Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Губернатора Владимирской области
от 6 июля 2004 г. N 398
Основные направления бюджетной и налоговой политики
Владимирской области на 2005 год
Настоящие направления бюджетной и налоговой политики Владимирской области подготовлены в соответствии со статьей 182 Бюджетного кодекса Российской Федерации и основаны на послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 года, разграничении расходных и доходных полномочий между федеральным центром и регионами в соответствии с Федеральным законом от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ) и проектами Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений", "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", программе развития Владимирской области на 2004-2006 годы.
1. Итоги бюджетной политики в первом полугодии 2004 года
и основные проблемы, требующие решения в 2005 году
При проведении бюджетной политики в первом полугодии 2004 года удалось добиться определенных результатов. За истекший период продолжают укрепляться положительные тенденции опережающего роста доходов консолидированного бюджета области к уровню инфляции.
На 1 июля 2004 года исполнены в полном объеме обязательства областного и местных бюджетов по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы и отпускных работникам образования, социальных трансфертов населению, коммунальным платежам бюджетных учреждений. Сокращается текущая кредиторская задолженность местных бюджетов по финансированию предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Усилена социальная защита ветеранов, инвалидов, неработающего населения в части обязательного медицинского страхования.
Администрацией области приняты меры по снижению государственного внутреннего долга области и оптимизации его структуры. Объем государственного внутреннего долга уменьшен с 14,4 процента от доходов областного бюджета (без учета финансовой помощи из федерального бюджета) на 01.01.2004 года до 10 процентов на 01.07.2004 года, объем государственных гарантий снизился за этот же период с 5,5 процента от расходов областного бюджета до 4,6 процента.
Вместе с тем, закрепление положительных результатов, достигнутых в бюджетной политике, невозможно обеспечить без решения ряда острых проблем.
Отсутствует четкое закрепление доходов бюджетной системы области за администраторами соответствующих платежей, что снижает возможности наиболее полной их мобилизации в бюджет.
Качество управления располагаемыми финансовыми ресурсами остается по-прежнему на низком уровне. При наличии остатков на счетах бюджетов и бюджетополучателей достаточно высоким сохраняется объем кредиторской задолженности прошлых лет местных бюджетов. В ряде территорий направляются значительные бюджетные средства на оплату труда, что свидетельствует о недостаточной работе по инвентаризации и оптимизации сети бюджетных учреждений и принятии к исполнению муниципалитетами многочисленных бюджетных обязательств, не обеспеченных реальными источниками финансирования.
Не проведена инвентаризация действующих областных нормативных правовых актов, возлагающих обязательства по финансированию расходов в сфере культуры, образования, здравоохранения, на органы местного самоуправления, без передачи необходимых на их реализацию средств. При этом зачастую принимаются новые законы, требующие бюджетного финансирования, при сохранении не обеспеченных финансовыми ресурсами ранее принятых обязательств. Объемы областных целевых программ в 2,5 раза превышают имеющиеся источники финансирования, хотя реально они никогда не исполнялись, само их наличие подрывает доверие граждан к органам государственной власти области. В большинстве программ отсутствуют четкие формулировки целей и конечных результатов использования бюджетных средств, ассигнования на их реализацию распределены между многочисленными исполнителями, что не позволяет определить единственного конкретного администратора программы, отвечающего за ее реализацию. В связи с этим органы власти получают возможность уходить от ответственности за неэффективное выполнение своих функций, в том числе и за не обеспеченные финансированием решения.
До настоящего времени не обеспечено доведение заданий до каждого бюджетополучателя, оказывающего публичные услуги населению за счет бюджета. Данная ситуация не позволяет установить ответственность руководителей учреждений за предоставление населению гарантированного бюджетом объема услуг и переориентировать их деятельность с принципа "освоения выделенных ассигнований" на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов. В частности, при увеличении вложений в отрасль "Здравоохранение" качество и доступность медицинских услуг продолжают снижаться. Гарантии бесплатной помощи часто носят декларативный характер.
До настоящего времени не разработан региональный норматив финансирования общеобразовательного процесса за счет субвенции из областного бюджета. В результате вопрос финансирования расходов сверх государственного стандарта общего образования решается органами местного самоуправления самостоятельно, что приводит зачастую к нерациональному и потребительскому расходованию средств областного бюджета. Широкое распространение в образовании получила практика репетиторства преподавателей с учащимися школ, которая гарантирует, как правило, не качество образования, а лишь высокие оценки для поступления в высшие учебные заведения.
В сфере социальной политики не упорядочен вопрос создания новой сети муниципальных учреждений социальной защиты населения, подлежащих финансированию из областного бюджета с 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ, но создаваемой в настоящее время по решениям органов местного самоуправления. Социальная помощь населению не всегда основана, как правило, на принципах нуждаемости и адресности.
В жилищно-коммунальном хозяйстве остро стоит проблема устаревшей инфраструктуры и объектов благоустройства. Существенно возросла аварийность сооружений жилищно-коммунального хозяйства, увеличилась изношенность жилищного фонда.
2. Основные направления налоговой политики на 2005 год
Определяющее влияние на формирование доходов консолидированного бюджета Владимирской области на 2005 год будет оказывать продолжение проводимой на федеральном уровне налоговой реформы, направленной на последовательное снижение налогового бремени на экономику, усиление стимулирующей функции налогов и улучшение налогового администрирования.
При разработке параметров консолидированного бюджета области учтены действующие федеральные законы, положения Налогового кодекса и предполагаемые изменения в налоговое законодательство в связи с разграничением полномочий между органами власти с 2005 года.
Планируемые Федерацией на 2005 год снижение ставки единого социального налога с 35,6 до 26 процентов, отмена налога на рекламу приведут к сокращению налоговой нагрузки на экономику Владимирской области с 33,38 процента валового регионального продукта (далее - ВРП) в 2003 году до 30,55 процентов ВРП в условиях 2005 года или на 2,83 процента.
Ожидаемые результаты от снижения
налогового бремени в 2003 и 2005 годах
- "Ожидаемые результаты от снижения налогового бремени в 2003 и 2005 годах"
В расчетах доходов консолидированного бюджета области на 2005 год, кроме вышеуказанных изменений, учтены предполагаемые изъятия в пользу федерального бюджета водного налога в размере 100 процентов, налога на прибыль в размере 1,5 пунктов.
Доходы консолидированного бюджета Владимирской области с учетом поступлений в бюджетные и внебюджетные фонды, а также изменений налогового и бюджетного законодательства, сократятся с 14,05 процента ВРП в 2003 году до 13,98 процента ВРП в условиях 2005 года.
Доходы консолидированного бюджета Владимирской области
на 2003-2005 годы
- "Доходы консолидированного бюджета Владимирской области на 2003-2005 годы"
Вместе с тем, принимая во внимание необходимость компенсации выпадающих доходов, при расчете налогов консолидированного бюджета Владимирской области принят оптимистический вариант прогноза социально-экономического развития области на 2005 год (далее - прогноз), предусматривающий темп роста ВРП в сопоставимых ценах 106,3 процента к расчетному уровню 2004 года, в действующих ценах - 115,1 процента.
