отзыве выборного лица, участия в сортировке и подсчете бюллетеней, составления протокола об итогах голосования, результатах выборов, права участия в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума, и права подписывать решения избирательной комиссии, комиссии референдума.
16. Член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом как решающего, так и совещательного голоса заблаговременно извещается о заседаниях комиссии, а также вправе:
1) выступать на заседаниях комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
2) задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
3) знакомиться с документами и материалами соответствующей и нижестоящих комиссий и получать заверенные копии этих документов;
4) обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую комиссию или в суд.
17. Члены комиссии с правом совещательного голоса вправе присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола об итогах голосования и при иных действиях, осуществляемых комиссией.
18. Полномочия членов постоянно действующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса в случаях, если кандидаты, их назначившие, были избраны, продолжаются до дня окончания регистрации кандидатов на следующих выборах, полномочия остальных членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются соответственно через 30 дней после официального опубликования результатов выборов.
Полномочия членов территориальных, участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса прекращаются по истечении срока полномочий соответствующих избирательных комиссий.
19. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса на период, на который распространяется его полномочия, обладает установленными настоящей статьей правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов, в проведении которых принимает участие данная избирательная комиссия.
Статья 14. Расформирование избирательной комиссии, комиссии референдума
1. В случае нарушения избирательной комиссией области, окружной, территориальной, участковой избирательной комиссией, комиссией референдума избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, повлекшего признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией области в порядке, установленном Федеральным Законом "Об основных избирательных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации" (в том числе на основании судебного решения) и настоящим Кодексом, недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов, референдума, указанная избирательная комиссия, комиссия референдума может быть расформирована судом соответственно подсудности, установленной пунктом 2 статьи 63 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации".
2. С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии области вправе обратиться группа численностью не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, либо не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти области, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.
3. С заявлением в суд о расформировании окружной, территориальной, участковой избирательной комиссии вправе обратиться либо группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти области, либо группа депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия области.
4. Органы государственной власти области либо орган местного самоуправления, в полномочия которых входит формирование избирательной комиссии, комиссии референдума, обязаны сформировать соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума не позднее чем через 14 дней после вступления в силу решения суда о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума.
5. Расформирование избирательной комиссии не влечет прекращение полномочий членов соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Статья 15. Гласность в деятельности избирательных комиссий,
комиссий референдума
1. Деятельность избирательных комиссий, комиссий референдума осуществляется открыто.
2. На всех заседаниях соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума, а также при осуществлении соответствующей участковой, территориальной избирательной комиссией, комиссией референдума работы со списками избирателей, участников референдума, с избирательными бюллетенями, бюллетенями для голосования на референдуме, открепительными удостоверениями для голосования на выборах, референдуме, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, зарегистрированный данной либо вышестоящей избирательной комиссией кандидат или его доверенное лицо, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, отзыва выборного лица. Для присутствия на заседаниях и при осуществлении работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Соответствующая избирательная комиссия, комиссия референдума обязана обеспечить возможность свободного доступа указанных лиц на заседания и при осуществлении работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. На заседаниях и при осуществлении работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума также вправе присутствовать представители средств массовой информации.
3. Решения избирательных комиссий, комиссий референдума публикуются в средствах массовой информации, указанных в пункте 1 статьи 39 настоящего Кодекса, за счет средств текущего бюджетного финансирования данных средств массовой информации и передаются в иные средства массовой информации в сроки, установленные настоящим Кодексом.
4. В день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии, участковой комиссии референдума и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией, комиссией референдума протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать лица, перечисленные в пункте 2 настоящей статьи, а также наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели.
5. В помещение участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, сформированной на избирательном участке, участке референдума, образованном в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе и изоляторе временного содержания, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке, участке референдума должен быть обеспечен доступ всем членам избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи.
6. Наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях, комиссиях референдума при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума.
