Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава XIV. Организация и проведение референдума
на территории Владимирской области
Статья 99. Понятие областного и местного референдумов
Областной (местный) референдум - голосование населения, проживающего на территории Владимирской области (района, города, поселка, сельского округа, сельского населенного пункта), по наиболее важным вопросам областного (местного) значения.
Статья 100. Обязательность проведения референдумов
1. Референдум областной, местный референдум назначается и проводится в порядке и сроки, которые установлены настоящим Кодексом.
2. Принятие органом государственной власти или органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который в соответствии с федеральным законом, областным законом, уставом муниципального образования может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу.
Статья 101. Вопросы областного и местного референдумов
1. На референдумы могут выноситься вопросы, относящиеся к ведению области, местного самоуправления.
2. На областной референдум, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти области, органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти области, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
б) о формировании состава органов государственной власти области или органов местного самоуправления, персональном составе органов государственной власти области и органов местного самоуправления;
в) об избрании, утверждении, назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств области, муниципального образования;
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
3. На референдум области не могут также быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации, а на местный референдум - вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования.
4. На областной референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и области, только по вопросам, не урегулированным федеральными законами.
5. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Указанные вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования.
6. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.
7. Вопросы, выносимые на референдум области, местный референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны противоречить законодательству области.
Статья 102. Обстоятельства, исключающие проведение референдума
1. Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, либо на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
2. Повторный референдум не проводится в течение 2-х лет после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.
Статья 103. Право инициативы на проведение референдума
1. Инициатива проведения областного референдума принадлежит:
1) не менее чем 2 процентам граждан области, имеющим право на участие в референдуме;
2) представительному (законодательному) органу государственной власти области;
3) не менее чем пяти представительным органам местного самоуправления муниципальных образований областного бюджетного регулирования;
4) главе администрации области.
2. Инициатива проведения местного референдума принадлежит:
1) не менее чем 5 процентам граждан, проживающих на соответствующей территории и имеющих право на участие в референдуме;
2) представительному органу местного самоуправления.
Статья 104. Принятие решения о проведении референдума
Законодательный (представительный) орган государственной власти области или соответствующий представительный орган местного самоуправления после рассмотрения всех поступивших документов в течение 15 дней со дня их поступления принимает одно из следующих решений:
1) о назначении референдума, дате его проведения и мерах по его обеспечению;
2) об отказе в назначении референдума в случае нарушения при выдвижении инициативы о проведении референдума Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", федеральных конституционных законов, иных федеральных законов, Устава и законов Владимирской области, устава соответствующего муниципального образования;
3) о принятии решения, предлагаемого в требовании о проведении референдума, без последующего проведения референдума.
В решении о назначении референдума указывается дата его проведения, вопрос референдума или проект выносимого на референдум закона или иного нормативного правового акта.
Статья 105. Порядок реализации инициативы граждан о проведении
референдума
Законом Владимирской области от 9 апреля 2001 г. N 20-ОЗ пункт 1 статьи 105 настоящего Закона изложен в новой редакции
1. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, а равно общественное объединение могут образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек для проведения областного референдума и не менее 10 человек для проведения местного референдума. Инициатором проведения референдума может также выступить избирательное объединение, зарегистрированное в органе юстиции того уровня, на котором предлагается провести референдум, или более высокого уровня. В этом случае руководящий орган избирательного объединения либо руководящий орган его регионального, местного отделения, местной организации выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности.
2. Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы. В случае, если постоянно действующая избирательная комиссия муниципального образования отсутствует, функции комиссии местного референдума до ее формирования выполняет представительный орган местного самоуправления, в случае отсутствия представительного органа местного самоуправления - избирательная комиссия Владимирской области.
В ходатайстве инициативной группы указываются:
1) формулировка вопроса (вопросов), либо текст законопроекта, проекта иного нормативно правового акта, предлагаемого (предложенных) инициативной группой для вынесения на референдум;
2) фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы.