В соответствии с прогнозом налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Владимирской области на 2005 год должны составить 14,18 процента ВРП, что на 17,7 процента выше оценки 2004 года.
Опережающий рост налоговых доходов консолидированного бюджета области предполагается обеспечить за счет повышения собираемости налогов, улучшения налогового администрирования и в связи со снижением ставок единого социального налога, которое позволит остающиеся в распоряжении предприятий средства направлять на увеличение заработной платы работникам, повышение потребительского спроса, что также будет способствовать росту доходов бюджета.
В результате предусмотренных и планируемых налоговых преобразований предполагается изменение структуры доходов консолидированного бюджета Владимирской области.
Структура доходов консолидированного бюджета
Владимирской области за 2004-2005 г.г.
- "Структура доходов консолидированного бюджета Владимирской области за 2003-2005 г.г."
В структуре налоговых доходов консолидированного бюджета области увеличивается удельный вес федеральных налогов по сравнению с 2004 годом на 0,8 процента и составит 72,2 процента, региональных - на 0,4 процента (14,3%), специальных налоговых режимов - на 0,6 процента (7,4%), местных налогов и сборов снижается на 1,8 процента (6,1%).
Наибольший удельный вес в налоговых доходах бюджета занимает налог на доходы физических лиц, который составит 47,9 процента, второй по значимости - налог на прибыль (12,8%), акцизы (10,5%). Из региональных налогов преобладающим является налог на имущество организаций, удельный вес которого составит 10,6 процента. В местных налогах наибольшую долю занимает земельный налог (5,8%).
Удельный вес налогов в структуре налоговых доходов
в 2004 - 2005 годах
2004 год
- "Удельный вес налогов в структуре налоговых доходов, 2004 год"
2005 год
- "Удельный вес налогов в структуре налоговых доходов, 2005 год"
Прогнозируемый объем доходов реален к выполнению за счет расширения налогооблагаемой базы в результате экономического развития области, а также проведения целенаправленной работы по обеспечению высокого уровня собираемости налогов и иных платежей.
В 2005 году необходимо продолжить политику по созданию благоприятных экономических условий для стимулирования инвестиционной активности, технического перевооружения и реконструкции крупных предприятий. Оказание государственной поддержки хозяйствующим субъектам должно осуществляться в соответствии с Законом области "О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области".
В соответствии с проектом новой главы 32 "Земельный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации органам местного самоуправления до 1 ноября 2004 года необходимо принять решения по установлению и введению на территории муниципального образования земельного налога, в которых определить налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога.
В предстоящем году надо обратить особое внимание на обеспечение полноты учета налогооблагаемой базы по региональным и особенно местным налогам и сборам, таким как налог на имущество физических лиц и земельный налог. Для этого органам местного самоуправления необходимо завершить работу по инвентаризации земель и имущества, находящегося в собственности физических лиц.
В целях увеличения доходной части консолидированного бюджета области для выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков следует отказаться от предоставления неэффективных налоговых льгот, отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов.
Для обеспечения роста неналоговых доходов в консолидированном бюджете области необходимо усилить контроль за полнотой поступления доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, которые в соответствии со статьей 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации должны зачисляться в полном объеме в доходы бюджета. Особенно необходимо повысить ответственность органов местного самоуправления за поступление в бюджет арендной платы за землю, которая с 2005 года будет в полном объеме зачисляться в местные бюджеты. В связи с этим муниципалитетам следует более тщательно рассматривать вопросы, связанные с установлением ставок аренды, своевременно заключать договора аренды и установить жесткий контроль за исполнением арендаторами договоров.
Необходимо рассмотреть возможность увеличения нормативов перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей унитарных предприятий, в областной и местные бюджеты.
В 2005 году с целью улучшения налогового администрирования следует закрепить каждый вид дохода за органом, ответственным за его мобилизацию в бюджет.
В следующем году необходимо продолжить работу по снижению накопившейся налоговой задолженности, осуществлению мер по ее реструктуризации. Учитывая объем задолженности, в отношении которой приняты решения о реструктуризации, а также графики ее погашения, дополнительные поступления налоговой задолженности прошлых лет в консолидированный бюджет области оцениваются в размере 213 млн. рублей в год.
Совместно с налоговыми органами надо продолжить индивидуальную работу с налогоплательщиками через комиссии, созданные в муниципальных образованиях.
3. Основные направления бюджетной политики на 2005 год
Учитывая, что с 2005 года окончательно разграничиваются расходные и доходные полномочия между Федеральным центром и субъектами Российской Федерации, резко повышается ответственность областных органов государственной власти за реализацию возложенных на них федеральным законодательством полномочий. В частности, за счет собственных доходов и иных источников органы государственной власти Владимирской области будут самостоятельно осуществлять основной круг полномочий в области социальной защиты населения, а также по решению других вопросов в соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ). При этом, меры социальной поддержки работников бюджетных учреждений и обслуживаемого ими контингента будут осуществляться за счет средств их учредителей и определяться соответствующими органами власти и местного самоуправления.
В 2005 году предполагается направить из консолидированного бюджета области 89,95 процента доходов с учетом источников финансирования (далее - доходов) на цели, связанные с исполнением социальных обязательств перед населением области и обеспечением его безопасности. Указанные расходные обязательства определены приоритетными в программе развития Владимирской области на 2004-2006 годы.
В этих условиях основными стратегическими целями бюджетной политики Владимирской области на 2005 год будут являться:
- безусловное выполнение органами государственной власти и местного самоуправления обязательств перед населением области, возложенных на них Федеральным законом от 06.10.99 N 184-ФЗ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ) и другим законодательством;
- обеспечение предоставления более качественных услуг населению в рамках полномочий областных органов государственной власти и муниципалитетов, определенных федеральным законодательством, а также создание условий для снижения бедности населения;
- обеспечение безопасности условий жизни граждан и социальной стабильности в области.
Для реализации указанных целей органам государственной власти и местного самоуправления необходимо решить следующие задачи в 2005 году:
- отменить расходные обязательства, не обеспеченные источниками финансирования;
- разработать законопроекты и проекты решений по полномочиям, определенным федеральными законами от 06.10.99 N 184-ФЗ (с учетом внесенных изменений от 04.07.2003 N 95-ФЗ) и от 06.10.2003 N 131-ФЗ;
- внедрить методы бюджетного планирования, ориентированные на результаты.
В свете проводимой бюджетной реформы и в целях обеспечения повышения качества предоставляемых услуг населению консолидированный бюджет области предложено разделить на два вида: бюджет действующих обязательств и вновь принимаемых.