7. Каждый зарегистрированный кандидат, избирательное объединение или блок, выдвинувшие зарегистрированного кандидата, общественное объединение, инициативная группа по проведению референдума, отзыва выборного лица, отзываемое выборное лицо вправе назначить в соответствующие участковые избирательные комиссии, комиссии референдума несколько наблюдателей (но не более трех), которые в день голосования имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования в период, указанный в пункте 4 настоящей статьи. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме зарегистрированным кандидатом, назначившим его избирательным объединением или избирательным блоком, общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, отзыва выборного лица, отзываемым лицом, чьи интересы представляет данный наблюдатель. В удостоверении наблюдателя указываются его фамилия, имя и отчество, место жительства, а также номер избирательного участка, участка референдума, наименование избирательной комиссии, комиссии референдума, куда он направляется. Удостоверение наблюдателя должно быть подписано кандидатом либо уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, общественного или избирательного объединения, избирательного блока. Подпись уполномоченного представителя должна быть заверена печатью соответствующего общественного или избирательного объединения, избирательного блока, органа местного самоуправления. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
8. Указанные в пункте 7 настоящей статьи документы могут быть предъявлены в участковую избирательную комиссию, комиссию референдума в период, указанный в пункте 4 настоящей статьи, в территориальную и иную избирательную комиссию, комиссию референдума - с начала работы по составлению протокола об итогах голосования на соответствующей территории до окончания указанной работы.
9. Наблюдатели вправе:
1) знакомиться со списками избирателей, участников референдума;
2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования в любое время в период, указанный в пункте 4 настоящей статьи;
3) присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования;
4) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных комиссией; наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания бюллетеней для голосования; знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, бюллетенем для голосования на референдуме при подсчете голосов избирателей, участников референдума; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 4 настоящей статьи;
5) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
6) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий, комиссий референдума об итогах голосования и результатах выборов иной избирательной комиссии, в которую он направлен; изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие комиссии, либо составленных указанными комиссиями в период, указанный в пункте 4 настоящей статьи, в том числе списка лиц, присутствовавших при голосовании. По требованию наблюдателя избирательная комиссия, комиссия референдума обязана выдать или заверить указанные копии;
7) обжаловать в порядке, установленном статьей 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", действия (бездействие) участковой избирательной комиссии, иной избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию, областную избирательную комиссию, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд.
8) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях.
10. Наблюдатель не вправе:
1) выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени;
2) расписываться за избирателя, участника референдума по его просьбе в получении бюллетеней;
3) заполнять за избирателя, участника референдума по его просьбе бюллетени;
4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
5) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;
6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии, комиссии референдума;
7) вести агитацию среди избирателей, участников референдума;
8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией, комиссией референдума.
11. Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования или результатах выборов, референдума, изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума копии указанных протоколов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средства массовой информации избирательная комиссия, комиссия референдума обязана заверить копию протокола об итогах голосования или результатах выборов, референдума.
12. Заверение копий протоколов и иных документов избирательных комиссий, комиссий референдума производится председателем или секретарем избирательной комиссии, комиссии референдума. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись "копия верна", расписываются и проставляют печать соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума.
13. Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса и наблюдатели, присутствующие при голосовании и подсчете голосов в участковых избирательных комиссий, комиссиях референдума, вправе носить не содержащие предвыборной агитации значки или планки, на которых обозначается, кем и в каком статусе они делегированы.
Статья 16. Организация деятельности избирательных комиссий,
комиссий референдума
1. Деятельность избирательных комиссий, комиссий референдума осуществляется коллегиально.
2. Избирательная комиссия, комиссия референдума правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава.
3. Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии, комиссии референдума избираются тайным голосованием на первом ее заседании из числа членов избирательной комиссии, комиссии референдума.
4. Заседания избирательной комиссии, комиссии референдума созываются председателем или по его поручению заместителем председателя избирательной комиссии, комиссии референдума, а также по требованию не менее одной трети членов избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.
5. Член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии, комиссии референдума.
6. Заседание избирательной комиссии, комиссии референдума является правомочным, если в нем участвует большинство от установленного числа членов избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса. Заседание областной избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей членов областной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
7. Избирательная комиссия, комиссия референдума по требованию любого члена соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума обязана проводить голосования по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым избирательной комиссией, комиссией референдума на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.