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы о проведении референдума.
3. В случае, если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой по проведению референдума для вынесения на голосование, не отвечает указанным в настоящем Кодексе требованиям, соответствующая избирательная комиссия, в которую направлена инициатива проведения референдума, может согласовать с инициативной группой по проведению референдума новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса. Право изменения формулировки вопроса, выносимого на референдум, принадлежит исключительно инициативной группе по проведению референдума. Формулировка вопроса, выносимого на референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы.
4. Орган, указанный в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязан рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям федерального закона, Устава области, настоящего Кодекса, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный орган государственной власти области либо в представительный орган местного самоуправления, уполномоченные в соответствии с Уставом области, настоящим Кодексом, уставом муниципального образования принять решение о назначении референдума;
в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
5. Законодательный (представительный) орган государственной власти области либо представительный орган местного самоуправления обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения - референдум области, местный референдум, требованиям статьи 102 настоящего Кодекса. Срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов.
6. Законодательный (представительный) орган государственной власти области, не позднее чем через 5 дней со дня поступления в указанный орган в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, ходатайства инициативной группы по проведению референдума области и приложенных к нему документов обязан уведомить об этой инициативе Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
7. В случае признания органом, указанным в пункте 5 настоящей статьи, вопроса, выносимого на референдум, отвечающим требованиям статьи 102 настоящего Кодекса орган, указанный в пункте 2 настоящей статьи, регистрирует инициативную группу по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума области принимается в пятнадцатидневный срок по истечении 45 дней со дня поступления в орган, указанный в пункте 5 настоящей статьи, ходатайства инициативной группы по проведению референдума области и приложенных к нему документов.
8. В случае возникновения спора о компетенции в связи с выдвижением инициативы проведения референдума области в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Президент Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вправе предложить органу, признавшему вопрос, выносимый на референдум, отвечающим требованиям статьи 102 настоящего Кодекса, создать согласительную комиссию. В работе согласительной комиссии вправе принять участие представители инициативной группы по проведению референдума области. На время работы согласительной комиссии течение срока, указанного в пункте 7 настоящей статьи, приостанавливается.
9. В случае признания органом, указанным в пункте 5 настоящей статьи, вопроса, выносимого на референдум, не отвечающим требованиям статьи 102 настоящего Кодекса орган, указанный в пункте 2 настоящей статьи, отказывает в регистрации инициативной группы по проведению референдума.
10. В случае отказа в регистрации инициативной группе по проведению референдума выдается решение соответствующего органа, в котором указываются основания отказа.
11. Основанием отказа в регистрации инициативной группы по проведению референдума может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Владимирской области, настоящего Кодекса, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.
12. При отсутствии избирательной комиссии (комиссии референдума) соответствующего уровня орган, зарегистрировавший инициативную группу по проведению референдума, в течение 14 дней со дня регистрации инициативной группы формирует (образует) соответствующую комиссию референдума в порядке, определенном статьей 12 настоящего Кодекса.
13. Инициативная группа вправе собирать подписи в поддержку инициативы проведения референдума только с момента получения регистрационного свидетельства. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается избирательной комиссией области и выдается инициативной группе по проведению референдума, действительно в течение тридцати дней.
Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы (Приложение N 4), содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум. В случае вынесения на референдум законопроекта, проекта нормативного правового акта органа местного самоуправления, лицо, собирающее подписи, должно представлять текст этого проекта участнику референдума по его первому требованию.
14. Подписи могут собираться среди участников референдума по всей территории предлагаемого референдума с соблюдением норм, установленных в статье 30 настоящего Кодекса.
15. Общий период сбора подписей по вопросу о данном референдуме не может превышать 30 дней со дня выдачи свидетельства о регистрации.
16. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа по проведению референдума подсчитывает число подписей избирателей, о чем составляется итоговый протокол инициативной группы (Приложение N 5). Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются уполномоченными представителями инициативной группы в соответствующую избирательную комиссию, выдавшую регистрационное свидетельство.