На реализацию действующих бюджетных обязательств, т.е. расходов, определенных ранее принятыми нормативными актами, с учетом приостановленных Законом области "Об областном бюджете на 2004 год", будет выделено 85,27 процента доходов консолидированного бюджета области и на принятие новых - 14,73 процента.
При этом, объем действующих обязательств определен расчетным методом через индексацию плановых расходов областного и местных бюджетов 2004 года на прогнозные показатели социально-экономического развития Владимирской области на 2005 год, в том числе материальные затраты и расходы на оплату потребления электроэнергии бюджетными учреждениями предусмотрены с приростом на 8,5 процента, т.е. на уровне инфляции, другие расходы по оплате коммунальных услуг бюджетными учреждениями - с увеличением на 20 процентов. Начисления на фонд оплаты труда планируются с учетом снижения ставки единого социального налога до 26 процентов.
Вторая часть консолидированного бюджета области, требующая принятия новых решений, должна обеспечить реализацию региональных приоритетов в бюджетной политике:
- повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в 1,2 раза;
- увеличение размера базового ежемесячного пособия на ребенка с 70 руб. до 100 руб. при условии усиления адресности этого вида помощи;
- обеспечение социальных гарантий ветеранам труда и труженикам тыла, реабилитированным гражданам, детям-сиротам и детям, находящимся под опекой, многодетным семьям и другим категориям населения области.
Финансовая оценка вновь принимаемых обязательств по проекту консолидированного и областного бюджетов на 2005 год представлена в таблице N 1.
Таблица N 1
Проектируемые объемы
вновь принимаемых бюджетных обязательств
по консолидированному и областному бюджетам
Владимирской области на 2005 год
(тыс.руб.)
N п/п |
Виды расходов | Консоли- дированный бюджет |
В т.ч. областной бюджет |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. |
Образование - всего в том числе: - оплата труда с начислениями в связи с повышением на 20%; - увеличение расходов на питание и приобретение мягкого инвентаря и обмундирования в связи с ростом контингента детей, находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях; - дополнительные расходы на проведение противопожарных мероприятий и других ремонтных работ, связанных с обеспечением безопасности учащихся и воспитанников образовательных учреждений; - расходы по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно- коммунальных услуг гражданам, работающим и проживающим в сельской местности; - дополнительные расходы на организацию летней оздоровительной кампании для малообеспеченных детей (ранее осуществлялись за счет средств федерального бюджета). Социальная политика - всего в том числе: - оплата труда с начислениями в связи с повышением на 20%; - передача учреждений соцобслуживания на финансирование из областного бюджета через субсидии; - расходы на выплату пособий семьям с детьми; - расходы на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, работающим и проживающим в сельской местности; - расходы на реализацию мер социальной поддержки реабилитированным гражданам; - увеличение расходов на предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям; - увеличение расходов на реализацию мер социальной поддержки ветеранам труда и труженикам тыла; - увеличение расходов на содержание учреждений соцобслуживания, функционирующих в 2004 году неполный год; - увеличение прочих расходов; - расходы на содержание персонала на осуществление госполномочий; - передача расходов из местных бюджетов по выплате пособий на погребение неработающих граждан на областной бюджет. Жилищно-коммунальное хозяйство - всего в том числе: - оплата труда с начислениями ГУ "УАЗО"в связи с повышением на 20%; - увеличение расходов местных бюджетов в связи с передачей 50% земельного налога городов и поселков на местный уровень и рост ассигнований на благоустройство по постановлению Губернатора области от 01.12.2003 N 579 Здравоохранение - всего в том числе: - оплата труда с начислениями в связи с повышением на 20%; - финансовое обеспечение мер социальной поддержи при оказании медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, предоставляющими опасность для окружающих, а также обеспечение питанием детей до 3-х лет, беременных и кормящих матерей, зубопротезирование и слухопротезирование пенсионеров; - передача расходов из местных бюджетов на областной бюджет на содержание специализированных медицинских учреждений; - расходы на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, работающим и проживающим в сельской местности; - дополнительные расходы на реализацию территориальной программы государственных гарантий оказания населению области бесплатной медицинской помощи. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности - всего в том числе: - оплата труда с начислениями в связи с повышением заработной платы гражданского персонала на 20% и денежного довольствия аттестованного состава за счет увеличения выплаты надбавки за сложность, напряженность до 120%; - увеличение расходов по вновь разработанной программе мер противодействия злоупотреблению наркотиков и их незаконному обороту. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий - всего в том числе: - оплата труда в связи с передачей из федерального бюджета на областной уровень 220 ед. аттестованного состава ГПС, увеличение выплаты надбавки за сложность и напряженность до 120%; - увеличение прочих материальных затрат в связи с передачей на областной бюджет 220 единиц аттестованного состава ГПС; - увеличение расходов на приобретение пожарно-технического имущества; - содержание складов МОБ резерва и системы оповещения; - финансовое обеспечение программы "Пожарная безопасность и социальная защита работников ГПС" за счет местных бюджетов. Культура и искусство - всего в том числе: - оплата труда с начислениями в связи с повышением на 20% - расходы на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, работающим и проживающим в сельской местности; - увеличение расходов по Центру хоровой музыки в связи с вводом в эксплуатацию концертного зала; - расходы на выплату премии им.Е.Евстигнеева. Расходы на проведение выборов, включая вновь образуемые муниципальные образования области Государственное управление и местное самоуправление - всего в том числе: - расходы в связи с переходом на оплату труда применительно к оплате труда федеральных государственных служащих; - расходы на реализацию Закона области "О денежном содержании работников государственного учреждения "Государственный архив Владимирской области". Сельское хозяйство и рыболовство - всего в том числе: - оплата труда с начислениями в связи с повышением на 20%; - расходы на выполнение государственных полномочий по проведению вакцинации сельскохозяйственных животных; - передача расходов из местных бюджетов по государственной поддержке сельскохозяйственного производства на областной уровень. Судебная власть - всего в том числе: - расходы в связи с переходом на оплату труда применительно к оплате труда федеральных государственных служащих Физкультура, спорт, туризм - всего в том числе: - оплата труда с начислениями в связи с повышением на 20%. Транспорт, связь, информатика - всего в том числе: - оплата труда ГУ "Спецавтохозяйство" в связи с повышением на 20%; - увеличение расходов по сезонной скидке по проезду железнодорожным транспортом пригородного сообщения в связи с предоставлением льготного проезда на участке Гороховец-Вязники Охрана окружающей среды - всего в том числе: - оплата труда с начислениями в связи с повышением на 20% Итого: |
639109 419759 12679 158000 38136 10535 578880 34294 213814 814 15520 65398 164754 5775 5951 72569 409404 9189 400215 217152 119827 44937 11748 40640 62461 61789 672 59839 31818 12580 12010 2520 911 56477 50370 5823 244 40 54823 23428 21505 1923 9400 5400 4000 4906 4906 4243 4243 3283 2788 495 512 512 2123917 |
425982 255303 12679 158000 690351 34294 106263 213814 814 15520 65398 164754 5775 5951 72569 5199 9189 9189 201312 41683 118989 40640 7430 6758 672 58354 30332 13492 12010 2520 15016 14732 244 40 43581 14449 12526 1923 20053 5400 4000 10653 4906 4906 3315 3315 3283 2788 495 512 512 1497733 |
Учитывая, что с 2005 года органы государственной власти области и местного самоуправления самостоятельно определяют порядок, размеры и условия оплаты труда работников областных и муниципальных бюджетных учреждений соответственно, в ближайшее время необходимо разработать проекты нормативных актов, которые должны учитывать ограничения в уровне оплаты труда указанных работников, предусмотренные для дотационных субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Финансовые ресурсы для покрытия новых обязательств будут зависеть от эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления по сокращению ставших ненужными и неэффективными действующих обязательств и от роста бюджетных доходов.