8. Решения избирательной комиссии, комиссии референдума об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, комиссии референдума, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов и референдума, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума в порядке, предусмотренном пунктом 10 статьи 11 и пунктами 6, 7 и 8 статьи 74 настоящего Кодекса, принимаются на заседании избирательной комиссии, комиссии референдума большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.
9. Решения избирательной комиссии, комиссии референдума по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.
10. При принятии решений избирательной комиссией, комиссией референдума в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя избирательной комиссии, комиссии референдума является решающим.
11. Решения избирательной комиссии, комиссии референдума подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии, комиссии референдума.
12. Члены избирательной комиссии, комиссии референдума, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть рассмотрено этой комиссией, отражено в ее протоколе, приложено к нему и доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей (соответственно уровню выборов, референдума) избирательной комиссии, комиссии референдума не позднее чем в трехдневный срок, а в день голосования и в день, следующий за днем голосования, - незамедлительно.
13. Избирательные комиссии, комиссии референдума могут привлекать к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, нештатных работников по трудовым и гражданско - правовым договорам.
14. Служебные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, предоставляются территориальным и окружным избирательным комиссиям по выборам депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти области и представительного органа местного самоуправления, комиссиям референдума на срок их полномочий в зданиях, где размещены органы местного самоуправления, на условиях безвозмездного использования. На зданиях, где размещены избирательные комиссии, комиссии референдума, устанавливаются соответствующие вывески.
Статья 17. Полномочия избирательной комиссии Владимирской области,
комиссии референдума
Полномочия избирательной комиссии Владимирской области определяются законом Владимирской области "Об избирательной комиссии Владимирской области".
Статья 18. Полномочия территориальной избирательной комиссии,
комиссии референдума
Территориальная избирательная комиссия:
1) осуществляет контроль за подготовкой и проведением выборов, референдумов голосования по отзыву выборного лица на соответствующей территории, информирует население об адресах и номерах телефонов участковых избирательных комиссий;
2) координирует работу участковых избирательных комиссий, комиссий референдума;
3) заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума, голосования по отзыву выборного лица;
4) контролирует обеспечение окружных, участковых избирательных комиссий, комиссий референдума помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материальнотехнического обеспечения выборов, обеспечивает соблюдение утвержденных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации нормативов технологического оборудования;
5) обеспечивает на соответствующей территории для всех кандидатов соблюдение установленных настоящим Кодексом, федеральными законами условий предвыборной деятельности;
6) утверждает сметы расходов участковых избирательных комиссий, осуществляет контроль за целевым расходованием средств и отчитывается перед избирательной комиссией области об их использовании;
7) составляет списки избирателей и граждан, имеющих право на участие в референдуме, по каждому избирательному участку, участку референдума, за исключением случая предусмотренного пунктом 3 статьи 22 настоящего Кодекса;
8) организует доставку избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования и иной документации окружным и участковым избирательным комиссиям, комиссиям референдума;
9) оказывает организационно-техническую помощь участковым избирательным комиссиям в проведении голосования на избирательных участках;
10) организует досрочное голосование в помещении комиссии;
11) получает от соответствующих окружных или участковых избирательных комиссий протоколы о результатах выборов по избирательным округам либо, соответственно, о результатах голосования по избирательным участкам;
12) контролирует соблюдение на соответствующей территории единого порядка подсчета голосов, установления итогов голосования и определения результатов выборов;
13) устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, сообщает их представителям средств массовой информации и передает протоколы об итогах голосования в избирательную комиссию Владимирской области или окружную избирательную комиссию;
14) обеспечивает информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий по проведению референдума, ходе избирательной кампании, кампании по проведению референдума;
15) рассматривает заявления и жалобы на решения, действия и бездействия участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения;
16) обеспечивает хранение и передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, в городскую или районную администрацию местного самоуправления, избирательную комиссию Владимирской области или архив.