17. Избирательная комиссия проверяет соблюдение требований федерального закона, настоящего Кодекса при сборе подписей, в том числе проверяет достоверность собранных подписей в соответствии с порядком, установленным пунктом 5 статьи 32 настоящего Кодекса, принимает по результатам проверки постановление. В случае обнаружения нарушения указанных требований избирательная комиссия (комиссия референдума) выносит постановление об отказе в проведении референдума. Копия указанного постановления направляется инициативной группе по проведению референдума. Члены данной инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума.
18. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям федерального закона, настоящего Кодекса, устава муниципального образования избирательная комиссия (комиссия референдума) в течение 15 дней со дня представления инициативной группой по проведению референдума документов, указанных в пункте 16 настоящей статьи, направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления соответственно в законодательный (представительный) орган государственной власти области или представительный орган местного самоуправления.
19. В случае возникновения спора о компетенции в связи с назначением референдума области данный спор разрешается в Конституционном Суде Российской Федерации. В этом случае подготовка референдума приостанавливается до вынесения решения Конституционным Судом Российской Федерации.
Статья 106. Форма подписного листа и порядка сбора подписей
в поддержку инициативы проведения референдума
1. Листы для сбора подписей под требованием о проведении референдума (подписные листы) должны содержать:
наименование муниципального образования, административно-территориальной единицы, где проводился сбор подписей;
дату выдачи инициативной группе по проведению референдума регистрационного свидетельства, его регистрационный номер и наименование органа, выдавшего данное свидетельство;
формулировку вопросов, предполагаемых на референдуме, или изложение существа предлагаемого проекта решения (при условии обеспечения возможности ознакомления с полным текстом проекта решения).
Гражданин, поддерживающий требования о проведении референдума, ставя подпись в подписном листе, собственноручно указывает в нем свои фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, дату внесения подписи.
Подписные листы должны быть заверены лицом, собирающим подписи с указанием фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и даты заверения.
На каждом подписном листе, наряду с заверяющими подписями, производится запись об общем числе заверенных подписей.
Статья 107. Сроки проведения референдума
1. Референдум не может проводиться ранее 45 суток и позднее четырех месяцев со дня принятия решения о его проведении. Этот срок может быть продлен представительным (законодательным) органом государственной власти области (соответствующим органом местного самоуправления), если в течение ближайших двух месяцев предусмотрено проведение другого референдума либо голосование на территории области по вопросам формирования органов государственной власти или органов местного самоуправления.
2. Решение о назначении референдума, а также о перенесении даты голосования в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через 6 дней со дня его принятия.
Статья 108. Установление результата референдума
Областная комиссия референдума на основании протоколов территориальных избирательных комиссий (территориальные на основании протоколов участковых избирательных комиссий) суммирует полученные данные, проверяет их, затем составляет и подписывает итоговый протокол.
Референдум признается не состоявшимся, если в голосовании приняло участие менее половины граждан, проживающих на территории Владимирской области (муниципального образования, административно - территориальное единицы) и имеющих право на участие в референдуме. В этом случае референдум по тому же вопросу может быть проведен не ранее чем через два года.
Решения по вопросам, вынесенным на референдум, считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме.
Если на референдум выносились альтернативные варианты решения и ни один из них не получил необходимое число голосов, то все варианты считаются отклоненными, и их повторное вынесение на референдум может состояться не ранее чем через год.
Статья 109. Юридическая сила решения, принятого на референдуме
Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня официального опубликования результатов референдума, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
Решение, принятое на референдуме, действует на всей соответствующей территории и может быть отменено или изменено не иначе, как путем принятия решения на новом референдуме, который проводится не ранее двух лет после проведения первоначального референдума.
Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание дополнительного нормативного правового акта, орган государственной власти или органа местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного нормативного правового акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.