Указанные подходы к разделению бюджета на два вида применены при расчете расходов по всем бюджетным отраслям консолидированного бюджета области на 2005 год (таблица N 2).
Таблица N 2
Основные направления расходов консолидированного бюджета
Владимирской области на 2005 год
N п/п |
Проект на 2005 год | |||||
Удельный вес расходов консолидированного бюджета области в объеме доходов и источников финансирования дефицита =14418831 тыс.руб., % |
||||||
Всего расходов |
в том числе по: | Рост проекта расходов на 2005 год |
||||
действу- ющим обязате- льствам |
вновь прини- маемым обязате- льствам |
к 2004 году (в действу- ющих услови- ях) |
к 2004 году (в сопоста- вимых условиях) |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. |
Всего расходов консолидированного бюджета области (с учетом расходов, осуществляемых за счет платных услуг населению, арендной платы) в том числе: Расходы на обеспечение социальных нужд населения области и его безопасность из них: Образование Здравоохранение Жилищно-коммунальное хозяйство Социальная политика Территориальный дорожный фонд Правоохранительная деятельность Культура Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и противопожарная служба Сельское хозяйство Физическая культура и спорт Фонд воспроизводства и охраны природных ресурсов |
100,0 89,95 28,76 16,80* 13,89 10,81 5,44 3,89 3,25 2,00 1,85 0,52 0,18 |
85,27 75,77 24,33 15,3 11,05 6,8 5,44 3,45 2,86 1,58 1,78 0,49 0,18 |
14,73 14,18 4,43 1,51 2,84 4,01 - 0,43 0,39 0,42 0,07 0,03 - |
114,0 119,2 118,0 115,0 136,6 168,0 74,0 115,4 114,0 142,0 111,0 111,0 44,0 |
114,0 122,0 123,0 118,0 136,6 171,0 74,0 116,0 119,0 145,0 112,0 113,0 44,0 |
Примечание:
*Расходы на здравоохранение по консолидированному бюджету за счет платных услуг населению прогнозируются в размере 1,393 процента к доходам и источникам финансирования дефицита консолидированного бюджета, в том числе по областному бюджету - 0,4018 процента к указанным доходам и источникам.
**В суммы расходов по разделам бюджетной классификации включены ассигнования на содержание аппарата управления соответствующей отрасли, на реализацию областных целевых программ, за исключением инвестиционной, расходы на уплату налога на имущество.
В соответствии с программой развития Владимирской области определены следующие приоритетные расходы: образование, социальная политика, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство.
Формирование расходов консолидированного бюджета области на образование на 2005 год планируется производить с учетом обеспечения государством гарантированного бесплатного общего образования и социальных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В рамках проводимой работы с детской беспризорностью и преступностью предполагается сохранить сеть внешкольных учреждений.
Удельный вес данного раздела расходов в доходах консолидированного бюджета должен составить 28,76 процента, что на 23 процента выше уровня 2004 года. (Показатели увеличения расходов консолидированного бюджета области на 2005 год по всем бюджетным отраслям даны в сравнении с планом 2004 года, приведенным в сопоставимые условия 2005 года).
На реализацию действующих обязательств в образовании будет направлено 24,33 процента доходов, что позволит обеспечить обучение в 2005 году 163 тыс. учащихся школ и школ-интернатов, 4 тыс. учащихся средних специальных учебных заведений, социальную защиту 1120 детей-сирот, воспитываемых в приемных семьях и детских домах, 2860 детей, переданных под опеку, 49 тыс. детей в дошкольных учреждениях, 106,2 тыс. учащихся, занимающихся во внешкольных учреждениях.
Будет осуществляться работа по обеспечению мер, направленных на охрану здоровья учащихся школ в части финансирования на необходимом уровне компенсационных расходов на питание школьников. Согласно планируемым изменениям в законодательстве Российской Федерации источником покрытия данных расходов будут средства учредителей бюджетных организаций.
За счет областного бюджета сохранятся меры социальной поддержки учащихся из малообеспеченных слоев населения в части обеспечения бесплатными учебниками, молодых специалистов учреждений образования в части выплаты надбавок к должностным окладам, а также финансовое обеспечение учреждений для детей-сирот, приемных семей, детей, находящихся под опекой, адресное предоставление стипендий учащимся.
Финансирование общеобразовательного процесса будет осуществляться исходя из регионального норматива, учитывающего территориальные особенности муниципальных образований.
Повышение требований к качеству предоставляемых образовательных услуг в рамках государственных стандартов должно быть нацелено также на уход от порочной практики репетиторства, поскольку реальной гарантией для получения положительных оценок и поступления в вузы стал факт дополнительной оплаты населением образовательных услуг уже в период получения гарантированного бесплатного общего образования в общеобразовательных учреждениях, а не уровень этого образования. Одним из шагов в этом направлении должна явиться разработка региональных компонентов государственных образовательных стандартов, позволяющих повышать уровень образования.
Подготовка специалистов учреждений среднего профессионального образования, в первую очередь, будет основываться на взаимосвязи с рынком труда. Для этого необходимо прогнозирование потребности области в нужных специальностях.
Будет продолжена работа по отработке эффективных моделей образовательных учреждений на селе с направлением высвобождающихся средств на развитие системы образования.
Новые обязательства по отрасли планируются в размере 4,43 процента к доходам консолидированного бюджета и обеспечат повышение фонда оплаты труда работников образования на 20 процентов, расходы на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг специалистам учреждений образования, работающих и проживающих в сельской местности, а также расходы на летний отдых из малообеспеченных семей, ранее осуществляемые из федерального бюджета. Планируется увеличить ассигнования на обеспечение мер противопожарной безопасности в учреждениях образования.
Расходы на здравоохранение прогнозируются на 2005 год в размере 16,8 процента к доходам консолидированного бюджета области (в том числе 15,3 процента - действующие обязательства), что на 18 процентов выше плана 2004 года. Кроме того, планируется направить на эту отрасль 1,2 млрд.рублей за счет средств фонда ОМС.