Кроме того, территориальная избирательная комиссия, комиссия референдума при организации выборов в органы местного самоуправления, местного референдума на соответствующей территории:
1) определяет схему образования избирательных округов и представляет ее на утверждение представительного органа местного самоуправления;
2) устанавливает нумерацию избирательных участков, участков референдума;
3) утверждает составы окружных и участковых (в случаях, установленных настоящим Кодексом) избирательных комиссий, комиссий референдума и координирует их работу;
4) регистрирует кандидатов на должность главы муниципального образования (главы администрации), и их доверенных лиц;
5) распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, референдума, отзыва выборного лица, утверждает сметы расходов окружным и участковым избирательным комиссиям, осуществляет контроль за целевым расходованием средств и отчитывается перед органами местного самоуправления об их использовании;
6) устанавливает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей и других избирательных документов, порядок их хранения;
7) обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых избирательных комиссий;
8) получает от окружных избирательных комиссий протоколы о регистрации кандидатов и публикует список зарегистрированных кандидатов;
9) устанавливает результаты выборов, референдума, голосования по отзыву выборного лица по соответствующей территории, публикует их в местной печати либо доводит до сведения населения иным способом;
10) получает от окружных избирательных комиссий и публикует в местной печати сведения о размерах и источниках образования избирательных фондов кандидатами, о всех произведенных из этих фондов затратах либо доводит эту информацию до сведения населения иным способом;
11) регистрирует избранное выборное должностное лицо, выдает удостоверение установленного образца;
12) рассматривает заявления и жалобы на решения, действие и бездействие окружных избирательных комиссий и принимает по ним решения;
13) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными и областными законами.
Статья 19. Полномочия окружной избирательной комиссии
Окружная избирательная комиссия:
1) осуществляет контроль за исполнением федеральных и областных законов о выборах на территории своего избирательного округа;
2) координирует деятельность нижестоящих избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий и принимает по ним решения;
3) регистрирует кандидатов и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца;
4) обеспечивает на соответствующей территории для всех кандидатов, зарегистрированных кандидатов соблюдение установленных настоящим Кодексом, федеральными законами условий предвыборной деятельности;
5) заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
6) распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными на проведение выборов по избирательному округу;
7) утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования по одномандатному избирательному округу;
8) осуществляет контроль за законностью проведения выборов на территории избирательного округа;
9) организует досрочное голосование в помещении комиссии;
10) устанавливает результаты выборов по округу, обеспечивает передачу документации, связанной с проведением выборов, в архивы; обеспечивает публикацию в печати информации о результатах выборов по округу;
11) контролирует образование избирательных фондов кандидатов, поступление и целевое расходование средств указанных фондов, опубликовывает эти данные в печати;
12) регистрирует избранных депутатов и выдает удостоверения об избрании;
13) проводит повторные и дополнительные выборы депутатов;
14) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными и областными законами, настоящим Кодексом.
Статья 20. Полномочия участковой избирательной комиссии
Участковая избирательная комиссия, при подготовке и проведении выборов, референдума, голосования по отзыву выборного лица:
1) информирует население об адресе и номере телефона участковой избирательной комиссии, о времени ее работы, а также о дне и месте проведения голосования;
2) уточняет список избирателей, участников референдума по избирательному участку;
3) знакомит граждан со списком избирателей, участников референдума, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений и дополнений;
4) обеспечивает подготовку и надлежащее оборудование помещения для проведения голосования;
5) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах на основе сведений, полученных из вышестоящей избирательной комиссии;
6) контролирует соблюдение на территории избирательного участка правил проведения предвыборной агитации и размещения агитационных материалов;
7) организует голосование на избирательном участке в день голосования, а также досрочное голосование;
8) производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования по избирательному участку, составляет протокол об итогах голосования и передает его в соответствующую территориальную или окружную избирательную комиссию;
9) в пределах своих полномочий рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего Кодекса и принимает по ним мотивированные решения;
10) обеспечивает хранение и передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, отзыва выборного лица в соответствии с утвержденным порядком;
11) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральными законами и настоящим Кодексом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.