В сфере здравоохранения основополагающим будет работа по обеспечению выполнения Программы государственных гарантий оказания населению области бесплатной медицинской помощи за счет всех источников финансирования с целью повышения доступности и качества медицинской помощи для ее получения.
Это потребует разработки и утверждения на региональном уровне стандартов медицинских услуг с обязательным перечнем лечебно-диагностических процедур и лекарств и с минимальными требованиями к условиям оказания медицинской помощи. В свою очередь это даст возможность определять реальную стоимость этих услуг и постепенно перейти от сметного принципа содержания медицинских учреждений к оплате за оказанные объем и качество медицинской помощи, а также ликвидировать факты скрытой оплаты населением услуг, гарантированных государством как бесплатные. Одним из путей в решении данной проблемы явится упорядочение организации предоставления платных услуг на нормативно-правовом уровне, и, в первую очередь, непосредственно в лечебном учреждении, за счет выведения этой деятельности за рамки основного рабочего времени медперсонала.
Программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению области будет нацелена на обеспечение получения этих услуг нуждающимся в ней, в связи с чем обязательному медицинскому страхованию должны подлежать все жители области.
Важным моментом будет являться продолжение работы по реструктуризации сети лечебных учреждений в части развития стационарозамещающих видов помощи, передачи коек сестринского ухода в систему социальной защиты населения, внедрению новейших ресурсосберегающих технологий с целью направления высвобождающихся средств на улучшение качества медицинского обслуживания населения.
Будет сохранена за счет средств областного бюджета доступность населения в дорогостоящих и высокотехнологичных видах помощи.
В рамках новых обязательств областного бюджета необходимо определить меры социальной поддержки при оказании медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также обеспечения питанием детей до 3-х лет, беременных и кормящих матерей, поскольку данные полномочия возлагаются на областные органы государственной власти.
Ассигнования из консолидированного бюджета области в 2005 году на социальную политику проектируются в размере 10,81 процента от доходов консолидированного бюджета области или на 71 процент больше уровня текущего года.
Объем средств определен исходя из решения важнейшей цели бюджетной политики в области социальной защиты населения, которой является снижение бедности, повышение уровня жизни населения области через неукоснительное обеспечение государственных гарантий по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям населения. Расходы на отрасль учитывают закрепление за областным бюджетом финансового обеспечения мер социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла, репрессированных граждан, многодетных семей, семей, имеющих детей. При этом необходимо определить формы, порядок и виды предоставления мер поддержки указанным выше категориям граждан, находящимся на попечении регионов. В связи с этим требуется проведение серьезной работы по подготовке комплекса областных нормативно-правовых актов по вопросам социальной поддержки населения, решение которых Федеральным законом от 06.10.99 N 184-ФЗ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ) возложено на субъекты Федерации, и инвентаризации ранее принятого областного законодательства с целью исключения норм, возлагающих на областной бюджет не финансируемые полномочия.
Из общего объема средств действующие обязательства составят 6,8 процента к доходам и позволят сохранить сеть учреждений социального обслуживания населения и профинансировать содержание 3,3 тыс. обеспечиваемых в домах-интернатах, обслуживание 7,6 тыс. престарелых граждан центрами и отделениями социальной помощи на дому, 468 коек в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Будет сохранена государственная социальная помощь малоимущим гражданам, инвалидам - участникам контртеррористических действий на Северном Кавказе и в Афганистане.
Расходы по принимаемым обязательствам в области социальной политики планируются в размере 4,01 процента к доходам и включают в себя средства на повышение оплаты труда работников учреждений социального обеспечения населения в 1,2 раза, увеличение размера базового ежемесячного пособия на ребенка с 70 до 100 рублей с усилением его адресности, предоставление гарантий ветеранам труда и труженикам тыла, многодетным семьям, реабилитированным гражданам. При этом, ассигнования на социальную поддержку населения из областного бюджета поступят в жилищно-коммунальное хозяйство, транспортным организациям, что позволит существенно сократить дотирование этих отраслей из местных бюджетов.
В 2005 году объем бюджетных субсидий жилищно-коммунальному хозяйству предполагается в размере 13,89 процента к доходам, что на 36,6 процента выше уровня 2004 года.
Предполагается, что в среднем по области предельный уровень оплаты жилищных и коммунальных услуг населением в 2005 году не превысит 90 процентов от стоимости оказываемых услуг, а предельно допустимая доля собственных расходов граждан на оплату указанных услуг - 22 процента.
В связи с этим, в областном бюджете должны быть увеличены расходы на обеспечение социальной поддержки населения в виде адресных жилищных субсидий гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Принимая во внимание значительный физический износ жилищного фонда области, а также необходимость повышения уровня благоустройства, состояния дорог и тротуаров, озеленения, содержания объектов и оборудования по санитарной очистке, уличному освещению и уборке территорий, планируется дополнительно направить на капитальный ремонт жилфонда и другие вышеуказанные цели по консолидированному бюджету области более 409 млн.рублей, которые отнесены к вновь принимаемым обязательствам.
В 2005 году предусматривается направить на финансирование дорожного хозяйства 5,44 процента от доходов консолидированного бюджета области.
При этом предлагается сохранить целевой бюджетный фонд и установить источниками его формирования следующие доходы областного бюджета: акцизы на нефтепродукты (50%), транспортный налог (100%), налог на пользователей автодорог (в части погашения задолженности прошлых лет), доходы от платных услуг.
Учитывая требования Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ), необходимо провести работу по разграничению собственности дорог общего пользования с целью передачи части полномочий по их содержанию органам местного самоуправления.
Финансовое обеспечение отрасли "Культура и искусство" планируется с учетом сохранения сложившейся сети и проведения комплекса мер по переводу учреждений на социальный заказ. Общий объем расходов консолидированного бюджета области на культуру по действующим и принимаемым обязательствам (в части повышения зарплаты работникам учреждений, предоставления мер социальной поддержки работникам культуры, работающим и проживающим в сельской местности) предполагается в размере 3,25 процента к доходам или на 19 процентов выше уровня текущего года.
В сфере культуры требуется упорядочение платной деятельности. Необходимо регламентировать областным нормативным правовым актом направления расходования средств, полученных учреждениями культуры от использования государственной собственности при осуществлении платной деятельности.
На 2005 год расходы на противопожарную безопасность будут предусмотрены с учетом реализации Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ (в редакции Федерального закона от 04.07.2003 N 95-ФЗ), согласно которому финансовое обеспечение организации тушения пожаров (за исключением лесных и особо сложных пожаров) осуществляют субъекты Федерации. Ассигнования по данному разделу составят 2 процента к доходам или в 1,45 раза выше плана 2004 года и учитывают расходы на содержание 1904 единиц сотрудников, в том числе численность по действующим штатным расписаниям (1451 ед.) и планируемую к передаче из федерального (220 ед.) и местных (233 ед.) бюджетов.
Будут увеличены в 2005 году ассигнования на содержание милиции общественной безопасности на 16 процентов к уровню 2004 года.
Объем расходов по данному разделу классификации сформирован с учетом изменений, вносимых в Закон Российской Федерации от 18.04.91 N 1026-1 "О милиции", предусматривающих дополнительные выплаты в связи с увеличением надбавки за сложность сотрудникам милиции до 120 процентов к должностному окладу, а также выплаты пособия на содержание детей сотрудников милиции (или находящихся на их иждивении), посещающих муниципальные детские дошкольные учреждения, и отмену следующих льгот:
- по уплате земельного и имущественного налогов;
- доплату к должностным окладам сотрудникам милиции за счет средств субъектов Федерации и органов местного самоуправления в размерах, сверх установленных законодательством;
- участковым уполномоченным, работающим в сельской местности и в поселках городского типа, и членам их семей на бесплатное обеспечение органами местного самоуправления жильем с отоплением и освещением;
- на получение беспроцентных ссуд на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство;
- на продажу на льготных условиях органами местного самоуправления сотрудникам милиции жилья в собственность;
- по бесплатному проезду сотрудников милиции в общественном транспорте.
Объем расходов на поддержку сельского хозяйства планируется с ростом в 1,12 раза к уровню 2004 года и составит 1,85 процента к доходам консолидированного бюджета области. При этом, предусмотрена передача полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства в полном объеме с местных бюджетов на областной уровень.
Исходя из основной цели развития агропромышленного комплекса области на 2005 год - повышения эффективности сельскохозяйственного производства, стабилизации и роста сельхозпродукции и продовольствия, будет продолжено финансирование целевых программ по развитию отраслей животноводства и растениеводства, по воспроизводству плодородия почв, созданию автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра, а также Закона области "О кадровом обеспечении АПК Владимирской области" с целью закрепления в сельском хозяйстве молодых специалистов и работников массовых профессий. Одним из приоритетных направлений госсподдержки АПК в 2005 году сохранится система мер по укреплению материально-технической оснащенности сельскохозяйственного производства посредством лизинговых операций.
Объем ассигнований на бюджетные инвестиции на 2005 год предполагается в размере одного процента к доходам консолидированного бюджета области или в 1,085 раза выше уровня 2004 года. При планировании указанных расходов необходимо учесть дополнительные меры по целевой поддержке молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Расходы консолидированного бюджета на физкультуру и спорт составят в 2005 году 0,52 процента к доходам и позволят обеспечить функционирование 21 учреждения физкультуры и спорта, проведение массовых мероприятий в этой области и участие спортсменов области в соревнованиях мирового и российского уровня.
На 2005 год предусмотрено сохранение целевого бюджетного фонда воспроизводства и охраны природных ресурсов в размере 0,18 процента к доходам консолидированного бюджета области.
С учетом планируемого изменения бюджетного законодательства и разграничения полномочий между Федерацией и субъектами данный фонд будет формироваться за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду (40% от зачисляемых доходов в консолидированный бюджет области), сбора за пользование объектами животного мира. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.99 N 184-ФЗ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ) полномочия по геологическому изучению недр, лесовосстановлению, содержанию водных объектов и гидротехнических сооружений передаются с 2005 года с областного на федеральный уровень.
Приоритетными направлениями в расходовании средств фонда будут являться строительство и реконструкция очистных сооружений, содержание и развитие сети особо охраняемых природных территорий, воспроизводство и охрана животного мира. В 2005 году планируется внедрить механизм предоставления субсидированных кредитов хозяйствующим субъектам в финансировании строительства и реконструкции очистных сооружений, строительства предприятий по обезвреживанию и захоронению отходов.
В целях реализации на территории области Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ будут предусмотрены расходы на проведение выборов во вновь образуемых муниципалитетах (27 млн.руб.).
Объем расходов по другим отраслям бюджетной сферы предполагается в размерах, обеспечивающих в основном ранее принятые нормативные акты и решения. При этом, в соответствии с федеральным законодательством с 2005 года не предусматривается финансовое обеспечение за счет средств областного бюджета обязательств по содержанию военкоматов, медцентра "Резерв", профтехучилищ при исправительно-трудовых учреждениях, учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы, расходов на содержание учреждений по повышению квалификации кадров, мероприятий по содействию занятости населения, поддержке общественных организаций, войсковой части 6523, а также малого бизнеса, в связи с чем отпадает необходимость передачи средств областного бюджета в фонд поддержки малого предпринимательства.
Принимая во внимание ограниченность налогового потенциала области и возрастающий объем социальных обязательств, органам государственной власти и местного самоуправления Владимирской области необходимо внедрить комплекс мер по обеспечению полного финансирования своих полномочий:
- провести инвентаризацию действующих нормативных актов и решений с целью сокращения неэффективных, ненужных и несоответствующих функциям органов государственной власти и местного самоуправления расходных обязательств, включая целевые программы, а также для приведения их в соответствие с объемом имеющихся финансовых ресурсов. Ограничение количества действующих целевых программ позволит сконцентрировать выделяемые средства из областного бюджета на решение приоритетных задач, установленных программой развития Владимирской области на 2004-2006 годы;
- разработать проекты законов Владимирской области по полномочиям органов государственной власти, определенным Федеральным законом от 06.10.99 N 184-ФЗ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ). При этом необходимо исходить из реальных источников покрытия расходных обязательств областного бюджета с тем, чтобы не допускать появления новых "нефинансируемых мандатов". Новые обязательства по финансированию расходов из областного бюджета следует принимать только при условии полного финансового обеспечения ранее действующих решений и наличии источников их финансирования;
- разработать региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов областного бюджета на финансовое обеспечение полномочий, указанных в Федеральном законе от 06.10.99 N 184-ФЗ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ);
- разработать областной законопроект об условиях и размерах оплаты труда работников областных бюджетных учреждений с учетом ограничений, предусмотренных для субъектов Федерации, получающих дотацию на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из федерального бюджета. Аналогичную работу следует провести органам местного самоуправления с учетом такого же ограничения;
- на основе указанных выше инвентаризации действующих нормативных актов и разработки проектов законов и решений сформировать реестры расходных обязательств органов государственной власти области и местного самоуправления;
- повысить ответственность главных распорядителей средств областного бюджета, а также органов местного самоуправления, получателей средств областного бюджета, за достижение конкретных целей и результатов по выполнению возложенных на них законодательством государственных функций или оказанию публичных услуг при соблюдении заданных ограничений по выделяемым им бюджетным ресурсам.
На 2005 и последующие годы предлагается довести до главных распорядителей средств областного бюджета предельные объемы расходов консолидированного бюджета области с тем, чтобы именно они выработали совместно с органами местного самоуправления наиболее эффективную бюджетную политику в соответствующих отраслях. При этом, при формировании бюджетных проектировок по отраслям бюджетной сферы необходимо руководствоваться новой бюджетной классификацией, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов".
В связи с реформированием бухгалтерского учета и переходом с 2005 года на новую инструкцию по бюджетному учету, следует предусмотреть в соответствующих бюджетах средства на программное и компьютерное обеспечение бюджетных учреждений, обучение персонала и управление отраслью.
Необходимо сформировать систему оценки планов и показателей работы всех областных органов исполнительной власти и местного самоуправления, внедрить в практику бюджетного планирования доклады главных распорядителей средств областного и местных бюджетов о результатах и планах деятельности. На этой основе делать выводы об эффективности бюджетной политики и корректировать ее по отдельным направлениям. Методические рекомендации по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей средств областного бюджета (субъектов бюджетного планирования) приведены в приложении N 6 к настоящему постановлению;
- обеспечить постепенный переход от сметного финансирования сети к "бюджетированию" по результатам, выделять средства из бюджета на выполнение целевых программ. На 2005 год, как на переходный период, предлагается предоставлять ассигнования конкретному бюджетополучателю в зависимости от выполнения им заданий на оказание публичных услуг населению и от соблюдения им лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов. Учитывая, что указанные лимиты определены исходя из общей площади занимаемых бюджетными учреждениями зданий, главным распорядителям средств необходимо распределить их по источникам финансирования (бюджет, доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, арендная плата).
В ближайшей перспективе предлагается перейти к расширению программного принципа планирования и исполнения бюджетов, внедрению ведомственных программ, что позволит распределять средства по "администраторам" расходов, на выполнение конкретных целей и повысить их ответственность за конечные результаты, характеризующие эффект для внешних потребителей государственных услуг, оказанных подведомственными бюджетными учреждениями. Кроме того, главным распорядителям бюджетных средств будет предложено осуществлять функции по администрированию не только расходов, но и доходов (начислению, контролю над начислением, уплатой) в областной и местные бюджеты (доходов от использования имущества, находящегося в областной и муниципальной собственности, от платных услуг, части прибыли областных и муниципальных унитарных предприятий и других видов доходов);
- на основе результатов мониторинга бюджетного сектора области провести мероприятия по оптимизации бюджетной сети и распоряжаемому имуществу (сокращению излишних функций, передаче части бюджетных учреждений муниципальным образованиям, объединению бюджетных учреждений и т.д.). В связи с ориентацией бюджетного финансирования на конкретный результат необходимо освобождение учреждений социальной сферы от несвойственных им функций по содержанию жилого фонда, коммуникаций. Данные полномочия должны находиться в ведении органов местного самоуправления;
- в целях обеспечения установленных гарантий получения населением бесплатных услуг принять меры к тому, чтобы оказание платных услуг работниками бюджетных учреждений осуществлялось исключительно за пределами основного рабочего времени.
Реализация органами государственной власти и местного самоуправления указанных мер позволит переориентировать расходы консолидированного бюджета области в соответствии с полномочиями, осуществляемыми с 2005 года субъектами Федерации по Федеральному закону от 06.10.99 N 184-ФЗ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ), и обеспечить приоритеты, определенные в программе развития Владимирской области на 2004-2006 годы, а также проводить единую и стабильную политику в отношениях с муниципалитетами, что будет являться основой для перехода к среднесрочному планированию и формированию областного и местных бюджетов на новых принципах.
4. Политика в области межбюджетных отношений на 2005 год
Отличительной особенностью 2005 года должна стать адаптация межбюджетных отношений к разграничению доходов и расходов между областным и местными бюджетами в соответствии с федеральными законами от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ), от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и проектом Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений".
Финансовая оценка изменений финансируемых расходных обязательств областного и местных бюджетов в условиях разграничения полномочий представлена в таблице N 3.
Таблица N 3.
Изменение расходных обязательств областного бюджета
и местных бюджетов Владимирской области
Расходные обязательства |
Факт в условиях 2003 года млн. руб. |
Оценка в условиях 2004 года млн. руб. |
Оценка в условиях 2005 года млн. руб. |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Увеличение расходных обязательств областного бюджета |
||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. |
передача с федерального уровня 156,9 167,3 213,8 полномочий по предоставлению и финансовому обеспечению пособий гражданам, имеющим детей; передача с федерального уровня 454,3 501 735,4 полномочий по установлению и финансовому обеспечению льгот ветеранам труда и труженикам тыла; передача полномочий с местного 4,3 6,3 7,3 уровня по возмещению льгот по оплате проезда на внутригородском, пригородном, внутрирегиональном транспорте и иных льгот, установленных федеральными законами; передача с федерального уровня 0,024 0,024 0,026 полномочий по предоставлению и финансовому обеспечению льгот по проезду в междугородном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно- курортном лечении; передача с местного уровня 23,4 20,5 24,0 полномочий по предоставлению начального и среднего профессионального образования; передача с федерального и 43,1 51,8 65,3 местного уровней полномочий по финансовому обеспечению основных функций по противопожарной безопасности (за исключением ликвидации особо сложных пожаров и мер по первичной пожарной безопасности); передача с федерального и 35,8 37,5 40,7 местного уровней полномочий по финансовой поддержке сельскохозяйственного производства; предоставление субвенций 1024,7 1245,5 1387 местным бюджетам на осуществление учебного процесса (включая выплату заработной платы) в общеобразовательных школах и школах-интернатах; передача с местного уровня 210,8 250,9 290,8 полномочий по финансовому обеспечению школ-интернатов для детей-сирот, домов ребенка, детских домов, детей, находящихся под опекой и в приемных семьях; предоставление субвенций местным 89,6 112,9 155,7 бюджетам на выплату адресных жилищных субсидий населению в соответствии со стандартами и нормативами оплаты жилищно- коммунальных услуг, устанавливаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации; передача с местного уровня 196,3 539,6 592,0 полномочий по финансовому обеспечению платежей за неработающее население в систему обязательного медицинского страхования; передача с федерального и 13,1 8,5 15,5 местного уровней полномочий по социальной защите граждан, пострадавших от политических репрессий; передача с местного уровня 71,2 73,4 125 полномочий по финансовому обеспечению социальной поддержки населения; передача с местного уровня 105,9 150,6 173,8 полномочий по финансовому обеспечению социального обслуживания населения. расходы на проведение выборов во 27,0 вновь образуемых муниципальных образованиях Всего 2429,4 3165,8 3853,3 |
|||
2. Сокращение расходных обязательств областного бюджета | ||||
1. 2. 3. 4. 5.. 6. 7. 8. 9. 10. 11. |
передача на федеральный уровень 10,5 11,5 12,6 полномочий по финансовому обеспечению льгот по проезду на транспорте и иных льгот, установленных федеральными законами для военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и иных государственных (федеральных) служащих; передача на федеральный уровень 18,7 20,0 22,2 финансового обеспечения воинского учета и призыва (в части, финансируемой в настоящее время из региональных и местных бюджетов); передача на федеральный уровень 69,9 76,3 82,8 полномочий по финансовому обеспечению Федерального закона "О ветеранах" (в части, касающейся инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, жителей блокадного Ленинграда, лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений и др., военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военных учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников войны и ветеранов боевых действий - всего 7 категорий); передача на федеральный 3,2 3,0 3,3 уровень полномочий по финансовому обеспечению Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; передача на федеральный 10,7 8,9 9,7 уровень полномочий по переподготовке и повышению квалификации кадров; передача на федеральный уровень 30 42,5 46,1 полномочий по осуществлению мероприятий по реализации Закона Российской Федерации "О недрах", законодательства о воде, лесовосстановлению. передача на федеральный уровень 8,4 10,7 11,6 финансирования ПТУ при исправительных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации передача на федеральный 1,3 1,5 1,9 уровень полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния; передача расходов по содержанию 11,5 14,1 15,3 учреждений медико-социальных экспертиз на федеральный уровень; передача на федеральный уровень 2 2 2,2 расходов по обеспечению занятости населения; расходы на поддержку 17,8 25,0 27,0 общественных организаций, войсковой части 6523, малого бизнеса, а также на содержание медцентра "Резерв" Всего 184,0 215,5 234,7 |
|||
3. Баланс +2245,4 +2950,3 +3618,6 | ||||
4. Сокращение расходных обязательств местных бюджетов | ||||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. |
передача на областной уровень 4,3 6,3 7,3 полномочий по возмещению льгот по оплате проезда на внутригородском, пригородном, внутрирегиональном транспорте, установленных федеральными законами; передача на региональный 1024,7 1245,5 1387,0 уровень полномочий по финансовому обеспечению учебного процесса (включая выплату заработной платы) в общеобразовательных школах; передача полномочий и 89,6 112,9 155,7 финансовому обеспечению выплаты адресных жилищных субсидий населению органам государственной власти субъектов Российской Федерации; передача полномочий по финансовой 11,2 9,8 10,6 поддержке сельскохозяйственного производства органам государственной власти субъектов Российской Федерации; передача на региональный уровень 196,3 539,6 592,0 полномочий по финансовому обеспечению платежей за неработающее население в систему обязательного медицинского страхования; передача на федеральный уровень 15,6 16,8 18,6 полномочий по финансовому обеспечению воинского учета и призыва (в части, финансируемой в настоящее время из местных бюджетов); передача на региональный 23,4 20,5 24,0 уровень полномочий по финансированию среднего профессионального образования; передача на федеральный уровень 9,7 2,0 2,2 полномочий по финансовому обеспечению Федерального закона "О ветеранах" (в части, касающейся инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, жителей блокадного Ленинграда, лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений и др., военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военных учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников войны и ветеранов боевых действий - всего 7 категорий); передача на региональный 57 11,9 12,9 уровень полномочий по установлению и финансовому обеспечению льгот ветеранам труда и труженикам тыла; передача на федеральный уровень 3,7 1,8 1,9 полномочий по финансовому обеспечению Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; передача на региональный 23,9 22,1 26,6 уровень полномочий по финансовому обеспечению основных функций противопожарной безопасности; передача на региональный 210,8 250,6 290,8 уровень полномочий по финансовому обеспечению школ- интернатов для детей-сирот, домов ребенка, детских домов, детей, находящихся под опекой и в приемных семьях; передача на региональный 71,2 73,4 125,0 уровень полномочий по финансовому обеспечению социальной поддержки населения; передача на региональный 105,9 150,6 173,8 уровень полномочий по финансовому обеспечению социального обслуживания населения; передача на федеральный 5,8 9,7 12,0 уровень полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния; Всего 1853,1 2473,8 2840,4 |
|||
5. Баланс -1853,1 -2473,8 -2840,4 |
В 2005 году полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, с учетом пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ), в полном объеме будут финансироваться за счет средств областного бюджета.
Решение о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями будет приниматься Законом Владимирской области "Об областном бюджете на 2005 год" с предоставлением субвенций из фонда компенсаций областного бюджета. Это позволит обеспечить переход от нынешней системы предоставления многих видов социальных гарантий населению "мой мандат - твой бюджет" к системе "мой мандат - мой бюджет", а также повысить ответственность за эффективное управление бюджетными средствами от имени и в интересах населения.
Для обеспечения вертикальной сбалансированности областного и местных бюджетов объем налоговых и неналоговых доходов, передаваемых местным бюджетам составит 3,51 процента от ВРП. При этом, предполагается установить единые нормативы отчислений от налогов, предлагаемые статьей 61.2 проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений":
налога на доходы физических лиц - 20%;
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - 90%;
единого сельскохозяйственного налога - 60%;
государственной пошлины в соответствии с действующим налоговым законодательством - 100%;
земельного налога - 100%;
налога на имущество физических лиц - 100%.
Закрепление единых нормативов отчислений от доходов за местными бюджетами позволит повысить предсказуемость и стабильность налоговых доходов местных бюджетов, создать стимулы экономического развития соответствующих территорий.
Кроме того, планируется зачисление арендной платы за земли городов и поселков в полном объеме в местные бюджеты.
В случае принятия указанного проекта федерального закона с изменениями нормативы отчислений будут скорректированы.
Помимо мер налогового регулирования, в 2005 году предполагается предоставление финансовой помощи местным бюджетам, без фонда компенсаций, в объеме 2,48 процента ВРП.
В составе раздела "Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы" (межбюджетные трансферты) областного бюджета планируется предусмотреть 3 фонда:
фонд финансовой поддержки муниципальных образований;
фонд компенсаций;
фонд софинансирования социальных расходов, а также дотации и субвенции.
Распределение средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований будет производиться на основе сопоставления индексов налогового потенциала и бюджетных расходов местных бюджетов, исходя из бюджетной обеспеченности на 1 человека на выполнение полномочий по решению местных вопросов в сложившихся условиях разграничения полномочий по осуществлению бюджетных расходов между муниципальными образованиями области.
Предполагается также в целях учета объективных территориальных различий в соотношении расходных обязательств установление дополнительных дифференцированных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц, в размере до 30 процентов налога, поступающего в консолидированный бюджет области или до 1,9 процента ВРП.
Фонд софинансирования социальных расходов будет образован в областном бюджете с целью стимулирования расходования средств в социально значимых сферах, через предоставление целевого трансферта при выполнении определенных условий.
Планируется за счет фонда софинансирования социальных расходов в 2005 году финансировать часть расходов на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы и коммунальных платежей бюджетных учреждений.
Отбор муниципальных образований, которым предоставляют субсидии из фонда софинансирования социальных расходов и распределение указанных субсидий между муниципальными образованиями будет осуществляться по единой методике, утвержденной Законом области "Об областном бюджете на 2005 год".
Кроме того, в разделе "Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы" (межбюджетные трансферты) будут предусмотрены субвенции на осуществление учебного процесса и на адресные жилищные субсидии населению, а также сохранены дотации на стабилизацию доходов местных бюджетов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.